Рассказ чук и гек читать краткое содержание

Гайдар аркадий чук и гек. читательский дневник, краткое содержание о чем произведение 1-2 предложения кратчайшее содержание чук и гек

Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание

В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.

Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.

На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.

Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара

Сюжет

Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.

Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.

Отзыв

Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

gajdar chuk i gek main

В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».

Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.

Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.

Персонажи рассказа

Главные герои

  • Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
  • Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
  • Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.

Второстепенные герои

  • Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
  • Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
  • Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
  • Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.

Сокращенное содержание рассказа читайте далее.

Сюжет рассказа тезисно

  1. Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
  2. Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
  3. Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
  4. В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
  5. Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.

Краткое содержание рассказа

Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.

Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.

На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.

На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.

Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.

Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.

Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.

Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)

В чем заключается идея автора

Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.

Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.

Анализ
произведения А. Гайдара «Чук и Гек»:

Дата написания. Жизненные
обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.

А.П. Гайдар, думая о создании
произведения «Чук и Гек», хотел написать светлый рассказ, похожий на
«жемчужину». Литературными критиками не сразу было одобрено произведение
писателя. Однако, несмотря на то, что оценки давались неоднозначными, дети
полюбили рассказ «Чук и Гек». Он был впервые опубликован в 1939 году
«Пионерской правдой». Также «Чук и Гек» публиковался в журнале «Красная
новь». В том же 1939 году произведение вышло отдельным изданием.

Тема произведения.

Смысл жизни

Композиция произведения.

Рассказ «Чук и Гек» начинается сказочным
зачином, который определяет весь строй произведения А.П. Гайдара. Все события
рассказа воспринимаются глазами Чука и Гека, что тоже является композиционной
особенностью произведения. Сказочная окраска проходит через все эпизоды
рассказа, все реальные события соединяются с вымышленными.

Определение составляющих сюжета:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Рассказ Аркадия Петровича можно разделить
на несколько частей:

экспозиция — описание жизни
Чука и Гека, характеристика мамы мальчиков;

завязка, начало действия
— получение письма от отца с приглашением приехать к нему в гости;

развитие действия
потеря телеграммы, решение скрыть это от мамы, путешествие в поезде, прибытие
на станцию, путь к Синим горам;

— кульминация — приезд на разведывательную базу, пропажа Гека;

— развязка — возвращение отца и счастливое празднование Нового года.

Образ героя (героев). Характеризующие
портрет, пейзаж, интерьер.

Образ Чука автор создаёт при помощи различных деталей, вплетает мелочи в
описание. Внимательный читатель замечает, что мальчик очень бережлив, он
собирает всякие полезные, на его взгляд, вещицы: «У запасливого Чука была
плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от
чая, конфетные обёртки (если там был нарисован танк, самолёт или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса
и ещё всякие очень нужные вещи». Чук эмоционально и бурно реагирует на
различные события.

Геку А. П. Гайдар даёт прямую и меткую характеристику: «Гек был разиня,
но зато он умел петь песни». Гек фантазёр: он тонко чувствует окружающий мир,
придумывает объяснения для непонятных ему явлений, видит необычные сны. Но
при всей своей мечтательности он вполне активный ребёнок, баловник. Его, как
и Чука, привлекают мужские игры: «Чук смастерил себе кинжал из кухонного
ножика, а Гек разыскал себе гладкую палку, забил в неё гвоздь, и получилась пика,
до того крепкая, что если бы чем-нибудь проколоть шкуру медведя, а потом
ткнуть этой пикой в сердце, то, конечно, медведь сдох бы сразу».

Оба мальчика с
уважением и любовью относятся к родителям: боятся разочаровать маму, с
нетерпением ждут встречи с отцом.

Итак, в образах Чука
и Гека Аркадий Петрович Гайдар воплотил представления об обычном мальчишке:
заводном и мечтательном, преданном слову и совершающем невероятные поступки.

Особенности повествования (автор,
повествователь, герой).

Повествование ведется
от третьего лица, делая картину объективной. Однако эта картина мира
воспринимается глазами главных героев.

Повествовательная
манера также сближает рассказ «Чук и Гек» с волшебной сказкой.

«Жил человек в лесу
возле Синих гор», — начало рассказа напоминает традиционный сказочный зачин.
Имя героя не названо, место действия кажется неопределённым, далёким и
загадочным.

Драка ребят, в ходе
которой они потеряли телеграмму от отца, —  это своего рода запрет и его
нарушение. А дальнейшие приключения становятся наказанием и сказочными
испытаниями. Сгущают волшебную атмосферу эпизоды на вокзале (встреча с
козлом) и в избушке на ямщицкой станции.

Лесной сторож кажется
ребятам очень суровым человеком, неприветливым, даже злым. Но в рассказе
именно он становится «волшебным помощником», который в итоге приносит ключ от
дома отца и письмо от него. «Чудесным спасением» можно назвать случай с
Геком, который спрятался в сундуке и уснул.

Испытание для героев
— выживание в незнакомых условиях, необходимость делать то, чем раньше они не
занимались. И в качестве первой награды выступает ключ от дома. Главная же
награда — воссоединение семьи и встреча Нового года вместе с отцом.

В финале рассказа
Аркадий Петрович Гайдар даёт определение счастья, которое становится итогом
приключений и главной идеей текста: «Что такое счастье — это каждый понимал
по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много
трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая
зовётся Советской страной». Автор считает, что каждый должен любить родную
землю, беречь её и трудиться ради неё.

Смысл названия.

Рассказ был назван в
честь центральных персонажей. Существует несколько версий того, как произошли
эти необычные имена.

В первом издании произведения
отец называет Геком Сергея, а Чуком Владимира. Отсюда сокращенные варианты
имен Сергей и Владимир.

Но есть и следующая
версия: Чук – русифицированный вариант имени Чак, а Гек – Джек. Эти
иностранный имена были довольно популярны во времена жизни А.П. Гайдара.

Идея произведения.

Рассказ «Чук и Гек» повествует о
человеческом существовании и о его смысле. Автор поднимает проблему счастья.
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и
понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» — так говорил
сам А.П. Гайдар. В этих словах и отражена главная мысль рассказа.

Воспитательная функция произведения.

