Рассказ дедушкин валенок пришвин

Интересный рассказ горячий камень читать онлайн полностью, аркадий гайдарiжил на селе одинокий старик. был он слаб, плел корзины, подшивал валенки,

Интересный Рассказ Горячий камень читать онлайн полностью, Аркадий Гайдар

Рассказ Горячий камень читать онлайн полностью, Аркадий Гайдар

I

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

II

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

III

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

IV

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

V

Измазавшись грязью и глиной, с трудам вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

VI

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? — вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

VII

С тех пор прошло много лет, но камень тот тал и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня И пошел прочь — своей дорогой.

1941

ПРИМЕЧАНИЯ

Аркадий Гайдар был уже на фронте, когда в журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9, появилась его сказка «Горячий камень». Он написал ее в апреле этого же года незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Бывший редактор журнала В.И.Семенов вспоминает, как Аркадий Гайдар впервые читал ему эту сказку.

«В чтении его не было ни пафоса, ни декламации. Иногда он делал паузы, которые давали возможность пережить происходящее… Казалось, он не читал, а рассказывал о действительно случившемся и очень-очень для всех нас важном».

В.И.Семенов прав. За доброй усмешкой писателя над своим рассказом и над самой формой сказки — ну подумайте, какая это волшебная печать: «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые»! — за всем этим лежит простая и вместе с тем очень важная мысль: жизнь дается человеку один раз, ее нужно прожить достойно, ее нельзя будет потом «переписать набело».

Обращаясь в сказке к маленьким читателям, Аркадий Гайдар говорит сокровенное о себе самом:

«И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!»

Теги: волшебная

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.


весь текст



23 761 зн., 0,59 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Правда или вымысел, сон или явь, было или не было, кто теперь разберёт?


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

irsai 637636120300771486

Марина Ирсай


забрала в обзор, подозреваю, что это было бы прекрасно в озвучке

 раскрыть ветвь
 2

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

не знаю, Марин. не самый удачный раск, тут речь сложновата как для первого лица.

 раскрыть ветвь
 1

MikeCrow 637517388757966095

Mike Crow


Классный рассказ! Очень атмосферно написан!

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

muchacha 637497086986291485

 раскрыть ветвь
 5

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Леночка)) привет. Если светлого хочешь, то читай рождественский сборник и сказочки. А так всё мрачно, да.

 раскрыть ветвь
 4

kammerherr 637643519460426844

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

ziruca1 637203891009449155

 раскрыть ветвь
 3

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 2

Dayneen1 637175227735527914

Dayneen


Хорошая сказка! Если опустить начало про синьку, можно и детям лет двеннадцати почитать. )

 раскрыть ветвь
 3

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Да? А я её не люблю. Примитивной мне кажется и с повествованием от первого лица — беда. 

Спасибо)

 раскрыть ветвь
 2

guziv ostriv 637432172946200740

Сергей Баранов


Красивая сказка, интересно было, глотнул с удовольствием. Спасибо. А какие грибы тестюха захавал, история умалчивает?

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

О, какие угодно) Ведь он в них не разбирался) Вполне реально, что и псилоцибы)))

Спасибо за отзыв!

 раскрыть ветвь
 0

VadimBulaev 637538106537823703

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

evlampia 637769048166681843

Евлампия


Совсем не моё.

Но я прочитала, да. 

И написано хорошо. Ну как обычно так хорошо, что противно.? 

А вообще жаль, что он в финале ничего там не нашёл в этих ведьминых кругах.

 раскрыть ветвь
 12

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 11

eauvive2017 636834390190196063

Светлана Макарова


А вообще когда дошла до середины текста, подумала, что лисички — это ожившие грибы, как и незнакомец. Он типа какой-нибудь боровик или дедушкин табак… Просто в детстве моё воображение будоражила книжка Война грибов с ягодами. Видимо, это оттуда. ?

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Занятно)) Не, лисички это моя верная фобия)

 раскрыть ветвь
 0

ykres2010 637331859752643043

Y Kres


Хорошо и даже не слишком мрачно. Но полесские рассказы сильнее.

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

mimra 08 637100427453402918

Ольга Кравченко


Я твой рассказ открыла утром, и смогла дочитать только сейчас. Работа отвлекала постоянно ? , лисички понравились, ага, пьяный тесть у тебя прям соловушкой заливается, будто и не водку с самогонкой пил а капучино с корицей весь вечер тянул. Хороший рассказ, правда я все время ждала, что придет Чугайстер и прогонит покойника, или съест.

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

eauvive2017 636834390190196063

Светлана Макарова


Вот я-то и буду за Пришвина ругацца. Если душа требует кружавчиков, то зачем делать повествование от первого лица, а не от третьего? Тем паче, если это первое лицо набухалось до поросячьего визга??  ? Меня за подобное несоответствие застыдили — девушка-циркачка, оказывается, не может связно балакать о своей судьбине.

