Рассказ чудесный доктор чему учит рассказ

Для творчества а.и. куприна характерно особое внимание к концепту любви. что такое истинная любовь? какая она бывает? этот же рассказ

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

История создания

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
  2. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье. Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы 

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Автор: Регина Рафикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)

Главная страницаЧудесный доктор

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А. Куприн)
А. И. Куприн

Трогательный рассказ “Чудесный доктор” был создан Куприным в 1897 году и с том же году опубликован в газете “Киевское слово”.

В этой статье представлена критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа). Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна
А. А. Волков:
“Напряженные поиски положительного начала, острое внимание к проблескам хорошего, доброго проявились… в ряде… произведений, созданных Куприным во второй половине 90-х годов. Однако эти поиски положительного никогда не приводят его к примирению с действительностью, к утверждению или воспеванию сложившихся общественных отношений… Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру.

В рассказе «Чудесный доктор» изображена бедная семья, живущая в сыром подвале. Тут все обычно: отец без работы, больная девочка, голод, холод, уныние. Но вот бедняк Мерцалов случайно сталкивается с некиим стариком и рассказывает ему о своих страданиях. Старик отправляется с бедняком в подвал, выписывает рецепт больной девочке и незаметно оставляет на столе несколько кредитных билетов. С этого дня все меняется к лучшему в семье Мерцаловых.

В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», неожиданно понявший, что надо дать какую-то радость и обездоленному. Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна.

Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души. Благотворитель в рассказе «Чудесный доктор» — светило русской медицины Пирогов.

(А.А.Волков, “Творчество А. И. Куприна”, 1962 г.)

В. Лилин:

“В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как “Чудесный доктор”, “Тапер”, есть отпечаток “благотворительного, рождественского жанра”, но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе “Чудесный доктор” является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе “Тапер” – замечательный пианист Антон Рубинштейн.”
(В.Лилин, “А. И.Куприн. Биография писателя. Пособие для учащихся”, 1975 г.)

Т. Л. Александрова:

“…многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил.”
(Т. Л.Александрова, “Александр Куприн”)

Это была критика о рассказе “Чудесный доктор” Куприна: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).

Смотрите:
Все материалы по рассказу “Чудесный доктор”
Все материалы по творчеству Куприна

Анализ произведения Куприна «Чудесный доктор»

Время на чтение: 11 минут

Содержание начальной части

Действие рассказа разворачивается в 70-е годы XIX столетия. Жители Киева вовсю готовятся к рождественским праздникам, кругом царит атмосфера радости и веселья.

Два брата, Володя и Гриша Мерцаловы, возвращаясь домой, останавливаются возле стеклянной витрины продуктового магазина.

Перед их взором предстают всевозможные сладости и мясные деликатесы, о которых мальчуганы могут лишь мечтать, глотая голодную слюну.

Родители приказали ребятам отнести барину письмо с просьбой о помощи, однако миссия не была выполнена. В подвальном помещении полуразрушенного здания их ждут мать с грудным младенцем и находящаяся на волосок от смерти сестренка.

Как только мальчики переступили порог, Елизавета Ивановна кинулась спрашивать сыновей, выполнили ли они столь ответственное поручение.

Володя признался, что они сделали все так, как им было велено, но хозяйский швейцар в грубой форме прогнал мальчишек.

Вскоре вернулся отец, худой и бледный мужчина с впалыми от недоедания щеками. Износившееся до дыр пальто, истрепанная и помятая шляпа, отсутствие перчаток, несмотря на декабрьский мороз, — все в его внешнем облике говорило о бедственном положении семьи. Доведенный до крайней степени отчаяния, он не может без боли смотреть в голодные глаза детей и супруги, поэтому в спешке покидает жилище.

Пересказ концовки

Погрузившись в депрессивные мысли, Мерцалов отправляется в зимний сад, где решает свести счеты с жизнью, поскольку у него нет никакого плана, как спасти своего больного ребенка и элементарно достать еды. Неожиданно к мужчине, потерявшему всякую веру в лучшее, подходит облаченный в теплую шубу старик, садится рядом на скамейке и заводит разговор о подарках, которые он приготовил знакомым детишкам.

Вскочив, несчастный отец разражается гневной тирадой о том, что ему безразличны чужие дети, когда его собственные ничего не видят, кроме корки хлеба. Неравнодушный незнакомец внимательно выслушивает историю отчаявшегося человека. Ему становится известно про больную девочку. Старик предлагает без всяких раздумий ехать к Мерацаловым, чтобы осмотреть ребенка, а заодно купить им продуктов.

  • Войдя в подвал, мало чем отличающийся от подземелья, незнакомец просит старшего растопить самовар, попросив хотя бы пару дров у соседа, а сам приступает к осмотру девочки.
  • Доктор ставит ей согревающий компресс, выписывает рецепт, подробно указывая схему приема лекарства, и советует в ближайшее время посетить его знакомого врача, после чего уходит.
  • Взволнованный глава семейства просил доброго человека представиться, чтобы знать, чье имя упоминать в молитвах, но незнакомец не посчитал нужным это делать. После ухода доктора Мерцалов обнаружил под чайным блюдцем:
  • бумажку с рецептом;
  • солидную сумму.

Придя в аптеку, мужчина узнает от фармацевта, что в их доме побывал знаменитый хирург Пирогов. Словно благодетельный ангел, сошедший с неба, великий врач появился в жизни Мерцаловых. С тех пор их дела стали постепенно налаживаться:

  • девочка полностью выздоровела;
  • отец отыскал работу;
  • мать окрепла;
  • мальчики поступили в гимназию.

