Квест-игра по правилам дорожного движения
«В поисках светофора» для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- социально-коммуникативное развитие: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность;
- познавательное развитие: продолжать закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, развивать схематическое мышление, развивать воображение;
речевое развитие: способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом, развивать связную речь;
- физическое развитие: совершенствовать двигательные навыки детей, развивать координацию движений, двигательную активность.
Предварительная работа. Ситуативные разговоры «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?»; чтение художественной литературы: Б.Житков «Светофор», С.Волкова «Про правила дорожного движения», О. Бедарев «Азбука безопасности», И.Мигунова «Друг светофор», Н.Кончаловская «Самокат», и др.; встречи с инспектором ГИБДД; дидактические игры «Светофор», «Угадай-ка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию»; подвижные игры «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
Ход игры.
Воспитатель:
— Ребята! К нам на группу пришло письмо: «Для ребят из группы №5 от сотрудников ГИБДД. Давайте быстрее откроем!
«Дорогие ребята!
Мы, сотрудники ГИБДД, очень просим вас найти светофор, который пропал с очень опасного перекрестка! Чтобы не произошли на данном перекрестке какие-нибудь неприятности, помогите нам его найти! Для этого вам придется пройти непростые испытания, проверив свои знания о правилах безопасности на дорогах. Надеемся на вашу смекалку и внимательность!»
Воспитатель: Ребята, поможем найти? Перед тем как начать поиски, предлагаю нам провести разминку.
Разминка под песню «Колесики, колесики и красивый руль»
исп. гр. «Бибика»
Воспитатель: Ребята, посмотрите. В конверт вложена карта маршрута поиска и пояснение.
«Пройдите все этапы маршрута. За каждое выполненное задание вы получите одну из частей целой картины. В конце маршрута соберите картинку и найдете «пропавший» предмет.
Воспитатель. Итак, читаем первое задание «В вашей группе, в уголке безопасности вы найдете конверт с 1-м заданием».
Дети находят конверт и выполняют 1-ое задание.
Задание 1. «Дорожная азбука»
Дорожная азбука не так уж проста.
Вы знаки вспомните пока.
1. Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)
2. Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете-
В этом месте ходят дети! (Знак «Дети»)
3. Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья? (Светофор)
4. Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя
Ездить на велосипеде! (Движение на велосипеде запрещено)
За выполнения задания детям дают первый пазл от картины.
Дети с воспитателем читают 2-ой пункт карты «Пройдите в спортивный зал и на полке с большими мячами вы найдете письмо со следующим заданием»
Дети находят конверт и выполняют 2-ое задание.
Задание 2. «Веселые самокаты»
Ты, дружок, не торопись!
На самокатах прокатись.
На конусы не наезжай —
Осторожно объезжай.
Эстафета «Самокаты»
За выполнение задания дети получают еще один пазл.
Дети с воспитателем читают 3-ий пункт карты «Письмо со следующим заданием находится в грузовой машине группы № «
Дети находят конверт и выполняют 3-е задание.
Задание 3. «Соберите картинку с одним из знаков дорожного движения из частей, спрятанных в конверте».
За выполнение данного задания детям получают еще один пазл.
Дети с воспитателем читают 4-ый пункт карты « В музыкальном зале на пианино вы найдете конверт со следующим заданием».
Дети находят конверт и выполняют 4-ое задание.
Задание 4. «Правила дорожного движения в вопросах и ответах»
Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки. Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, тогда молчите.
— Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
— Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
— Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?
-Чтоб проветрится в автобусе немножко, кто высовывает и голову, и туловище в окошко?
— Знает кто, что красный свет, это значит, хода нет.
— Знает кто, что свет зелёный — означает, по дороге каждый смело пусть шагает.
— Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора.
За выполнение данного задания детям дают последний пазл.
Дети собирают картинку с подсказкой и находят пропавший инструмент.
(За ширмой )
Воспитатель благодарит детей за помощь и вручает награды.
Конспект
занятия внеурочной деятельности по ПДД
Тема:
«Правила движения достойны уважения»
Цель: 1. Привлечь
внимание учащихся к проблеме безопасности дорожного движения.
2.
Напомнить правила для пешеходов.