Честность – вот главный принцип жизни
каждого человека. Писатель призывал своих читателей в любых ситуациях вести
себя в соответствии с честью. Быть честным, по мнению А.П. Гайдара, — это не
только не врать, но и ничего не утаивать. Нельзя скрывать свои нечестные
поступки и всегда нужно нести за них ответственность.

Готовый читательский дневник Голубая чашка для 4 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Голубая чашка

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

Аркадий Гайдар

Жанр: Рассказ

Слушать

  • Главные герои:
  • Светлана — девочка, которой исполнилось шесть лет.
  • Маруся — строгая мама Светланы.
  • Папа — веселый добрый папа Светланы.

Однажды молодая семья приехала в отпуск на съемную дачу. Светлана с папой уже были готовы отправиться на рыбалку и в лес за ягодами, но мама устроила генеральную уборку, которая длилась три дня. Тут к ним зашел мамин знакомый летчик, с которым она долго беседовала. В это время Светлана с папой решили сделать вертушку.

Когда стемнело, мама пошла провожать гостя до вокзала, а дочка с отцом закончили мастерить вертушку и полезли на крышу ее устанавливать. Тут вернулась мама и велела слезть с крыши. Она обнаружила в чулане свою разбитую голубую чашку, обиделась на своих домочадцев и на следующий день после завтрака отправилась в город.

Отец с дочкой тоже обиделись на Марусю, которая обвинила их в том, чего они не делали, да еще уехала, не сказав им ни слова. Они собрали папин рюкзак и отправились куда глаза глядят. Каких только приключений с ними не произошло до вечера! Они познакомились с самыми разными людьми, погуляли в яблоневом саду и даже получили в подарок котенка.

Когда они вернулись, оказалось, что мама уже дома. Она в их отсутствие прикрепила вертушку на крышу и с нетерпением ожидала возвращения мужа и дочери. А за вечерним чаем все весело болтали, наслаждаясь общением, и решили, что чашку разбила мышь.

Что понравилось:

В крепкой семье ссоры по мелочам не длятся долго. И эта семья видимо такая же крепкая и дружная, поэтому никакая неприятность не станет причиной длительного разлада. Разбитая чашка — это всего лишь мелочь, которая не может нарушить миром в семье.

Рисунок:

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

Анализ произведения А. П. Гайдара «Голубая чашка» для читательского дневника: краткий пересказ, основная мысль

Произведение Аркадия Гайдара «Голубая чашка» было написано в 1936 году. В своем рассказе автор затронул темы отношений в семье, любви, добра, дружбы. Он показал важность семейных ценностей и взаимопонимания. Краткое содержание «Голубой чашки» для читательского дневника поможет понять суть произведения без потери смысла, а также замысел писателя.

Анализ произведения

В рассказе описывается семья, состоящая из трех человек: родителей и их шестилетней дочери Светланы. Маму зовут Маруся, имя папы не упоминается.

Краткое содержание

Семья отправилась на дачу в деревню, чтобы провести там летние каникулы. Девочка захотела пойти с отцом на рыбалку, но мама их не отпустила, так как нужно было наводить порядок. Между тем к Марусе пришел давний знакомый, с которым она долго разговаривала.

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

За время ее отсутствия папа с дочкой решили сделать вертушку на крышке. Вернувшись, мама пожурила их за безделье, но еще больше она рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку. Женщина решила, что это сделали ее муж и дочка. Такой поступок обидел ее, и мама решила вернуться в город.

Несправедливое обвинение огорчило ее дочь и супруга. Они тоже обиделись и решили уйти куда глаза глядят. Отец с дочкой вышли в путь, вскоре дошли до мельницы.

Там им встретились местные мальчишки, которые собрались колотить друг друга. После этого путники услышали пальбу, выяснилось, что это проводились военные учения.

Затем им встретился колхозный сторож, который рассказал, где живут его дочь и внук. Отец со Светланой решили пойти к ним в гости. Пока они гостили там, девочка спросила отца, как он познакомился с мамой. Оказалось, что родители первый раз увиделись еще во время Гражданской войны и с тех пор никогда не расставались.

Путники пришли домой очень поздно, их уже ждала мама. Маруся больше не злилась на них. Семья помирилась и провела прекрасный вечер за обсуждением событий этого дня.

А голубую чашку, вероятно, разбили мышки.

План для пересказа:

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

  1. Приезд на дачу.
  2. Маруся заставила всех работать.
  3. Создание вертушки на крышке.
  4. Голубая чашка.
  5. Мама разозлилась и уехала в город.
  6. Дочь и папа отправились в путешествие.
  7. Встреча с мальчишками и сторожем.
  8. История знакомства с Марусей.
  9. Дорога домой.
  10. Примирение семьи.

Основная мысль

На примере героев автор показал, что семья — самое ценное, что есть у человека. Порой близкие люди ссорятся, но всегда нужно найти способ примирения, пойти на компромисс.

Это произведение учит следующему:

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»

  • взаимопониманию;
  • любви;
  • бережному отношению к близким людям;
  • не обижать друг друга;
  • не ссориться по пустякам.

Если люди любят друг друга, то никакие ссоры и обиды им нипочем. Нужно подумать, прежде чем обвинить человека.

Ведь незаслуженные обвинения могут привести к конфликту. Не стоит обижаться по пустякам, ведь никакие вещи не заменят семью.

Отзывы читателей

Я этот рассказ читала в кратком содержании. «Голубая чашка» Гайдара показывает семейные взаимоотношения, их ценность. Семья — это главное, что есть в жизни человека. Родные люди гораздо дороже любой вещи, даже если это любимая чашка. Недавно в классе мы разбирали эту тему, рисовали рисунок. Я рекомендую прочитать и детям, и взрослым.

Мне это произведение очень понравилось. История семьи служит примером семейных отношений. Всегда необходимо прощать обиды, мириться и любить друг друга. Семьей нужно дорожить. В «Голубой чашке» есть чему поучиться, поэтому советую обязательно прочитать, хотя бы в сокращении. А также хочу порекомендовать сказку «Горячий камень» и повесть «Тимур и его команда» этого же автора.

Я сначала прочитал рассказ «Голубая чашка» в кратком содержании. Гайдар так просто, увлекательно и интересно описал историю семьи, что мне захотелось прочесть произведение целиком.

