Доброе утро!
В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:
- Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
- Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
- В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
- В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.
ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.
В России
- В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
- Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
- Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
- Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
- С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
- Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.
Катастрофы
После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.
На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.
Вокруг света
В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.
Шесть ссылок
- Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
- Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
- Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Тип
урока: комбинированный.
Цель
урока: совершенствовать умения находить
однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, учебник В.П. Канакина «Русский язык», презентация.
Этап урока
Действия
учителя
I.Организационный момент
(1-2 минуты)
Порядок на столе –
Порядок в голове!
— Улыбнулись,
настроились на урок.
— Открываем тетради и
записываем «число», «Классная работа»
III. Актуализация знаний.
— Послушайте сказку и
подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды
корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит
один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, —
отвечает другой.
— Я в земле живу, —
сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, —
ответил второй.
— Ну какой же корень
может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст
смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, —
отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже
вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка,
сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не
унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают,
зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые
от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и
назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и
говорят:
— Не спорьте, друзья,
оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения
вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного
куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже
общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём
пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.)
— Прочитайте слова.
Море, морж, морская.
— Найдите лишнее
слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у
слов.
— Сформулируйте тему
урока.
IV. Постановка цели урока
(4-5 минут)
Упр. 107
(с. 61).
—
Прочитайте.
—
Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
— Как
называется общая часть родственных слов? (Корень.)
—
Выполните письменное задание к упражнению.
—
Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
—
Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие
слова называются однокоренными?
— Как
пишется корень в однокоренных словах?
—
Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по
парте.
V.
Изучение нового материала
Упр. 108
(с. 61).
(Самостоятельное
выполнение. Взаимопроверка.)
2. Игра
«Третий лишний»
— Найдите
лишнее слово в каждой строке.
1) Желток,
железо, жёлтый.
2)
Носильщик, нос, носатый.
3)
Часовщик, часть, час.
4) Печурка,
печать, печник.
5) Циркуль,
циркач, цирковая.
— А
достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
— Что у
них ещё должно быть? (Общее значение.)
—
Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у
Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями
заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной
пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла
мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему
идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников
искать?
— Кто же
оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
— Почему
гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
— Не
поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
— Составьте
список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в
гости в этот раз. Выделите в словах корень.
VI.
Физкультминутка
(4-5минут)
Дружно за руки взялись!
Руки вверх, руки вниз!
Руки быстро в кулачок,
Положили на бочок.
Вправо-влево покачались,
Назад-вперед, назад-вперед.
Ну-ка, кто там отстает?
VII.
Закрепление нового материала
Упр. 109 (с. 62).
— Прочитайте.
— Разделите слова на
группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся
читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.)
Упр. 110 (с. 62).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите синонимы.
(Путь — дорожка.)
— Назовите
однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)
2. Работа со словом из
словаря
— Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень
стали —
Не одну нашли, а
десять!
Как её названье, дети?
(Картофель.)
— Найдите слово
картофель в орфографическом словаре.
— Запишите его в
тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте
предложение со словом картофель, запишите.
— Запомните написание
этого слова.
Материал для учителя
Каждый из нас с детских
лет помнит стихотворение Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с
базара пришла,
Хозяйка с базара домой
принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу…
А откуда к нам пришли
эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего
картошки.
Клубни картофеля похожи
на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда
картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем —
тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель
вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не
принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем
всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и
слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски:
картошка.
VIII.
Итог урока
(Итог урока 2-3 минуты)
— Спишите однокоренные
слова, выделите в них корень. До¬пишите в каждый ряд слово, которое нельзя
переносить.
1) Бегать, бегун,
пробег, беговой.
2) Домашний, домишко,
домовой, домик.
3) Светить, светлый,
светленький, светильник.
4) Конюшня, конный,
конница, коняга.
— Какие слова
называются однокоренными?
— Как пишутся корни в
однокоренных словах?
— Оцените свою работу
на уроке.
— Назовите два
признака однокоренных слов.
Домашнее
задание
Упр. 111 (с. 62).