 раскрыть ветвь
 2

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Ну, исправить тут никак, проще выбросить) про девушку циркачку, которая с бородой? 

 раскрыть ветвь
 1

Schnaps 637046461403726971

Дрынкин Шнапс


Вот на что алкоголь животворящий способен! Тесть — чисто Пришвин.

 раскрыть ветвь
 3

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Агасики, проёб с Пришвиным. Все на это ругаются. Прошу пардону

 раскрыть ветвь
 2

phantazm 636845058271295131

Георгий Ланской


Читаю, читаю, недоумеваю, думаю — где ж Пяткина-то? Что за люли-люли… А потом бац — и Пяткина. Шарман, шарман. Прям пахнуло старыми добрыми конкурсами ЭФ, когда за такое ставил Гранд-батман)))) А не какую-нибудь фуэту. В общем, гранд-батман тебе)

 раскрыть ветвь
 2

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Спасибо, Георгий) А меня за него там ругали ругали когда-то. Тут народ не ругачий, даже некому критикнуть за неуместный высокий штиль)))

 раскрыть ветвь
 1

bespyatkin 637482390229882049

Беспяткин


Штоб не протуканить нажму кнопочку «В библиотеку»…

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

evlampia 637769048166681843

 раскрыть ветвь
 2

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Это не такое, как тебе нравится, но почитай)

 раскрыть ветвь
 1

brkuznetsov1 637262020269631990

Бр-Кузнецов


Душевная история. Но вывод какой-то успокоительный. Этим до полесского рога и не дотягивает. А могло ж стрястись ужо на момент пересказа какое-нить лютое страхобесие)

 раскрыть ветвь
 2

penzli4ok1 637763898106472648

Мари Пяткина

автор

Да не только этим, он по структуре другой, нет сквозных персов и всё такое. Спасибо, Александр)

 раскрыть ветвь
 1

selbork 637752864249583503

Vikota


О, класс, перечитала с удовольствием. Зачетная страшилка. ??

 раскрыть ветвь
 5

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 4

ostgot061 637715334082555292

 раскрыть ветвь
 1

penzli4ok1 637763898106472648

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

penzli4ok1 637763898106472648


35K



321



275

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  

Тема

Вид деят-ти

задачи

цели

примечание        прим

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Фронтальные занятия — 2 раза в неделю.

1

Овощи. Огород.

НОД

*Образование существительных с суффиксами

(-чик-чок- :лучок, помидорчик)

уменьшительно-ласкатель-ного значения

*  Существительные именительного падежа ед. и мн. числа. (окончания: ы,и — огурцы, кабачки), согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

*Учить строить схем рассказа (пофразно — параллельное высказывание взрослого и ребенка). «Огурец — помидор»

 *Учить пересказывать текст совместно  небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием с педагогом с опорой на предметно-графическую схему, составленную логопедом. Формировать представления о том, что называние отдельных слов не является рассказом (сравнение рассказа и набора слов из него). Т.Ю.  Бардышева №2 «Как огородники ухаживали за огородом». 

2

Фрукты. Ягоды. Сад.

НОД

*Образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения-чик-  бананчик

* Образование глаголов с приставками на-, по, вы- : нарезать, порезать, вырезать.

*Существительные именительного падежа

ед. и мн. числа. (окончания: ы,и — огурцы,

кабачки)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразное параллельное высказывание ребенка и ребенка). «Яблоко — груша»

*Продолжать учить пересказывать текст с опорой на предметно — графическую схему (коллективное составление схемы) Продолжать формировать представления о том, что называние отдельных слов не является рассказом (сравнение рассказа и набора слов из него) Т.Ю. Бардышева №2 «Наш сад».

3

Деревья. Грибы.

НОД

Образование относительных прилагательных (лист берёзы берёзовый)

Согласование числительных с существительными (одна лисичка, две лисички, пять лисичек)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразно — параллельное высказывание взрослого и ребенка). «Яблоня — береза».

*Учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему (самостоятельное составление схемы детьми) и предметные картинки. Формировать представления о том, что бессвязный набор предложений не является правильно построенным рассказом (сравнение рассказа и бессвязного набора предложений). Т.Ю. Бардышева №2. «Как садоводы ухаживали за садом».

4

Осень.

НОД

 Образование прилагательных от наречий (солнечно-солнечный, ясно-ясный, холодно-холодный, пасмурно-пасмурный).

Согласование числительных с существительными.

 Усвоение значения и  употребление предлога «на» (винительный падеж). Листья падают на землю.

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом).

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметные картинки.

*Продолжать формировать представления о том, что бессвязный набор предложений не является правильно построенным рассказом (сравнение рассказа и бессвязного набора предложений). Н. Сладков «Осень на пороге».