Главная мысль в том, что нужно идти на уступки, избегать конфликтов, ценить друг друга и оберегать. Я считаю, что такие книги нужно обязательно читать ребенку, так как именно в детстве формируется понимание семейных ценностей.

В этом рассказе есть наглядное описание того, чего не стоит делать, а как следует поступать.

«Голубая чашка»: краткое содержание рассказа Аркадия Гайдара

Голубая чашка — рассказ известного отечественного писателя Аркадия Петровича Гайдара. Произведение предназначено для детей среднего школьного возраста. Впервые рассказ был опубликован в 1936 году, а после в книге сборников.

Сколько читателей уже затянул незамысловатый сюжет, рассказанный далее в кратком содержании «Голубой чашки»? Примечательно, что именно это произведение принято считать одним из самых известных и лучших у писателя. Читать полностью удается не каждому, в таком случае ниже представлен краткий пересказ.

Основные герои

Сам Аркадий Гайдар признавал, что прототипом главного героя является он сам. Именно по этой причине главный герой остался без имени, так как давать чужое имя своему герою он не хотел.

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»Аркадий Гайдар

Среди основных героев рассказа «Голубая чашка» можно встретить:

  • Маруся – жена главного героя и по совместительству мама Светланы. Она может быть капризной и обидчивой, но, несмотря на это, ее доброта и отзывчивость видны сразу.
  • Светлана – дочь главного героя и Марии. Для тех времен такое имя было редкостью, однако для Гайдара оно было привычным. Маленькая девочка 6 лет, светлая и справедливая.
  • Пашка – добросовестный и справедливый парень.
  • Санька – трусливый мальчишка.
  • Валентина – дочка сторожа, добрая, приветливая и отзывчивая женщина.
  • Федор – сын Валентины и внук сторожа, добрый и веселый парень.

Очень краткий пересказ

Произведение начинается с приезда семьи на дачу. К Марии приезжает гость, после чего она на время забывает о муже и дочке, Света и главный герой, затаив обиду, пускаются на поиски приключений, после чего мирятся с мамой и каждый признает свои ошибки.

Краткое содержание рассказа

Гайдар написал «Голубую чашку» давно, и поэтому многие читают краткое содержание. По сюжету рассказа под Москвой семья из отца, мамы и шестилетней дочки снимает дачу. Отец вместе с дочерью мечтает отдыхать, купаться, ездить ловить рыбу, а также собирать ягоды. Однако Маруся в первую очередь заставляет семейство наводить порядок на дачном участке.

После того как все дела были выполнены, к Марии в гости приезжает товарищ, полярный лётчик, с которым она не виделась много лет. Разговоры с ним отнимают у Маруси целый день, после чего она отправляется проводить лётчика на станцию.

Главный герой и Света решают повесить на крышу вертушку, сделанную своими руками из цветного картона. Вернувшаяся мать выразила своё недовольство тем, что Света всё ещё не спит. Мария принесла с собой много подарков от товарища, но главный герой и дочка всё-таки уходят спать обиженными.

Наутро Маруся обвиняет главного героя с дочерью в том, что они разбили её любимую голубую чашку и не рассказали об этом. Она уезжает с дачи, а отец и Светлана в грусти и печали решают уйти из дома, не выбирая направлений и не придумывая чёткого плана действий.

По пути в «никуда» семейство встречает мальчишку Санька, который живёт по соседству. Парень рассказывает о том, что его хочет избить пионер Паша. В конечном итоге Света обещает Сане защиту, и вместе с отцом они отправляется дальше.

После этого путники встречают Пашу, где выясняют, почему он так озлоблен по отношению к Саньке. Как оказалось, из Германии недавно приехал еврей со своей семьей, его побег с родины стал настоящим спасением. Паша постоял за дочку рабочего, оскорбленную Саней.

Отец со Светой сильно возмутились, и их поддержал сторож из колхоза, который сказал о том, что в Советском Союзе нет понятия фашизма.

В конечном итоге трусливый парень признаёт свою ошибку, а сторож предлагает отцу со Светой идти к озеру. За озером есть лес, в этом лесу живут его дочка Валя и внук Фёдор.

По пути семейство дарит цветы женщине, которая одаривает их огурцами, и идет купаться в речку. Лишь после этого они находят дом Валентины, где им было предложено отдохнуть в садике под яблоней.

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»Кадр из одноименной экранизации

Главный герой рассказывает своей дочери историю знакомства со ее мамой. Во время Гражданской войны женщина выходила раненого отца, который в свою очередь спас её от белых. С тех самых времён пара никогда не расставалась. Отец очень боится, что супруга большего его не любит, но дочка говорит отцу об обратном. Ночью девочка заметила то, с каким трепетом и любовью мама смотрела на отца.

Возвращаясь к повествованию: в лесу Валентина находит телегу для того, чтобы путники могли быстро добраться домой, а сын Валентины на прощание преподносит девочке маленького котёнка.

Приехав домой, они видят встречающую их и смеющуюся Марусю. Она успела слазить на крышу и поправить самодельную вертушку. Семейство долго сидит за вечерним столом, общаясья друг с другом, а про голубую чашку никто не вспоминает, хотя её, скорее всего, обронила мышь.

Основная мысль

Основной смысл произведения заключается в том, что никогда нельзя действовать в порыве чувств.

В этом рассказе примирение всего семейства произошло после того, как главный герой с дочкой принимают решение уйти, предоставив Марусе шанс обдумать все случившееся. Действовать необдуманно – главная ошибка, нужно стараться понять, что происходит вокруг.

Произведение найдет отзыв в сердце каждого читателя, и, несмотря на то, что написано почти 100 лет назад, оно всё также популярно у школьников и их родителей.

Короткая и, казалось бы, незначительная разлука позволила каждому осознать, как они ценят друг друга.

Чему учит произведение? Небольшая по количеству страниц, но увлекательная сказка учит бережному отношению к близким, родным людям. Она учит не обижать ближних, а также призывает к любви доброте к тем, кто всегда рядом, вне зависимости от обстоятельств. Важно думать не только о самих действиях, но и о последствиях, которые могут за ними последовать.

Гайдар «Голубая чашка» читательский дневник

«Голубая чашка» читательский дневник рассказа поможет дать ответы и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, краткое содержание, главные герои, чему учит. Также в статье есть отзыв на рассказ и пословицы к произведению.

