Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методические примечания
I.Организационный момент
— Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сели правильно.
Проверяют наличие учебных вещей.
I I.Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка.
Прочитаем стихотворение Е. Евтушенко вместе, медленно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Прочитайте выразительно.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор?
— Пусть стихотворение Е.Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку.
-Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Определение темы и цели урока.
—Попробуем сформулировать тему урока.
— Откройте учебник на с. 170 и поставьте цель урока.
— Сегодня мы познакомимся с произведением Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
— Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.
О любви к природе и животным, о человеческих чувствах.
— Эпиграф – короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста. Эпиграф помещается перед текстом произведения.
— Чтение литературного произведения о животных и бережном отношении к ним.
Чтение стихотворения про себя.
Выразительное чтение.
III. Мотивация познавательной деятельности.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать приём «Корзина идей», смысл такого приема следующий: мы собираем все факты, мнения, проблемы по теме нашего урока и сбрасываем все в «корзину идей» нарисованную на доске. Затем в ходе урока все эти разрозненные факты, проблемы и мнения мы будем собирать в логическую цепь.
— Рассмотрите книгу Н.А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», определите, о чём она рассказывает.
— Давайте, вспомним алгоритм работы над новым произведением.
— В учебнике записан только отрывок этого произведения, поэтому я хочу вам рассказать предысторию этого произведения.
В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.А. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Николай Алексеевич любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал «Дедушка Мазай и зайцы».
Рассматривают книгу Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», предполагают, о чём пойдёт речь в стихотворении.
— Алгоритм работы над новым произведением:
- Прочитать (познакомиться).
- Словарная работа.
- Анализ произведения.
- Выразительное чтение.
Работа с книгой.
IV. Изучение нового материала
— Ребята, какая задача у нас стоит первая?
1. Чтение произведения учителем.
-Ребята, понаблюдайте над своими чувствами и ответьте на вопрос: что Вас больше всего удивило, тронуло, рассмешило.
2. Словарная работа.( записывают в корзину идей»
-Т.к. стихотворение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Значение каких слов мы сможем определить в словаре учебника?
Попробуем определить значения следующих слов:
Багор – (шест с металлическим крюком и острием).
Аршин – (старая русская мера длины, равная 0,71 м).
Сажень – (старинная русская мера длины, равная трём аршинам).
Зипун – (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна).
Силки – (петли для ловли птиц).
— Это произведение богато словами, которые можно понять логически. Я предлагаю Вам поработать в парах. Соедините стрелками правильное значение слов.
тягота тяжесть, груз
потеха забава, веселье
лопочут ушами шевелят ушами, выражая беспокойство
гуторить разговаривать
Анализ.
Приступаем к следующему шагу работы над текстом – к анализу.
— Определите тип текста.
— Что лежит в основе текста-повествования?
— В чем отличие стихотворение Н.А. Некрасова от других повествовательных текстов.
— Кто является рассказчиком в данном стихотворном произведении, а кто героями?
— Когда происходило действие?
— Почему зайцы попали в трудную ситуацию?
— Что такое половодье?
-Обратите внимание на картину Левитана «Весна. Большая вода» и назовите признаки половодья, изображённые на этой картине.
— На сколько бы частей разделили текст? Озаглавьте части.
— Попробуем разобрать каждую часть произведения.
1часть – осуждение.
— Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай?
— Как он относился к животным? Зачитайте.
— В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова?
— Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит?
— Давайте посмотрим определение совести в толковом словаре.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Обратите внимание на слайд и найдите картинку, которая соответствует первой части стихотворного произведения. Зачитайте строки, которые относятся к этой картинке.
Перечитайте первую часть.
— Какая часть самая важная, кульминационная в этом произведении?
— Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? Зачитайте эти строки.
— Найдите картинки, которые можно отнести ко второй части. Расположите их в правильном порядке по содержанию. Найдите строки, которые относятся к каждой картинке.
— Как вели себя зайца при виде Мазая? Почему они стали прыгать в лодку сами?
— С чем Мазай сравнивает зайца, стоящего на пне? Почему Мазай назвал его «горемыка»?
