Рассказ даниила гранина могила баха

Даниил гранин русский даниил александрович гранин 1 января 1919 года, как даниил александрович герман - русский. даниил александрович

Рассказ даниила гранина могила баха

Даниил Гранин ( русский Даниил Александрович Гранин * 1 января 1919 года, как Даниил Александрович Герман — русский. Даниил Александрович Герман — в деревне Волынь, Курск , Советская Россия ; † 4 июля 2017 года в Санкт-Петербурге ) был советским и российским писателем .

Живи и действуй

Рассказ даниила гранина могила баха

Даниил Гранин детство провел в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде), где изучал электротехнику в Политехническом институте . Он стал инженером , с 1940 работал в электролаборатории, а затем на Кировском заводе до 1950 года . Во время Второй мировой войны он пошел добровольцем в 1941 году и стал офицером танка. Иногда его отправляли на Ленинградский фронт . В 1942 году вступил в КПСС . С 1954 по 1969 был секретарем Ленинградского отделения Союза писателей СССР .

Гранин опубликовал свой первый рассказ в 1949 году, свой первый роман в 1954 году. Многие из его рассказов и романов посвящены работе ученых и технических специалистов и их этической ответственности, другие в основном посвящены повседневной жизни и ее невзгодам, а также вторым. Мировая война и ее последствия. Он также известен своими рассказами о путешествиях (например, «Сад камней», Сад камней , о пребывании в Японии), в которых Генрих Гейне считался его образцом для подражания. По крайней мере, десять его работ снято или адаптировано театром. Работал также в журналах « Нева» (с 1967 г.) и « Новый мир» (с 1987 г.). Только с началом перестройки стал возможен биографический роман « Зубр» («Генетик») , описывающий жизнь русского генетика Николая Тимофеев-Ресовского в Берлине.

Гранин был членом правления писательских объединений СССР (с 1954 г.) и РСФСР (с 1958 г.), а в 1989 г. стал президентом только что созданного Российского ПЕН-клуба . В 1969 году, несмотря на все опасения, он проголосовал за исключение Александра Солженицына из Союза писателей. «Я видел, что погубил себя, но не помог Солженицыну», — сказал он в интервью после падения советского режима. «Гранин лучше, чем многие писатели в России, понимал, как выжить и оставаться продуктивным среди могущественных лицемеров».

Даниил Гранин скончался в Санкт-Петербурге в июле 2017 года в возрасте 98 лет.

Отношения с Германией

Знакомство, а затем и тесная дружба с Анной Сегерс , Конрадом Вольфом , Эрнстом Бушем , Бруно Апитцем и Алексом Веддингом помогли Гранину преодолеть ненависть немцев и развить дружбу через взаимопонимание.

Редакторы Леонхард Кошут, Ральф Шредер и Антье Леетц руководили немецкими публикациями в издательстве Volk und Welt . Включены переводы по Эриху Ahrndt , Хильде Angarowa , Сигрид Фишер , Шарлотта Кошута , Ренате Ланда , Марлен Milack , Дитер Поммеренка , Liselotte Реман , Томас Решка , Вернер Роде и Heinz Стерны .

27 января 2014 года Гранин выступил в Бундестаге Германии по случаю поминальной службы в день памяти жертв национал-социализма . Гельмут Шмидт писал о романе Mein Leutnant : «Мир — бесценное благо. Об этом очень ярко напоминает книга Даниила Гранина ».

Почести

Рассказ даниила гранина могила баха

Даниил Гранин получил множество наград, в том числе:

  • В 1983 году он был награжден премией Генриха Гейне Министерством культуры ГДР как один из немногих писателей-иностранцев .
  • В 1986 году Гранин был принят в члены- корреспонденты Академии художеств ГДР .
  • В 2004 году Академия Роттенбург-Штутгартской епархии и Всероссийская библиотека иностранной литературы присудили ему премию имени Александра Мена .
  • В 2008 году Гранин был награжден высшей государственной медалью России — орденом Андрея Первозванного (вручен в январе 2009 года).
  • В 2016 году Гранин получил д — р Гааз премии на германо-российского форума за заслуги перед немецко-русской дружбы.
  • В июне 2017 года награжден Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области гуманитарной работы за 2016 год.
  • В его честь назван астероид главного внешнего пояса (3120) Данграния .

Работы (подборка)

Романы и рассказы (первые издания и переводы на немецкий язык)

  • Победа инженера Корсакова (рассказ 1949)
  • Искатели (роман 1954)

    • Пионер . Диц, Берлин, 1955 г.
  • Собственное мнение (рассказ 1956)
  • После свадьбы (роман 1958 г.)
  • Иду на грозу (роман, 1962)

    • Навстречу грозе . Издательство Культура и прогресс, Берлин, 1963.
    • слегка сокращенное издание под названием « Укрощение неба» . DVA, Штутгарт, 1963 г.
  • Наш комбат (рассказ 1968)

    • Командир нашего батальона . Издательство Volk und Welt, Берлин 1970.
  • Кто-то должен (рассказ 1969)
  • Эта странная жизнь (рассказ 1974; нем. A Strange Life , 1974)
  • Однофамилец (рассказ 1975)

    • Тезка . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1977.
  • Клавдия Вилор (рассказ 1976; немка Клаудия Вилор , 1977)
  • Картина (роман 1980 г.)

