Рассказ цветы и птицы

Биологический музей подготовил программу в онлайн-формате. программа пройдт в социальных сетях и на сайте музея www.gbmt.ru. зрителей ждут следующие лекции:

Биологический музей подготовил программу в онлайн-формате. Программа пройдёт в социальных сетях и на сайте музея www.gbmt.ru. Зрителей ждут следующие лекции: «Цвет в природе», «Насекомые в кино», «Птицы и цветы», «В поисках песни. Знакомство с художником Софией Шуховой», «Птицы-символы и птицы-легенды». Большая часть программы приурочена к выставке «Арт-Орнитология», которая откроется в ближайшее время в Биологическом музее.

В поисках песни. Знакомство с художником Софией Шуховой

Скоро в Биологическом музее открывается выставка «АртОрнитология», объединяющая двух художников-анималистов — Софию Шухову и Евгения Коблика. Этот видеосюжет познакомит вас Софией Шуховой. Свой раздел выставки она назвала «В поисках песни» и посвятила его певчим птицам Юго-Восточной Азии, их роли в культуре и влиянию незаконной торговли животными на редкие виды. София Шухова не только профессиональный художник-анималист, но и специалист по охране редких и исчезающих видов, человек с очень ответственным экологическим подходом к окружающему миру. Она победитель международного конкурса Wildlife Artist of the Year 2019 года в категории «Влияние человека» и финалист этого же конкурса 2021 года, член жюри конкурса «Золотая черепаха — 2020». Вы услышите рассказ Софии о выставке, о редких птицах Азии, увидите кадры из её экспедиции в Индонезию, сможете заглянуть в художественную мастерскую.

Начало трансляции 18:00

Цвет в природе

Почему листья зелёные, а кровь красная? Вещества, придающие цвет, называют пигментами. Свои, особые биологические пигменты содержатся в
самых разных живых организмах. У биологических пигментов есть множество важных свойств. Гемоглобин переносит кислород в крови, хлорофилл отвечает за фотосинтез, каротиноиды необходимы для зрения, антоцианы — антиоксиданты… При этом не любая окраска у живых существ вообще связана с какими-то красящими веществами, есть и другие пути получения той или иной окраски. Заведующая отделом экологии и физиологии Маргарита Атрощенко расскажет о самых известных биологических пигментах и продемонстрирует некоторые их свойства в экспериментах. Опыты просты и наглядны. Участники программы смогут с легкостью повторить их дома.

Начало трансляции 19:00 

Насекомые в кино

В сюжете будет рассказано о насекомых, которые являются героями фильмов — от самых старых, снятых на заре кинематографа и мультипликации, до современных. А ещё о некоторых паукообразных, которые к насекомым не относятся, но у большинства людей ассоциируются с насекомыми. В каких условиях на самом деле живут и чем питаются герои фильмов «Андалузский пёс», «Империя муравьёв», «Гарри Поттер», «Дюна» и других, а также некоторых мультфильмов, в том числе самого старого в истории кукольного мультфильма? Вы сможете увидеть настоящих насекомых, которые были прообразами киногероев. Многие из них есть в коллекциях Биологического музея им. К. А. Тимирязева: муравьи, жуки-чернотелки, бабочка-бражник мёртвая голова и некоторые уж совсем фантастические существа.

Начало трансляции 20:00 


Птицы и цветы

Что может связывать птиц и цветки растений? На первый взгляд — ничего. Для наших широт это справедливо. А вот в тропиках такой вопрос никого не поставит в тупик. Там хорошо известно, что птицы принимают активное участие в опылении растений. Самый известный пример это колибри. Одни из самых маленьких птичек на Земле питаются почти исключительно цветочным нектаром. Живут колибри в Южной Америке, весят всего несколько граммов и умеют при сборе вкусной пищи зависать около цветка и собирать нектар в полёте. У растений, опыляемых птицами, яркая окраска, они обычно красные или оранжевые. Ещё одна особенность — отсутствие запаха и большое количество нектара, который может даже вытекать из цветка. В Австралии и Южной Африке растут уникальные растения — протеи. Их опыляют птицы, которые так и называются — нектарницы. Основу их рациона питания составляют нектар и насекомые. Насекомых они выклёвывают из цветков и иногда собирают нектар в полёте, как колибри.