Прошло много лет. Гришка, который когда-то плакал над пустым закоптелым чугунком, теперь стал крупным банкиром. Слывя образцом честности и отзывчивости, он никогда не жалел денег, чтобы помочь другим.

Характеристика главных героев

В отличие от других повестей Куприна рассказ «Чудесный доктор» имеет совсем малый объем. В нем всего несколько важных для понимания проблематики произведения действующих лиц:

  1. Емельян Мерцалов. Глава семейства. Мужчина долгое время находился на службе у зажиточного барина. Пока у него была работа, семья хоть и не купалась в роскоши, но располагала средствами к существованию. Все изменилось в тот момент, когда героя поразил брюшной тиф, поэтому последние сбережения ушли на лечение. Емельян выкарабкался, но лишился работы. Найти новое место оказалось непосильной задачей. Видя, как страдают близкие, ему становится стыдно за свою беспомощность и неспособность прокормить семью. Если бы не спаситель в лице доктора, мужчина совершил бы малодушный и фатальный поступок — покончил с собой.
  2. Елизавета Ивановна. От голода женщина настолько ослабла, что у нее пропало грудное молоко, и малыш, как и все члены семьи, остался без еды. Совсем еще крохотный ребенок не мешает ей искать подработку. За сущие копейки она стирает белье у живущих на другом конце города господ. Женщине ничего не остается, кроме как просить помощи у бывшего хозяина мужа, но ее затея не приносит никакого результата.
  3. Володя и Гриша Мерцаловы. Два брата лишены беззаботного детства, так как вынуждены ежедневно помогать родителям. Они также вовлечены в спасение сестренки. Сцена возле витрины гастронома иллюстрирует терзающее душу желание мальчиков съесть что-нибудь вкусное.
  4. Машутка. Девочка серьезно болеет. Без лекарств и полноценного питания ей долго не протянуть.
  5. Доктор. Прототипом этого ключевого персонажа произведения является выдающийся русский хирург и ученый-анатом Николай Иванович Пирогов. Это не только превосходный лекарь, но и очень добрый и отзывчивый человек, который не может пройти мимо чужого горя. Свое сочувствие он выражает словом и делом.

Смысл названия

В соответствии с Википедией «Чудесный доктор» Куприна был написан в 1897 году. Уже на первой странице писатель говорит о правдоподобности рассказываемой им истории, что придает произведению особый психологический колорит. Название же намекает на некий вымысел — про чудеса все привыкли читать только в сказках.

Анализ рассказа Куприна показывает, что не только в вымышленных историях есть место торжеству добра и справедливости. В суровой действительности этим благам противостоят зло, равнодушие и бессердечность. По мнению большинства, чему-то чудесному в этой беспощадной борьбе нет места, однако Куприн заставляет поверить в обратное.

Чудесный доктор — один из центральных персонажей произведения — выполняет роль сказочного волшебника. Вот только чудотворность его поступков не имеет ничего общего с магией. Все дело в простой человеческой чуткости и добром сердце, чего достаточно для совершения настоящего чуда.

Художественные приемы

Прибегая к такому приему, как антитеза, Александр Иванович Куприн сперва показывает праздничную и непринужденную обстановку в городе, а затем демонстрирует мрачные улицы, по которым пробираются мальчишки, чтобы попасть к себе домой, где нисколько не лучше, чем в нищих и темных трущобах.

Писатель критически настроен по отношению к цветному и дорогому миру, имеющему лишь красивую оболочку. Внутри него абсолютная пустота. Ветхая комнатенка, в которой едва сводят концы с концами Мерцаловы, являет собой образец духовной чистоты. Несмотря на выпавшие на долю семьи невзгоды, ее члены смогли сохранить любовь друг к другу.

Родители давно лишены физических и моральных сил, но они по-прежнему делают все возможное для того, чтобы их дети не умерли от голода. В этом смысле фамилия героев является говорящей. Подвал Мерцаловых — это своего рода тюрьма, в которой заточены те, кому недоступны дорогие городские блага.

Казалось бы, праздничная суета должна сопровождаться атмосферой радости, взаимовыручки и человеколюбия, однако городские жители предпочитают не замечать чужого горя, отгородившись от сирых и убогих.

Так, господин в енотовой шубе, с которым столкнулся Мерцалов на улице, вместо того чтобы выручить бедолагу, отчитал того за бедность.

Это яркий пример того, как представители высшего класса относятся к нищим.

Анализ рассказа

Произведение «Чудесный доктор», жанр которого некоторыми литературными критиками определяется как рождественский или святочный рассказ, не отличатся сусальностью, присущей подобному виду творчества.

В таких вымышленных историях благотворителем, как правило, выступает человек большого достатка, ощутивший в праздничную пору прилив нежности к ущемленным и неожиданно понявший, что нужно искупить свои грехи благородным поступком, то есть оказать какую-нибудь помощь нуждающемуся.

Совершенно иное значение приобретает акт милосердия в рассматриваемом рассказе.

Суть произведения Куприна заключается вовсе не в провозглашении мнимого братства между богатыми и бедными, не в нивелировании социальных противоречий, а в восхвалении человека с большой буквы.

Экспозиция рассказа «Чудесный доктор» построена на изображении очаровательного рождественского зрелища, праздничного оживления толпы, в завязке демонстрируются тяготы и лишения Мерцаловых, в кульминации описывается тяжелый недуг Машутки и великодушный поступок доктора, вернувшего членам семьи веру в справедливость и человечность. В развязке происходят чудесные изменения в жизни семейства.