    • Картина . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1981.
  • Ещё заметен след (поправка 1984 г.)

    • След все еще виден . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1986.
  • Зубр (биографический роман 1987; о Николае Тимофееве-Ресовском )

    • Его звали Ур. Роман жизни . Издательство Volk und Welt, Берлин, 1988 г.
    • также под названием Der Genetiker . Пал-Рюгенштейн, Кельн, 1988.
  • Наш дорогой Роман Авдеевич (Новелла 1990 г.)

    • Дорогой наш Роман Авдеевич . Kiepenheuer & Witsch, Кельн, 1991.
  • Неизвестный человек (1990)
  • Бегство в Россию (роман 1994)

    • Бегство в Россию . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1995.
  • Вечера с Петром Великим (Роман 2000)

    • Петр Великий. Роман о величии и нищете России . Verlag Volk und Welt, Берлин 2001.
  • Мой лейтенант (роман 2011 г.)

    • Мой лейтенант . Перевод Екатерины Лебедевой. С предисловием Гельмута Шмидта. Структура, Берлин 2015, ISBN 978-3-351-03591-4 .

К новейшей истории

  • совместно с Алесем Адамовичем : Блокадная книга (хроника блокады Ленинграда ; первая часть 1977 г. в журнале « Новый мир» ; в виде книги 1979 г.)
    • Блокадная книга . Два тома. Volk und Welt, Берлин, 1984 и 1987 гг.
  • Утраченная милость. Русский опыт . Гердер, Фрайбург-им-Брайсгау, 1993, ISBN 3-451-04043-3 .
  • Страх (Очерки / Мемуары 1997)

    • Век страха . Люди и мир, Берлин 1999.

Отчеты о путешествиях и фотографии путешествий

  • Четыре недели с поднятыми ногами . Verlag Volk und Welt, Берлин 1968 ( Месяц вверх ногами , 1966). Содержит отчеты о поездках из Австралии под названием «Впечатления».
  • Сад камней. Фотографии путешествий . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1973 ( Сад камней , 1971). Содержит путевые зарисовки

    • из Японии (одноименный рассказ о путешествиях « Сад камней» )
    • из Лондона и Шотландии ( примечания к путеводителю )
    • из Германии, в том числе:
      • Неожиданное утро (Росток- Варнемюнде )
      • Город в Гарце ( Вернигероде )
      • Могила Баха (в церкви св. Фомы в Лейпциге)
      • Красивая Ута ( Прекрасная Ута , 1970) о Ут фоне Наумбурге и встреча в Leutenberg , что приводит к фундаментальным отражениям на немецко-русских отношениях
      • Посмотри и увидишь ( ГДР в целом)
  • Ленинград. Воспоминания и открытия с фотографиями Арно Фишера . Verlag Volk und Welt, Берлин, 1981.
  • Постановка целей. 3 этажа . Дамниц, Мюнхен, 1982.

Дальнейшие антологии и материалы для антологий в немецком переводе

  • Собственное мнение ( Собственное мнение ). В: Юрген Рюле (ред.): Процесс начинается. Новые русские сказочники . Kiepenheuer & Witsch, Кёльн, 1960, стр. 149–166.
  • Место для памятника. Повести и рассказы . Reclam, Leipzig, 1975; Также в Röderberg-Verlag , Франкфурт, 1975. Имеет ли название рассказ, научно-фантастический рассказ Место для памятника .
  • Два лица. Эссеистическая проза . Издательство Volk und Welt, Берлин, 1978.

К индивидуальным работам

  • Гранина 1956 история Собственное мнение ( Собственное мнение ) было много обсуждался . Это важное свидетельство литературы о « оттепели» , хотя она не сводит радикальных счетов со сталинизмом , а лишь критикует чиновничество и его произвол.
  • В блокадной книге рассказывается о блокаде Ленинграда во Второй мировой войне. По этому поводу Гранин разговаривал со многими выжившими в 1970-х годах. Он должен был ждать , пока не публикуем полное издание , пока Григорий Васильевич Романов , который был всемогущим первым секретарем КПСС обкома в Ленинграде , был смещен со своего поста в 1983 году. Потому что Гранин не следовал партийной линии в своей книге. Он делал упор не на героизме осажденных под руководством партии, а на ужасающих страданиях голодающего населения.
  • В его обзоре под названием «Утраченное милосердие». Гранин описывает российский опыт того, как коммунистический режим пытался изгнать милосердие из народа .
  • В своих мемуарах под названием «Век страха» Гранин свидетельствует о том, как репрессии против советской системы (и постоянный страх перед ней) подавляли и искажали его и его современников.
  • В романе Петра Великий , группа из пяти людей пересчитывать оригинальные анекдоты Петра Великого от Якоба фон Staehlin (1742) и не может избежать сравнений «Блеска и нищеты России» то времени с Россией в начале 21 — го века.
  • В романе « Майн лейтенант» , главный герой которого является его alter ego , Гранин формирует конфликт между официальной уверенностью в победе и ужасом войны. Гранин описывает, как командиры бессмысленными атаками «сжигали» своих солдат. Тем самым он отличает себя от сталинского возрождения , возникшего в некоторых местах в России в последние годы, и от «патриотического», ностальгического взгляда на Великую Отечественную войну .