«Голубая чашка» Гайдар читательский дневник (анализ)

  • Автор — Аркадий Гайдар
  • Год написания — 1936
  • Сколько страниц — 38
  • Жанр: рассказ

«Голубая чашка» главные герои

  • Светлана – 6-летняя девочка, веселая, добрая и любознательная.
  • Маруся – мама Светланы, молодая женщина, добрая, но строгая. Ей 29 лет. Старается поддержать идеальный порядок в доме и семейных отношениях.
  • Папа Светы – добрый, веселый, умный мужчина. Бывший красноармеец. Ему 32 года. От его имени ведется рассказ.
  • Санька Карякин — озорной мальчик.
  • Пашка Букамашкин — пионер.
  • Сторож — добрый старик.
  • Валентина — добрая дочь сторожа.
  • Федор — сын Валентины.

План пересказа рассказа «Голубая чашка»

  1. На даче
  2. Вертушка на крыше
  3. Разбитая голубая чашка
  4. Мама обиделась
  5. Папа с дочкой идут куда глаза глядят
  6. Встреча Саньки и Пашки
  7. Учебный бой
  8. Косматый сторож
  9. Прогулка по полям и лугам
  10. В болоте
  11. На речке
  12. У Валентины
  13. Рассказ папы о знакомстве с мамой
  14. Возвращение домой
  15. Примирение семьи

«Голубая чашка» краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»Мама Маруся ругает папу и дочь за то, что они разбили ее любимую голубую чашку. Но ни папа, ни дочь не признались в этом, зато затаили обиду и утром решили уйти куда глаза глядят, и встретили Саньку и Пашку. Они посмотрели за учениями красноармейцев и отправились дальше. Они едва не пропали в болоте, но дошли до речки, а потом пошли к Валентине.

Папа рассказал дочке, как познакомился с ее мамой во время гражданской войны. Уставшие они вернулись домой, где их ждала мама и все помирились.

Главная мысль рассказа «Голубая чашка»

Семья — самое дорогое, что есть у человека. Любовь важнее ссор и обид. Семья должна быть дружной, не стоит сгоряча обижать своих близких.

Чему учит рассказ «Голубая чашка»?

Рассказ учит беречь своих близких, быть внимательным к членам своей семьи и не обижать родных. Учит доверять и понимать близких, всегда прощать друг друга. Нужно доверять близким людям, как можно крепче удерживая любовь и дружбу.

«Голубая чашка» отзыв

В этом рассказе мне понравились отношения, которые царили в семье героев. Они любили друг друга и после ссоры старались быстрее помириться. Меня обрадовал хороший финал, и я поняла, что автор пытался сказать нам, что не стоит накапливать пустые обиды. Главное в семейной жизни — взаимное доверие, без которого не может быть мира в семье.

Впечатление о рассказе у меня сложилось очень хорошее, он светлый, но заставляет о многом задуматься.

Пословицы к рассказу «Голубая чашка»

  • На что и клад, когда в семье лад.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • На обиженных воду возят.
  • Без вины виноватые.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Семьей дорожить — счастливым быть.
  • Лучше самому терпеть, чем обижать другого.
  • Не страшна туча, когда семья в куче.

Вам также может понравиться

Краткое содержание Гайдар Голубая чашка

В конце лета мы с семьей сняли дачу под Москвой на целый месяц. Дочке Светлане было почти семь, и с ней я ловил рыбу, купался, собирал в лесу орехи и грибы. Правда, первые дни пришлось ухаживать за дачей, чинить забор и делать прочую мелкую хозяйственную работу.

Но нам это быстро надоело, а жена Маруся все придумывала нам новые занятия.

На третий день к Марусе пришел знакомый летчик, а мы со Светланой решили сделать ветряк и прикрепить его к крыше. А жена пошла провожать знакомого и вернулась раньше. Мы как раз на крыше сидели. Рассердилась она, что на вечер глядя высоко забрались и пришлось спуститься, так и не приколотив ветряк.

Обиделись мы на Марусю, а утром еще больше обида выросла, когда она стала спрашивать, кто же разбил ее голубую чашку.

Чашку мы не трогали, но жена нам не верила. Маруся ушла в город, а нам опять нечем было заняться. И решили мы от обиды уйти в поход куда глаза глядят.

А по пути встретили Саньку Карякина, по которому бросался комьями земли пионер Пашка. Стали мы разбираться, что к чему. Оказалось, Санька не поладил с беженкой из Германии Бертой, случайно стукнувшей его по макушке во время игры в чижа. Обозвал он Берту жидoвkoй, а Пашка стал за это дразнить его фaшиcтoм.

Но нам удалось помирить ребят, и вчетвером пошли мы дальше. Встретился нам в лесу сторож старик, рассказал, куда можно дойти и наказал передавать привет дочери Валентине, если дойдем до ее дома на берегу озера.

Мы шли, собирая большие букеты цветов. Один я даже бросил бабке в телегу. Улыбнулась женщина и кинула с телеги три больших огурца. Долго шли и попали к речке. Торопясь к воде, пошли по сырой земле. Измазались в болотной жиже и долго отмывались в реке. Там я поймал рака, ущипнувшего Светлану за палец. Рак был отброшен в средину гусиного стада, и старый гусь бросился на страшного противника.

А мы накупались, высохли, и отправились дальше на поиски. Вот и озеро. Тут стоял бревенчатый дом. Высокая женщина мыла крыльцо и внешне была очень похожа на сторожа. Покрикивая на сына Федьку, она справно работала по дому.

Передав поклон, мы воспользовались ее предложением зайти в сад и отдохнуть. Улегшись под яблоней, я беседовал с Федькой, а потом стал рассказывать, как познакомился с Марусей. И так мы заскучали за ней, что решили быстрее вернуться домой. В благодарность за пряники Федька дал нам котенка.

