7 декабря 2021 г. 14:52
В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).
Безмерное желание принять ангельский образ
Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.
В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.
Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:
Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.
Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:
В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6
Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.
Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:
Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…
К старости тоже постригусь
Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:
Святого благоверного великого князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.
Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.
Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли постриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, Феодосий III и другие).
Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.
Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:
А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.
Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:
А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.
И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.
От Бога данный тебе дар
В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:
Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.
И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.
Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.
Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:
Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.
Обрести главное
Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.
Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.
В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.
Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.
Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.
Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:
Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21
В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.
Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.
Священник Георгий Харин
1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.
2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.
3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.
4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.
5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.
6 Там же.
7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.
8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.
9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.
10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.
11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.
12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.
13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.
14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.
15 Там же.
16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.
17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.
18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.
19 Сказание о Мамаевом побоище.
20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.
21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.
22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.
История создания
Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.
Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.
Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.
Темы и проблемы
Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.
Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.
Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.
Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.
Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.
В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.
Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.
От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.
Композиция
Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.
Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.
В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.
Жанр, направление, размер
«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.
Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.
Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.
Средства выразительности
Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»
Образы и символы
Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».
Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.
Проблематика и основная идея произведения
Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259
Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»
Читайте также:
Размышляем о прочитанном
1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.
Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.
Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.
2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?
Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.
3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.
К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.
Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.
Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.
В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.
4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?
Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.
Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.
Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.
Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.
Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.
Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.
Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.
5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?
Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.
Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.
Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.
Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.
Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.
6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.
Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.
Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.
Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.
7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?
Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.
Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.
Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.
Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.
Человек путешествующий:
дорога в жизни человека
Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»
Главный
герой:
Мцыри, монах, грузинка, барс.
Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.
Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».
Герои:
Александр
Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька
3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».
Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.
Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.
Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,
Илья
Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.
(ошибки…) На первый взгляд отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были
навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Молодые
поторопились с планированием свадьбы. Они признали, что совершили ошибку, и
расстались.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.
Отец не хотел, чтобы Петя
сидел дома и остался «недорослем». С наставлениями «береги платье снову, а
честь смолоду» отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место
в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе
дорогу к цели самостоятельно
Правильно выбранный
нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и
находить верный путь к цели. В Белогорской крепости Петруша возмужал, повзрослел
и нашел свою судьбу.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.
Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа. Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
(ошибка) Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и
обитателей его квартиры в настоящий ад. Таким образом, Преображенский,
совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя
человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным
последствиям.
Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
1.
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие. На
протяжении всей жизни герой ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно
наложило свой негативный отпечаток на его судьбу. Господин рад
за свою жену и дочь, но думает и заботится прежде всего о себе.
Михаил Александрович Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон».
Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.
Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой. Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».
Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».
Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.
Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.
Антон Павлович Чехов рассказ
«Крыжовник»
Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.
Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.
Автор описал путь к
цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович
пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.
Повесть А.И. Куприна «Олеся».
Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.
Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.
(ошибки)
Поступок
Олеси был ошибочным. Они с Иваном люди разного статуса. А желание пойти в
церковь и избиение Олеси, закалило характер героини и дало ей стимул найти
новое место в жизни.
(любовь) Иван не проявил настойчивости и не увез Олесю сам.
Испытание любовью показало, что Иван не готов к серьезным отношениям, что он
слаб духовно и недостаточно целеустремлен.
Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».
Автор показал два
противоположных пути: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена
татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Один офицер боролся с
судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а
другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Жилину удалось бежать, потому что
он шел, а не сидел сложа руки.
А.Н. Островский, пьеса «Гроза»
Герои: Катерина Тихон, Кабаниха, Борис. Мы все ошибаемся. Так
и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить,
зная, кем был этот супруг? Кабаниха отравила жизнь молодой семьи своими
упреками, манипуляциями и грубостями. Ее поступок — ошибка, но его
спровоцировали другие люди своим отношением к ней.
Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание». Герои: Родион
Раскольников, Соня Мармеладова, старуха-процентщица.
(ошибки)
Он
совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что
попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую
ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла
ему понять, что нельзя слепо предаваться идее, основанной на личной выгоде и
эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.
