Рассказ чучело железняков читать

16 ноября отмечается день толерантности. а появилась эта дата в 1995 году по инициативе юнеско, в результате принятия декларации принципов

16 ноября отмечается День толерантности. А появилась эта дата в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО, в результате принятия Декларации принципов терпимости. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Академик Д. С.

 Лихачев писал, что к своей культуре обязательно для каждого грамотного человека такое же отношение, как к культуре других народов. “Нельзя уважать себя, не уважая соседа, нельзя уважать соседа, не уважая себя”.

Уважать особенности своего народа и терпимо относится к обрядам и самобытности всего человечества — к этому призывает ООН, тогда большинство разногласий и войн на планете уйдут в небытие. Отмечая День терпимости, россияне присоединяются к миролюбивому сообществу землян.

Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»Правила толерантного общения

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чём говорят другие.

3. Отстаивай своё мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

  • Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»
  • Тема толерантности в художественной литературе
  • Библиотека рекомендует список литературы для прочтения :

Аксаков С. Т. Аленький цветочекЛюбовь, уважение, терпимость характерна для героев этой сказки.

Арсеньев В. К. Дерсу УзалаГерои книги – это образец союза рас, душ и национальностей. Здесь гармонично сочетаются мудрость Востока и энергия русского Запада.

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома

«Хижина дяди Тома» – известный роман Гарриет Бичер-Стоу.

Это произведение – широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, героизм черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов – все это волнующе ярко изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью.

Воскобойников В. М. Всё будет в порядкеСветлая, смешная и чуть-чуть печальная повесть. Это рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему еще не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире.

Железников В.К. ЧучелоПовесть «Чучело» о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение – одноклассники объявили ей бойкот.

Застенчивая, нерешительная девочка, столкнувшаяся с подлостью и предательством, оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

Киплинг Р. МауглиОбразцами толерантного поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детѐныша» достойную и благородную личность.

Ли Х. Убить пересмешника…Роман «Убить пересмешника…», впервые опубликованный в 1960 году, имел оглушительный успех и сразу же стал бестселлером.

Это и неудивительно: Харпер Ли нашла свой собственный стиль повествования, который позволил ей показать мир взрослых глазами ребенка, не упрощая и не обедняя его. В романе переданы события 30-х годов XX века, периода «великой депрессии», происходившие в штате Алабама США.

Повествование ведется от лица ребенка, но острота межрасовых конфликтов, социальных проблем от этого не теряет своей силы. Роман был удостоен одной из самых престижных премий США по литературе – Пулитцеровской.

Линдгрен А. Малыш и КарлсонЭта великая книга учит детей любви и терпимости к тем, кого любить трудно. Карлсон для Малыша – не отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребёнок, который нуждается в ласке, участии, семейном тепле. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, очень хорошо это чувствует.

Лиханов А. А. НиктоОдно из самых драматичных произведений А. Лиханова. «Никто» – кличка, данная главному герою. «Выпускнику» детского дома, бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии.

Но это символично. В одной из самых богатых стран мира – теперешней России, – любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом – «человек». Так и скажет: «Никто…

Человек».

Милн, А. А. Винни-ПухГерои отлично ладят друг с другом, несмотря на разность интересов, на абсолютную непохожесть друг на друга. Эта сказочная история хорошо иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

Портер Э. ПолианнаУдивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре – игре в радость.

Приставкин А. И. Ночевала тучка золотаяЭта повесть – призыв писателя к справедливости, ответственности взрослых за судьбы детей, который должен услышать каждый. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку. Повесть рассказывает предельно искренне и честно о трудной жизни детдомовцев в военную пору.

Ролинг Д. К. Гарри Поттер и философский каменьГерои – абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, они дружат, несмотря на различие в характерах.

Сатирический роман Джонатана Свифта Путешествие Гулливера

Смелый моряк Гулливер, человек отважный и благородный, попадает в Лилипутию, а затем – в страну великанов. В Лилипутии люди ростом с огурец, но Гулливер относится к ним с уважением. Безусловно, Гулливер – это толерантная личность, говоря современным языком.

Свифт, в своем романе поднимает те проблемы, которые очень актуальны для нас в 21 веке: проблемы мирного сосуществования разных народов, с разной внешностью и культурой, проблемы взаимопонимания, проблемы беженцев (ведь неуютно Гулливер чувствовал себя потому, что оказался на чужбине.)

Вопросы:Почему Гулливер не взял с собой на родину кого-нибудь из лилипутов? (Он не хотел, чтобы маленькие человечки, подобно ему самому, были одиноки на чужбине и тосковали по родине);Почему император приказал ослепить Гулливера? (Он выступал против войны, против порабощения народа острова Блефуску).

Станюкович К.М. МаксимкаНесомненный интерес вызовет у младших школьников этот рассказ, повествующий о том, как подобрали русские военные матросы негритенка в открытом море. Негритенок был собственностью американского капитана, который жестоко обращался с ним.

Произошло кораблекрушение, и только один мальчик уцелел. Русские матросы по-доброму отнеслись к спасенному, доктор выходил его, а пожилой матрос Лучкин привязался к юному герою по-настоящему, сшил ему одежду и обувь.

Он же дал ему имя – Максимка, потому что его спасли в день святого угодника Максима. Когда спросил Лучкин у матросов, принимают ли они Максимку в артель, все согласились принять.

«Недаром же русские матросы с замечательной терпимостью относятся к людям всех рас и вероисповеданий, с какими приходится им встречаться» – эти слова Станюковича – ключевые в рассказе.

Вопросы для беседы:Почему Максимка поначалу боялся русских матросов? (Потому что он думал, что все белые люди злые, так как американский капитан избивал его.

)Какие факты говорят о доброте, милосердии и сострадании русских матросов? (Они приняли Максимку, кормили, выхаживали, а потом попросили у капитана оставить его на корабле).

Как повлияла дружба с Максимкой на Лучкина? (Лучкин полюбил мальчика, стал заботиться о нем).