— На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? Жалко ли Вам ее? Опишите свои чувства?
— Как размещались зайцы на бревне? Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл?
— Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него?
— Как отнеслись односельчане к находке Мазая?
-Как прочитать эти слова? Прочитайте.
— Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев?
— Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат?
-Как себя повели зайцы, когда увидели берег?
-Почему?
— Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем?
— Какая картинка будет заключительной к нашему произведению?
Зачитайте строки.
— Ребята, а почему он так сказал, почему с Богом отправил? Что он этим хотел им пожелать?
— Что отличает Мазая от односельчан?
— Что Вы можете сказать о характере Мазая?
4. Работа в группах.
-Сейчас мы с Вами поработаем в группах.
1 группа:
Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю.
Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостливый, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый.
— 2 группа:
Подчеркните слова обращения Мазая к зайцам Как он их назвал ласково.
Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дурру, находку, плуты косые.
Проверка, анализ работы в группах.
— Какую задачу мы с Вами выполнили?
— Какую задачу нам предстоит решить?
— Нам предстоит выразительно прочитать текст. Выразительно – это как?
— Ребята, удалось ли нам разобрать нашу «Корзину идей»?
Чтение произведения.
Работают со словарём.
— Гинуть, сажень, зипун.
Работают в парах с раздаточным материалом.
— Мы прочитали текст-повествование. В основе повествования лежит событие, действуют реальные герои.- У Н.А.Некрасова повествование ведётся в стихотворной форме.
— Весной.
Деление текста на части.
- Осуждение.
- Спасение зайчат.
- Прощание.
Выборочное чтение.
— Осуждение, жалость.
Работают со словарём.
— 2 часть.
Выборочное чтение.
Работа с интерактивной доской. (Слайд)
— Дед Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. Зайцы понимали, что утонут, у них не было другого выхода.
— Жалость, любовь и желание помочь.
— Чтобы всё было хорошо у зайчат и с ними больше не приключилось беды.
— Характер.
— Характер Мазая отражается в поступках и в словах.
Работают в группах.
— Проанализировали текст.
— Прочитать выразительно текст.- Громко, целыми словами, передавая интонацию.
— Да, удалось
Чтение произведения.
Работа со словарём.
Работа в парах.
Работа со словарём.
Работа с интерактивной доской.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Выборочное чтение.
Работа с интерактивной доской
Работа в группах.
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
— Какая цель стояла перед нами?
— Достигли ли мы её?
— Какие чувства переполняли Вас на уроке?
— Как бы Вы поступили на месте Мазая?
— Случалось ли Вам спасать животных?
Чему Вас научил рассказ Мазая?
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Вывод:
Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
План-конспект урока литературного чтения, 3 кл.
Шешеня К. Р.
Тема:Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цель урока: создать условия для:
-ознакомления учащихся с новым произведением, делением его на части;
-развития умений слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи;
-формирования познавательного интереса к чтению, воспитанию культуры общения в группе со сверстниками.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
активно участвовать в постановке учебных целей;
-
проявлять желание учиться;
Метапредметные:
Регулятивные:
-
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
-
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
Познавательные:
-
искать, получать и использовать информацию;
Коммуникативные:
-
умение работать в парах;
-
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи
-
стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач;
Предметные:
-
умение находить средства выражения авторского отношения к изображаемому;
-
высказывать своё мнение о содержании произведения;
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник литературного чтения, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»-апрель, аудиозапись «Дедушка Мазай и зайцы».
