Рассказ что значит досуг даль читать

Ваш ребнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! лето это маленькая жизнь, особенно для
Рассказ что значит досуг даль читать

Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.

Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.

В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

Рассказ что значит досуг даль читать

Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
  7. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
  8. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
  10. В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
  11. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  12. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
  5. Т.  Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
  6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
  8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список на лето по программе «Перспектива»

Рассказ что значит досуг даль читать

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
  6. В. Даль «Что значит досуг?» .
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Л. Толстой «Филипок».
  10. К. Ушинский «Рассказы о животных».
  11. Н. М. Артюхова. «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
  15. С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собаки. «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев. «Умная собачка Соня».
  18. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
  19. Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король-Дроздовик».

Список книг на лето «21 век»

Рассказ что значит досуг даль читать

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки братьев Гримм.
  3. Сказки Андерсена.
  4. С. Михалков «Праздник непослушания».
  5. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
  6. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. К. Чуковский. Стихи и сказки.
  8. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  9. П. Бажов «Серебряное копытце».
  10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  11. В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
  12. Е. И. Чарушин. Рассказы.
  13. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
  14. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
  15. В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
  18. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  19. Стихи русских поэтов о природе.
  20. Стихи Заходера.

Список литературы для чтения летом «2100»

Рассказ что значит досуг даль читать

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  3. Сказки народов мира:  сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. П. Бажов «Сказы».
  6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
  8. М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
  9. Е. Чарушин «Никита и его друзья».
  10. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  11. А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
  12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  13. В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
  14. В. Берестов «Как найти дорожку».

Стихи:

  1. Заходер стихи и сказки.
  2. О. Григорьев «Стихи».
  3. Л. Квитко. Стихи для детей.
  4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  5. Н.Матвеева. Стихи.
  6. Г. Остер «Вредные советы».
  7. Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
  8. И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
  9. А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
  10. Ю. Владимиров «Чудаки».

Зарубежные авторы:

  1. Родари «Приключения Чиполлино».
  2. Т. Янсон «Ветер в ивах».
  3. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  5. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  6. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
  7. Т. Янсон «Шляпа Волшебника».

Задания на лето для будущего второклассника

Рассказ что значит досуг даль читать

Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.

Русский язык

1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.

2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).

3. Доделать задания в школьной печатной тетради.

Математика

1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы. 

2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.

Чтение

Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

   Рабочая
программа курса  «Родная  литература» для 5 класса составлена на основании примерной
программы по учебному предмету « Родная литература » для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена решением
федерального УМО по общему образованию, протокол от 31 января 2018года № 2/18).

   Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов. Учебный план школы
предусматривает изучение родной литературы  в 5 классе в объеме 17 ч. (0,5 часа
в неделю).

I.
Планируемые результаты освоения родной литературы в 5 классе.

В результате изучения  родной литературы ученик научится:

·        
осознанно
воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
определять тему и основную мысль произведения;

·        
владеть
различными видами пересказа;

·        
характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

·        
находить
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;

получит возможность научиться:

·        
определять
родо-жанровую специфику художественного произведения;

·        
выделять
в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

·        
выявлять
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

·        
собирать
материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе,
литературно-творческой работы.
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;

·        
выразительно
читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной
литературы, передавая личное отношение к произведению;

·        
ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,
словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при
изучении предмета «Родная литература», являются:

·        
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

·        
формирование
ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

·        
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные УУД:

1)определять и формировать цель деятельности
на уроке с помощью учителя;

2)проговаривать последовательность
действий на уроке;

3)учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

4)учиться работать по предложенному
учителем плану;

5)оценивать правильность выполнения
учебной задачи,  собственные возможности её решения;

6)владеть  основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

1)находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2)делать выводы в результате совместной
работы  класса и учителя;

3)преобразовывать информацию из одной
формы в другую: подробно  пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:1)оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);

2)слушать и понимать речь других;

3)выразительно читать и пересказывать
текст;

4)учиться работать в паре, группе;

5)выполнять
различные роли.
II.Содержание
учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг. Литература как
вид словесного искусства.
Писатели о роли
книги в жизни человека.