3.
Воспитывать ответственность за свою жизнь и жизнь других
участников дорожного движения.
Ожидаемый результат: учащиеся закрепят знания о правилах дорожного движения;
самостоятельно
смогут применять знания по ПДД на практике;
сформируют
вывод о необходимости соблюдения ПДД, как способе безопасного поведения на
улице; приобретут опыт совместной творческой деятельности.
Формирование
УУД:
Личностные действия: учебно-познавательный
интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности,
план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе
образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом,
оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: извлекать информацию, представленную в
виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных
источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: работать в группе, договариваться друг с
другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать
других, аргументировать свое мнение.
Методы воспитания:
Методы
формирования социального опыта:
Методы
осмысления социального опыта:
Методы
стимулирования:
Методы обучения:
Словесные:
беседа, объяснение.
Наглядные:
демонстрационный материал, презентация по
теме;
Мультимедийные: ноутбук, интерактивная доска, компьютерная презентация.
Ход занятия
I. Организационный
момент. Эмоциональный настрой.
Учитель:
Долгожданный дан
звонок.
Это начался
кружок,
А кружок расскажет
всем –
Как без бед и без
проблем,
Рано утром, не
спеша,
Прийти в школу
малышам.
-У нас сегодня
присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.
-Молодцы, давайте
улыбнёмся друг другу и тихо сядем!
-Перед тем как начать
наше занятие, я предлагаю вам потереть ладошки (показывает).
-Потёрли,
приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло?
Тепло — это жизнь,
а жизнь — это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь.
— Посмотрите, как
вы сидите? (в группах).
— Верно, сегодня
мы работаем в группах. А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти
ответы на интересующие вас вопросы? (дружно, внимательно слушать учителя и
друг друга, громко не разговаривать)
— Молодцы, думаю,
у нас всё получится.
II.
Определение темы занятия.
— Чтобы определить
тему занятия, послушайте стихотворение.
«Непослушный
пешеход».
Через лес бежит дорога,
Светофор моргает строго.
К переходу все спешат:
От лосей и до мышат.
Иногда через дорогу
Пешеходов очень много:
Скачут, ходят, пролетают,
Пробегают, проползают.
Мама ёжика учила,
Мама пальчиком грозила:
— Помни правила, малыш!
Если красный свет – стоишь!
Если жёлтый – просто жди,
На зелёный – проходи!
Непослушный пешеход,
Сделал все наоборот!
Ёжик очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Можно так? Конечно, нет!
Завизжали тормоза,
И зажмурил ёж глаза.
Старый толстый самосвал,
Забибикал, зарычал:
— Еле я остановился,
Чуть с дороги не свалился!
Что, не знаешь правил ты?!
Ну-ка, быстро марш в кусты!
Дам тебе я, ёж, совет:
Не ходи на красный свет!
Ёж тихонько пропыхтел:
— Извините, не хотел.
Рассказал нам светофор:
Ёж исправился с тех пор.
Лучше всех порядок знает,
Ничего не нарушает!
Слайд
— Как вы думаете,
почему ёж оказался в опасной ситуации?
-Ответы учащихся.
— Какой бы совет
вы ему дали?
-Ответы учащихся.
-Как думаете,
ребята, чему будет посвящено наше занятие? Кто сможет назвать тему?
-Ответы учащихся.
Правилам дорожного движения.
— Вы правы,
ребята, сегодня мы продолжаем наши занятия по изучению ПДД.
Тема нашего занятия
«Правила движения достойны уважения!»
III. Актуализация знаний.
Вначале, небольшая «Умственная
разминка» вспомним некоторые понятия из Правил
дорожного движения.
-Из каких частей состоит дорога?( мостовая, тротуар)
— Ребята, кто
такой пешеход?
Ответ ученика:
— Пешеход –
это участник дорожного движения, который передвигается по дороге вне
транспортного средства.
Учитель:
— А человек,
движущийся на лыжах, роликовых коньках, с помощью другого спортивного
инвентаря, ведущий велосипед, тоже является пешеходом?
Ответ ученика:
— Да, эти
люди являются пешеходами.
