Рассказ что делать чернышевский читать

Автор great picture на чтение 7 мин просмотров 211 опубликовано 23/12/2021 обновлено 23/12/2021 20 книг которые должна прочитать каждая девушка

На чтение 7 мин Просмотров 211 Опубликовано Обновлено

20 книг которые должна прочитать каждая девушка до 27 лет. Список книг, которые стоит прочесть и сохранить у себя, даже если вам больше 27-ми.

20 книг которые должна прочитать каждая девушка:

1. Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк

Мужчина, его автомобиль, хрупкая девушка, умирающая от туберкулеза. Героиня тратит все деньги на платья Balenciaga, а герой очень хочет верить в лучшее. Ироничный и абсурдный финал переворачивает эту сентиментальную историю с ног на голову. Если верить в сомнительный тезис о том, что каждая девушка в 17 лет должна читать Ремарка, то пусть уж это будет “Жизнь взаймы”.

2. Повелитель мух
Уильям Голдинг

Жуткая книга про развлечения английских школьников на необитаемом острове. Маленькие мальчики проживают эволюцию наоборот, превращаясь, из цивилизованных детей в злых, диких зверушек, культивирующих страх и силу, способных на убийство. История про свободу, которая предполагает ответственность, и про то, что юность и невинность – вовсе не синонимы.

3. Бойня номер пять
Курт Воннегут

Подзаголовок романа – “Крестовый поход детей” – самое правильное определение Второй мировой войны. Это война, на которую пошли дети – 17-летние мальчики с отсутствующими мозгами. Главный герой совершает бесконечный перемещения во времени, вспоминая свой бессмысленный и совсем не героический поход против Мирового зла. В этой книге про войну – ни одной батальной сцены. Только глупость и абсурдность всей затеи глазами живого юноши.

Читайте также: Интересные книги. Книги, которые читаются на одном дыхании

4. Лолита
Владимир Набоков

Можно бесконечно спорить о том, что это было – грязное извращение или чистое чувство, провокация или исповедь. Все неважно. Прочитать эту книгу про взаимоотношения сорокалетнего Гумберта и его тринадцатилетней падчерицы стоит хотя бы для того, чтобы понять, почему все мы иногда ведем себя так странно, общаясь со взрослыми мужчинами.

5. Заводной апельсин
Энтони Берджесс

Бунтарская, культовая, жестокая и очень подростковая книга. ЕЕ стоит прочитать, когда тебе 16, или не стоит читать вообще. Главный герой – юноша Алекс, хулиган, садист и жуткое чудовище насилует, убивает, говорит на странном сленге и неожиданно трансформируется в добропорядочного гражданина, сотрудника музыкального архива. Логики нет, есть только чудо, но вполне объяснимое – Берджесс начинал писать роман, думая, что умрет, а закончил, уже зная, что смертельный диагноз был ошибкой.

6. Легкое дыхание
Иван Бунин

Важный рассказ про гимназистку Олю Мещерскую, женственность и первый секс, влюбленного офицера и выстрел на вокзале. “Легкое дыхание” – это то важное качество девушек, которое заставляет мужчин сходить с ума от любви, а самих юных барышень – непростительно легкомысленно относиться к собственной жизни.

7. Превращение
Франц Кафка

Кафка – писатель сложный мрачный. Юной девушке полюбить его непросто. Но попробовать надо. Новелла “Превращение” – абсурдистский памфлет на тему человеческого одиночества. Молодой коммивояжер Грегор в одно прекрасное утро просыпается омерзительной сороконожкой, тараканом, жуком, мерзкой гадостью, на которую его родная семья даже взглянуть боится. Если оставить в стороне модернистские шалости автора, понимаешь, что это все про жизнь, про иллюзорность любви, про уродство и одиночество каждого.

Читайте также: 5 книг, которые меняют жизнь женщины кардинальным образом!

8. Любовница французского лейтенанта
Джон Фаулз

Каждый день на берегу моря стоит молодая женщина в черном и смотрит на горизонт. Женщину зовут Сара и ходит слух, что она ждет обесчестившего ее любовника-моряка. Молодой мужчина собирается женится на юной очаровательной девушке. Но однажды видит женщину в черном, и все идет наперекосяк. Женится он или даст волю чувствам? Тебе решать. Гениальный Фаулз написал два варианта финала, чтобы показать, что совесть – это индивидуальный выбор.

9. Милый друг
Ги Де Мопассан

Классический французский роман с “антигероем” в главной роли. Молодой журналист Жорж Дюруа пытается пробиться в Париже. Он бездарен, жаден, труслив и безграмотен. Зато очень красив. Страшная история про то, как умные и талантливые женщины становится жертвами собственной слепоты. Этот роман – прививка от историй с альфонсами на всю жизнь.