После прочтения этого великолепного рассказа в голову невольно закрадываются мысли о том, насколько важно быть неравнодушным к другим людям.

Из-за повседневной суеты и зацикленности на своих интересах многие забывают, что где-то совсем рядом есть те, кто не может обеспечить даже свои базовые потребности, не говоря уже о дорогостоящем лечении.

Бескорыстно поддерживать слабых, больных и угнетенных — именно к этому призывает Куприн в своем рассказе.

Анализ рассказа «Чудесный доктор» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • /
  • Куприн
  • /
  • Чудесный доктор

Год: 1897 Жанр: рассказ

Главные герои: бедный мужчина Мерцалов, его жена Елизавета Ивановна, их сыновья Володя и Гриша и профессор Пирогов.

https://www.youtube.com/watch?v=Xf4OApmPBEk

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор» о том, как живётся бедным людям. Как доведены они до грани несчастьями и нищетой. И нет света в конце. А ещё о том что всегда есть место чуду. О том, что одна встреча может изменить жизнь нескольких людей.

Рассказ учит добру и милосердию. Учит не озлобляться. В «Чудесном докторе» чудо совершает один человек, теплом своего сердца и богатством своей души. Побольше бы таких докторов, может и мир стал бы добрее.

Читать кратко Куприн Чудесный доктор

Жизнь часто бывает не такой красивой, как пишут в сказках. Именно потому многие люди озлобляются просто необыкновенно.

  Стихи об осени: а. а. фет “осенняя роза”

Володя и Гришка – это два мальчугана, которые не слишком опрятно одеты в данный момент. Они – братья, которые стояли и смотрели на витрину магазина. А витрина была просто шикарной.

Недаром они стояли возле нее, как зачарованные. На витрине было столько вкусностей.

Там были и колбаса, самых разных видов, и фрукты заморские – мандарины и апельсины, которые казались и наверняка были такими сочными, и рыб – маринованная и копченая, а также, даже поросенок запеченный вместе с зеленью во рту был.

Все эти необыкновенные вещи, просто поразили детей, которые так и застряли на некоторое время возле магазина с прекрасной и волшебной витриной.

Бедные дети хотели есть, но дальше им пришлось идти к барину, у которого они хотели попросить помощь, ведь у их семьи не было денег вообще, да еще и сестренка была больна. Но швейцар не взял у них письмо, и попросту выгнал их.

Когда бедные дети пришли и сказали об этом матери, она в принципе не удивилась, хотя лучик надежды у нее в глазах – погас сразу же.

Дети пришли в подвал какого-то старого дома – это и было их место жительства. Подвал пахнул неприятным запахом сырости и затхлости. Было очень холодно, а в углу – лежала на каком-то тряпье девочка, которая была больна вот уже некоторое время.

После детей почти сразу вошел отец – который, как тоже поняла мать, ничего не принес, чтобы накормить детей и спасти больную девочку, которая могла даже умереть.

Отец семейства был в отчаянье, потому он вышел на улицу, и, пройдя немного, сел на скамейку.

Вскоре в его голову закралась мысль о самоубийстве. Он не хотел видеть отчаянье на лице жены, и больную дочурку Машу.

Но тут рядом кто-то сел, это был пожилой человек, который по простоте душевной решил завести разговор и рассказал о том, что купил подарки своим детям, и весьма удачные. Бедный отец попросту накричал на него, а после рассказал, как ему тяжело.

Тот человек оказался врачом, который захотел осмотреть девочку. Именно он помог им с деньгами. И именно он принес счастье в их семью.

Краткое содержание

Киев, «лет около тридцати тому назад». Двадцатиградусный мороз. Два мальчика, Мерцаловы Володя и Гриша, «более пяти минут» простояли, рассматривая витрину гастрономического магазина. Сами они с утра ели только пустые щи. Вздохнув, ребята торопливо побежали домой.

Мать отправляла их в город с поручением – попросить денег у барина, у которого ранее служил их отец. Однако швейцар барина прогнал мальчиков.

Семья Мерцаловых, страдая от нищеты, жила более года в подвале ветхого покосившегося дома. Младшая дочь Машутка сильно болела, и измученная мать, Елизавета Ивановна, разрывалась между девочкой и грудным ребенком.

«В этот ужасный, роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью». Сначала сам Мерцалов заболел брюшным тифом. Пока он лечился, его уволили с работы.

Начали болеть дети. Три месяца назад умерла их младшая дочь. И вот, чтобы найти деньги на лекарство Машутке, Мерцалов бегал по городу «клянча и унижаясь».

Но все находили причины отказать или просто выгоняли.

Вернувшись домой, Мерцалов узнает, что барин ничем не помог, и вскоре снова уходит, объяснив, что попробует хотя бы попросить милостыню. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи».

Присев на скамейку в общественном саду, Мерцалов в отчаянии уже задумался о самоубийстве, но заметил идущего по аллее старика. Незнакомец присел рядом с Мерцаловым и принялся рассказывать, что купил знакомым ребятам подарки, но решил по дороге зайти в сад. Неожиданно Мерцалова охватил «прилив отчаянной злобы».

Он начал размахивать руками и закричал, о том, что его дети умирают с голоду, пока незнакомец говорит о подарочках.

Старик же не рассердился, а попросил рассказать все подробнее. «В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие». Дослушав Мерцалова, старик объяснил, что он врач, и попросил отвести его к больной девочке.

Доктор осмотрел Машутку, распорядился, чтобы принесли дров и растопили печку. Выписав рецепт, незнакомец быстро ушел.