Начало трансляции 21:00 

Птицы-символы и птицы-легенды

Птицы — животные заметные, умеют летать, отличаются разнообразными и необычными повадками. Неудивительно, что они стали символами, обосновались на государственных гербах, про них слагают легенды. С некоторыми из таких птиц мы и познакомимся: посмотрим на гербы разных стран, вспомним сказки, легенды и сказания самых разных народов, обратимся к древней книге книг — Библии. Мы узнаем, у какого государства самый птичий герб, куда улетают птицы на зиму, в чём мудрость совы, а в чём вóрона, каким ещё птицам свойственна лебединая верность, почему голубя считают птицей мира и многое-многое другое — и символичное, и птичье. А расскажет про символических и легендарных птиц старший научный сотрудник отдела зоологии, кандидат исторических наук Сергей Феликсович Хрибар.

Начало трансляции 22:00. 

www.gbmt.ru

Библиографическое описание:

Пашкова, А. В. Педагогический проект в младшей группе на тему «Птицы — наши друзья» / А. В. Пашкова, Л. М. Кожемякина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6336/ (дата обращения: 05.01.2022).



C:UsershpAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.Wordhello_html_m65dde418.jpg


Тип проекта:

Информационно-творческий.


Вид проекта:

Краткосрочный.


Сроки реализации

: с 01.04.2021 г .— 15.04.2021 г.


Участники проекта:

— воспитатели группы




дети младшего дошкольного возраста


Актуальность

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. На земле живут тысячи различных животных и птиц. Нет человека, который не любил — бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними. Во время наблюдения на прогулке у наших малышей возникали вопросы, с которыми они обращались к нам. Развитие любознательности наших малышей и формирование представления об окружающем мире зависит от взрослых. Часто в дикой природе особенно в зимнее время года из-за нехватки корма, голодные птицы быстро замерзают и погибают. Именно с раннего возраста надо воспитывать и прививать у детей любовь к пернатым и заботу о них.

Исходя, из вышеперечисленного нами была поставлена цель: формирование представления о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой и роли человека в жизни птиц.


Задачи:

— Способствовать расширению представлений о птицах (названия, что делают: летают, поют, клюют, строят себе гнёзда-домики).

— Способствовать обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, скворцы и т. д): прилетают, добывают корм, выводят птенцов, заботятся о них.

— Обогатить словарный запас.

— Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.

— Содействовать воспитанию любви и заботливого отношения к пернатым.


Ожидаемый результат:


Дети:

— Узнают на картинках по внешнему виду птиц, называют их: Голубь, воробей, ворона, синичка.

— Знают, что некоторые птицы прилетают к нам весной (грачи, скворцы).

— Оказывают помощь воспитателю в подкормке пернатых.

— Совместно с воспитателями участвуют в творческой деятельности.


Этапы реализации:


1 этап


— подготовительный

— Выявление цели, задачи.

— Подборка иллюстраций и картинок по теме «Птицы», стихов и загадок о птицах.

— Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).


2 этап


— основной

— Образовательные области — виды деятельности.

Познавательное развитие,

Художественно эстетическое развитие,

Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Физическое развитие.


3 этап


— заключительный

— Подведение итогов.


Работа с


детьми


День недели


Режим


Содержание совместной деятельности с


детьми.


Четверг 01.04.2021


Утро

Беседа на тему: «Какие они птицы»


Прогулка

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада (особенности строения тела, повадки)


Вечер

Рисование ладошкой: «Птичка».

Задачи: Обеспечить показ возможности получения изображения с помощью отпечатков ладошек; вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования.


Пятница 02.04.2021


Утро

Игровое упражнение: «Каких птиц мы знаем?».


Прогулка

Наблюдение за голубями.


Вечер

П/И: «Птички в гнёздышках».


Понедельник 05.04.2021


Утро

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц в книгах


Прогулка

Наблюдение «Озорные воробьи».


