Рассказ делано наспех сделано на смех

Поговорки:1. доброе начало половина дела.2. кто труда не боится, того и лень сторонится.3. сила хорошо, а ум

Поговорки:

1. Доброе начало – половина дела.

2. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

3. Сила – хорошо, а ум – лучше.

4. Какие труды, такие и плоды.

5. Золотые руки — золотые дела.

6. Каков мастер – такова и работа.

7. Кто работы не боится, у того и работа спорится.

8. Дело мастера боится.

9. Голова научит – руки сделают.

10. Семь раз примерь – один раз отрежь.

11. Без работы день годом станет.

12. Без хозяина земля – круглая сирота.

13. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.

14. Без дела жить – только небо коптить.

15. Без труда нет добра.

16. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

17. Всякая работа мастера хвалит.

18. Всякий человек у дела познается.

19. Глаза страшатся, а руки делают.

20. Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

ПОСЛОВИЦЫ:

  1. Без труда нет плода.
  2. Воля и труд дивные всходы дают.
  3. Маленькое дело лучше большого безделья.
  4. Советы хорошо, а дело лучше.
  5. Поспешишь — людей насмешишь.
  6. Не спеши языком — торопись делом.
  7. Умелые руки не знают скуки.
  8. Дело мастера боится.
  9. Сделал дело — гуляй смело.
  10. Скучен день до вечера — коли делать нечего.
  11. Что на месте лежит, то само в руки бежит.
  12. В        деле не сила нужна, а умение.
  13. Без        труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  14. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
  15. Где        охота и труд — там поля цветут.
  16. Птицу        узнают в полете — человека в работе.
  17. Кто        первый в труде — тому слава везде.
  18. Рукам — работа, душе — праздник.
  19. Без труда жить — только небо коптить.
  20. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  21. Делу время, а потехе час.
  22. Всякое дело концом хорошо.
  23. Делано наспех — сделано на смех.
  24. Мыло серо да моет бело.
  25. Труд человека кормит, а лень портит
  26. Кто        любит трудиться, тому на месте не сидится
  27. Пролениться — и хлеба лишиться
  28. Терпение        и труд все перетрут
  29. Судят        не по словам, а по делам
  30. Было        бы терпенье — будет и уменье

Загадки:

1.Щука ныряет, весь лес валяет и поднимает. (Коса косит сено)

2.Пять овечек стог объедают,

А пять — прочь отбегают. (Женщина прядет)

3.Зайду на гору-горушку,

Задеру эту телушку,

Кожу брошу, мясо съем. (Лесорубы и дерево)

4.Рукой трясет, а другой дерет. (Лен чешут)

5.Принялась кума за дело,

Завизжала и запела,

Ела — ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

6.Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

7.Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)

8.Сам с локоток, а борода с веник. (Молоток)

9.В лес идет — домой глядит;

Домой идет-в лес глядит. (Топор)

10.Маленький, горбатенький,

Все поле обскакал,

Домой прибежал,

Всю зиму пролежал. (Серп)

11.Летом обувшись, а зимой разувшись. (Соха)

12.Тонка, длинна,

Одноуха, остра,

 Всему  миру красна. ( Игла).

Потешки:

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти —

Дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

***

Любит делать доктор Лола

Всем прививки и уколы,

И, велев «А-а!» пропеть,

Горло палочкой смотреть,

Ставить градусник под мышку,

Слушать трубочкой одышку,

И в особую тетрадь

Все подробности писать.

И мальчишкам, и девчонкам

Мазать ссадины зеленкой,

Руки-ноги бинтовать

И рецепты штамповать.

                                     СТИХИ О ТРУДЕ:

В горшочке цветочек.                                                Вымыла тарелки я

Его листья поникли.                                                  Глубокие и мелкие

Грустит он о чем?                                                     Смеются белолицые.

Угадай его мысли.                                                    «Ах, нравится водица нам».

Что случилось у Маринки?                         Всегда найдется дело для умелых рук,

Перессорились ботинки.                             Если хорошенько посмотреть вокруг.

Рассердились и надулись.                           А тот, кто дела не найдет,

Поменяла их местами –                              Пускай скучает целый год.

Перестали дуться сами.                              И лентяем, и лентяем, и лентяем прослывет.  

Произведения о труде русских авторов:

М. Зощенко «Показательный ребенок».

С. Георгиев «Бабушкин садик».

В. Маяковский «Кем быть?».

М. Познанская «Пойдем на работу».

С. Маршак «Откуда стол пришел»«Мы военные».

С. Михалков «А что у вас?»«Дядя Степа»«Дядя Степа — милиционер».

В Лифшиц «И мы трудиться будем».

Б. Житков «Железная дорога».

М. Ильин «Машины на нашей улице».

Н. Найденова «Ольга Павловна».

С. Баруздин «Кто построил новый дом».

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», «А что у вас?».

С. Михалков «Бабушкины руки».

Н. Носов «Заплатка», «Приключения Незнайки».

В. Осеева «Волшебная иголочка».

К. Чуковский «Федорино горе».

Русские народные сказки:

«Морозко»

«Маша и медведь» 

 «Колобок» 

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) 

«Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки»)

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

 «Репка»  

«Заюшкина избушка»

 «Дочь и падчерица» 

 «Кривая уточка» 

«Лиса и журавль» 

 «Волшебная дудочка» 

«По щучьему веленью» 

«Царевна-лягушка» 

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная»)

«Крошечка — Хаврошечка» 

Фольклор народов мира:                        

Англ. сказка «Три поросенка»

Ш. Перро «Красная шапочка»

Братья Гримм «Бременские музыканты»

А. Милн  «Винни – Пух и все- все- все».

Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».

Предмет:
литературное чтение

Класс: 4

Тема:      
В.Ю.Драгунский «Главные реки»

Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с
творчеством В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить
анализировать прочитанное;

2) развивать
представление о способах создания юмористической ситуации,  умение выделять
главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять
значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного
чтения, чтения по ролям;

3) воспитывать желание
хорошо учиться, быть ответственным и прилежным, дорожить дружбой.

Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка
книг автора, запись аудиоспектакля по рассказу В.Ю.Драгунского «Главные реки»,
пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения.

Тип урока: открытие
новых знаний

Ход урока:

1.Организационный
момент.

2. Речевая разминка.

