Рассказ что такое почва 3 класс

Цели урока: образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить

Цели урока:

Образовательная: продолжить
работу по углублению представлений о почве как
верхнем плодородном слое земли; выявить основные
свойства почвы, установить состав почвы; узнать о
преобладающих почвах родного края.

Развивающая: развивать умения работы с
научным текстом и схемами, выявлять
причинно-следственные связи между живой и
неживой природой, делать выводы на основе
проведенных опытов, развивать познавательный
интерес , развивать речь учащихся, мышление,
наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые
предположения, первоначальные умения
практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное
отношение к национальному достоянию – почве,
воспитывать коммуникативные качества,
сотрудничество; в процессе постановки опытов –
организованность, аккуратность, воспитывать
интерес к самостоятельной экспериментальной
работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для
опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой
водой, химический стаканы, стеклянные трубочки,
стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички,
предметные стекла, пипетки, держатели, лупы);
“Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится
в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит
их с кабинетом биологии и правилами техники
безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим
человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы
можно назвать главной для человека? Без какой
святыни природы его жизнь не представляется
возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет
загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня,
если её бьют, колотят, ворочают и режут?

– Сдаетесь?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много
значений: ( Слайд 2)

  • это и название нашей планеты, на которой мы
    живем;
  • это и суша как противоположность водному и
    воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а
    также вообще какая-нибудь большая территория.

Сказала лопата: (слайд 3)

— Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
— Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
— Земля – чтобы жить.

А. Тетивкин

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на
которой все растет, о земле – матушке нашей
кормилице. Земля – какое это ёмкое слово!
Земля-кормилица, Земля-поилица, родная
мать-земля. Так исстари уважительно и ласково
зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Почва.

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по
почве.

На доске записано слово почва. Задайте как
можно больше вопросов для этого слова. Мозговой
штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  1. Что такое почва?
  2. Как образуется почва?
  3. Кто участвует в образовании почвы?
  4. Какое основное свойство почвы?
  5. Где образуется почва?
  6. Где на Земле нет почвы?
  7. Что входит в состав почвы?
  8. Почему почву называют кормилицей?
  9. Что растения получают из почвы?
  10. Что произойдет, если исчезнет почва?
  11. Почему почвы разрушаются?
  12. Чего боится почва?
  13. Почва – это живое?
  14. Везде ли почвы одинаковые?
  15. Зачем человеку нужны знания о почве?

Главный вопрос урока
(основополагающий) (слайд 4)

Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а
остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть
предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит
питательные вещества, необходимые для живого

Приступим к нашему научному исследованию.
Любое исследование предполагает различные
методы изучения .

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют
почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Опыт №1

Положи в стакан с водой комок почвы. Что
наблюдали ? Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из
комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

Опыт №2

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё
немного почвы специальной ложечкой из
стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в
ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему
живому.

Опыт №3 (Слайд 7, 8)

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода.
Продолжим нагревание – появился запах. Это горит
перегной, который образовался из остатков
растений и животных. Его называют гумус. Он
является главным питательным веществом,
необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и
животных организмов – гумус. (Можно определить
по запаху.)

Опыт №4 (слайд 9)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте
стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне
песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Опыт №5 (10)

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой.
Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного
фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это
минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух,
вода, растворенные соли, перегной – питательные
вещества, они неживые, но они необходимы для
жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на
вершинах высоких гор, на голых каменистых
склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с
появлением на Земле живых существ. Твердые
породы в природе разрушаются, получается рыхлый
слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет
питательных веществ, необходимых растениям. Но
все же самые неприхотливые лишайники селятся на
таких почвах, под действием бактерий образуется
перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они
дадут еще больше перегноя. Так медленно камни,
песок, глина под действием живых существ
превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые,
кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и
животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд
13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в
состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина.
Какая это природа? (неживая)

В почве обитают растения ,животные ,
микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни
нашей планеты – она переходное звено от неживой
природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот
рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой
земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В
тёмной почве содержится больше питательных
веществ. А если этих веществ много, значит, почва
обладает главным свойством земли, за что мы её и
ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый
урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие?
Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в
других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под
действием микроорганизмов образуются соли. Их
используют растения. Растениями питаются
животные.

