С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».
Цели:
- Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
- Развивать умение выделять главную и второстепенную информации; пополнить словарный запас;
- Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое.
Получат возможность научиться: размышлять над прочитанным; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные УУД:
Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыкам и смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные УУД:
Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Художественная задача: показать взаимоотношения между членами семьи, уважения, заботы к пожилым людям.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.
Посмотрите на слайд и скажите — О чём говорит это солнышко? Слайд1
— Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
— Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка. (Для отработки дикции.)
— Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2
Папа, мама, брат и я –
вот и вся моя семья.
— Прочитайте
- жужжащим чтением,
- с удивлением,
- сердито,
- весело,
- с вопросительной интонацией,
- чётко и быстро
- Подготовка к первичному восприятию текста.
Антиципация (предугадывание) содержания текста по иллюстрации к нему.
Посмотрите внимательно и скажите:
— Кто изображен на иллюстрации?
— Где сидит отец мальчика? (сидит за столом)
— Что он делает? (Обедает)
— А это кто? (Дедушка)
— Где сидит дедушка? (за печкой)
— А почему дед сидит за печкой во время обеда? Где должны сидеть члены семьи, когда обедают?
— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Какие лица у членов семьи (грустные или весёлые)?
Посмотрите на ВТОРУЮ иллюстрацию. А сейчас где сидит дед? ( Со всеми вместе за столом)
— Какие лица у всех? (весёлые)
— Как вы думаете, что произошло в семье ?
— Об этом мы узнаем, прочитав рассказ Л.Н. Толстого .
— Как вы думаете, кто будет самым главным героем этого рассказа?
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
— Прочитайте, кто написал этот рассказ? (Л. Толстой)
V. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) родился 9 сентября в имении Ясная Поляна в дворянской семье. В 9 лет остался сиротой, воспитывался в Казани, получил домашнее образование. В 1859г. Открыл школу для бедных детей.
Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, создал «Азбуку» для детей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
VI. Первичное восприятие текста.
Чтение текста.
- Работа над произношением трудных слов.
Не ходили[и],уши [ы], у него [иво], невестка [и], раз [с], в чашке [ф], ухаживать [жы].
— Поработали над произношением трудных слов. А сейчас можем приступать к чтению рассказа?
— Но сначала мы посмотрим на слайд. Автор нам на урок прислал новые слова. Мы должны их прочитать, понять, запомнить и употреблять в речи.
2. Словарная работа с опорой на иллюстрацию.
Невестка – это жена сына.
Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда
для стирки белья, мытья посуды.
Дощечки – манзалар.
Слаживать – что-то делать, мастерить.
- Образцовое чтение учителем.
Я прочитаю рассказ, слушайте очень внимательно.
4. Первичное проверка понимания.
— Ребята, вам понравился рассказ?
— С какими действующими лицами вы познакомились?
— Кто из героев вам больше всех понравился?
VII. Физминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VIII. Перечитывание текста учениками.
- Жужжащее чтение
- Бинарное чтение
- Выборочное чтение
IX. Работа в парах.
— Найдите вопросы к рассказу на стр. 53. Будем работать парами. Первая пара берёт первый вопрос и отвечает на него и т.д.
X. Чтение диалога
(-Кто будет Мишей? А кто папой?)
XI. Пересказ прочитанного;
XII. Вспомните с 1 класса стихотворения про бабушку и дедушки:
У меня есть дедушка, Мы с моею бабушкой
Как зима седой. Старые друзья,
У меня есть дедушка Очень уж хорошая
С белой бородой. Бабушка моя.
— Как вы читаете эти стихи? (радостно или грустно?) Почему?
-Потому, что мы читаем эти строки с гордостью, что у нас есть дедушка и бабушка.
— Есть ли в вашей семье пожилые люди? (Есть ли у вас дедушка и бабушка?)
XIII. Работа в группах.
— Ребята сейчас будем работать в группах
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1группа объяснит смысл пословицы под №1;
(1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.
2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
(Когда человек почитает своих родителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
(Это значит что дети приносят родителям как радость так и горе. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
(идет работа в группах )
Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки — радость… …и душа на месте.
— Что общего у этих пословиц? (1 группа)
— Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
— Зачем люди создают семьи? (3 группа)
XV. Работа с пословицами.
— Прочитайте пословицы.
В недружной семье добра не бывает (Русская пословица)
Старого уважай, малого воспитай. (Тувинская пословица)
— Какая пословица подходит к рассказу Л. Толстого «Старый дед и внучек»?
Итог урока.
— А помогаете ли вы своей бабушке (дедушке)?
— Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
— Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относится также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относится к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.
— Чему научил вас этот рассказ и его герои? Как нужно относиться к бабушке и дедушке?
