Рассказ дед архип и ленька краткое содержание

Тема. внеклассное чтение. рассказ а.м.горького дед архип и лнька. 7 класс цель урока. учить учащихся работе с художественным текстом произведения,

Тема. Внеклассное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необхо$димые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».$

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

  1. Что такое тема художественного произведения?

  2. Что такое идея?

  3. $ Каково отношение автора к главному герою в повести «Детство»?

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

  1. Понравился ли вам рассказ?

  2. Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Работа с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1$) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

$Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», … «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» — 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки…»

Лёнька: «… лежал калачиком. Ленька был мал$енький, хрупкий, в лохмотьях…» — Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «… большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые…»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

$

И Архип ,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием — смятением старика.

$

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!…»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный…»

$ Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча…» и заканчивая словами: «Не$ будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Кри$к его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

Трагическая нота звучит и дальше: «Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждая о чём-то… каждая капля… умирала без эха.$..»

Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И далее читаем: «Голос деда поднялся до пронзительного визга, вселившего в грудь Лёньки ужас».

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота — судьба Лёньки. Она под ударом.

Читаем дальше.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, $рокотали теперь…» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел…»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь… Враги друг другу — сытый и голодный…»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, $воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

$

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство — нора рабской морали», — говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

  1. Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

  2. Рефлексия:

  1. С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

  2. Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

  3. $ Какова основная идея рассказа?

  4. Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение — отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

$

$

$

$

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

$

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконс$трукция

2014г.

Автор:Бахтин С.Ф.,учитель МОУ «Михайловская ООШ»

Тема.        Внеклассное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока.    Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

                необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

 композиция, художественное своеобразие произведения.

           Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

 развитии сюжета.         

  Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

 Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

  I      Повторение. (Опрос).

  1. Что такое тема художественного произведения?
  2. Что такое идея?
  3. Каково отношение автора к главному герою в повести «Детство»?

 II. Изучение нового материала.

1.        Беседа о рассказе по вопросам.

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2.        Работа с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а)        Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», … «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» — 29 стр.

б)        Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки…»

Лёнька: «… лежал калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях…»  — Что можно сказать о них.

в)        Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

г)        Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «… большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые…»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип ,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием — смятением старика.

2)        обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!…»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный…»

Обобщение.

3)        Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а)        Как отнесся Лёнька к девочке?

б)        Как это его характеризует?

в)        Инсценировка.

Обобщение учителя.

4)        Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

    зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча…» и заканчивая словами:                         «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

 Обобщение.

 5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

   а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

   б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

   в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

—        Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

Трагическая нота звучит и дальше: «Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждая о чём-то… каждая капля… умирала без эха…»

—        Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И далее читаем: «Голос деда поднялся до пронзительного визга, вселившего в грудь Лёньки ужас».

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота — судьба Лёньки. Она под ударом.

Читаем дальше.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь…» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел…»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь… Враги друг другу — сытый и голодный…»

  Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду:  «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство — нора рабской морали», — говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

  1. Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.
  2. Рефлексия:
  1. С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?
  2. Что особенно запомнилось в характере Лёньки?
  3. Какова основная идея рассказа?
  4. Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V.        Домашнее задание.

Написать сочинение — отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

МОУ «Михайловская ООШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

                                                  Учитель русского языка и

                                                         литературы высшей категории

                                    Бахтин С.Ф.

д.Михайловка

2021г.

Максим Горький – великий русский писатель, один из самых значительных и известных отечественных мыслителей. Всю свою жизнь он посвятил исследованию человеческой души. Алексей Пешков (а это есть настоящее имя Максима Горького) волновали вопросы о том, что такое добро и зло, В чём проявляется любовь и в чём заключается смысл жизни. Сегодня я хочу поразмышлять над последней темой.