Учитель:
— А кто такой
пассажир?
-Это люди, которые
находятся в транспорте.
—
А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)
— Как можно
назвать водителей, пешеходов, пассажиров — одним словом?
-Ответы детей.
— Правильно,
ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир — все они являются участниками
движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает
правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают
аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за
собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели
людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок —
хорошо знал правила дорожного движения. Слайд
III. Постановка цели.
Учитель:
(
Проблемный вопрос)
—
Ребята, что было бы, если не было б четких правил дорожного движения? Автомобили
бы ездили, как хотели, пешеходы ходили, где хотели.
(Ответы
детей).
— Молодцы,
ребята, закон улиц и дорог очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет
по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый:
он охраняет людей от несчастных случаев, бережет их жизни. Поэтому только
постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно
переходить улицы.
— Какую цель мы
поставим перед собой?
Изучать
и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь
опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень
внимательными. Мы узнаем о правилах поведения на дороге, познакомимся с
дорожными знаками, сигналами светофора
Учитель: Сегодня мы
будем повторять, закреплять наши знания по ПДД.
Историческая
справка.
« ЭТО ИНТЕРЕСНО
ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)
Учитель:
— Откуда же
взялись эти правила дорожного движения?
«В
старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и
для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным
случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы
едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество
несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах
специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в
переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали
экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.
Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка
движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку.
Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в
дорожной обстановке и не попасть в беду».
IV.
Усвоение новых знаний.
1.
Знакомство с историей светофора.
—Ребята,
отгадайте загадку.
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу,
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)
Рассказ учителя.
Светофоры
существовали ещё тогда, когда машин и в помине не было.
Первым светофором был уличный фонарь с цветными стёклами, по которому двигалась
стрелка (Лондон, 1868 год). Слайд
Почему
светофор назвали светофором? Слово это составлено из двух частей: свет и фор.
Ну, свет и есть свет. А фор? Слово фор произошло от греческого «форос», что
означает несущий. А всё вместе – светофор – значит, несущий свет. И верно,
он несёт свет, чаще всего трёх разных цветов: красный, жёлтый, зелёный. А вот
почему для светофора выбрали именно эти цвета, нам расскажут ребята.
Сценка
«Светофор».
На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое
ребят в костюмах сигналов (красный, желтый, зеленый).
Светофор (Азамат)
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.Арина:
Чтоб тебе помочь
Путь
пройти опасный,
Горит
и день и ночь –
Зелёный,
жёлтый, красный.
Наш
домик – светофор,
Мы
светим с давних пор
В
дороге всем ребятам.
Красный: (Мухаммад)
Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Желтый: (Арина)
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
— Жди!
Увидишь если желтый.
В середине свет.
Зеленый: (Виталик)
А за ним зеленый свет,
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Мухаммад:
Коли выполнишь без спора
Все
сигналы светофора.
Домой
и в школу попадёшь,
Конечно,
очень скоро!
-Ребята, давайте
поиграем с вами в игру «Разрешается – запрещается»:
— Играть на мостовой…(запрещается)
— Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
— Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
— Идти толпой по тротуару…(разрешается)
— Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
— Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
— Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
— Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
— Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
— Идти по тротуару слева…(запрещается)
— Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
— Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
— Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
— Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Физкультминутка. Игра
«Светофор».
-А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать вам
сигналы.
Красный – вы стоите на месте.
Желтый – хлопаете в ладоши.
Зеленый – ходьба на месте.
И так, внимание!
Показываю
попеременно разные цвета светофора, а дети выполняют задания
(Дети
следят за сигналами светофора и выполняют движения в зависимости от цвета
сигнала).
2. Знакомство с
дорожными знаками.
— Отгадайте
загадку, про них говорят: «Сами не видят, а дорогу указывают». Что это?
(дорожные знаки) Слайд
— Какова роль
дорожных знаков? Слайд
— Кроме светофора к средствам регулирования дорожного
движения относятся дорожные знаки.
Историческая
справка.
Самые
первые дорожные знаки на Руси возникли в 17 веке при царе Алексее Михайловиче.
