Рассказ чучело читать краткий пересказ

Рассказ мальчики антона павловича чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. автор мастерски создат образы. одной лишь фразой

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

Здесь даны основные сведения о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал в 1816 году, тогда же она была опубликована в сборнике «Детские сказки». Эта сказка была написана под влиянием общения Гофмана с детьми своего друга. Имена их — Фриц и Мари — писатель дал главным героям Щелкунчика. В основе сюжета лежит противостояние Кукольного царства и Мышиного королевства.

Главные герои повести-сказки

  • Щелкунчик — некрасивая игрушка, предназначенная для колки орехов. В неё был превращён юный племянник Дроссельмейера.
  • Мари Штальбаум — семилетняя девочка с чутким, добрым сердцем и открытой душой.
  • Мышиный король — повелитель Мышиного королевства, коварный и жестокий.

Другие персонажи

  • Фриц Штальбаум — брат Мари, мальчик решительный и отважный.
  • Дроссельмейер — чудак и искусник, мастер на все руки, крёстный Фрица и Мари, которые его очень любят.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.

Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.

Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.

Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Ёлка

Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.

Подарки

Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».

Любимец



Мари видит, что под ёлкой стоит «замечательный человечек». Он был не особенно красив, но зато умел «аккуратно разгрызать твёрдые орехи». Щелкунчик очень понравился девочке. Шалун Фриц нарочно давал ему большие орехи, и у игрушки сломалось несколько зубов. Мари пожалела Щелкунчика и стала его опекать.

Чудеса

Перед сном дети кладут свои игрушки в шкаф со стеклянными дверками. Фриц ушёл спать, а Мари задержалась, чтобы получше устроить раненого Щелкунчика. Вдруг из-под пола появились «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» — это был Мышиный король, он вёл свою армию на бой с куклами из шкафа.

Битва

Щелкунчик стал командовать армией игрушек. Битва с мышами была ожесточённой. Храбрый Щелкунчик был окружён мышами. Мари, желая его спасти, кинула свою туфельку прямо в Мышиного короля. От волнения и боли в руке, порезанной стеклянным осколком от дверцы шкафа, девочка упала в обморок.

Болезнь

Утром Мари проснулась в своей кроватке. Она с волнением начала рассказывать о ночной битве игрушек с мышами, но никто ей не поверил, посчитали, что это лихорадочный бред от раны на руке. Девочке пришлось несколько дней лежать в постели и пить лекарства.

Крёстный Дроссельмейер пришёл проведать Мари. Он рассказал ей сказку о твёрдом орехе.

Сказка о твёрдом орехе

Принцесса Пирлипат с самого рождения была очень красивая, не было ребёнка прекраснее её.

Однажды король попросил королеву приготовить различные колбасы. Королева сама поджаривала сало и угостила им Мышильду, которая была королевой мышей. Но тут выскочила вся родня Мышильды и набросилась на приготовленное сало.

Король за это изгнал из дворца королеву мышей с её подданными. Мышильда пообещала отомстить.

Продолжение сказки о твёрдом орехе

Мышильда дождалась пока все няньки принцессы Перлипат заснули и превратила её в уродину. Придворному часовщику Дроссельмейеру был дан приказ вернуть принцессе её красоту. На это дан был ему месяц. Поговорив с придворным звездочётом, часовщик узнал, что принцессу освободить от заклятия способен лишь орех Кракатук, поданный принцессе особым образом. Причём преподнести его должен обязательно человек, который никогда ещё не брился и не носил сапог.

Конец сказки о твёрдом орехе

Найти орех Кракатук король поручил Дроссельмейеру, и тот, после пятнадцати лет поисков, отыскал его случайно в своём родном городе Нюрнберге. А под описание юноши, который должен преподнести орех принцессе, очень подходил его племянник Щелкунчик. Юноше удаётся расколдовать Перлипат, но на последнем шаге он споткнулся и мгновенно стал таким же уродцем, каким только что была принцесса.