ИЗ МИФОЛОГИИ
Мифологический сюжет, мифологический герой и персонаж.Существа и боги
славянской мифологии.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Русские народные сказки
(о животных, социально – бытовые). «Шемякин суд», «
Каша из топора», «Лиса и дрозд» (по выбору) — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Народная
мораль в характере и поступках героев.

РУССКИЕ БАСНИ
И.А. Крылов

Басни«Тришкин кафтан», «Ларчик», « Волк и ягненок» и др.
(по выбору).
Эзопов язык. Мораль Сюжет.Олицетворение, аллегория, иносказание. Рассказ и
мораль в басне.
Л. Н. Толстой.
Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика
басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество,
самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций.
Мораль.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII
ВЕКА
В. И. Даль. Сказка
«Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.
Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка
на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи
автора и речи действующих лиц.

ПОЭЗИЯ  ХIХ ВЕКА О  РОДНОЙ ПРИРОДЕ
П. А. Вяземский.

Стихотворение
«Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких
зрительных образов.
 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы её
раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать
красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.

ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ
XIX ВЕКА
Е.
А. Пермяк
.
Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Решение серьезных
философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический
язык сказки.
 В. А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь.
Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
 Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота
взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и
доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение «Мир глазами ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и
нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные
средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
 В. Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её
реализации; второй смысловой план в сказке. Взаимосвязанность элементов
повествования, глубина раскрытия образа.

ПИСАТЕЛИ-ДЕТЯМ

Н.Н.
Носов
.Рассказы «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше
заблудилась»
.Биография
автора.Анализ произведений. Развитие речи. Рефлексия.
В. А.Солоухин.Рассказ
«Мститель».Совершенствовать умения и навыки анализа
художественного произведения. Воспитывать чувство ответственности,содействовать
формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и
сознательном отказе от нее, уважительного отношения к иному мнению.

СОВРЕМЕННАЯ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Л.С. Петрушевская.
Рассказ «Котёнок Господа Бога».Знакомство с личностью
Л.С. Петрушевской. Характеристика литературных героев. Развитие ответственности
за свои поступки, чуткости, отзывчивости по отношению к другим людям.
Оксюморон.

ПИСАТЕЛИ
КРЫМА
В.А.Бахревский 
Рассказы «Лебяжьи острова», «Дом с жабой».Расширить
знания о писателях родного края. Вызвать интерес к миру природы. Иллюстрации к
рассказам.
III.
Календарно-тематическое планирование уроков  родной  литературы в 5 классе.


№  урока

Тема
урока

Кол-во часов

1.

Роль
чтения в жизни человека. Любимые книги и авторы любимых книг.

1ч.

2.

Мифологический
сюжет.Существа и боги славянской мифологии.

1ч.

3.

Русские
народные сказки (о животных, социально – бытовые). «Шемякин суд», « Каша из
топора», «Лиса и дрозд»..Народная мораль в характере и поступках героев.

1ч.

4.

И.А.
Крылов Басни«Тришкин кафтан», «Ларчик», « Волк и ягненок.Эзопов
язык. Мораль Сюжет.Олицетворение, аллегория, иносказание. Мораль.

1ч.

5.

Л. Н.
Толстой
.
Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».Основные темы басен. Приёмы
создания характеров и ситуаций. Мораль.

1ч.

6.

В. И.
Даль. Сказка «Что значит досуг?» Богатство и выразительность языка. Тема
труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого
героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.

1ч.

7.

П. А. Вяземский. Стихотворение
«Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя

1ч.

8.

Н.
А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Основная тема и способы её раскрытия.
Сравнения и олицетворения в стихотворении.

1
ч.

9.

Е. А.
Пермяк. Сказка «Березовая роща».Решение серьезных философских проблем зависти
и злобы, добра и зла языком сказки.

1ч.

10.

В.
А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра

1ч.

11.

Ю.
Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о
ребенке. Чувство ответственности за родных.

1
ч.

12.

А.И.
Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная
проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.

1ч.

13.

В.
Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации;
второй смысловой план в сказке.

1
ч.

14.

Н.Н.
Носов.Рассказы «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».Биография
автора.Анализ произведений

1
ч.