Недалеко от Москвы, в селе Коломенском, он построил себе сказочной красоты
дворец. Царь часто приезжал туда на отдых и охоту. И вот между Москвой и
Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы.
Слайд
Каждому прохожему и проезжающему они были видны издалека. Сколько вёрст
проехали от столицы до загородного дома в Коломенском? Ответить на вопрос
труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов.
Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу они служили
путникам, а в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день
стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями.
— Когда человек
учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов –
целые предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Но их не нужно
складывать в слово. Один знак, одна дорожная буква обозначает целую фразу –
дорожный сигнал.
— Сейчас мы
познакомимся с некоторыми дорожными знаками. Может, кому-то из вас они уже
знакомы.
На сцену выходят ученики с табличками дорожных знаков.
Знак «Осторожно дети» Азамат
Меня
увидев,
Будь внимательным,
водитель!
Издалека
заметен
Знак
«Осторожно, дети!»
Знак «Велосипедная дорожка» Регина
Вам
сразу скажет велосипедист любой,
Что
означаю я собой.
Вы
тоже знаете меня, сомнений нет,
Готов
услышать правильный ответ.
Итак,
друзья, подумайте немножко,
Я знак
… — «велосипедная дорожка».
Знак «Движение пешехода запрещено». Альфина
В
кружочке красном человек,
Он
замер, будто бы на век.
И там,
где знак такой висит,
Для
пешехода путь закрыт.
Знак «Медпункт» Илина
На мне
ты видишь красный крест,
А,
значит, здесь больница есть!
«Телефон»
А там, где трубка телефонная,
Есть
станция переговорная!
Знак «Пункт питания» Ольга
Увидел
рядом вилку с ложкой,
Бери
котлеты ешь с картошкой!
Знак “Пешеходный переход” Настя
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Знак «Велосипедное движение запрещено» Надя
А под
знаком этим,
Ни за
что на свете,
Не
катайтесь, дети,
На
велосипеде!
Знак «Въезд запрещён» Арина
И
зайчиху, и мартышку,
И
соседского мальчишку
Чётко
знак оповещает,
Въезд
машинам запрещает!
10. Знак “Остановка автобуса” Виталий
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.
В конце: Мухаммад
Знаки
мы дорожные
В
общем-то, несложные,
Знать
ребятам нужно
Непременно
нас.
Навсегда
запомните
Служим
мы для вас!
Ребята, прикрепите ваши дорожные знаки к доске.
Учитель:
-Заметили ли вы
главное отличие дорожных знаков? В чём оно заключается?
(знаки отличаются
формой и цветом)
Ребята, для
удобства все знаки разделили на несколько групп:
Слайд
Учитель: Их
применяют во всех странах мира и водители, приезжая в другую страну, без знания
языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны. Дорожные знаки делятся
на :
1. Запрещающие
знаки – эти знаки обеспечивают тебе безопасность на дорогах. Все эти знаки
нарисованы в красных кружках. Назовите их.
2. Предупреждающие
знаки – эти знаки предупреждают нас об опасности, они размещаются в красных
треугольниках. Назовите их.
3. Указательные
знаки – располагаются в синем квадрате или прямоугольнике. Они покажут тебе,
где находится больница, остановка.
4.
Предписывающие знаки расположены в синем кружочке и указывают безопасные места
движения. Какие это знаки?
— Кроме этих групп
знаков есть ещё знаки сервиса, информационно-указательные, знаки приоритета,
знаки дополнительной информации. С ними мы будем знакомиться позже.
V.
Закрепление нового знания.
1 Игра
«Собери знаки по группам»
1
группа: Выбирает — предупреждающие знаки, знаки сервиса.
2
группа: Выбирает — запрещающие знаки, информационно-указательные.
—
Молодцы! Запомните эти знаки: они ваши надёжные помощники!
СЛАЙД
2.
Решение задач Пети Светофорова.
— А сейчас,
ребята, пришло время узнать, что вы ещё знаете о правилах дорожного движения и
как вы поняли сегодняшний материал.
Петя Светофоров
приготовил для вас несколько задач.
Задачи
Пети Светофорова.
Задача
1 группе.