Вечер

Чтение художественной литературы:

С. Я. Маршак «Где обедал воробей»;


Вторник 06.04.2021


Утро

Дидактическая игра «Найди пару».


Прогулка

П/И «Вороны и собачка»


Вечер

С. Р. И: «Настя кормит птичек».


Среда 07.04.2021


Утро

Слушание в аудиозаписи голосов птиц.


Прогулка

Д/И «Кто что ест?»


Вечер

Лепка: «Вкусное угощение».

Задачи: Вызвать интерес к лепке угощений для птичек, обеспечить развитие умения лепить шар круговым раскатыванием ладоней, пальцев.


Четверг 08.04.2021


Утро

Пальчиковая гимнастика: «Воробей»


Прогулка

Наблюдение: «Какие звуки издают птицы»


Вечер

Артикуляционная гимнастика

«Птички поют громко и тихо»


Пятница 09.04.2021


Утро

Игровое муз. упражнение: «Птички летают»


Прогулка

Трудовые поручения: «Подкармливаем птиц».


Вечер

Конструирование: «Дом для птички».

Задачи: Способствовать развитию конструктивной деятельности, обеспечить ознакомление с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, призма)


Понедельник 12.04.2021


Утро

Д/И: «Чем похожи, чем отличаются».


Прогулка

Наблюдение за вороной.


Вечер

Рассказ Л. Н. Толстого «Варя и чиж»


Вторник 13.04.2021


Утро

Рассматривание картины «Грачи прилетели».


Прогулка

Дидактическое упражнение: «Найди воробушка».


Вечер

Опытно-экспериментальная деятельность

«Пёрышко утонет — или не утонет».


Среда 14.04.2021


Утро

Беседа с рассматриванием иллюстраций

«Кто к нам в гости прилетел?»


Прогулка

Беседа: «Каких птиц я видел по дороге в детский сад»


Вечер

Аппликация: «Птичка в кормушке»


Четверг 15.04.2021


Утро

Безопасность: беседа на тему

«Не разоряйте птичьих гнезд»


Прогулка

П/И «Птички и автомобили»


Вечер

Рисование: «Веточка для птички».

Задачи: Обеспечить развитие умения правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, рисовать прямые линии, упражнять в умении промывать кисть.


Итоговое мероприятие:

Совместное игровое занятие с детьми «Птичка-невеличка»


Работа с


родителями:

— Оформление папки передвижки «День птиц», «Птицы — наши друзья».

— Беседа с родителями на тему «Берегите птиц».


Результат проекта:

В ходе проекта дети получили знания о том, как выглядят птицы, их названия, о местах их обитания, о том как проявлять заботу о птицах. У детей возникло желание оказывать посильную помощь пернатым.

На протяжении всего проекта мы старались воспитывать у детей бережное отношение к природе и их обитателям. В результате познавательно исследовательской деятельности по данной теме у детей систематизированы знания о птицах. В процессе работы над данным проектом мы использовали:

Дидактические игры: «Найди пару», «Кто что ест», «Чем похожи, чем отличаются?».

Подвижные игры: «Птички в гнездышке», «Вороны и собака», «Птички и автомобиль».

Сюжетно-ролевые игры: «Настя кормит птичек», «Курочка и цыплята».

Игра-имитация: «Скажи как птичка»

Использовали продуктивные виды деятельности, направленные на развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

В заключении проекта нами была оформлена выставка рисунков «Птички встречаются разные: жёлтые, синие, красные», оформлена фотовыставка «Результаты продуктивных видов деятельности».

20210427_181156.jpg

20210427_181124.jpg

20210427_181135.jpg

Литература:

  1. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. -СПб.: ООО. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2016. — 256 с.
  2. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. Конспекты занятий. Ч.З. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2016. — 128с.
  3. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. Первая младшая группа/ авт.-сост. Н. Н. Леонова. — Волгоград: Учитель, 2014. -169 с.