5

Части тела.

НОД

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( –чк-, к- рука-ручка, нога – ножка).

* Согласование местоимений «мой-моя» с существительными мужского и женского рода. Моя рука. Мой живот.

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (пофразное параллельное высказывание ребенка и ребенка). «Кукла Таня – кукла Катя»

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на предметно-графическую схему (самостоятельное составление схемы детьми) и серию сюжетных картин. Формировать представления о том, что отдельные коммуникативно-слабые предложения из рассказа не являются целостным  рассказом (сравнение рассказа и отдельного предложения из него). Т.А. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу» (конспект №9)

6

Семья.

НОД

Образование притяжательных прилагательных (мамин, папин, бабушкин, дедушкин и т.д.)

 Употребление существительных в

 творительном падеже ед.и мн. числа.

Братик играет корабликом (ами). 

 Употребление существительных

 в винительном  падеже с предлогами «в», «на» ( Сестра идёт в комнату.

Мама сидит на диване.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Портрет»

*Продолжать учить пересказывать текст с опорой на предметные картинки. Формировать представления о том, что отдельные коммуникативно-сильные предложения из рассказа не являются целостным рассказом (сравнение рассказа и отдельного предложения из него). Т.А. Ткаченко  «Вечер» или «Два брата».

7

Одежда.

НОД

Образование относительных прилагательных (меховая, шерстяная и т.д.)

* Согласование местоимений – мой-моя- с существительными мужского и женского рода.

Мой сарафан. Моя юбка.

* Изменение существительных по числам  (мн.- ед. число, юбки-юбка).

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Сарафан»

*Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему, составленную логопедом, используя межфразовые средства связи (наречия  «сначала», «потом»). Учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта). Т.Ю.Бардышева №2. «Как бабушка подарила Кате сарафан»

8

Обувь.

Головные уборы.

НОД

* Образование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами  –чк-, -к-.

(Ботинки-ботиночки, сандалии-сандалики.)

Образование относительных прилагательных.

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. (Это красная шляпа. Это белый колпак. Это красивые туфли.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа ( договаривание предложения, начатого логопедом). «Кепка»

*Продолжать учить самостоятельно пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта). Т.А.  Ткаченко Т.А. «Как Алеша хотел белку испугать».

9

Домашние птицы.

НОД

Образование существительных с суффиксами –ёнок,

-онок -, -ат-, -ят- (гусёнок, гусята, индюшонок, индюшата.)

* Употребление существительных в

творительном падеже с предлогом  «над»

(Над котом гусь.)

*Употребление существительных множественного числа родительного падежа (много уток, гусей и т.д.)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом). «Домашние птицы»

*Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картину. Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его не полного варианта). К.Д.Ушинский  «Петушок с семьей».  ( Конспект №10).

10

Домашние животные.

НОД

* Образование глаголов с приставками  при –, вы –, по -.

-Употребление существительных в

творительном  падеже с предлогом  «под».

-Образование существительных с суффиксами –ёнок,

-онок -, -ат-, -ят- (котенок, теленок,  щенята )

* Употребление существительных множественного числа (много телят)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом): «Домашние животные»

*Учить составлять рассказ с опорой на предметные картинкам, используя межфразовые средства связи

 («однажды», «как-то раз», «один раз»). Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его деформированного варианта).

 (конспект №11).

11

Дикие животные.

-Образование существительных с суффиксами -онок, -ат-, -ят- (зайчонок, зайчата, лисёнок, лисята).

-Употребление существительных множественного числа (много лисят) .

-Употребление сущ-х с предлогами на,под, в,из.

Употребление существительных в дательном падеже без предлога

(Кому дашь морковку?…зайцу)

 Согласование глаголов прошедшего времени с существительными ед. и мн. числа.

(Спал медведь — спали медведи)

*Продолжать учить строить небольшие по объему тексты описательного характера с помощью педагога с использованием схем рассказа (договаривание предложения, начатого логопедом): «Дикие животные»

*Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин , используя межфразовые средства связи (« однажды», «как-то раз», «один раз»). Продолжать учить видеть причинно-следственные связи и осознавать текст как единое целое, обладающее тематической завершенностью (сравнение рассказа и его не полного варианта). Н.Э Радлов «Как ёжик яблоки таскал».

                                                           II период обучения (декабрь, январь, февраль) Фронтальные занятия 3 раза в неделю

(2 занятия интегрированы с занятиями по подготовке и овладению элементарными навыками письма и чтения)

12

Посуда

НОД

 Образование относительных  прилагательных  со значением соотнесённости  с  посудой.

Чашка для кофе – кофейная чашка.

 Употребление существительных в косвенных падежах, с предлогами «в», «на», «с(со)».  Ложка лежит в стакане.