( Нужно относиться с уважением. Ведь они родили и вырастили ваших родителей и еще заботятся о вас. А когда они стали старые, государство им платят пенсию).
— Подведя итог урока, прочитаем народную мудрость с доски.
— Чтобы в старости спокойно жить, умей стариков уважать и любить. (народная мудрость)
Рефлексия.
Вы довольны своей работой?
— Подумайте и продолжите своими словами предложения:
Я почувствовал…
Я задумался….
Я понял…
— Продолжите первое предложение.
— Продолжите второе предложение.
— Продолжите третье предложение.
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
Домашнее задание
- Написать мини-сочинение «Мой дедушка»
- Нарисовать иллюстрации к рассказу
Оценка.
Класс: 2 «Г»
Учитель: Яна Владимировна Адмухамедова
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Цель урока: создание условий для осознания детей, что семья — это самое ценное для человека, а сплоченность семьи — это фундамент благополучия.
Задачи: знакомство учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Задачи деятельности учителя: на примере произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» познакомить детей с понятием «Семья», «Семейная традиция». Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека, любви и заботы родственникам.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».
уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям
отвечать на вопросы по содержанию
Личностные:
уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку
выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости
эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Метапредметные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности
проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.
составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1. Самоопределение.
Организационный момент
1–2 мин.
1.Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
На уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную тему. Работать нам предстоит в группах по 4 человека. Поэтому впередисидящие ребята повернуться к тем, кто сидит за ними. Таким образом, у нас получится 6 групп. Кто напомнит нам о правилах работы в группах?
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели).
1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
2. Работа до знакомства с произведением (прогнозирование темы произведения)
1. Знакомство с автором произведения.
Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
– Как вы думаете, почему?
В каждой группе лежат конверты с рассыпанными пословицами. Соберите их и объясните, как вы понимаете их смысл.
Открывайте конверты. Удачи.
– Какой общей темой объединены все пословицы?
– Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
– Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».
У вас на столах лежат карточки с незаполненными ячейками кластера. Заполните кластер, и через несколько минут мы обменяемся мнениями.
– Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.
А вот зачем мы создали этот кластер, вы мне скажите в конце урока.
Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого.
Умение работать самостоятельно в группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
– Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Учащиеся собирают пословицы, озвучивают их, объясняют смысл, опираясь на жизненный опыт.
1. Вся семья вместе, и душа на месте.
2. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Не будет добра, коль в семье вражда.
5. Семья в куче, не страшна и туча.
Умение самостоятельно сформулировать тему урока. (Ответы детей: тема – семья, взаимоотношения в семье)
Составляют кластер «Семья». Обмениваются мнениями. Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья»
Представляют результат своей работы.
Принятие целей урока, готовность слушать и обсуждать.
Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
– Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
– Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости
2. Первичное знакомство с содержанием.
Настраивает внимание детей для прослушивания рассказа. Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации.
– Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?
Какое настроение будет у этого рассказа?
Организует первичное прослушивание текста произведения.
– Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения.
Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже
Подготавливаются к знакомству с рассказом, высказывают предположения о характере, настроении произведения.
– Грустное
Организует работу по высказыванию учащимися своего мнения по результатам первичного знакомства с текстом.
– Понравилось вам произведение?
– Понравилась ли вам эта семья?
– Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.
– Хотели бы вы быть членом такой семьи?
– Действительно ли рассказ грустный?
– Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. Так почему же вам понравился этот рассказ?
Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями о тексте, о настроении и характере рассказа, о семье, описанной в тексте.
– Ответы детей.
– Потому что закончился он хорошо.
3. Словарная работа.
Организует словарную работу.
– Какие слова для вас непонятны и незнакомы?
Найдите в словарях, что обозначают эти слова.
Выполняют работу с толковым словарём, для объяснения смысла незнакомых слов.
– Лоханка, невеста, бранить, слаживать
4. Вторичное знакомство с произведением
Организует вторичное знакомство с текстом.
– Давайте прочитаем это произведение ещё раз и подумаем, есть ли здесь то, что нас удивляет, заставило задуматься?
В результате диалога подводит детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.
– Что же вас удивило? Что было непонятно.
– Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?
– Он притворялся и делал нарочно так?
Читают произведение и выявляют моменты, непонятные для себя.
Задают свои вопросы. Пытаются ответить на вопросы других детей.
– Что означает «сажать за печкой»?
– Почему «сажали за печкой»?
– Чтобы другие его не видели. Его стыдились.
Концептуальная беседа по тексту
Организует фронтальную работу для нахождения ответов на вопросы в тексте (выборочное чтение).
– Давайте посмотрим, как на этот же вопрос «Почему сажали за печкой» отвечает Толстой. Найдите это место в тексте и прочитайте.
