Рассказ что из чего сделано

Автор: л.п. рогожкина,соликамск, 2020 г. тема урока/ класс/место из чего что сделано? 2 класс, второй урок в теме: жизнь города

Автор:
Л.П. Рогожкина,

Соликамск, 2020 г.

Тема
урока/ класс/место

Из чего
что сделано?
(2 класс), второй урок в теме: «Жизнь города и
села»

УМК

«Школа
России»

Цели
деятельности педагога

Подведение
обучающихся к выводу о том, что окружающие предметы сделаны из природных
материалов. Обладающих разнообразными свойствами; формирование представления
о некоторых производственных процессах.

Тип урока

Урок усвоения  новых знаний (УНЗ)

Технология обучения

Технология развития креативного мышления (Эдвард де
Боно)

Планируемые

образовательные

результаты

Планируемые
результаты:

Метапредметные

Регулятивные:

уметь
формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее
выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы;
осуществлять контроль и коррекцию;  уметь мыслить креативно, неординарно; 
оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Познавательные:

классифицировать
предметы по их свойствам, составлять производственные цепочки, по рисункам составлять рассказ,
практически выявлять свойства веществ, заполнять таблицу.

Коммуникативные:

Работать
в группе. Уметь договариваться друг с другом, составлять план совместных
действий, объяснять свою точку зрения, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные:

Узнать,
какие природные материалы используются для изготовления изделий;

Научиться
составлять простейшие производственные цепочки.

Личностные:

Обеспечить
познавательную мотивацию обучающихся, бережное отношение к вещам; уважительное
отношение к труду людей.

Методы

Репродуктивный, частично – поисковый,
практический;

Словесный, наглядный

Форма
обучения

Фронтальная, групповая.

Образовательные
ресурсы и оборудование

УМК
«Школа России»:

·      
Плешаков А.А. «Окружающий  мир»  учебник
для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2012., рабочая тетрадь  для 2 класса.
Ч.1. М.. Просвещение, 2012.,

·      
 презентация,

·      
раздаточный материал для работы в
группах,

·      
сигнальные карточки (красный, зелёный),

·      
мешочек с предметами.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся

1.     Организационный
момент

Прозвенел звонок весёлый!

Все готовы? Да, готовы!

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать
начинаем!

Настраиваются
на урок.

2.     Самоопределение
к учебной деятельности

·       
В жизни происходит много интересного и
необычного. Сегодня мы с вами попадем на необитаемый остров.

·       
(Слайд 1) Что это значит?

·       
Представьте, что мы останемся там
навсегда и нам нужно создать своё хозяйство.

·       
Как по-другому называется хозяйство?

Отвечают
на вопросы

Там
никто не живет, там нет вещей и т. д.

Экономика

3.    
Актуализация знаний и фиксирование
затруднений в деятельности

·       
Что такое экономика? Из
каких частей состоит экономика? Для того чтобы это вспомнить, поиграем в игру
«Да или нет».

·       
Верно ли, что экономика –
это хозяйственная деятельность людей? (да)

·       
Верно ли, что хлеб,
молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

·       
Верно ли, что бумажные
деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

·       
Верно ли, что в наши дни
деньги не делают из дерева? (да)

·       
Верно ли, что одежду,
обувь, мебель производят в торговле? (нет)

·       
Верно ли, что маляр,
каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

·       
Верно ли, что продукты и
вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

·       
Верно ли, что вместе со
строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и
промышленности? (да)

·       
Верно ли, что все отрасли
экономики связаны друг с другом? (да)

·       
Для того чтобы жить и вести хозяйство на
острове, нам нужны самые необходимые вещи. (Слайд 2)

·       
Какие из этих предметов мы не сможем
найти на необитаемом острове? Почему?

·       
Попробуйте дать общее название этим
предметам.

·       
Как называется отрасль экономики,
изготовляющая вещи?

·       
На необитаемом острове сможет нам помочь
промышленность?

·       
Где же тогда нам взять необходимые вещи?

Работа с сигнальными
карточками: если «да» — зеленый цвет, если «нет» — красный.

Дети
выбирают и объясняют, что это рукотворные объекты.

Промышленность.

Не
сможет.

Человек
может сам изготовить вещи.

4.Постановка
учебной задачи

·       
А из чего же мы будем делать необходимые
вещи?

·       
Выскажите предположения по поводу темы
нашего  урока?

·       
Откроем учебник и проверим, оправдались
ли наши предположения. (с. 108)

·       
Как вы думаете, какие учебные задачи нам
предстоит решить? (Слайд 3)

·       
А согласен ли с вами Муравьишка — Вопросик? Прочтем.

·       
Что кажется трудным и пока непонятным?

·       
Для этого
мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и
прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. А что и кто  нам в
этом может помочь?

Из
природного материала.

Из
чего что сделано?

Проверяют
сказанное по учебнику.

Называют
задачи урока.

Читают
учебные задачи на слайде.

Что значит изображать производственные цепочки?

Учебник, дополнительная литература, интернет,
взрослые.

5.Постановка
проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания)

Вашему
вниманию предлагаются предметы. Они вам хорошо знакомы. Вы должны разделить их
на группы так, чтобы в каждой группе  все предметы были сделаны из одного
материала.

·       
чашка, кувшин, глиняная игрушку-свистульку — из глины 

·       
варежки, платье, пальто — из шерсти (ткани,
ниток)

·       
лестница, стол, тетрадь) — из древесины (дерева)

·       
(ложка, кастрюля, ножницы) — из металла

А
чтобы исследовать поближе свойства данных предметов предлагаю поработать в
группах и выполнить несколько заданий. Для этого вы уже разделились  на 4
группы перед началом урока.

Задание
1.
Каждая группа из мешочка достаёт 1
предмет, который вы должны исследовать, а результаты исследования  занести  в
таблицу, в соответствующую графу. (Приложение 1)

·       
Проверим себя!  (Слайд 4)

·       
Расскажите о свойствах предложенного предмета.

(Приложение 2)

Задание
2.
  Расположите картинки процесса изготовления
вещей по порядку, т.е. составьте производственную цепочку. Картинки находятся
в конверте. (Слайд 5)

В
помощь можете использовать учебник стр. 109 — 111.

Делят
предметы на группы всем классом.

Делятся
на группы. Изучают свойства предмета в группе. Результаты заносят в предложенную
таблицу.

Проверяют
по эталону.

Представляют
результаты  работы в группе, дополняя предложения словами из таблицы, которую
сами составляли.

Обсуждают
в группах и составляют рассказ по картинкам.

6.
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

·       
Представьте, пожалуйста, живую модель
составленной вами производственной цепочки.

·       
А правильно ли вы составили
производственную цепочку, узнаете после минутки отдыха.

Вся
группа представляет свою работу.