Выбежав в коридор, Мерцалов спросил имя благодетеля, но тот ответил, чтобы мужчина не выдумывал пустяков и возвращался домой. Приятной неожиданностью стали деньги, которые доктор оставит под чайным блюдцем вместе с рецептом.

Покупая лекарство, Мерцалов узнал имя врача, оно было указано на аптечном ярлыке: профессор Пирогов.

Рассказчик слышал эту историю от самого Гришки, который теперь «занимает крупный, ответственный пост в одном из банков».

Каждый раз, рассказывая об этом случае, Григорий прибавляет: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Его отец нашел работу, Машутка выздоровела, братья начали учиться в гимназии.

Доктора они с тех пор видели только раз – «когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню».

Читать краткое содержание рассказа Чудесный доктор

Начинается повествование с того, как двое мальчишек разглядывают витрину большого магазина. Они бедны и голодны, но все же дети, им весело смотреть на поросёнка за стеклом. Витрина магазина заставлена различной едой. За стеклом гастрономический рай. Такого изобилия пищи бедным ребятам даже во сне не привидится. Мальчишки разглядывают витрину с едой долго, а потом спешат домой.

Яркий пейзаж города сменяется тусклыми трущобами. Мальчишки бегут через весь город, на самую окраину. Место, где уже больше года вынуждена жить семья мальчиков можно назвать только трущобами. Грязный двор, полуподвальные помещения с темными коридорами и гнилыми дверями. Место, которое люди прилично одетые стараются обходить стороной.

За одной из таких дверей живет семья мальчиков. Измученная голодом и безденежьем мать, больная сестра, малыш и отец. В полутемной холодной комнате на кровати лежит больная маленькая девочка. Ее прерывистое дыхание и крик младенца лишь угнетают.

Рядом в люльке качается и плачет от голода младенец. Изможденная мать стоит у кровати больной на коленях и одновременно качает люльку. У матери уже нет сил даже на отчаяние. Она машинально вытирает девочке лоб и качает люльку.

Она понимает всю тяжесть положения семьи, но бессильна что-либо изменить.

Надежда была на мальчишек, но эта надежда была очень слабой. Такая картина предстаёт перед глазами прибежавших мальчиков. Их посылали отнести письмо барину, у которого раньше работал отец семейства, Мерцалов.

Но к барину мальчиков не пустили и письма не взяли. Уже год отец не мог найти работу. Мальчишки рассказали матери как их выгнал швейцар и даже не стал слушать просьбы. Женщина предлагает мальчишкам холодный борщ, семье даже нечем разогреть еду.

В это время возвращается старший Мерцалов.

Он так и не нашёл работу. Одет Мерцалов по-летнему, на нем даже нет калош. Воспоминая о тяжелом для всей семьи году угнетают его. Брюшной тиф лишил его работы. Перебиваясь случайными заработками семья еле сводила концы с концами. Потом стали болеть дети.

Одна девочка умерла, а теперь и Машутка лежала в горячке. Мерцалов выходит из дома на поиски хоть какого заработка, даже милостыню просить готов он. Машутке нужны лекарства и он должен найти деньги. В поисках заработка Мерцалов сворачивает в сад, где присев на скамейку, думает о своей жизни.

Его даже посещает мысль о самоубийстве.

В то же время по парку идёт незнакомец. Попросив разрешения присесть на скамейку, незнакомец начинает разговор. Нервы Мерцалова на пределе, его отчаяние настолько огромно, что он не может сдерживаться. Незнакомец выслушивает несчастного не перибивая, а затем просит отвести его к больной девочке.

Он даёт денег на покупку еды, просит мальчишек сбегать к соседям за дровами. Пока Мерцалов покупает провизию, незнакомец, представившийся доктором, осматривает девочку. Закончив осмотр, чудесный доктор выписывает рецепт на лекарство и объясняет, как и где его купить, и как затем давать девочке.

Вернувшийся с горячей едой Мерцалов застаёт чудесного доктора уходящим. Он пытается узнать имя благодетеля, но доктор лишь вежливо прощается. Вернувшись в комнату под блюдцем вместе с рецептом Мерцалов обнаруживает деньги, оставленные гостем.

Обратившись в аптеку с рецептом, выписанным доктором, Мерцалов узнает фамилию врача. Аптекарь четко написал что лекарство выписано по рецепту профессора Пирогова. Эту историю автор слышал от одного из участников тех событий. От Григория Мерцалова, одного из мальчишек.

После встречи с чудесным доктором дела в семье Мерцаловых стали улучшаться. Отец нашёл работу, мальчишек устроили в гимназию, Машутка выздоровела, мать тоже встала на ноги. Своего чудесного доктора они больше никогда не видели.

Видели только тело профессора Пирогова, которое перевозили в его имение. Но это уже был не чудесный доктор, а лишь оболочка.

Отчаяние не помощник в беде. В жизни может произойти многое. Сегодняшний богач, может стать бедняком. Абсолютно здоровый человек — внезапно скончаться или тяжело заболеть. Но есть семья, есть ответственность перед самим собой.

Нужно бороться за свою жизнь. Ведь добро всегда вознаграждается. Один разговор на заснеженной лавочке может изменить судьбы нескольких людей. Если есть возможность нужно обязательно помогать.

Ведь когда-нибудь придётся и обратиться за помощью.

Оцените произведение:

Урок 32. а. и. куприн. «чудесный доктор» – Литература – 6 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 6 класс
  • Урок № 32

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • биографические этапы жизни А. И. Куприна;
  • сюжет рассказа «Чудесный доктор» и анализ фрагментов;
  • характеристика персонажей рассказа, приём контраста.