В 1968 году Кавабата Ясунари удостоился Нобелевской премии по литературе. Его произведения, воспевающие красоту Японии, пронизаны красотой и чувственностью. Академик Танигути Сатиё размышляет о связи между живописью и литературным миром Кавабаты.

Как и когда зарождаются идеи литературных произведений? Как эти идеи трансформируются в текст романа? Творческий процесс сугубо индивидуален, и иногда встреченная в путешествии картина может послужить писателю источником вдохновения.

В ноябре 1947 года Кавабата Ясунари поехал в Канадзаву для участия в открытии памятника писателю Токуда Сюсэй. Во время пребывания в Канадзаве ему довелось увидеть старинную шестистворчатую ширму. Кавабата коллекционировал предметы искусства, среди которых встречались такие шедевры, как полотно Урагами Гёкудо «Снег сквозь ледяные облака» (Тоун синсэцу дзу), а также картина «Десять приключений и десять наслаждений» (Дзюбэн дзюгидзу) – продукт совместного творчества Икэ-но Тайга и Ёса Бусон. После того, как Кавабата приобрёл эти картины, они получили статус национального достояния, и это ещё одно свидетельство его великолепного вкуса. Сейчас принадлежавшие писателю предметы искусства хранятся в коллекции Фонда Кавабаты Ясунари. Картины были для Кавабаты не просто хобби. Увиденная в Канадзаве ширма вдохновила его на создание нового произведения.

Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)
Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)

Чувственный мир романов Кавабаты

Во время поездки в Канадзаву Кавабата находился на пороге нового этапа своего литературного творчества. Начало этого этапа ознаменовалось публикацией романа «Снежная страна», впоследствии ставшего всемирно известным.

Кавабата родился в 1899 году в городе Ибараки префектуры Осака. Его литературный дебют состоялся в 1926 году. Новелла «Танцовщица из Идзу» рассказывала о встрече студента с труппой бродячих артистов. В 1929-30 годах Кавабата написал роман «Весёлые девушки из Асакуса», который публиковался отдельными выпусками. В 1931 году появился роман «Видения в хрустальном шаре», написанный в новомодном стиле «поток сознания». В 1933 году вышел рассказ «Птицы и звери» о мужчине-мизантропе, любителе птиц и животных. После публикации этого рассказа Кавабата приступает к созданию «Снежной страны».

Главный герой романа «Снежная страна» по имени Симамура отправляется в путешествие. Поезд проезжает через тоннель и Симамура попадает в «снежную страну» — городок на горячих источниках. Здесь он встречается с гейшей Комако, которая очаровывает его своей преданностью, но он остаётся к ней холоден. Для описания этих ни к чему не приводящих отношений Кавабата умело применяет словесные ассоциации, метафорические намёки и свободное повествование. Итасака Гэн, на протяжении многих лет исследовавший японскую литературу и культуру в Гарварде, отмечал инновационный стиль Кавабаты. Например, он использует кинематографические приёмы, намеренно фокусируясь на ресницах и губах Комако для невербального выражения чувственной атмосферы и расстояния, отделяющего Симамуру от Комако. Кавабата отлично владеет литературными приёмами для создания мира красоты и чувств, и в этом романе его мастерство достигает апогея.

«Снежная страна» публиковалась с 1935 года в нескольких журналах в виде коротких рассказов с продолжением. Даже после выхода книжной версии Кавабата писал продолжение романа и переписывал уже изданный текст. В 1947 году в октябрьском номере журнала «Сёсэцу синтё» вышла концовка продолжения «Снежной страны», а в 1948 году появилась обновлённая книжная версия. Впоследствии Кавабата вновь переписал роман перед включением его в полное собрание сочинений. В 1972 году, после смерти Кавабаты, была обнаружена рукопись «Снежной страны» в сокращённом варианте. Кавабата посвятил этому произведению всю свою жизнь, вложил в него свою душу.

Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)
Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)

«Снежная страна» создавалась на протяжении многих лет, однако 1947 год, когда вышла концовка романа, следует считать одним из значимых этапов литературного творчества Кавабаты. Через год после выхода книжной версии Кавабата занялся подготовкой полного собрания сочинений. Поэтому во время поездки в Канадзаву, где ему представилась возможность полюбоваться старинной ширмой, Кавабата находился на пороге следующего этапа литературного творчества.