7.
Физкультминутка

Буратино
потянулся, (Слайд 6)

Раз
— нагнулся, два – нагнулся,

Руки
в стороны развёл,

Видно,
ключик не нашёл.

Чтобы
ключик нам найти-

Нужно
нам ещё расти.

А
из какого материала был сделан Буратино?

Выполняют
движения.

Из
дерева.

8.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.

Формирование
адекватной самооценки и самоконтроля

Самопроверка
по эталону. (Слайды 7, 8,9,10)

А
можно ли вещи, которые вы исследовали сделать из другого материала?

Задание
3.
 Придумайте предмет, который можно
сделать из разных материалов и загадайте его, ответив на 3 вопроса:

Что?        
Какой?        Для чего?

Задание 
1 и 3    направлено   на формирование   креативного мышления.

 Используется приём «формулирование      вопросов»
и метод «морфологический анализ» )

Сравнивают
с правильными ответами.

Да,
только этот материал должен обладать соответствующими свойствами.

Линейка
(дерево, пластмасса, металл)

Школьная
принадлежность, длинная, для черчения.

Конструктор
(дерево, пластмасса, металл) Игрушка, сборная,  для изготовления предметов.

9.Включение
в систему знаний и повторения

·       
Много или мало времени нужно для
изготовления каждой вещи?

·       
Как нужно относиться к вещам?

·       
Как вы думаете, могут ли запасы
природных богатств истощиться?

·       
Что нужно делать, чтобы этого не
произошло? Приведите примеры из жизни.

Много

Бережно

Ответы
детей.

10.Рефлексия
деятельности

·       
Подведем итог урока.

·       
Вернемся к нашим учебным задачам. Решили
ли мы их? Восстановите предложения. (Слайд 11)

·       
Сможем ли мы прожить на острове теперь,
зная из чего можно сделать те или иные предметы?

·       
Домашнее задание (Слайд 12)

Задания с.
71, №4 (Рабочая тетрадь) Стр.108-111 по учебнику, прочитать и ответить на
вопросы.

Оцените свою работу на
уроке с помощью соответствующей позы
. Если вам
понравилось, стойте прямо с улыбкой, если нет – опустите голову вниз, если
было что – то непонятно – закройте лицо руками.

На счет 5 – заканчиваем урок.

Подводят
итог урока, восстанавливают предложения.

Сможем

Выбирают
и показывают соответствующую позу.

1.    
Окружающий мир: 2 класс: учебник в 2
частях / А.А.Плешаков– М. : «Просвещение», 2018.

2.    
Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь
№2 / А.А.Плешаков– М. : «Просвещение», 2019.

3.    
Универсальные поурочные разработки по
курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

4.    
Моя первая энциклопедия: Научно-популярное
издание для детей / Л. Я. Гальперштейн – М.: ООО «Издательство «Росмэн Пресс»,
2003.

5.    
Развитие
исследовательских умений младших школьников [Н.Б. Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.
Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой.- М.: «Просвещение», 2011

1.    
Проведи наблюдение за предметом.

2.    
Запишите результаты наблюдений в таблицу.

Приложение
2.

Расскажите о
результатах своих наблюдений классу.

Отчёт группы.

Мы работали с
предметом, который сделан из ……………..

Мы
установили, что этот предмет имеет такие свойства: (назови свойства по
таблице).

Мы
установили, что это вещество имеет такие свойства: (назови свойства по
таблице).

Мы пришли к
выводу, что свойства предмета и свойства и вещества, из которого он сделан:
Одинаковы / Различны (назови твой выбор)

Так, друзья, сегодня будет большой и интересный пост о советском дефиците — таким словом называли недостаток или полное отсутствие того или иного вида товаров в советских магазинах. Практически всё время существования СССР существовал дефицит на те или иные товары потребления — как легкой промышленности, так и продовольственные. Особенyо сильно дефицит проявился в последние годы, когда плановая советская экономика полностью себя изжила,

Что такое рыночный дефицит? Это превышение спроса над предложением. Деньги у населения были, их покупательная способность оставалась прежней — но товаров, которые можно было купить за эти деньги, не было. Плановая экономика в том виде, в котором она существовала в СССР, не могла обеспечить достаточного количества нужных населению товаров, а многие нужные вещи попросту не производились, так как считались в СССР «признаками буржуазного потребительства», пишет Максим Мирович в Facebook.

Видео дня

Какие товары были дефицитными? Ситуация сильно отличалась в зависимости от года, а также от региона большой страны. Лучше всего снабжались столицы союзных республик, а также спецгорода (вроде Припяти), тогда как в азиатской части страны и в городах меньшего масштаба со снабжением было сильно хуже. Те, кто говорит, что в «СССР все было» — жили чаще всего в крупных городах, плюс вероятнее всего отоваривались в спецмагазинах, где было действительно «всё».

Итак, в сегодняшнем посте – большой и интересный фото-рассказ о дефиците. y

02. Пустые полки мясного отдела продуктового магазина, фото сделано в восьмидесятые годы. Хорошее мясо либо вообще не завозилось в магазины, либо раздавалось по завышенной цене «по знакомству» — часто с черного хода магазина. Помимо мяса, особо дефицитными продуктами были сырокопчёные и сыровяленые колбасы (из-за наличия в них мяса, в отличии от вареной, которую делали неизвестно из чего), натуральный кофе (вместо него был распространен «кофейный напиток» с цикорием), хорошие рыбные консервы.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

03. Фрукты и хорошие овощи тоже были дефицитом, в Минске в отделах «овощи/фрукты» продавали одни местные кислые яблоки, из овощей были немытая морковка, пожухлая свекла, подгнившие капуста и лук. Полки отделов консервированных овощей и фруктов могли быть уставлены большими трехлитровыми банками с яблочным либо березовым соком — больше ничего не было.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

04. В советской одежде дефицита особо не было, но в целом в восьмидесятые годы народ не слишком охотно покупал вещи отечественного производства из-за их страшноватого вида. При этом мне попалась вот такая фотка, сделанная в восьмидесятые — видимо, в каких-то регионах страны даже советская одежда и обувь была дефицитом.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

05. Из белья — дефицитом были хорошие носки и женские колготки (последние были вообще жуткой редкостью). Дырявые носки никогда не выбрасывали — у многих пожилых людей еще и сейчас есть советская привычка штопать носки на лампочке.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

06. Говорят, где-то были дефицитными даже обычные советские синие шерстяные спортивные костюмы. После Олимпиады 1980 года в моду вошел «адидас», и всё с тремя полосками буквально разметали с прилавков.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

07. В наиболее острые периоды товарного дефицита промтоварный отдел магазинчика где-нибудь на периферии мог выглядеть примерно так — на полках лежало несколько «неликвидных» товаров советской промышленности вроде вышедших из моды шляп и какого-нибудь одинокого плаща 60-го размера.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

08. Огромные очереди выстраивались и за алкоголем — это массово началось после объявление Горбачевым т.н. «антиалкогольной компании». Примерно тогда же у пролетариев вошла в моду привычка пить Тройной одеколон и другие парфюмерные изделия — нормального алкоголя было просто не купить. Красное вино могло появиться в продаже перед праздником, а также по особому случаю — скажем, в Киеве продавали разливоное красное вино после аварии в Чернобыле, так как считалось, что оно выводит радиацию (на самом деле нет).