Тезаурус

Антитеза – это приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Изобразительные средства – тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: антитеза, бессоюзие и другие…).

Метафора (от др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) –общее название любого действующего лица литературного произведения.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Особенности рассказа: небольшой объём, ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя. В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Рождество – это христианский праздник рождения Христа (25 декабря/7 января).

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Сравнение –троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Художественная деталь (фр. detail – часть, подробность) – значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 64.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 25.

5. Челышева И. Л. «Литература. 6 класс: планы-конспекты уроков» / – Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 158.

6. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. стр.285.

7. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 5-8 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, стр. 95.

Открытые электронные ресурсы:

“Чудесный доктор”, анализ рассказа Куприна

Рассказ “Чудесный доктор” был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, – на заявление автора в самом начале, что рассказ “не есть плод досужего вымысла”. Все описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит веселая суета, это подчеркивается эпитетами “прекрасные”, “сияющие”, “праздничные”, “веселый”,

“нарядные”. Беззаботная и сытая жизнь – и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами “мрачные”, “неосвещенные”, “ветхий”, “грязный”. Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждет мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы.

Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо – чудесный доктор – объединяет их.

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасет больного ребенка и все семейство. Это сродни чуду, что подчеркивается в названии рассказа.

Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, “другой” жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребенку, дает деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

И при всем этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: “Вот еще пустяки выдумали!..”

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, “праздничную” реальность – посредством доброго деяния чудесного доктора.

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

(1 votes, average: 5.00

Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

Рождественский рассказ выходит в свет в 1897 году. Александр Иванович услышал его из уст приятеля банкира, замечательного, честного человека. Не верить ему поводов у Куприна нет, поэтому писатель лишь немного корректирует услышанное и передает от лица самого участника событий.

Произведение построено на контрасте. Больные, голодающие дети и сытая довольная публика. Пустые щи и изобилие на витринах магазинов. Всеобщее веселье и печать невыносимого горя. Безучастие окружающих и своевременная помощь.

Рассказчик, от чьего лица ведется повествование, занимает крупную должность в банке. Работа в данной сфере предполагает прагматизм, расчетливость, однако герой является человеком порядочным и отзывчивым на нужды бедствующих.

Автор затрагивает две противоположные темы: милосердие и человеколюбие с одной стороны и бессердечие, равнодушие с другой.

Действие происходит накануне Рождества. Люди охвачены предпраздничной лихорадкой: готовка, покупка продуктов на праздничный стол, поздравление родных, друзей и знакомых, шум, смех, веселье.

Совершенно другое настроение царит в доме Мерцаловых. Беды сыплются на них как из рога изобилия. Вынуждены несчастные ютиться в холодном подвале. Из-за болезни главы семейства все накопленные средства ушли на лечение.

Отсутствие лекарств, скудное питание, холод и сырость подвала способствовали болезни дочери. Эпитеты: «закоптелым стенам», «запаху нищеты», «недетское страдание», «грязные, замаслившиеся подушки…», «женщина…почерневшим от горя лицом» показывает весь ужас создавшегося положения.

Емельян, не в силах помочь семье, решается добровольно уйти из жизни.

И только неожиданное появление профессора Пирогова, вполне реального персонажа, удерживает Мерцалова от страшного решения. Врач не просто выписывает лекарство, изготовленное по собственному рецепту, которое затем выдают бесплатно, но и оставляет крупную сумму денег. После описанных событий жизнь главных героев налаживается.

Автор сопереживает героям, однако хочет показать, что никакие невзгоды не должны сломить человека. Малодушие в таких случаях непростительно. Устами профессора говорит: «…не падайте никогда духом».

Казалось бы, история заканчивается благополучно, однако не дает покоя мысль, что ни один человек не протянул руку помощи. Не просто отказывались помочь, осыпая бранью: «Убирайтесь отсюда скорее к черту!», но и распускали руки: «А Володьку…ударил». Равнодушие сытых к безысходному положению оставляет горький отпечаток.

`

Анализ рассказа Чудесный доктор

Популярные сочинения

  • Сочинение О войне (рассуждение)
    Война, это слово, как и само событие, безусловно наводит страх на каждого. Потому что это, как правило, всегда оружие, беды, разрушения и конечно, неизбежные, горькие потери
  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева
    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.
  • Сочинения для 7 класса
    Школьные сочинения для 7 класса

Урок по рассказу Куприна А.И. «Чудесный доктор» (6 класс, ФГОС)

Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.
  • Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
  • Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”), прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.
  • Формируемые универсальные учебные действия
  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
  3. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “милосердие”.
  4. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их (групповое творческое задание).
  5. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).
  6. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
  7. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  8. Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинать,И, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Призывом стать, и отзывом, и зовомСпособно слово, изменяя лад.И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, чернят, благословятЯ.

Козловский

  1. Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.
  2. Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то.

Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

  • Формулирование целей урока для обучающихся:
  • Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
  • Оценить поступки героев;
  • Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;
  • Развивать устную речь;
  • Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
  • Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

https://www.youtube.com/watch?v=n4l9ZNl7FNM

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке
  5. Определение критериев самооценки деятельности (Приложение 1).

II. Организационно-деятельностный этап

“Добрый талант…” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя (Приложение 2).

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?

(Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).

  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

  • Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

(Слово “чудесный” – производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо – это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).

  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?

(События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).

  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?

(Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).

  • Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

(“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.

(Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).

  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?

(“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).

  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?

(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).

  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).

(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).

  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).

  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).

(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).

  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).