Осень как источник вдохновения

Какую ширму увидел Кавабата? В письме к писателю Сига Наоми Кавабата упоминает о шестистворчатой ширме кисти Огаты Корин, которую он встретил в антикварном магазине Канадзавы. На золотом фоне ширмы были изображены хризантемы, нанесённые с помощью белого пигмента из размолотых морских раковин.

После встречи с ширмой Кавабата приступил к написанию следующего значимого произведения – «Стон горы». Подобно «Снежной стране», роман публиковался по частям в журналах с 1949 по 1954 год. Действие книги происходит в период послевоенной разрухи, главный герой романа – 62-летний бизнесмен Огата Синго. Роман поднимает проблему старения человека и вопросы семьи. Стон издаёт гора, расположенная за домом Огаты в Камакуре. Главный герой испытывает страх, считая этот звук предсказанием собственной смерти. Беспокойство о своём здоровье, разлад в супружеской жизни сына и дочери вызывают у Огаты душевную боль. В череде тоскливых дней Огате начинает казаться, что жена его сына Кикуко похожа на покойную сестру его жены, в которую он был влюблён в юности. Покойная возлюбленная ассоциируется у Огаты с яркой осенней листвой, а Кикуко – с хризантемами, название которых (кику) присутствует в её имени. Осенние ноты подчёркивают красоту обеих женщин.

Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)
Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)

Возможно, образ Кикуко в романе «Стон горы» появился благодаря встрече с ширмой в Канадзаве, а образ покойной снохи – на основе традиционного сочетания хризантем и красных листьев клёна. В фамилии Кикуко (Огата) зашифрована связь с ширмой художника Огата Корин. Так встреча со старинным шедевром вдохновила Кавабату на создание нового романа.

В 1957 году, после завершения журнальной публикации «Стона горы», Кавабата посетил Вестминстерское аббатство в Лондоне. Впоследствии в «Десяти заметках» (Дзиман дзюва, 1962) писатель упоминает, что слушая хор в аббатстве, он вспомнил о картинах художника Огата Кэндзан, младшего брата Огаты Корин. Это свидетельствует об увлечении Кавабаты творчеством художников школы Римпа – от Таварая Сотацу и Хонъами Коэцу до Огаты Корин и Огаты Кэндзан. Кавабата пишет, что мысли об этих картинах во время пребывания на чужбине вызывали у него чувство тоски по родине. В «Заметках» Кавабата перечисляет «Птицы и цветы: 12 месяцев» (Тэйка эй дзюникагэцу вака катёдзу) Фудзивары-но Тэйка, «Восемь мостов» (Яцухасидзу) со сценой из «Исэ-моногатари», «Корзину с цветами» (Ханакагодзу) с осенними цветами и стихами вака средневекового поэта и учёного Сандзёниси Санэтака, а также ширму «Птицы и цветы: 4 сезона» (Сики катёдзу бёбу) с изображением белой цапли и растений. Ширма принадлежала Кавабате, а изображённые на ней алые клены и белые хризантемы послужили ассоциативной основой для образа женщин в «Стоне горы». Роман пронизан симфонией творчества художников школы Римпа.

В «Десяти заметках» Кавабата упоминает высказанную специалистом по истории искусств Кобаяси Тайтиро гипотезу, что птицы и цветы на «Корзине с цветами» и ширме «Птицы и цветы: 4 сезона» – это персонажи «Повести о Гэндзи». Это тоже говорит об интересе Кавабаты к взаимосвязи литературы и искусства, прослеживающемся в его произведениях.

Среди поздних произведений Кавабаты следует отметить рассказ «Озеро» (1954) о преследующем женщин сталкере среднего возраста, и рассказ «Спящая красавица» (1960-61) о тайном месте, где старики ложатся рядом с погружённой в медикаментозный сон красавицей. Эти работы, затрагивающие глубинные аспекты сексуальности человека, обогатили литературный мир Кавабаты. А в 1968 году Кавабата первым из японских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе.