литература

  • Обзор русской советской литературы, Лейпциг 1970.
  • Лексикон русской литературы ХХ века, Мюнхен, 1992.

веб ссылки

  • Литература Даниила Александровича Гранина и о нем в каталоге Немецкой национальной библиотеки
  • Статья Гранина о Комарово (рус.)
  • Даниил Александрович Гранин на сайте Академии художеств
  • Смерть пришла тихо, тихо, как мышь. Выступление Даниила Гранина, пережившего блокаду Ленинграда немецким вермахтом, перед Бундестагом Германии по случаю Дня памяти жертв Холокоста 2014
  • Некролог в Der Tagesspiegel 5 июля 2017 г. ( онлайн , по состоянию на 29 октября 2019 г.)

Индивидуальные доказательства

  1. Цитата по: Тим Нешитов: Навстречу грозе. Он установил словесный мемориал жертвам блокады Ленинграда. Сейчас скончался российский писатель Даниил Гранин. В: Süddeutsche Zeitung от 6 июля 2017 г., стр.12.
  2. Тим Нешитов: Навстречу грозе. Он установил словесный мемориал жертвам блокады Ленинграда. Сейчас скончался российский писатель Даниил Гранин. В: Süddeutsche Zeitung от 6 июля 2017 г., стр.12.
  3. Даниил Гранин мертв. В: Der Tagesspiegel, 5 июля 2017 г.
  4. Александр Александров: Разговор с Даниилом Граниным . В: Советская литература , 10/1984, с. 92 и сл.
  5. Die Zeit, 1 апреля 2015 г., стр. 45.
  6. Вручение Государственной премии Даниилу Гранину (рус.)
  7. ^ Лутц Д. Шмадель : Словарь названий малых планет . Пятое переработанное и дополненное издание. Ред .: Лутц Д. Шмадель. 5-е издание. Springer Verlag , Берлин , Гейдельберг 2003, ISBN 978-3-540-29925-7 , стр. 186 (английский, 992 стр., Link.springer.com [ONLINE; доступ 12 сентября 2020 г.] Оригинальное название: Dictionary of Minor Planet Names . Первое издание: Springer Verlag, Berlin, Heidelberg 1992): «1979 RZ. Обнаружен 14 сентября 1979 года Н.С. Черных в Научном ».
  8. a b Керстин Холм: Блокадная книга. О смерти русского писателя Даниила Гранина. В: Frankfurter Allgemeine Zeitung от 6 июля 2017 г., стр. 14.

«Какой олух утверждает, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер запустил в Одессе Столярский! Но это была не фабрика машин, а фабрика бриллиантов. Вы мне не верите? Так встаньте возле того дурного „Форда“ и послушайте скрипочку Яши Хейфица. Тогда поймете, в чем дело».

(Леонид Утёсов)

В красавице Одессе школу Столярского, давшую миру множество замечательных музыкантов-виртуозов, знают все. «Школа имени мене» — так иронично называл ее сам основатель, гениальный педагог, легендарный Петр Соломонович Столярский. Он как никто понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного мастерства. Достаточно перечислить лишь некоторых из самых выдающихся его «детей» — музыкантов, имена которых вошли в мировую историю классической музыки. Это Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс, Борис Гольдштейн, Альберт Марков и, конечно же, неповторимый Давид Ойстрах.

По рассказам очевидцев, завидев на улице женщину с маленьким ребенком, Столярский мог броситься наперерез со словами: «Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего ребенка!» Он брал руку ребенка, осторожно ощупывал ее, подносил к глазам и огорченно вздыхал: «Ах, нет, мадам, живите спокойно…» Или: «Мадам, вы-таки имеете талант!..» И счастливые мамы с энтузиазмом спешили отвести своих чад к чудо-педагогу, не без гордости говоря, что ведут их «учить на Ойстраха». Происходило ли это на самом деле, сейчас уже не скажет никто, однако бесспорно то, что Столярский был одной из самых ярких легенд Одессы.