Дядя и племянник



«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что всё это — чистая правда. Она очень расстроилась, что Дроссельмейер не помог своему племяннику.

Победа

Мышиный король принялся шантажировать Мари. Бедная девочка не выдержала и рассказала об этом Щелкунчику. Ночью тот убивает Мышиного короля и вручает Мари семь его золотых коронок.

Кукольное царство

Щелкунчик ведёт девочку в платяной шкаф, где оказалось чудесное Кукольное царство. Мари восхищается красотой Миндально-Изюмных ворот, Рождественского леса, апельсинового ручья. Множество других чудес, как в калейдоскопе, проносятся перед её глазами.

Столица

В столицу Кукольного царства, Конфетенбург, Мари и Щелкунчик отправились на колеснице-раковине, в которую были впряжены два «золоточашуйчатых дельфина».

В Марципановом замке Мари и сёстры Щелкунчика готовят чудесное сладкое кушанье, а храбрец повествует между тем «о страшной битве с полчищами Мышиного короля».

Заключение

Мари рассказала о своём путешествии в Кукольное царство родителям, но они только засмеялись. Девочка очень обиделась.

В доме Штальбаумов появляется нюрнбергский племянник крёстного Дроссельмейера. Когда юноша остался наедине с Мари, то сразу признался, что перестал быть уродливым Щелкунчиком благодаря ей. На просьбу юноши выйти за него замуж, Мари согласилась стать невестой. Через год расколдованный Щелкунчик увёз Мари в Кукольное царство.

Заключение к краткому пересказу



В повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» раскрывается тема борьбы добра и зла. Идея произведения состоит в том, что смелые защитники добра в конечном итоге побеждают зло.

В этой сказке нет грани между фантастическим миром и реальным. Она учит детей быть справедливыми, добрыми.

После ознакомления с кратким содержанием, которое может быть полезно для читательского дневника, рекомендуем прочесть это произведение полностью, чтобы узнать подробнее о чудесных приключениях его героев.

Повесть «Чучело» написана Владимиров Железниковым в 1981 году, в основу сюжета вошел личный опыт племянницы писателя. Основные события повествуют о шестикласснице, которой пришлось столкнуться с жестокостью сверстников и безразличием взрослых. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с повестью в сокращении и оценить отзыв о произведении для читательского дневника.


Краткий пересказ (467 слов): В небольшом городке у Оки живет Николай Николаевич Бессольцев по прозвищу Заплаточник и ходит в пальто с заплатками. К нему приезжает Лена Бессольцева, его внучка. Она приходит в новую школу и сразу же получает прозвище «Чучело». 

Лена не реагирует на оскорбления, воспринимая все как шутки, и смеется вместе со всеми. Однако дети оказываются по-настоящему жестокими, они оскорбляют и унижают, тем самым показывая себя лидерами. Лена обладает доброй душой, поэтому пытается смириться с этим и наладить отношения. К счастью, был один человек, захотевший с ней дружить, –  всеобщий любимец Димка Сомов из уважаемой семьи. Даже классная руководительница не замечает происходящего из-за забот о своей свадьбе. 

Класс решает прогулять урок русской литературы и пойти гулять. Не дойдя до кино, Лена разбивает коленку и возвращается в медпункт. Димка вспоминает о копилке, в которой были их общие заработанные деньги на экскурсию в Москву, и возвращается за ней в школу. Там он сталкивается с Маргаритой Ивановной и рассказывает правду о прогуле. Его слышат Шмакова, Попов (они спрятались под партой в школе, чтобы им не влетело из-за прогула) и Лена.

Утром все приходят нарядные в честь поездки в Москву. Однако классная ее отменяет из-за прогула класса и выходит из кабинета, опрокидывая копилку. Дети начиняют выяснять, кто из них предатель. Железная кнопка указывает на Димку, но затем начинают подозревать Попова. Он в свою очередь намекает на вчерашний подслушанный разговор. Лена, не дожидаясь признания Димки, берет вину на себя. Класс незамедлительно объявляет ей бойкот. 