Фотография к заголовку: Кавабата Ясунари в 1957 году (© Jiji)



Мировоззрение И. А. Бунина было сформировано всем накопленным жизненным опытом писателя. Это и любовь к земле, природе, его отношение к людям и церковным обрядам, которые он видел в детстве. Бунин объездил всю Европу и познакомился с культурами разных народов, его занимали вопросы философского и религиозного характера: что означает жизнь, смерть, грех, ненависть, искупление? Мировоззренческие позиции И. А. Бунина нашли отражение в его творчестве: в ранних рассказах и в произведениях периода эмиграции. Через своих героев, автор показывает нам собственное отношение к миру, людям, религии.

Рассказ «Над городом» (1900) — воспоминание об одном эпизоде из детских лет повествователя-рассказчика: ребята поднимаются на колокольню, погружаясь в мир звуков, мир птиц (голубей — «мы уже чувствовали себя в одном мире с ними»).

В произведении писатель стремиться понять человека в динамике его духовного развития, связывая проблему формирования личности с ее истоками, то есть с детством. Герои рассказа — мальчики небольшого провинциального городка — поднимаются на колокольню. Туда их влечет захватывающая дух высота. «Птицы любят высоту, — и мы стремились к ней. Матери говорили, что мы растем, когда видим во сне, что летаем, — и на колокольне мы росли, чувствовали за своими плечами крылья…» [1:180]. В этом духовном полете детей сопровождается мощный колокольный звон, высоко возносящий ребячьи души.

Онтологический смысл колокольного звона раскрывает нам писатель в этом произведении через «сильное и краткое веление», написанное на колоколе рядом с барельефным ликом «строгого и прекрасного Ангела Великого Совета»: «Благовествуй земле радость велию…» [1:181]. Напоминанием о Боге, о великой жертве Спасителя, о вечной жизни, о добре и справедливости является, по Бунину, колокольный звон.

Восхищаясь звоном колоколов, Бунин изображает автора этой музыки — убогого дурачка Ваську, а также с большим знанием дела передает детали работы звонаря: «… После долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди» [1:182]. Дети замирают от гордости, будто это они сами «благовествуют земле радость» и носятся в вихре божественных звуков высоко над землей.

В рассказе «Над городом» автор отразил попытку человека, стоящего в самом начале жизненного пути, преодолеть будничное, ежедневное, осуществить романтическую мечту о полетах, путешествиях, о верной дружбе, о заветных книгах, преодолеть «тягу земли», приблизиться к высокому назначению личности. Писатель утверждает, что в человеке осознано или неосознанно живет жажда высокой духовности. Он дает понять, что полет души, испытываемый ребятами на колокольне в ауре медного звона, не затеряется в буднях их взрослой жизни. Об этом говорится в рассказе от имени литературного героя: «Сидя в летние вечера под окном, я слушаю зачинающийся в разных концах города, перепутывающий и мерно дрожащий гул колоколов, и этот гул погружает меня в думы о том, как протекают тысячи тысяч наших жизней» [1:182].

Главная субстанция рассказа «Над городом» — это память. Герой одновременно вспоминает и еще раз переживает детские ощущения. Колокольный звон для него — субъективно-интенциональная составляющая вечности. Об этом Бунин неоднократно делает записи в своих дневниках: «Горная тишина и свежесть, и этот певучий средневековый звон — все тот же, что и тысячу, пятьсот лет тому назад, в дни рыцарей, пап, королей, монархов. И меня не было в те дни, хотя вся моя душа полна очарованием их древней жизни и чувством, что это часть и очень, очень скоро — а колокол все так же будет звать еще тысячу лет новых, неведомых мне людей» [2:230].

Музыка колоколов используется писателем как эффектное средство сознания характеров в типических условиях их бытования. Звон колоколов одухотворяет бунинских героев, возвышает над убогим бытом, внушает надежду на счастье. Колокольный звон сопровождает человека в радости и печали, отчаянии и вере. Дальний звон колокола у Бунина оттеняет тишину, подчеркивает гармонию мира, вечную жизнь космоса. Как знак — символ колокольный звон устремляется за пределы конечного существования человека. В произведении Бунина он раздвигает пространственно — временные границы, лишает текст сиюминутной предметности.