«У Петра Соломоновича был редкий педагогический дар, — рассказывал Семен Коган, один из воспитанников его школы. — Он непонятным образом умел распознавать в малышах будущих музыкантов». Однажды, увидев в спектакле оперного театра «Богема» маленького мальчика из хора, который во втором акте чисто пропел сольную реплику, Столярский в перерыве отправился за кулисы. Его догнал работник театра, который посоветовал ему взять мальчика в ученики. «Я как раз за этим и пришeл», — ответил педагог. Он пригласил мальчика в свой класс. Спустя некоторое время весь музыкальный мир узнал знаменитого скрипача Самуила Фурера.

«Хорошему материалу нужен хороший портной», — говорил Столярский, принимая детей на «музыкальное воспитание». Скромно называя себя «портным», он создал отечественную скрипичную школу, и именно в том виде, в каком ее знает весь мир.

Работая с юными скрипачами над правильной постановкой рук, мастер внушал им: «Главное — высоко и гордо держать скрипку!» — и победно вскидывал левую руку. В этих словах выражалось то чувство любви и преданности музыке, которое Петру Столярскому было дано вдохнуть в каждого из своих учеников.

***

Родился Петр (Пинхас) Столярский 18 (30) ноября 1871 г. в уездном городке Липовце Киевской губернии (ныне Винницкая область). Дед его был столярных дел мастером (отсюда, вероятно, и произошла их фамилия. — Э. Г.), изготавливавшим прекрасные игрушки. Отец Шлёма был музыкантом-клезмером, создавший семейный ансамбль, обслуживавший местные свадьбы и похороны.

Мальчик рос в мире музыки и впитывал ее так быстро, что уже в три года выступал в составе семейного ансамбля, вызывая восторг слушателей. Овладев игрой на скрипке под руководством отца, маленький Пиня развлекал гостей в богатых домах, помогая семье сводить концы с концами, и уже с 10-летнего возраста занимался репетиторством.

Один восторженный слушатель решил показать юное дарование уважаемому педагогу из Киева, знаменитому Антону Рубинштейну. Тот прослушал мальчика и сказал ему, что единственный шанс у него чего-то добиться в игре на скрипке — забыть всё, что раньше он умел, и играть только гаммы. Ребенок, конечно, был в слезах, но, проявив должное упорство, начал играть гаммы. В 14 лет он начал учиться у известного музыкального педагога Отакара Шевчика, а затем, в Варшаве, у Станислава Барцевича.

Судьба привела его в Одессу, которая очаровала молодого музыканта и стала его настоящим домом. Здесь он остался навсегда. В 1890-м Столярский оканчивает Одесское музыкальное училище Русского музыкального общества по классу скрипки у педагога Йозефа Карбульки.

Однако все эти годы он мечтал посвятить себя педагогике, учить детей музыке. И при содействии знаменитого петербургского педагога Леопольда Ауэра он добился открытия в 1911 г. в Одессе, у себя на квартире, собственной музыкальной школы, названной «Частные музыкальные курсы П. С. Столярского».

Супруга Столярского, Фрида Марковна, писала: «Он не знал, что такое свободное время… в нашей квартире не утихали звуки скрипок с раннего утра до позднего вечера… спрятаться от звуков было невозможно, ибо в каждой комнате, в каждом коридоре, даже в ванной кто-то стоял со скрипкой и что-то разучивал…»

«С первых же уроков он прививал мне любовь к упорному труду, — вспоминал о Столярском его знаменитый ученик, скрипач Давид Ойстрах, — в котором была и радость творчества, и благоговейное отношение к искусству. Столярский работал с неимоверным энтузиазмом. Он занимался с детьми ежедневно, с семи утра и до позднего вечера без перерыва. Он считал, что, держа в руках инструмент, ученик ни минуты не должен скучать. Его целью было как можно раньше привить ребенку профессиональное отношение к работе. С первых уроков Столярский настойчиво воспитывал в ученике понимание того, что работа с инструментом — это счастье, ценность его жизни. У занимавшихся с ним такое отношение к труду с годами буквально впитывалось в кровь. Может быть, именно за это я больше всего ему благодарен».

***

Уникальная техника преподавания давала высокие результаты. Столярский старался раскрыть индивидуальность ученика, воспитать в нем артиста. Ребенок с самого раннего возраста учился не «игре на скрипке», а «игре в скрипача». На полу в классе, где проводились занятия, всегда лежали игрушки — так у самых маленьких учащихся вырабатывались интерес и любовь к музыке. Пятилетний ребенок постепенно становился скрипачом. В 10–11 лет дети выходили на сцену, переняв у педагога техничность и безупречную чистоту исполнения.

Природа педагогического таланта, как, впрочем, и любого другого, необъяснима. Сам Столярский гениальным скрипачом себя, по-видимому, не считал, поэтому никогда не показывал своим ученикам, как нужно играть на скрипке. Но он был гениальным педагогом и одесситом и умел добиваться нужного ему музыкального уровня с помощью образных и точных аналогий. Он, например, говорил ребенку: «Представь себе, что мама сварила варенье и ты ожидаешь его попробовать. Вот так нужно играть эту вещь, предвкушая! Предвкушая!»