А когда мы пришли домой, то увидели на крыше ветряк. А Маруся встречала нас на крыльце. И никто ни на кого не обижался уже из-за голубой чашки. И жизнь казалась совсем хорошей. Ведь из таких мелочей и состоит счастье человека.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гайдар. Все произведения

Голубая чашка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Мишкина каша
    Коля живет с мамой на даче. Однажды к мальчику в гости приезжает его лучший друг Мишка. Коля очень рад. Мама замечает, что это очень кстати, так как она собирается в город на пару дней, а ребята могут остаться на даче одни
  • Краткое содержание Гюго Отверженные
    В романе Гюго «Отверженные» ярко изображены важные стороны действительности. Невозможно равнодушно читать это произведение, где нам противопоставлены глубокие темы: человечности и жестокости, страдания бедных и горе богатых
  • Краткое содержание Домовенок Кузька Александровой
    Ключевым персонажем произведения является маленький домовенок по имени Кузька, семи веков от роду, представленный писателем в образе светловолосого существа с солнечной рожицей.
  • Краткое содержание Убийство Роджера Экройда Агаты Кристи
    В детективе «Убийство Роджера Экройда», созданном великой английской писательницей Агатой Кристи, есть не только лихо закрученная интрига, но и описание нравов, которые царили в английских деревнях в середине прошлого века.
  • Краткое содержание Жуковский Спящая царевна
    Начинается сказка, как и все рассказывая о счастливой жизни царя и царицы, единственно что омрачает их жизнь только то, что у них нет детей. Царица уже обращается ко всем, к кому только можно.

Краткое содержание рассказа «Голубая чашка» А. Гайдара

Рассказ «Голубая чашка», написанный Гайдаром в 1936 году, – поучительная история об отношениях внутри семьи. Только искренняя любовь, доброта и желание идти на компромиссы способны укрепить семью, сделать ее более дружной. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Голубая чашка» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Светлана – шестилетняя девочка, веселая и любознательная.
  • Мама Маруся – молодая женщина, добрая, но строгая и принципиальная.
  • Папа Светы – добрый, веселый, находчивый мужчина.

Рассказ «Пенсне» Осоргин написал в 1929 году. Повествуя о забавном случае, произошедшем с писателем, автор доносит до читателей мысль о взаимном притяжении людей и предметов и грусти в момент их вынужденного расставания. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пенсне» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

«Голубая чашка» в сокращении

А. Гайдар «Голубая чашка» краткое содержание для читательского дневника:

Небольшая семья переезжает на подмосковную дачу, мама заставляет домашних помочь ей с уборкой. А на следующий день приезжает ее друг и она проводит с ним весь день, а вечером уходит с ним на станцию. Вернувшись, мама опять сердится на то, что дочка еще не в постели, а увидев разбитой ее любимую голубую чашку, сильно ругает своего мужа и дочку.

На следующее утро отец и дочь, обиженные на мать, решили уйти из дома куда глаза глядят. По дороге они пережили много приключений, встретили много людей, погостили в яблоневом саду и приехали вечером домой с подаренным котенком.

А в то время мама, ожидая их возвращения, приладила на крышу разноцветный ветряк. Вечером все надолго засиделись за чаем и дружно решили, что чашку разбили мыши.

Вывод:

Примирение членов семьи произошло после того, как отец с дочкой решили уйти и дать возможность маме подумать обо всем произошедшем. Недолгая разлука помогла понять, как она любят друг друга и хотят быть всегда вместе.

Рекомендуем прочитать краткое содержание «РВС» для читательского дневника. Данная повесть (в некоторых изданиях ее называют рассказом) является первым произведением А. П. Гайдара, написанным для детей.

Короткий пересказ «Голубой чашки»

«Голубая чашка» Гайдар краткое содержание:

Повествование ведётся от имени отца.

Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка мечтают купаться, ловить рыбу, собирать ягоды, но Маруся сперва заставляет навести на даче порядок.

Когда все дела сделаны, к Марусе приезжает в гости её старый друг, полярный лётчик. Маруся проводит весь день с ним, а потом идёт провожать его на станцию. Отец и Светлана вешают на крышу самодельную вертушку из цветной бумаги. Вернувшаяся Маруся недовольна, что Светлана ещё не спит и сидит на крыше. Несмотря на принесённые матерью подарки, отец с дочкой идут спать обиженные.

Утром Маруся обвиняет мужа с дочкой в том, что они разбили её голубую чашку. Маруся уезжает в город, а отец и Светлана решают идти куда глаза глядят.

По дороге они встречают соседского мальчишку Саньку. Санька жалуется, что его хочет побить пионер Пашка. Светлана обещает Саньке защиту. Вскоре путники встречают Пашку, который называет Саньку фашистом.

Из Германии, спасаясь от фашистов, приехал рабочий-еврей со своей дочкой. Пашка вступился за девочку, которую Санька оскорбил. Возмущённых отца со Светланой поддерживает колхозный сторож: нет фашистов при советской власти.

Санька раскаивается.

Сторож советует отцу со Светланой идти к озеру, где сосновый лес — там живут его дочь Валентина и внук Фёдор.

По дороге путники дарят цветы какой-то бабке, которая угощает их огурцами, купаются в речке. Наконец, они добираются до дома Валентины, где им радушно предлагают отдохнуть в саду под яблоней.

Отец рассказывает Светлане, как они с Марусей познакомились. Во время Гражданской войны отец спас Марусю от белых, и его, раненого, Маруся выхаживала. С тех пор они не расставались. Отец переживает: вдруг Маруся его больше не любит, но Светлана успокаивает отца. Ночью она заметила, с какой любовью Маруся смотрела на него.

Валентина находит телегу, чтоб путники смогли добраться до дома, а Фёдор на прощание дарит Светлане котёнка.

Дома их встречает смеющаяся Маруся, которая успела залезть на крышу и поправить вертушку.

Вечером счастливая семья долго сидит за столом. Они рассказывают друг другу, что видели за день. А голубую чашку, скорей всего, разбили мыши.

Повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды». Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.

Содержание «Голубой чашки» с цитатами

Краткое содержание «Голубая чашка» Гайдар с цитатами из произведения:

В августе мы решили снять в московской области дачу. Тогда моей жене Марусе было двадцать девять лет. Я был старше Маруси на три года, а Светлане не хватало полгода до семи.

Всё пошло не так, как мы хотели. На самом деле мы начали убирать, чинить ветхий забор. Когда мы закончили, то к Марусе пришёл знакомый. Нам пришлось уйти. Маруся отправилась провожать лётчика на вокзал.