Лену унижают и даже бьют. Димка обещает ей, что расскажет всем правду, но в итоге не может набраться смелости. Николай Николаевич из-за заботы о своих обожаемых картинах (он собирает творения своего дедушки) не замечает травли, хотя все это происходит у него под носом. 

Последней каплей становится сжигание чучела в платье Лены. Чучело поджигает Димка. Лена сразу пытается потушить чучело, ведь ей кажется, будто это она горит. Она меняется и перестает бояться.

В последний день каникул Лена приходит к классной, чтобы попросить ее рассказать правду, однако той не до этого, ибо она вернулась с молодым мужем. Лена приходит в класс только попрощаться. 

В этот день у Димы день рождения, все собрались у него дома. Лена не приглашена, но она надевает прожженное платье и отрезает волосы, чтобы быть похожей на чучело. В таком виде она приходит на праздник к Димке и высказывает все. Попов рассказывает правду о Димке Железной Кнопке.

На следующий день все объявляют бойкот Сомову, кроме Лены. На прощание Николай Николаевич дарит школе картину «Машка». Когда классная возвращается, Железная Кнопка рассказывает обо всем, что происходило с Леной. Маргарите становится стыдно, что она слишком была увлечена своей личной жизнью и не обратила внимание на это. Компания Мироновой разваливается, осознавая, что бойкот — это далеко не выход. Класс разворачивает картину и узнает в ней Лену, ту чистую девочку с бескорыстной душой. Рыжий подходит к доске и пишет: «Чучело, прости нас!».


Отзыв (290 слов): Повесть «Чучело» — это по-настоящему поучительное произведение как для детей, так и для взрослых. Мы видим изображение жестокого и аморального общества на примере детей. Тут есть место и предательству, и лжи, и угнетению — всему, чего не должно быть у шестиклассников.

Мое мнение о повести «Чучело» весьма положительное. Мне нравится, что автор затронул актуальные проблемы мира подростков, где иногда происходят настоящие драмы. Лена (это мой любимый герой произведения) стала жертвой всеобщего равнодушия и страха. Ее дедушка боялся покинуть свои картины и вникнуть в проблемы внучки, а Маргарите Ивановне было все равно, что происходит в школе, ведь лично у нее все было замечательно. В такой ситуации ребенок был обречен на зверскую травлю, ведь остальные дети росли без должного воспитания. Только Васильев проявлял здравый смысл, и то из-за личной симпатии к Лене.

Чему учит «Чучело»? Автор заставляет задуматься о том, как важно научиться прощать и отвечать за свои поступки. Дети винили во всем предателя, но, по сути, они сами виноваты, что прогуляли урок. Вместо признания вины они искали того, кто будет козлом отпущения, и эти поиски привели к трагическим последствиям, ведь Диме не хватило твердости признать, что он-то поступил правильно, сказав правду. Но главная мысль повести «Чучело» — призыв к доброте и гуманности. Дети должны были простить и Диму, и Лену, но их категоричность и злость стали причинами звериной жестокости. Из-за этого после прочтения «Чучела» остается тягостное впечатление.

Автор показывает нам, как молчание может обернуться предательством и сильно покалечить людей. Умение нести ответственность за свои поступки — это то, что нужно помнить всегда. Также автор указывает и на безответственность взрослых, которые не смогли остановить жестокое поведение детей. Мое отношение к ним смягчилось только после финального раскаяния, когда и учитель, и дедушка поняли, как важно вникать в дела детей и помогать им вовремя. 

Автор: Ольга Макарова

В русской литературе есть одно очень эмоционально тяжелое психологическое произведение о школьной травле под названием «Чучело», краткое содержание которого будет передано ниже. Принадлежит оно перу писателя и прозаика Владимира Железникова. 