15.

В. А.Солоухин.Рассказ «Мститель».Ответственность за свои
поступки.Уважительное отношение к иному мнению.Анализ произведения.

1
ч.

16.

Л.С.
Петрушевская. Рассказ «Котёнок Господа Бога».Знакомство с личностью Л.С.
Петрушевской. Характеристика литературных героев. Оксюморон.

1
ч.

17.

В.А.Бахревский 
Рассказы «Лебяжьи острова», «Дом с жабой».Писатели Крыма.Красота родного
края.

1
ч.

Итого:

17
ч.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения учителей русского языка и литературы

МАОУ «Бутовская СОШ №2»

от                  года

___________         
________________

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора УВР

_______________    
______________

                          подпись                            
Ф.И.О.

АССОЦИАЦИЯ
 

Вот, как бывает: увидишь какое-то, казалось бы, совсем не- приметное место, и оно цепко врежется в твою память, будет много раз возвращаться, напоминать о себе. Ты с удовольствием будешь прокручивать виртуальные кадры, отложившиеся в голове, будешь наслаждаться памятными видами, испытывая радость новой мнимой встречи с ними.
 

О таком местечке и пойдет речь. Рядом с трассой вольготно раскинулась деревенька со святым именем Богоявленка. Обыкновенное, ничем, кроме своего названия, неприметное селение, каких много на просторах Руси. Немного в стороне от него – скромный женский монастырь. Усилиями нескольких послушниц он с трудом возвращается к жизни после былых гонений.
 

Сворачиваешь с большака, мимо обители по узкому асфальту движешься в сторону, указанному стрелкой на давно выцветшей табличке с надписью «База отдыха». Когда-то большой завод оборудовал там нехитрое заведение, где отдыхали и проводили отпуск его работники. Ныне завод разорился, жива ли база? Когда-то там бывали и мы, и ностальгия потянула нас в те забытые места.
 

Дорога свободная, видать мало обитателей в такой глуши. Лето, буйство трав на заброшенных полях, лишь изредка на обочине зарумянится куст шиповника: любит он вольные места, ему просторно, вольготно вызревать и потчевать витаминами пернатых обитателей. Но, вот появились и другие кустики, за ними осторожные молодые одинокие березки, сначала – маленькие, хрупкие и нежные, потом смелее, всё выше и выше. И вот он – полновластный березняк, старожил, с буреломом отживших ветвей и трухлявых стволов. Его веселая нежная листва сменяется темной густой зеленью хвои, начинается ельник. Деревья большие, мощные, где-то там – в вышине дружески сплели свои кроны, образовав живописную арку над дорогой, защищая путника от изнуряющей полуденной жары и ублажая его чистым ароматным смолянистым воздухом. Яркое солнце с трудом пробивает сказочный шатер, находит редкие прогалины и пестрит на асфальте светлыми пятнами.
 

Вот среди стволов замелькала белизна строений вездесущих дачников, но не тех, что, как жуки ковыряются в навозе и на грядках, а тех, старомодных, коротающих время и досуг на природе, в её первозданном виде.
 

И вдруг, стоп: конец серой ленты, дорога оборвалась, впереди крутой спуск. Мы, как из тесной лесной скорлупы вылупились, попали на свет, в другой мир. Впереди глубокий лог: крутизна такая, что своя сторона берега не видна, почти обрыв. Зато противоположный – во всем величии и красе. На его вершине – густая плотная полоса смешанных деревьев, им тесно, они сгрудились в сплошную непролазную стенку и, как заботливые и услужливые стражи, надежно прикрыли ту сторону оврага от студеных северных ветров. У них свой строгий порядок: никакой вольницы, каждому своё место, они не покушаются на склон, там для них табу, там другое. Там разостлан чудесный травяной ковер, сотканный стеблями и листьями богатого разнотравья, испещренный яркими цветами радуги. Шедевр дизайнерского мастерства самого создателя: нарядно, гармонично, изумительно.
 

Любопытство не дает покоя, мучает жгучее желание посмотреть, что там внизу, как выглядит твоя, невидимая сторона.
 