Мы должны были ложиться спать. Мы взялись за изготовление и украшение вертушки цветной бумагой. Клейстер мы сделали, заварив муку кипятком. В саду соседей закипал самовар, мальчишки окружили старика с балалайкой. Старухе это не понравилось, и она прогнала ребятишек.

Сидим и строим планы на завтра, а тут Маруся, крикнула: «Живо спать!»

Мы хотели приделать самодельную поделку, но мать не дала, и мы пошли спать, обиженными! Не радовали, принесённые ей со станции: яблоко (дочке) и табак (мне).

Утром нас отругали за разбитую голубую чашку!

Поразмыслив, мы решили уйти и взять ещё палку для защиты от местной собаки. Собрав авоську для путешествия, мы всё закрыли, спрятали ключ. По дороге нам встретилась бабушка, разносившая молоко. Прошли луг, разулись и пошли босиком.

На встречу нам бежал Санька Карякин, который слёзно пожаловался на Пашку. Парню надо было купить соль, мы пообещали помочь. Прошли и увидели «врага». Павел жевал огурец.

Кинув огрызок в собачонку, он назвал Сашку белогвардейцем! Собака оскалилась и зарычала! Мы хотели убедить, что он не фашист, но Пашка поведал историю. Один рабочий из Германии, убежал от фашистов, и с ним девочка – Берта. Во время игры, Берта попадает чижом по затылку Саньке. После этого мальчуган стал халтурить!

И после очередного удара, Берта отправляет чижа в крапиву! Саньке не хотелось бежать в жгучую траву. Начал обзываться, словами «жидовка». Девочка не поняла! И Павел заступился и побежал за Сашкой.

Вернувшись, он увидел девочку в слезах, и решил проучить обидчика. Нам стало противно. И вдруг, мельница закрутилась. Выглянул дядька и погрозил, рванувшему от телеги Сашке.

Светлана пожалела мальчика, которому от всех достаётся!

Послышалась стрельба, неужели война. Мы рванули вперёд, а Санька догнал, держа сандалии Светланы. Мы остановились у поля, на котором кроме козы никого не было. Светла отправилась искать войну.

Перед нами, спрятался красноармеец. Послышались выстрелы. И тут мы увидели дедушку с дубинкой. Его собака зарычала на нашего Шарика. Поклонившись нам, он стал раскуривать трубку, набитую табаком. Снова загремело и отовсюду с винтовками рванули солдаты. Наконец, всё стихло, заиграла труба, означающая «окончание».

Послышался треск веток. Наблюдатель скрылся, собирая провод от телефона. Учение закончилось. Дед удивился: «Сколько сторожем работаю, но при Советской власти ни появлялся ни один фашист. И опять взгляд обратился к Саньке, который завопил, что он советский! Мы с Бертой помирились, а Пашка всё никак не успокоится, а сам пружину зажулил.

Я пытался с ним помириться, но он требует возмездия. Мы помирили ребят и попросили присмирить Полкана. “Своих не трогай!» — крикнула моя дочь. Пёс завилял хвостом. Мальчишки тоже стали набиваться в друзья! Сторож сказал, если пройдёте луг, то обойдёте болото и лес. В домике на берегу, проживают мой внук Фёдор и его мать, передайте от меня поклон.

По дороге мы увидели рабочих, везущих белые камни. Светлана легла на землю, и ей почудилось чудовище. Долго мы шли, собирая букеты.

Один из букетов я кинул старушке, которая хотела заругаться, потом поняла и угостила огурцами. По дороге прошли деревеньку с огородами. Устали и решили поесть.

Перед нами открылась красота леса, веточки орешника, стояла тишина. Я пошёл за водой, Светлана не испугалась, пока меня ждала.

Я посмотрел, что она без меня делает. Она пела, что мы не били чашку. Я произнёс слова, что за хорошую песню, мне ничего не жалко. А Света смутилась и сказала, что подслушивать не хорошо. Пройдя ещё немного, мы увидели речку, попытавшись сократить дорогу, мы попали в тупик, перебираясь по кочкам болота, никак не могли выбраться.

Мы не могли найти выхода, я попробовал идти вперёд один. Испугавшись я прикрикнул на Свету, чтобы стояла на месте. Ломая деревья, я вышел на берег. Пока постиранная одежда сохла, мы искупались. И вдруг, пойманный мною рак вцепился в рыжеволосую дочку. Подошёл гусь и клюнул его.

По дороге мы встречали земледельцев, животных. Пройдя колхоз «Рассвет», мы подошли к угодьям «Красной зари». Наконец, мы нашли дом дочери сторожа. В руках хозяйки Валентины была мокрая тряпка. Она искала кастрюлю. Увидев нас, она сказала: «Заходите, отдохните!».

Мы легли под яблоню. Фёдор ел малину. Я думал, что дочка заснула, а она разглядывала серебристую бабочку. И вдруг Светлана вздрогнула от громкого звука самолёта. Это тот самый лётчик пролетел, который вчера приходил.

Света попросила рассказать что-нибудь про маму. Когда твоей матери было семнадцать, то напали белые и забрали в тюрьму отца. Осталась она одна. Кругом буржуи веселятся. Тут я мимо проходил, остановился и спрашиваю, почему одна. А она увидела звезду, расплакалась. Так мы и познакомились.

Под утро тюрьмы наша Армия открыла и всех выпустила. Лежу я в госпитале, у меня ранение в груди болит и ноет плечо. Зашёл командир и попрощался, оставив табаку. Без ребят скучно. И тут вошла Маруся. Она положила руку на голову и поинтересовалась о моём здоровье. Ничего, а чего ты бледная? С тех пор, мы неразлучны.

Дочь спросила: “Мы вернёмся?” Подойдя к Валентине, я спросил о дороге поближе. Она сказала, что муж довезёт. Светлана смущённо поведала про исчезающие пряники. Я позвал Фёдора и отдал угощение, а тот даже спасибо не сказал. Хозяйка сказала быстрей собирайтесь, а Фёдор подарил дымчатого котёнка. Рабочие шли домой. Доехав до мельницы, мы слезли, Берта и ребята играли.

Подходя ближе, мы услышали вертушку. Мама обрадовалась, смотрела на нас тёмно-карими глазами. Мы рассказали друг другу: чем занимались. Светлана сделала вывод, что жизнь прекрасна.