Во
дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша спросил его: «Хочешь на «зебру»
посмотреть?» и, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины,
автобусы, троллейбусы …
Как вы думаете,
почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясни.
Слайд
Задача
2 группе.
Как
только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому
снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горка рядом — у дороги. Влез Федя
на горку, сел на санки и – помчался вниз! … Но вдруг из-за поворота выскочила
машина.
Как ты думаешь,
что могло случиться?
Где можно кататься
на санках, лыжах, коньках?
Слайд
Игра «Собери
дорожные знаки».
У вас
на столе лежат конверты с частями дорожного знака. Ваша задача из этих частей
сложить дорожный знак.
Работа в группах
Дети выполняют задание.
—
Какой же знак у вас получился? Что вы можете рассказать о нём?
VI.
Заключительная часть
Выступления
детей
1. Я
по городу иду, я в беду не попаду. Настя
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю:
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые:
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!
2.
Шагая осторожно, Илина
За улицей следи –
И только там, где можно,
Её переходи.
3.
Улицу надо тебе перейти, Надя
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
4. У
дороги – не играй, Альфина
На нее не выбегай:
Вдруг споткнешься, упадешь –
Под колеса попадешь!
6.
Главное – внимание,
Дорога понимание!
Соблюдайте азбуку
Дорожного движения –
И дойдете в школу вы,
Без сопровождения!
10 По
городу, по улице Регина
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
Как
таблицу умножения, как урок,
Помни правила движения назубок!
VI1.Рефлексия.
Сейчас вы будете выполнять задания на отдельных
карточках, а потом сможете сами оценить выполненную работу. Если вы согласны с
утверждением, ставите на листке около номера задания «+», если не согласны – «
— »
1.Одно из самых опасных мест для
пешеходов- перекрёсток.
2.На тротуаре рядом с проезжей
частью можно играть мячом.
3.Если опаздываешь на урок, нужно
быстро перебежать дорогу.
4.Нужно дождаться, когда автобус
отъедет подальше от остановки, только тогда переходить дорогу.
5.Двигайся по тротуару, придерживаясь
правой стороны.
6.Если сигнал светофора жёлтый, то
нужно стоять.
7.Чтобы перейти дорогу без
светофора, сначала нужно посмотреть налево, а потом направо.
На доске – ответы: написать на доску
1.+ 2.- 3.-4.+ 5.+ 6.+ 7+
У меня для вас есть сюрприз – дорожный знак, который я
придумала сама.
— Как вы считаете, что он значит?
(УЛЫБКА)
— А где его можно установить? Можно ли в
нашем классе? Конечно, да. Ведь сегодня мы подружились и с дорожными знаками, и
со светофором, и правила повторили. А с чего начинается дружба? Конечно, с
улыбки.
У. Так как вы думаете, правила дорожного движения достойны
уважения?
У.Почему?
У.
Какие выводы вы для себя сделали, исходя из нашего занятия?
— Сегодня мы повторили ПДД и
узнали много нового и интересного. ПДД очень важны. Мы
всегда должны их знать и выполнять. Вот они:
(на доску вешаю правила для пешехода). Также учитель вручает каждому
обучающемуся памятки. Не нарушайте их, тогда у нас не
будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.
У.
Вы сегодня очень активно все работали, молодцы. Я надеюсь, что это занятие вам
всем пойдёт на пользу.
В заключении ученики исполняют песню о ПДД на мотив песни «Если с другом вышел в путь».
1. Если с другом
вышел в путь,
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога,
Лишь про знаки не забудь,
Лишь про знаки не забудь
Их в дороге много.
Припев:
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Дорожный знак помощник мой. (2 раза)
2.Собираясь в дальний
путь,
Собираясь в дальний путь
Много правил разных –
Повторить ты не забудь,
Повторить ты не забудь,
Как стишок на праздник.
Припев:
3. И
в дорогу я друзья,
И в дорогу я
друзья
Выйду без испуга.
ПДД ведь знаю я
ПДД ведь знаю я
Научу и друга.