Я однажды ненароком

Задремала за урокам.

Мне уютно и приятно:

Я на лодочке плыву.

И одно мне непонятно,

Что во сне, что
наяву.

Вдруг неведомо откуда

Раздается вдалеке:

-Шура Волкова, к
доске!

                                             
А.Барто

Задание: прочитать
способом «птичий базар», шепотом, с веселой интонацией, скороговоркой, с
ускорением.

3. Проверка домашнего
задания.

— С каким
произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о
потерянном времени»)

— Зачитайте отрывки,
к которым вы подготовили иллюстрации.

— В каком предложении
заключалась главная мысль сказки? (Человек, который понапрасну теряет время,
сам не замечает, как стареет).

— Есть такое
выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой совет даёт
в сказке Е.Шварц?

4. Сообщение темы и
постановка целей урока

А) Сегодня мы
продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час». Мы вспомним о творчестве
замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского.

— Какие рассказы и
сборники В.Драгунского вам  известны? (Он живой и светится, Заколдованная
буква, Расскажите мне про Сингапур, Тайное становится явным, Друг детства,
Похититель собак и др.)

Б) — Что объединяет
все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).

— А что такое юмор?
(смех, смешная ситуация, когда мы шутим)

Прочитаем в словаре
Ожегова толкование этого слова (понимание комического, умение видеть и
показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая
речь)

— А какие
произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений,
представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и
комическое).

-Прочитайте на стр.
17 учебника название рассказа, который мы сегодня будем изучать.

-Как вы думаете, о
чем может быть это произведение? Рассмотрите иллюстрации к тексту.

-Определите задачи
урока.

5. Работа по теме
урока

1) Слушание
рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» .

2) Проверка
первичного восприятия

— Понравился ли вам
рассказ?

— С каким настроением
вы его слушали?

— Можно ли этот
рассказ назвать юмористическим?

— Какой момент
рассказа показался вам самым смешным?

— Интересно ли вам
было вновь встретиться с героями  Дениской и Мишкой?

3) – Как вы думаете,
мы слушали  просто рассказ? (нет, это был аудиоспектакль).

— Чем отличается
обычное выразительное чтение от услышанного? (здесь каждую роль играл отдельный
актёр, меняли голос и интонации так, чтобы они соответствовали  характеру и
состоянию героя).

-Кто рассказывал всю
историю? (Дениска Кораблёв)

4) Словарная работа:

 кругозор – объём интересов,
знаний

 декламировать –
выразительно читать                  

влепить- ударить

6.Физминутка

7.Продолжение
работы по теме урока

1) Чтение рассказа
детьми (комбинированное)

2) Анализ
произведения

— Кто являлся
рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица главного
героя Дениски)

— Почему он попал в
такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)

— По какой причине
это произошло? (выборочное чтение)

— Проследите путь
Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его
действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался,
бежал, припустился, обошёл, вскочил).

— Вызывают у нас
улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).

— Давайте задумаемся,
почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его
смешным, комичным? (примеры из текста)

·       
Ученик соревновался с
учителем (на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)

·       
Читает не те стихи и
думает, что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)

·       
Говорит запинаясь и
повторяет вопрос  «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время
(мужичонка с ноготком)

·       
Игра слов (неверно
название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)

— Какие ощущения
возникли у мальчика, когда его вызвали к доске? («не хотелось вылезать из-за родимой
парты», «я к ней как будто приклеился»)

— Каким вы
представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему
мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит
зла на учителя, а даже жалеет её)
, злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый,
находчивый, сообразительный
, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый,
трудолюбивый.

— Что вы можете
рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить
друга)

— Какими способами он
пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

— Что вы можете
сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена
двойка?

— Чему научила героя
эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой
старости будет учить уроки)

3) Выбери пословицу,
которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.

·       
Не имей сто рублей, а имей
сто друзей.

·       
Делано наспех – сделано на
смех.

·       
Чем дальше в лес, тем
больше дров.

·       
Враньё не ведёт в добро.

·       
Делу – время, потехе –
час.

 -Чему нас научил
этот рассказ?

4)  Чтение
по ролям

— Кто в основном
ведёт диалог? (учитель и Дениска)

— Какие роли нужно
исполнить? (Дениска, автор, учитель и Мишка)

— Кто должен читать
слова автора? (тоже Дениска, он рассказчик)

8.Рефлексия

-С каким
настроением вы заканчиваете урок?

— Понравился вам наш
урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с помощью которых автор
сделал рассказ смешным)

9. Итог урока

— Могла ли такая
история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими
людьми, как Дениска и Мишка?

— Происходило ли с
вами что-то похожее?

10.Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение по ролям.

Рассказ делано наспех сделано на смехПовтори за взрослым. Следи за звуком [ С ].

  1. Слоги: са-са, са-са-са (медленно  и длительно).
  2. Слова:

сам,

сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный соловей, сорока, садовник, самолёт, самовар, самокат, солдат, солить, сорить,  сабля

1.Игры «Много – нет», «1-2-5» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии.

2.Запомни и повтори: сад-сани-самокат-сапоги.

  1. Проговаривание предложений:

У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.

  1. Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со.
  2. Слова:

сом,

сон,

сок,

соль,

сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь,

солнышко, сорный

3.Игра «1-2-5-9» (согласование числит.ссуществит.) со словами: сом, соболь, сокол.

  1. Проговаривание предложений: Собери сор в совок. Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Сахар в сахарнице, соль в солонке. Сидит сорок  сорок.

1.Слова:

сухари, сукно, сумка, суббота, суп,

сухо, сухой, сутки, суфле, суметь, султан, суета, супруга, судья.

2.Запомни и повтори: сом-сук-сумка-сундук.

3.Предложения:

Сова на суку. На ёлке сухой сук. Соне налили супу.

 В сумке соль и сахар. Саня упал с санок в сугроб.

Слоги: сы-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.

  1. Слова: сыр, сытно, сырой, сырок, сыч, сын, сыпать, сытый, сыворотка, сырник, засыпал.
  2. Предложения: Сынок ел сырок. Сынок сыт. Сыро, надень сапоги. Сыпь сахар в кефир.
  3. «С» в середине слов: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, хвост, свист, мост, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.

Самолёт идёт на посадку.