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

09. Поскольку цена товара в денежном эквиваленте уже не могла регулировать спрос на те или иные товары естественным путем (спрос намного превышал предложение), правительство стало вводить различные дополнительные меры — стали появляться талоны и товарные книжки. Фото конца восьмидесятых годов — продавщица делает отметки в товарной книжке покупателя — даже когда дефицитные товары появлялись в продаже, их количество было строго лимитировано и продавалось «по талонам».

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

10. Многие любители СССР сейчас пишут, что мол талоны — это уже постсоветское изобретение «лихих девяностых», когда «демократы развалили великую страну», Но это простая путаница причины и следствия — «великая страна» развалилась во многом по экономическим причинам, не сумев обеспечить своих граждан даже самым необходимым, а талоны стали появляться именно в последние годы существования СССР.

На фото — талоны на товары первой необходимости, выдаваемые в 1990-м году в Нерюнгри, до конца СССР остается еще больше года.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

11. Помимо талонов, существовали и другие, менее формальные способы регуляции продажи дефицитных товаров. Скажем, детское питание могло выдаваться по неким «спискам детского врача», что запечатлено на вот этом снимке:

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

12. Продажа некоторых дефицитных товаров была не лимитированной и осуществлялась без талонов, но такие товары просто слишком редко появлялись в продаже. Нужно было иметь знакомых продавцов в близлежащих магазинах, которые могли доверительно сообщить — «завтра выбросят» то и это, не забудьте занять очередь». После завоза таких товаров в магазин они разметались в течение 1-2 часов.

На фото — дядечка в очках набрал несколько десятков пачек «дефицитных» сигарет, причем это дрянной «Беломорканал», который приличные люди не курили. В Минске «Беломор» продавался свободно, а вот «Космос» был весьма дефицитным и престижным, потому что (в отличии от «Астры» и «Примы») был с фильтром и в целом напоминал «западные» сигареты. Блок «Космоса» был вполне серьезной советской внутренней валютой — который можно было выменять, например, на палку такой же дефицитной сырокопченой колбасы или баночку красной икры.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

13. Типичная картина тех времен — очередь стоит за чем-то дефицитным, судя по коробкам — это торты, «выброшенные» в продажу перед праздником (вероятнее всего, перед Новым годом или 7-м ноября). Даже за дрянными тортами с жуткими масляными розочками желтого, салатового и розового цветов люди выстаивали огромные очереди.

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

14. Очень престижной во времена дефицита была профессия продавца — особенно старшего, заведующего тем или иным отделом магазина. Можно было почти легально сколотить себе состояние — количество дефицитных товаров, приезжающих в магазин, было как правило меньше, чем количество покупателей, желающих их приобрести. Люди искали знакомство с такими продавцами, чтобы товары «по знакомству» достались именно им. С точки зрения закона всё было безупречно — закон ведь никак не регламентирует, какие именно граждане должны купить дефицитный товар.

Вот очень хорошее фото тех лет – посмотрите, как заискивающе покупатели смотрят на продавщицу, и как самоуверенно и развязно она себя чувствует — сразу понятно, «кто здесь власть». Так и вижу эти диалоги — «ну пожалуйста, может быть на складе что-то осталось?» — «Ничего не осталось! Вас много, а я одна!»

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

15. Пустые прилавки…

Как выглядели магазины в СССР и что можно было в них купить. Фото

В начале девяностых, в годы реальной, а не фиктивной перестройки экономики, товарный дефицит еще сохранялся какое-то время, а затем постепенно сошел на нет — плановая экономика ушла на обочину истории, уступив место более жизнеспособным моделям.

А вы помните времена дефицита? Что вообще думаете о той эпохе?

Напишите в комментариях, интересно)

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост, который я давно задумал — о том, как существовало крепостное право в Российской Империи, как оно было устроено изнутри и какие последствия этого общество ощущает ещё и сегодня. Если вдуматься — то всё это происходило совсем недавно — крепостное право было отменено в 1861 году, и ко времени переворота 1917 года были ещё живы люди, помнящие крепостничество, им было по 60-70-80 лет — фактически, это были отцы и деды большевиков, которые пришли к власти после Октябрьского переворота.

В комментариях к моим постам читатели часто пишут, что я сильно очерняю СССР и идеализирую царские времена, но я их вовсе не идеализирую — в ту эпоху было множество позорных и страшных страниц истории, за которые сейчас стыдно — и крепостничество как раз одна из таких страниц. Люди не должны торговать людьми, и победить крепостное право нужно было обязательно. Другой вопрос, что пришедшие после 1917 года к власти большевики сделали ещё хуже, пишет Максим Мирович для Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о крепостном праве в России, а также интересный и важный вопрос.

Откуда взялось крепостное право?

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Крепостное право оформилось в конце XVI века, когда крестьянам окончательно запретили переходить от одно землевладельца к другому. В 1592 году в Княжестве Московском был отменено правило Юрьего дня — в этот день крестьяне имели право переходить к другому помещику. Говорят, именно отсюда пошла поговорка — «вот тебе, бабушка, и Юрьев день». До этой поры крестьяне были относительно свободными и были лишь обязаны отрабатывать барщину либо платить оброк (современный аналог налогов, уплачиваемый процентом от произведенных товаров, собранного урожая и т.д.).

Дальше было только хуже — с середины XVII века устанавливался неограниченный срок по поиску и поимке беглых крепостных — то есть, помещик имел право вернуть в своё поместье как самого крестьянина, так и всю его семью, включая его потомков. Личное хозяйство крепостных крестьян теперь тоже стало считаться собственностью помещика. При этом в XVII веке всё же ещё не было открытой и массовой торговли крепостными — в одном из уложений говорилось, что «крещёных людей никому продавать не велено».

Начиная с XVIII веке законы стали изменяться — теперь стало можно свободно торговать крепостными. Фактически, то что начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян (обязательные налоги+запрет на переход к другому помещику) начало превращаться в полное лишение крестьян каких-либо гражданских прав — началось настоящее рабство.

В XVIII и всей первой половине XIX века процветала свободная торговля крепостными крестьянами. Существовали некоторые ограничения, вроде запрета на разделение крестьянской семьи, но и они соблюдались далеко не всегда, крестьянин признавался личной собственностью помещика, и если во время «телесных наказаний» он погибал — то помещик не отвечал перед законом, словно убил курицу или теленка…

Как жили и работали крепостные.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

«Крепостной люд» составлял немалую часть населения больших городов Российской Империи. В тридцатых годах XIX века население Петербурга насчитывало 450.000 человек, их которых «барских невольников» было 200.000 — почти половина населения. Крепостных держали в постоянном страхе, согласно предписанию — «они должны были жить тихо, смирно и в постоянном страхе наказания». Во избежание побегов крепостным не выдавались паспорта — то же самое будет сделано по отношению к крестьянам десятилетиями позднее, уже в СССР.