Толстой Л.Н. Кавказский пленникГерой повести, офицер Жилин, – представитель русского народа с его отвагой, стойкостью, широтой характера и миролюбием.

Он едет в отпуск повидаться с матушкой, но попадает в плен, не добравшись до родины. Толстой считает национализм извращенным чувством. Маленькая татарочка Дина любит Жилина, уважает его и сострадает ему.

Она носит ему украдкой молоко, лепешки и, наконец, устраивает побег.

Уайльд О. Мальчик-звездаЗамечательная сказка о маленьком мальчике с холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том, как важно научиться любить и жертвовать собой ради близкого человека, потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»

Толерантность.Что это такое?- Если спросит кто-нибудь меня,Я отвечу: “Это все земное.То, на чем стоит Планета вся”.Толерантность – это люди светаРазных наций, веры и судьбыОткрывают что-то, где-то,Радуются вместе.Нет нуждыОпасаться, что тебя обидятЛюди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизятЛюди на роднойЗемле твоей.Ведь Планета наша дорогаяЛюбит всех нас: белых и цветных!Будем жить, друг друга уважая!Толерантность – слово для живых!Ведь в каждом из нас есть маленькое солнце.Это солнце – доброта.Добрый человек любит природу и охраняет её.

Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Поэтому, надо беречь своих близких и всегда следовать золотому правилу морали «относиться к другому так, как мы хотим, чтобы относились к нам».

Дружба и вражда в повестях «чучело» и «ночевала тучка золотая» – Literature Teacher

16.06.2019
Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»

Ø Рђ. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Герои повести — Кузьмёныши — находясь РІ детском РґРѕРјРµ, стали жертвами жестокости Рё равнодушия взрослых.

Ø Р¤.Рњ. Достоевский «Мальчик Сѓ Христа РЅР° ёлке».

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен.

Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.

Ø Р›. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» (Рё РєРЅРёРіР°, Рё фильм).

Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. �х наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.

Ø Рњ. Зощенко В«Р�стория болезни».

Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила медсестра в ответ на просьбу навести порядок в отделении.

Ø Р”. Фонвизин «Недоросль».

Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».

Ø Р‘. Васильев «Не стреляйте РІ белых лебедей» (Рё РєРЅРёРіР°, Рё фильм) .

Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

Ø Р’. Железников. «Чучело» (Рё РєРЅРёРіР°, Рё фильм). Тема жестокости подростков РїРѕ отношению Рє своему ровеснику, РЅРµ похожему РЅР° всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек РІ классе.

Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку.

Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь.

Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 226 | Нарушение авторских прав

Аргументы | Аргументы | Аргументы | Аргументы | Аргументы | Аргументы | Жертвенность. | Толерантность. | Аргументы | Аргументы |

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник:

Презентация на тему “Читательская конференция по повести Приставкина А. И. «Ночевала тучка золотая»”

Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»

  • Скачать презентацию (0.72 Мб)
  • 1 загрузок
  • 0.0 оценка
  • ВКонтакте

Презентация на тему: Добро, рассыпанное по страницам книг

Дружба и вражда в повестях «Чучело» и «Ночевала тучка золотая»Описание слайда:

Добро, рассыпанное по страницам книг ( рекомендательный список литературы для 5-7классов)

Описание слайда:

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ! Прочитав книги, представленные в этом   рекомендательном списке, ты получишь   возможность поразмышлять над тем, что   такое добро, милосердие, задуматься о тех   людях, которые живут рядом с тобой и,   может быть, нуждаются в твоей   помощи и поддержке.

Описание слайда:

Андерсен, Г.Х. Сказки и истории / Г.Х. Андерсен -М.:Квадрат,2008.-350с. Есть на свете сказки, которые делают людей добрее.

Классический рождественский сюжет о бедной сиротке, бродящей по нарядным улицам накануне Нового года, приобрёл под гениальным пером Андерсена совершенно новое звучание. Всем известно, что желание, загаданное новогодней ночью, обязательно сбывается.

Исполнилось и заветное желание девочки со спичками: она получила наконец любовь, заботу и тепло, которых ей так не хватало.

Описание слайда:

Гюго,В.М. Козетта: Из романа «Отверженные» /В.М. Гюго –М.: Дет.лит.,1983.-32с.:ил. “Козетта”- отрывок из романа Виктора Гюго”Отверженные». История маленькой девочки, оказавшейся в услужении у жестоких трактирщиков, не оставит юных читателей равнодушными и поможет научиться сострадать чужой беде.

Описание слайда:

Железняков, В.К.Чучело/В.К. Железняков.-М.:Астрель,2010. – 65с.:ил.-(Планета детства). “Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.

Описание слайда:

Короленко, В.Г. Дети подземелья /В.Г. Короленко – М.: Дет.лит., 1979.- 64с. Повесть очень грустная, главный герой повести мальчик Вася (сын судьи) знакомится во время прогулки совершено случайно с двумя детьми Марусей и Валеком, которые живут в ужасных нищих условиях.

Вася сын судьи, и поэтому знаком с таким понятием как нарушение закона, он хорошо усвоил формулу “нехорошо воровать”, и потому нищие, добывающие себе средства на жизнь воровством, вызывают у него чувство презрения и негодования.

Но когда он видит нищету своих маленьких друзей, он начинает по-другому смотреть на многие вещи. Глядя на мир с непривычной точки зрения, Вася откроет много нового и неизвестного.

Например, он поймет, что за балаганным представлением нищих на улице чаще всего скрывается истинная трагедия. Финал повести печален: маленькая Маруся умирает.

Описание слайда:

Куприн, А.И.Чудесный доктор /А.И.Куприн.-К.:Веселка,1985.-16с.:ил. Это небольшой, но очень емкий рассказ о семье несчастного человека, которого на протяжении определенного времени преследуют несчастья и неудачи: внезапно теряет работу и лишает свою семью средств существования.