,
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Орг. момент Цель: мотивировать к учебным действия чтения и слушания. | -Здравствуйте, ребята! | Личностные:
| |
2.Подготовка к первичному восприятию. Цель: настроить на восприятие нового текста. | Ребята, посмотрите на картины. Какое время года изображено на этих картинках? -Правильно, а по каким признакам вы определили , что это весна? -Все эти картины объединены одной темой- наступление весны. А какими красками нарисованы эти картины? -Именно эти краски помогают нам видеть приход весны. -А кто из вас знает, как называется весенний разлив реки при таянии снега? -Мы с вами посмотрели, как художник изображает приход весны. А сейчас я вам предлагаю увидеть, как композитор П.И.Чайковский передал в музыке то настроение, которое у него возникло с приходом апреля. П.И.Чайковский – великий русский композитор. Он тонко чувствовал красоту русской природы: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь», — писал он о себе. И эта любовь к природе звучит в его произведениях. Он написал цикл «Времена года», включающий в себя 12 пьес. Каждая соответствует определенному месяцу. Одну из них мы сейчас послушаем. Называется она «Подснежник. Апрель». -Прослушав музыку, ответьте на вопрос: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? -Какую картину можно нарисовать, слушая эту музыку? -Что же общего в произведениях художника и П.И.Чайковского? С такой же любовь относится к русской природе великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» Как вы думаете, какая цель нашего урока? Цель: познакомится со стихотворениемН.А. Неркасова «Дедушка Мазай и зайцы» и узнать об особенностях стихотворения. Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы. Родился 28 ноября (10 октября) 1821-1878 года в семье дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.В период с 1832 — 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Н.А.Некрасов написал такие произведения как: «На улице», «О погоде»,»Железная дорога»,»Мороз, Красный нос», «Дедушка Мазай и зайцы» и д.р. В свободное от работы время поэт любил охотиться. Он бредил по лесам и полям. На пути ему встречались деревни. Он знакомился с крестьянами, записывал все то, что его интересовало. Много интересных историй рассказал ему старый крестьянин, охотник Мазай. Этот человек не выдумка , он действительно жил в деревне Малые Вежи Костромской области. Дедушка Мазай был влюблен в природу и большую часть своей жизни он проводил в лесу на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Потому что деревня Малые Вежи стояла в низине, и весной во время половодья ее так затопляло, что жители не ходили, а плавали на лодках. И вот однажды, когда Некрасов и его старый друг Мазай были на охоте, неожиданно пошел дождь. Охотники спрятались в заброшенном сарае. И пока шел дождь, Мазай рассказал случай из своей жизни. На основе этого рассказа Н.А.Некрасов написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». -Ребят, т.к. стихотворение написано очень давно, то в нем встречаются слова, значения которых вам непонятны. Посмотрите на экран, это такие слова как: Гинуть- погибают Аршин-мера длинны Зипун-Русский крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота. Сажень- мера длинны, равная трем аршинам Силки-петли для ловли птиц и мелких животных. Багор- шесты с металлическим крючком на конце. Тягота- груз, тяжесть. Потеха- веселье, забава. Лопочут- говорят невнятно. Лопочут ушами- шевелят ушами, показывают испуг. Гуторить- разговаривать. Ухнуть- издать громкий звук. | -Весна -Деревья стоят голые, снег еще не везде растаял. -Светлыми, чистыми, голубыми. -половодье -высказывают свое мнение. -Одна тема весна, любовь к природе. | Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
Познавательные:
|
3.Первичный синтез А) Первичное восприятие произведения Цель: тренировать навык чтения и слушания и понимания. Б)Проверка первичного восприятия произведения Цель: тренировать навык понимания произведения. | -Сейчас я вам предлагаю внимательно послушать стихотворение, затем мы с вами будем по нему работать. -Понравилось ли вам поступок Деда Мазая? -Чем? -За что Дед Мазай осуждал своих односельчан? -Какой отрывок вам понравился больше всего? -Почему? О чем это стихотворение? -Подберите близкие по смыслу слова к данным словам: Разболтался в сарае Копошится зайчиха Горемыка Физкультминтука | -Слушают стихотворение. -Что Дед Мазай спасал зайцев. -Как Мазай прикрепил бревно к лодке -Так он спас много зайцев. -О русской деревне, о доброте простых людей, о весеннем разливе рек. -разговорился -шевелится -тот с кем случается беда | Коммуникативные:
|