В городах крепостные рабочие участвовали в крупных стройках — именно они возвели большинство монументальных зданий в Петербурге — который в середине XIX века, кстати, был малоэтажным городком с большинством домов из дерева, а не из камня. На крупных стройках за рабочими надзирали смотрители и десятники — они часто были свободными людьми и иностранцами «из немцев».

Как и в сталинском СССР, жили крепостные в больших бараках целыми артелями, либо снимали какие-то большие помещения (тоже целой артелью). Одно из общежитий было на Сенной площади — общежитие состояло из больших комнат в несколько окон с русской печью в углу, а вдоль стен возвышались многоярусные нары, на которых спали крепостные — в комнате площадью 30-40 метров могло жить от 40 до 60 человек — мужчины, женщины и дети.

Питались петербургские крепостные очень плохо — ежедневной едой был простой черный хлеб (который брали с собой на работы), в лучшем случае к хлебу мог быть кусочек масла или луковица. Вечером на русской печке в общежитии готовились какие-нибудь «щи», которые очень отличались от современного варианта этого супа — чаще всего это был просто порубленный на 4 части и отваренный в подсоленной воде кочан капусты.

Как торговали людьми в Петербурге.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Газеты в конце XVIII-XIX веках пестрели объявлениями о «продажных людях». В одном из объявлений помещик распродавал своё «имущество» — «уже всё продано, осталась только дойная корова и мальчик, умеющий чесать волосы». Рядом могло быть такое объявление — «продаётся малый 17 лет и набор мебелей». В другом номере газеты сообщалось — «продаётся девка лет 30-ти и молодая гнедая лошадь». А в номере за 1800 год было такое объявление — «продаётся муж с женою, лет 40-45, доброго поведения, и молодая бурая лошадь». Продавцы, не стесняясь, в красках расписывали свой товар — «девка хороша с лица и дородна», «малый мастеровит и умеет сапожному делу», баба 40 лет, не уступит хорошему кухмистеру в приготовлении кушанья».

Помимо продаже крестьян по объявлениям, существовали также настоящие невольничьи рынки — их устраивали предприимчивые люди по образу и подобию восточных рынков. Невольничьи рынки располагались в видных и проходных местах российской столицы — например, у Поцелуева моста или на Лиговском канале. Покупатели приходили туда и выбирали «товар», при этом вели себя, как при покупке лошади — обязательным считалось ощупать покупаемого крепостного «на предмет увечий и немощи», а также посмотреть зубы.

Какова была цена на крепостных? В разные десятилетия стоимость менялась. Дороже всего стоили мастера своего дела, повара и парикмахеры, а дешевле всего — немощные крестьяне, «не могущие работать». В конце XVIII века крепостные стоили по нескольку десятков рублей — в 1782 году была произведена опись имущества капитана Зиновьева, в которую включили и крестьян — «Леонтий Никитин, 40 лет, по оценке 30 рублей. У него жена Мария Степанова, 25 лет, по оценке 10 рублей. Ефим Осипов, 23 лет, по оценке 40 рублей. У него жена Мария Дементьева, 30 лет, по оценке 8 рублей».

Ближе к концу XIX века цены стали расти, и крепостных продавали уже по нескольку сотен рублей «за душу», особенно высокими цены были в столице.

Конец крепостничества и «Крымнаш« XIX века.

Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

Как ни странно, поводом для отмены крепостного права послужил вовсе не рост какого-то там гуманизма (который был уделом небольшой горстки интеллектуалов, читающих книги и писавших статьи в газеты), а банально из-за нехватки денег — за несколько лет до 1861 года и знаменитой Крестьянской реформы Россия влезла в Крымскую войну, которую унизительно проиграла.

Царская Россия была довольна, но война привела к полному опустошению российской казны и к практическому разрушению российской финансовой системы. России пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, и рубль обесценился в два раза (что-то это мне напоминает). Крепостное право стало невыгодным бременем на теле и так хилой экономики — и его решили отменить.

Разумеется, крепостным крестьянам никто не рассказал о том, что всё дело в экономике да в Крыме, всё было обставлено как высочайшая царская милость — мол, проснулся утром царь, да решил по доброте душевной отпустить всех на волю. Манифест так и назывался — «О Всемилостивейшем Даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В переводе с царского на русский это означает, что теперь несвободные крестьяне приравнивались к свободным.

При этом данная «свобода» не сильно отличалась от прежней несвободы — да, людьми перестали торговать, но теперь они должны были платить помещику оброк за пользование его наделом либо отбывать барщину. В общем, даже «окончательное приобретение Крыма» не сделало бывших крепостных счастливыми…

Тени прошлого. Вместо эпилога.

Крепостное право было отменено всего чуть более 150 лет назад, и пришедшие в 1917 году к власти большевики были в 1-2 поколении выходцами из семей крепостных. Хорошо это было или плохо? С одной стороны, люди старались освободиться от векового гнета, который знали по рассказам отцов/дедов, а с другой стороны — сами того не ведая, полностью впитали семейные привычки и уклад бывших крепостных.

По сути, возведенная в СССР хозяйственная система ничем не отличалась от крепостничества, а местами даже переплевывала его — у людей по-прежнему не было никаких прав, не было реальных профсоюзов по защите их прав, а крестьяне до 1970-х годов даже не имели паспортов — и советский колхоз мало чем отличался от крепостнической общины. Во времена крепостничества считалось, что помещик имеет «высшую власть» над крепостными, в СССР такой властью стало обладать абстрактное «государство», которое рассматривало жителей страны не как свободных граждан, а как своих подданных.

Что интересно — многие российские публицисты и сейчас ещё считаю крепостное право чем-то хорошим, выдавая перлы вроде «крепостничество являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности».

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

logohttps://www.znak.com/2021-12-29/osnovatel_antropogenez_ru_aleksandr_sokolov_o_priznanii_kurpatova_glavnym_lzheuchenym_goda_vzlome_yu

2021.12.29

Научный журналист и главный редактор просветительского портала «Антропогенез.ру» Александр Соколов — один из организаторов антипремии «Почетный академик ВРАЛ» за достижения в области лженауки. Мы поговорили с ним про обвинения в травле, заказные заметки о мероприятии, способы вести диалог с конспирологами и о психотерапевте Андрее Курпатове, который стал лауреатом ВРАЛ в 2021 году.