Стакан стоит на столе. Я взял стакан со стола.

 Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе.

 Стеклянный стакан, стеклянные стаканы, глубокая миска.

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Посуда»

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на серию сюжетных картин. Учить  включать в текст элементы описания. Учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. Г.А Каше «Собака Пушок»

*Формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему: Т.Ю.Бардышева  №2. «Как Маша встречала гостей» 

13

Продукты питания

НОД

 Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости с продуктами  питания.

Хлеб — хлебный, молоко – молочный.

Употребление существительных в косвенных падежах (винительный падеж), с предлогами «в», «на» ( в супе, в пироге, на хлеб, на булку)

* Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Молочный (ая) суп (каша)

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему, включая элементы описания. Познакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена существительного местоимением). Т.Ю. Бардышева . №1 «Соня и собака»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин  с использованием межфразовых средств связи (союза «и»).Учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: О.С Гомзяк  «Семейный ужин»

14

Зима

НОД

 Образование глаголов с приставками

 вы-, на- (Выехал, наехал.)

 Образование относительных прилагательных  от существительных (снег, зима, вьюга, метель: снежный, зимний, …).

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами «на», «с (со)».

На снегу стоят санки.

Мальчик упал с горки

*Продолжать учит пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметные картинки. Продолжать учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. «Зима» Н.С. Жукова и др.

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин с использованием  межфразовых средств связи (союза «и»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: Т.А. Ткаченко «Про девочку Машу и снеговика»

15

Новый год.

НОД

Образование прилагательных от существительных (праздник — праздничный, волшебство – волшебный, чудеса – чудесный)

* Изменение формы глагола

 III л. —  I л. ед. и мн. числа (поёт-поют-пою).

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему. *Продолжать знакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена существительного синонимом). Т.Ю.Бардышева  №2. «Как в детском саду встречали Новый год» 

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии картин  с использованием  межфразовых средств связи (союза «а»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: О.С Гомзяк «Новый год на пороге» 

16

Зимние забавы.

НОД

 -Образование глаголов с приставками

 с-, по-, у-, за-  (поехать, уехать, заехать).

-Употребление существительных в

родительном падеже мн. числа (лопат, лыж).

* Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц с опорой на сюжетную картину. Учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (рассказ, стихотворение). О.С Гомзяк. «Общая горка»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с использованием  межфразовых средств связи (союза «а»). Продолжать учить придумывать название рассказу в соответствии с содержанием: «Зимние забавы».

17

Мебель. Комната.

НОД

Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости  с различными материалами.

(Деревянный, кожаный)

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе.

(Мягкий диван, мягкое кресло)

 Употребление существительных в косвенных падежах (родительный падеж), и с предлогом «из» (окончание –а-

шкаф –шкафа – из шкафа).

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Мебель»

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить  сравнивать повествовательный и описательный рассказы. Н.Э. Теремкова «Солнышко на столе»

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему, с использованием  межфразовых средств связи (союзов «и», «а»): Т.Ю.Бардышева №2. «Как папа и мама покупали мебель»

18

Зимующие птицы.

НОД

  Образование сложных прилагательных

(длиннохвостый, остроклювый и т.п.)

Образование приставочных глаголов от глагола лететь. (за-, у-, при-, от-, вы-)

Употребление предлогов «на» в предложном падеже,

( На ветке.);

 «под» в творительном падеже с окончанием

-ом, -ой.  (Под деревом, под веткой)

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Зимующие птицы».

*Продолжать учить пересказывать текст связно, последовательно с опорой на предметно-графическую схему. *Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания. (конспект №12).

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему. Закреплять умение придумывать название рассказу в соответствии с содержанием. Продолжать знакомить с правилами смысловой связи предложений в рассказе (замена глагола синонимом). Т.Ю.Бардышева  №1 «Кормушка»                           

19

Домашние и дикие животные.

НОД

 Образование глаголов, обозначающих голоса животных. (хрюкать, рычать).

Образование притяжательных прилагательных с  суффиксом –ий  (лисий хвост, медвежий нос.)

 Согласование существительных с прилагательными в роде, числе (пушистый кот, пушистая кошка, пушистые котята)

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы.

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по  серии сюжетных картин, включая в повествование элементы описания. Н.Э.Радлов «Как кошка сама себя наказала» (конспект № 13)

*Формировать навык составления сказки по предметным картинкам. Закреплять умение придумывать название сказки в соответствии с содержанием. Продолжать учить  понимать особенности разных жанров литературных произведений (сказка, рассказ). ( Конспект №14)

20

Транспорт.

НОД

  Образование глаголов с приставками

под-, пере-, у-, с-

Подъехал, переехал, уехал, съехал.

Образование относительных прилагательных (железный, пластмассовый, металлический).