4.Чтение и анализ текста. Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание произведения, замысел автора, выражать понимание его интонации. | -Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Вы читаете стихотворение и делите его на части.(Частей будет 5) -Найдите в тексте то, как относились односельчане к тому, как дед Мазай спасал в половодье зайчишек? -А как вы думаете, ради забавы ли спасал Мазай зайцев? — . Первая часть? О чем говорится в этой части? С каким выражением нужно читать эту часть? (с жалостью, осуждением) Давайте прочитаем ее именно так. -Где начинается вторая часть? О чем говорится в ней? С каким выражением нужно читать эту часть?( с беспокойством и волнением) Давайте именно так прочитаем эту часть. -Где начинается третья часть? О чем говорится в ней? С каким выражением нужно читать эту часть?( весело, задорно) Давайте именно так прочитаем. -Где начинается четвертая часть? О чем говорится в ней? С каким выражением будем читать эту часть?(с усталостью и жалостью) Давайте именно так прочтем. -Где начинается пятая часть? О чем говорится в ней? С каким выражением читаем эту часть? (бодро, как наказом) Давайте именно так прочитаем. | -Дети читают и выделяют части «Было потехи у баб, ребятишек…» Нет, потому что в половодье зайцы гибли, и деду было их жалко. «Старый Мазай разболтался в сарае….» говорится о том, что как только наступает весна, всей зайцы начинают гибнуть. «Вижу один островок небольшой…» здесь говорится о том, как Мазай встретил зайцев и как решил их спасти. «Было потехи у баб, ребятишек..» здесь говорится о том, как люди смейялись над дедушкой, что он спасал зайцев. «Мигом команда моя разбежалась..» говорится о том, что все уже устали, и что Мазай все таки не бросил их, а забрал домой. «За ночь больные мои..» говорится о том, что принеся их домой, зайцы выспались, наелись, отогрелись, и как Мазай их предупреждал о том, что бы они больше не попадались. | Предметные:
|
5.Вторичный синтез. А) Обобщающая беседа. Цель: формировать умение обобщать понятное, умение формулировать идею произведения и доказывать свою точку зрения. Б) Творческая работа по следам прочитанного. Цель: формировать собственное отношение учащихся к прочитанному. | -Каким вы можете назвать Дедушка Мазая? -Ну а теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно, будем читать по очереди. | Добрый, милосердный, есть чувство жалости, понимающий, любящий животных. Чтение текста детьми. | Коммуникативные
|
6.Итог урока. Цель: закрепить алгоритм языкового разбора произведения. | -Какова основная мысль данного текста? Сегодняшний урок я бы хотела закончить следующим четверостишьем Е.Евутшенко: Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. -Как вы понимаете эти строки? О каких зверях внутри нас говорит автор? -К чему призывает автор? | К природе и животным, нужно относится бережно. -человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.д. Автор призывает беречь и любить природу, все то, что нас окружает. | Регулятивные:
|
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/468929-konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniju-v-3-
Костромская деревня Спас-вежи |
В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.
По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца***.
Вскоре после приезда в Карабиху Некрасов написал едва ли не самое знаменитое своё стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», которое сразу послал М. Е. Салтыкову-Щедрину в его подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля 1870 года тот ответил: «Стихи ваши прелестны»385. Следовательно, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» написано примерно в период между 25 июня и 10 июля 1870 года (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).
К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» практически не изучалось с точки зрения истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 года вместе с Зинаидой Николаевной Некрасов «через Грешнево (…) отправился в костромские места»386. Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения «Как празднуют трусу», где говорится о посещении поэтом Грешнева («Утром мы наше село посещали, где я родился и взрос»), «находятся на обороте листа с черновыми набросками “Дедушки Мазая…” (II, 732)»387. А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 году Некрасов с Зиной посетил и Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся в приезде поэта в 1870 году в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов посетил Шоду с женой. Сомнительным нам кажется и сама поездка Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с Зинаидой Николаевной тогда ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию «Деда Мазая…» послужили другие обстоятельства (о них чуть ниже).
Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча»388. М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг.389 О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (…)»390.
В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай фигурирует у Некрасова не только в стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен и в основу стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ неназванного по имени старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед Мазай – одно и то же лицо. «К этому выводу приходишь, – пишет он, – сличая язык деда Мазая с речью старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»391. С данным предположением нельзя не согласиться (подробнее об этом чуть ниже). Стихотворение «Пчелы» датировано 15 марта 1867 года и, следовательно, мы можем предположить, что Некрасов познакомился с Мазаем не позднее лета 1866 г.