У Сони русая коса.

В посылке бусы для Сони.

Самолёт высоко над лесом.

На луну пасутся косули.

Сосулька упала в сугроб.

Соня моет посуду.

Собака своих не кусает.

  1. Слоги: ас-ос-уо-ыс, ус-ос-ас-ыс, ыс-ус-ос-ас.
  2. Слова:

квас, класс, ананас, матрос, волос, поднос, космос, ус, вкус, мусс, палтус, уксус, фокус, трус, арбуз, кактус, автобус, мыс, кумыс, овёс.

  1. Запомни и назови: кактус-автобус-ананас-квас.

1.Проговаривание и заучивание предложений:    

Ас-ас-ас – у нас дома газ.                

Ус-ус-ус – у Сони кактус.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас.  

Ус-ус-ус – у Сани автобус.

Ос-ос-ос – в саду много ос.  

     Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.

2. Повтори и укажи место звука «С» в слове(начало,  середина, конец): сапоги, место, флюс, колос,    сумка, сухарь, высокий, атлас, солёный, полосатый.

  1. Слоги: ста-сто-сту-сты, сту-ста-сты-сто, аст-ост-уст.
  2. Слова:

станок, стакан, стадо, стадион, капуста, место, тесто, пусто, густо, стон, стук, ступка,

 ступеньки, пастух,

кусты, мосты, хвосты, аисты, наст, хвост, куст.

1.Согласование местоимений МОЙ, МОЁ, МОЯ с существит.: стакан – мой, капуста – моя, место – моё, станок — …, невеста — …, хвост — …, стадо — …, тесто — ., пастух — ..

  1. Запомни и повтори: аист-хвост-мост-куст.
  2. Словообразование по образцу:

пианино – пианист, такси – таксист, хоккей — …, волейбол — …, баскетбол — …

В саду стоит аист.

Под кустом стоит пастух.

За садом высокий мост.

Петух поднимает хвост.

 Слоги: ска-ско-ску-скы, аск-оск-уск-ыск, уск-ыск-аск.

Слова: каска, киска, миска, маска, скакать, скамейка, скука, иск, писк, обелиск, киоск, воск, пуск, плеск, сколько, скатерть, сковорода, ласка, пропуск, носки, доска.

  1. Именительн. падеж множ числа: киска – киски, миска — …, ласка — …, маска — …, скамейка — …, обелиск — …, киоск — …, скакалка — …, склад — ….
  2. Игра «1-2-5» со словами: миска, скакалка, доска.
  3. Чистоговорка «Киска»(заучивание):

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

  1. Слоги: спа-спо-спы-спу, спы-спу-спо-спа, асп-осп-усп-ысп.
  2. Слова:

спать, спой, спутать, спутник, Спартак, спор, поспорить, проспать, спокойно, спасибо, испытание

3.Выучить чистоговорку о сове и совятах:

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит – на суку сидит.

Выучить чистоговорку :

Взгляни на маленьких совят,

совята вместе тут сидят.

        Когда не спят, они едят.

Когда едят, они не спят.

Игра «1-2-5-9» со словами: сова, совята.

Слова со стечением согласных:

масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать.

1.Выучить:                        Гусаки.        

Идут леском

Гусак за гусаком

Смотрит свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

Гусак у гасака.

        2. Счет от 1 до 10.

Один самолёт, два самолёта и т.д.

Один самокат и т.д.        

        1.ВЫУЧИТЬ:  На санках.

                На санках Саня с Соней

                Едут санки погоняя.

                Санки скок, Саню в бок,

                Соню бух, в сугроб.                

 2.Игра «Поймай звук».

— Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С.

        Собака, кошка, мышка, носорог, лиса, оса, корова, муха, барсук, слон.

— Вспомни и назови все слова со звуком С.

        1.Пересказ.

                        Снежная баба.

        Саня с ребятами лепили снежную гору, а мы снежную бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос – сук от куста. Губы – красные лоскутки. На голове – миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пес Барбос бегал и лаял.

        2. Вспомни и назови слова со звуком С.

Русские народные скороговорки:

Сух сук нёс барсук.

Оса боса и бес пояса.

Влас у нас, Афанас у вас.

Соломы воз возница вёз.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Русские народные скороговорки:

Косарь косил, косу носил.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой – косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку.

Лопатка песочек, косец – пирожочек.

Скороговорки:

Вёз Анос сеять овес.

Посеял овёс. Уродился овёс.

Пришел Анос, скосил овёс,

повязал овёс, сколотил овёс.

Повыбрал овёс, увёз овса воз.

  1. Выучи наизусть.

                Самолёт построим сами,

                Понесёмся над лесами,

                Понесёмся над лесами,

                     А потом вернёмся к маме

  1. Назови предметы и найди место звука в слове.

(сумка, носки, самовар, косынка, слон, колос).

Игра. «1; 2; 5».

/сумка, стол, оса, слон, носок/.

«Подумай, и ответь на вопросы».

Чем солят суп?           Суп солят солью.

Чем косят траву?        Траву косят косой.

Кто сторожит дом?     Дом сторожит собака.

Когда тает снег?         Снег тает весной.

На чём мы сидим?     Мы сидим на стуле.

Где стоит стакан?      Стакан стоит на столе. 

Добавь слово в предложение:   /с опорой на картинки/.

     На соломе сидит………/собака/.

     На суку сидит …………/сова/.

     Высоко летит …………/самолёт/.

     На столе горят…………/свечи/.

     Соня связала тёплые…/носки/.

     Быстро несутся с горы …/санки/.

     У Ларисы новые …………/бусы/.

     В лесу глубокая …………/нора/.

     Сладкий сок из …………../абрикос/.

     На грядке выросла ……../капуста/.

 Выучи поговорку:

Весна да осень,

На дню погод восемь.

  Закончи слово:

Са – са – са – у меня ко…/са/.

Су – су – су –заплету ко…/су/.

Ас – ас – ас – вот стоит Тарас.

Ос – ос – ос – наш Тарас мат…/рос/.

Повтори предложения:

На столе стоит стакан.

Соня стоит на мосту.

В лесу лиса с лисятами.

Под сосной стоит скамейка.

Под скамейкой спит собака.

Над кустом летают осы.

В саду стоит высокая сосна.

     Выучи наизусть.

