Рассказ дедушка георгиев читать

Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения. краткий анализ муму год создания

Муму анализ позволяет глубже проникнуться столь значимой темой и рассмотреть иные смыслы, затронутые автором произведения.

Краткий анализ «Муму»

  • Год создания и публикации: 1852 год.

  • Направления: реализм.

  • Жанровая составляющая: рассказ.

Основные раскрываемые темы и проблемы:

  • взаимоотношения человека и беззащитного животного;

  • важность любви в жизни человека;

  • значимость внутренней свободы человека в период расцвета крепостного права в дворянской России;

  • судьба «маленького человека».

Герои произведения:

  • Герасим — чуткий и покорный крепостной крестьянин, работающий в доме барыни дворником.

  • Барыня — равнодушная, эгоистичная и властная женщина, лишенная моральных принципов.

  • Татьяна — крепостная женщина и возлюбленная Герасима, отличающаяся нежностью характера.

  • Капитон Климов — пьяница, все свободное время проводящий за распитием алкогольных напитков.

  • Муму — маленький щенок, о котором заботился Герасим.

муму анализ произведения

История создания

Анализ произведения «Муму» стоит начинать с рассмотрения интересных фактов, касающихся истории создания рассказа. Впервые произведение Ивана Сергеевича было опубликовано в марте 1852 года, и оно с первых дней приобрело огромную популярность, объединив вокруг себя массу противоречивых чувств и эмоций. Кто-то оценил бесстрашие русского творца, кто-то, напротив, рассмотрел в изложенном тексте провокационные нотки. Впоследствии, рассказ убрали с печати из-за цензуры, и лишь спустя два года писатель смог добиться того, чтобы его творение вышло в мир.

Значимым звеном произведения стоит считать образ барыни, который был списан с характерных признаков и биографических сводок матери автора, Варвары Петровны. Она также была жестокой, безжалостной и непоколебимой женщиной, которая не считалась с трагичными судьбами своих поданных. Тургенев не раз наблюдал за ее решениями, понимая безрассудность и свирепость поступков.

Тема и проблематика

Тематика рассказа разнообразна:

  • Любовь в жизни человека — по мнению автора рассказа, такое светлое и яркое чувство как любовь имеет значимый вес в жизни каждого человека. Именно по этой причине Герасим стремился познать смысл дражайших ощущений.

  • Взаимоотношения человека и беззащитного животного — отношение человека к животному демонстрирует его истинность характера: Герасим с трепетом и теплотой относился к Муму, что заставило читателей сочувствовать горю и безрадостности главного героя; барыня на протяжении всего рассказа демонстрировала жестокость и заимела лишь неуважение к собственной персоне.

  • Судьба «маленького человека» — главный герой рассказа считается простым крестьянином, который не имеет власти над настоящим и будущим. Такова судьба любого человека, принадлежащего к низшему социальному слою в период дворянской России.

  • Одиночество как признак отчаяния — Герасим понимал, насколько ужасен его поступок по отношению к Муму, и он самолично обрек себя на затворнический образ жизни.

тургенев муму анализ

Проблематика позволяет читателю проникнуться атмосферой повседневной жизни «маленького человека», которая лишена свободы и радости:

  • Расцвет крепостного права в расцвет Российской империи — Тургенев мастерски изобразил столь яркую проблему через эгоистичность, властолюбие и жестокость барыни.

  • Наличие бесправия — крестьяне в произведении не имеют свободы выбора. Их можно назвать куклами в руках корыстной и безжалостной женщины, принадлежащей к высшему социальному сословию.

Композиция рассказа

Следующий этап анализа «Муму» Тургенева — композиция рассказа, которая в действительности не отличается особой оригинальностью, но остается трогательной и драматичной. Вначале автор повествует о переезде Герасима в Москву и начале работы в доме барыни. Завязкой произведения выступает развитие взаимоотношений главного героя с нежной и трепетной девушкой Татьяной, а завершающим звеном считаются следующие взаимосвязанные части:

  • разлука Герасима с возлюбленной;

  • убийство Муму, которое заставляет Герасима опустить руки и покинуть стены дома барыни ради внутренней свободы и поисков возможного счастья.

Жанровые особенности

Произведению Ивана Сергеевича присущи характерные черты рассказа, а именно: «Муму» изображает один конкретный эпизод из жизни главного героя, демонстрирует кратковременность событий, обладает небольшим количеством действующих лиц и отличается динамичностью сюжета, раскрывая реализм сопутствующих описываемых ситуаций.

Глава 1

О том, что я оказался в 4127 году, мне удалось узнать только после шести месяцев пребывания в этом удивительном месте. Ранее я ни от кого не слышал подобных историй. Но мне кажется, что это не от того, что такие истории ни с кем не случались, а от того, что никто не решался о таком рассказывать. Ведь не особенный же я, чтобы это случилось только со мной? Или всё-таки я один такой? Хотя, вполне возможно, что мой рассказ многие посчитают не реальным и отнесутся к нему, как какому-то художественному вымыслу. Но если, после прочитанного здесь, у вас останутся сомнения в том, что это было на самом деле, то при личной встрече я вам покажу свои трофеи, завоёванные в ходе борьбы с инопланетным вторжением. Надеюсь, трофеи из неизвестных современному миру веществ развеют ваш скептицизм. Да и многие учёные, услышав эту историю, не опровергнут правдивость моих слов, так как понимают, что данную информацию может знать только человек, побывавший в будущем, или же, простите за тавтологию, самый гениальный гений всех времён и народов. Но гением я никогда не был. Даже напротив – я с детства был личностью ниже посредственности. И если бы в сорок втором веке нашей эры со мной не произошли определённые изменения, то я бы не смог грамотно описать те события, которые круто повернули мою жизнь и добавили красок в моё ничтожное существование. Но обо всём по порядку.