Другие вопросы для выборочного чтения.
– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Он права?
– Как повёл себя старик?
– Как повёл себя Миша, услышав слова матери?
– Почему маленький мальчик так поступил?
– Что почувствовали родители, услышав ответ сына?
– Чем заканчивается рассказ?
Что хотел сказать своим рассказом Толстой?
Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.
–
Ответы детей.
Подводит детей к нахождению поучения в рассказе.
– Прочитайте пословицу к произведению.
Может ли она выражать ту мудрую мысль, которую хотел сказать автор читателям?
Читают пословицу, высказываются о её соответствии главной мысли рассказа
– Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
4. Подведение итога.
– Итак, с каким произведением мы познакомились?
Есть ли здесь поучение для читателя?
А знаете ли вы, как можно назвать по-другому поучение?
В словаре В. Даля находим, что поучение – это притча.
– С рассказом Л. Н. Толстого «Старый — дед –внучек»
Узнать, чему учит это произведение. и– Да….
– ?..Дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в самом начале.
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.
– Итак, для чего же создаются басни?
– Так чему же учит басня Л. Толстого?
С помощью учителя делают выводы о цели написания басен и о морали басни Толстого.
– Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.
– Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.
Работа в группах по результатам усвоения темы урока.
Организует работу в группах по составлению «Козины предложений» для организации более приятных условий жизни старшего поколения.
– А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
– Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.
– Вспомним правила работы в группах.
– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках-цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.
Отвечают на вопросы учителя о членах семьи, о своём отношении к ним.
Ответы детей.
Вспоминают правила работы в группе.
1. РАБОТАЕМ ДРУЖНО.
2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.
3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ.
4. ОБЪЯСНЯЙ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
5. БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ.
6. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К КРИТИКЕ.
Выполняют работу в группах, по окончанию озвучивают предложения.
Зачитывают предложения.
Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:
• оказывать уважение,
• выражать любовь,
• проявлять заботу
• оказывать уважение,
• выражать любовь,
• проявлять заботу
• оказывать помощь,
• проявлять послушание,
• говорить добрые слова,
• быть чуткими, внимательными,
• оказывать поддержку,
• проявлять сострадание
• говорить добрые слова,
• быть чуткими, внимательными,
• оказывать поддержку,
• проявлять сострадание
5. Рефлексия
– А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.
Оценивают свою работу с помощью сигналов – смайликов.
6. Домашнее задание
Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).
Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).
Самостоятельное чтение текста.
Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.
Принимают к сведению и записывают задание
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124.
УКМ «Школа России»
Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.
А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.
4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.
Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».
Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».
Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».
Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.
«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.
«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.
«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.
«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Тема этих стихотворений — зима и мороз.
Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?
Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.
Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса
Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.
Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.
Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.
Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.
9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.
Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.
Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.
Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)
Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)
Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)
Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)
Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Смотри названия произведений в скобочках.
Из юмористических миниатюр
Перевод Ю. Мосешвили
Вы очень ошибаетесь, если думаете, что поминки – это просто импровизированный банкет в честь усопшего. Ничего подобного.
Не знаю, как толкует это слово великий Саба*, однако в Гурии оно означает весьма многое…
Видимо, сам архангел распорядился, чтобы люди отдавали богу душу преимущественно ночью. Так случилось и с бабушкой Агатой.
Я тогда находился в деревне и присутствовал на похоронах.
– Что стряслось, Викентий, от чего преставилась старушка?
– Да ничего, заснула и не проснулась.
– Значит, сама по себе?
– Да нет, немного и врачи подмогли.
Только мы переступили порог, нас тут же помянули вместе с Агатой.
– О-о, Агати, несчастная, встань и посмотри, кто пришел, о-оооо!
Правда, Агата нисколько не заинтересовалась нашими персонами и не подумала вставать. Хор плакальщиков сгруппировался у ворот.
– Ниночка! Черт бы тебя побрал!.. Начинай же, распускай волосы, плачь! – напомнил кто-то.
– Вай, вай! До чего я дожила-ааа! Что видят мои глаза! Агата-а-аа! Кто теперь заглянет ко мне во двор, кто скажет: как живешь, моя красавица Ниночка! О-оо, не верю, не верю-у-уууу!
– Остановись, женщина! Не верилось, что живет, а смерти как не верить, – перебил мужчина, взяв причитающую за локоть.
Я принялся наблюдать за приготовлениями поминок. В огромных котлах сердито булькало лобио. Шипела и раздувалась мамалыга. Плавал в кипятке теленок. А стол на триста персон уже был уставлен сыром, икрой, воблой, зеленью, винегретом, соленьями, специями, вином, водкой – словом, всем, что бывает на свадьбах. Прибывшие на церемонию переговаривались замогильными голосами:
– А потом, Бесо?..