Когда растения и животные отмирающих остатки
попадают в почву и вновь под действием
микроорганизмов превращаются в перегной. Итак
вещества путешествуют в природе как бы по кругу:
из почвы в растения , из растений в тела животных
и снова в почву . Ученые это называют
круговоротом веществ в природе. Представьте
себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все
живое.

Итак, назовите факторы, от которых зависит
плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или
необходимо его сохранять? Как сохранить
плодородие почвы? (Вносить минеральные
удобрения, рыхлить, поливать, чередовать
посевные культуры, не уничтожать дождевых
червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги.
Почвообразование происходит в условиях
прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов
разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые
почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием,
недостаточно обеспечены элементами питания
растений.

Требуется проводить осушение, известкование,
вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал
замечательный русский ученый Василий Васильевич
Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей
Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал,
что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как
охранять ее от разрушения, написал книгу
“Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а
соберешь сто горстей. На земле растут растения,
которые человек употребляет в пищу. И не только
человека кормит земля. Насекомых, птиц,
зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли,
в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода –
необходимые для живого, поэтому почву называют
кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – почва переходное звено от неживого к
живому.

Гипотеза подтверждена.

Ещё в старину наши предки называли землю
кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие
странствия, потому что считали, что она придаёт
силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда
бережно относились к земле. Складывали о ней
стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить,
ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет
радовать нас богатым урожаем, густыми лесами,
цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва
(состав почвы, что растения получают из почвы)

Проверим свои знания

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли,
    покрытый растительностью. (Почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав
    почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли,
    стекло.
  3. Основное свойство почвы. (Плодородие)
  4. Животные или растения стали первыми
    обитателями суши? (растения)
  5. Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
  6. Остатки органических и неорганических веществ,
    содержащихся в почве. (Перегной)

Вывод: почва возникает и развивается под
воздействием живых организмов, в основном
растений. Она играет особую роль в жизни нашей
планеты – она переходное звено от неживого к
живому. В почве содержится вода, воздух, соли –
минеральные вещества. А также перегной – это
органическое вещество, полученное из организмов,
значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы
узнали? Что вам понравилось в уроке?

Ресурсы:

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные
    разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение
    2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3
    класса. М.Просвещение 2007.
  • https://urok.1sept.ru/articles/565751/
  • http://www.openclass.ru/lessons/186953
  • festival@1sept.ru
  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3

Приложение

Презентация

Комментарии преподавателя

 1. Приветствие

Наш урок будет по­свя­щен почве и её об­ра­зо­ва­нию. И вы­со­кое де­ре­во, и ма­лень­кая тра­вин­ка укре­пи­лись сво­и­ми кор­ня­ми в земле, вер­нее в её верх­нем слое, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся поч­вой.

Рис. 1. Почва (Ис­точ­ник)

 2. Образование почвы

А как же об­ра­зо­ва­лась почва? Ос­но­ва об­ра­зо­ва­ния почвы – гор­ные по­ро­ды Земли. Дно во­до­ё­мов, рав­ни­ны, горы сло­же­ны из гор­ных пород, ко­то­рые в те­че­ние мил­ли­о­нов лет раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха и живых ор­га­низ­мов. Мель­чай­шие ча­сти­цы гор­ных пород скап­ли­ва­ют­ся в тре­щи­нах скал, ска­ты­ва­ют­ся вме­сте с по­то­ка­ми воды в низ­кие места. В тре­щи­ны легко про­ни­ка­ют вода, воз­дух, бак­те­рии, мел­кие жи­вот­ные и се­ме­на рас­те­ний. В ре­зуль­та­те на кам­нях про­рас­та­ют пучки трав, мел­кие ку­стар­ни­ки и даже де­ре­вья. Корни рас­те­ний про­дол­жа­ют рас­ши­рять тре­щи­ны, раз­ру­шая по­ро­ды.