История Егора, велосипедиста, который сбил появившегося на главной минской велодорожке пешехода, запомнилась многим. Парень ехал на велосипеде там, где и полагается, а в итоге стал обвиняемым по уголовному делу и может предстать перед судом. После той публикации мы получили немало откликов от других читателей: одни поделились своим видением ситуации, другие рассказали о том, что и сами участвовали в серьезных происшествиях. Мы отобрали два случая, которые помогут представить, как обстоят дела на основном столичном веломаршруте.
Плохие случаи на хорошей велодорожке
- Немига. Велосипедист и две девушки
- Как правильно тормозить?
- Он их не сбил, но пострадал сам
- Милиция звонит, а потом приезжает
- Велосипедист пострадавшим быть не может?
- А что ПДД?
- Парк Победы. Велосипед и сегвей
- Договорились на месте
- Послесловие
Немига. Велосипедист и две девушки
Егор сбил пешехода возле Marriott Hotel — это место никогда не считалось особенно напряженным на дорожке. Вместе с тем такие места есть, и одно из первых, которое приходит на ум, — участок набережной в районе станции метро «Немига». Центр города, в теплое время года там всегда много отдыхающих: прогуливаются, любуются. Велосипедистов тоже много, но им любоваться некогда: нужно смотреть в оба, чтобы вдруг кто-то не забежал под колеса.
— Это было в сентябре текущего года. Проезжал Немигу, ехал вдоль реки со стороны моста в направлении Дворца спорта. Там была импровизированная сцена, играли на гитарах, на берегу было много молодежи. Я проезжал там и прежде, причем не один раз и даже не десять. Но в тот вечер ехал, возможно, быстрее, чем было нужно — больше 20 км/ч, — рассказывает Олег.
Олег не велогонщик, у него не шоссейник, а обычный городской велосипед. Больше 20 км/ч — это скорость, с которой ездят многие велосипедисты в городе, скорость, которой легко достигают электросамокаты, в том числе арендные.
— Вдруг с горки в направлении реки, через велодорожку наперерез, побежали две девушки. Лет по 20, как мне показалось, взрослые уже. Они были близко. Я резко ударил по тормозам и пережал передний — полетел через руль, — вспоминает мужчина.
Как правильно тормозить?
Вот здесь обязательно кто-нибудь подумает, дескать, нечего было тормозить передним — тогда бы не перелетел. Тогда бы, вообще-то, не затормозил, так как, и об этом не раз говорилось, передний тормоз гораздо эффективнее заднего. Вот, к примеру, что советовал экс-чемпион Беларуси по маунтинбайку Михаил Бесага: «Плавное движение и небольшое отклонение веса назад. Нельзя лишь блокировать переднее колесо, тормозить им слишком сильно. Замедляться нужно обоими колесами».
У профессионалов это получается автоматически, любителям же нужны тренировки, что-то сродни контраварийному вождению. А в экстренной ситуации мы действуем инстинктивно — не мудрено и пережать тормоз.
Он их не сбил, но пострадал сам
Самое главное — Олег избежал наезда на тех девушек. Сам он, перелетев через велосипед, упал на асфальт, сильно ударившись лицом. В редакции есть снимок последствий — все серьезно. Не публикуем его по этическим соображениям и по просьбе нашего героя.
— Был какой-то минутный нокдаун, состояние полусознательное. Знаете, я когда-то занимался боксом — именно нокдаун, ощущения один в один. Прилично так приложился лицом, шея очень болела — я лишь надеялся, что это мышцы, а не позвоночник. Болели также спина, руки. Те, кто видел, что произошло, подошли, пытались как-то помочь. Помню, спросил, где же эти красавицы, которые выскочили на дорожку, но их и след простыл. Думаю, они даже не останавливались: как сбежали с горки, так и убежали подальше — им-то что? — говорит собеседник.
Придя в себя, мужчина сел на велосипед и с трудом, осторожно направился домой. На следующее утро стал ясен масштаб полученных повреждений: ссадины на лице потемнели, один глаз заплыл кровью, руки были сбиты.
— Я поехал сначала в 6-ю больницу, оттуда меня направили в 5-ю, дескать, их профиль. Сделали КТ, какие-то еще процедуры, взяли анализы. После, в 10-й ГКБ, проверяли глаз — обошлось: диагностика показала, что никакой катастрофы с ним нет, повреждения только внешние, — отметил велосипедист.