        У Светы и Сани, в сетях сом с усами.

     Отгадай загадку  и выучи:

             Всю ночь летает,

             Мышей добывает.

             А станет светло,

             Спать ляжет в дупло.

           Кто это? ………./СОВА/.

                 В лесу роса.  На траве роса.

                 На полке посуда.  В лесу высокие сосны.

                 У Бориса русые волосы.

                 Собери сор совком. Стёпа упал из санок в

                 сугроб. Собака видит на суку сороку и

                 лает. Трава сохнет на солнце и пахнет.

                 В саду созрели сладкие абрикосы.

                 На улице сыро.

                 Лариса, клади в суп мясо и фасоль.

Выучи наизусть. «Заяц».  /Е. Александровой/.

             Мчится заяц от лисы.

             Хвост дрожит, дрожат усы.

             Встали сосны на пути.

             От погони не уйти!

             Нет спасения в бору.

             Прыгнул к ёжику в нору.

Свая, свалить, сварить, скатерть, присвоить,  

небосвод, скала, скалка, скамейка, скоро,

сковорода, сказка.

Слабый, слово, слава, сладкий, слон, слух,

 случай, слушай.

 Смог, смотр, смола, смуглый, смыть, снаряд,

сноп, снова, сны. Спать, спорт, спор, Спартак, проспать,  

поспорить, спутник, спутать.

Стая, сталь, ставни, ставить, станция, стакан,

старик, пристань, достать.

Сто, стол, столб, стойка, столько, постой,

настойка.

    Стук, стул,      ступенька,

Игра. «Повтори за мной и выучи наизусть». 

Са – са – са – вот летит оса.

Со – со – со – у Сони колесо.

Су – су – су – мы видели в лесу лису.

Сы – сы – сы – у сома усы.

       Ас – ас – ас – мы пили хлебный квас.

       Ос – ос – ос – очень много ос.

       Ус – ус – ус – у нас хороший вкус.

       Ыс – ыс – ыс – вот высокий мыс.

  1. Повтори и выучи:

Сани, сани едут с горки сами.

Сани, сани, едут сами.

Через горы и леса

Едут сани – чудеса.

                           На санках Саня с Соней

                           Едут, санки погоняя.

                           Санки скок, Соню в бок.

                           Соню – бух, в сугроб.        

1.Игра «Один – много».

             Образец: Одна миска – много мисок.

          Лиса, лес, насос, пылесос, санки, сапоги,

          носок, нос и др.

  1.     Сонная сорока сидела на сосне.

              Снегири и сойки снились ей во сне.

              Скорей! – стонали сойки.

              Спеши! – снегирь свистел.

              Сорока съела сойку  и сон её слетел.

Повтори и выучи чистоговорки:

            Ас – ас – ас – мы с тобою пили квас.

            Ус – ус – ус – ели вкусный мы арбуз.

            Ыс – ыс – ыс – вдалеке мы видим мыс.

            Ос – ос – ос – на улице мороз.

Чтение, беседа и пересказ рассказа.

                  Столовая. 

     Сонина мама работает в столовой. Она

     подметает пол, расставляет стулья к столам.

     Соня помогает маме. Мама моет посуду, а

     Соня расставляет стаканы на подносы.

     Потом они стелют скатерти на столы и

      ставят свежие цветы.  

1.Выучи пословицу:

             «Скучен день до вечера,

         Если делать нечего».

Повтори за мной предложения:

Суп несут в супнице. Ёлку несут из леса.

Высоко на суку сова. Саня рисует самолёт.

На сосне сухие сучья. В сумке свежий судак.

В субботу Соне купят посуду.         Сосулька упала в сугроб. В песочнице сухой песок.

  Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня  увидел ежа. Саня не успел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел  самолёт. Самолёт напугал лису. Мимо ребят  лиса убежала в нору. Потом Саня и Слава повернули к дому. На опушке леса в стогах  сохла трава. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.  

Пересказ текст  «Пастух».

Борис был пастухом. Он пас телят. У пастбища лес. У Бориса есть собака Барбос.  Он помогал Борису. Барбос часто убегал в  кусты, а Борис не пускал его. Еда в сумке у сосны.  Там и водоём с водой. Борис гонит телят,  Барбос помогает. Подогнал Борис телят к  водоёму, лёг под сосной. Потом достал редиску, хлеб, колбасу, мясо.Кость отдал Барбосу. Борис грызёт кость.

   Выучить: Сам я встал сегодня рано.

                 Чистить зубы сам пошёл.

                 Сам умылся из – под крана

                 И расчёску сам нашёл.

        Перед зеркалом стою –

        Сам себя не узнаю.

        Посмотрите на меня:

        Неужели это я?…

                 Нет, такому молодцу  Быть неряхой не к лицу!

  1.  «Какой лес?»  Если в лесу растут:

        Сосны – сосновый       Берёзы – берёзовый

        Ель – еловый               Дуб – дубовый

        Кедр – кедровый         Клён – кленовый.

  1. Заучивание стихотворения:«ЛЕС».

     Он самый настоящий

     Густой и старый лес.

     В его зелёной чаще,

     Полным полно чудес.

     Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                         Сливы. 

     Мама купила Свете сливы. Сливы сладкие и

     сочные. Мама сварила в соковарке сливовый сок.

     Сок получился вкусный.

  • Что купила мама?  Какие они были?
  • Что сварила мама из слив?
  • Какой получился сок?
  • Как называется сок из слив?
  • Упражнение «Найди звук, который потерялся»

Но…с             поко…с             сило…с

         Воло…с         пё…с                 анана…с

         Тара…с         кро…сс              кла…сс

         Ста…с           матро…с           Мар…с

         Сеноко…с     вопро…с           мор…с

         Альбатро…с                           Барбо…с.  

        Помощница. 

         Мама мыла посуду, Соня поставила посуду на

         стол. Она поставила стакан, кастрюлю, сковороду.

  • Что делала мама?
  • Что делала Саня?
  • Какую посуду поставила Саня на стол?
  1. Перескажи рассказ.
  2. Выучи пословицу:

 Не сиди сложа руки – Так не будет скуки.

             Запомни текст и перескажи его.

Сад.

         Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду растут

         ели и сосны. Около ели стоят скамейки. У скамеек

         астры, ирисы и настурции. Саша и Соня гуляют в

         саду. Они сами поливают цветы.