  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

(Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” – Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

  1. Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
  2. Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).
  3. “Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).
  4. III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)
  • IV. Рефлексивно-оценочный этап
  • Реализован ли план урока?
  • Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).
  • Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрейИ отдавать спешите научиться, Чтобы потом у запертых дверей, 

Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

  1. Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.
  2. Итоговая творческая работа (домашнее задание).
  3. Напишите сочинение на одну из тем:
  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?
  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “… главное – не падайте никогда духом”?
  3. В какие чудеса следует верить людям?

Технологическая карта урока.

1. Дата:    13.02.2020 (6 б) 

2. Ф.И.О. учителя: Серегина
Альмира Алибаскаровна

3. Класс: 6 б

4. Предмет: «Литература»

5.
Тема урока:
Реальная основа и содержание рассказа А. И.
Куприна «Чудесный доктор».

6.  Цель: создать условия для ознакомления с фактами
из биографии А. И. Куприна, с рождественским рассказом «Чудесный доктор», его
героями, проблематикой, жанровыми особенностями произведения; способствовать
формированию представления о Куприне как талантливом русском писателе.

7. Задачи: 

   — стимулировать интерес учащихся к чтению
художественной литературы.

8. Планируемые результаты: овладеть
знаниями о творчестве А.И.Куприна, о своеобразии его мастерства; выявлять в
тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
владеть навыками анализа художественного произведения; уметь различать образ
рассказчика и автора в произведении; иметь представление о личности
Н.И.Пирогова – ученого, врача, педагога и отзывчивого человека, о
рождественском рассказе как о жанре и его особенностях;

Познавательные: выявлять
особенности  объекта в процессе наблюдения, анализировать предложенные тексты,
находить дополнительную информацию.

Коммуникативные:  владеть
различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям;
составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;

Регулятивные:
Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи. Контроль
собственной деятельности по результатам выполнения задания.  Определение общей
цели и путей её достижения.

Личностные: осознавать
личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

9. Тип урока: открытие нового знания.

10. Методы обучения словесный, наглядно-  иллюстративный, аналитический, частично-поисковый, исследовательский.

№ п/п

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

1.

Организационный этап. Мотивация к учебной
деятельности

Организует учащихся на начало урока.
Проверяет готовность к уроку.

Создает условия для возникновения у
учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие

Контроль посещаемости.

Проверка готовности к уроку.

Давайте,
ребята, проверим нашу с вами подготовку к уроку.

Приветствуют учителя,
друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на
урок.
Записывают число. Называют отсутствующих.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия,
прогнозировать деятельность на уроке

2.

Проверка домашнего задания

Домашним заданием у вас было чтение рассказа
А. И. Куприна «Чудесный доктор».

Отвечают на
заданные вопросы.

Регулятивные

Понимает, принимает и
сохраняет учебную задачу.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

Создает эмоциональный настрой на понимание
темы.

Подвести учащихся к
осознанию целей и задач.

Организовывает
погружение в проблему

.Сегодняшний
урок я бы хотела начать с небольшой притчи, послушайте и подумайте, чему учит
этот краткий рассказ. 

 Однажды
старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то
с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот
берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает
их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был
буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты
бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив
начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего
утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего
занятия.

— Но оглянись
и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты
полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик
поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

— Да, я смогу
изменить очень многое … для этой звезды!
      Старец ничего не ответил, отошел в сторону задумался.

-Почему мальчик
не смог пройти мимо выброшенных на берег моря звёзд?

-Чему  учит эта
притча?

-Как вы думаете,
почему к этой притче мы обратились в начале урока, о чём мы будем говорить
сегодня?

-Подберите антоним
к слову «сострадание».

Слушают притчу.

Предполагаемые
ответы:

-Ему было жаль,
он сострадал.

-Учит быть
милосердными, открытыми, помогать слабым.

-О доброте,
сострадании, милосердии.

-Бессердечие,
жестокость,  

равнодушие

Коммуникативные:

планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Научиться принимать и
сохранять задачу.

Познавательные:

Умения структурировать
знания. Умение осознанно строить речевое высказывание.

4.

Освоение нового материала

Поиск решения
учебной задачи. Организует устный коллективный анализ учебной задачи.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Слайд 1 “Тема
урока ”

Слайд 2.

(Записать в
тетради число и тему урока)

– На какие
вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? Какие задачи постараемся
решить?

Цели: образовательные:

1.Познакомиться
с биографией А. И. Куприна.

2.Прочитать
рассказ «Чудесный доктор».

3.Понять, кто из
героев милосерден, а кто равнодушен.

Аргументируют свою точку зрения.  Осознанно строят речевые высказывания,
воспринимают ответы обучающихся. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают
предметные способы решения

Личностные:

осознание своих
возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои возможности,
работать в группе.

Познавательные:

умение анализировать,
выделять и формулировать.

5.

Физкультминутка

Цель: снять утомление и напряжение учащихся на уроке

Видеоролик.

Выполняют задание

Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности

6.

Объяснение нового материала

Организует
практическую  работу.

Откройте
учебники, прочитайте статью о биографии писателя и ответьте на вопросы:

-В каком городе
родился? (В Пензенской губернии)

-Какая трагедия
произошла в семье,  когда ребенку был год? (Умер отец).

-Куда попал
Александр в возрасте 7 лет? (во вдовий пансион).

-Кем работал с
1894 года? (репортером, актером, грузчиком)

-Что такое
Святки? (Праздничное время от Рождества Христова до Крещения)

Слайд 3
«Беседа по биографии»

Слайд 4 «Рождество»

-Какой праздник
изображен?

-Любите ли вы
эти удивительные праздники?

-Какие чувства
испытываете при их приближении?