Жизнь писателя была нелегкой. Детства как такового у Алёши Пешкова не было. Единственной отрадой для сироты стала бабушка. Добрая, смелая, бескорыстная, она научила его любить жизнь, восхищаться природой, мечтать о лучшем будущем и стойко переносить все невзгоды. Именно самоотверженная любовь обогатила мальчика, “насытив крепкой силой для трудной жизни” .

Впоследствии, в 1894 году, Максим Горький написал лучшее из своих произведений – рассказ “Старуха Изергиль” .

Главной героиней является пожилая женщина, повествующая о своей жизни и упоминающая легенды о Ларре и Данко. И во всех её чертах проявляется образ бабушки Максима Горького – доброй, бескорыстной, самоотверженной.

Именно благодаря ей писатель до конца жизни был чуток к окружающим и, как бабушка, нес им любовь и свет.

Что же касается самого произведения, то перед нами вырисовывается два антипода – гордец Ларра и пожертвовавший собой Данко. На примере этих героев мы можем сравнить их жизненные цели и принципы, а также рассмотреть причины и следствия совершенных ими поступков.

Ларра обрек себя на вечную муку, потому что отверг самый главный человеческий закон: жить для других. Он лишь брал, не отдавая ничего взамен, желая “сохранить себя целым”. Будучи одиноким, он лишь создал ненадолго иллюзию собственного счастья, затем кара настигла его.

В данном случае авторская позиция такова: нельзя ставить целью жизни одиночество, ибо только в семье и обществе человек способен быть по-настоящему счастливым.

Иначе стоит рассматривать Данко. Этот герой отдал всего себя во спасение своего племени, а взамен ничего не требовал от своих сородичей. Любовь и безграничное Самопожертвование – вот что мы имеем в виду, когда говорим о Данко.

Он умирал, чувствуя себя счастливым исполнивший свой долг. Сердце героя разлетелось на снопы голубых искр, даря людям свет во тьме.

Мне кажется, автор рассказа ставит данного персонажа в пример читателю, стремясь показать ему истинную самоотверженность и бескорыстие.

Таким образом, ответ на вопрос “В чем смысл жизни по М. Горькому?” напрашивается сам собой. Нужно прожить жизнь счастливо, а это значит нести людям добро, тепло и свет, отдавая всего себя. Если каждый из нас будет приносить в этот мир хорошее, то тогда общество станет лучше и чище.

В чем смысл жизни? (по ранним рассказам м. горького)

Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем с подоспевшим багорщиком они спасли женщину.

Дома молодой человек, переодеваясь, со смехом рассказывал эту историю. Звали смелого спасателя Алексей Максимович Пешков, он только что выбрал себе литературный псевдоним, под которым станет известен “всему прогрессивному человечеству”, – Максим Горький.

Так же смелы и герои его ранних произведений.

Горький писал свои рассказы на рубеже веков – ХIХ и ХХ – а такой рубеж всегда казался каким-то мистическим для народа. Да и жизнь была не слишком радостной, поэтому, мне кажется, и написаны первые рассказы молодого писателя в романтическом ключе.

Народ должен верить во что-то обязательно светлое, радостное, что его ждет впереди.

Рассказ “Старуха Изергиль” вместе с образами Данко и Ларры традиционно включается во все сочинения о раннем творчестве Горького. Однако сейчас все воспринимается иначе, по-другому… До светлого будущего, куда вел нас Данко, стало еще дальше, чем сто лет назад, когда создавался этот рассказ.

Смысл жизни Данко, по мнению Горького, в том чтобы облегчить жизнь своих соплеменников, пусть даже ценой собственной жизни.

Но народ все эти годы жил и живет так, как жил и он много веков до этого – в трудах праведных.

И в большинстве своих ранних произведений Горький упорно проводит эту мысль. Взять, к примеру, Гришку Челкаша, героя одноименного рассказа, который никак не может понять, в чем радость крестьянского труда, и упорно расспрашивает об этом Гаврилу.

Крестьянином, подавшимся на заработки, был и главный герой “Мальвы” Василий Легостаев. Пять лет он не был в деревне, лишь посылал туда деньги. Неожиданный приезд сына напомнил ему о доме, о хозяйстве.