И когда уже отчаиваешься, появляется некто: кто протягивает руку помощи. После встречи с ним и его милосердной помощи в судьбе этой семьи случаются изменения в лучшую сторону. Участие и помощь чудесного доктора помогли побороть несчастья, жизнь семьи наладилась, детям удалось вырасти и выйти в люди.

Воспоминание о Чудесном докторе свято хранится в семье Мерцаловых.

Описание слайда:

Осеева, В.А. Волшебное слово /В.А.Осеева.-М .:Самовар,2010.-77с.:ил. Замечательный рассказ о волшебной силе добрых слов и поступков, об отношениях между ребятами и взрослыми. Рекомендую школьникам младшего школьного возраста.

Описание слайда:

Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы.- М.:Сов.Россия,1984.- 464с.:ил. Это рассказ о человеке, который обладает редким даром любви. Всю жизнь Юшку бьют, оскорбляют и обижают.

Но он никогда не проявлял злобы к людям, жил любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время.

Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик. 

Описание слайда:

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести/ А.И.Приставкин. – М.: Сов. писатель,1989.-321с. Повесть А. Приставкина о двух братьях – сирот во время войны.

Они еще совсем дети, но уже столько повидали и пережили, что сердце сжимается при прочтении! Автор описывает нам дружбу и любовь братьев, преданность. .

Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Описание слайда:

Распутин, В.Г. Уроки французского: Повести и рассказы – М.:Худож.лит.,1987-479с.:ил. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.

Описание слайда:

Приятного и полезного Вам чтения!

Объявления по запросу «приставкин ночевала тучка золотая» в России

Детская классика. Анатолий Приставкин. Название: “Ночевала тучка золотая”. Состояние: отличное. Ни разу не прочитанная. По всем вопросам пишите в личные сообщения. Непременно отвечу. Встреча возможна рядом с метро Комсомольская, Красные ворота.

Книги и журналы

Компания

200 ₽

Приставкин, А. Ночевала тучка золотая. — М.: Кн. палата, 1988. — 240 с. Подвезу к метро “Комендантский пр. “.

Книги и журналы

Книга о Великой Отечественной Войне.
В идеальном состоянии.

Книги и журналы

Продаю замечательную книгу Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Серия “Юношеская библиотека”. Произведение входит в школьную программу. Новая. В целофановой упаковке. 288 стр.

Книги и журналы

Хабаровский край, Хабаровск

Приветствую Вас на своей страничке. Предлагаю вашему вниманию книгу. А. Приставкин. Ночевала тучка золотая. 1989 год. (Б-262). Личная встреча или отправлю по почте.

Книги и журналы

Компания

Ростовская область, Таганрог

Анатолий Приставкин.
Ночевала тучка золотая. В наличии другие книги и собрания сочинений, смотрите в профиле! На определённые книги и собрания возможен торг.

Книги и журналы

Рязанская область, Рязань

100 ₽

Анатолий Приставкин “Ночевала тучка золотая” — 100р.

Книги и журналы

Воронежская область, Воронеж

Рубрика: Проза отечественная. 1.
Приставкин А. И. Название: Ночевала тучка золотая. Состояние: хорошее.
Цена: 100₽. 2.
Помяловский Н. Г. Название: Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. Состояние: очень хорошее.
Цена: 100₽. 4.
Панаев И. И.

Название: Избранная проза. Состояние: очень хорошее.
Цена: 100₽. 5.
Бестужев (Марлинский) А. А. Название: Ночь на корабле. Состояние: отличное.
Цена: 100₽. 6.
Марков Г. М. Название: Грядущему веку. Состояние: очень хорошее.
Цена: 80₽. 7.
Олег Смирнов.

Название: Избранное в 2-ух томах. Том 1. Состояние: хорошее, нет титульной страницы.
Цена: 60₽. Подробное описание и фото по запросу.
Возможна отправка по России и за границу. Переписка: WA; Teleg; sms.

Мы выкладываем книги каждый день, подпишитесь на нас, чтобы видеть наши новинки⤵.

Книги и журналы

книга новая, купила недавно. в хорошем состоянии. стоила 243 рубля в Читай-городе.

Книги и журналы

Республика Бурятия, Улан-Удэ

Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата». Книга в твёрдой обложке, отличное состояние. Пересылаю (почта, сберлогистика, авито доставка). Бываю в Москве.

Книги и журналы

Продаётся сборник произведений “Тёплый дом”: – очерк А. Макаренко “Марш 30 года”, – повесть В. Астафьева “Кража”, – повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Каждое произведение сопровождается педагогическим комментарием. Издательство: Молодая гвардия.
Твёрдый переплёт.
Сохранность: Отличная.

Книги и журналы

Свердловская область, Екатеринбург

Книги и журналы

Московская область, Долгопрудный

35 ₽

Еще Много Книг смотрите в моем профиле. -> если книги в списке цен, значит они в наличии

«Ночевала тучка золотая» краткое содержание повести Приставкина – читать пересказ онлайн

Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одно – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.

В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.

Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.

Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».

Главы 7-13

На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».

Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».

Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.

https://www.youtube.com/watch?v=rSv10ne8O7A

Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.

Главы 14-18

Под утро раздался взрыв и «во все окна полыхнуло зарево, окрасив стены в дрожащий кровавый свет». В поджоге колонии подозревают неведомых никому чеченцев, которые держат в страхе все местное население.

Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».

От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».

Главы 19-25

Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджег машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.

Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».

Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.

Прожив некоторое время у Регины Петровны мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.

Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.

Главы 26-32

Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».

Достав тележку, Колька укладывает в нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.

Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье.

Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ.

Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.

Мальчики отправляются в дорогу, где их настигает чеченский всадник. Он готов убить Кольку, но тот не боится смерти, ведь тогда «они с Сашкой снова встретятся там, где люди превращаются в облака». Алхузур убеждает всадника не убивать русского мальчика, и с тех пор они называют себя братьями.

  Сочинение на тему «Дни недели рассказывают о себе», 5 класс

Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

«Марсианские хроники» – роман с разными действующими лицами, рассказчиками, растянутый в хронологии и разбитый на главы-рассказы. Действие начинается в январе 1999 года. Ракетное лето в США – стартует первая экспедиция на Марс.