Забегая вперед, скажем, что к настоящему моменту мужчина полностью восстановился от полученных повреждений.
Милиция звонит, а потом приезжает
— Как оказалось, из больниц, куда я обращался, информацию передали в РУВД. Мне потом объясняли, что это такое правило: медучреждения обязаны сообщать обо всех подозрительных случаях в милицию. Наверное, внешне мои травмы напоминали побои. В общем, на следующий день после визита в больницу мне позвонили из милиции. От меня потребовали дать объяснения относительно произошедшего, но я ответил, что к ним не поеду, так как пока не в состоянии это сделать. Тогда они сами ко мне приехали, уже через час у подъезда была машина. Поднялись в квартиру, взяли с меня объяснения под запись — все серьезно, — говорит Олег.
В РУВД позднее все же пришлось ехать: вызвали для дачи дополнительных пояснений.
— На мой вопрос, с чем связано такое внимание к этому случаю, мне ответили, что дело не только в том, что проверяются обстоятельства происшествия, но и, поскольку речь о велодорожке, есть правило фиксировать всех участников на случай, если объявятся пострадавшие. Чтобы если кто-то скрылся с места происшествия, его могли вычислить. Возможно, если бы все это случилось не на велодорожке, таких проверок и не было бы, но при данных обстоятельствах схема отработана, — поясняет мужчина.
Возможный сценарий: велосипедист сбивает пешеходов и уезжает, затем обращается за медицинской помощью в больницу. Также в больницу обращаются и сбитые им пешеходы. Фиксация и проверка каждого такого обращения — возможность установить, что произошло и кто в этом виноват.
Велосипедист пострадавшим быть не может?
Но в истории Олега виновных не оказалось.
— Спустя пару месяцев мне пришел ответ из РУВД: в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с отсутствием состава преступления. Такое решение, как я понял, было связано с тем, что не был установлен пострадавший — я никого не сбил. А то, что упал, — это сам виноват. Мне написали, что я не выбрал безопасную скорость движения, — говорит велосипедист.
Он и не заводил разговор об уголовном деле, оценивая происшествие критически.
— В этой ситуации я бы разделил вину поровну между мной и теми девушками. Я действительно ехал быстро, нужно было медленнее. Понесло, наверное, — не знаю. А девчонкам не нужно было выскакивать на велодорожку, не глядя по сторонам, — считает Олег. — На велодорожке часто случаются опасные моменты, но, как правило, все заканчивается хорошо. В моем случае так сложились обстоятельства.
А что ПДД?
По Правилам дорожного движения (п. 2.6), велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов, обозначенный дорожным знаком «Велосипедная дорожка».
Главная велодорожка Минска действительно размечена как полагается, установлены знаки. Вот только пешеходов это зачастую не останавливает. И, как мы видим на двух примерах — Егора и Олега, в случае чего больше вопросов возникнет именно к велосипедисту, который, хоть и находится на своей территории, обязательно что-нибудь не учитывает. Ну хотя бы скорость у него небезопасная. Однако какую скорость считать безопасной на велодорожке, куда внезапно и откуда угодно могут выбежать пешеходы, вряд ли кто-то скажет.
Нарушают ли что-то пешеходы? Пункт 17.1 ПДД обязывает их двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. И лишь дорожный знак 4.5.1 «Велосипедная дорожка» говорит о том, что разрешается движение только на велосипедах, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки — и движение пешеходов, при этом пешеходы не должны создавать препятствий для движения велосипедистов.
Создавать препятствия нельзя, но привлекли ли кого-либо из пешеходов к ответственности за это, даже если, как в случае с Олегом, велосипедист упал и получил повреждения? На данный момент мы не располагаем такой информацией.
Также напомним, что движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (п. 148 ПДД).
Парк Победы. Велосипед и сегвей
Да что там велосипедисты и пешеходы: существует и стала привычной целая категория участников дорожного движения на так называемых средствах индивидуальной мобильности (сегвеи, электросамокаты, моноколеса и т. д.), права и обязанности которой де-факто отдельно не прописаны в Правилах дорожного движения. Тот же сегвей — это же не велосипед (по ПДД — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем), верно? Можно ли назвать человека на сегвее или электросамокате пешеходом (по ПДД — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы)? Так где ему место? И кто будет виноват, если случится что-нибудь плохое?