– Потом спрашиваю: бабушка Агати, сколько же вам все-таки лет? А вот, говорит, когда Асало Зобастый ушел в разбойники, в том году я вышла замуж во второй раз.
– Что, Зобастый – ее метрика?
– Этого я тебе не скажу, но старушка, по-моему, приходится ровесницей видавшей все виды вороне.
– Смотри, лежит, словно живая роза… Будто спит…
– Так бывает с сердечниками…
– Да, во всем нужно счастье.
Между тем в комнате кто-то по-прежнему уговаривал бабушку Агати: “Встань, скажи хоть слово, еще есть время, до похорон целых четыре часа…”
Я присоединился к другой группе.
– А в общем-то, много расходов, Михако…
– Эти деньги и яства ей бы в свое время, так еще год-другой прожила бы… Сейчас только вспомнили бедную…
– Сын-то у нее образованный, все они такие неблагодарные.
– Хорошо, хоть сегодня явился.
Вскоре всех позвали к столу, и началось.
Бабушка Агати терпеливо ждала.
На пятом стакане пошли воспоминания:
– А вот помните? Кто не помнит сборщицу чая Агати?
– Садись, Ражден, не путай…
Ражден сел.
– Как известно, ворона живет триста лет, – поднялся вдруг второй.
– Кто это тебе сказал?
– Постойте, он заявляет, что мы живем триста лет, при чем здесь ворона?
– Это кто тебе ворона?
– Оставь его, это сельский врач…
– Пусть сперва себя вылечит!..
А бабушка Агати все ждет. Солнце медленно заходит в последний раз для нее. По двору бродят заблудшие от вина души.
Потом кто-то все-таки вспомнил о старушке. Гроб поставили во дворе. Стали зачитывать телеграммы.
– Товарищи, поступило более 1004 телеграмм: из Москвы, Одессы, Волгограда, Киева, Ленинграда, Харькова, Севастополя…
– Послушай, а из Тбилиси?
– Тс-с-с!..
– Скорбим по поводу трагической кончины незабвенной Агати соболезнуем зпт плачем вместе вами Макари Тариел Эприсинэ Васаси Педоси Абели Филипе Ксениа Кириле Геронти Доменти Михако Ингороква.
– Поздравляем сча…
– Позор на нашу голову, какой идиот принес сюда эту телеграмму?!
– Слушай, пока не заорали “горько”, кончай это чтение!..
Агати была невозмутима. Солнце скрылось. Официально наступил вечер.
– Кацо, чего мы ждем, не самой же ей отправляться на кладбище!
– А что случилось?! Пусть побудет до утра у родного очага. Завтра похороним…
– Завтра похороним тебя, а ну, берись за гроб! Взяли… Р-раз… В ногу, в ногу идите… Эй, куда тебя занесло, ворота не там!..
– Тяжела старушенция!..
По дороге несущие гроб несколько раз спотыкались, пару раз выронили старушку и долго пытались водворить ее обратно. Наконец, с грехом пополам, добрались до кладбища.
Пока могильщики обвязывали гроб веревками, один из самых активных соболезнующих свалился в могилу.
– Агати, теперь ты, надеюсь, не скажешь, что мы тебя не любим. Видишь, Ражден готов даже следовать за тобой, – так в последний раз обратились к бабушке, и на этом все кончилось.
Той ночью я и мой дед сидели у камина, перед нами стояла бутыль вина, и мы потихоньку попивали.
– Дедушка Амбако, что ты скажешь о наших поминках?
– Покойник требует к себе уважения. Мы это умеем. Правда, все хорошо в меру.
– Но ведь пора прекратить все эти поминки и нелепую трату денег?
– Дай бог тебе здоровья, внучек, а мы еще в 1913 году говорили об этом на сельском сходе, потом писали в кутаисскую газету “Утро”, но что толку…
– А ты не помнишь, о чем это вы писали?
– Не только помню, наизусть знаю! – оживился дед и начал: – “Сход осудил бездумные траты, которые ложатся тяжким бременем на семью усопшего, и постановил кормить и поить только приезжих из других губерний, а местным жителям запретить объедать семью покойного. Постановлением оговорено условие карать нарушителей штрафом в размере 50 рублей…”
– Ну и как условие?
– Бог с тобой, внучек, если бы условие вошло в силу, одному Раждену не хватило бы на штрафы миллиона.
– Даааа…
– Мдаааа…
– Господи, упаси душу бедной Агати! – молвил тихо дедушка Амбако и чокнулся со мной.
– Упаси, – согласился я и выпил.
Светало. От дома Агати неслось нестройное пение застольной “Долгая лета”.
Просмотрено:
272