Валентина идет на работу в чайную. Заметив сломанный палисадник, по которому предпочитают ходить посетители, она начинает его чинить. На крыльце чайной спит таежник Еремеев, пришедший к своему другу Афанасию.

Главному герою романа мальчишке Джиму, случайно попадает карта сокровищ Флинта. Ему предстоит сохранить ее и добраться до острова. В этом деле ему оказывают помощь доктор Ливси

Эбинезер Скрудж очень скупой старик, не знающий ничего о радости и страстно любящий деньги. Он намерен провести рождество погруженным в работу

Господин из Сан-Франциско, чьего имени никто не мог запомнить, отправился в путешествие в Европу со своей женой и дочерью. Всю жизнь он усердно трудился, мечтая о счастливом будущем, и теперь решил взять отдых. Люди, на которых он раньше равнялся

Источник

Герои произведения

В повести присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

  • Кузьмины Саша и Коля — близнецы, живущие в детском доме. Кузьмёныши никогда не видели своих родителей.
  • Регина Петрова — воспитатель в колонии. Женщина очень любила братьев Кузьминых. Её супруг умер, а она осталась одна с двумя детьми.
  • Алхузур — мальчик из Чечни, названый брат Коли.

Второстепенные герои в произведении также важны. Благодаря им история становится интереснее и приобретает новые краски. Другие персонажи:

  • Пётр Анисимович — начальник детской колонии. Благородный и серьёзный человек.
  • Илья — персонаж, имеющий криминальное прошлое, в настоящее время работает проводником в поезде.
  • Демьян — фронтовик, лишённый одной ноги. Герой также потерял и свою семью.

В повести персонажи находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь возможно после прочтения пересказа всех её глав.

Ночевала тучка золотая

Из детдома намечалось отправить на Кавказ двоих ребят постарше, но те тут же растворились в пространстве. А двойнята Кузьмины, Кузьменыши, наоборот, сказали, что поедут. Дело в том, что за неделю до этого рухнул сделанный ими подкоп под хлеборезку.

Мечтали они раз в жизни досыта поесть, но не вышло. Осмотреть подкоп вызывали военных саперов, те сказали, что без техники и подготовки невозможно такое метро прорыть, тем более детям… Но лучше было на всякий случай исчезнуть.

Пропади пропадом это Подмосковье, разоренное войной!

Название станции — Кавказские Воды — было написано углем на фанерке, прибитой к телеграфному столбу. Здание вокзала сгорело во время недавних боев. За весь многочасовой путь от станции до станицы, где разместили беспризорников, не попалась ни подвода, ни машина, ни случайный путник. Пусто кругом…

Поля дозревают. их вспахивал, засевал, пропалывал. Кто. Отчего так пустынно и глухо на этой красивой земле?

Ещё Регина Петровна показала им найденные в подсобке папаху и старинный чеченский ремешок. Ремешок отдала и отправила Кузьменышей спать, а сама села шить им из папахи зимние шапки. И не заметила, как тихо откинулась створка окна и в нем показалось черное дуло.

  Читать бесплатно книгу Жизнь Человека – Андреев Леонид

Ночью был пожар. Утром Регину Петровну увезли. А Сашка показал Кольке многочисленные следы конских копыт и гильзу.

На консервный завод их стала возить веселая шоферица Вера. На заводе хорошо. Работают переселенцы. Никто ничего не охраняет. Сразу набрали яблок, и груш, и слив, и помидоров. Тетя Зина дает «блаженную» икру (баклажанную, но Сашка забыл название). А однажды призналась: «Мы так боимси… Чеченцы проклятые! на Кавказ, а их — в сибирский рай повезли… не схотели… Дык они в горах запрятались!»

Отношения с переселенцами стали очень натянутыми: вечно голодные колонисты крали с огородов картошку, потом колхозники поймали одного колониста на бахче… Петр Анисимович предложил провести для колхоза концерт самодеятельности. Последним номером Митек показал фокусы. Вдруг совсем рядом зацокали копыта, раздались ржание лошади и гортанные выкрики. Потом грохнуло. Тишина. И крик с улицы: «Они машину взорвали! Там Вера наша! Дом горит!»

Наутро стало известно, что вернулась Регина Петровна. И предложила Кузьменышам вместе ехать на подсобное хозяйство.

Кузьменыши занялись делом. По очереди ходили к родничку. Гоняли стадо на луг. Мололи кукурузу.

Потом приехал одноногий Демьян, и Регина Петровна упросила его подбросить Кузьменышей до колонии, продукты получить. На телеге они уснули, а в сумерках проснулись и не сразу поняли, где находятся.

Демьян сидел на земле, и лицо у него было бледное. «! — цыкнул. — Там ваша колония! Только там… это… пусто».

Братья прошли на территорию. Странный вид: двор завален барахлом. Людей нет. Окна выбиты. Двери сорваны с петель. И — тихо. Страшно.

Рванули к Демьяну. Шли через кукурузу, обходя просветы. Демьян шел впереди, вдруг прыгнул в сторону и пропал. Сашка бросился за ним, только поясок сверкнул дареный. Колька же присел, мучимый поносом.

И тут сбоку, прямо над кукурузой, появилась лошадиная морда. Колька шмякнулся на землю. Приоткрыв глаз, увидел прямо у лица копыто. Вдруг лошадь отпрянула в сторону. Он бежал, потом упал в яму.

И провалился в беспамятство.

Утро настало голубое и мирное. Колька отправился в деревню искать Сашку с Демьяном. Увидел: брат стоит в конце улицы, прислонясь к забору. Побежал прямо к нему. Но на ходу шаг Кольки сам собой стал замедляться: странно стоял Сашка. Подошел вплотную и замер.

Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора, а из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы. Ещё один початок был засунут в рот. Ниже живота по штанишкам свисала черная, в сгустках крови Сашкина требуха. Позже обнаружилось, что ремешка серебряного на нем нет.