Родился я в 1998 году в маленьком городке, название которого вам ничего не скажет. В свидетельстве о рождении меня записали как Березюк Сергей Александрович. Но, так как мой биологический отец отказался от меня ещё до моего рождения, то уже при получении паспорта я настаивал, чтобы мне изменили отчество на «Сергеевич». После того как я получил аттестат о среднем образовании, мама и учителя выдохнули с облегчением – «вытянутый за уши» средний балл стал ширмой для моих неудовлетворительных знаний. В самой науке я не видел ничего захватывающего, а вот руки тянулись к трудовой деятельности. От деда Вити осталась неплохая мастерская, в которой он приучал меня к плотницким и столярным работам. Да, как-то необычно… Вот пишу эти строки о среднестатистическом детстве, об обычных мирских заботах, о плотничестве и столярничестве, и самому трудно поверить, что уже через год как я попал в будущее, мне пришлось добывать там килограммы антиматерии, чтобы привести её к аннигиляции и получить колоссальное количество энергии для установления защитного купола планеты. Невообразимая полярность жизнедеятельности одного и того же индивидуума.

Так вот, кое-как окончив школу, я сразу же отправился в столицу на заработки. В семнадцать лет несовершеннолетнему парню трудно устроится на работу, но всё же возможно. Для начала меня взяли помощником рабочего на стройку многоквартирного дома, а когда мне исполнилось восемнадцать, то строительная фирма официально приняла меня в штат разнорабочим с полным рабочим днём. Так пять лет на одной и той же специальности я и проработал. Пять лет тяжёлого труда за малые деньги, пять лет непостижимых соблазнов столичной жизни, и пять лет угасающих надежд что-либо изменить в своей судьбе. И вот наступил тот день, которого так ждут искатели приключений и так сторонятся приземлённые натуры, а в то время я был именно приземлённым человеком и не догадывался о своём внутреннем потенциале.

В тот судьбоносный июньский день я, как всегда, по будильнику, проснулся в шесть утра в душном строительном вагончике, в котором проживало восемь человек. Как раз в этот день наступила моя очередь дежурить по кухне, если можно так назвать двухкомфорочную электрическую печь, умывальник и узкий обеденный столик.

– Эй, «Берёза», что у нас там на завтрак? – хриплым голосом спросил меня Саня Головатый.

– Фруктовое суфле и латте, – ответил я с сарказмом и стал подогревать сковородку для яичницы – традиционного завтрака этого вагончика.

Закинув заварку в восемь кружек и ожидая пока закипит чайник, я подошёл к умывальнику, чтобы расчесаться. «Какие жирные волосы…», подумал я, глядя в зеркало и поднимая расчёской чёлку. «Хм, мне уже двадцать три, а я всё так же без девушки, точнее без нормальной такой, чтобы всё при ней: и тело, и мозги, и поведение… Не то, чтобы я совсем без девушки… Так, попадаются иногда всякие «кикиморы из подворотни». Но разве они меня достойны? Хотя, наверное, эти «кикиморы» считают, что и я их не достоин, пока у них похмелье, но после второго стакана горячительного у нас появляется взаимная симпатия и всё идёт своим чередом. Да-а… Я же не урод – не высокий, но и не низкий, не атлет, но и не хилый. Глаза у меня необычные – зелёного цвета с немного азиатским разрезом. Но, а нос – славянский, картошкой. Нестандартное сочетание. Хотя, я где-то слышал, что сейчас популяризируется внешность фрика. Вот бы отхватить какую-нибудь модную девчонку. Эх…»

– «Береза», скоро там жрать? – перебил мои размышления Димон Корчагин и запустил в меня скрученным носком.

– Та давно уже приготовлено! Подходите. Стол накрыт, изысканные блюда поданы для вашего удовольствия и наслаждения! – отмахнулся я рукой.

На строительном объекте нам надо быть в семь часов, и работали мы до семи вечера с перерывом на обед, а выходной только в воскресенье. Благо, наш жилой вагончик находился недалеко от стройки, и не надо было затрачивать много времени, чтобы добраться на работу и с работы.

С семи моих совместных жильцов вагончика я «плыл на одной волне» только с Ванькой Гладковым, с которым у меня сложились довольно приятельские отношения. В этой казарменной обстановке среди «суровых мужиков» один Ванька поддерживал меня и понимал. Ванёк – очень хороший друг и надёжный товарищ. Как же мне его не хватало в конце 4127 года, когда я попал в засаду пришельцев на руинах «Хранилища достижений человеческого разума». А ведь могли же вместе очутиться в будущем – не хватало только одного шага Вани. Хотя, я и сам не планировал оказаться в сорок втором веке – шаг оказался случайным, роковым.

Журналист и публицист, представитель Российского детского фонда в ООН, младшая дочь писателя Юлиана Семенова, Ольга Юлиановна Семенова стала гостем онлайн-встречи на латвийском радио Baltkom.

Разведка говорит «спасибо»

Ольга Семенова, будучи замужем за гражданином Франции, живет между Москвой и Парижем. И 90-летний юбилей ее отца отмечали в обеих столицах.

— К юбилею отца вышли две книги. Первая — «Неизвестный Юлиан Семенов». Это уже четвертый том, он называется «Искренность», и в него вошли рассказы, повести и отцовские дневники абсолютно неизвестные. Вторая книга, «Юлиан Семенов уполномочен заявить», вышла по инициативе главного редактора газеты «Московская правда» Шода Саидовича Муладжанова, старого папиного друга. В нее вошли воспоминания замечательных писателей, артистов, журналистов, папиных друзей. Мы с Алексеем Репиным книжку редактировали и тоже что-то написали. Вступительное слово — Сергея Евгеньевича Нарышкина, директора Службы внешней разведки России, чем мы очень гордимся. Он сказал, что все разведчики должны помнить Юлиана Семенова и сказать ему спасибо.