(любовь) Сонечка была его родственной душой, которой тоже
пришлось переступить через нравственный закон. Он признал свою вину и понес
наказание. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь
путь к свету.
Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».
Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.
Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.
На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.
(Ошибки..)
Однако, Петра выручало то, что он мог признать
свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не
притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга.
Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от
пагубных соблазнов.
(любовь) В начале романа Маша была очень робкой. Однако после встречи с
Петром Марья преобразилась и победила свои слабости. Когда Гринева арестовали
по подозрению в измене, она поехала к самой императрице. Этот пример
доказывает, что именно любовь открывает человеку путь к познанию себя.
Валентин
Распутин рассказ «Уроки французского».
Главного
героя мать отправила в город учиться. Ему приходилось туго, денег не хватало,
он жил впроголодь. Чтобы купить молоко на рынке, он стал играть с ребятами на
деньги в «чику». Об этом случайно узнала учительница. Лидия
Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки». Директор увольняет
Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Мальчик получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт
переживания одиночества.
И.А.
Бунин, «Солнечный удар».
Внезапное озарение любви способно показать людям, что они двигаются не в том
направлении, которое им нужно. Благодаря вспышке любви герои смогли увидеть
свои подлинные желания и приоритеты, что поспособствовало их самопознанию.
А.И. Куприн «Гранатовый
браслет». Герои: Вера Николаевна Шеина, Василий Львович, Желтков. Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем
у нее царила гармония. Но чувства с мужем поостыли. Веру страстно полюбил
телеграфист Желтков, но она отмахнулась от него и его анонимных писем. Вера
узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни
Герои: Надя Шумина, мать Нина Ивановна, Александр Тимофеевич (Саша), Андрей
Андреич-жених.
Саша пытался донести
девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться. Ведь «только просвещённые и
святые люди интересны, только они и нужны. Вскоре Надя осознала, что не
сможет жить под одной крышей с этим глупым человеком. Мама ее не поняла. Весной
она приехала домой. Чехов показывает в своём произведении как может
измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не
очерствевшего сердца.
А.С. Пушкин роман
«Дубровский».
Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.
Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
Максим Горький пьеса «На дне».
Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).
Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.
М. Горький, «Макар Чудра».
Герои: рассказчик, Макар
Чудра, Лойко Зобар, Радда, Сам Макар убеждает читателя, что независимость
и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг.
Иную жизнь он считает рабством.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»
Герои: Том — мальчик
с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации. Мона Лиза (Джоконда
) Леонардо да Винчи.
Действие
происходит в будущем. Люди убеждены, что все проблемы и неудачи идут из
прошлого, поэтому предают забвению все: культуру, историю, традиции. Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества. Толпа собирается
уничтожить портрет Моны Лизы. Улыбка ее была добрая, ласковая, чего нельзя
сказать о всех этих людях. Ужасно, считать, что прошлое губит людей. Такая
цивилизация обречена на вымирание.
Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».
Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.
В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Венди и
Питер настолько «потерялись» в новой, необыкновенной комнате,
которая буквально «поглощала» их, что вскоре она оказалась в их
жизни куда важнее родителей. Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.
Роман И.
А. Гончарова «Обломов».
Андрей
Штольц, стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это
невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился
над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах.
Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в
обществе и получает дворянский чин. Такие деятельные, умные и
целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Андрей Платонов
«Песчаная учительница».
Герои: Мария
Никифоровна Нарышкина. Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Открыть
научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические
советы по сооружению баррикад от песка. Прогресс в лице научных открытий помог преобразить
окружающий мир и сделать землю плодородной. Такова сила
прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для
жилья, плодородным и процветающим.
М.А.Булгаков «Стальное горло»
Молодой
врач маленького села Никольского Смоленской губернии. Главный герой
испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать
на трахеотомии. Автор сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из
города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них
слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать.
Врач, напротив, спас трехлетнюю девочку Лиду, у которой дифтерит, потому что
цивилизация повлияла на него положительно.
А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»
Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.
Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Рядом с имением располагались два завода, с
которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена,
скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.
Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача
общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
Александр
Беляев «Человек-амфибия»
Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.
С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
Герои: пес
Шарик, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).
В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.
Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»
Герои:
Дарья Пинигина — самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина, Настасья – старуха.
На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»
Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.
Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.
Врач
как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать
медицинскую науку как можно более тщательно. Главная функция прогресса —
облегчение и усовершенствование жизни людей.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»
Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.
Евгений
Базаров занимается естественными науками. Он предпочитает не теоретические, а
практические знания, которые могут изменить мир к лучшему. Базаров смог помочь многим
людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед. По
мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не
стоит.
Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.
А.И. Куприн «Олеся»
Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.
Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.
Р. Брэдбери «Все лето в один день».
Человечество
покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. На планете Венера появились дети, школы. Но
непрерывно семь лет льет дождь. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся
встретить его короткий приход. Дети бегают по зелени беспрерывно растущих
джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца. Когда упала первая дождевая
капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Переселяясь на другие
планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле.
Р. Брэдбери «И грянул гром»
Тревис –организатор поездки. Главный
герой — Экельс, путешествующий во времени для того, чтобы убить динозавра,
из-за собственного страха сходит с тропы и случайно убивает бабочку, из-за
чего меняется весь ход истории. Поменялось почти все: грамматика родного языка, либерализм
президента на тиранию. Гром — предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о
последствиях своих поступков. Прогресс не
остановить, но нельзя допустить, чтобы научные открытия привели к трагедии.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
·
Герои: Александр
Васильевич Мальцев – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.
·
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
«Дом Бургана» Ильгиза Зайниева на фестивале современной драматургии народов России
В Москве состоялся фестиваль современной драматургии народов России. Четыре пьесы, четыре автора из Татарстана, Удмуртии и Башкортостана, четыре лекции о судьбе национальной драматургии и большой круглый стол об актуальных проблемах жанра и цеха — так выглядела программа фестиваля 2021 года. Казань представили Ильгиз Зайниев и Салават Юзеев. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на первом дне феста и выяснила, в чем главная проблема татарской драматургии.
Ровно год назад портал национальных литератур совместно с ГИТИСом проводил в Москве проект «Игровые читки», где режиссер Георгий Бобыль представлял 10 пьес, переведенных на русский язык с удмуртского, карельского, татарского, якутского, финского, кабардино-черкесского, марийского и осетинского языков.
В Москве прошел фестиваль современной драматургии народов России
Фото: Иветта Невинная
«Пьеса состоит из четырех актов. Когда я написал первый, то отложил ее»
В этом году организаторы решили продолжить традицию и читать пьесы национальных авторов. Поэтому они соорудили небольшой фестиваль, куда позвали четырех драматургов, театральных критиков и специалистов по языкам народов России. В результате двух встреч получилось четыре трансляции, которые будут доступны с 27 по 30 ноября на официальном YouTube-канале проекта.
Изначально на фестиваль мог попасть любой желающий. Для этого была даже открыта бесплатная регистрация. Но то ли из-за отсутствия рекламы, то ли из-за отсутствия должного интереса в творческое пространство на бывшей бумажной фабрике пришло совсем немного людей. Фестиваль открылся читкой новой пьесы известного театрального драматурга и режиссера, художественного руководителя казанского театра кукол «Экият» Ильгиза Зайниева. Его «Дом Бургана» написан на татарском, но собравшиеся услышали русский перевод этой работы.
Фестиваль открылся читкой новой пьесы известного театрального драматурга и режиссера, художественного руководителя казанского театра кукол «Экият» Ильгиза Зайниева
Фото: «БИЗНЕС Online»
На фоне белой кирпичной стены стоит ряд простых железных стульев. Их 10, соответственно, по количеству актеров в пьесе. Они быстро занимают свои места, берут в руки кипу листов с пьесой и ждут команды режиссера. Валерия Приходченко, взявшаяся за театрализованную читку, замыкает актерскую десятку и начинает рассказ.
