Рассказ что такое совесть

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 154. укм перспективамаленькие и большие секреты страны

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

  • понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности,
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
  • овладение логическими действиями, сравнения, обобщения,
  • установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
  • осознание качества и уровня усвоения,
  • мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,
  • развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения,
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность),
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм,
  • формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

  • развитие рефлексии «чистая совесть»,
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность,
  • согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал — задания для ситуаций, конверты с пословицами.

Ход урока

Оргмомент

Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему, пусть на протяжении урока у вас будет позитивный настрой.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний

Групповая работа:

1 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой СО (сопереживание, сострадание, сочувствие, сожаление)

2 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой БЕС (бессовестный, безжалостный, бесчувственный, бесчеловечный, бессердечный, безнравственный, бескультурный)

Беседа:

  • Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые — злые)
  • С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?
  • Что мы испытываем, когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя: Приставка Со означает близость к чему-либо в жизни человека: беде — радости, горю — счастью.

Приставка Бес, Без означает отсутствие чего-либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Прочитаем рассказ Аркадия Гайдара.

img1

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

img2

Этап первичной проверки понимания изученного

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

— Почему Нина решила не идти в школу?

— Зачем же она пошла в рощу украдкой?

— Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

— О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

— Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

— Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

— Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

— Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

— Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

— Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

— Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

— Почему Нине было стыдно?

— Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

Выяснение имеющихся у учащихся представлений о совести.

— Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

— Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

— Чему вас научил этот рассказ?

— Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

— В конце рассказа Нина плакала? Почему?

— Она раскаялась.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

Этап закрепления изученного

Совесть — это голос, звучащий внутри нас.

Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд — близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Совесть в человеке работает, работает его душа.

  1. Перед выбором совесть подсказывает — можно — нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются. Как нужно жить с совестью?

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.

Дети разбирают пословицы и поговорки, написанные на карточках, объясняют, почему им понравилась именно эта пословица или афоризм:

img3

img4

Самое главное украшение — чистая совесть.

Чистая совесть есть постоянный праздник

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести…

Совесть — это наш внутренний судья…

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести.

Когда совесть молчит? Когда мы убиваем её.

Задание «В подъезде»

Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.

Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?

img5

У Олега на уроке сломалась ручка. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.

img6

Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?

Беседа

Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Что дает человеку чистая совесть?

Чистая совесть обеспечивает уважение.

Чистая совесть даёт силы — для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт возможность — видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду — на изменение мира к лучшему.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла.
  • Не допускайте грубости.
  • Во всём помогайте ближним.
  • Будьте добрым человеком.

Рефлексия. Оценка

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова….

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание

Дома вы продолжите работу по данной теме.

Найдите и запишите пословицы, поговорки о совести.

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

На чтение 7 мин. Опубликовано

Аркадий Гайдар Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивлённо ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Сюжет

Школьница Нина не выполнила домашнего задания и, чтобы не получить отрицательную оценку, решилась на прогул. Боясь встретить кого-то из знакомых на пути, девочка отправилась в рощу. Там она оставила пакет с обедом и книгами под кустом, а сама отправилась в погоню за бабочкой. В глубине рощи ей встретился малыш с букварём в руках. Девочка подумала, что первоклассник прогуливает уроки и накинулась на него с упрёками. Но, оказалось, ребёнок просто испугался большого пса и заплутал среди деревьев. Нина взяла его за руку и вывела из леса. Пакет ей пришлось оставить — поднимать его при малыше девочке стало неудобно. Вскоре появилась та самая собака. Она съела обед прогульщицы, но школьных книг не повредила. Вернувшись назад, Нина горько разрыдалась. Ей не жаль было еды бродячему псу, она плакала от боли в сердце, измученном угрызениями совести.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Отвечают на вопросы:

— Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

… — мифологическое и религиозно-мифологическое. — религиозное. — философское. — все перечисленные. Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются: — теоретико-познавательный и ценностно-нормативный. — … бытие. — общественно-историческое бытие. — субъективно-личностное бытие. — единство перечисленных компонентов. Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как: — отрицательное бытие. — …

— Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.

— Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, — ти;

  • чь входит в корень.

— Безличные глаголы — это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.

  • Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

III. Изучение нового материала

Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

14 стр., 6935 слов

Портрет героя в рассказе Уроки французского

… на сияющий белоснежный наряд. Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным … все находятся в одном положении. Главным героем этого произведения является молодой … Он делает все по совести и ждет того же … бы повторить материал перед школой. Герой рассказа очень хороший парень. Он … лучше. В конце концов, о герое можно сказать, что он …

1940

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон, Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть. Гёте, Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. Лев Толстой

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. Сократ

Задание 3. Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «раскаяние», записывают его в тетрадь.

  • Чувствует ли Нина раскаяние?

Парная работа со словарем Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «совесть». Формулируют понятие «совесть», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

Предположительный ответ:

Человек живет в обществе. Он совершает разные поступки: хорошие или плохие. Эти поступки оценивает как общество, так и сам человек, который их совершил. Так вот, совесть – это некий контролер, который руководит человеком. У кого-то есть совесть, а кто-то ее растерял.

Учащиеся объясняют высказывания знаменитостей. Записывают понравившееся высказывание. Подходит высказывание Сократа.

Парная работа со словарями Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «раскаяние». Формулируют понятие «раскаяние», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

11 стр., 5384 слов

«Муки совести в русской литературе»

… проблему СОВЕСТИ И МУК совести в произведениях русской литературы 19-20 века. Задачи исследования: 1. Перечитать произведения русской литературы (школьной программы 5- 9 классов). 2. показать существование понятия «совесть» в русской литературе; 3. … прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Переживания …

  • Да. Она плачет.

V. Итоги урока

  • О чем говорили на уроке?
  • Что такое совесть?

VI. Рефлексивно-оценочный

  • Ставит перед учащимися задачу:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема. А.Гайдар Рассказ «Совесть »

Слайд 2

C инквейн 1 .————————- 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 3

C инквейн 1. Совесть . 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 4

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)

Слайд 5

Произведения А.П.Гайдара

Слайд 6

Словарная разминка ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

Слайд 7

Работаем со словарем Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть — догадываться, понимать, рассчитывать… Доверчивый — склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи. Болтаться — бездельничать, бродить, двигаться, шататься. Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое. Беспощадный — не дающий пощады; жестокий, безжалостный Роща –небольшой лесок

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Работаем с текстом

Слайд 10

Работаем с текстом

Слайд 11

Тест-итог 1.О ком этот рассказ? А) Нине Карнауховой Б)Аркадии Гайдаре 2.Как вы думаете , сможет ли Нина стать лучше после этого случая? А)Да Б) Нет 3.Совершит ли она ещё раз такой поступок? А)Да Б) Нет 4. О чем рассказ? А) добре Б) совести 5.Может ли совесть сделать человека лучше? А)Да Б) Нет Какой это рассказ? А)шуточный Б)серьёзный В) поучительный

Слайд 12

Проверь себя! 1.А 2.А 3.Б 4.Б 5.А 6.В

Слайд 13

Закончи предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял ,что.. Я научился…

Слайд 14

Домашнее задание Пересказать рассказ. Продолжить рассказ. Нарисуйте совесть.

Слайд 15

Совесть – это мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

  • Рассказ что такое почва 3 класс
  • Рассказ что такое басня для 5 классов по литературе
  • Рассказ что такое предложение
  • Рассказ что такое доброта
  • Рассказ что такое дружба 3 класс