Изменение глаголов по временам (настоящее-прошедшее; едет — ехал).

 Согласование глаголов настоящего,

прошедшего времени с существительными

в ед. числе (машина едет – машина ехала).

*Продолжать учить описывать разнообразные объекты, совместно с педагогом, придерживаясь схемы: «Транспорт».

*Продолжать учить  пересказывать рассказ связно, последовательно, включая в повествование элементы описания. Н.С Жукова.  «Как Саша первый раз увидел самолет».

*Формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами усложнения   (дополнение эпизода): Г.А. Каше «Доигрались».

21

День Защитника Отечества.

Транспорт.

НОД

Образование существительных с помощью суффиксов –-ист (танкист, артиллерист, парашютист, связист); — чик (лётчик, ракетчик. зенитчик, миномётчик).

Согласование существительных с числительными.

* Изменение формы глаголов III л. – I л. ед.

 и мн. числа

 (иду, стреляю, плыву, шагаю; идёт-идут-иду).

*Продолжать учить составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы: «Мой папа» (дедушка)

*Продолжать формировать навык составления короткого рассказа по серии картин  с использованием межфразовых средств связи (союзов «и», «а»). Продолжать учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (рассказ, стихотворение).О.С. Гомзяк «Граница Родины на замке».

22

Профессии. Орудия труда.

НОД

Образование существительных с помощью суффиксов

-щик (Носит багаж  — носильщик, сваривает трубы – сварщик, кладёт камни — каменщик и т.д.)

*Употребление существительных в косвенных падежах (дательный падеж).

(Автомобиль нужен (кому?) водителю)

*Употребление существительных в косвенных падежах (творительный падеж) в значении орудийности.

(Гвоздь забивают (чем?) молотком)

* Употребление существительных в

творительном падеже с предлогом « под» —

под столом;

 в дательном падеже с предлогом  «к» —

к столу.

Продолжать формировать навык составления описательного рассказа по схеме с использованием межфразовых средств связи (союзов «и», «а»). (конспект №15).

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение связно, последовательно, интонационно передавая диалог действующих лиц, с опорой на серию сюжетных картин. Продолжать учить понимать особенности разных жанров литературных произведений (сказка, рассказ). Г.М. Цыферов «Жил на свете слоненок»

III период обучения (март, апрель, май) Фронтальные занятия 3 раза в неделю

                                         (2 занятия интегрированы с занятиями по подготовке и овладению элементарными навыками письма и чтения)

23

Мамин праздник.

Профессии.

НОД

Образование существительных женского рода от существительных мужского рода с помощью суффиксов

-ниц, -их, -к (портной-портниха, пианист-пианистка, учитель-учительница)

*Употребление приставочных глаголов в значении законченности действия  

(учил – научил; варил – сварил).

* Согласование глаголов с существительными в роде, числе.

Испёк, испекла, испекли – пирог

*Продолжать учить составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы: «Моя мама»

*Продолжать учить пересказывать текст. Учить включать в повествование диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность событий и добавлять последующие события с опорой на предметно-графическую схему. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе (замена глагола синонимом). Т.Ю.Бардышева №2. «Как Вика поздравила маму с праздником»

*Учить составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта (по аналогии с содержанием картины)  с использованием межфразовых средств связи (подчинительного союза « потому что»): О.С. Гомзяк «Один дома».

24

Улица. Дом.

НОД

*Образование относительных прилагательных с суффиксами –ен-, -ян-: деревянный, каменный.

* Образование сложных  слов (одноэтажный, многоэтажный).

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже) (Красивая улица, красивых улиц)

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами   усложнения (изменение начала): Н.Э. Теремкова «Щенок»

*Продолжать учить составлять сказку с опорой на серию сюжетных картин  с использованием межфразовых средств связи (союз «а»). Продолжать формировать навык последовательно излагать события с элементами усложнения (изменение конца сказки) «Три поросенка»  конспект №16).

25

Наш город

НОД

* Образование существительных при

 помощи суффиксов –ок-, -ищ- в значении

увеличения.

*Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

*  Употребление глаголов настоящего

 времени

(Что ты сделаешь, чтобы город стал лучше).

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами   усложнения (дополнение эпизода): В.К.Воробьева «Случай в деревне»

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на наглядно-графические схемы с использованием межфразовых средств связи (подчинительный союз «чтобы»). Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. «Город, который я люблю»

26

Весна.

НОД

* Образование относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -ев-

* Употребление слов -антонимов.

(шумный — тихий)

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Голубое небо, голубой ручей, голубая сосулька.

Согласование существительных с числительными.