Мотив колокольного звона позволяет Бунину расширить восприятие от мимолетного впечатления до универсального и вечного чувства. В рассказе автор показал детей стоящих в начале жизненного пути, которые стремятся преодолеть повседневные заботы и подняться к духовному, высокому. Колокольный звон, сопровождающий героев, одухотворяет их и помогает подняться над буднично — житейским.

Образом дороги открывается рассказ И. А. Бунина «Птицы небесные» (1909): «С горы, по наглаженной, ухабистой дороге спускался к реке студент Воронов» [1:340]. Благодаря такому началу у писателя складывается впечатление, что описываемые ниже события — лишь один эпизод из жизни героев (в основе рассказа — случайная встреча «в пути» студента — медика Воронова и нищего старика Луки). Рассказ И. А. Бунина имеет кольцевую композицию: и начинается, и заканчивается образом дороги («…на знаменской дороге лежит в снегу мертвое тело») [1:345]. В рассказе «Птицы небесные» жизнь героя, его земной путь заканчивается.

В названии рассказа И. А. Бунина есть определение: «Небесные» («Птицы небесные»). «Небесный» — чистый, светлый, возвышенный, одухотворенный; это нежно-голубой цвет, «Цвет» Богородицы. Отметим, что нищего старика в рассказе И. А. Бунина звали Лукой. Это имя Евангелиста означает «светящий», «светлый». Нищий больной старик, у которого из одежды только рубаха, портки да зипунинка заплатанный, живет по правде Божьей, с Богом в душе, просто и праведно: «В Бога нет того создания, чтоб не верило…», «Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе» [1:343]. Живет, как птицы небесные: «Птицы — звери всякие, они, брат, об Раях не думают, замерзнуть не боятся» [1:344]. Лука живет Богом, любовью, верой. Он просто живет этим, как если бы это было незримым воздухом для дыхания. (В. В. Розанов: «Кто любит русский народ — не может не любить церкви. Потому что народ и его церковь — одно. И только у русских это — одно» [3:50]).

Рассказ «Птицы небесные» написан ярким, живым, богатым нюансами народным языком, в котором «Звучит и поет открытость русской души, простота и доброта русского сердца, эмоциональная подвижность и живость воображения, присущая русскому народу». Множество интонационных и смысловых тире, многоточий передают оттенки речи героев.

Можно отметить интерес автора к духовной стороне жизни каждого человека, желание донести до читателя подлинную красоту и глубину русской души, сходство, может быть даже родство стилевого выражения художественного замысла. Не случайно в финале бунинского рассказа в расцветающем звездном небе появляется Венера — символ любви и красоты: «Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера» [1: 345].

Мотив пути в творчестве Бунина является полисемантичным. С ним у писателя связаны философские понятия о времени и пространстве, о жизни и смерти, о человеке и космосе, о временном и вечном. Понятие пути в произведении великого писателя связано и с движением человека к собственному самосознанию, с проникновением в глубины души, с поисками утраченной цельности и осознанием собственной космичности. Герой Бунина прошел тяжелый путь к самому себе, к своему сакральному центру, к душе.

Таким образом, традиционный для русской литературы мотив пути в художественном мире Бунина приобретает смысл внутреннего познания как человеческой сущности, так и постижения обще человеческих процессов и законов бытия. Этот путь слишком сложный, но именно его выбирают герои бунинских произведений и сам автор. В рассказе «Пути небесные» И. А. Бунин описал жизнь героя, земной путь которого подходит к концу, но он не жалеет о прошлом, и не боится будущего. Лука живет по правде Божьей, просто и праведно.

литература:

  1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. / И. А. Бунин. — М.: Правда, 1988. -478 с.
  2. Бунин, И. А. Литературное наследство. Т.1 / И. А. Бунин. — М.: Молодая гвардия, 1973. — 503 с.
  3. Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов // Религия и культура. — М.: Наука, 2001. — С. 10–60.