Вышел еще удивительный фильм под названием «Крым Юлиана Семенова», в котором близкие и родственники папы рассказывают о нем. Ну много несколько передач, посвященных отцу, на различных каналах страны.

В Президентской библиотеке прошла удивительная выставка «Северный маршрут. Арктика в русской литературе и искусстве». Во многом посвященная папе, поскольку он очень много писал об Арктике, бывал на Северном полюсе.

Замечательно прошел вечер памяти в Центральном Доме литераторов «Умру я ненадолго», на который пришли лучшие папины друзья, в том числе народный артист России, который снимал почти все фильмы по папиным романам, такие как «ТАСС уполномочен заявить», «Петровка, 38» Игорь Клебанов. И мой сын Юлиан Семенов, пианист, приехал и играл в честь деда.

И, конечно, в Дом-музей моего отца «Вилла Штирлиц», директором которого я являюсь, в маленькой деревне Олива (Мухалатка), приехали с визитом Сергей Нарышкин, Сергей Аксенов, Владимир Мединский. И, хотя к Службе военной разведки не имею никакого отношения, я получила памятную медаль к 100-летию СВР и очень этим горжусь.

— Недавно книга о Штирлице была переиздана на французском языке. Чем вы объясните всплеск интереса французов к этой теме?

-У нас великолепные издатели и переводчики во Франции, давние друзья России. Колетт Ламбриш, которая руководит издательством ?ditions du Cano?, недавно издала уже третий роман Юлиана Семенова о Штирлице. Первый, конечно, был «Семнадцать мгновений весны», это был колоссальный успех, три переиздания, а потом очень крупное издательство, купило права, чтобы издавать Штирлица в карманном варианте. Теперь можно сказать без преувеличения, что Штирлиц вошел во многие французские дома.

Она же издала роман «Бриллианты для пролетариата», убрав из названия слово «диктатура», чтобы не пугать французских читателей. И сейчас вышла книжка «Операция «Барбаросса». Это тоже она придумала новое название для романа «Третья карта» — о трагических событиях накануне начала войны. Критика принимает романы Юлиана Семенова на ура.

Мюллер Вольф и Скорцени

— Генрих Мюллер — историческая персона и герой книг Юлиана Семенова, фильма «Семнадцать мгновений весны» — произносит монолог о будущем национал-социализма – о том, что эту идею надо подпитывать и использовать для этого золото партии. Не кажется ли вам, что как раз это в мире начинает происходить?

— Юлиан Семенович как никто знал проблему возрождения нацизма, поскольку «контрабандой» проник в Парагвай, посмотрел, как там благоденствовали нацистские преступники, в каких шикарных жили домах и как их там чествовали, и ему все было понятно.

Когда он был собкором «Литературной газеты», пообщался лично с рейхсминистром Альбертом Шпеером, с генералом Карлом Вольфом. Он понимал, что нацизм может вернуться.

— Карл Вольф, который был личным представителем Гиммлера в ставке Гитлера, несет ответственность за гибель сотен тысяч людей в лагере «Треблинка». Отто Скорцени, с которым встречался ваш отец, — любимец Гитлера и освободитель Муссолини. Как объяснить, что они действительно благоденствовали и не были привлечены к ответственности за военные преступления?

— Альберт Шпеер оттрубил сколько-то там лет в тюрьме. И, кстати, в тюрьме он решил изучать русскую литературу, о чем признался папе при встрече. Он уже не испытывал ненависть к русскоговорящим людям. А Карл Вольф, по-моему, продолжал верить в идеи возрождения нацизма, и в течение всей встречи с папой постоянно врал и увиливал. И когда папа ему задавал вопросы о нацистах в Латинской Америке, о Янтарной комнате — там была целая гора вранья. И так же себя вел Отто Скорцени.

Папу вообще поразило и напугало то, что мальчики-официанты в Клубе финансистов, где происходила встреча в июле 1974-го, приветствовали Скорцени нацистским вскидыванием руки.

Франция и либерте

— Ваше мнение о свободе слова во французских СМИ.

— Не сочтите это за пророссийскую пропаганду, но считаю, что в России значительно больше свободы в СМИ, нежели во Франции. О какой свободе медиа может идти речь, если практически все крупнейшие французские издания сосредоточены в руках нескольких олигархов! Так газета Figaro принадлежит группе компаний Dassault — миллиардерам.

А другое уважаемое издание, Le Monde, принадлежит уже несколько лет французскому миллиардеру Ксавье Ньелю, который в 90-е он смог подняться, основав секс-телефонную службу. На этом разбогател и решил заняться скупкой прессы. Le Monde он разделил с Пьером Берже, который был спутником, а теперь вдовцом Ив Сен Лорана. Он задает тон всем французским СМИ. О какой свободе слова может идти речь?

Французы по сути очень похожи на нас — они ищут правду, хотят понять, где она. Поэтому сейчас у них пользуются огромной популярностью романы Юлиана Семенова, который как историк давал очень правильную версию событий. Один критик сказал, если вы хотите понять современную Россию и даже президента Путина – читайте романы Юлиана Семенова, и вам сразу все станет ясно.

— Вы автор книги «Повседневная жизнь современного Парижа». На обложке – фотография Нотр Дамм де Пари – еще до пожара. Если бы вы писали книгу сегодня – она была бы другой? Как изменилась жизнь в Париже?