*Закреплять умение составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы. Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. «Весна»

*Продолжать учить составлять рассказ и сказку по предметным картинкам с использованием межфразовых средств связи («однажды», «как-то раз», «один раз», «и закончилось все») Продолжать учить понимать особенности разных жанров (стихотворение, сказка, рассказ). (конспект №17)

27

Перелетные птицы.

НОД

* Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом –еньк-

(серый – серенький).

* Образование приставочных глаголов

 от глагола лететь  (при-, у-, под- и т.д.)

 Употребление существительных в

родительном падеже ед. и мн. числа

 (крыло — крыла, крыльев)

Закреплять умение составлять описательный рассказ, придерживаясь схемы. Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. (конспект №18)

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Продолжать учить включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий с опорой на предметные картинки.  В.Зотов «Сказка про щегла».

28

06.04

Деревья.

НОД

Образование относительных прилагательных с суффиксами –ов-ин-

Березовый, тополиный.

* Употребление существительных в

дательном падеже с предлогом – к-;

(к осине)

в родительном падеже с предлогом –от- (от осины)

*Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

(Берёзовый сок, берёзовая роща, от берёзовой рощи.)

*Продолжать учить пересказывать текст. Продолжать учить  включать в повествование элементы описания, соблюдать временную последовательность событий и добавлять предшествующие и последующие события с опорой на серию картин. Г.А. Каше «Вороны»

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами  усложнения (дополнение эпизода). Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить  к составлению рассказа-рассуждения. Т.А.Ткаченко «Случай в лесу»

29

Труд людей весной.

НОД

* Образование приставочных глаголов от глагола «сажать», «копать».

*Употребление существительных мн. числа родительного падежа

(Я почистил  много картофеля, моркови).

* Согласование глагола настоящего времени

I л. и III л. с существительным

ед. и мн. числа.

 Сажаю – сажают морковь.

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность с опорой на серию сюжетных картин

р.н.с. « Колосок»

*Продолжать формировать навык последовательно излагать события по серии сюжетных картинок с элементами усложнения (дополнение эпизода) Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить детей к составлению рассказа-рассуждения. О.С. Гомзяк « Богатый урожай». 

30

Насекомые.

НОД

*Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом – еньк- (чёрненький).

* Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин- (пчелиный, муравьиный, комариный).

*Согласование прилагательного, имеющего ласкательное значение с существительным в

роде, числе, падеже.

 (чёрненький жучок; черненькие жучки)

* Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами.

В саду, к саду, от сада, о саде…

*Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, соблюдать временную последовательность событий с опорой на серию сюжетных картин. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе. Н.Э. Теремкова «Как грач спас росток» 

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи (подчинительных союзов «потому что», «чтобы»). Т.Ю. Бардышева №1  «Жук»

 .

31

Цветы.

Нод

* Образование приставочных глаголов от глагола цветёт (расцветёт, зацветёт, отцветёт).

Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с суффиксом – еньк- (беленький, жёлтенький.)

Употребление существительных ед. и мн.

 числа в дательном падеже с предлогами и без предлога.

(Подарю ромашку (кому?) ветерану.

Подойду (к кому?) к ветерану.)

Продолжать учить пересказывать литературное произведение. Продолжать учить детей включать в повествование элементы описания. М.И.Пришвин «Золотой луг». 

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи (подчинительных союзов «потому что», «чтобы») Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе. Т.Ю. Бардышева №1  «Коза и роза» 

32

Рыбы.

НОД

*Образование относительных прилагательных (речная, морская, аквариумная).

* Упражнение в употреблении глаголов с разными приставками: от-, под-, в-, пере-  от глагола «плыла».

* Упражнение в согласовании имён сущ-х с числительными (1 рыбка, 2 рыбки и т.д.)

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (рыбный суп, рыбная котлета, рыбное суфле)

*Продолжать учить составлять небольшой рассказ по сюжетной картине с опорой на предметно-графическую схему с использованием межфразовых средств связи. Закрепить правила использования смысловой связи предложений в рассказе: Т.Ю.Бардышева  №1«Рыбный суп»

33

Лето

НОД

* Упражнять в умении подбирать слова -признаки к  словам — предметам (роза –какая? лето – какое? стебель – какой?)

*Употребление существительных ед. и мн.

числа с предлогом «с(со)»

(Ромашки рядом с одуванчиками)

* Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

(жёлтых одуванчиков, о цветущем ландыше)

* Согласование существительных,

прилагательных, глаголов в роде, числе,

падеже.

(Распустились душистые васильки)

*Продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине и из личного опыта с использованием межфразовых средств связи: подчинительных союзов «потому что», «чтобы». 

*Продолжать формировать представления об особенностях рассуждения как типа речи: тезис — доказательство-вывод. Подводить к составлению рассказа-рассуждения. О.С. Гомзяк «Лето красное пришло»

                                                                                                                                                            Учитель — логопед: Румянцева Е.Н.