Запомни текст и перескажи его.

                     Зима. 

     Наступила зима. В саду много снега. Соня и Саня  идут в сад. У Сони санки. Соня возит Саню.  За санками бежит собака. Собаку зовут Барбос.

Прослушай, ответь на вопросы, перескажи.

                Собака Снежок. 

     В саду росла сосна. Под сосной стояла скамейка. На скамейке сидела Соня. У Сони есть собака.

– Собаку зовут Снежок. Соня очень любит свою

     собаку. Соня даёт собаке кусок сахара.

  • Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

                            В саду. 

     Соня была в саду. В саду стоит стул со скамейкой.

     Соня села на скамейку. Она стала рисовать.

     Нарисовала сад, над садом самолёт. В небе –

      солнце. Рисунок был неплох.

Упражнение «Ласковые слова»

        Пояс –   поясок –  поясочек

        Колос – колосок – колосочек

        След –  следок –   следочек

        Лист –   листок –   листочек

        Голос – голосок –  голосочек.

Заучивание потешки И. Демьянова

                   «Где сметана?».

                    Раз у нашего Степана

                    Караулил кот сметану.

                    А когда настал обед,

                    Кот сидит – сметаны нет,

                    Помогите – ка Степану,

                    Поищите с ним сметану!

Заучивание считалки:

              Съел комар ведро овса,

              Ехал воз без колеса.

              В полдень выпала роса,

              Вот такие чудеса!

              А не веришь чудесам –

              Сочини считалку сам!

  1. Выучи наизусть:  «ПЁС».

           Молодого злого пса

           В нос ужалила оса.

           Не скули – сказал я псу, —

           Прогони скорей осу.

                               /А. Максаков/.

Чтение и пересказа:

         «Как лиса в лесу живёт».

     В лесу жила лиса. В самом глухом месте

выбрала она себе удобное местечко и стала рыть нору. Это была трудная работа.  Лисе помогал лис. Нора готова, и скоро в ней запищали лисята. Были они маленькие, беспомощные: глазки ещё не видят, ушки не слышат. Малыши  сосали свою мать, а если она уходила,

собирались в кучку и спали.

У сома усы. У папы усы.

У осы усы. Соня у сосны. Сосна высокая.

У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка.

В беседке скамейка.

Судно идет к полюсу.  

Соня несет сумку.

Собака ест мясо.

Наступила осень.

Осыпались листья.

На суку сидит сорока.

Днем совы спят.

Мама сварила суп.

В огороде растут подсолнухи. В стакане сок.

У Саши новая сорочка.

На соломе сидит собака.

 Высоко в небе летит самолет. В саду стоит стол и скамейка. Самосвал свалил песок.

Слава видел космонавтов.                                                                                                                               Соты с медом. Сухая солома. Новая софа. Суп с салом. Соленое сало. Сытный суп. Сутулая спина.

Соловьиная песня.

Я спал на соломе.

Соня солила салат.

Саня написал письмо Соне.

У Ларисы новые сапоги.

Саня снял сандали.

Соня спала на соломе.

Слава сломал стул.

Соня пела соло.

Самолет летит над лесом.

У нас погас газ.

Саня пил квас.

Вася сразу уснул.

На клумбе растут астры. Борис любит  капусту. Береги нос в мороз.

Сосна растет у моста. Пастух сидит у костра. По мосту идет автобус. Всаду спелые абрикосы. У Аси красивые бусы. Из костра летят искры. Пес Барбос грыз кость. Сливовый мусс.

Лисий хвост.

Сосновая смола. Осиновый лес.

Полосатое платье. Ананасное суфле.  

           Подставку ставят.    

           Лесник в лесу,

           а садовник – в саду.  

Перескажите текст:

СВИНЬЯ В ГОСТЯХ

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в  подсвечниках поставила. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на  стол и все сожрала, даже сирень. С тех пор собака на свинью сердита.  

Перескажи текст:

ВАСЯ

   Вася – опытный следопыт. Он понимает лес. Все в лесу оставляют свои следы. Вот следы лося. Лось сломал ствол молодой осины. Вот следы лисы. Лиса поймала сову. А вот сова села на пень и оставила массу пуха. И лиса оставила пух из хвоста. Весной лоси и лисы линяют.

сад

совок

сауна

сайгак

сан

садок

саванна

советник

сани

сатин

самокат

садовник

Савва

сапог

самотёк

сантехник

софа

совет

садовод

событие

соха

сонет

санки

сопение

сова

собака

самбо

сомнение

сайка

соната

сафьян

совпадение

[СА] (в словах со звуками [Л], [Л’])

сало

солома

сабля

соломка

салат

самолёт

сакля

салфетка

салон

Соломон

сальто

соленья

салют

соловей

сандал

солянка

салака

Савелий

солдат

солонина

салями

салки

солонка

сандалия

сари

Сахара

сорняк

сантиметр

сахар

сафари

сапфир

самородок

собор

санитар

Сатурн

сахарница

сапёр

самовар

сардина

санаторий

сарай

сарафан

сарделька

собрание

 [СО]

сок

сочень

сокол

сотка

сом

соло

Сопот

сопка

сон

Соня

солод

сопло

сор

сода

соболь

сотня

соль

соты

сорт

солнце

Сочи

соя

сойка

сотник

Сонин сок.

Сода с солью.

Сонный сом.

Сольный номер.

Сорт сои.

Солнечный Сочи.

Сотня соек.

Сокол над сопкой.

суп

Судан

сумка

сундук

сук

судак

суета

судья

суд

судок

сутки

супница

суть

супонь

судьба

субботник

Сукно в сундуке.

Судья в суде.

Суп в супнице.

Сумка на суку.

Судьба султана.

Суматоха на судне.

Сутки на суше.

Сувенир из Сухуми.

Судак в судке.

скол

скорлупа

скребок

скафандр

скала

скальпель

скрепка

скатерть

скула

склон

скрипка

сковорода

скоморох

сквер

склянка

скумбрия

скалка

склад

складка

скворечник

скакалка

скрипач

скворец

скульптура

Скобы на скале.

Скумбрия на сковороде.

Скакать на скачках.

Скот на склоне.

Скоморох со скакалкой.

Скамейка в сквере.

Скупать скакунов.