У Столярского ежегодно занималось до 80–90 учеников. Педагог настаивал на том, чтобы юные скрипачи как можно чаще выступали на публике, учились ценить аплодисменты и цветы. Об учениках мастера писали в местной прессе, они выступали с концертами в Городском саду. Выходя на парады, привязав банты к скрипкам, они маршировали под собственный аккомпанемент, проходя колонной по одесским улицам.

Столярский целиком посвятил себя преподаванию одаренным детям. С бедных, но способных детей денег за учебу не брал и даже по возможности помогал им материально. С 1920-го Столярский преподавал также и в скрипичном классе Одесской консерватории, где впоследствии ему было присвоено звание профессора.

В 1933 г. государство решило взять талантливых детей под свое крыло: была открыта первая музыкальная школа-десятилетка для одаренных детей имени Столярского, возглавляемая самим же Столярским. В то время это считалось совершенно нормальным — руководил же десятилетиями Мейерхольд Театром имени Мейерхольда. Позднее по образцу oдесской музыкальной десятилетки создавались такие же школы в Москве, Ленинграде и Свердловске. В духе «эпохи построения социализма» Петр Соломонович называл свою школу «фабрикой талантов».

В 1937 г., на первом международном конкурсе скрипачей имени Эжена Изаи в Брюсселе, ученики Столярского добились феноменального успеха. Давид Ойстрах занял первое место; третье, четвертое и шестое также достались ученикам Столярского — Елизавете Гилельс, Борису (Бусе) Гольдштейну и Михаилу Фихтенгольцу. Победителей конкурса страна встречала как своих героев.

***

Благодаря блестящим победам в Брюсселе к 1938 г. школа обрела огромную популярность и начала проводить обучение по трем специальностям: скрипка, виолончель и фортепиано. А уже через год она разместилась в отдельном роскошном здании возле Сабанеева моста.

Любопытно, что именно в классе Столярского начинал свое знакомство с миром музыки будущий писатель Исаак Бабель. Туда он ходил по настоянию родителей и при каждом удобном случае готов был поменять скрипичный смычок на книгу. «Если рука не хочет смычка, то зачем его туда впихнуть? Дайте ему лучше карандаш», — посоветовал Столярский его отцу. И юного Бабеля оставили в покое. Позднее в своем рассказе «Пробуждение» Исаак Бабель изобразил Петра Столярского преподавателем музыки господином Засурским.

Оговорки, курьезные фразы профессора становились притчами во языцех, передавались из уст в уста, обрастали легендами. Петр Соломонович в детстве говорил только на идише. Русским, конечно же, овладел, но явно «со словарем». Впоследствии его дела вели дочь Нелли, секретарь Бучач и другие помощники. Его язык был забавным, неправильным, но таким ярким и самобытным, что известный пианист, композитор и музыкальный педагог Александр Гольденвейзер даже посчитал необходимым составить и издать «русско-столярский словарь».

В качестве примера вышесказанному приведу рассказ исследователя одесской старины Валентина Крапивы: «В 1937-м году был арестован один из учеников Столярского. Сотрудники НКВД нагрянули к Петру Соломоновичу, как обычно, ночью, с понятыми. Следователь умело снимал показания: «Припомните, гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?“ — «Вы такой человек, — полушепотом ответил ему Столярский, — что всё видите насквозь. Таки да, он связан с немцами. Вы, наверное, хотите, чтобы я уже выложил всё начистоту?» — „Да-да, конечно, говорите всё! — обрадовался следователь. — Вы можете назвать фамилии?“ — «Или я не могу назвать фамилии?! Запишите, список будет большой: сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах — этот был главный!“ Следователь всё записал и помчался докладывать своему начальству. Когда за ним захлопнулась дверь, дочь Столярского Нелли испуганно сказала: „Папа, зачем ты так шутишь? Они же снова придут, когда разберутся!“ «Во-первых, они разберутся не скоро, — ответил ей отец. — Надо было чему-нибудь учиться, а у них такой энтузиазм, что на «учиться“ времени не хватало. А во-вторых, почему у меня должна болеть голова об их делах? Это их хлеб!».

Однажды Столярского пригласили в столицу, в Кремль, на прием для оглашения присвоения его школе его же имени. Об этом рассказывал виолончелист Яков Слободкин, также попавший в число приглашенных. «Прием вел Лазарь Каганович, который находился в приподнятом настроении. Когда очередь дошла до Столярского, Каганович весело подмигнул ему и произнес: «Первой музыкальной школе-десятилетке в СССР, которая организована в Одессе, правительство присваивает имя Петра Столярского“. Раздались аплодисменты. Столярский встал, вытер платком рот и воскликнул: «За то, что сделали школу имени… Да здравствует товарищ Лазарь Моисеевич Каганович… и все эти… остальные шишки!“ В числе «остальных шишек“ был и Сталин, сидевший отдельно в стороне. Наступила гробовая тишина, все взоры обратились в сторону oтца народов. Великий друг музыкантов медленно встал, обвел взором присутствующих и в леденящей тишине несколько раз хлопнул в ладоши».