Рассуждение о героях и их поступках повести после прочтения в классе всегда приводит к противоречивым мнениям и жаркой полемике. В этом и заключается уникальность «Чучела», оно заставляет размышлять и размышлять. 

Помимо повести есть замечательная одноименная картина Ролана Быкова, которую нужно посмотреть каждому школьнику совместно с родителями.

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Железников Владимир Карпович

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей. Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева

Лена Бессольцева – ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев – очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов – новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

Второстепенные персонажи

Одноклассники

Маргарита Ивановна – классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка) – серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова – самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя – грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый – самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий – шутник класса.

Васильев – справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Краткое содержание повести «Чучело»

В кратком пересказе по главам будут затронуты самые основные события произведения, поэтому его можно передать своими словами в читательском дневнике.

Главы 1 — 4

Лена и класс

Сюжет истории начинается с бегства девочки Лены от одноклассников. Далее рассказывается о городском нелюдимом дедушке Лены – Николае Николаевиче Бессольцеве. 

Этот тихий и замкнутый человек жил в большом бревенчатом доме и тратил все свои деньги на приобретение редких картин. Из-за этого девочку начинают дразнить в школе, ведь ее дед ходит в оборванной одежде – он «Заплаточник».

Ребята собрались на день рождения Димы Сомова, однако Лена – изгой и не приглашена. Увидев девочку, дети кидаются за ней вдогонку, дедушка Лены становится свидетелем этой сцены. Внучка начинает рассказ о причинах ее травли в классе.

Главы 5 — 10

Травля Лены

В первый же день в новой школе ребята в классе стали дразнить ее «внучкой Заплаточника». Доверчивая девочка не понимала истинного смысла этого прозвища и смеялась вместе с ними над этой «шуткой». Так же смеялась она, когда ее начали обзывать «Чучелом огородным». Однако не весело было только одному мальчику – Диме Сомову, который с того дня стал героем для Леночки.

На каникулы класс должен был поехать в Москву на экскурсию. Ребята решают самостоятельно заработать деньги на поездку. В последний день четверти целый класс решает прогулять урок, но учительница Маргарита Ивановна застает Диму Сомова в классе. Мальчик все-таки выдает всю правду о прогуле, свидетелями разговора становятся, спрятавшиеся под партой, Шмакова и Попов.

Лена тоже слышала разговор, так как стояла за дверью. Она не выдает своего «героя» ребятам, так как уверена, что Сомов сознается сам. Весь класс наказывают отменой поездки, а Леночка берет вину Димы на себя. 

Начинается травля девочки. Ребята начинают всячески доводить героиню, то выискивают ее по городу с целью «расплаты», то пугают через окно головой медведя. Сомов тоже отворачивается от Лены и приглашает «травителей» девочки на чай к себе домой.

Главы 11 — 14

Сожжение чучела

Однако на следующий день малодушный и трусливый Дима все-таки приходит просить прощения у Бессольцевой и целует ее. Одноклассник Валька видит это, стягивает висящее после стирки платье девочки и спешит поделиться новостью с остальными ребятами. Дима и Лена бегут вдогонку. 

Одноклассники начинают кидать платье девочки по кругу и в грязь, а Лена бегает за ними в попытках его забрать. Когда доходит очередь Сомова для броска, он с улыбкой швыряет грязное платье другому человеку. Затем ребята надевают платье на шест в виде чучела и поджигают его. Ошеломленная от жестокости ребят Лена начинает доставать горящее платье и обжигает себя.

Девочка объявляет, что уедет из города навсегда, но передумывает. Вместо этого надевает на себя обгоревшее платье и убегает из дома. Теперь она не боится быть чучелом и стрижется налысо. В таком виде она заявляется к своим мучителям и говорит им, что ей жалко каждого из них. Когда девочка уходит, все ребята начинают ссориться и расходятся.