Александр Соколов на форуме «Ученые против мифов»«ВКонтакте»

Сатирическую премию «Почетный Академик «Врунической Академии Лженаук»» (ВРАЛ) учредили портал «Антропогенез.ру» и фонд «Эволюция» в 2016 году. За «выдающиеся достижения в области лженауки, псевдонауки и их популяризации» победителю вручается статуэтка «Грустный рептилоид». В этом году лауреатом в основной номинации стал психотерапевт Андрей Курпатов. Его наградили за использование терминов «цифровой аутизм» и «информационная псевдодебильность» и популяризацию идеи о том, что использование смартфонов увеличивает риск суицида. 

Об итогах премии «Почетный Академик ВРАЛ» и личном отношении к Курпатову

— Вы сами голосовали за кандидатов на премию? Совпало ли ваше личное мнение с итоговыми результатами?

— Нет, конечно, я не голосую, я руководитель комитета. Я не вхожу в жюри. Не знаю, имеет ли смысл об этом говорить, но у меня каждый год есть фаворит, который никогда не побеждает. То есть я на свой вкус, может быть, по-другому бы проголосовал. Здесь мое мнение не играет роли, роль играет решение высокого жюри. Жюри решило вот так.

— Андрей Курпатов победил благодаря своей медийности?

— Безусловно, не только. Понимаете, если бы речь шла о том, что это некое народное голосование и все решает публика, то выбор наиболее известного кандидата понятен. У нас на финальном этапе есть народное голосование, которое дает один дополнительный голос. Один! В прошлом году вот этот дополнительный голос оказался решающим, потому что у нас два лидера голосования шли с одинаковым числом голосов. Победил тот, кому добавился один голос народа.

— А в этот раз?

— В этом году нет. Курпатов победил бы и без этого дополнительного голоса. Конечно, показатель популярности должен играть роль. Мы выбираем в том числе тех, кто имеет влияние на большую аудиторию. Малоизвестного фрика, который ведет блог с двадцатью подписчиками и рассказывает про форму Земли небылицы, вряд ли можно объявить главным пропагандистом лженауки года, даже если он нам очень понравится. А если у кого-то книги выходят миллионными тиражами, это, безусловно играет роль для оценки его вклада. Но не только это. На предварительном этапе отбора у нас экспертный совет оценивает кандидатов по нескольким критериям. Популярность — только один из них.

— У вас они, кажется, на сайте выложены? Владение темой, уровень вреда для общества и так далее.

— Да-да. 

— Как вам кажется, Курпатов в целом антинаучен или только в конкретных терминах?

— Курпатов — сложная фигура. Конечно, если сравнивать его с более очевидными мракобесами, тем же каналом «Крамола», который тоже был в финале, то там антинаучная направленность ярче выражена и вопросов не вызывает (ютуб-канал петербургского блогера Антона Мысливеца «Крамола» посвящен «секретным» технологиям, медицинским «заговорам» и «альтернативной истории». — Znak.com). Есть более сложные, более пограничные случаи. Может быть, они и более опасные поэтому, трудно сказать. 

Понятно, что сам Курпатов будет говорить, что он за науку и научный подход. Думаю, он даже будет искренен в этом. Другое дело, что получается на выходе. У нас были и другие примеры такого рода, когда в финал выходили представители академического сообщества. Допустим, Сергей Савельев, доктор биологических наук, заведующий кафедрой и так далее (одна из идей Савельева — «церебральный сортинг», или сортировка людей в зависимости от индивидуального строения их мозга. — Znak.com). Курпатов же вещает на миллионную аудиторию как гуру, пренебрегая научностью ради драматических эффектов.

Вручение дипломов финалистам премии «ВРАЛ»Вручение дипломов финалистам премии «ВРАЛ»страница «Антропогенез.ру» в соцсети «ВКонтакте»

— Можете пример привести?

— Например, в научной статье написано, что ученые нашли при некоторых условиях корреляцию между временем, проведенным человеком в мобильном телефоне, и какими-то депрессивными тенденциями. Авторы пишут: кроме того, корреляция есть между депрессивным настроением и снижением объема времени, уделенного физкультуре, времени, уделенного религии, чтению СМИ и прочему. Дальше нужно разбираться, какая там причинно-следственная связь. Выясняется, допустим, что показатели депрессивности увеличивались только у мужчин, а у женщин нет. Это все отбрасываем и оставляем только громкую фразу: чем дольше человек сидит в мобильном телефоне, тем больше вероятность, что он покончит с собой. Это порочный подход к интерпретации. У господина Курпатова все в основном в таком духе. Это выглядит наукообразно, еще и звучит в исполнении гуру. Кто же будет его проверять?

— Получается, это такое упрощение и подмена понятий?

— Скорее искажение, манипулирование результатами. Классика наукообразной демагогии.

— Вы согласны с исключением из финала доктора Мясникова?

— Это беспрецедентная на самом деле история. Я колебался сам, коллеги мои колебались, но сразу несколько наших экспертов заявили, что Мясников в этом списке лишний, и мы больше навредим просвещению, если его там оставим. Мы советовались, совещались и решили его исключить, но дать утешительный приз — фильтр от автомобиля «Москвич» (на самом мероприятии ведущие сказали, что фильтр Мясникову пригодится для «фильтрации» информации. — Znak.com) и диплом абитуриента ВРАЛ. 

Уже после того, как это решение было принято, Мясников написал в своем телеграм-канале, что он своего мнения не менял. Формулировка у нас была как раз такая, что он свое мнение изменил и перешел, так сказать, на светлую сторону. Надо дальше следить за ним и за его поведением. Конечно, я понимал, что это вызовет вопросы и кто-то будет недоволен. Пришли к выводу, что репутационные риски были бы выше, если бы мы его оставили.

О популярности лженаучных видео в WhatsApp и спорах о коронавирусе

— Все финалисты премии, кроме Курпатова, известны своими сомнительными высказываниями о коронавирусе. Как вам кажется, насколько такие публичные заявления формируют общественное мнение?

— Они его и формируют, собственно, в значительной степени. У этих людей огромная аудитория. Сейчас на теме ограничений, вакцинации и прочего только ленивый не пытается хайпануть. Я не сомневаюсь, что госпожа Четверикова — искренний конспиролог и действует от чистого сердца (экс-преподаватель МГИМО Ольга Четверикова сейчас выступает на телевидении и активно высказывается об опасности вакцин, «чипировании», будущей цифровизации и «электронном концлагере». — Znak.com). Что касается канала «Крамола», там, как мне видится, у владельца скорее коммерческий интерес. Несмотря на все это, у обоих большая аудитория и к ним прислушиваются. Они имеют влияние. Безусловно, в ту скверную ситуацию, в которой сейчас все наше общество пребывает (я имею в виду медицину), вклад этих людей безусловно есть.

— Как власти могут этому противостоять и вести, например, пропаганду вакцинации?