Но, по ходу повествования убедившись, что повзрослевший сын Яшка не собирается (несмотря на настойчивые требования отца), возвращаться в деревню, Василий умом и сердцем понимает, что его возврат домой неизбежен.

Конфликт с Мальвой лишь ускоряет это решение.

С наибольшей силой Горький подчеркивает смысл жизни своих героев в рассказе “Дед Архип и Ленька”. Сюжет его незатейлив. Странствуют по Руси старик Архип и 11-летний внук его Ленька.

Никого из родных у них не осталось. Дед выкармливал Леньку в прямом смысле этого слова семь лет. Но силы старика на исходе.

Умом предчувствуя близкий конец, дед переживает за судьбу внука после своей смерти. И пытаясь хоть как-то помочь внуку, дед крадет из чьей-то богатой хаты дорогие вещи – платок и кинжал. А Ленька не принимает ни умом, ни сердцем этот нечестный поступок: “Вор ты старый! У дити украл…

Старый, а туда же… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..”

Дед умер. Вероятно, просто от старости. А может, и от позора перед внуком и перед окружающими.

Даже после смерти нет ему прощения: станичники хоронят его, как пришлого и вора, не на самом деревенском кладбище, а чуть поодаль, за оградой.

А как же сложилась судьба внука? Трагично, ведь через два дня “…нашли мальчика, который лежал, раскинув руки и лицом вниз, в жидкой грязи, оставшейся после дождя на дне балки”. Что это? Глупый случай?

Или Ленька тоже умер от позора?

Этот рассказ понравился мне еще тем, что в нем – выражена авторская позиция по проблеме смысла жизни. Матерый казак в рассказе утверждает, что причина голода – в “поганой” работе: “Потому как хорошо работать станешь, не будет голоду… Земля всегда должна родить, на то она и дана человеку… Руки плохи.

От хороших рук камень не отобьется, родит”.

Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в нравственной чистоте и трудолюбии. Вот основа блага для всего народа и для человека в частности.

В чем смысл жизни? (по рассказу горького «старуха изергиль») :: сочинение по литературе на сочиняшка.ру

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» написан в форме беседы автора и героини.

В нем повествуется о двух легендах, одна из которых посвящена Данко и Ларре, красивым, отважным и гордым парням, но каждый из них по-разному относится к другим людям и обществу.

Все части произведения подчиняются общей идее — о ценности и смысле жизни, а также о личной свободе. Благодаря сравнительной характеристике Данко и Ларры читатель понимает, насколько разными могут быть взгляды людей на одну и ту же проблему.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю.

Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела – свою любовь, не жалея ее.

Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!

Дальнейшая судьба героев

Вырвав сердце из груди, Данко помог своему народу выйти из непроглядного леса, а сам после этого погиб. Герой понимал, что не выживет, но это его не остановило. К самопожертвованию он подошёл осознанно. Ларру же за убийство девушки приговорили к одиночеству как люди, так и высшие силы. Всю свою жизнь он будет страдать. Его главное наказание — невозможность умереть.

После анализа и сравнения качеств персонажей произведения читатель понимает, насколько же они отличаются. Кроме того, ему становится известно о том, на какие муки может быть обречён провинившийся за свои злодеяния.

В школах часто пишут сочинения на тему противопоставления образов героев и их жизненной позиции. Можно составлять цитатную характеристику.

Например, наиболее точно описать образ Ларры могут помочь следующие фрагменты: «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел или молчал, а когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе.

Это оскорбило их… И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

Легенда о Данко и Ларре построена на антитезе, поэтому концепции их жизни лучше всего представить в виде таблицы. В ней же будет удобно провести сравнение этих героев, их характера и поведения.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего – истинный гражданин.

Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный.

Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Краткий анализ

  • Год написания
  • — 1894.
  • История создания

— Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

  1. Тема
  2. — В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
  3. Композиция

— Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр

— Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко — легенды.