Когда дети узнают о настоящем «предателе», начинается травля Димы, в которой Лена отказывается принимать участие. Ребята узнают, что Лена и дедушка покидают город. Николай Николаевич отдает все картины жителям. 

Вскоре он сам приходит в класс к шестиклассникам и лично дарит им картину, на которой изображена девушка, очень похожая на его внучку. Ребята, в изумлении уставившись на нее, понимают, какую боль причинили Лене Бессольцевой. Рыжий берет мел и выводит на школьной доске: «Прости нас, Чучело!».

Анализ произведения

Одиночество Лены Бессольцевой

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

«Чучело» — краткое содержание рассказа В. Железникова

Жанр: повесть

Читайте краткое содержание других произведений Владимира Железникова:

«Космонавт»

Главные герои повести «Чучело» и их характеристика

  1. Лена Бессольцева. 12 лет. Добрая и наивная девочка. 
  2. Николай Николаевич. Дедушка Лены. Собиратель картин.
  3. Маргарита Ивановна. Учитель. Классный руководитель. Решает свои личные проблемы.
  4. Валька. Живодёр. Завистливый и подлый.
  5. Лохматый. Сын лесничего. Сильный и жестокий.
  6. Миронова. Железная кнопка. Авторитарная, надменная, самоуверенная, жестокая.
  7. Шмакова. Хитрая, завистливая, мелочная.
  8. Попов. Не имеет своего мнения.
  9. Васильев. Маленький, смелый, честный, принципиальный.
  10. Дима Сомов. Мальчик из обеспеченной семьи. Трус.

План пересказа повести «Чучело»

  1. Старый дом и картины.
  2. Поспешные сборы.
  3. Встреча одноклассников.
  4. Сила победила.
  5. Дед и внучка.
  6. Первый день в школе.
  7. Звери на фабрике.
  8. Поцелуй.
  9. Сбежали с урока.
  10. Дима предаёт ребят.
  11. Скандал.
  12. Поиски предателя.
  13. Признание Лены.
  14. Бойкот и побег.
  15. В парикмахерской
  16. Гнев деда.
  17. Разборки у парикмахерской.
  18. «Машка».
  19. Медвежья морда и разбитое стекло.
  20. Малодушие Димы.
  21. Чучело.
  22. Счастливая Маргарита.
  23. Испорченный день рождения.
  24. Отъезд.
  25. Дар городу.
  26. Каждый сам за себя.

Краткое содержание повести «Чучело» для читательского дневника в 6 предложений

  1. С первого дня ребята в новой школе стали насмехаться над Леной.
  2. Только Дима заступился за девочку и они подружились.
  3. Когда ребята сбежали с урока, Дима встретил учительницу и всё ей рассказал.
  4. Ребят не взяли в Москву и Лена, спасая Диму, взяла вину на себя.
  5. Но Дима струсил и вместе с ребятами стал травить Лену.
  6. Когда Лена уехала, правда открылась, и ребята просили у неё прощения.

Главная мысль повести «Чучело»

Простить можно всё, кроме предательства.
 
Чему учит повесть «Чучело»

Повесть учит милосердию и состраданию. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит уметь отстаивать свою позицию. Учит иметь своё мнение, не идти на поводу большинства. Учит не мерить всё деньгами. 

Отзыв на повесть «Чучело»

Мне очень понравилась эта повесть, хотя в ней рассказывается о детской жестокости. Мне жаль, что ребята в повести вели себя не по-человечески, что они пытались всех мерить под одну гребёнку. Мне жаль, что Лене пришлось вытерпеть столько издевательств просто потому, что она была не такой как все. И мне понравилось, что Лена не озлобилась и осталась человеком, который никогда не станет обижать других.

Пословицы к повести «Чучело»

Друг познаётся в беде.

Не суди сам и не судим будешь.

Один за всех и все за одного.

Героям — слава, предателям — смерть.

В тихом омуте черти водятся.