Рис. 2. Про­рос­шие рас­те­ния на камне (Ис­точ­ник)

Про­хо­дят годы, об­ра­зо­ва­ние почвы – про­цесс очень дли­тель­ный. Через ты­ся­чу лет у под­но­жия скал из остат­ков рас­те­ний об­ра­зу­ет­ся почва. Это верх­ний пло­до­род­ный слой земли тол­щи­ной до 2 см. На мяг­ком вул­ка­ни­че­ском пепле этот про­цесс про­ис­хо­дит быст­ро, всего за 50-60 лет. Жи­вот­ные при­ни­ма­ют уча­стие в об­ра­зо­ва­нии почвы. Они рых­лят по­ро­ду, сме­ши­ва­ют её с по­лу­сгнив­ши­ми кор­ня­ми рас­те­ний, а когда гиб­нут, сами ста­но­вят­ся её ча­сти­ца­ми. Итак, об­ра­зо­ва­ние почвы про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород под воз­дей­стви­ем всех ком­по­нен­тов при­ро­ды: сол­неч­но­го тепла, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов. Толь­ко все части при­ро­ды, дей­ствуя друг на друга, об­ра­зу­ют почву. Нет гор­ных пород и живых ор­га­низ­мов – не будет и почвы. Нет воды и воз­ду­ха – почва не об­ра­зу­ет­ся.

Да­вай­те вспом­ним про­гул­ку в осен­ний лес. Смо­же­те до­ка­зать на ос­но­ве своих на­блю­де­ний, что почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду?

Рис. 3. Осен­ний лес (Ис­точ­ник)

Сухие ли­стья, хво­ин­ки, травы, ве­точ­ки де­ре­вьев па­да­ют на землю и скап­ли­ва­ют­ся в самом верх­нем её слое. Под опав­ши­ми ли­стья­ми и вет­ка­ми на­хо­дят­ся песок и глина, мел­кие ка­меш­ки, остан­ки жи­вот­ных и рас­те­ний, пе­ре­гной, а это от­но­сит­ся к нежи­вой при­ро­де.  Всё это скоп­ле­но кор­ня­ми рас­те­ний, ведь каж­дое рас­те­ние берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства. В почве все­гда при­сут­ству­ют бак­те­рии, грибы, мел­кие жи­вот­ные, а это от­но­сит­ся к живой при­ро­де. Кто берёт из почвы пи­та­тель­ные ве­ще­ства, мы знаем. А кто же их вновь по­пол­ня­ет? Ведь если за­па­сы не по­пол­нять, то почва быст­ро оску­де­ет. Жи­вот­ные почвы про­кла­ды­ва­ют в ней ходы, куда по­па­да­ет вода и воз­дух, они пе­ре­ме­ши­ва­ют почву, из­мель­ча­ют остат­ки рас­те­ний, а бак­те­рии, ко­то­рые все­гда живут в почве, пре­вра­ща­ют эти остат­ки в пе­ре­гной.

Ли­стья и травы раз­ла­га­ют­ся в почве срав­ни­тель­но быст­ро. Всего через пол­го­да они пре­вра­ща­ют­ся в пре­крас­ные удоб­ре­ния. Таким об­ра­зом, пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­сто­ян­но воз­вра­ща­ют­ся в почву и вновь рас­хо­ду­ют­ся рас­те­ни­я­ми.  Про­ис­хо­дит поч­вен­ный кру­го­во­рот. Почва свя­зы­ва­ет в еди­ное целое нежи­вую и живую при­ро­ду.

 3. Животные, обитающие в почве

А каких жи­вот­ных можно уви­деть в почве? В лес­ной под­стил­ке за­мер­ла божья ко­ров­ка, что-то пе­ре­тас­ки­ва­ют в свои под­зем­ные жи­ли­ща му­равьи, а вот кроты и дож­де­вые черви про­во­дят в почве всю свою жизнь.

Рис. 4. Божья ко­ров­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Му­равьи (Ис­точ­ник)

А зем­ля­ной шмель толь­ко зи­му­ет. Ля­гуш­ки и улит­ки пря­чут­ся в почве от днев­ной жары, а май­ские жуки от­кла­ды­ва­ют яйца, из ко­то­рых по­яв­ля­ют­ся их потом­ства.

Рис. 6. Зем­ля­ной шмель (Ис­точ­ник)

Жуки про­ни­ка­ют в почву на глу­би­ну до 2 мет­ров, му­равьи – до 3 мет­ров. Кроты – до 5 мет­ров, а дож­де­вые черви – до 8 мет­ров.