Хорошо, что дальше нет асфальта, соскользнули бы по нему: крупный булыжник, расклиненный мелким щебнем. С опаской, осторожно, почти юзом, на скорости и на тормозах спустились вниз. И вот мы на дне, над нами громадины гор и узкая полоска солнечного неба. Нет ожидаемой прохлады, воздух тяжелый, густой, ни дуновения, душно.
 

Да, наш склон безлесый, возможно так и было задумано: зачем мешать светилу заглядывать в ущелье с юга. Когда-то здесь была высокая плотина, большой водоем, в нем плескалась малышня, купались, плавали на лодках и матрацах отдыхающие. Теперь её нет, то ли смыло в половодье, то ли снесли специально, чтоб не отвечать за утопленников. Кто же его тогда наполнял, где тот исполин, который нес такую массу воды? Нет, не видно исполина. Скромный ручеёчек затерялся среди камней, зарослей осоки, камыша и буйного ивняка. Водичка чистая, прозрачная, неподвижная: даже не поймешь, в какую сторону она течет, только изредка её тревожит легкая рябь от вскормленных ею же земноводных обитателей. Смотришь на него, на величественные берега и, кажется, что жизнь замерла в неге покоя, изнеможения и сладостного ожидания.
 

По дну насыпана шлаковая дорога: любопытно, куда она ведет? Не удержались, последовали дальше. Ага, вон извилистый серпантин скудного асфальта взбирается на правую сторону. На самом верху средневековье, заборы с бойницами, диковинные замки? Нет, там не пахнет древностью и седой стариной: там обосновались столичные нувориши. Путь туда для нас, простых смертных, закрыт, там грозные секьюрити с овчарками и камерами наблюдения, не пустят.
 

Едем дальше, шлак круто повернул налево и в гору. Его еще не разровняли, не укатали, но рядом сухая грунтовка, можно по ней. То же свербячье любопытство, раз сыплют шлак, значит это кому-то нужно, надо посмотреть. Ну, саврасочка, не подведи, выкарабкайся. Натужно ревет мотор, машина-зверь, и мы на вершине.
 

Бескрайний простор, буйство растительности, горизонт уходит на самый край земли. И там, далеко-далеко, его остановили и окаймили узенькими темными лесными полосками. Какая же это бескрайняя даль, что лесные великаны кажутся такими карликами, одноцветной полоской, такими одноликими? А ведь там где-то прячутся домишки, живут люди: это для них стелется шлак, тянется дорожная артерия, чтобы в их, богом забытый край, наконец, пришла новая жизнь и цивилизация.
 

И ещё нас буквально ошеломило и поразило высокое, безбрежное, огромное небо. Такого не увидишь в городской теснине, ему нужна свобода и простор. Его много, очень много, оно властвует и благоухает над, казалось, послушным, притихшим и покорным миром. Мы долго, зачарованные, не могли пошевелиться, наслаждались и любовались его вольницей, свободой, простором и безграничностью, вдыхая пьянящий аромат окружающего царства.
 

Не скоро отпустило нас не привычное для городского жителя видение и лишь, вволю насытившись впечатлениями, повернули обратно. Опять юзом, ползком спустились вниз и уже другими глазами окинули округу. Снова нас поразило, но уже другое, небо. Оно сбавило свой гонор: там, в вышине оно уже не властвует, макушки деревьев наверху цепко прихватили его за край, не отпускают, позволяя всему живому в ущелье вдоволь налюбоваться его изумрудной синевой и таинственной красотой.
 

Не хочется покидать это, на первый взгляд, обыкновенное, рядовое местечко, так неожиданно поразившее нас и возбудившее наше воображение до, может, надуманной фантазии.
 

Хотя у каждого человека свои ассоциации, и каждый видит мир по-своему. Мы увидели его именно таким.
 

И ещё. Тогда в далекой молодости все это не вызывало у нас таких эмоций, видать с возрастом мы стали впечатлительнее.
 

  • Рассказ что делать чернышевский читать
  • Рассказ читать рассказ цифры
  • Рассказ чистый понедельник бунин читать краткое содержание
  • Рассказ чехова чайка о чем
  • Рассказ чистый понедельник бунин о чем рассказ