— Книга, конечно, будет уже совершенно другой. Потому что Париж стал совершенно другим после трагедии ноября 2015-го, когда невинных людей расстреляли в концертном зале «Батаклан». Там была молодежь, были друзья моего сына, которые пошли туда из школы Святого Креста и не вернулись домой…

Когда расстреливают людей на улице, градус агрессии зашкаливает. Градус неприятия французской культуры, французского языка в некоторых кварталах. Вообще меня папа воспитал совершенным интернационалистом, но, к сожалению, новая волна беженцев и мигрантов — это уже не те добродушные труженики, которые приезжали во Францию в 50-е, чтобы заработать лишний франк для семьи.

Я не буду говорить, как Веллер, что уже идет «замещение населения» — это слишком громко, но, конечно, проблема есть.

Новые фильмы

— По романам вашего отца снято множество экранизаций. Все ли они, на ваш взгляд, удачны? Например, в фильме «Исаев» сценарист позволил себе слишком много вольностей?

— Да, экранизации были и будут. Относительно «Исаева» — замечательный актерский состав, режиссер Урсуляк, талантливейший. Но мне кажется, когда сценарист решил переписывать Юлиана Семенова, он подписал смертный приговор сериалу. Потому что все-таки у Штирлица есть некоторая политическая ангажированность, все-таки Юлиан Семенов был политизирован. И лишать его литературу и эти замечательные произведения (они же снимали «Исаева» по двум произведениям – «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен») политической подоплеки – это было неразумно.

Мне кажется, ребята несколько стерилизовали сериал и поэтому зрители его не особо полюбили. Ну, не как «Семнадцать мгновений весны», скажем правду. Как папа и говорил – для того, чтобы снимать Юлиана Семенова, нужно открыть его роман на первой странице и сказать «Мотор!», а на последней странице сказать «Снято!». И тогда будет прекрасный боевик.

Сейчас у нас проснулся огромный интерес к экранизациям произведений Юлиана Семенова. Скоро начнет съемки замечательный продюсер и режиссер документально кино Артем Тоидзе, он подписал со мной и моей сестрой Дашей соглашение об экранизации произведений из серии о Штирлице — «Экспансия-1», «Экспансия-2», «Экспансия-3». Думаю, что он снимет и «Семнадцать мгновений весны». После того как его раскрасили, не сказав нам об этом, мы рвали на себе волосы и ничего сделать не смогли. Поэтому пусть будет новый сериал, который молодежь, надеюсь, будет смотреть.

Также есть продюсер, который подписал с нами соглашение об экранизации новой «Петровки, 38» и «Огарева, 36». Мы очень бережно относимся к сохранению текста отца, и ребята, когда показали нам сценарий, меня абсолютно подкупили своим бережным отношением к тексту. И я думаю, что это будут очень хорошие сериалы.

— Вы наследница известного рода Кончаловских-Суриковых, ваша бабушка — Наталья Кончаловская, а Никита Михалков и Андрей Кончаловский — ваши дяди…

— Да, братья моей мамы. Когда папа пришел в эту знаменитую семью, будучи многообещающим молодым историком, Наталья Петровна сразу поняла, что это будущая очень яркая личность. Она правила первый папин рассказ, они сдружились и ездили вместе в Китай, и привезли оттуда замечательную книгу «Здравствуй, Китай!».

И когда возникали семейные конфликты, всегда Наталья Петровна Кончаловская была на стороне любимого зятя, понимая, что к творческому человеку с обычной меркой подходить нельзя, и на многое нужно закрывать глаза, и воспитывала мою маму – Катенька, не обращай внимания, Юлик творческая личность.

Честно и патриотично

— Ваш папа вместе с единомышленниками организовывал возвращение в Россию художественных шедевров и других бесценных культурных ценностей, вывезенных гитлеровцами. Среди членов этого комитета был русско-немецкий барон Эдуард фон Фальц-Фейн. Действует ли этот проект сегодня?

— К сожалению, после того как барона в результате трагического случая не стало пять лет назад, деятельность комитета «За честное отношение к русскому искусству» как-то прекратилась… Но есть же и другие люди, которые вне комитета действуют и продолжают искать Янтарную комнату, которую долгое время папа с бароном искали. Если бы она просто погибла при бомбежке, сгорела, то не было бы такого количества смертей, которые касались всех, кто занимался поисками Янтарной комнаты.

Мне кажется, что все-таки папа очень правильно говорил о том, что к этому каким-то образом были причастны американские военные. Потому что по какому-то странному стечению обстоятельств многие американцы были проинформированы о том, где хранятся культурные ценности, похищенные нацистами, которые должны были стать экспозицией музея Гитлера в Линце. И каким-то странным образом все места, где находились тайники с культурными ценностями, даже если эти территории должны были отходить к нашим советским военным, оказались в районах, оккупированных американцами.

Комитет «За честное отношение к русскому искусству» сделал достаточно много. Скажем об уникальном ковре-гобелене с изображением государя-императора, подарке шаха Ирана к 300-летию Дома Романовых, который пропал, и который папа нашел его во Франкфурте-на-Майне на аукционе и уговорил барона Эдуарда фон Фальц-Фейна купить. И сейчас это один из самых красивых экспонатов в Ливадийском дворце в Крыму. И картины Коровина, который приобрел другой член этого комитета, который подарил в свое время Советскому Союзу и архив Дягилева.

— Вы часто повторяете, что ваш отец был патриотом в самом лучшем смысл слова. Сейчас это слово часто произносят с негативным оттенком. Почему так происходит?