Проза А. И. Приставкина в мировой литературе

Произведения Приставкина в разные годы издавались в Германии, Болгарии, Греции, Венгрии, Польше, Франции, Чехии, Финляндии. В декабре 2001 года он стал советником президента Российской Федерации.

Писатель является лауреатом Государственной премии СССР, а также ряда литературных российских и зарубежных наград. Приставкину была присуждена национальная германская премия за юношескую литературу.

Его автобиографическая проза близка и понятна юному читателю. В современных школах с детьми прорабатывается не только анализ произведения «Ночевала тучка золотая».

В круг юношеского чтения включаются и другие рассказы: «Портрет отца», «Между строк», «Звёзды», «Осколок», «Родня Малышка», «Врачиха», «Шаги за собой», «Шурка» и др.

Все они щемящие, лирические, раскрывающие человека с самой глубокой, иногда самой неожиданной стороны.

Рекомендательный список литературы по нравственно-духовному образованию «Чтение для сердца и разума»

Рекомендательный список литературы по нравственно-духовному образованию «Чтение для сердца и разума»

В. Осипова,

зав. библиотекой ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить.

В. Флёров

·Абай Кунанбаев. Слова назидания.

·Алексин А. Третий в пятом ряду; Звоните и приезжайте; Безумная Евдокия; Прости меня, мама…; А тем временем где-то; Дневник жениха; Я встретил вас…; Сага о Певзнерах; Три мушкетера в одном купе: Повести и рассказы.

·Амаду Ж. Генералы песчаных карьеров: Роман (О взрослении, любви, дружбе и предательстве).

·Астафьев В. Затеей: Сборник рассказов (О мире взрослых и детей, их неразрывном существовании).

·Астафьев В. Зачем я убил коростеля?: Сборник рассказов (Размышления о ценности жизни).

·Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон: Повесть-притча о странной чайке, непохожей на других, но такая «чайка» живёт в каждом из нас.

·Вампилов А. Старший сын: Пьесы, рассказы (Житейские испытания, искренность и фальшь, любовь и измена, равнодушие и надежда).

·Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей: Роман (О чувстве красоты и бережном отношении к окружающему миру, о ценности жизни).

·Гавальда А. 35 кило надежды: Повесть (Поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности, о семье).

·Гавальда А. Билли: Роман (О мужестве, о дружбе, о любви).

·Грин А. Алые паруса: Феерия.

·Достоевский Ф. Подросток: Роман.

·Железнов В. Чучело; Чучело-2, или Игра мотыльков: Повести (О подростках, о любви и ненависти, дружбе и предательстве).

·Каверин В. Два капитана: Роман (О дружбе, любви, романтике, преданности и целеустремлённости).

·Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.

·Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Роман (О школе, учениках, о начинающем учителе, перед которым открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников).

·Козы Корпеш – Баян Сулу: Лирическая поэма.  

·Кудайбердыулы Ш. Тьму раздвинул: Сочинения.

·Кыз Жибек: Лирическая поэма.

·Ли Харпер. Убить пересмешника: Роман (О семье, взаимоотношениях детей и взрослых).

·Лиханов А. Благие намерения: Повести.

·Лиханов А. Мой генерал: Роман для детей.

·Лондон Дж. Белый Клык: Приключенческая повесть.

·Лондон Дж. Сердца трёх: Роман.

·Маршалл Алан. Я умею прыгать через лужи; Это трава; В сердце моём: Автобиографическая трилогия.

·Нагибин Ю. О любви: Сборник рассказов, новелл, эссе.

·Норбеков М. Рыжий Ослик или Превращения. Книга о новой жизни, которую никогда не поздно начать: Сказка / В пересказе А. Дорофеева.

·Полонский Г. Доживём до понедельника: Повесть.

·Приставкин А. Ночевала тучка золотая: Повесть.

·Распутин В. Уроки французского: Рассказ (О взаимоотношениях подростков и учителей, мужестве, доброте и становлении характера).

·Самарский М. Радуга для друга (О дружбе и верности, об одиночестве среди людей и о чудесах, которые может совершить любящее сердце).

·Сэлинджер Дж. Над пропастью во ржи: Повесть (О юношеском мироощущении, о мире глазами подростка).

·Токарева B. Мало ли что бывает… : Повести и рассказы.

·Тулембаева Айгуль. Жар-птицы Великой степи. Томирис. Айша-биби. Борте: Историко-художественные повести о великих женщинах Степи.

·Тургенев И. Ася; Первая любовь: Повести.

·Фраерман Р. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви.

·Щербакова Г. Вам и не снилось; Мальчик и девочка: Повести.

Ночевала тучка золотая (Приставкин, Анатолий Игнатьевич)