— Было сделано много ошибок, на мой взгляд. У нас, конечно, с просвещением медицинским все довольно плохо, хотя мои коллеги стараются изменить эту ситуацию. Я не медик и прямо конкретные советы поостерегся бы давать, но очень печально, что у нас в итоге большинство людей не понимает, как работает вакцина. Тут и появляется Редько, который говорит, что к вам в клетки попадает вирус и вы становитесь трансгендером (врач Александр Редько известен своим непримиримым отношением к вакцинам от коронавируса, утверждает, что прививки могут привести к генетическим мутациям и иммунодефициту. Znak.com). 

В таких ситуациях проверяется, насколько все плохо с просвещением, с уровнем знаний у людей. Мало кто придавал такое значение этим вещам, пока не случилась эта совершенно жуткая пандемия. Она показала уровень доверия к власти, к академической науке и вообще доверия к медицине. Показала, что эти вещи могут влиять на выживание людей. Люди не прививаются, болеют и умирают, потому что не были решены эти задачи.

Рассказ что из чего сделаностраница Александра Сколова в соцсети «ВКонтакте»

— Почему люди верят именно в лженаучные теории? Почему ролик, который пересылают в Whats App, вызывает больше доверия, чем ссылки на научные исследования, даже если они изложены в популярной форме?

— У нас на форуме выступала [антрополог] Александра Архипова, которая занимается вопросом распространения слухов и сплетен, изучает, почему именно такие идеи распространяются, как вирусы.

Есть законы психики, есть законы распространения информации, почему определенные идеи становятся вирусными. Лженаучные идеи как раз обладают такими свойствами. Еще в советское время рассказ про то, что учительница еврейского происхождения отравила в школе детей, мгновенно распространялся по всей необъятной стране.

Понятно, что сплетни обладают простой структурой и легко запоминаются. Они касаются непосредственно жизни человека, того, что для него важно. Конечно, когда мы говорим о такой важной теме, как здоровье наших детей, мы спешим этим делиться с окружающими. Какой процент людей осилит научную статью в журнале Lancet, написанную на чужом языке, с цифрами и множеством умных слов? Хотя бы абстрактно?

— Наверное, небольшой.

— Вот вам ответ. Вот почему надо заниматься просвещением. Нужно этим вещам противопоставлять что-то — по возможности столь же доступное и столь же привлекательное. Это, конечно, сложно, особенно в области медицинской науки.

— Может быть, тем, кто выступает за вакцинацию, стоит запустить информационную кампанию, которая будет замаскирована под конспирологию? Так будет убедительнее?

— Не знаю, вообще такие игры всегда могут непредсказуемо аукнуться. Нужны более прямолинейные решения: нормальное качественное просвещение. Как-то изнутри взорвать конспирологов, самому их перекоспироложить… Не очень верю в такие схемы.

— Уже проводились какие-то похожие эксперименты?

— Какие?

— Как переконспироложить конспирологов.

— Именно в медицинской области не знаю, но в других областях были такие истории. Сейчас с Штатах даже существуют сообщества фейковых конспирологов, которые распространяют идею о том, что птицы — это на самом деле дроны, которые за нами наблюдают (движение называется «Birds arenʼt real» —  «Птиц не существует».Znak.com). Кажется абсурдным, но похоже на настоящие конспирологические теории. Сейчас стала популярна идея о том, что на нас что-то с самолетов распыляют, что ковид так к нам и попал. И люди в это верят. 

Митинг участников движения «Птиц не существует»Митинг участников движения «Птиц не существует»birdsarentreal / Instagram

— Правда, что если человек верит, например, в «чипирование», то он скорее поддержит и другую конспирологическую теорию? Что такие убеждения идут сразу «набором», я имею в виду.

— Я как не психолог и не социолог боюсь прямо категорично утверждать, но мне кажется, что — да, одна конспирология притягивают другого. То есть среди верящих в плоскую землю больше тех, кто верит в то, что на Луне американцев не было, а ковид — это афера мирового правительства. И этот же человек верит в каких-нибудь древних инопланетян, этот же человек считает, что Эйнштейн — агент мировой закулисы, историки нас обманывают и так далее. Одно притягивает другое. Эти идеи хорошо друг с другом слипаются. 

— Как с такими собеседниками лучше всего дискутировать?  Я понимаю, что это большой вопрос, но, может быть, есть какие-то наиболее эффективные стратегии? 

— На мой взгляд, это зависит от того, какую задачу вы хотите решить: хотите родственника переубедить или находитесь в публичном поле. Если это диспут перед аудиторией, то нужно понимать, что вам вряд ли удастся переубедить оппонента. Старайтесь решить какую-то задачу по отношению к тем, кто это слушает, к публике.  Вот среди них вы можете посеять доброе, разумное, вечное. Даже, может быть, не споря напрямую с оппонентом и в чем-то с ним соглашаясь. Помните, что убежденного конспиролога переубедить почти невозможно.

— А если речь идет о спорах с близкими людьми?

— Тут все гораздо грустнее. Если уж судьба вас связала с этим человеком, терпите, как говорится. Можно стараться не касаться этих тем или говорить мягко, аккуратно, без давления, без агрессии. Я понимаю, что это очень сложно! У человека должно произойти внутреннее событие, перелом, чтобы появилась мотивация. Знаете, это как человек вдруг уверовал в какую-то религию. Для этого же должно чудо произойти со знаком плюс или со знаком минус. Что заставит человека поверить в официальную медицину? Если у него на глазах умирает друг, может, возникнет мысль, что ковид — это не выдумка. Хотя голова у людей очень странно работает.

О взломе ютуб-канала и судьбе «Грустного рептилоида»

— Во время награждения вы просили зрителей написать, если они изменили свое мнение благодаря премии. Кто-нибудь откликнулся?

— Пока что еще ждем и надеемся.

— В этом году организаторы сталкивались с какой-то реакцией со стороны своих, так сказать, идеологических противников? За все время существовании премии какие были запоминающиеся провокации?

— Неделю назад нам ломали канал на YouTube. В течение суток мы его восстанавливали. К счастью, успели. По некоторым признакам, это были не случайные люди, а кто-то, кто знал, чем мы занимаемся. Я не могу никого конкретно подозревать, но, судя по всему, это были наши идейные оппоненты.

Награды для лауреатов премииНаграды для лауреатов премиистраница «Антропогенез.ру» в соцсети «ВКонтакте»

— Какой именно канал, «Антропогенез.ру»?

— Да. Взломщики немного похулиганили, в результате канал заблокировали. Мы имели переписку с техподдержкой YouTube, в итоге нам все восстановили и вернули доступ, к счастью. Были истории, когда нам атаковали сайт, накручивали голосования, подсылали на мероприятия провокаторов. Уже вышла какая-то явная заказуха на Regnum. Не хочу их рекламировать, но там прямо шикарная про нас статейка. Читать можно студентам в качестве учебного примера того, как можно переврать и извратить просто все. Кто-то уже подсуетился.