— Замечательно сказал в своем сонете Уильям Шекспир:

Люблю, — но реже говорю об этом,
Люблю нежней, — но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.

Любишь ли ты человека и любишь ли ты родину – истинная любовь всегда молчалива и тиха. Любовь – это не слова, это дела. И некоторые люди, которые в 90-е и начале 2000-х били себя кулаком в грудь и кричали «я патриот, я люблю Россию!» делали это не потому что они действительно любили Россию, а потому что пытались что-то выцыганить у щедрой России. А если не выцыганить, то обязательно украсть, поэтому такое отношение к замечательному слову «патриот». А настоящие патриоты у нас есть и будут, и на этом наша земля держится.

И Юлиан Семенович был в этом смысле истинным патриотом, потому что вообще не мыслил себя вне России. И писал всегда об истории России. Он говорил, что если человек не знает прошлого своей страны, не сможет выстроить достойную концепцию будущего. И когда он основал газету «Совершенно секретно», говорил о том, как можно реформировать Советский Союз, не разваливая его. Говорил, что надо сделать рубль конвертируемым и второе повысить зарплаты врачам, что нужно открыть и реставрировать храмы для народа, потому что без веры жить нельзя. Это была позиция настоящего патриота в самом хорошем значении слова.

И когда моя сестра Даша, художница, решила уехать на несколько месяцев в Англию, папа сказал – «я тебя благословляю». Она спросила — «папа, а ты не хочешь поехать преподавать там, тебя ведь приглашали?» И получила ответ: «Ну что ты, девочка. Автор Штирлица жил и умрет в России».

Наталья ЛЕБЕДЕВА.

«Такие дела» предлагают вниманию читателей рассказ Алексея Моторова из его новой книги «Шестая койка и другие истории из жизни Паровозова», которая вышла в сентябре в издательстве CORPUS

Говори, о чем мечтаешь!

C прискорбием вынужден признаться, что я никогда не мечтал о высоком. Видимо, именно в этом кроется основная причина моей заурядности. Потому как неординарные люди и цели ставят себе соответствующие. А я даже в раннем детстве не стремился быть ни летчиком, ни космонавтом, и это несмотря на то, что взрослые, буквально через одного, навязчиво лезли ко мне с подобной перспективой. Чуть что, я слышал:

— Вырастешь — космонавтом станешь!

Хотя нужно сделать скидку на те времена. Тогда запуски космических кораблей были событием важности невероятной, о них писали в газетах, показывали по телевизору, а по радио с утра до вечера заводили песню:

«Я — Земля.

Я своих провожаю питомцев —

Сыновей, дочерей.

Долетайте до самого Солнца

И домой возвращайтесь скорей!»

Космонавт — о чем можно было еще мечтать? По этой причине взрослые пребывали в наивной уверенности, что от такого будущего я, конечно же, просто обязан прийти в восторг. Но почему-то меня это абсолютно не трогало. К Солнцу мне лететь совсем не хотелось, тем более к тому времени я уже читал мифы Древней Греции и хорошо помнил, чем это все закончилось для Икара.

Да и прочие героические и романтические профессии — моряк, геолог, разведчик и полярник — меня абсолютно не соблазняли. Читать я про это любил, но на себя не примерял.

Лишь однажды я допустил слабину. Тогда тетя Юля, сестра моего отца, где-то услышала, что на Новый год нужно обязательно записать на бумажке желание и успеть спалить этот клочок на свечке, пока бьют куранты. И якобы тогда оно непременно сбудется. И, как у нее водилось, она моментально стала требовать от всех следовать этому ритуалу. Зная тетю Юлю, никто ей особо не противоречил. Откажешь — в лучшем случае пожмет плечами и посмотрит как на слабоумного, а в худшем — может и высказаться.

Нам с Асей было разрешено по малолетству записать желания заранее. Ася уселась за дедушкин стол и четверть часа старательно выводила на тетрадном листочке. Из нас двоих писать умела только она.

— Так, давай теперь ты! — нетерпеливо сказала Ася, завершив свое и положив перед собой новый листочек. — Говори, о чем мечтаешь!

Я совершенно растерялся: мечты мои были столь ничтожны, что даже в свои пять лет я прекрасно понимал, как несолидно с этим лезть к Деду Морозу.

— Не знаю, — честно сказал я, — не знаю, о чем мечтаю.

— Прекрати немедленно! — тут же нахмурилась Ася. — Все о чем-нибудь мечтают!

Она сейчас говорила точно так же, как и ее мама, тетя Юля. И мне сразу же стало неловко. Но я решил уточнить на всякий случай, так как всегда брал с Аси пример:

— А сама ты что у Деда Мороза попросила?

Ася взяла в руки свой листочек и с выражением зачитала:

— Дорогой Дед Мороз! Когда я вырасту, очень хочу стать принцессой и играть на гитаре!

Ни то ни другое не показалось мне подходящим. Но, чтобы не задерживать Асю, а она всем видом демонстрировала нетерпение, я промямлил первое, что пришло в голову:

— Хорошо! Напиши: «Дорогой Дед Мороз. Я очень хочу стать танкистом!»

Так Ася и сделала.

Долгие годы спустя, особенно когда наступил призывной возраст, я только и делал, что шептал про себя: «Дедушка Мороз, миленький, забудь об этом, я тогда пошутил!»

В дальнейшем я был куда осторожнее в своих желаниях. Мне хотелось вещей обыкновенных, а именно: полного собрания сочинений Фенимора Купера, носить в кармане игрушечный пистолет, такой, чтоб был похож на настоящий, модели парусного корабля с пушками и съездить в Ленинград.

Дискриминация по возрасту

Но главной моей целью многие годы было дело легко осуществимое, вероятно, и самое массовое, можно сказать, рутинное. Я хотел стать пионером.