Складывать скатерть.

Скальпель в склянке.

Скопление скорпионов.

стук

стан

станок

стопка

сток

стая

стакан

стадия

стык

ступа

студень

статуя

стыд

стопа

стойка

станица

стог

стадо

статья

стадион

стоп

стояк

ставни

студент

Ставить стул.

Стопа статуи.

Стадо у стога.

Старый станок.

Строить стадион.

Стучать по столу.

Стальные струны.

Стручок в стакане.

Стоять на ступеньках.

Столовая для студентов.

Смыть смолу.

Сходить на смотр.

Са, са, са — русая коса.

Са, са, са — хитрая лиса.

Са, са, са — выпала роса.

Са, са, са — в комнате оса.

Са, са, са — верю в чудеса.

Са, са, са — голубые небеса.

Са, са, са — в пакете колбаса.

 [СЫ]

усы

басы

навесы

индусы

часы

насыпь

трусы

косынки

весы

фикусы

волосы

подносы

бусы

фокусы

кулисы

кактусы

косы

укусы

ирисы

посылка

носы

кокосы

полосы

присыпка

Сы, сы, сы — у кота усы.

Сы, сы, сы — починю часы.

Сы, сы, сы — громкие басы.

Сы, сы, сы — курносые носы.

Сы, сы, сы — положите на весы.

[СО]

лассо

осот

особа

колосок

песок

брусок

осока

голосок

кусок

посол

колесо

высотка

висок

фасоль

волосок

антресоль

носок

муссон

поясок

пособие

[СУ]

досуг

косуля

рассудок

посуда

рисунок

государь

Со, со, со — от телеги колесо.

Со, со, со — мы накинули лассо.

Сок, сок, сок — новый поясок.

Сок, сок, сок — намочил носок.

Сок, сок, сок — тонкий колосок.

Сок, сок, сок — высокий голосок.

Соня солила салаку.

Саня едет на санках.

Аня рисует русалку.

Укусы осы опасны.

Сойка прилетела в сад.

Мясо положили на весы.

Лиса выбежала на трассу.

В кадку посадили фикусы.

На столе стоит сахарница.

В саду клумба с ирисами.

Посуду поставили в посудный шкаф.

У Ларисы новый сарафан.

Писателю подарили часы.

В посылке лежали кокосы.

Кактусы вынесут на террасу.

В песочницу насыпали песок.

Объявили посадку на самолёт.

У самоката отлетело колесо.

Мама сварила фасолевый суп.

В салат добавили мясо.

 [АС]

ас

час

Камаз

папуас

бас

квас

наказ

анфас

газ

указ

ужас

отказ

пас

топаз

пояс

компас

таз

показ

ананас

Опанас

 [АС], [ОС] (в словах со звуками [Л], [Р])

лаз

колос

брасс

атлас

глаз

волос

баркас

тормоз

класс

голос

образ

приказ

палас

водолаз

каркас

алмаз

Тарас

Карабас

окрас

Гондурас

Ас, ас, ас — купили ананас.

Ас, ас, ас — получил отказ.

Ас, ас, ас — выключили газ.

Ас, ас, ас — потерял алмаз.

Ас, ас, ас — папа — водолаз.

Ас, ас, ас — наливаю воду в таз.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас.

 [ЫС], [ИС]

мыс

низ

теннис

бенефис

бис

мисс

девиз

Денис

тис

кумыс

Тунис

рис

криз

кипарис

нарцисс

лис

Борис

каприз

карниз

Ис, ис, ис — полетели вниз.

Ис, ис, ис — получили приз.

Ис, ис, ис — рис варил Борис.

Ис, ис, ис — мы кричали: «Бис!»

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис.

Ис, ис, ис — шар на дереве повис.

Ис, ис, ис — с моря дует лёгкий бриз.

Ис, ис, ис — выполню любой каприз.

Ос, ос, ос — на рельсах паровоз.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос.

Ос, ос, ос — вырос абрикос.

Ос, ос, ос — на поляне много ос.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс.

Ос, ос, ос — на палубе матрос.

Ос, ос, ос — щиплет нос мороз.

Ос, ос, ос — отвечаю на вопрос.

Ос, ос, ос — любопытный нос.

Ос, ос, ос — у машины нет колёс.

вуз

фикус

тонус

кактус

туз

укус

бонус

индус

           Ус, ус, ус — на ноге укус.

Ус, ус, ус — поступаю в вуз.

Ус, ус, ус — потерял картуз.

Ус, ус, ус — прилетел индус.

Ус, ус, ус — у кита китовый ус.

Ус, ус, ус — румяный карапуз.

Ус, ус, ус — у тебя хороший вкус.

Ус, ус, ус — получили важный груз.

Ус, ус, ус — пробуем арбуз на вкус.

маска

каскад

пастух

участок

паста

мастак

хвастун

поступок

доска

восход

повязка

космонавт

тоска

восток

частушка

остановка

каска

Остап

доставка

восстание

ряска

раскрой

простуда

гастроном

краска

пострел

острота

атмосфера

расход

простак

раскопка

раскладушка

росток

простор

остриё

настурция

Густое тесто.

Искры костра.

Лист капусты.

Успех артиста.

Весна в пустыне.

Красная краска.

Миска для киски.

Росток чеснока.

Достать блузку.

След от весла.

У Остапа веснушки.

Простая причёска.

Выставка в Испании.

Испугаться ястреба.

Весточка из Эстонии.

Остановка в пустыне.

Установленная нагрузка.

Листва на кустарнике.

Погасли искры от костра.

Занавеска упала на кресло.

Коляску поставили под навес.

У чеснока ароматные дольки.

Каскадёру устроили испытание.

На остановке реклама выставки.

Мы купили хрустальную люстру.

На обед подали вкусную капусту.

Дети были в костюмах на маскараде.

пост

дрозд

мост

тост

хвост

клёст

рост

киоск

куст

выпуск

август

дуст

хруст

пропуск

допуск

отпуск

припуск

Папа надел узкий галстук.

Рекс вилял пушистым хвостом.

Такса лежит под кустом.

Баянист играл фокстрот.

Тома поставила тесто для кексов.

Для столовой купили батистовые занавески.

Аист и дрозд — перелётные птицы.

Туристы раскинули лагерь у костра.

В детстве мы проводили август на острове.