Дедушкин валенок рассказ Пришвина читать

Рассказ Пришвина Дедушкин валенок показывает, что жизнь бесконечна, в природе всему находится место и применение. Дедушка Михей постоянно подшивал свои старые-престарые валенки. А когда они покрылись трещинами, решил заморозить. Трещины заполнились льдом, и обувь еще послужила. Но однажды дед, забыв снять валенки в сенях, залез на печь. На сей раз спасти их не удалось: оттаявший войлок развалился. Михей зашвырнул один валенок в репейник и сказал, что птички и зверьки с удовольствием растащат шерсть по гнездам. Весной птицы принялись раздирать войлок на клочки. Так тепло дедушкиного валенка помогло пернатым вывести и вырастить птенчиков. Следующей весной они вернутся, найдут в старых гнездах остатки шерсти, и все повторится. Вот и выходит, что дедовы валенки вечные.

Хорошо помню – дед Михей в своих валенках проходил лет десять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит бывало себе на ноги и скажет:

– Валенки опять проходились, надо подшить.

И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет – и опять валенки идут, как новенькие.

Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные.

Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.

– Это у тебя от холодной воды, – сказал фельдшер, – тебе надо бросить рыбу ловить.

– Я только и живу рыбой, – ответил дед, – ногу в воде мне нельзя не мочить.

– Нельзя не мочить, – посоветовал фельдшер, – надевай, когда в воду лезешь, валенки.

Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. Но только после дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, а и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.

«Верно, это правда, – подумал я, – что всему на свете конец бывает, – не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец».

Люди стали деду указывать на валенки:

– Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.

Не тут-то было! Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул валенки в воду – и на мороз. Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла и лед заделал трещинки. А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные: мне самому в дедушкиных валенках приходилось незамерзающее болото зимой переходить, и хоть бы что.

И я опять вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда и не будет конца.

Но, случилось, однажды дед наш захворал. Когда пришлось ему по нужде выйти, надел в сенях валенки, а когда вернулся, забыл их снять в сенях и оставить на холоду. Так в этих обледенелых валенках и залез на горячую печку.

Не то, конечно, беда, что вода от растаявших валенок с печки натекла в ведро с молоком, – это что! А вот беда, что валенки бессмертные в этот раз кончились. Да иначе и быть не могло. Если налить в бутылку воды и поставить на мороз, вода обратится в лед, льду будет тесно, и бутылку он разорвет. Так и этот лед в трещинках валенка, конечно, шерсть везде разрыхлил и порвал, и когда все растаяло, все стало трухой.

Наш упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить и походил даже немного, но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.

– Верно, правда, – сказал дед всердцах, – пришла пора отдыхать в вороньих гнездах.

И всердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники, где я в то время ловил щеглов и разных птичек.

– Почему же валенки только воронам? – сказал я. – Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку.

Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком.

– Всяким птичкам, – согласился дед, – нужна шерсть на гнездо, и зверькам всяким, мышкам, белочкам, всем это нужно, для всех полезная вещь.

И тут вспомнил дед про нашего охотника, что давно ему охотник напоминал о валенках, – пора, мол, их отдать ему на пыжи. И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.

Тут вскоре началась птичья пора.

Вниз к реке на репейники полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. Каждая птичка его заметила, и когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи стали разбирать на клочки дедушкин валенок. За одну какую-то неделю весь валенок по клочку растащили птички на гнезда, устроились, сели на яйца и высиживали, а самцы пели. На тепле валенка вывелись и выросли птички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края. Весною они опять вернутся, и многие в дуплах своих, в старых гнездах найдут опять остатки дедушкина валенка. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут; с кустов все лягут на землю, а на земле их мышки найдут и растащат остатки валенка на свои подземные гнезда.

Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький:

«Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные».

Читаем с интересом — Рассказ Верный Трой читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.

Верный Трой

Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашел я за ним утром. Он в большом доме живет — на улице Пестеля. Вошел я во двор. А он увидел меня из окна и машет рукой с четвертого этажа:

— Жди, мол, сейчас выйду.

Вот я и жду на дворе, у двери.

Вдруг сверху кто-то как загремит по лестнице. Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая. «Неужели, — думаю, — это приятель мой с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает?» Я поближе к двери подошел. Что же там по лестнице катится? Жду.

И вот смотрю: выезжает из дверей пятнистая собака — бульдог. Бульдог на колесиках. Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик». А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.

Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные. Выехал он из дверей, посмотрел сердито по сторонам. А тут рыжая кошка двор переходила. Как бросится за кошкой бульдог — только колёса подпрыгивают на камнях да ледяшках. Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору и углы обнюхивает.

Тут я вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и давай его рисовать. Вышел мой приятель с лыжами, увидел, что я собаку рисую, и говорит:

— Рисуй его, рисуй, это не простой пес. Он из-за храбрости своей калекой стал.