Историю в тему рассказал другой наш читатель — Дмитрий.
— Это было в позапрошлом году. Я ехал по парку Победы, спускался со стороны стелы. Набрал скорость — там как раз с горочки, ничего не предвещало беды. Сто раз до этого так же ехал — все было нормально. А в тот раз с пешеходной дорожки выехал сегвей, — вспоминает собеседник.
Кто бывал в тех местах, хорошо знает, что в теплое время года в этой части парка действует прокат сегвеев и всяких таких штук. Плюс пешеходы, свадебные фотографы, владельцы собак — еще одно потенциально опасное место для велосипедного движения.
— Там кусты частично перекрывают обзорность. Я ехал на большой скорости, а он вдруг выехал, свернул на меня и остался в моей полосе — на встречной для него по сути. И вот мы лоб в лоб… Метров за 10—15 до него я попытался что-то сделать, стал уходить вправо в надежде, что он выедет на свою полосу. А он как раз тоже стал смещаться в эту же сторону. В общем, столкнулись. Скорость у него была небольшая, а у меня большая. Он отлетел, а я стал кувыркаться, шея раз десять хрустнула. Думал, что сломал ее, — рассказывает Дмитрий.
Кроме шеи повреждения оказались характерны для такого падения на асфальт: ссадины на лице, сбитые руки.
— Самое главное, что не было сотрясения. Я просто знаю, что это такое и насколько серьезным может быть. Но в тот раз пронесло: я остался в сознании. Шею ушиб очень сильно, но обошлось безо всяких смещений. Очень жесткое столкновение было. Подошли люди, хотели помочь, но я тогда почему-то решил, что скорую вызывать не надо, — говорит собеседник.
Договорились на месте
Велосипед тоже оказался сломан: согнуло переднюю вилку. С тех пор он так и стоит у Дмитрия в гараже: мужчина на него больше не садился, забросил поездки.
— С этим парнем на сегвее мы общались тогда на месте происшествия. Он подошел, принес воды, салфетку, пытался как-то помочь. И вину свою признавал, говорил, что не должен был там быть. В общем, решили все на месте, 100 рублей я ему обозначил за сломанный велосипед — он сразу и заплатил, вызвал мне такси, — вспоминает Дмитрий.
В больницу мужчина не поехал. Говорит, был схожий опыт, он знал, что делать, как обрабатывать свои раны. Ну а раз не обращался в больницу, то и милиция, похоже, ни о чем не узнала, до разбирательства дело не дошло.
— Иначе, думаю, тому парню могли бы грозить большие неприятности, причем даже без моего заявления, — считает велосипедист.
Послесловие
И Олег, и Дмитрий, и многие другие велосипедисты и пешеходы, с которыми нам удалось пообщаться, считают велодорожку классным, красивым местом, гордостью столицы. 27 км через весь город, вдоль реки и живописных пейзажей — класс! Но все чаще люди отмечают: чтобы покататься и не попасть в неприятности, нужно быть и очень осторожным, и очень везучим одновременно. Чтобы никто не появился из-за куста, чтобы никто не сбежал с горки прямо под колеса.
Что показательно, никто не предложил установить забор и отделить велодорожку, да это и немыслимо. Не хватает не ограждений, а понимания того, что это за место и как себя нужно там вести. Ясности не хватает в том числе и в Правилах дорожного движения: участники в случае чего обращаются именно к ним и не находят там ответов даже на простые вопросы — кто что должен и кто чего не должен делать? И ведь показательно, что происшествия разбирает не ГАИ, а милиция, хотя в теории и пешеходы, и велосипедисты являются участниками дорожного движения, и те, и другие обязаны выполнять требования ПДД.
«От неприятностей там никто не застрахован», — сказал об этой велодорожке один очень уважаемый в велосипедной среде человек.
А хочется быть застрахованным. Выполнять правила, пусть жесткие, но знать, что именно они в конечном счете защищают тебя от беды.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by