Основные термины (генерируются автоматически): колокольный звон, рассказ, Венера, жизненный путь, жизнь героя, звон колоколов, земной путь, мотив пути, образ дороги, русский народ.

№ 6.

Развитие речи.

Составляем рассказ по картинке и вопросам.

Карточка 6 – 1.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинке и вопросам к ней составьте и
запишите рассказ.

image001

Какое животное
лиса (домашнее или дикое)?

Где живёт лиса?

Опишите лису.

Что ест лиса?

Приносит лиса вред
или пользу?

Что вы знаете о
лисе из сказок?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 2.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинке и вопросам к ней составьте и
запишите рассказ.

image002

Видел ли ты зайца
и где?

Какая у зайца
голова? Уши? Хвост? Лапы?

Какие зайцы зимой?
Летом?

Чем питаются
зайцы? Полезны ли зайцы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 3.

Ф.и. ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________По
картинке и вопросам к ней составьте и запишите рассказ.

image003image004 

Каких птиц вы видите
на картинке?

Где живут эти
птицы? Чем питаются?

Сравните этих
птиц.

Опишите сначала
сороку, потом ворону.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 4.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image005image006

Какие это животные? Какую пользу приносят эти
животные человеку?

Сравните и опишите их внешний вид.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 5.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинке и вопросам к ней составьте и
запишите рассказ.

image007

Какое это животное?

Чем питаются коровы летом? Зимой?

Какие продукты питания получают от коровы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 6.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image008

image009

Какие это деревья?
Где они растут?

Сравните эти
деревья (ствол у ели, у сосны, хвоя).

Какое дерево
украшает наши дома в новогодний праздник?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 7.

Ф.и. ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image010image011

Где растут эти
цветы?

Когда они цветут?

Опишите сначала
ромашку, а потом колокольчик.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 8.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image012 image013

Какие цветы
ландыши и подснежники (ранние, весенние)?

Когда цветут эти
цветы?

Опишите сначала
ландыш, а потом подснежник.

Какой цветок тебе
больше нравится? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 9.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image014image015

Где растет берёза?
Рябина?

Опишите сначала
берёзу, потом рябину (ствол, листья).

Кода особенно
красива рябина? Берёза?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 10.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image016image017

Где растут эти
овощи?

Опишите эти овощи
(форму, цвет).

Что готовят из
этих овощей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 11.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image018image019

Где растёт малина?
Клубника?

Опишите эти ягоды
(форма, цвет, вкус).

Когда они
поспевают?

Какие ягоды ты
больше любишь?

Что готовят из
этих ягод?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 12.

Ф.и. ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image020image021

Есть ли у вас в
классе или дома эти цветы?

Зачем разводят комнатные
растения?

Похожи ли эти
цветы

Чем они отличаются
друг от друга? Цветут ли? Как цветут?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 13.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image022image023

Из чего делают
стол и стулья? Где их делают? Какие части у стула? У стола?

Какой стол у вас
дома?

А стулья какие?

Опишите их фору,
цвет, размер.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 14.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image024image025

Какая посуда есть у вас дома?

Где хранится посуда?

Из чего и где делают стаканы? Чашки?

Опишите сначала стакан, потом чашку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 15.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинкам и вопросам к ним составьте и
запишите рассказ.

image026image027

Где и когда ты видел трактор? Комбайн?

Какую работу выполняет трактор? Комбайн?

Кто водит трактор? А комбайн?

Почему нужны эти машины?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 6 – 16.

Ф.и.
ученика________________________________________________________

Дата_________________________класс_________________________________

По картинке и вопросам к ней составьте и
запишите рассказ.

image028

Какие дома видите на картинках?

Чем удобны такие дома?

Где теперь строят такие дома?

Почему теперь строят такие дома быстро?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Рассказ хлеб согретый рукой
  • Рассказ хождение за три моря никитин
  • Рассказ хорхе луиса борхеса и компас
  • Рассказ французского писателя мопассана 9 букв
  • Рассказ фото на котором меня нет