10. Алиса в стране чудес
Льюис Кэрролл

Великая сказка, посвященная маленькой девочке, знакомой автора. “Лолита” без признаков секса. “Алису” полезно перечитывать во взрослом состоянии, чтобы развивать фантазию, неожиданный взгляд на вещи и чувство юмора.

11. Джен Эйр
Шарлота Бронте

Бедная, некрасивая гувернантка с железной волей – самый неожиданный персонаж для романа эпохи Викторианской Англии. Джен Эйр первая говорит мужчине о своей любви, но отказывается подчиняться капризам своего возлюбленного, выбирает независимость и настаивает на равных правах с мужчиной. Современники пришли в ужас от такого разврата, а молодые девушки до сих пор с удовольствием перечитывают историю сильной и бескомпромиссной любви.

12. Алые паруса
Александр Грин

Прекрасная, романтическая, с детства всем знакомая сказка про Ассоль, Грея и непоколебимую веру в мечту с простой и ясной моралью – любое чудо может случиться, если ты сам его совершишь. Для себя или для того, кого любишь.

13. Малыш
Аркадий и Борис Стругацкие

Пронзительная история космического Маугли, оставленного родителями на необитаемой планете. Как нетрудно догадаться, именно мы – те самые дикие малыши, брошенные поколением хиппи на произвол судьбы. “Они отправились в опасный свободный полет, да так ничего и не нашли” – многие московские мальчики и девочки, выращенные на пластинках Beatles и рассказах о Че Геваре, скажут тоже самое о своих родителях.

14. Настя
Владимир Сорокин

Первый и главный рассказ сборника “Пир” о юной девушке, которую съели родители на ее шестнадцатый день рождения, – следует читать сразу после окончания школы, когда сердце еще томится тургеневской негой и бунинской печалью. Рассказ “Настенька” отличается от “Темных аллей” точно так же, как взрослая жизнь от детства. И уж если начинать взрослую жизнь, то с рассказа “Настенька”. Тогда дальше не страшно будет.

15. Что делать
Николай Чернышевский

Первый социалистический рассказ на русском языке посвящен, как это ни странно, не борьбе с царским режимом, а отношениям между мужчинами и женщинами. Молодые герои борются с ревностью и собственничеством, учатся уважать друг друга.

Читайте также: Лучшие книги для Самосовершенствования, которые стоит прочесть!

16. Бродяги драхмы
Джек Керуак

Вернувшиеся с войны двадцатилетние ветераны не нашли в Америке середины 40-х ни правды, ни достоинства – и принялись скитаться. Под звуки джаза в прокуренных клубах, под свист ветра сквозь щели товарных вагонов, под ломоту костей после ночевок на голой земле и, конечно, под бесконечные разговоры о христианстве, буддизме, коммунизме, анархизме – разговоры, в которых постепенно, по крупице, они открывали для себя смысл мироздания и смысл человеческой жизни.

17. Апрельское колдовство
Рей Брэдбери

Это очень простой и короткий рассказ о несчастной любви. На нескольких страницах один из самых искренних и лиричных писателей XX века доходчиво объясняет всем юным девушкам, что несчастная любовь – это самое волшебное, что может случиться с человеком.

18. Записки революционера
Петр Кропоткин

Революционер и анархист Петр Кропоткин рассказывает о своей жизни в Пажеском корпусе – военном учебном заведении для детей русской элиты. Эта книга о том, как человек может отстоять себя в борьбе против чуждого, непонимающего его окружения. А еще о настоящей дружбе и взаимовыручке.

19. Убежище. Дневник в письмах
Анна Франк

Дневник 15-летней девушки Анны, которая вместе с семьей скрывается в Амстердаме от фашистов, уже отправивших в концлагеря других евреев Голландии. Анна остроумно и метко пишет о себе, о сверстниках, о взрослых, о мире и о своих первых сексуальных мечтах, и этот дневник – удивительный документ, иллюстрирующий то, что происходит в голове у юной барышни, когда вокруг рушится мир. Анна не дожила до победы над фашизмом два месяца – ее все-таки нашли и отправили в концлагерь, зато ее дневник живет в переводах на многие языки мира.

20. Кэрри
Стивен Кинг

Первый роман великого писателя Кинга о несчастной девушке Кэрри Уайт, наделенной даром телекинеза. Подробная хроника жестокой, красивой и вполне оправданной мести за издевательства одноклассников пробирает до костей и, самое главное, выглядит гораздо адекватней, правдивей и реалистичней, чем, скажем, фильм “Догвиль” Ларса Фон Триера.
Это были 20 книг которые должна прочитать каждая девушка до 27 лет.