  • Олеся Степанова — 1 Января 1970 Книга шок.я не знала о ней в детстве.прочитала когда мне было лет 29.и уже было 2 детей.я плакала всю книгу.оторваться невозможно но и после прочтения остаёшся под впечатлением на всю жизнь.сейчас мне 36.я мама 4 х детей.Дала только старшиему прочесть лет в 12.младшим пока не читаю её.но она нужна для чтения.Особенно нашим детям,этому покалению,которое потеряло ценности жизни.Извените за такое вырожение,но просто зажралось.Не ценят ни дружбу,ни еду,ни труд.Рекомендую всем к прочьтения этой книги и взрослым и детям.Но решайте самостоятельно после родительского прочтения для себя в каком возрасте вы её прочтёте своим детям.Точнее когда вы её дадите им для самостоятельного прочтения.Когда ваш ребёнок будет морально к этому готов.
  • Фёдор Сабельников — 1 Января 1970 Книгу читал в школьные годы. До настоящего времени под впечатлением от реалистичности описанных событий. Война, тыл, драма… Уверен, что книга не совмем для детей… Рекомендую перечитывать взрослым.
  • Филиппова Татьяна — 1 Января 1970 Книга о войне и детях, страшная была для меня, т.к.читала её в детстве. Но след от книги до сих пор живёт внутри меня. Она научила меня смотреть на мир чуть иначе,быть добрее. Дома стоит на полке на видном месте. Что бы помнить…всегда!
  • Елена Романова — 1 Января 1970 Книга – шок! Сначала с ней нас познакомили в школе (вне программы).И вот теперь по прошествии многих лет прочла ее еще раз и снова со слезами на глазах! Такие книги обязательно надо читать современным подросткам да и взрослым тоже! Сама книга в хорошем переплете, удобном формате.
  • Юлия Медведева — 23 Августа 2019 “Ночевала тучка золотая” перечитывала несколько раз. Брала в библиотеке. Давно хотела приобрести в домашнюю библиотеку. Данное произведение когда-то было в школьной программе, сейчас, к сожалению, убрали. А сегодняшнему поколению не мешало бы знать как жили их сверстники несколько десятков лет назад, чтобы научились ценить близких. Произведение о судьбе двух сирот мальчиков-близнецов одного из, которых убивают. Книга, которую стоит прочитать. Написано доступным языком.
  • Андрей Акимов — 23 Августа 2019 Повесть Анатолия Приставкина в большей степени автобиографична, у него был брат-близнец, погибший в детстве. Думается, данная повесть – реквием по погибшему брату, а ещё – реквием по тысячам и тысячам людей насильно переселенных из родных мест в безлюдье и пустынные земли. Трагедия чеченского народа на фоне не отправившегося от войны народа Страны советов. Рекомендуется к прочтению лицам, пускающим слезу по “сильной сталинской руке”
  • Людмила Попкова — 30 Сентября 2019 Произведение, которое обязательно должны включить в школьную программу. Нынешнее поколение совсем не знает, что такое БЕДА. Произведение способное перевернуть мозги и поставить их на правильное место, научить состраданию. Сильное произведение.

Жанр: повесть

Читайте краткое содержание других произведений Владимира Железникова:

«Космонавт»

Главные герои повести «Чучело» и их характеристика

  1. Лена Бессольцева. 12 лет. Добрая и наивная девочка. 
  2. Николай Николаевич. Дедушка Лены. Собиратель картин.
  3. Маргарита Ивановна. Учитель. Классный руководитель. Решает свои личные проблемы.
  4. Валька. Живодёр. Завистливый и подлый.
  5. Лохматый. Сын лесничего. Сильный и жестокий.
  6. Миронова. Железная кнопка. Авторитарная, надменная, самоуверенная, жестокая.
  7. Шмакова. Хитрая, завистливая, мелочная.
  8. Попов. Не имеет своего мнения.
  9. Васильев. Маленький, смелый, честный, принципиальный.
  10. Дима Сомов. Мальчик из обеспеченной семьи. Трус.

План пересказа повести «Чучело»

  1. Старый дом и картины.
  2. Поспешные сборы.
  3. Встреча одноклассников.
  4. Сила победила.
  5. Дед и внучка.
  6. Первый день в школе.
  7. Звери на фабрике.
  8. Поцелуй.
  9. Сбежали с урока.
  10. Дима предаёт ребят.
  11. Скандал.
  12. Поиски предателя.
  13. Признание Лены.
  14. Бойкот и побег.
  15. В парикмахерской
  16. Гнев деда.
  17. Разборки у парикмахерской.
  18. «Машка».
  19. Медвежья морда и разбитое стекло.
  20. Малодушие Димы.
  21. Чучело.
  22. Счастливая Маргарита.
  23. Испорченный день рождения.
  24. Отъезд.
  25. Дар городу.
  26. Каждый сам за себя.

Краткое содержание повести «Чучело» для читательского дневника в 6 предложений

  1. С первого дня ребята в новой школе стали насмехаться над Леной.
  2. Только Дима заступился за девочку и они подружились.
  3. Когда ребята сбежали с урока, Дима встретил учительницу и всё ей рассказал.
  4. Ребят не взяли в Москву и Лена, спасая Диму, взяла вину на себя.
  5. Но Дима струсил и вместе с ребятами стал травить Лену.
  6. Когда Лена уехала, правда открылась, и ребята просили у неё прощения.

Главная мысль повести «Чучело»

Простить можно всё, кроме предательства.
 
Чему учит повесть «Чучело»

Повесть учит милосердию и состраданию. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит уметь отстаивать свою позицию. Учит иметь своё мнение, не идти на поводу большинства. Учит не мерить всё деньгами. 

Отзыв на повесть «Чучело»

Мне очень понравилась эта повесть, хотя в ней рассказывается о детской жестокости. Мне жаль, что ребята в повести вели себя не по-человечески, что они пытались всех мерить под одну гребёнку. Мне жаль, что Лене пришлось вытерпеть столько издевательств просто потому, что она была не такой как все. И мне понравилось, что Лена не озлобилась и осталась человеком, который никогда не станет обижать других.

Пословицы к повести «Чучело»

Друг познаётся в беде.

Не суди сам и не судим будешь.

Один за всех и все за одного.

Героям — слава, предателям — смерть.

В тихом омуте черти водятся.

Читать краткое содержание, пересказ повести «Чучело» по главам:

Глава 1

Ленка в отчаянии неслась по улице. Она всхлипывала и просила дедушку уехать отсюда, где живут шакалы и лисы, так обидевшие её.

Глава 2

После тридцати лет отсутствия Николай Николаевич вернулся в родной дом. Он нашёл спрятанные сестрой картины, затопил печь, а потом постепенно принялся за ремонт дома.

Дом ожил, а Николай Николаевич часто бродил по городу. К нему привыкли, а мальчишки дразнили заплаточником.

Соседям казалось странным, что старик каждый день топит печь и ночью не выключает свет.

Однажды к Николаю Николаевичу приехала внучка Лена. Осенью она пошла в шестой класс.

Глава 3

Лена ходила по улицам и её всё было интересно. Но в ноябре случилась страшная история. В тот день Лена прибежала домой и стала спешно собирать рюкзак. Она потребовала у деда денег на проезд к родителям.