Все потому, что я очень рано начал ездить в пионерские лагеря, оказавшись там впервые в шесть лет. Всегда хотел спросить родителей, о чем они думали, когда отправляли меня в такое место в таком возрасте, да все не нахожу времени. И тогда, в первый мой сезон, еще в автобусе, что вез нас в этот «Орленок», я остро, причем впервые в жизни, ощутил собственную неполноценность. Это когда мальчики и девочки принялись считаться, кто в какой класс перешел.

— Я во второй!

— А я в третий!

— И я в третий!

— И я!

— А я во второй!

— Я в третий!

И так далее.

Когда очередь дошла до меня, пришлось честно сообщить:

— Я перешел в первый класс!

Издевательский хохот был мне ответом

«Дурак», «кретин», «придурок», «посмотрите на него», «нельзя в первый класс перейти», «малявка», «тупица», «идиот». Таким образом мне достаточно рано пришлось узнать, что такое коллективная травля и дискриминация по возрасту и месту в стае.

Мне бы им тогда сказать, что я перешел во второй класс, но только музыкальной школы, хотя не факт, что это изменило бы отношение.

Но достаточно быстро, буквально за пару первых дней, стало понятно, что в пионерлагере все дети делятся на две категории: пионеры и малыши. И неважно, в какой класс ты перешел, во второй или даже в третий. Значение имеет лишь пионерский галстук у тебя на груди. Потому как малышей — не пионеров, а в большом лагере это обычно два-три отряда, раньше всех загоняют спать, не пускают на танцы, не разрешают плавать в бассейне, не отправляют в поход, а в бане заставляют мыться в присутствии вожатых.

А мне даже больше всех этих походов с танцами хотелось вздымать руку в пионерском салюте. Этот жест казался мне необычайно красивым. Особенно когда дважды в день, на утренней и вечерней линейке, отличившихся вызывали на подъем и спуск флага. И перед тем, как взяться за тросик, к которому крепился флаг, эти ребята так эффектно отдавали салют, что просто помереть. Но право на это имели исключительно пионеры, а туда принимали только в третьем классе, а я осенью лишь в первый должен был пойти. И эти три года ожиданий казались мне вечностью.

Лагерь находился рядом с селом Вороново, когда-то там родился мой прапрадед, которого с малых лет определили камердинером к графу Шереметеву. И село это долгое время было нашим родовым гнездом. И хоть в середине девятнадцатого века основная часть семьи перебралась в Москву, в усадьбу Шереметевых на Воздвиженке, мама тем не менее каждый год проводила в Воронове летние каникулы у дальней родни.

В первый же родительский день в «Орленке» мама взяла меня под расписку и мы отправились навещать ее тетку и двоюродную сестру. Первым делом у них в избе я увидел свое отражение в старом зеркале. Зеркало стояло на полке, которая была застелена белой кружевной салфеткой, а рядом был большой будильник. Из зеркала на меня смотрел какой-то незнакомый мальчик в белой рубашке, с тоненькой шейкой и несчастными глазами.

Я тут же представил, как через три года увижу именно в этом зеркале свое другое отражение. Я буду взрослый, веселый, довольный. А главное — на моей груди будет развеваться пионерский галстук, и это будет так красиво, просто с ума сойти!

С той поры неизменно летом, а в «Орленок» я потом ездил множество раз, мы с мамой приходили в этот дом, где всякий раз я подходил к тому зеркалу, придирчиво разглядывая собственное отражение. И каждый год приближал меня к заветной цели.

Короче говоря, находясь в том возрасте, когда нормальные дети мечтают о том, чтоб стать самым лучшим, самым смелым и самым сильным, я всего-навсего хотел стать таким, как все.

Невыгодный обмен

Но и эта моя скромная мечта чуть было не накрылась. Причем из-за моей ксенофобии.

В нашем огромном доме на Фрунзенской набережной пара подъездов были сплошь заселены иностранцами. Больше всех было индийцев, они вечно сбивались целыми таборами, и двор временами походил на Бомбей. Не случайно первый мальчик, с кем я подрался, оказался индийцем — таких было много. Жили во дворе и немцы, и корейцы, и поляки, и венгры. Первым красавчиком считался болгарин Митко Георгиев, он нравился сестре Асе и пытался отобрать у меня ножичек. А самыми колоритными были сыновья одного сирийского коммуниста, которого турнули с исторической родины за его левые убеждения. Сыновей звали Саид, Надер и Фараш. Младший из них — Саид — научил меня ругаться матом. Помимо меня, он еще куче народа передал эти важные знания, причем бескорыстно.

Вьетнамец Бинь жил в угловом подъезде, он был на год меня старше и учился с Асей в одном классе. Мне он сразу не понравился. Тогда на перемене все рассматривали мою книгу «Корабли-герои», разложенную на парте, а Бинь подошел вразвалочку, руки в карманах, глянул на фотографию легендарного «Варяга» и презрительно бросил:

— Подумаешь! Вот я у американцев корабли видел! Не то что этот!

Ничего себе! Американцы же воюют с народом Вьетнама, об этом везде говорят и в газетах пишут. Лишь недавно ученики нашей школы, все до единого, принесли из дома по пятьдесят копеек. На эти деньги были куплены игрушки для вьетнамских детей и отправлены в посольство с приветственным письмом. А Бинь окопался тут в Москве и американские корабли нахваливает! Вот ведь жук!