— Как так? — спрашиваю.

Погладил мой приятель бульдога по складкам на загривке, конфету ему в зубы дал и говорит мне:

— Пойдем, я тебе по дороге всю историю расскажу. Замечательная история, ты прямо и не поверишь. Так вот, — сказал приятель, когда мы вышли за ворота, — слушай:

Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный. И правильно его так назвали. Ушли мы как-то раз все на службу. У нас в квартире все служат: один учителем в школе, другой на почте телеграфистом, жены тоже служат, а дети учатся. Ну вот, ушли мы все, а Трой один остался — квартиру сторожить. Выследил какой-то вор-ворище, что пустая у нас осталась квартира, вывернул замок из двери и давай у нас хозяйничать.

У него с собой мешок был громадный. Хватает он все, что попало, и сует в мешок, хватает и сует. Ружье мое в мешок попало, сапоги новые, учительские часы, бинокль Цейса, валенки ребячьи. Штук шесть пиджаков, да френчей, да курток всяких он на себя натянул: в мешке уже места, видно, не было. А Трой лежит у печки, молчит — вор его не видит. Такая уж у Троя привычка: впустить он кого угодно впустит, а вот выпустить — так нет.

Ну вот, обобрал вор всех нас дочиста. Самое дорогое, самое лучшее взял. Уходить ему пора. Сунулся он к двери… А в дверях Трой стоит. Стоит и молчит. А морда у Троя — видал какая? А грудища-то! Стоит Трой, насупился, глаза кровью налились, и клык изо рта торчит. Вор так и прирос к полу. Попробуй, уйди!

А Трой ощерился, избочился и боком стал наступать. Тихонько подступает. Он всегда так врага запугивает — собаку ли, человека ли. Ворюга, видно, от страха совсем обалдел, метаться начал без толку, а Трой на спину ему прыгнул и все шесть пиджаков на нем разом прокусил. Ты знаешь, как бульдоги мертвой хваткой хватают? Глаза закроют, челюсти захлопнут, как на замок, да так и не разожмут зубов, хоть убей их тут.

Мечется вор, об стены спиной трется. Цветы в горшках, вазочки, книги с полок сбрасывает. Ничего не помогает. Висит на нем Трой, как гиря какая. Ну, догадался наконец вор, вывернулся он как-то из своих шести пиджаков и весь этот куль вместе с бульдогом раз за окно! Это с четвертого-то этажа!

Полетел бульдог головой вниз во двор. Хлоп! Жижа в стороны брызнула, картошка гнилая, головы селедочные, дрянь всякая. Угодил Трой со всеми нашими пиджаками прямо в помойную яму. До краев была завалена в этот день наша помойка. Ведь вот какое счастье! Если бы о камни он брякнулся — все бы косточки переломал и не пикнул бы. Сразу бы ему смерть. А тут, будто кто ему нарочно помойку подставил, все же помягче падать.

Вынырнул Трой из помойки, выкарабкался — будто целый совсем. И подумай только, успел он еще вора на лестнице перехватить. Опять в него вцепился, в ногу на этот раз. Тут сам вор себя выдал, заорал, завыл. Сбежались на вой жильцы со всех квартир, и с третьего, и с пятого, и с шестого этажа, со всей черной лестницы. А вор только кричит не своим голосом:

— Собаку держите. О-о-ой! Сам в милицию пойду. Оторвите только черта окаянного.

Легко сказать — оторвите. Два человека тянули бульдога, а он только хвостиком-обрубком помахивал и еще сильнее челюсти зажимал. Принесли жильцы из первого этажа кочергу, просунули Трою между зубов. Только таким манером и разжали ему челюсти. Вышел вор на улицу — бледный, всклокоченный. Трясется весь, за милиционера держится.

— Ну и собачка, — говорит.

— Ну и собачка!

Увели вора в милицию. Там он и рассказал, как дело было. Прихожу я вечером со службы. Вижу, в дверях замок выворочен. В квартире мешок с добром нашим валяется. А в уголке, на своем месте, Трой лежит. Весь грязный, вонючий. Позвал я Троя. А он и подойти не может. Ползет, повизгивает. У него задние ноги отнялись.

Ну, теперь вот мы всей квартирой по очереди его гулять выводим. Я ему колесики приспособил. Он сам скатывается на колесиках по лестнице, а назад взобраться уж не может. Надо приподнимать кому-нибудь автомобильчик сзади. Передними-то лапами Трой сам переступает. Так сейчас и живет пес на колесиках.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Рассказ дедушка георгиев отзыв
  • Рассказ дедушка георгиев читать
  • Рассказ даешь сердце город
  • Рассказ грача 2 класс окружающий мир рассказ
  • Рассказ гришина милостыня распечатать