Столярского приняли в партию — обычно для интеллигенции, тем более еврейской, это была экстраординарная почесть. На вопрос: «Почему вы решили вступить в партию?» он ответил: «Потому что я стою на советской площадке», имея в виду, скорее всего, платформу. На вопрос: «Что вам дала советская власть?» он честно ответил: «Эмку». Так называли легковой автомобиль М-1, который ему подарили вместе с присвоением орденa Трудового Красного Знамени. Результата ответ не менял: решения о приеме принимались «наверху» и заранее.

О Канделе, ректоре консерватории, в которой Столярский преподавал, он смело заявил: «Берите пример с Канделя. Товарищ Кандель никогда не говорит глупости, он делает их». Ясно, что профессор хотел похвалить шефа, но Канделю-то было каково?

После одного из особенно удачных выступлений в Москве Столярский обратился с просьбой к секретарю: «Дайте телеграмму в Одессу, что школа прошла с большим фуражом», очевидно перепутав «фураж» и «фурор».

А вот как его ученики вспоминали обращенные к ним выражения: «Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это твоя зарплата. Ты должен не сразу ее израсходовать, а распределить на длительное время»; «Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на лошади. Покажи мне красивую музыку»; «Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели»; «Не надо думать, что слово «скрипка“ происходит от слова «скрип»; «Играй мне Баха, а не Оффенбаха»; «Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки». Судя по результатам, запомнив указания учителя, «конфетки» заслужили многие из его учеников.

***

Во время Великой Отечественной войны Столярский с семьей был эвакуирован в Свердловск. Одесситы рассказывают, что авторитет Петра Столярского в городе был настолько велик, что в порядке исключения ему было разрешено взять с собой на корабль рояль и огромную библиотеку музыкальной литературы. В Свердловске в 1942 г. он организовал детскую музыкальную школу при местной консерватории.

На долю их семьи в эвакуации выпало немало горя и лишений. Петр Соломонович перенес тяжелую операцию, мог с трудом передвигаться. Скончалась его любимая жена, муж дочери Нелли погиб на фронте. Сам профессор мечтал о возвращении в Одессу и отказался от предложения Давида Ойстраха переехать в Москву.

Как же радовался он, узнав, что 10 апреля 1944 г. освободили его любимый город Одессу! Петр Соломонович мечтал вернуться туда и снова преподавать в своей школе. Но сбыться этому, к сожалению, не было суждено: при отступлении из города здание школы немцы подожгли. Столярский узнал об этом из письма одного из учеников, что в результате и стало причиной его смерти. Пережить такое известие он не смог — тяжело заболел и вскоре, 29 апреля, скончался от кровоизлияния в мозг.

Знаменитый одессит, писатель и журналист Борис Бурда рассказывает: «С ним пришли попрощаться тысячи людей, вся могила была завалена цветами. Но когда его дочь на следующий день пришла на могилу, она обнаружила, что могила разрыта и рядом с ней лежит тело ее отца с выбитой челюстью и в нижнем белье — кто-то позарился на его костюм и золотые зубы. Ойстрах потребовал расследования и получил отказ — война, не до этого, мол… И памятник учителю Ойстраху пришлось поставить на свердловском кладбище — перезахоронить его в Одессе тоже не разрешили».

Запрещена была также и публикация некролога о кончине мастера. Давид Ойстрах писал дочери Столярского о трудностях, с которыми он столкнулся, желая опубликовать некролог в центральных газетах: «…Сколько огорчений я испытал, добиваясь помещения некролога в „Правде“. Когда с большим трудом мне удалось через ЦК добиться принципиального согласия на помещение некролога и требовался только звонок или записка из Комитета о том, что последний поддерживает просьбу учеников, Храпченко (председатель Комитета по делам искусств при ЦК КПСС. — Э. Г.) отказался это сделать. Только по этой причине некролог не был помещен в центральной прессе».

***

Что можно к этому добавить? И чему удивляться? Времена были такие! Вот и расплата! Уж не за «русско-столярский словарь» ли Петра Соломоновича?.. Расплата с гениальным педагогом, при жизни прославившим на весь мир страну и ушедшим в мир иной… И даже с его близкими…

Возвратясь из эвакуации в освобожденную Одессу, Нелли Петровна осталась без жилья: квартира, где проживала их семья до войны, разумеется, оказалась занята. С большим трудом ей удалось поселиться в крохотной комнатушке в коммуналке на окраине города. Ее лишили и работы в школе, где она работала завучем. Многие из тех учеников отца, кто ее помнил, как могли помогали ей. Давид Ойстрах и его жена Тамара Ротарёва, ученица Столярского, оказывали ей помощь, присылая из Москвы деньги и посылки. В 1965 г. Нелли Петровна скончалась от онкологического заболевания. Ей так и не удалось осуществить свою главную мечту — издать архив отца.