А раньше дети
ожидали чуда перед Рождеством, на Святки. В эти дни в доме наряжалась ёлка, а
ночью, пока дети спят, под ёлку кто-то клал подарки. Это было чудо! Ни
телевизорв, ни радио, ни мобильного телефона, ни интернета тогда не было, и в
долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие
святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во
время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и
приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный
доктор»- один из таких святочных рассказов.

Слайд 5
«Рождественский рассказ»

Чтобы достичь
поставленных целей, проанализируем рассказ.

Ситаем до слов
«…и двое мальчуганов»

1.Это
вымышленный рассказ или основан на реальных событиях? 

2.Где, в каком
городе происходили события? Когда?

3. От чьего лица
ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?

4.А сам рассказчик 
от кого узнал?

Читаем до  слов
«По мере того..»

1. С какими
героями знакомит нас автор  в самом начале произведения?

2. Почему они
забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему?

3. Какие чувства
испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?

Отрывок до «Ну,
что?»

1. Почему Грише
и Володе невесело, почему они не надеются на подарки на Рождество?

2.Что чувствуют
герои, живущие в таких условиях?

Как называется
художественный  прием? На фоне жизни богатых людей нищета Мерцаловых выглядит
очень плачевно.

До «В это время
в коридоре..»

1.Кто
отказывается передать письмо?

2.Кем в этом
доме работал когда-то Мерцалов?

3. Как можно
охарактеризовать поступок швейцара?

1.Как давно
семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?

2. Почему никто
не помог им?

3.Какие чувства
испытывают члены семьи?

Кто больше всех
винит себя?

Где оказался
неожиданно для себя Мерцалов?. Что является кульминацией рассказа?. Какая
страшная мысль пришла ему в голову?. Что в словах незнакомца привело
Мерцалова в состояние «отчаянной злобы»? Почему Мерцалов доверился
незнакомцу? 1. Что в голосе незнакомца заставило и Елизавету Ивановну
подчиниться ему?. Какой сюрприз ждал Мерцаловых после ухода незнакомца? Как
узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? Как сложились в дальнейшем судьбы
членов семьи Мерцаловых?

Почему доктор не
называет своего имени?

Сбылось
пожелание доктора?

Кто испытывает
сострадание? Спасение семьи совершил человек, которого можем назвать святым.
Это Николай Иванович Пирогов. Что вы знаете об этом докторе.

Сообщение
учащегося. Слайд 7 «Н. И. Пирогов»

Подытожим
сказанное: Идея доброты и сострадания – главная идея рассказа.

Применяют новый
способ.

-Новый Год,

Рождество.

-Да.

-Ожидание чуда.

Строят
рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции
своего действия.

Личностные:

осознание своих
возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои
возможности, работать в группе.

Познавательные:

умение анализировать,
выделять и формулировать.

7.

Закрепление материала

8.

Рефлексия

Слайд 7 «Рефлексия»

Закончите предложения:

Образ чудесного доктора,
созданный Куприным, я не забуду, потому что…

Прочитав рассказ А. И.
Куприна, я задумался (задумалась) над…

Рефлексия своих
действий

9.

Домашнее задание

Цель: формирование
навыков самостоятельной деятельности и подготовки обучающихся

Выставляет
оценки, благодарит за работу.

Слайд 8 «Домашнее задание»

Ученики записывают задание в дневник.

11. Учебно-методический
комплекс
 под ред. В. Я. Коровина. Литература. 6 класс. Учебник
для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение» 2014

Произведение Куприна «Слон» написано в форме детской сказки, которая, тем не менее, скрывает в себе проблематику взрослой жизни и мудрые мысли опытного автора, который сам был отцом нескольких дочерей.

История создания

Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.

Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.

Жанр, направление

  1. Направление – реализм;
  2. Жанр – рассказ.

Куприн работал во времена, когда реализм перетекал из крупной прозаической формы романа или эпопеи в малообъемные жанры: рассказы, новеллы, повести. Он успешно опробовал все эти формы, вложив в них мудрые мысли, но, не растягивая содержание на тома и главы. Публика сполна оценила это, ведь уже устала к тому времени от объемного и грузного чтения.

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.

  1. Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели. Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания. Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
  2. Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
  3. Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.

Темы и проблемы

  1. Через весь рассказ тянется основная тема взаимоотношений между родителями и детьми. Автор показывает, как полезно прислушиваться к своим детям, уметь сказать правильные слова в поддержку. Но нельзя переусердствовать с заботой, иначе ребёнок вырастет слишком избалованным. Эту грань между равнодушием и чрезмерной опекой нужно уметь найти, как сделал это отец девочки. Примечательно, что в этом ему помогли не деньги, а умение договориться с людьми. На этом примере он и сам многому научился, ведь ребенку нужны не столько игрушки, сколько внимание.
  2. Общая проблематика произведения — воспитание детей. Все знают, насколько тяжёл этот труд и сам процесс воспитания, тянущийся чуть ли не на протяжении всей жизни родителей. Поведение Нади может быть следствием ошибки семьи: окруженная игрушками и роскошными условиями, девочка остается одинокой, ведь все ее куклы – не живые. Отсутствие внимания и общения с родителями повлекло за собой развитие апатии к жизни. Интерес ребёнка к внешнему миру понижается, он не понимает отношения мамы и папы к своей личности и просто уходит в свой мир, замыкаясь в себе. Как правило, проблемы в человеке, отрицательные качества характера всегда являются причиной неправильного воспитания и плохого примера со стороны семьи.
  3. Также поднимается тема отношений человека с природой на живом примере Нади и Томми. Их дружба и выздоровление девочки после знакомства со слоном – пример неразрывности связи между человеком и окружающим миром. Автор напоминает нам, как важна взаимность между матушкой природой и тем, что она создала. Каждый из нас должен относиться к животному с уважением, словно к своему собрату. И тогда оно может отблагодарить нас, сняв нервное напряжение и подарив положительные эмоции.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл. Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве. В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.

Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.

Чему учит?

Рассказ «Слон» учит тому, что в семье необходимо проявлять понимание и чуткость. Всегда необходимо иметь рядом близких людей, которые всегда помогут вернуться на истинный путь, если ты с него сбился. Нужно уметь ценить тех, кто находится рядом с нами и постоянно оказывает поддержку.

Каждый человек и сам должен быть готов исполнить любую прихоть, лишь бы увидеть вновь улыбку на лице близких людей.

Автор: Алёна Ласькова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ произведения «Слон» (А. И. Куприн)

Поделиться

Куприн занимают лидирующие строчки среди всех великих российских писателей. Основное творчество автора выражено в написании рассказов и повестей. Большинство произведений Куприна описывают взаимодействия животных с людьми.

Как создавался рассказ

Среди знатоков ходит поверье, что в сюжете «Изумруда» есть часть от слухов, которые ходили по Москве в те года. Существовал невероятно популярный беговой скакун, который в итоге погиб. Было множество всяких версий этой смерти – одной из них было вероятное отравление скакуна. Лев Николаевич Толстой был впечатлен рассказом.

В каком жанре выполнено произведение

Шесть частей рассказа представляют собой небольшого объема текст. Из-за стиля повествования сюжета, который максимально приближен к повествованию в обычной жизни – поэтому жанр предписать рассказу можно реалистический.

Какой смысл заложен на название произведения

Главным героям рассказа является рысак по кличке Изумруд. Именно про жизнь этого рысака читатель узнает из произведения. Но само название не дает понимания читателю, о чем ему предстоит узнать в ближайших 6-ти главах, поскольку название ассоциируют с чем-то красивым и благородным.

Но в итоге рысак полностью соответствует представлению о изумруде – он также красив и благороден, почему и получил такую кличку. Складывается впечатление, что посылом от Куприна является убедить читателя, самое большое счастье – это найти такое же прекрасное существо, которое он описывает в произведении.

Какова композиция в рассказе

Авторским решением стало вести рассказ как бы от лица самого рысака, тем самым придавая оригинальности произведению. Первая глава рассказывает о том, где проживает Изумруд и о его самых ближайших соседях. А в части рассказа о своем детстве читателя поражают живописные и живые картины природы, которые заложены в памяти рысака.

Последующие главы писатель представляет перед нами картину, в которой Изумруд полностью предается своей профессии и как он при этом умеет взаимодействовать с людьми. Благодаря такому подходу Куприну удалось сделать образ животного, который развит разносторонне и способен вызвать в чувствах читателя смесь восхищений и сопереживания.

Благодаря практически отсутствию разговоров самих людей, которые находятся в окружении главного героя – рысака, повышается восприятие от глаз самого Изумруда. Такой подход помогает читателю лучше вникнуть в эмоциональное состояние лошади, так сказать прочувствовать его внутренние переживания.

Кульминацией рассказа является сама победа в гонке рысаком. Дальше в сюжете активные действия начинают угасать. В развязке сюжета лежит описание смерти Изумруда, которая представлена в рассказе с долей отстраненности и холода, тем самым передавая чувства рысака, который так и не понял причиненной ему подлости от людей. Для читателя же никакой тайны не остается.

Суть сюжета рассказа

В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.

Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.

Как выражены характеры героев рассказа

В роли главного персонажа выступает благородный рысак, который прожил на этом свете всего 4 года. Характер Изумруда показывается в моментах его взаимодействия с другими представителями копытного рода, а также непосредственно с дорогими для его сердца людьми. Изумруд представлен как любопытный и смелый рысак, который не побоится принять участие в противостоянии более взрослого и опытного жеребца Онегина. По отношению к своему наезднику Изумруд показан чутким и послушным жеребцом.

Второстепенные герои рассказа представлены в понимании от лица самого Изумруда:

  • Назар – это хороший старик, который нетороплив в своих движениях, но не имеет чего-то особенного;
  • Васька – трусливый паренек, не умеющий скакать на лошадях;
  • Наездник, с которым изумруд и участвует во всех скачках, воспринимается им как равный себе и достойный представитель человеческого рода.

Тема рассказа

Темой Куприна является раскрытие ответственного отношения к братьям нашим меньшим. Все это показано на примере истории жизни рысака Изумруда. Потребительски жесткое отношение, что перестало приносить прибыль, уже становится нормой для человечества и Куприн пытается объяснить читателям, что так происходить не должно.

Чему учит рассказ Куприна

В целях Куприна является желание раскрыть людям глаза на тот факт, что все живые существа ценны. Каждое живое существо является личностью, жизнь которых не вправе отбирать человечество. Ведь человек является старшим товарищем, и он не имеет никакого права относиться с жестокостью к любому животному. Такую мораль пытался внести в свой рассказ Куприн.

Заботиться о живых существах, которые зависимы от человека – это необходимо нравственная составляющая характера положительного человека, которым и является сам Куприн.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа А. Куприна «Изумруд»

  • Рассказ чудесный доктор читать полностью
  • Рассказ чужая калитка пермяк читать
  • Рассказ что я делал вчера на английском
  • Рассказ что я видел слушать
  • Рассказ что то блестящее