Дедушка отказал, а Лена пригрозила продать картину. Дед дал ей пощёчину и Лена убежала.

Глава 4

Валька спешил на встречу с друзьями, чтобы вместе идти на день рождения к Димке Сомову. Он встретился с Лохматым и Рыжим и стал завидовать Димке, у которого всё было. Лохматый сжал шею Вальки и сказал, что главное не зависть, а сила. 

Подошли Попов и Шмакова, потом явилась Миронова. Васильев сказал, что не пойдёт к Сомову и Миронова стала отчитывать его за измену идеалам. А Лохматый ударил. Васильев упал, его очки откатились и Валька их раздавил.

Васильев ушёл, а Миронова объявила, что они едины.

Ребята увидели Маргариту Ивановну, которая покупала билет в кассе речного пароходства. Учительница ушла, а к кассе подошла Лена. Ребята стали кричать, обзывая её чучелом и ябедой, а Миронова удовлетворённо сказала, что сила победила и Лена уезжает.

Подошёл Николай Николаевич и стал стыдить ребят, но Миронова сказала, что они всё сделали правильно.

Дедушка дал Лене денег и она купила два билета. Дома дед стал уговаривать Лену не уезжать, и она бросила в него портфелем. А потом рассказала всю историю

Глава 5

Когда Лена в первый раз пришла в класс, ребята стали смеяться над ней и её дедом, у которого они воровали яблоки. Лена не поняла насмешек и ей показалось, что ребята просто весёлые.

Мальчишки стали обзывать её чучелом, а Димка заступился за Лену. Он скрутил Попова и сказал, что тот сам чучело.

Пришла Маргарита и раздала ученикам конфеты. Она была счастливой, ведь она выходила замуж.

Лена села рядом с Димой, там, где раньше сидела красавица Шмакова. А Маргарита объявила, что на осенние каникулы школа поедет на экскурсию в Москву.

Тогда Дима предложил заработать денег на поездку, а не брать их у родителей.

Ребята стали работать в парке и на уборке овощей и плодов.

Однажды Лена промочила ноги и Дима отдал ей свои сапоги. Это было очень счастливое время для неё.

Когда ребята трудились на фабрике игрушек, Дима принёс заработанные деньги и они стали радостно бросать рубли и десятки в копилку. Охранять копилку поручили Лене. Остальные ребята надели маски зверей и стали толкать и щипать Лену, обещая отобрать у неё копилку.

Позже на улице Лена и Дима увидели Вальку, который тащил куда-то собаку. Дима отобрал и отпустил собаку, но старший брат Вальки сильно ударил мальчика.

Дима рассказал Лене, что Валька сдаёт собак на живодёрню, а Лена предложила Диме дружить. Дима согласился и Лена поцеловала его в щёку.

Это увидели Валька с братом и Дима с Леной убежали, крикнув тем, что они живодёры.

Глава 6

На следующий день в школу Валька пришёл в братом. Тот стёр с доски объявление об уроке литературы и погрозил Диме. Дима промолчал.

Ребята обрадовались и решили сбежать с урока в кино. Дима шумел больше всех. Только Миронова отказалась идти, но Лохматый поднял её и вынес из класса.

Ребята ушли, но в классе остались спрятавшиеся Попов и Шмакова, которые жадно облизнулись на забытую Димой копилку.

Тут пришла Маргарита и ребята снова спрятались. А Дима вернулся за копилкой и был пойман Маргаритой. Лена слышала, как учительница стала стыдить мальчика, назвала его трусом и дала пощёчину. Дима ей всё рассказал и они с учительницей вышли из класса.

Дима догнал ребят и они пошли в кино. Лена ждала, когда Дима признается, что всех заложил, но тот молчал.

Глава 7

На следующее утро Маргарита объявила ребятам, что они не едут в Москву, а она едет. Ребята обиделись и стали кричать на Маргариту. Та вышла из себя и разбила копилку.

Ребята стали делить деньги. Дима отказался брать свои деньги и стал их совать Вальке, Лена тоже не стала брать деньги. Дима стал просить сохранить деньги, чтобы поехать в Москву зимой.

А Миронова сказала, что кто-то донёс Маргарите про стёртую надпись. Ребята стали искать предателя. Миронова сказала, что Димка возвращался в класс. Димка очень испугался. А Миронова стала считать пульс у ребят, чтобы выявить предателя по волнению. И Лена сказала, что это она предала всех.

Все стали кричать и угрожать Лене, а Миронова сказала, что ей надо объявить бойкот. И все радостно кричали: «Бойкот!»

Глава 8

Во дворе школы был праздник. Родители провожали уезжающих детей. Маргарита спросила Лену про бойкот, но сразу забыла про свои слова и заспешила в автобус.

Лена осталась одна с ребятами, злыми-презлыми. Они хотели избить её, но Диме удалось схватить Лену за руку и убежать.

Они спрятались в парикмахерской и там Дима наконец-то понял, что Лена ничего не говорила учительнице, а призналась, чтобы спасти его.

Он хотел всё рассказать ребятам, но снова испугался. Дима сказал, что даже если он теперь признается, ребята не поверят и решат, что он выгораживает Лену.

Лена защищала Диму, когда рассказывала про это деду, но тот вдруг рассвирепел и назвал мальчика предателем.

Глава 9

Лена решила сделать красивую причёску, а Дима стал ждать её на улице. Но увидел ребят из класса и убежал.

Ребята стояли у парикмахерской, когда вышла Лена с новой причёской. Её стали обстреливать горохом из трубочки, потом подхватили и потащили. Неожиданно на помощь Лене Пришёл Васильев, он сумел раскидать ребят и Лена вырвалась и побежала.

Только Васильев остался у парикмахерской. Тут вернулся Дима. Он сказал, что надо выручать Лену, и что она не предатель. Они с Васильевым бросились туда, где раздавались крики «Чучело» и «Предатель».

Глава 10

Лену гнали по городу как зайца, и ей чудом удалось добраться до дома. В окно кто-то сунул морду медведя и Лена перепугалась.