Вот из-за этого Биня все и приключилось. Во втором классе я начал собирать военные машинки. Маленькие, железные, защитного цвета. Иногда их выбрасывали в «Тимуре», детском магазине, он располагался прямо в нашем доме на первом этаже, я туда забегал чуть ли не ежедневно, машинки эти разбирали быстро, поэтому нужно было пошевеливаться, как только они появлялись на прилавке. Когда это случалось, едва родители показывались на пороге, вернувшись с работы, я тут же набрасывался на них, чтобы слупить деньжат, и в случае успеха стремглав летел в магазин вниз по лестнице, не дожидаясь лифта.

За неполный год у меня собралась целая коллекция из бронетранспортеров, танков, грузовиков, вездеходов, ракетных установок, и дома я разыгрывал целые баталии на паркете.

Однажды я притащил один из броневичков в школу и показал ребятам на перемене. Бинь протиснулся, посмотрел, повертел в руках, подмигнул и сказал:

— Давай меняться!

Вид у него был при этом не внушающий доверия, поэтому я ничего не ответил, забрал у него броневичок, но после школы он меня перехватил и опять за свое:

— Ты мне броневик, а я тебе за него петарды!

А так как я не знал, что такое петарды, Бинь вытащил из кармана красную картонную штучку типа хлопушки, только меньше:

— Вот, гляди! У вас таких нету!

И тут же, недалеко от балетного училища, Бинь продемонстрировал петарду в деле. Он достал коробок спичек, поджег крохотный фитиль, бросил петарду на снег, и та с громким хлопком разорвалась. Бинь знал, на что меня купить. Больше всего на свете мне нравилось поджигать, а больше, чем поджигать, мне нравилось взрывать. А уж взорвать, запалив фитиль, как делали партизаны, поджигая бикфордов шнур связки динамита в фильме «По следу Тигра», — это вообще было пределом мечтаний.

Бинь это почувствовал.

— Дам десять петард за твой паршивый броневик! — сказал он с нескрываемым высокомерием. — Пошли, получишь!

И ничего не паршивый. Он был отличный, с круглой башней, пушкой и на восьми колесах. Конечно, больно жирно за такой всего десять петард, ну да ладно.

Мы дотопали до нужного подъезда, поднялись на этаж, Бинь ключом открыл дверь квартиры, приложил палец к губам и, протянув руку, шепотом приказал:

— Давай!

Я послушно отдал ему броневичок. Бинь кивнул и спиной стал отступать в темноту прихожей. Он прикрыл за собой дверь, оставив лишь небольшую щель, в которую я принялся подсматривать. В комнате с книгой в руках на плетеном стуле сидел старый худой человек в круглых очках с жидкой бородкой. Если бы я не знал, что Хо Ши Мин умер тремя годами ранее, я бы подумал, что Бинь — тайный сын вождя вьетнамского народа.

Я увидел, как Бинь прошмыгнул на кухню, достал из ящика большие ножницы и, подпрыгнув, ловко срезал одну из петард, что сотнями были развешаны там под потолком, будто новогодние гирлянды. Он просунул руку с этой петардой в щель и все так же шепотом произнес:

— Остальное потом! Иди, а то отец ругаться будет!

И, притворив дверь, заскрежетал замком.

Я немного постоял на площадке, в некоторой растерянности разглядывая эту одну-единственную петарду вместо обещанных десяти. Нужно было не стоять, а звонить, а еще лучше дубасить ногой в дверь, требовать полного расчета, но, чего доброго, отец Биня, так похожий на Хо Ши Мина, выйдет и действительно ругаться начнет. К тому же Бинь сказал, что потом, — значит потом.

Петарду я тут же взорвал во дворе — не зря же я всегда с собой спички таскал. На этот раз эффект не показался таким сокрушительным, ну хлопнуло и хлопнуло. От копеечных новогодних хлопушек шума было и то больше. Задрав голову, я увидел, как Бинь в окне пятого этажа покрутил пальцем у виска. Да сам дурак.

Утром я подкараулил Биня перед школой, заступил ему дорогу и потребовал:

— Гони остальное!

Он спокойно меня обошел и бросил через плечо:

— С тебя и одной хватит!

— Тогда отдавай броневик! — снова возникнув перед ним, задохнулся я от возмущения: вот не зря чувствовал, что не надо было с ним связываться. — Нечего обманывать!

— Хорошо, отдам! — невозмутимо ответил Бинь. — Я тебе броневик, а ты мне петарду!

Вот оно, азиатское коварство! Он ведь прекрасно видел, что я ее сразу же взорвал.

Явно наслаждаясь моей растерянностью, Бинь издевательски подмигнул. И, понимая, что мне уже нечем крыть, я отбросил портфель и со всей силой дал ему кулаком в зубы. Бинь отлетел в сугроб, но быстро вскочил и ответил мне тем же. Он был жилистым, к тому же на год старше, поэтому справедливой и мгновенной расплаты не получилось. А тут еще старшеклассники принялись нас разнимать. Мало того что он меня так подло обманул, я еще и по морде ему толком дать не смог. И ослепленный отчаянием, в тот момент, когда нас уже почти растащили, я напоследок лягнул Биня ногой и завопил, что есть мочи:

— АХ ТЫ, ВЬЕТНАМСКАЯ РОЖА!

Это вырвалось у меня как-то само по себе. Да, Бинь — сволочь, но вьетнамцы тут ни при чем, а у дедушки был аспирант Лай, вьетнамец, хороший человек, он мне даже марки присылал.

Но слово, как известно, не воробей. Мой пронзительный крик услышала пионервожатая школы Надя, студентка-заочница, она как раз пробегала мимо. И ей тут же стало дурно. Она покачнулась, схватилась за стол дерева и, оседая, медленно повернулась ко мне.