Направление

— Романтизм.

  В здоровом теле — здоровый дух? Взаимосвязь ума и тела.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике».

Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего.

Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»
  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.
  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом
  • Сочинение Почему часто ссорились в семье Кашириных в произведении Детство Горького В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.
  • Образ и характеристика Дуняши в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение Пьеса «Вишневый сад» — это последняя пьеса, написанная А.П. Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор таковой ее не считал. Более того, он то считал ее довольно смешной комедией пародийного стиля

М.

Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе.

Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Противоположные взгляды на жизнь

Данко можно охарактеризовать как смелого и красивого персонажа, душа которого наполнена любовью. Он с сочувствием относился к другим людям и хотел приносить пользу окружающим.

Герой не пытался найти любовь, а сам дарил её людям. У него был смысл, то, к чему он так стремился — он хотел, чтобы его народ был спасён и смог жить дальше.

Больших успехов ему удалось достигнуть благодаря вере в себя и отваге.

Герой не сидел на месте, он делал всё возможное, чтобы как скорее добиться своей цели. Второй герой произведения Ларра был его противоположностью и никакого смысла жизни даже не пытался найти. Люди прозвали его отверженным. Его главные черты:

Ларра ничего не будет делать для окружающих, если ему придётся заплатить за это своими силами и чувствами.

Он придерживался одной цели — остаться целым и жить только для себя любимого. Герой не боялся быть один и был горд настолько, что порой сам с собой не мог совладать. Для наглядного понимания разницы между Данко и Ларрой можно сделать их сопоставление по одним и тем же параметрам.

Образ Данко

Данко был привлекателен на внешность и был очень сильным. Ко всем людям он относился искреннее и хотел помочь каждому. Характер героя можно описать следующим образом:

  • Отзывчивый и культурный.
  • Был готов пожертвовать собой, лишь бы другим людям стало хорошо жить.
  • Не боялся ничего и любое, даже самое большое препятствие, никогда не остановит его на пути к своей цели.

У Данко был смысл жизни — вести за собой народ. Он решился на отчаянный поступок — вырвал у себя из груди сердце освятил путь по дороге из дремучего леса, чтобы люди смогли пройти дальше.

Совершённое им является настоящим подвигом. Данко полностью обрёл своё истинное счастье — он смог сделать что-то действительно нужное для толпы.

Хоть герой был и очень хорошим человеком, первоначально у него возникали проблемы в отношениях с окружающими людьми и он был очень одиноким. Особенно грустно оттого каков итог — народ воспринял его поступок как должное.

Когда Данко упал на землю, они продолжали радоваться своему спасению.

Характеристика Ларры

Ларра был очень красив, однако, взгляд его был леденящим и пугал людей, смотрящих в его глаза. К людям он относился с презрением и называл всех недостойными. Ему не нужно было окружение, герою комфортнее наедине с собой. Образ Ларры символизирует одиночество и высокомерие. Он ни под каким предлогом не хотел считаться с окружающими и жить по их правилам.

Не красили героя и его поступки. Однажды он убил дочь старейшины за то, что та не ответила взаимностью на его чувства. В нём не было понимания, насколько ценна жизнь.

За плохие поступки Ларра презирался обществом и был обречён на вечное одиночество.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

  Как книге удалось стать нашим товарищем на всю жизнь?

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 947.

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях.

Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам.

Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части — легенды, а вторая — воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью? — полезные заметки обо всем

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть – вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях.

Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам.

Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего – вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные полосы. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в какой было место и счастью, и горю.

Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень различные, да и юноше, схожему восточному цветку, и высокомерному польскому дуэлянту она бездумно и щедро даровала то, чем обладала – свою любовь, не жалея ее.

Думала ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о катастрофической судьбе Данко, можно прийти к выводу, что не чужды ей были раздумья о цели людского бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беспечной и комфортабельной жизни. Каждому свое!