Не в свои сани не садись.

За правое дело стой смело.

Береги нос в большой мороз.

У кого нет совести — нет и стыда.

Лакомый кусочек скорее в роточек.

Свой глаз — алмаз, чужой — стёклышко.

Что делано наспех, то и сделано на смех.

Из пословицы, что из песни, слова не выбросишь.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Выучить:   Слон

Слон — москвич, в столицу он

Был слонёнком привезён

Из соседней из страны,

Той, где водятся слоны.

В. Берестов. 

Выучить :     Арбуз

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки

Все в арбузном соке.

Е. Благинина.

Выучить:  Колыбельная

Совы спят, и спят совята,

Спят слоны, и спят слонята.

Сон коснулся всех зверей.

Засыпай и ты скорей.

Т. Перегудова.

                        Выучить:   Одуванчик зацветёт

В солнечной косынке,

Станет сухо и светло

На лесной тропинке.

Т. Перегудова.

Выучить: Снеговик

Снеговик на весну обижается,

Снеговик от тепла простужается.

У него, если нету мороза,

Капельки падают с носа!

И. Токмакова.

Мы с мамой и сестрой Соней возвращались из Саратова на самолёте.Во время перелёта я всё время смотрел в окно, которое называется иллюминатор. Сначала я видел знакомый лес и извилистую полоску реки. Затем всё закрыл толстый слой облаков и стало бело, как на севере.

Ночью ударил мороз, и к утру выпал первый снег.  На детской площадке не хватало места. Одни дети строили снежную крепость, другие катались на санках с горки, кто-то просто играл в снежки, а старшие ребята слепили снежного зайчика с хвостом и длинными ушами. Рядом слепили смешного снеговика с красным ведром .

Выучи стихотворение.

                         Сам

Варит  сам самовар,

Катит сам самокат,

Ходит сам самоход,

Сам летает самолёт.

Литературное
чтение                           Урок №                        дата 

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки». Оценка героя на основе его
поступков. Пересказ текста от лица героев.

Цель урока:
продолжить знакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением
«Главные реки»; развивать у детей чувство юмора;

Задачи урока: развивать навыки быстрого, правильного и осознанного чтения;
формировать умение самостоятельно добывать новые знания, проникать в глубину
замысла автора ;прививать интерес к чтению.

Тип урока: 
урок обобщения и закрепления знаний.

Ход
урока

1. Организационный момент.             

— Здравствуйте, ребята!

— Начинаем урок литературного чтения.

 Сегодня мы продолжим
знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час». Мы вспомним о творчестве
замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского
.Вчера 
мы познакомились с биографией В.Ю.Драгунского. Сегодня освежим наши знания:

Виктор
Драгунский
навсегда
вписал своё имя в историю литературы благодаря своему недюжинному таланту. За
свою жизнь он написал множество замечательных произведений, самым известным из
которых является цикл «Денискины рассказы».
Самые первые рассказы были напечатаны в
журнале «Мурзилка».

В
течение жизни Виктор Драгунский сменил огромное множество профессий,
от токаря до лодочника. Впервые он вышел на работу в возрасте 16 лет. Ещё в
детстве он научился сложному танцу — чечётке. Ещё до того, как стать
писателем, Драгунский стал актёром.

    После
театральных подмостков он успел поработать в цирке, и даже снимался в некоторых
кинофильмах.

Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке
на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.  А клоуном быть
очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале
делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться.
Виктор Драгунский всё это умел.

А ещё надо было  придумывать веселые
куплеты, песни, монологи, клоунады,  с которыми он выходил на арену цирка.

Особенно любил Драгунский выступать перед
детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими
зрителями .Работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, бабушки и дедушки
просто животики надрывали от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз.

— Какие рассказы и сборники В.Драгунского
вам известны? (Он живой и светится, Заколдованная буква, Расскажите мне про
Сингапур, Тайное становится явным, Друг детства, Похититель собак и др.)

— Кто является главными героями его произведений?
(Дениска и Мишка)

— Что объединяет все его произведения?
(юмористическое содержание, смешные).

— А что такое юмор? (смех, смешная
ситуация, когда мы шутим)

-В словаре Ожегова толкование этого слова
(понимание комического, умение видеть и показывать смешное, насмешливое
отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая речь)

— А какие произведения можно назвать
юмористическими? (особый вид произведений, представляющих изображаемое в
комическом виде, с юмором; нечто смешное и комическое).

ФИЗМИНУТКА

 Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два,
три.

 (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два,
три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз,
два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз,
два, три.

(Шагаем на месте.)

2.Работа с произведением с.17-23

— Кто являлся рассказчиком в тексте? От
чьего лица ведётся повествование? (от лица главного героя Дениски)

— Почему он попал в такую смешную и
комичную ситуацию? (не выучил урока)

— По какой причине это произошло? (выборочное
чтение)

— Проследите путь Дениски в класс в
то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его действиях. (вскочил,
глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался, бежал, припустился,
обошёл, вскочил).

— Вызывают у нас улыбку его действия? О чём
говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).

— Давайте задумаемся, почему нам смешно
было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его смешным, комичным?
(примеры из текста)

Ученик соревновался с учителем (на 5 шагов
обошёл Раису Ивановну)

Читает не те стихи и думает, что учитель
этого не заметит (несоответствие, наивность)

Говорит запинаясь и повторяет вопрос
«что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с ноготком).Игра
слов (неверно название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)

— Какие ощущения возникли у мальчика, когда
его вызвали к доске? («не хотелось вылезать из-за родимой парты», «я к ней как
будто приклеился»)

3.Самостоятельная работа

Каким вы представляете себе Дениску?
Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он
обладает (выбор из списка подходящих качеств характера):

Добрый (не держит зла на учителя, а даже
жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

— Что вы можете рассказать о друзьях
Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

— Какими способами он пытался помочь другу?
Есть ли комизм в его действиях?

— Что вы можете сказать об учителе? Как
менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

— Чему научила героя эта история? Какую
клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (будет всегда  учить уроки)

4.Работа с классом

Давайте подберём  пословицу
подходит к этому произведению и отражает его смысл.

Делу – время, потехе – час.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Враньё не ведёт в добро.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делано наспех – сделано на смех.

5.Вывод:

-Чему нас научил этот рассказ?