Понравилось ? Поделись с друзьями !
Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Одноклассники Вконтакте Facebook Pinterest Twitter 
Подписывайтесь на наc в INSTAGRAM

Технологическая
карта урока по литературе в 10 классе на тему ««Духовные искания Н.Г.
Чернышевского. Роман «Что делать?»

Используемый
учебно-методический комплекс:
ЛИТЕРАТУРА
10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни
. В двух частях Часть 1 В. И. Коровин Допущено Министерством образования и
науки Российской Федерации 12-е издание Москва «Просвещение», 2012

Дата
проведения:

28 сентября 2021г.

Тема
урока: «Духовные искания Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?».

Тип
урока:
усвоение
новых знаний.

Цели
урока:
раскрыть место творчества Н.Г.
Чернышевского в литературном процессе второй половины
XIX века; познакомить с историей
создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».

• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе
этико-эстетического освоения нравственных основ художественной литературы
XIX века, участия в дискуссиях по
нравственной и философской проблематике произведений.

• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы,
строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты.

•формирование представлений о системе стилей художественной
литературы; раскрытие специфики проблематики и сюжета произведения;
совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом.

Методы
и формы обучения:
индивидуальная, фронтальная, групповая.

Применяемая
технология:
технология
деятельностного метода обучения.

Дидактическое
обеспечение урока:
учебник, текст, иллюстрации.

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕНИКА

УУД

Организационный
момент (2 минуты)

Цель:
включение
в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы.

— Приветствие, проверка
подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного
настроя учащихся на урок.

— Проверяют
готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Регулятивные:

мобилизация сил
и энергии.

Личностные:

сформированность позитивной моральной самооценки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.

Актуализация
знаний учащихся ( 8 минут)

Цель: повторение изученного материала.

1.     
 Беседа по вопросам
учебника (стр.119):

·        
В какой атмосфере
прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались
ему в семье?

·        
Почему Н.Г.
Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское
образование?

·        
В чем проявилось
стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое
необычное призвание?

·        
Какую роль в
становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?

·        
Как проявилось
свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?

2.     
Чтение вслух статьи
учебника «Гражданская казнь» (стр.113).

3.     
Слово учителя о жизни и
творчестве Н.Г. Чернышевского.

Чернышевский Николай Гаврилович (12
(24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического
направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ
утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и
литератором.

Детские годы

Родителями будущего революционера
были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних
условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно
набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н.
Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве
молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть
свободного времени                 

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает
первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию
города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить
учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и
поступает на историко-филологического факультета в университет
Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов,
изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных
материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает
краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация
Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических
взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И.
Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской
деятельности.

В 1850 году обучение в университете
заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию.
Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая
площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных
идей.

Ссылка и смерть

У Чернышевского биография изобилует
тяжелыми моментами жизни.  В 1864 году за свою социально-революционную
деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся
в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в
два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому
предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему
предписывают местом жительства город Вилюйск.

В 1874 году ему предложили свободу
и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое
прошение о помиловании.

— Семья не
бедствовала, не нуждалась, но достаток поддерживался здесь непрестанной
работой старших и носил довольно своеобразный характер. Н. Г. Чернышевский,
совершенно свободно говоривший на  латинском языке, был целиком обязан этим
отцу. «Я самоучка во всем, кроме латинского языка, которому хорошо учил
меня отец».

— Не исключено,
что к получению светского образования Чернышевского подтолкнул отец, только
что переживший незаслуженную опалу со стороны духовного начальства. Положение
духовного сословия в тогдашней России было далеко не блестящим.

Университетское
же образование давало большую независимость, а при определенных умственных
способностях и перспективу перехода из духовенства в привилегированное
дворянское сословие.

— С ранних лет
укрепилось в Чернышевском действительно присущее ему чувство умственной
исключительности, а вслед за ним и вера в силу человеческого разума,
преобразующего окружающий мир.

— Изучение утопического
социализма Н.Г. Чернышевского имеет в марксистской литературе давнюю
традицию. Идейное наследие Н.Г. Чернышевского хорошо изучено. О нем написано
много содержательных научных и научно-популярных работ, в которых дается
анализ социалистических взглядов русского мыслителя, сильных и слабых сторон
его мировоззрения.