— Я еще видела несколько новостей про то, что либеральные СМИ атакуют психотерапевта Курпатова. Не одну и не две.

— Интересно, а чего либеральным СМИ его атаковать? Он вроде хорошо устроился при Сбербанке, в Совете Федерации выступал. 

— Не знаю пока, не читала.

— Был же скандал сейчас (речь идет об уголовном деле о мошенничестве, в котором Курпатов получил статус потерпевшего. Znak.com), но он начался уже после того, как его выдвинули. Я бы сказал, что это не очень приятное совпадение. Нам совершенно не хочется, чтобы такие вещи влияли на итоги нашего голосования, но это уже от нас не зависело. Просто так совпало. 

— С 2016 года кто-то из лауреатов премии забирал статуэтку «Грустного рептилоида», которая им предназначается, или никто так и не польстился? Статуэтка каждый год одна и та же?

— Нет, это не одна и та же. Тем не менее никто так ее и не забрал. 

— Жалко.

— У нас в этом году новый приз появился — Золотая кофейная клизма. На церемонии был такой шутливый момент с «переводом» интервью Билла Гейтса. Он якобы признался, что это его идея, и в «Грустного рептилоида» он встроил датчик, который улавливает мысли финалистов и передает их в галактический офис Microsoft. Они об этом догадываются и поэтому за статуэткой не приходят.

— Так вот в чем дело…

— Да. Может быть, придут за золотой кофейной клизмой? Ценный подарок все-таки! Это шутка, конечно, Редько вроде не собирается. Он в интервью уже сказал, что премию ему «за правду» вручили. 

— Вы победителей как-то оповещаете?

— Конечно, мы каждый раз им отправляем официальное приглашение. Чаще всего на него не отвечают. Иногда отвечают, но все равно не приходят. 

— Организаторов «ВРАЛ» постоянно обвиняют в травле. Что вы на это отвечаете?

— Тут нужно понять, что за понятие такое — «травля» и насколько сатира как таковая вообще уместна. Наши финалисты, например, проповедуют идеи, которые могут быть даже опасны для здоровья людей. Как, допустим госпожа Шукшина (заслуженная артистка Мария Шукшина активно выступает против прививок от коронавируса и продвигает идеи о «чипировании» и «цифровом концлагере. — Znak.com). Я уверен, что она это искренне делает, но своей деятельностью она, вероятно, способствует повышению смертности среди пожилых людей. Это очень серьезно. Мы не можем на эту тему уже даже посмеяться? Давайте запретим сатиру как жанр, потому что любую злую иронию можно счесть травлей. Мы же не имеем никаких юридических рычагов, не призываем никого сажать, штрафовать и прочее. Мы показываем позицию научного сообщества по отношению к таким деятелям. По-моему, имеем на это полное право. 

Доброе утро!

Жириновский сказал по телевизору, что России следовало бы начать бомбить Украину в новогоднюю ночь – часа в четыре утра, когда все уже напьются. В Минобороны России говорят то же самое, только наоборот:

  • Замминистра обороны России напомнил военным атташе иностранных государств, что НАТО готовится к масштабному вооруженному конфликту с Россией.
  • В Беларуси представили поправки к Конституции. Сегодня Путин может провести очередную встречу с Лукашенко в Петербурге.
  • Суд в Карелии увеличил срок бывшему главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву с 13 до 15 лет.
  • Флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана выдворили из России, продержав ночь в каталажке в аэропорту.

На спусковом крючке войны

Российские официальные власти публично не комментируют призывы «присоединять» и «бомбить» Украину, прозвучавшие из уст главы Чечни и депутата Жириновского. Напротив, замминистра обороны России Александр Фомин объяснил на брифинге для военных атташе и сотрудников иностранных посольств, что это НАТО готовит полномасштабный военный конфликт с Россией.

Американская Washington Post пишет со ссылкой на данные американской разведки, что российское наступление на Украину начнется со стороны Азовского моря, и здесь руководитель мониторинговой группы Института черноморских стратегических исследований Андрей Клименко объясняет, почему это, скорее всего, правда.

Бывший заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Сергей Кривонос отмечает, что современные войны ведутся не массой на массу, а на уровне высокоточного оружия, радиоэлектронной разведки, авиации и мелких десантно-диверсионных групп – и руководство Украины, по его мнению, не обращает достаточного внимания на эти вещи.

В России своя борьба

  • Петрозаводский районный суд Карелии увеличил срок главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву – с 13 до 15 лет колонии строгого режима. Общественность восприняла это с ужасом; защита обжалует приговор и будет добиваться полного оправдания Дмитриева. Уголовное преследование историка сталинских репрессий продолжается уже пять лет, «Мемориал» считает Дмитриева политзаключенным.
  • Впрочем, у самого «Мемориала» дела идут не блестяще: сегодня Верховный суд России продолжит рассмотрение дела о его ликвидации. Накануне «Ветераны России», недавно успешно изгнавшие из России рэпера Моргенштерна, обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности руководство и сотрудников «Мемориала» за «отрицание, умышленное замалчивание и фальсификацию фактов преступлений нацистских пособников путем увековечивания их памяти как жертв политических репрессий в СССР» (речь идет о том, что в списках репрессированных, которые составляет «Мемориал», обнаружились лица, сотрудничавшие с нацистами во время войны, – как будто это сотрудничество задним числом оправдывает вынесенные в отношении них неправосудные приговоры). На этом фоне Минобороны РФ отказалось убрать барельеф со Сталиным с Дома офицеров в центре Екатеринбурга.
  • Правозащитный проект «ОВД-Инфо», сайт которого заблокирован по решению Луховицкого райсуда Московской области за распространение «экстремистских материалов», опубликовал петицию, в которой призывает соцсети не блокировать аккаунты проекта по требованию Роскомнадзора. Здесь юрист «ОВД-Инфо» рассказывает, как ловко обошлась с ней Луховицкая прокуратура накануне судебного заседания о блокировке сайта, и объясняет, зачем это было сделано. Сам проект называет постановление суда «актом государственной цензуры». Вот краткий рассказ о десятилетней истории «ОВД-Инфо», помогавшего задержанным на мирных акциях.
  • Корреспондент Русской службы BBC Андрей Захаров, ранее включенный в список «физических лиц, выполняющих функции СМИ – иностранного агента», уехал из Москвы в Лондон, заметив за собой «беспрецедентную слежку». Он не понимает, связывать ли ее с «иноагентским» статусом или с расследованием о хакерах из Evil Corp, которое он готовил. Накануне Кадыров сказал на пресс-конференции, что журналистов, объявленных российскими властями «иностранными агентами», «нужно сажать пожизненно за предательство, за измену родине или выгонять туда, где они получают свои гонорары».
  • За какие грехи в Россию не впустили флейтиста «Аквариума» Брайана Финнегана, понять вообще невозможно. Борис Гребенщиков сказал на концерте в Москве, что Финнеган просидел «в кутузке» московского аэропорта всю ночь, после чего его отправили – за его же счет – обратно в Великобританию. Финнеган – гражданин Великобритании, он играет в «Аквариуме» уже 15 лет. БГ прокомментировал случившееся песней «Мое имя пыль».