Читать краткое содержание, пересказ повести «Чучело» по главам:

Глава 1

Ленка в отчаянии неслась по улице. Она всхлипывала и просила дедушку уехать отсюда, где живут шакалы и лисы, так обидевшие её.

Глава 2

После тридцати лет отсутствия Николай Николаевич вернулся в родной дом. Он нашёл спрятанные сестрой картины, затопил печь, а потом постепенно принялся за ремонт дома.

Дом ожил, а Николай Николаевич часто бродил по городу. К нему привыкли, а мальчишки дразнили заплаточником.

Соседям казалось странным, что старик каждый день топит печь и ночью не выключает свет.

Однажды к Николаю Николаевичу приехала внучка Лена. Осенью она пошла в шестой класс.

Глава 3

Лена ходила по улицам и её всё было интересно. Но в ноябре случилась страшная история. В тот день Лена прибежала домой и стала спешно собирать рюкзак. Она потребовала у деда денег на проезд к родителям.

Дедушка отказал, а Лена пригрозила продать картину. Дед дал ей пощёчину и Лена убежала.

Глава 4

Валька спешил на встречу с друзьями, чтобы вместе идти на день рождения к Димке Сомову. Он встретился с Лохматым и Рыжим и стал завидовать Димке, у которого всё было. Лохматый сжал шею Вальки и сказал, что главное не зависть, а сила. 

Подошли Попов и Шмакова, потом явилась Миронова. Васильев сказал, что не пойдёт к Сомову и Миронова стала отчитывать его за измену идеалам. А Лохматый ударил. Васильев упал, его очки откатились и Валька их раздавил.

Васильев ушёл, а Миронова объявила, что они едины.

Ребята увидели Маргариту Ивановну, которая покупала билет в кассе речного пароходства. Учительница ушла, а к кассе подошла Лена. Ребята стали кричать, обзывая её чучелом и ябедой, а Миронова удовлетворённо сказала, что сила победила и Лена уезжает.

Подошёл Николай Николаевич и стал стыдить ребят, но Миронова сказала, что они всё сделали правильно.

Дедушка дал Лене денег и она купила два билета. Дома дед стал уговаривать Лену не уезжать, и она бросила в него портфелем. А потом рассказала всю историю

Глава 5

Когда Лена в первый раз пришла в класс, ребята стали смеяться над ней и её дедом, у которого они воровали яблоки. Лена не поняла насмешек и ей показалось, что ребята просто весёлые.

Мальчишки стали обзывать её чучелом, а Димка заступился за Лену. Он скрутил Попова и сказал, что тот сам чучело.

Пришла Маргарита и раздала ученикам конфеты. Она была счастливой, ведь она выходила замуж.

Лена села рядом с Димой, там, где раньше сидела красавица Шмакова. А Маргарита объявила, что на осенние каникулы школа поедет на экскурсию в Москву.

Тогда Дима предложил заработать денег на поездку, а не брать их у родителей.

Ребята стали работать в парке и на уборке овощей и плодов.

Однажды Лена промочила ноги и Дима отдал ей свои сапоги. Это было очень счастливое время для неё.

Когда ребята трудились на фабрике игрушек, Дима принёс заработанные деньги и они стали радостно бросать рубли и десятки в копилку. Охранять копилку поручили Лене. Остальные ребята надели маски зверей и стали толкать и щипать Лену, обещая отобрать у неё копилку.

Позже на улице Лена и Дима увидели Вальку, который тащил куда-то собаку. Дима отобрал и отпустил собаку, но старший брат Вальки сильно ударил мальчика.

Дима рассказал Лене, что Валька сдаёт собак на живодёрню, а Лена предложила Диме дружить. Дима согласился и Лена поцеловала его в щёку.

Это увидели Валька с братом и Дима с Леной убежали, крикнув тем, что они живодёры.

Глава 6

На следующий день в школу Валька пришёл в братом. Тот стёр с доски объявление об уроке литературы и погрозил Диме. Дима промолчал.