— Саратов
занимает видное место в биографии Н.Г. Чернышевского. В родном доме он прожил
два года. Во время уроков Н.Г. Чернышевский вел беседы с учениками и на
политические темы, высказываясь против крепостничества и самодержавия. В этом
же доме Чернышевский вел «Дневник», записывая свои впечатления о жизни
города, о людях, с которыми ему приходилось встречаться, о беседах с ними.

— Учащиеся
читают статью из учебника.

— Учащиеся
слушают учителя и знакомятся с Чернышевским.

Познавательные:

систематизирование 
знаний.

Регулятивные:

контролирование
учебных действий, исправление допущенных ошибок.

Личностные:

понимание значения данной темы.

Коммуникативные:

формулирование
собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Постановка
целей урока. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты)

Цель:
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть
знания, приобрести умение.

Мы с вами только что
закончили изучение романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор впервые в русской
литературе открыл тему нового общественного деятеля, сменившего тип «лишнего
человека».Эта тема нашла свое продолжение в творчестве еще одного русского
писателя второй половины XIX века – Николая Гавриловича Чернышевского. В его романе « Что делать?»


Какая тема урока?


Какая цель урока?


Откройте тетрадь и запишите тему урока.

Тема: ««Духовные искания Н.Г.
Чернышевского. Роман «Что делать?»

Цель урока: познакомиться с автором
романа и творческой историей произведения, основной сюжетной линией, системой
образов романа, особенностями художественного стиля писателя.

— Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.

Личностные:

желание приобретать новые знания, совершенствование
имеющихся.

Коммуникативные:

ответы на
вопросы,

формулирование
собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Первичное
усвоение новых знаний. ( 10 минут)

Цель: активное
получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация.

 —
Давайте познакомимся с сюжетом романа.

— 
Я начну,  а дальше вы продолжите.

Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского
чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье.
Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни
семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии
Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней,
но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека –
ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал
Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский
использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.

Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование
и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург
бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны,
привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны,
помогало обмануть бдительность цензуры.

– Таков в общих чертах
сюжет романа.

—  Роман разбит на шесть глав, из
которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки.
Стремясь подчеркнуть исключительно важность заключительных событий,
Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке
«Перемена декораций».

Центральным
персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с
невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и
жестокая мать.

Марья Алексеевна
хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее
супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже
пожертвовать честью дочери.

Чтобы
избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает
фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего
брата Феди)

— Брак позволяет ей покинуть
родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна
для своего времени, основные её принципы  взаимное уважение, равноправие и личная свобода.
Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

— Дмитрий привязался к своей «жене»,
открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Вера
учится, пытается найти свое место в жизни. Девушка не желает сидеть на шее
мужа и хочет самостоятельно устроить свою жизнь. С помощью верных друзей она
реализует свою мечту: открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет
наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в
благополучии совместного предприятия.

«Супруги» часто бывают в обществе
единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – врачом
Александром Кирсановым, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем.

— Александр и Вера проникаются взаимной
симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера
и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в
первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и
вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и
уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов
инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман),
сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное
производство. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне
оплакивают его кончину.Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза
Бьюмонта, возвращается в Россию. Он агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы
приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода,
Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной.
Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего
Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями
завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится
общество «новых людей» тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно.

Познавательные:

структурирование знания.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичная
проверка понимания ( 10 минут)

Цель:
отслеживание собственного понимания.

— Давайте подумаем, на какие группы можно разделить героев
романа?

— Давайте  в тетрадке начертим таблицу и заполним её.

Таблица «Система образов романа».

Группа персонажей

Имена

Характеристика

Старые люди

М.И. Сторешников

М.А. Розальская

Новые люди

Д.С. Лопухов

А.М. Кирсанов

В.П. Розальская

Особенные люди

Рахметов

— Хорошо, молодцы!

 —
«Старые люди», «новые» люди, особенные люди.

 — Старый мир в романе
представлен двумя социальными группами: дворянами и мещанами. Представители
дворянства – домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна
Петровна, приятели Сторешникова с именами на французский манер – Жан, Серж,
Жюли. Это не способные к труду люди – эгоисты, «поклонники и рабы
собственного благополучия».

Мещанский мир представлен образами
родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская – энергичная и
предприимчивая женщина, но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения
доходов, которые из них можно извлечь». Писатель осуждает Марью Алексеевну за
жадность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует
ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой.