рассказ «Чук и Гек», который Гайдар впервые опубликовал в 1939 году. Историки литературы отмечают в произведении признаки традиционного святочного рассказа. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чука и Гека». Предлагаемый пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Видео содержание Голубая чашка Гайдар

Семья автора отправилась на дачу. Планы их рушатся, кроме того их обвиняют в том, что они не делали. Обидевшись они проходят множество испытаний. Встречают ребят, деда сторожа, видят знаменитого Полкана. Возвращаются домой.

Здесь главная мысль: Самое главное это семья. Надо любить и уважать друг друга.

«Голубая чашка» – краткое содержание рассказа Аркадия Гайдара

Аркадий Гайдар поднимает проблему взаимоотношений в семье в своем рассказе «Голубая чашка», краткое содержание которого приведено в тексте. 

Это очень светлый и теплый рассказ, который учит быть добрее друг к другу, с пониманием относиться к родным и близким.

История создания рассказа Аркадия Гайдара

К написанию рассказа Аркадий Гайдар приступил в 1934 году, а в 1936 г. «Голубая чашка» была опубликована в журнале «Пионер». В процессе редактирования произведения принимал участие Самуил Яковлевич Маршак.

Аркадий Петрович (Голиков)Гайдар (1904-1941)

После публикации рассказ получил неоднозначную оценку. Было много негативных отзывов, некоторых критиков не устраивала проблема ревности и любви, затронутая в произведении, написанном для детей. 

По достоинству оценили «Голубую чашку» только спустя несколько десятилетий, когда в 1965 г. вышла ее экранизация.

В исходном варианте рассказа повествование начинается с семейной ссоры. Маруся сердится на своего мужа и маленького сына Димку. Мама уезжает в город, а Димка с отцом идут гулять.

Позднее вместо Димки появилась шестилетняя озорная девочка с рыжими волосами, которую звали Светлана.

Главные герои и их характеристика

  • Маруся – мудрая жена и заботливая мать, иногда она бывает слишком строгой и принципиальной, но, несмотря на это, она очень любит свою семью и дорожит ею.
  • Светлана – маленькая девочка, открытая, веселая, добрая и непосредственная.

Отец Светланы. Он бывший военный, это добрый и мягкий человек.

«Голубая чашка» – краткое содержание рассказа

Пересказ произведения для читательского дневника: семья Маруси летом приехала на дачу. Они хотели провести время вместе, планировали рыбачить, гулять, собирать ягоды, наслаждаться природой. Но их планам не суждено было сбыться, пришлось наводить в доме порядок, чинить забор. 

К Марусе пришел ее знакомый летчик, с которым она долго разговаривала, а потом вообще пошла его провожать.

Светлана с отцом остались одни, они решили смастерить флюгер. Когда вернулась мама, ей это не понравилось, к тому же она нашла свою любимую голубую чашку разбитой. 

Маруся обвинила Светлану и ее папу в том, что это они разбили кружку, хотя это не так. Происходит ссора. 

Мама опять ушла, а папа со Светланой решили одни отправиться куда глаза глядят. По дороге они встретили много интересных людей, которые поделились с ними своими историями.

Папа рассказывал Светлане о том, как они познакомились с мамой, вспоминал теплые мгновения, проведенные с ней. Они прополоскали одежду, искупались в речке и резвились, пока она сохла.

В конце концов муж понял, как сильно любит Марусю, и как мелочны все ссоры и обиды по сравнению с этим чувством. Вечером они вернулись домой. Их с нетерпением ждала Маруся, которая уже забыла и простила им все обиды. А разбитая мамина кружка, как оказалось, – вина мышки.

Главная мысль произведения: семья – самое важное в жизни человека.

Чему учит произведения Гайдара

Смысл рассказа в том, что незаслуженные обвинения способны очень обидеть и ранить близкого человека. Если в семье царит любовь и взаимное уважение, то никакие преграды не разрушат счастья. 

В жизни не всегда все проходит гладко, бывают ссоры и размолвки, иногда разбиваются стаканы, появляются тайны. Главное – доверие и понимание родных и близких людей. 

Рассказ «Голубая чашка» учит любить, прощать и доверять друг другу.

Произведение Аркадия Гайдара легко и интересно читать. «Голубую чашку» можно прочитать как онлайн, так и найти бумажный вариант. 

Сколько страниц в рассказе? В зависимости от размера шрифта и страниц, наличия рисунков, в «Голубой чашке» от 35 до 45 страниц. Произведение подходит для внеклассного чтения в начальных и средних классах.

Голубая Чашка Краткое Содержание (Гайдар Аркадий Петрович) ⚡️ Читать На Ryfma

Рассказ «Голубая чашка» Гайдара был написан в 1935 году. В своем произведении автор без каких-либо прикрас рассказывает детям, какой бывает жизнь: радостной и суровой, несправедливой и вдохновляющей на подвиги.

Для лучшей подготовки к уроку по литературе во 2 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Голубая чашка». Пересказ книги Гайдара будет особенно полезен для читательского дневника.

  • Главные герои

  • Отец – молодой мужчина 32-х лет, заботливый и любящий муж и отец.

  • Маруся – супруга, молодая красивая женщина, мать Светланы.
  • Светлана – шестилетняя девочка, добрая, искренняя, справедливая.
  • Другие персонажи

  • Федор – четырехлетний мальчик, сын Валентины, у которой погостили отец и Светлана.

  • Санька, Берта, Пашка – местные дети, жившие по соседству со Светланой.
  • Краткое содержание

В конце лета молодая семья сняла дачу под Москвой.

Отец с шестилетней дочерью Светланой «думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи», но мама Маруся заставила всех вначале привести в порядок жилье.

«Только на третий день к вечеру наконец-то все было сделано», но даже тогда отцу и Светлане не удалось заняться любимыми делами: к маме приехал ее хороший знакомый, полярный летчик.

Когда Маруся пошла провожать летчика на вокзал, Светлана с папой принялись обсуждать планы на ближайшие дни. Им не терпелось запустить в небо бумажного змея, сесть в лодку и уплыть «по реке туда, где стоит, говорят, большой лес», вырыть глубокую пещеру для лягушки, что живет в саду. Но теперь они решили сделать самодельную вертушку и закрепить ее на крыше.