Он о старике Бургане. Точнее, о его доме, которым тот гордился, и семье, собравшейся в нем специально, чтобы почтить память усопшего. В далекой татарской деревне в дом отца съезжаются родственники и близкие умершего. Тут и вдова Бургана Амина, его младшие дочь Фируса и сын Баязит, средний Байбулат, старший Байназар и дальние родственники Калимулла и Бадерхаят.
Никто в принципе не горюет из-за смерти главы семьи, и все решают свои бытовые проблемы. А их, как выясняется, немало. Средний и некогда успешный сын спивается по неведомой причине, первая дочь Банат не приехала на поминки отца из-за старой обиды, старший сын все еще испытывает романтические чувства к своей бывшей однокласснице Амине, на которой и был второй раз женат Бурган, а младший всячески старается походить на отца и держать в строгости домашних. Но как бы домашние ни сетовали на старые устои, найти в себе силы жить по-новому никто не может. Просто не знают как.
На фоне белой кирпичной стены стоит ряд простых железных стульев. Их 10, соответственно, по количеству актеров в пьесе
Фото: Иветта Невинная
«У меня по-разному получается работать. Но именно этот текст я писал 10 лет, — рассказывает сам Зайниев. — Пьеса состоит из четырех актов. Когда я написал первый, то отложил ее. Просто понял, что не готов пока. Получилось, что отложил на 10 лет. А когда вернулся и прочитал, то воспринял его абсолютно чужим. К этому моменту у меня уже появился режиссерский опыт, и мне собственный текст понравился именно с этой позиции. Я понял, как с ним работать. Понял, что готов, и закончил за пару недель».
«Эта пьеса писалась именно как пьеса, а не текст для театра»
Драматург возвращается к важной для Татарстана и для себя лично проблеме — исчезающим деревням, меняющемуся укладу жизни, разрушению традиций. Он сам родился в небольшой деревне. Оттуда в пьесу перешли не только истории и проблемы, но и некоторые персонажи. Например, пожилая Бадерхаят или сумасшедшая жена Калимуллы Зайнап. Она, так же как и ее реальный прототип, сожгла собственный дом, чтобы «он не достался псам».
Казалось бы, эта пронзительная история строится вокруг одной семьи, но ее проблемы распространяются далеко за пределы описываемого. Не зря эпиграфом к пьесе выбрана строчка Томаса Манна: «В семье все должны стоять друг за друга, иначе беда постучится в двери». По ходу сюжета зритель понимает, что вся сплоченность дома Бургана, его традиции, устои — это не больше, чем ежовые рукавицы хозяина. И без них семья — лишь чужие друг другу и несчастные люди, которые просто не знают, как жить.
После читки слово взял известный казанский театральный критик Нияз Игламов
Фото: Иветта Невинная
К тому же пьеса изобилует национальными татарскими элементами — названиями традиционных кулинарных блюд, описанием обычаев. Но если убрать эти локальные элементы и заменить татарские имена на любые другие, история подойдет любому народу. Она универсальна в своей точности и искренности.
«Эта пьеса писалась именно как пьеса, а не текст для театра. Мы иногда грешим этим, особенно когда надо делать быстро. Где-то что-то не допишешь, детали не проработаешь. А здесь получилась очень замкнутая структура», — признался Зайниев.
После читки слово взял известный казанский театральный критик Нияз Игламов. Он прочел небольшую лекцию «Два потока татарской драматургии» и попытался сформулировать причину отсутствия качественных пьес в национальных республиках. Во-первых, все меньше молодых авторов обращается к родному языку. Многие его просто не знают на должном уровне. Во-вторых, ситуацию усложняет факультативное использование татарского в местной системе образования. А в-третьих, чтобы в республике возникла качественная современная драматургия, должен образоваться мощный поток пьес. Но пока число достойных татарских авторов недостаточно, а количество пьес ничтожно мало, говорить о качестве материала просто не приходится. Исключения бывают, и «Дом Бургана» тому пример.