Ребята обрадовались и решили сбежать с урока в кино. Дима шумел больше всех. Только Миронова отказалась идти, но Лохматый поднял её и вынес из класса.

Ребята ушли, но в классе остались спрятавшиеся Попов и Шмакова, которые жадно облизнулись на забытую Димой копилку.

Тут пришла Маргарита и ребята снова спрятались. А Дима вернулся за копилкой и был пойман Маргаритой. Лена слышала, как учительница стала стыдить мальчика, назвала его трусом и дала пощёчину. Дима ей всё рассказал и они с учительницей вышли из класса.

Дима догнал ребят и они пошли в кино. Лена ждала, когда Дима признается, что всех заложил, но тот молчал.

Глава 7

На следующее утро Маргарита объявила ребятам, что они не едут в Москву, а она едет. Ребята обиделись и стали кричать на Маргариту. Та вышла из себя и разбила копилку.

Ребята стали делить деньги. Дима отказался брать свои деньги и стал их совать Вальке, Лена тоже не стала брать деньги. Дима стал просить сохранить деньги, чтобы поехать в Москву зимой.

А Миронова сказала, что кто-то донёс Маргарите про стёртую надпись. Ребята стали искать предателя. Миронова сказала, что Димка возвращался в класс. Димка очень испугался. А Миронова стала считать пульс у ребят, чтобы выявить предателя по волнению. И Лена сказала, что это она предала всех.

Все стали кричать и угрожать Лене, а Миронова сказала, что ей надо объявить бойкот. И все радостно кричали: «Бойкот!»

Глава 8

Во дворе школы был праздник. Родители провожали уезжающих детей. Маргарита спросила Лену про бойкот, но сразу забыла про свои слова и заспешила в автобус.

Лена осталась одна с ребятами, злыми-презлыми. Они хотели избить её, но Диме удалось схватить Лену за руку и убежать.

Они спрятались в парикмахерской и там Дима наконец-то понял, что Лена ничего не говорила учительнице, а призналась, чтобы спасти его.

Он хотел всё рассказать ребятам, но снова испугался. Дима сказал, что даже если он теперь признается, ребята не поверят и решат, что он выгораживает Лену.

Лена защищала Диму, когда рассказывала про это деду, но тот вдруг рассвирепел и назвал мальчика предателем.

Глава 9

Лена решила сделать красивую причёску, а Дима стал ждать её на улице. Но увидел ребят из класса и убежал.

Ребята стояли у парикмахерской, когда вышла Лена с новой причёской. Её стали обстреливать горохом из трубочки, потом подхватили и потащили. Неожиданно на помощь Лене Пришёл Васильев, он сумел раскидать ребят и Лена вырвалась и побежала.

Только Васильев остался у парикмахерской. Тут вернулся Дима. Он сказал, что надо выручать Лену, и что она не предатель. Они с Васильевым бросились туда, где раздавались крики «Чучело» и «Предатель».

Глава 10

Лену гнали по городу как зайца, и ей чудом удалось добраться до дома. В окно кто-то сунул морду медведя и Лена перепугалась.

Когда дед пришёл домой, он застал ей, сидящую в полной темноте. Дед был счастлив. Бабка в деревне отдала ему картину прадеда, которую он называл «Машкой». Эта Машка была удивительно похожа на Лену.

Тут в окно снова полезла медвежья морда. Дед успел сорвать её и увидел Димку. Лена кричала, что Димку заставили пугать её, а с улицы слышался дикий хохот.

Лена бросилась на улицу. Вскоре послышался звон разбитого стекла. 

Когда Лена вернулась, она сказала, что Дима обманул её. Что она видела всех ребят у него дома, что они веселились и смотрели телик. И тогда она бросила в окно камень.

Дед почти не слушал её. Все его мысли были о вновь обретённой картине.