 4. Крот и почва

Кроты при­но­сят очень боль­шую поль­зу почве, про­кла­ды­вая глу­бо­кие ходы, кроты вы­бра­сы­ва­ют землю на по­верх­ность, а эта земля в пол­то­ра раз бо­га­че каль­ци­ем, маг­ни­ем, же­ле­зом и дру­ги­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми.

Рис. 7. Крот (Ис­точ­ник)

Учё­ные под­счи­та­ли, что в бе­ре­зо­вом лесу кроты под­ни­ма­ют из глу­би­ны на по­верх­ность такой обо­га­щён­ной земли до 10 тонн на гек­тар. По­лу­ча­ет­ся, что боль­шую часть бе­рё­зо­во­го леса удоб­ря­ют кроты. А ещё в неболь­ших куч­ках в земле, кро­то­ви­нах, скап­ли­ва­ет­ся вода, ко­то­рая увлаж­ня­ет почву.

 5. Пищевая зависимость обитателей почвы

Чем же пи­та­ют­ся жи­вот­ные почвы? Они пи­та­ют­ся остат­ка­ми живых ор­га­низ­мов, кор­ня­ми рас­те­ний и дру­ги­ми мел­ки­ми жи­вот­ны­ми. Корни оду­ван­чи­ков гры­зут ли­чин­ки май­ских жуков, а ли­чин­ка­ми любят ла­ко­мить­ся кроты. Крот, на­ев­шись, от­прав­ля­ет­ся спать, и спит часа 4, проснув­шись, он немед­лен­но от­прав­ля­ет­ся ис­кать себе пищу. Делая глу­бо­кие ходы, крот по­сто­ян­но на­ты­ка­ет­ся на вред­ных на­се­ко­мых и их ли­чи­нок. За сутки крот съе­да­ет столь­ко, сколь­ко весит сам и даже боль­ше. Го­ло­дать крот не может, 17-18 часов без еды для него гу­би­тель­ны. Вот по­это­му зимой кроты не могут за­лечь в спяч­ку.

Между рас­те­ни­я­ми и жи­вот­ны­ми почвы су­ще­ству­ет пи­ще­вая за­ви­си­мость: ко­рень оду­ван­чи­ка – ли­чин­ка – крот. Не будет оду­ван­чи­ка – по­гиб­нут ли­чин­ки, не будут ли­чи­нок – будут го­ло­дать кроты. По­это­му уче­ные счи­та­ют, что все живые ор­га­низ­мы свя­за­ны между собой це­пя­ми пи­та­ния. Пи­ще­вая цепь по­ка­зы­ва­ет, кто кого ест. Между оби­та­те­ля­ми почвы су­ще­ствую очень много цепей пи­та­ния, но в каж­дой такой цепи, пер­вое звено – это рас­те­ние. Ведь толь­ко оно спо­соб­но на свету об­ра­зо­вы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства из уг­ле­кис­ло­го газа и воды с рас­тво­рён­ны­ми в ней ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми. Вто­рое звено – рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные, тре­тье звено – хищ­ные и все­яд­ные жи­вот­ные. Когда хищ­ные или все­яд­ные жи­вот­ные по­ги­ба­ют, то их остан­ки ста­но­вят­ся пищей для бак­те­рий и дру­гих мел­ких жи­вот­ных.

 6. Подведение итогов

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о том, что почва – это един­ство живой и нежи­вой при­ро­ды, как об­ра­зу­ет­ся почва, и какие су­ще­ству­ют цепи пи­та­ния.

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/kak-obrazuetsya-pochva

источник презентации — http://prezentacii.com/biologiya/10217-chto-takoe-pochva-3-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=nTMCgoqNQ8A

http://www.youtube.com/watch?v=KDT-ICNPXVg

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Рассказ что такое почва 3 класс

Докучаев В. В.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

Правильный вариант:

2. Соедините изображения и названия животных.

Рассказ что такое почва 3 классРассказ что такое почва 3 классРассказ что такое почва 3 класс

Правильный вариант:

Рассказ что такое почва 3 класс

Рассказ что такое почва 3 класс

Рассказ что такое почва 3 класс

Медведка

Крот

Дождевой червь

  • Рассказ что такое доброта
  • Рассказ что такое дружба 3 класс
  • Рассказ читать по слогам 1 класс
  • Рассказ что передать вороне
  • Рассказ читать рассказ горячий камень