Помимо «Дедушки Мазая и зайцев», деревню Вёжи, в которой жил Мазай, Некрасов упомянул в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где говорится:
В Вежах в базарный день (III, 560).
Название Вёжи слишком редкое, чтобы можно было усомниться, что имеется в виду именно та самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание нам ничего не дает. Вёжи упомянуты в черновиках последней части поэмы «Пир на весь мир», над которой поэт работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после написания стихотворения о Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом дедушки Мазая в 1865 или 1866 году (в 1864 году Некрасов ездил за границу, и в Карабиху не приезжал) и тогда же услышал от него рассказ, как он спасал в весенний разлив зайцев. Почему же стихотворение о дедушке Мазае было написано только в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в этом году Вёжи, еще раз встретился с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев, написал своё знаменитое стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к его написанию послужил замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку для детей, состоящую из его рассказов и стихов Некрасова392 (почему оконченное стихотворение поэт сразу и послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся неосуществлённым замыслу мы и обязаны появлением стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Как знать, если бы не М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько лет жизни у Некрасова до «Дедушки Мазая…» руки, может быть, так и не дошли.
Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Шатки
Сведения о разработчике
Фамилия, имя, отчество (полностью):
Маякина Марина Юрьевна
Район
Шатковский
Место работы
МОУ «Шатковская СШ»
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Предмет
Начальные классы
Класс
3
Тема урока
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока
Изучение нового материала
Цель
Познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи
- образовательные
расширять представления детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя.
- развивающие
развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества
- воспитательные
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; устойчивый интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты
- личностные
Обучаемый научится:
- −оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
- −вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
выразить своё отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- предметные
Обучаемый научится:
- отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
- находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
- выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
- формулировать основную мысль текста.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
- выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- метапредметные
-
- регулятивные УУД
Обучаемый научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).
Обучаемый получит возможность:
- давать самооценку своей деятельности в паре.
-
- познавательные УУД
Обучаемый научится:
- −добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
- −развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучаемый получит возможность:
- ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
-
- коммуникативные УУД
Обучаемый научится:
- −осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- −выразительно читать и пересказывать текст;
- −учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать другого.
Обучаемый получит возможность:
- −работать в паре, взаимодействовать с товарищем с целью решения учебной задачи.
Фонды оценочных средств
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Самостоятельная работа по карточкам, с последующей проверкой
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)
очная
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)
Обучение в малых группах
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- ИКТ – технологии (презентация);
- личностно-ориентированное обучение.
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)
Синхронное обучение
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
Используемая образовательная платформа
Учи. Ру, Дневник. Ру
Необходимое оборудование
компьютер, проектор, интерактивная доска
Программное обеспечение
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1/Л.Ф. Климанова, М.В. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2012
Дидактическое обеспечение
учебники, раздаточный материал
Дополнительная литература
словарь Ожегова
Интернет-ресурсы
Инфоурок, NSпортал
ЭОРы
Видеозапись, музыкальный файл
Название, содержание этапа урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
I. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)
Ладошки открыли,
Все страхи забыли.
Луч солнца поймали,
Сильными стали.
Лень сбросили,
От себя отбросили.
На место сели,
Удобно устроились,
На работу настроились.
—Ребята, сегодня на уроке вы будете работать парами группами. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять и при всём этом …улыбаться. Вспомните главное правило работы парами и группами
Самоопределение к деятельности, смыслообразова
ние
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Волевая саморегуляция
Волевая саморегуляция
II. Мотивация
— В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Берегите эти воды, эти земли…»
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор?
— К чему призывает нас Евтушенко?
— Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?
— На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
-Я знакома с творчеством одного такого человека (показываю портрет Н. Некрасова).
-Узнали о ком пойдёт речь?
-Сам он был добрым человеком и герои его произведений отличаются тем же
Ориентация в системе имеющихся знаний
Умение слушать и слышать.