6.Пересказ от имени
главного героя и от третьего лица

7. Чтение по ролям

-Что мы называем
диалогом?

image001

— Кто в основном ведёт
диалог? (учитель и Дениска)

— Какие роли нужно
исполнить? (Дениска, автор, учитель и Мишка)

— Кто должен читать слова
автора? (тоже Дениска, он рассказчик)

8. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.

— Могла ли такая история
произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими людьми, как
Дениска и Мишка?

— Происходило ли с вами
что-то похожее?

— Понравился вам наш урок?
Что мы сегодня научились делать? (находить приёмы, с помощью которых автор
сделал рассказ смешным)

— А на следующий урок вы
подготовите выразительное чтение по ролям( по группам)

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый,
справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый,
справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Добрый (не держит зла
на учителя, а даже жалеет её, злой, злопамятный, отзывчивый,
исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный,
глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки»

Цели:  продолжить знакомство учащихся с творчеством
В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить анализировать
прочитанное;

 развивать
представление о способах создания юмористической ситуации, умение выделять
главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять
значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного
чтения, чтения по ролям;  воспитывать желание хорошо учиться, быть
ответственным и прилежным, дорожить дружбой.

Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка книг
автора, пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения (+-),
сообщения детей о жизни писателя.

Ход
урока:

1.Организационный
момент.

2.
Дыхательная гимнастика и речевая разминка.

А)
вдох через нос – выдох через рот и наоборот (3 раза)

Б) Работа
со скороговоркой

Сшит
колпак, да не по-колпаковски,

Надо
колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

(произнесение
с разной силой голоса, с разной интонацией).

3.
Проверка домашнего задания.

— С
каким произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о
потерянном времени»)


Зачитайте отрывки, к которым вы подготовили иллюстрации.

— В
каком предложении заключалась главная мысль сказки? (Человек, который
понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).

— Есть
такое выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой
совет даёт в сказке Е.Шварц?

4.
Актуализация опорных знаний.

А)
Сегодня мы продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час». Мы
вспомним о творчестве замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского. Что
вам уже известно об этом человеке?

·        
Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке,
где жил с родителями. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и
поселились в белорусском городе Гомеле.

·        
Отец его умер от тифа и Виктору
рано пришлось начать работать, чтобы прокормить свою семью. Он работал
шорником, лодочником, актёром в театре и в цирке.

·        
В детской литературе стал
известен как автор серии замечательных рассказов под общим названием «Денискины
рассказы». Имя главного героя было выбрано не случайно, так звали младшего сына
писателя.

·        
Самые первые рассказы были
напечатаны в журнале «Мурзилка».

·        
Умер автор в Москве 6 мая 1972
года.


Какие рассказы и сборники В.Драгунского вам известны? (Он живой и светится,
Заколдованная буква, Расскажите мне про Сингапур, Тайное становится явным, Друг
детства, Похититель собак и др.)

— Кто
является главными героями его произведений? (Дениска и Мишка)

Б) —
Что объединяет все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).

— А
что такое юмор? (смех, смешная ситуация, когда мы шутим)

Прочитаем
в словаре Ожегова толкование этого слова (понимание комического, умение видеть
и показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и
шутливая речь)

— А
какие произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений,
представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и
комическое).

5.
ФИЗМИНУТКА

6.
Новая тема

А)
Слушание рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» (показательное чтение
учителем)

Б)
Проверка первичного восприятия


Понравился ли вам рассказ?

— С
каким настроением вы его слушали?

— Можно
ли этот рассказ назвать юмористическим?


Какой момент рассказа показался вам самым смешным?


Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?

-Кто
рассказывал всю историю? (Дениска Кораблёв)

Словарь: кругозор – объём интересов, знаний

декламировать
– выразительно читать

Г)
Чтение рассказа детьми (комбинированное)

Словарь:
наивное лицо, ежеминутно, не срамись, сговорились, сверх программы.

ФИЗМИНУТКА
(на расслабление мышц шеи и глаз)

Д)
Анализ произведения

— Кто
являлся рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица
главного героя Дениски)


Почему он попал в такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)

— По
какой причине это произошло? (выборочное чтение)


Проследите путь Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые
говорят о его действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел,
примчался, бежал, припустился, обошёл, вскочил).


Вызывают у нас улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик
очень торопился).


Давайте задумаемся, почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как
автор сделал его смешным, комичным? (примеры из текста)

·        
Ученик соревновался с учителем
(на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)

·        
Читает не те стихи и думает,
что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)

·        
Говорит запинаясь и повторяет
вопрос «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с
ноготком)

·        
Игра слов (неверно название
реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)


Какие ощущения возникли у мальчика, когда его вызвали к доске? («не хотелось
вылезать из-за родимой парты», «я к ней как будто приклеился»)


Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми
по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый
(не держит зла на учителя, а даже жалеет её) 
, злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый,
находчивый, сообразительный
, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый,
трудолюбивый.

— Что
вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается
выручить друга)


Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

— Что
вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была
поставлена двойка?

— Чему
научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве?
(до глубокой старости будет учить уроки)

Е)
Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и
отражает его смысл.

·        
Не имей сто рублей, а имей сто
друзей.

·        
Делано наспех – сделано на
смех.

·        
Чем дальше в лес, тем больше
дров.

·        
Враньё не ведёт в добро.

·        
Делу – время, потехе – час.

-Чему
нас научил этот рассказ?

Ж) Чтение
по ролям

— Кто
в основном ведёт диалог? (учитель и Дениска)


Какие роли нужно исполнить? (Дениска, автор, учитель и Мишка)

— Кто
должен читать слова автора? (тоже Дениска, он рассказчик)

7.
Итог урока.


Могла ли такая история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться
с такими людьми, как Дениска и Мишка?


Происходило ли с вами что-то похожее?


Понравился вам наш урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с
помощью которых автор сделал рассказ смешным)

8.
Домашнее задание.

Подготовить 
выразительное чтение рассказа  по ролям.

  • Рассказ детям о натюрморте
  • Рассказ деду морозу про осень 2 класс
  • Рассказ грудное молоко старшей сестры
  • Рассказ грина по закону читать полностью
  • Рассказ графиня и ее дочери