Когда дед пришёл домой, он застал ей, сидящую в полной темноте. Дед был счастлив. Бабка в деревне отдала ему картину прадеда, которую он называл «Машкой». Эта Машка была удивительно похожа на Лену.

Тут в окно снова полезла медвежья морда. Дед успел сорвать её и увидел Димку. Лена кричала, что Димку заставили пугать её, а с улицы слышался дикий хохот.

Лена бросилась на улицу. Вскоре послышался звон разбитого стекла. 

Когда Лена вернулась, она сказала, что Дима обманул её. Что она видела всех ребят у него дома, что они веселились и смотрели телик. И тогда она бросила в окно камень.

Дед почти не слушал её. Все его мысли были о вновь обретённой картине.

Глава 11

На следующий день Дима пришёл к Лене и стал каяться, называя себя трусом. Он обещал рассказать ребятам правду и Лена простила его.

Тут появился Валька и стащил сохнувшее на верёвке платье Лены. Дима бросился за ним. Лена пошла следом и увидела всех ребят вместе. Рыжий надел её платье и показывал Лену, все вокруг смеялись.

Тут появился Дима и стал отбирать платье. Он подрался с ребятами и Лена радовалась его смелости. Но Дима снова струсил и не смог признать свою вину.

Лена бросилась его защищать и её схватили. Ребята стали кидать платье и Дима тоже кидал вместе со всеми. И тогда Лена ударила Диму.

Её вытащили в сад, где стояло чучело. На чучело надели платье и Дима поджёг его. Лена оттолкнула Диму и вырвала чучело, а потом стала размахивать горящим чучелом и наступать на ребят.

Ребята разбежались. Дима снова пытался оправдаться, но Лена оттолкнула его.

Глава 12

Каникулы кончились. Лена с нетерпением ждала Маргариту, надеясь, что та всё расскажет класса. Но Маргарита приехала с мужем, и не замечала чужие проблемы.

Лена поняла, что справедливости ждать нечего, объявила, что уезжает и вышла из класса.

Она всё рассказала деду и теперь торопливо собирала вещи.

У Димы веселились и шумели. Там играла музыка.

Вдруг к Лене пришёл Васильев. Он спросил, почему Лена уезжает, и действительно ли она предатель. Лена раскричалась, что всем докажет, и выбежала из дома.

Глава 13

Лена прибежала в парикмахерскую и попросила постричь её наголо. Потом надела обгорелое платье и пошла к Диме. Тот танцевал со Шмаковой.

Лена стала говорить ребятам правду. Она рассказала про собак, которых убивает Валька, и ушла.

Лохматый нашёл у Вальки поводок и стал гонять его по комнате. Он понял, что это брат Вальки прострелил руку его отцу. Лохматый надел на Вальку ошейник, но потом прогнал его.

Миронова одобрила поступок Лены и сказала, что могла бы с ней подружиться, если бы Лена не была предателем. Она ушла с дня рождения.

Шмакова сказала Диме, что они с Поповым всё слышали, как он предавал ребят, и Дима перепугался. А Шмакова веселилась и ела пирожные.

Глава 14
На следующее утро дедушка заколотил дом и вместе с Леной пошёл к пристани. По дороге они увидели Димку, который убегал от ребят. Те гнали его и ругали последними словами.

Лена побежала следом.

Диму загнали в класс и он пытался выпрыгнуть в окно. Ребята стали кричать про бойкот и все голосовали за. Только Лена была против. Она сказала, что никогда никого не будет гонять так, как гоняли её.

Пришла Маргарита. Она сказала, что Николай Николаевич подарил городу свою коллекцию картин и что в городе будет музей. Ребята оторопели. Они не понимали, как можно подарить то, что стоит так много денег.

Тут появился дедушка, подарил школе «Машку» и увёл Лену.

Ребята стали хвалить Лену и наконец рассказали Маргарите, почему объявляли ей бойкот. Учительница пришла в ужас, ведь она могла помочь девочке. Её муж уезжал на катере, но она не могла бросить ребят.

А Миронова предложила бойкот Сомову. Но Рыжий неожиданно отказался. Он сказал, что когда Попов рассказал про Диму, пришёл в ужас. И теперь он сам по себе. Бойкот никто не поддержал и Миронова заплакала.

Рыжий развернул картину и вдруг узнал Лену. Он подошёл к доске и написал: «Прости нас, Чучело».

Рисунки и иллюстрации к повести «Чучело»

1

В русской литературе есть одно очень эмоционально тяжелое психологическое произведение о школьной травле под названием «Чучело», краткое содержание которого будет передано ниже. Принадлежит оно перу писателя и прозаика Владимира Железникова. 

Рассуждение о героях и их поступках повести после прочтения в классе всегда приводит к противоречивым мнениям и жаркой полемике. В этом и заключается уникальность «Чучела», оно заставляет размышлять и размышлять. 

Помимо повести есть замечательная одноименная картина Ролана Быкова, которую нужно посмотреть каждому школьнику совместно с родителями.

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Железников Владимир Карпович

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей. Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева

Лена Бессольцева – ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев – очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов – новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

Второстепенные персонажи

Одноклассники

Маргарита Ивановна – классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка) – серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова – самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя – грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый – самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий – шутник класса.

Васильев – справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Краткое содержание повести «Чучело»

В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.

Главы 1 — 4

Лена и класс

Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве. 

Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».

Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.

Главы 5 — 10

Травля Лены

В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.

На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.

Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя. 

Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.

Главы 11 — 14

Сожжение чучела

Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку. 

Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.

Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.

Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям. 

Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».

Анализ произведения

Одиночество Лены Бессольцевой

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

«Чучело» — краткое содержание рассказа В. Железникова

  • Рассказ чучело распечатать полностью
  • Рассказ чучело железняков краткий пересказ
  • Рассказ чучело аргумент для сочинения
  • Рассказ чук и гек читать полностью с картинками бесплатно
  • Рассказ чук и гек читать краткое содержание