Развитие креативных способностей и критического мышления
Коллективное плавное чтение
Дети отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности
-Вы знакомы с произведениями Н.А. Некрасова. Какую тему чаще всего он затрагивает?
-А что из жизни автора вы знаете? Давайте послушаем рассказы…
-Есть очень интересная история написания одного такого произведения. Сегодня нам предстоит возможность с ним познакомиться.
Краткий рассказ учителя:
-В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий , добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старший друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об этом интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал…
-Прочитайте название стихотворения на с. 170
-О чём рассказывает иллюстрация? Можете ещё до чтения сказать, о чём будет текст?
-В какое время года происходят события?
-Что произошло с рекой?
-Кто знает, как называется такое явление.
-Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
-Так почему же жители этой деревни не ходили, а плавали на лодках?
-Как чувствуют себя животные?
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.
—Как проявляет себя главный герой в этой ситуации?
-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
Самостоятельно определяют цели и задачи, способы их достижения; формирование умений и навыков, которые необходимо решить, чтобы решить поставленную учебную задачу
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Умение выполнять поставленную задачу.
Умение точно выражать свои мысли и формулировать ответы на вопросы
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний)
Приём «Подводящий диалог»
Слайд 2
Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).
Сценка
Вот с такой бедой столкнулись бедные животные, о спасении которых поведал нам автор.
Стихотворение написано давно, в нём много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по парам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по рядам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Гинут — гибнут
Силки – приспособление в виде затянутой
петли для ловли птиц и мелких животных
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить — разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам на много легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
Первичное восприятие текста (читает учитель)
-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
—Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения?
Физкультминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Вторичное восприятие текста.
-Есть желание перечитать, стихотворение?
Работа над содержанием
- первой части (до слов «…я раз за дровами…)
— С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?
-О чём он переживает?
—В каких словах мы слышим большой упрёк мужикам?
-Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?
Чтение второй части (до слов «Эток гуторя…»).
— Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Как Мазай называет зайцев?
-О чём говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.
Чтение третьей части (до слов: «Только что начал работать веслом…»)
-Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части.
— С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?
— Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
-На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
— Жалко ли вам её? Почему?
Чтение четвертой (до слов: «Было потехи…»)
— Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было?
-Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
— Как спас Мазай десяток этих зайцев?
-А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?
Чтение пятой (до конца)
— Только ли ради потехи «прокатил» он деревней
зайчишек?
— Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?
— Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.
— Как он называет зайцев в этот момент?
— Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?
-Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой?
Умение формировать свои мысли и высказывания
Умение выражать свои мысли, строить речевые высказывания
Умение сопоставлять и использовать, имеющиеся знания.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
V. Физминутка для снятия гиперактивности
Учитель называет слова:
-Огонь
-Вода
-Земля
-Ветер
-Солнце
Самоопределение к деятельности, умение принимать правильную осанку, фиксировать позу
Декламируют стихотворение, выполняют движения.
VI. Итог беседы по содержанию стихотворения
Сделаем вывод в своей работе нашей работы.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
-Перечитайте строки, в которых раскрывается душевная щедрость этого удивительного охотника?
-Какое отношение к Мазаю пробуждает автор?
—Что ещё нового вы узнали?
-Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VII.Закрепление. Применение нового знания.
- группа: Озаглавьте иллюстрации. Слайды 3-5
- группа: Тест – игра
-Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.
«Найдите ошибки в строках».
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы граблями (силками) её не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
3 группа : составьте сиквейн со словом : Мазай или дедушка Мазай.
Умение работать с текстом учебника, соотносить иллюстрации с текстом;
умение анализировать информацию, представлять в виде картинного рассказа. Извлекать необходимую для выполнения задания информацию из текста произведения
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VIII.Домашнее задание
- 1-2 группа: с. 170-172, выразительное чтение, выполнить задания на Учи.РУ
- 3 группа: Составить рассказ на тему: «Мы спасены!» или «Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю…»
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение организовать свои дела, ставить цель
Индивидуальный подход
[X.Рефлексия
-Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.
Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи в паре.
-Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня всё удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!
Рефлексия способов и условий действий
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Контроль и оценка способов своей деятельности
Умение определять результативность образовательной деятельности