Маруся принялась ругать мужа и Светлану за то, что девочка до сих пор не в постели. Отец с дочкой обиделись, и «так с обидой и уснули». Утром Маруся обвинила их в том, что они разбили ее любимую голубую чашку. Она уехала в город, а отец со Светланой с испорченным настроением отправились куда глаза глядят.

По дороге они встретили соседского мальчика Саньку, который пожаловался на пионера Пашку. Выяснилось, что Пашка заступился за девочку, которая с отцом приехала из Германии, спасаясь от фашистов. Санька обозвал Берту «жидовкой», а Пашка вступился за девочку и пообещал надрать Саньке уши.

Узнав все подробности этой истории, отец и Светлана были очень возмущены поведением Саньки, и мальчик в итоге раскаялся.

Светлана и отец взяли курс на сосновый лес, где повстречали дочь местного сторожа, Валентину, и ее сына Федора. Путники отдохнули в доме гостеприимной хозяйки.

Отец рассказал Светлане историю знакомства с Марусей. Во время Гражданской войны девушка осталась без родителей, и отец Светланки спас ее от белых, а Маруся, в свою очередь, выходила его после ранения.

С тех пор они больше не расставались.

Валентина нашла телегу, чтобы путники вернулись домой, а Федор на прощанье подарил Светлане котенка. Дома их встретила Маруся, которая успела очень соскучиться. Все решили, что злополучную голубую чашку разбили «серые злые мыши», и обижаться друг на друга нет никакого смысла.

Заключение

Рассказ Аркадия Гайдара учит детей быть добрыми, справедливыми, и никогда не совершать подлые поступки. Писатель раскрывает важный секрет: самое главное богатство в жизни каждого человека – близкие и любимые люди, которых нужно беречь.

После ознакомления с кратким пересказом «Голубая чашка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Класс: 2

УМК: Перспектива

Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».

2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.

3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Развивающие: 

1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.

2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.

3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.

4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.

Планируемые результаты:

Предметные: 

— знают биографию А. Гайдара.

— знают произведение «Чук и Гек»

— умеют отвечать на вопросы учителя.

— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: 

Регулятивные:

— понимают и принимают учебную задачу;

— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;

— оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;

— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.

Коммуникативные:

— умеют слышать и слушать собеседника;

— вступают в диалог с учителем;

Личностные: 

— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

План урока

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)

4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать эмоциональный настрой на урок.

— Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. 

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?

— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

Приветствуют учителя.

Быть внимательными и наблюдательными

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, стихотворение.

ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Определить степень усвоения изученного.

— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.

Ти — ти – ти — съели кашу всю почти.

То – то – то – стали мы играть в лото.

— Прочитайте чистоговорку хором.

-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.

— Отлично.

Читают чистоговорку

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

3. Подготовка к восприятию текста.

Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.

— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)

— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?

— Кто написал это произведение?

— Поднимите руку, кто не читал это произведение.

— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.

— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.

— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.

Познакомимся….

Узнаем…

— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.

— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.

— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.

Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.

В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.

Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.

— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.

В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.

Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.

— Спасибо.

— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?

— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.

— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.

— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.

ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО

ЗАПАСЛИВОГО

МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ

КРАСНОАРАМЕЕЦ

РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я

РАЗЛОХМОЧЕННАЯ

ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю

ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ

ПО – ДО – КОН – НИК

ПОДОКОННИК

— Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые.

— У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось.

(пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей)

Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья

Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо).

Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий.

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Красноармеец – военнослужащий Красной армии.

Турумбей – беспорядок.

— Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.)

— Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением.

Узнаем, кто такие Чук и Гек.

Слушают биографию автора.

О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата.

Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная

Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации.

Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование

РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать;

ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением

КУУД: умение вступать в диалог с учителем

4. Первичное восприятие и анализ текста.

Организовать чтение текста.

— Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд.

— Кто же такие Чук и Гек?

— В каком городе они жили?

— Где был их папа?

— Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы?

— Приедет ли папа к ним в гости?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше.

— Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть)

— Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом.

— Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе?

— Какие были братья? Какой был Чук по характеру?

-Какой Гек?

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте.

— Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь?

— Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда.

(прочли 2 часть)

— Что произошло?

— Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату?

— Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему?

— Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку?

— Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…)

— Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…)

— Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали?

— Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят.

— Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем.

— Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника.

— Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп.

— Достаточно, спасибо. Продолжает София.

— Закончили, спасибо.

— Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно?

— Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом?

— Почему мальчики ничего не рассказали маме?

— Правильно ли поступили Чук и Гек?

Как должны были поступить мальчики?

— Кто никогда не обманывал, поднимите руку?

— Почему люди обманывают?

— Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане?

— Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной.

Физминутка

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев.

Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек.

(раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.)

Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный.

Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный.

— Приступайте к работе.

— Закончили. И так каким Чук нам

представляется в произведение? А каким мы видим Гека?

— Прочитайте пословицы на стр. 131.

— Как понимаете пословицы?

«Стыдно сказать, а грех утаить.»

«Как не хитри, а правды не перехитрить.»

— Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо.

— Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным.

— Спасибо за ответы.

Это два брата.

Москва.

Работал в горах.

Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо.

Нет.

Они поедут к нему сами.

Да.

Запасливый, хозяйственный

Разиня, умел петь

В свою коробочку

Пел песни

Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет.

Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит.

Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца.

Он тыкал пикой в его коробку.

Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата.

Испугались.

Да. Нет.

Да.

Да.

Они не хотели огорчать маму. Они испугались.

Нет

Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму.

Чтобы не огорчать людей правдой.

Предательство, обиду.

Методы: беседа, работа с учебником

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник,

Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении.

ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания прочитанного.

— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это?

— Как называется рассказ?

— Какова тема этого произведения?

— О чём заставил задуматься нас автор?

Да

«Чук и Гек»

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя.

РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

6. Домашнее задание.

Информирование о д.з.

— Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца.

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, дневник

  • Рассказ чучело железников аудиокнига
  • Рассказ чужой как свой и трудно решиться
  • Рассказ чужие окна на дзене
  • Рассказ чужая калитка 3 класс
  • Рассказ чудесный доктор чему учит рассказ