— Ты!!! — задыхаясь, она все никак не могла подобрать нужное слово. — Ты!!! Да знаешь ли ты, как мужественно сейчас сражается вьетнамский народ с американскими империалистами?

Бинь тут же приободрился, гордо вытянувшись по стойке смирно, демонстрируя готовность к тяжелым боям с американским империализмом, будто не он нахваливал их боевые корабли.

А все остальные, окружив место действия плотным кольцом, смотрели на меня с гневом и осуждением.

— В общем, так! — немного придя в себя, отчеканила Надя. — Твое счастье! Был бы ты комсомольцем, ты уже назавтра бы вылетел из комсомола! Был бы ты пионером, с тебя бы сегодня при всех сорвали галстук!

Она подошла ко мне, хорошенько встряхнула — так, что у меня лязгнули зубы, и проговорила:

— Но я тебе обещаю! Если ты и вступишь в пионеры, так только через мой труп!

И, повернувшись ко мне спиной, пошла к школьному крыльцу. Все остальные отправились за ней, тут же потеряв ко мне интерес. Бинь, насмешливо оглядываясь на меня, с видом победителя поспешил за ними. А я остался один в школьном дворе, униженный и оскорбленный, в одно мгновение пустив под откос свою мечту.

В последнюю очередь

Пионервожатая Надя не забыла своего обещания. Хотя меня и приняли в пионеры безо всякого ее трупа, а тогда принимали всех подряд без разбора, она добилась, что мое вступление в эту славную организацию состоялось в самую последнюю очередь, и это, конечно же, было позором.

Дело в том, что тут существовала своя табель о рангах. Первыми, двадцать второго апреля, ко дню рождения Владимира Ильича, принимали самых лучших, самых достойных, отличников и общественников. Это священнодействие устраивалось в музее Ленина и проходило необычайно торжественно. По его завершении уже полноправные члены детской коммунистической организации ходили по музею и осматривали экспозицию, в том числе и костюм самого вождя мирового пролетариата, продырявленный отравленными пулями эсерки Каплан.

Во вторую очередь, девятнадцатого мая, в День пионерии, принимали всех остальных. Тысячи и тысячи детей свозили на Красную площадь, где и устраивалось массовое посвящение.

И только уже после всех принимали отъявленных хулиганов, безнадежных двоечников и дебилов. Происходило это буднично, в школе, обычно в актовом зале, а то и просто в пионерской комнате.

Я стал пионером в июне, в последние дни перед каникулами. Вместе со мной в тот день принимали еще двоих. Мальчика по фамилии Покровский, с конца первого класса он находился на домашнем обучении, являясь в школу раз в четверть под конвоем мамы и бабушки для выставления в табель троек по всем предметам. К нашей парочке присовокупили еще одного парня, он с родителями недавно приехал в Москву из другого города, а по прибытии умудрился на месяц заболеть.

Что он, что Покровский не могли запомнить простой пионерской клятвы, поэтому мне пришлось отдуваться за троих. У меня это получилось хорошо, голос мой был столь звонок, сколь и искренен.

Я шел по улице, расстегнув школьную курточку, галстук трепетал на ветру. Весь путь до дома я пытался поймать заинтересованные взгляды прохожих, но всем явно было не до меня.

На следующий день мой одноклассник Игорь пригласил меня на день рождения. Это было чуть ли не первое приглашение в моей жизни, и я немного растерялся. Особенно когда мама, узнав об этом, бросила:

— На день рождения нужно с подарком идти!

Действительно, хорошо бы Игорю что-то такое подарить, особенное. Может, я его и не увижу больше. Дело в том, что мы с родителями должны были переехать на новую квартиру, и наступали последние дни и в этой школе, и в этом районе. Уже и вещи были собраны.

И за десять минут до назначенного часа я вдруг понял, что именно я ему подарю.

Игорь с родителями жил в коммуналке в соседнем доме под самой крышей, на последнем, пятнадцатом этаже. Лифт шел долго, и огромный мешок, куда я сложил всю свою коллекцию военных машинок, успел оттянуть мне руки. На какое-то мгновение мне стало жаль все эти танки, броневички и вездеходы. Все-таки два года собирать, ежедневно забегать в «Тимур», устраивать бесконечные игры. И потом — это были единственные мои ценности. Я любил эти машинки больше всего на свете. Но ведь Игорь — мой друг. А главное — у меня осталась еще одна машинка. Первая, купленная мной два года назад. Вездеход на резиновых гусеницах. И я снова именно с этого вездехода начну собирать коллекцию. Буду из новой квартиры ездить в большой «Детский мир», говорят, эти машинки там тоже бывают.

Первый человек, с кем я столкнулся в прихожей у Игоря, был Женя Барановский. Это ему я на пару дней отдал свой вездеход, пусть поиграет. Поэтому он не попал с остальными машинками в мешок. При моем появлении Женя потянул меня за рукав и зашептал в ухо:

— Слушай, я твой вездеход Игорю подарил. А то у нас дома нету ничего.

Женя был двенадцатым ребенком в семье.

В то лето я уехал в «Орленок» на все три смены. За несколько дней до отъезда мне стало известно, что родители мои разводятся. В конце августа за мной приехала мама. И мы с ней отправились в Вороново, навестить родственников. Зеркало в белой раме стояло на той же тумбочке. Все было именно так, как я себе представлял бесконечное число раз. Алый галстук был повязан красивым узлом. Но никакой радости я почему-то не почувствовал.

Москва, январь 2021 года.

  • Рассказ грача 2 класс окружающий мир рассказ
  • Рассказ гришина милостыня распечатать
  • Рассказ григорьева детство суворова
  • Рассказ гришина милостыня составить план к рассказу
  • Рассказ головы из оперы руслан и людмила