В одном из писем к Нелли Петровне Давид Ойстрах, до конца дней сохранивший память о ее отце, по его словам, своем единственном педагоге, выражал уверенность в том, что «школа будет отстроена, что опять туда будут ходить маленькие, чудесные детки, учиться музыке, а мы будем показывать им большой портрет Петра Соломоновича, рассказывать о его жизни и деятельности, будем прививать им в такой же мере любовь к искусству и труду, в какой это делал наш дорогой учитель…»

После смерти Сталина, благодаря усилиям Нелли Петровны, а также известных музыкальных деятелей страны здание школы было восстановлено. На фасаде дома по улице Пушкинской, 8, где жил Столярский, имеется мемориальная доска, а возле Оперного театра, на Аллее звёзд, 22 сентября 2016 г., к 222-летию со дня основания Одессы, «загорелась» новая звезда — звезда Петра Соломоновича Столярского. Вот только жаль, что улицы Столярского в Одессе до сих пор нет. Да и монументального памятника тоже… Ведь заменить его по масштабу вклада до сих пор некем…

За почти полувековую историю педагогической деятельности Петра Соломоновича сотни, тысячи его учеников и их ученики стали высококлассными музыкантами, педагогами, дирижерами, живущими на всех континентах нашей планеты. Одесская средняя специальная музыкальная школа-интернат им. П. С. Столярского носит его светлое имя. Имя гениального педагога, завещавшего своим ученикам держать скрипку гордо.

Источник: «Еврейская панорама»

2021-09-09T17:27:00+03:00

2021-09-09T23:04:02+03:00

2021-09-09T17:27:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20210909/250469707.html

В отличие от Холокоста, блокада Ленинграда почти никому не известна в ФРГ. Как это изменить?

В отличие от Холокоста, блокада Ленинграда почти никому не известна в ФРГ. Как это изменить?

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

В намерениях Гитлера никаких сомнений не было: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской России у нас нет абсолютно никакого интереса в… ИНОСМИ, 09.09.2021

общество, история, европа, германия, немецкий, германия, ссср, ленинград, вторая мировая война, великая отечественная война, блокада ленинграда

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24078/05/240780545.jpg

3720

2544

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24078/05/240780545.jpg

https://inosmi.ru/history/20200522/247475451.html

https://inosmi.ru/history/20190821/245665029.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

В намерениях Гитлера никаких сомнений не было: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской России у нас нет абсолютно никакого интереса в дальнейшем существование этого крупного поселения» — так было написано в секретной директиве штаба немецкого военно-морского флота от 22 сентября 1941 года. Там же говорилось, что «планируется окружить город плотным кольцом и путем обстрела из артиллерийских орудий и постоянных бомбардировок сравнять его с землей. Поступающие из города просьбы о сдаче будут отвергаться».

То, что за этим последовало, было цинично спланированным массовым убийством. Жителей Ленинграда, второго по величине города Советского Союза и колыбели большевистской революции, предполагалось систематически морить голодом. Вот какие были планы, когда 80 лет назад кольцо блокады замкнулось вокруг города — два с половиной миллионов человек оказались в западне. В самом начале блокады немецкая люфтваффе разбомбила Бадаевские склады на юге города, где хранилась большая часть запасов продовольствия. С севера Ленинград был блокирован, отрезан от внешнего мира Финляндией, союзницей Германии.

Отчаявшиеся люди ели крыс и листья деревьев, соскребали обойный клей со стен, пили машинное масло. Они подмешивали в хлеб древесные опилки, убивали своих домашних животных и даже питались трупами. Только в первую блокадную зиму 1941/42 года власти зарегистрировали более 1000 случаев каннибализма. Как свидетельствуют рассекреченные в 2001 году документы НКВД, семьи питались порой и мясом своих умерших от голода родственников. 872 дня длилась мученическая эпопея Ленинграда. Считается, что в городе умерли более одного миллиона человек — от голода, холода и бомбардировок. В большинстве своем это были старики, больные люди и дети.

Тот, кому каким-то образом удалось пережить это чудовищное военное преступление, страдал от последствий блокады физически и морально всю свою жизнь, некоторые страдают до сих пор. О последних переживших ленинградскую блокаду людях — «блокадниках», как их называют в России — в Санкт-Петербурге заботится проект примирения «Гуманитарный жест», финансируемый немецким министерством иностранных дел и реализуемый Германским обществом международного сотрудничества. Политически проект является зоной ответственности Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. О работе проекта мы поговорили по телефону с историком и сотрудницей проекта Софи Темпельхаген (г.р. 1990)

SPIEGEL: Насколько ощущается ленинградская блокада в сегодняшнем городе?

Темпельхаген: Очень сильно ощущается. Почти у каждого жителя есть родственники, которые погибли во время длившейся более двух с половиной лет блокады или выжили и рассказали об этом.

— Сколько блокадников живет сейчас в Санкт-Петербурге?