Буревестник и уж

Схожее идейное противоборство проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно найти как волю делать то, что охото, весь вопрос заключается в том, чего вожделеет раб, а чего – настоящий гражданин.

Мещанин, находясь в плену собственных маленьких целей, просто не в состоянии осознать больших геройских устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, в особенности если он оканчивается неловким падением с высоты, пусть и маленькой. Ужу по нраву теплый и сырой комфорт, обычный и удачный.

Высочайший чувственный накал строит эту басню в ранг истинной притчи с практически библейским сюжетом.

Смысл жизни мамы

Мысль служения высочайшим эталонам главенствует и в романе «Мама». В этом произведении трактовка человечьих отношений не настолько схематична, как в «Песне о буревестнике».

Повествование усложнено осознанием обычных человечьих эмоций, испытываемых обыкновенной дамой, воспитавшей отпрыска, одержимого классовой борьбой. Как хоть какой мамы, ей охото, чтоб ее ребенок был счастлив, и она очень опасается за Павла, которому не жутко ничего.

Революционер готов переступить через всякую преграду, не думая о последствиях, видя только неясную и дальную цель. А мама всегда на стороне отпрыска.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высочайшим эталонам, либо важны для него и поболее приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горьковатого основным пролетарским писателем, русское управление 30-х годов возлагало надежды приручить «буревестника революции», и свести его сложное, многозначное творчество к облегченной схеме, в какой есть место только героям, противникам и мещанинам, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда труднее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали идея о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье – вот основная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горьковатого его практически никогда не испытывают, они мучаются. Стал ли счастливым человеком сам величавый писатель, невзирая на все почести, которыми его осыпала власть? Навряд ли.

Творчество Горького. Обитатели «дна». Вопросы о смысле жизни

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Смысл жизни в пьесе На дне

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни.

Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение.

Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.

В пьесе на суд читателю предлагаются разные мировоззрения — «правды» трех героев: Бубнова, Луки и Сатина. Так, Бубнов считает, что судьба каждого человека предначертана, и никто не в силах изменить этого.

Суждения героя резкие, умаляют человеческое достоинство: «Все люди на земле – лишние…». Он не знает понятия «сострадание», что ярко демонстрируется его отношением у умирающей соседке. Анна попросила Бубнова не шуметь, но герой лишь ответил грубостью.

Бубнов – эгоист, и смысла жизни для него не существует. Он считает, что жизнь – это лишь череда запланированных событий.

Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности.

Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви.

Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Третья правда, которую изображает М. Горький — мировоззрение Сатина. Этот герой отрицает позицию Луки, считая, что нельзя давать человеку ложную надежду на лучшее.

Сатин думает, что главное в жизни – это честь и правда: «Правда – бог свободного человека!». Личность имеет действительно большое значение для героя, в отличии от Бубнова.

Но сам Сатин проявляет апатию ко всему и не желает что-либо делать ради достижения лучшей жизни.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

  Стихотворение “Русалка” Лермонтов Михаил Юрьевич

Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.

В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое дно. Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.

На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.

Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он всегда принижает человека. Бубнов жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания.

На просьбу умирающей Анны вести себя потише, этот герой отвечает: «шум – смерти не помеха…» Он считает, что «все люди на земле – лишние…» С точки зрения Бубнова, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «…все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым этот герой хочет сказать о животной сущности человека.

Бубнов видит в человеке лишь низкое, эгоистичное. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: «Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Опустившись на самое дно жизни, Бубнов уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой этот гуманизм? У Луки нет веры в человека.

Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя.

Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.

Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…

Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли.

В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия.

Тем самым Лука хотел показать слабость человека в том случае, когда у него нет, хотя бы призрачной, цели в жизни.

Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, за его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости.

Именно жалость и ласка, по его мнению, способны вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это Лука подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!..

Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».

Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..»

Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. Он пропивает и проигрывает там свои возможности, хотя от природы наделен живым умом и способностью мыслить. Даже встреча с Лукой не может изменить жизнь Сатина, придать ему больше активности. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, ведь он может лишь философствовать и бездействовать.