«Новые» люди, изображенные в романе, способны уйти от старого уклада и
построить свое счастье. Они, следуя «разумному эгоизму», не могут совершить
подлого, недостойного поступка. Они честны, благородны, способны и на
самоотверженный труд, и на решительный поступок. Автор в них верит, его
симпатии на стороне этих героев. Их жизнь на страницах романа – воплощение
страстной мечты автора об идеальных человеческих отношениях. Свобода личных
отношений «новых» людей: Дмитрия Сергеевича Лопухова, Александра Матвеевича
Кирсанова и Веры Павловны Розальской – идеал и образец. «Я хотел изобразить
обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречал
целые сотни…» – пишет Н. г. Чернышевский.

Среди «новых людей» особое место занимает Вера Павловна Розальская, которую Лопухов
и Кирсанов спасают от «старого» мира. Рассказ о ее деятельности даже на фоне
труда «новых людей» производит впечатление. Ее замыслы пытались воплотить в
жизнь многие люди.

Для этого в романе появляется «особенный
человек»,
Рахметов, – человек новой формации, который, по мнению
Чернышевского, воплощает идеал революционера. Революционны не действия героя,
а сама его сущность. «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», – говорит
Кирсанов. «Мало их, – утверждает Чернышевский, – но ими расцветает жизнь
всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают людям
дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а
таких людей мало; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль
соли земли». Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал
имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его
образе и скрыт истинный смысл книги.

Личностные:

формирование мотивов достижения целей, формирование границ
«знания» и «незнания».

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

контроль действий партнёра,

адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного
задания.

 участие в
коллективном обсуждении.

Регулятивные:
планирование и выполнение задания в
соответствии с целью.

адекватно оценивание результата выполнения
учебного задания.

Минутка
релаксации

Первичное закрепление (

8 минут)

Цель: обеспечение повышения уровня
осмысления изученного материала.

Невозможно в полной
мере оценить художественное своеобразие произведения, не выяснив особенности
стиля автора. Сейчас вы поработаете в группах с текстом романа и попробуете
дать самостоятельную оценку стиля и языка романа «Что делать?».

Работа в группах. Чтение фрагмента романа (Гл. 1 «Жизнь Веры
Павловны в родительском доме»).

Задание группам:

– Оцените язык произведения.

– Что кажется необычным в манере писателя?

– Что в героях, изображенных Чернышевским, вызывает отвращение?

— 
Выступление групп.

1. Язык сложный, с большим числом
всевозможных оборотов, придаточных предложений. Много неудачных, «корявых»
выражений. Употребление слов, похожих на старорусские, придает языку тяжеловесность
и народность. Есть меткие короткие афоризмы.

2. Повествование неожиданно прерывается
цифрами, точными указаниями на цены, реплики героев смешиваются с авторскими
ремарками (частые отступления, обращения к героям, беседы с читателем) – это
затрудняет восприятие текста.

3. Быт этих героев пошлый, грязный. Им
присущи такие черты, как расчетливость, жадность, эгоизм, черствость и
ограниченность. Язык, которым говорят эти люди, усиливает неприязнь к ним.

Личностные:
развитие самооценки личности;
формирование адекватной позитивной
самооценки;

формирование границ собственного
«знания» и «незнания».

Регулятивные:

контролирование учебных действий.

Познавательные:

выполнение
учебно-познавательных задач,

осуществление
операций анализа, синтеза, классификация, обобщение, выводы.

Рефлексия деятельности

( 3 минуты)

Цель: осознание
учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей
деятельности.


Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

1.     
Что вы ожидали от урока и что
получилось?

2.     
Какие этапы
урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3.     
Какие события
(действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4.     
Была ли польза
от такого рода работы?

5.     
В чем вы
видите собственное приращение?


Отвечают на вопросы и делают выводы по проведению урока.

Личностные:
формирование  адекватной
самооценки

Регулятивные:
восприятие оценки учителя,
соотношение поставленной цели и полученного 
результата деятельности

Коммуникативные:

высказывание и обоснование своей точки
зрения.

Информация
о домашнем задании, инструктирование о его выполнении (2

минута)

 — Домашнее
задание:


Дать характеристику главных героев романа (Лопухов, Кирсанов,
Вера Павловна, Рахметов).

Заполнить последнюю колонку таблицы.

— Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные:

положительное отношение к учебной и познавательной
деятельности, стремление приобретать новые знания, умения, совершенствование
имеющихся.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ что делать чернышевский читать

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ что делать чернышевский читать

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ что делать чернышевский читать

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ что делать чернышевский читать

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ что делать чернышевский читать

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Рассказ читать рассказ цифры
  • Рассказ чистый понедельник бунин читать краткое содержание
  • Рассказ чехова чайка о чем
  • Рассказ чистый понедельник бунин о чем рассказ
  • Рассказ чижик пыжик читать