Глава 11

На следующий день Дима пришёл к Лене и стал каяться, называя себя трусом. Он обещал рассказать ребятам правду и Лена простила его.

Тут появился Валька и стащил сохнувшее на верёвке платье Лены. Дима бросился за ним. Лена пошла следом и увидела всех ребят вместе. Рыжий надел её платье и показывал Лену, все вокруг смеялись.

Тут появился Дима и стал отбирать платье. Он подрался с ребятами и Лена радовалась его смелости. Но Дима снова струсил и не смог признать свою вину.

Лена бросилась его защищать и её схватили. Ребята стали кидать платье и Дима тоже кидал вместе со всеми. И тогда Лена ударила Диму.

Её вытащили в сад, где стояло чучело. На чучело надели платье и Дима поджёг его. Лена оттолкнула Диму и вырвала чучело, а потом стала размахивать горящим чучелом и наступать на ребят.

Ребята разбежались. Дима снова пытался оправдаться, но Лена оттолкнула его.

Глава 12

Каникулы кончились. Лена с нетерпением ждала Маргариту, надеясь, что та всё расскажет класса. Но Маргарита приехала с мужем, и не замечала чужие проблемы.

Лена поняла, что справедливости ждать нечего, объявила, что уезжает и вышла из класса.

Она всё рассказала деду и теперь торопливо собирала вещи.

У Димы веселились и шумели. Там играла музыка.

Вдруг к Лене пришёл Васильев. Он спросил, почему Лена уезжает, и действительно ли она предатель. Лена раскричалась, что всем докажет, и выбежала из дома.

Глава 13

Лена прибежала в парикмахерскую и попросила постричь её наголо. Потом надела обгорелое платье и пошла к Диме. Тот танцевал со Шмаковой.

Лена стала говорить ребятам правду. Она рассказала про собак, которых убивает Валька, и ушла.

Лохматый нашёл у Вальки поводок и стал гонять его по комнате. Он понял, что это брат Вальки прострелил руку его отцу. Лохматый надел на Вальку ошейник, но потом прогнал его.

Миронова одобрила поступок Лены и сказала, что могла бы с ней подружиться, если бы Лена не была предателем. Она ушла с дня рождения.

Шмакова сказала Диме, что они с Поповым всё слышали, как он предавал ребят, и Дима перепугался. А Шмакова веселилась и ела пирожные.

Глава 14
На следующее утро дедушка заколотил дом и вместе с Леной пошёл к пристани. По дороге они увидели Димку, который убегал от ребят. Те гнали его и ругали последними словами.

Лена побежала следом.

Диму загнали в класс и он пытался выпрыгнуть в окно. Ребята стали кричать про бойкот и все голосовали за. Только Лена была против. Она сказала, что никогда никого не будет гонять так, как гоняли её.

Пришла Маргарита. Она сказала, что Николай Николаевич подарил городу свою коллекцию картин и что в городе будет музей. Ребята оторопели. Они не понимали, как можно подарить то, что стоит так много денег.

Тут появился дедушка, подарил школе «Машку» и увёл Лену.

Ребята стали хвалить Лену и наконец рассказали Маргарите, почему объявляли ей бойкот. Учительница пришла в ужас, ведь она могла помочь девочке. Её муж уезжал на катере, но она не могла бросить ребят.

А Миронова предложила бойкот Сомову. Но Рыжий неожиданно отказался. Он сказал, что когда Попов рассказал про Диму, пришёл в ужас. И теперь он сам по себе. Бойкот никто не поддержал и Миронова заплакала.

Рыжий развернул картину и вдруг узнал Лену. Он подошёл к доске и написал: «Прости нас, Чучело».

Рисунки и иллюстрации к повести «Чучело»

1

  • Рассказ чучело читать полностью книгу бесплатно
  • Рассказ чучело железняков читать
  • Рассказ шагом марш клюев слушать
  • Рассказ чучело железников краткий пересказ
  • Рассказ чучело распечатать полностью