«Изменники родины» и прочие навальнисты

  • Бывшему журналисту «Коммерсанта» Ивану Сафронову, обвиняемому в госизмене, продлили арест до 7 апреля. К тому моменту он проведет в «Лефортове» 1 год и 9 месяцев. Сестру и девушку Сафронова в зал суда не пустили. Вину он не признает.
  • Семья физика Виктора Кудрявцева, работавшего в одном из институтов «Роскосмоса» и обвиненного в госизмене якобы за передачу в Бельгию технологий российского гиперзвукового оружия, отказалась прекращать дело в связи с его смертью. Кудрявцев просидел в «Лефортове» год и два месяца, после чего его отпустили под подписку – лечить рак легких (вернее, умирать от него). Кудрявцев умер в апреле в возрасте 77 лет. Родственники хотят добиться полного его оправдания.
  • Суд в Уфе прекратил административное дело об «иностранных агентах» против бывшего координатора местного штаба Навального Лилии Чанышевой. Сейчас она находится в московском СИЗО по уголовному делу о «создании экстремистского сообщества» (то есть сети региональных штабов Навального), к ней не допустили уже четырех адвокатов. Наказание по этой статье – до 10 лет.
  • Прокурор запросил 8 лет колонии участнику московской январской акции в поддержку Навального за то, что он кинул куда-то файер (предположительно, в сотрудников правоохранительных органов).

Российские будни

  • В Кремле начали подготовку к президентским выборам 2024 года, то есть провели по этому вопросу семинар в Подмосковье. В качестве главной задачи на семинаре называлось «обеспечение легитимности» избрания Путина. Других вариантов нет.
  • По данным центра «Досье», Наталья Попова – ближайшая подруга дочери Путина Катерины Тихоновой – за несколько лет вошла в правление шести компаний с государственным участием, а в декабре ради нее даже учредили специальную госдолжность – бизнес-омбудсмена по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров.
  • По подсчетам «Важных историй», с 2017 года российские чиновники приватизировали более 100 элитных квартир, причем в нескольких случаях им передавали целые дома. По закону на жилье от государства могут рассчитывать только те, у кого его нет, но на деле для многих эти квартиры оказываются третьими или даже четвертыми. В то же время известны случаи, когда государство через суд выселяет неинтересных ему бывших госслужащих, хотя жить им действительно больше негде.
  • По данным источников «Коммерсанта», Кремль планирует активнее привлекать к госслужбе казаков: их будут ставить на охрану лесов вместо лесников, а уже в 2022 году появится первый казачий батальон Росгвардии.
  • Около 30 российских правозащитных организаций подписали обращение с критикой внесенного в Госдуму законопроекта об ужесточении наказаний за пытки: законопроект предусматривает простое увеличение максимального срока наказания на два года, тогда как правозащитники требуют выделить пытки в отдельную статью (сейчас это просто «превышение должностных полномочий»).
  • По данным «Левада-Центра», 86% россиян считают, что за полуобнаженные фотографии на фоне церквей следует наказывать – но мягко, штрафом.
  • В Москве в возрасте 35 лет умер основатель националистского сайта «Спутник и погром» Егор Просвирнин. Он выпал из окна квартиры на Тверском бульваре в голом виде. Его сайт был заблокирован в России в 2017 году.
  • Эпидемия коронавируса, по данным российского оперативного штаба, продолжает идти на спад: 23 210 новых случаев за сутки и 937 смертей. Что происходит на самом деле, узнаем, когда Росстат подведет итоги года.

Неприкосновенный

В Беларуси опубликовали проект изменений и дополнений в Конституцию. Документ дает Лукашенко право избираться еще на два срока, после чего ему гарантируется пожизненная неприкосновенность. Поправки также закрепляют статус Всебелорусского народного собрания (оно даже может сместить с должности президента, только процедура очень сложная). Заодно из Конституции исчезло положение о нейтральности и безъядерности Беларуси, но зато появились патриотизм, священная роль Великой Отечественной войны и брак как союз между мужчиной и женщиной. Сегодня Лукашенко, вероятно, проведет очередную встречу с Путиным в Петербурге, где и доложит ему об успехах.

Суд в Минске приговорил россиянина Егора Дудникова к 11 годам лишения свободы за «разжигание социальной вражды и розни, повлекших тяжкие последствия» и «призывы к действиям против нацбезопасности» (он озвучивал ролики для белорусской оппозиции). Вот интервью с его матерью.

В Пружанах милиция задержала активистку Елену Гнаук за «бчб-пикет возле своего дома». Пикетом силовики посчитали пост пенсионерки в инстаграме с фотографией тряпок белого и красного цвета. Гнаук уже и так отбывает три года «домашней химии» по «хороводному делу», отягченному «угрозами» старшему прокурору Брестской прокуратуры.

Вокруг света

  • В Афганистане талибы запретили водителям возить женщин без хиджабов. Поездки на расстояние более чем в 72 км могут совершаться только в сопровождении мужчин.
  • О новом премьере Болгарии Кириле Петкове – 41-летнем бизнесмене, неожиданно выигравшем парламентские выборы, – читайте здесь.
  • В Испании приостановлен процесс натурализации потомков сефардов, изгнанных из страны более 500 лет назад, – в связи с многочисленными коррупционными скандалами (паспорта то и дело получают люди, не имеющие к сефардам ни малейшего отношения). Недавно сефардский паспорт, – правда, португальский – получил Роман Абрамович; местная пресса сильно сомневается (и не без оснований) в его сефардских корнях.

Шесть ссылок

  • Ленинградские вещи. Рассказ о единственной известной записной книжке Константина Вагинова и детективная история расшифровки текста на ее последней странице. Или история приемника Telefunken, принадлежавшего Даниилу Хармсу.
  • Сибирские легенды. К годовщине восстания декабристов – рассказ о фольклоре, порожденном их присутствием в Сибири. К годовщине со дня смерти Мандельштама – перечень вымышленных и реальных отчетов о том, как он погиб, с нынешними фотографиями соответствующих мест.
  • Балет и танец. Рассказы бывших артистов балета о том, как они уходят на пенсию в России. Или разговор Павла Гершензона и Дмитрия Ренанского о танцевальном театре Пины Бауш, приуроченный к гастролям ее труппы в Петербурге.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ чирик на татарском
  • Рассказ чехова хамелеон читать полностью
  • Рассказ чехова хамелеон главные герои
  • Рассказ чехова человек в футляре читать краткое содержание
  • Рассказ чехова хирургия читать полностью