Горький поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, основными из которых является проблема правды и смысла жизни. В пьесе не дано однозначного ответа на эти вопросы. Автор оставляет за читателем и зрителем право решать их, делать свой выбор.

Поиски смысла и правды жизни — сочинение

(нравственные проблемы в современной литературе)

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

Сенека.

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить.Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем.Так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни- это удел каждого мыслящего и совестливогочеловека.

Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженноискали художественное решение этого вечного вопроса. И нашасоветская литература не обошла его.

А сегодня, когда старыеидеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, этипроблемы стали едва ли не самыми важными.

Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса осмысле жизни, но этот последний составляет ядро нравственности. Когда нет веры (не обязательно в бога!), нет смыслажизни, то очень часто нет и нравственности.

Виль Липатов,умерший в конце 70-х годов, в повести «Серая мышь» изобразилбывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, ав доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть. Этосимвол.

Бессмысленность жизни приводит к деградации человека,превращению его в животное или преступника.

В другом своем произведении «И это все о нем…» Липатовразворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображенкомсорг Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийсяжить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность.

И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людейи государство. Это мастер Петр Гасилов.

Роман писался в годы,когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Женьки явилась неизбежным финалом.

Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил иставит в своих произведениях Валентин Распутин.

В повести «Живи и помни», например, перед нами встает вопрос: справедливоли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можноотвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова,попавшего под репрессивную машину.

Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показатьчеловека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проявилось в последнем его романе «Плаха». Писатель признается,что в этом произведении хотел бы «отразить всю сложность мира,чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень».

Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерскивыписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство.Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа.Угадываем здесь сходство с романом М.

Булгакова «Мастер и Маргарита». Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас быхотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое.Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге.

Но вдуховной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир.Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей,подобно лермонтовскому- провозглашать любви и правды чистыеученья.

Он надеется с помощью слова очистить и возродить душипадших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться додуш преступников.

Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет вы глухую степь собиратьпыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителейзелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают извагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, которую полюбил.

В любви он, кажется, находит себя. Но такомучеловеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статьюо наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновениис истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот герой не слишком реалистичен.

Но он помогает читателю задуматьсянад вечным вопросом.

Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни.Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, онмучительно размышляет: «Если я не хозяин своему делу, кто-то вконце концов должен же быть хозяином?» Это его тревожит.

Чабанвидит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе также, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречиесо сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы.

Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по — шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волковмстит людям, избрав несправедливо его.

Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния,чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию.

Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжаеттрагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( впрямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносномсмысле) — жизнь Бостона.

Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведенияАлександра Бека «Новое назначение». Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, лично приближенный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувствомдолга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погибв лагерях.

В этой преданности он и находит свой смысл жизни,требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своихподчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и искажает природу человека. Возникает «странная болезнь» — результат»ошибки двух противоположных импульсов — приказов, идущих откоры головного мозга и внутренних побуждений».

В конце концовчеловек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Онтак и не смог «вылезти душой из тех времен», как советовал емуЧелышев. И недаром автор «награждает» его неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем.

Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найтисам, никто не может дать его в готовом виде.

В чем смысл жизни (по рассказу максима горького старуха изергиль)

На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” – самый романтический и поэтичный. Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.

Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами – о Ларре и Данко.

Перед нами несколько человеческих судеб – выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша – “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.

Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.

Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода – делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”.

Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел – одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.

Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек – все, что хотел”, и при этом был вольным как птица.

Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.

То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.

Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.

Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”. Пылающее сердце Данко – это символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке.

И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… “

в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен.

Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг.

А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.

  • Рассказ дедушка георгиев краткое содержание
  • Рассказ дегустаторы пантелеймон романов
  • Рассказ девочки про первый раз
  • Рассказ девочки о зое космодемьянской
  • Рассказ девочка снегурочка читать