— Согласно официальным данным городской администрации, на начало 2020 года в городе насчитывалось 73 200 человек, носящих звание «Житель блокадного Ленинграда». Его получали те, кто прожил минимум четыре месяца в осажденном городе. К ним добавляются около 4100 человек, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» — военные, сражавшиеся на переднем крае, а также гражданские лица, принимавшие участие в обороне города. Большинство нынешних блокадников были детьми, когда была снята блокада, сегодня и они очень пожилые люди. А самому старшему блокаднику недавно исполнилось 100 лет.

— Невозможно себе представить муки жителей Ленинграда, спланированные немцами. Насколько трудно выжившим говорить о пережитом?

— Они рассказывают только то, что могут рассказать — у многих есть свои ограничения. И мы следим за тем, чтобы к этой грани относились с уважением. Эти люди глубоко травмированы, у них пострадало и тело, и душа.

— Как это проявляется конкретно?

— Некоторые до сих пор испытывают панический страх, если в доме кончается хлеб. И никто из них до сих пор вообще не способен выбросить на помойку хоть какие-то продукты питания.

— Брат российского президента Владимира Путина умер во время ленинградской блокады. Как описывает Путин, его исхудавшую и ослабевшую мать чуть не закопала похоронная команда. Она выжила только благодаря пайку ее раненного в бою мужа. Насколько важна память о блокаде на самом высоком государственном уровне?

— Эта тема занимает исключительное место в российской культуре памяти. Ленинградская блокада крайне важна для Путина, во время значимых мероприятий он всегда лично посещает Пискаревское кладбище, где похоронены около 500 тысяч жертв блокады.

— Министр иностранных дел Хайко Маас и его российский коллега Сергей Лавров в 2019 году во время празднования 75-ой годовщины освобождения Ленинграда Красной Армией создали проект примирения «Гуманитарный жест в отношении жертв ленинградской блокады». В чем конкретно заключается этот «Жест»?

— Проект имеет два направления. Во-первых, он занимается модернизацией Госпиталя для ветеранов войн в Санкт-Петербурге, его оборудуют новой медицинской техникой. Во-вторых, в рамках проекта был создан «Германо-российский центр встреч для ныне здравствующих блокадников». Тут я работаю вместе со своими коллегами Екатериной Юдиной и Анной Кодоровой; Арина Немкова руководит центром встреч.

— Кто здесь встречается с кем?

— Мы устраиваем встречи людей, переживших блокаду, с представителями немецкого и российского гражданского общества, при этом прежде всего мы ориентируемся на молодых людей, в частности на студентов. В рамках волонтерской программы молодые люди из обеих стран вместе заботятся о блокадниках.

— В чем это выражается конкретно?

— Наши волонтеры организуют для блокадников экскурсии, досуговые программы и курсы, кроме того, они помогают в организации мероприятий в городских объединениях блокадников. Помимо этого они посещают пожилых людей, разговаривают с ними. Это было особенно важно во время пандемии, когда такие встрече происходили преимущественно онлайн.

— После всего, что пережили блокадники, разве они могут простить немецких активистов?

— Не могу говорить за всех. Но члены объединений блокадников, с которыми мы сотрудничаем, рады этой помощи и благодарят за возможность общаться.

— Что знают молодые немцы о ленинградской блокаде?

— Большинство вообще ничего не знают! В отличие от Холокоста этот пример геноцида практически не упоминается в учебных программах. Некоторые с удивлением узнают, что Ленинград и Санкт-Петербург — это один и тот же город. И никто не знает, что 27 января — это не только день освобождения Освенцима, но и дата, когда в 1944 году Красной Армии удалось разорвать кольцо немецкой блокады вокруг Ленинграда. Блокада долгое время не была темой в немецкой культуре памяти и историографии.

— Но и в Советском Союзе ужасная массовая гибель людей от голода не очень вписывалась в патриотический миф о героях войны.

— Это изменилось в 80-е годы. Важным импульсом для этого стала публикация «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина в 70-е годы — документальной хроники, в которой впервые были собраны воспоминания людей, переживших блокаду. Сейчас мы занимаемся тем, что собираем воспоминания еще живущих блокадников, записываем их и готовим к публикации.

— Как блокадники отметят 80-ю годовщину начала блокады?

— 8 сентября — это печальный и тихий день памяти, в отличие от 27 января, который отмечают торжественно. На многих городских мероприятиях вспомнят начало блокады, на площадях зачитают имена погибших. Одни блокадники примут участие в памятных мероприятиях, другие предпочтут остаться дома одни — каждый скорбит в это день по-своему.

Более подробную информацию о Германо-Российском центре встреч для переживших блокаду жителей Ленинграда можно найти на сайте.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Рассказ девочка из города краткое содержание читать
  • Рассказ девушка в душе
  • Рассказ двое в декабре читать
  • Рассказ две мышки чарушин
  • Рассказ гусарское лето все части