Рассказ черная курица прочитать

Литература.5 класс. антоний погорельский черная курица, или подземные жители 1 творчество. это занимательно! для тех, кто любит расцвечивать тексты

Литература.5
класс.

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

1)      Творчество. «Это занимательно!»

              Для тех, кто
любит «расцвечивать» тексты ))

Задача:  перед
каждым существительным добавить подходящее прилагательное, восстановить текст
без потери смысла.

Сначала
повел он его в сад, устроенный в ……. вкусе. Дорожки усеяны были крупными……….
камышками, отражавшими свет от бесчисленных ……. ламп, которыми увешаны были
деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.


Камни эти, — сказал министр, — у вас называются ………. Это всё бриллианты,
яхонты, изумруды и аметисты.


Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! — вскричал Алеша.


Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, — отвечал министр.

Деревья
также показались Алеше отменно………, хотя притом очень странными. Они были
разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и ……. Когда
посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного
рода мох, только выше и толще ………. Министр рассказал ему, что мох этот выписан
королем за большие деньги из …….. стран и из самой глубины……… шара.

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

Проверка.

Сначала повел он его в сад, устроенный в
английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камышками,
отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья.
Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.

— Камни эти, — сказал министр, — у вас
называются драгоценными. Это всё бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

— Ах, когда бы у нас этим усыпаны были
дорожки! — вскричал Алеша.

— Тогда и у вас бы они так же были малоценны,
как здесь, — отвечал министр.

Деревья также показались Алеше отменно
красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные,
зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со
вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и
толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за
большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

1)      Реконструкция. Творчество. «Это интересно!».

 Для
тех, кто не любит легких путей)))

Задача
: по
ключевым словам попробовать составить текст, а потом проверить свои
«догадки», прочитав оригинальную версию.

Лет сорок тому назад…….
в С.-Петербурге, на Васильевском острову, ….., жил-был содержатель мужского
пансиона, …….

….. Петербург ….
славился в ….Европе ….красотою, ….. не был таким, как теперь. ……на проспектах ….
не было ……. аллей: ….подмостки, ……. прекрасных тротуаров. Исакиевский мост ……….
…монумент Петра Великого от Исакиевской церкви … канавою; Адмиралтейство …
обсажено деревьями; манеж ….. не украшал площади ……Города ……становятся
красивее… ………

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

Проверка .

Лет сорок тому назад в
С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель
мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в
свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место
другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже
славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как
теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых
аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место
нынешних прекрасных тротуаров. Исакиевский мост — узкий в то время и неровный —
совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исакиевская
вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исакиевской церкви
отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями; манеж
Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом,
Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между
прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… впрочем,
не о том теперь идет дело.

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

3) Творчество. «Учимся у великих». Восстанови
текст .

 Задача. Вставь
в текст подходящие по смыслу глаголы , стараясь сохранить стиль языка
Антония
Погорельского  .

Однажды (это было во
время вакаций между Новым годом и Крещеньем — день был прекрасный и
необыкновенно теплый, не более трех или четырех градусов морозу) Алеше
позволили ….. .на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были
хлопотах. Они ….. обед директору училищ, и еще накануне, с утра до позднего
вечера, везде в доме …. полы, ….. пыль и вощили красного дерева столы и комоды.
Сам учитель ездил …. провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный
окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алеша тоже, по мере сил,
способствовал приготовлениям: его з….. из белой бумаги ……красивую сетку на
окорок и ….. бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В
назначенный день рано поутру …. парикмахер и …. свое искусство над буклями,
тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, ……и напудрил у
ней локоны и шиньон и ……на ее голове целую оранжерею разных цветов, между
которыми ….искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то
подаренные мужу ее родителями учеников. По окончании головного убора, …. она на
себя старый изношенный салоп и отправилась ……по хозяйству, наблюдая притом
строго, чтоб как-нибудь не испортилась прическа; и для того сама она не …..в
кухню, а давала приказания свои кухарке, стоя в дверях. В необходимых же
случаях ….. туда мужа своего, у которого прическа не так была высока.

Антоний Погорельский   «Черная курица,
или Подземные жители»

Проверка.

Однажды (это было во
время вакаций между Новым годом и Крещеньем — день был прекрасный и
необыкновенно теплый, не более трех или четырех градусов морозу) Алеше
позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были
хлопотах. Они давали обед директору училищ, и еще накануне, с утра до позднего
вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и
комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую
телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алеша тоже, по
мере сил, способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги
вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно
купленные шесть восковых свечей. В назначенный день рано поутру явился парикмахер
и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом
принялся за супругу его, напомадил и напудрил у ней локоны и шиньон и
взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали
искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то подаренные мужу
ее родителями учеников. По окончании головного убора, накинула она на себя
старый изношенный салоп и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая притом
строго, чтоб как-нибудь не испортилась прическа; и для того сама она не входила
в кухню, а давала приказания свои кухарке, стоя в дверях. В необходимых же
случаях посылала туда мужа своего, у которого прическа не так была высока.

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

4)      Найди начало. «Юные корректоры» 

Задача. Структурируйте
текст, расположив в   правильной последовательности абзацы. Предложения предлагаются
в хаотичном порядке. Выбор первых предложений абзаца особенно полезен,
поскольку они часто обобщают основную идею абзаца.


Алеша! — сказал министр. — Я вижу, что ты не спишь… Прощай! Я пришел с тобою
проститься, более мы не увидимся!..

Но
он стыдился открыть глаза, а между тем слезы из них выкатывались и текли по его
щекам…

Несколько
времени лежал он с закрытыми глазами. Ему слышался шорох от поднимающейся
простыни…Кто-то подошел к его кровати — и голос, знакомый голос, назвал его по
имени:


Алеша, Алеша!

Вдруг
кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка
— не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в
белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале.

Алеша
громко зарыдал.

Проверка.

Несколько
времени лежал он с закрытыми глазами. Ему слышался шорох от поднимающейся
простыни…Кто-то подошел к его кровати — и голос, знакомый голос, назвал его по
имени:


Алеша, Алеша!

Но
он стыдился открыть глаза, а между тем слезы из них выкатывались и текли по его
щекам…

Вдруг
кто-то дернул за одеяло… Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка
— не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в
белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале.


Алеша! — сказал министр. — Я вижу, что ты не спишь… Прощай! Я пришел с тобою
проститься, более мы не увидимся!..

Алеша
громко зарыдал

5)     
Восстанови текст. Для
терпеливых и внимательных. «Путаница»

Задача : расположи предложения в правильной
последовательности.


Так видно и завтра придется вам просидеть здесь на хлебе и на воде, — сказал
учитель, пожелал другим детям покойного сна и удалился.


Знаете ли вы теперь урок? — спросил он у Алеши.

Алеша,
громко всхлипывая, принужден был сказать, что не знает.

Между
тем настала пора обедать; дверь отворилась, и вошел учитель.


Знаю только две страницы.

Алеша
стал твердить наизусть, но ничего не входило ему в голову. Он давно отвык от
занятий, да и как вытвердить двадцать печатных страниц! Сколько он ни трудился,
сколько ни напрягал свою память, но когда настал вечер, он не знал более двух
или трех страниц, да и то плохо. Когда пришло время другим детям ложиться
спать, все товарищи его разом нагрянули в комнату, и с ними пришел опять
учитель.


Ну так оставайтесь здесь, пока выучите! — сказал учитель, велел подать ему
стакан воды и кусок ржаного хлеба и оставил его опять одного.

И
бедный Алеша сквозь слезы отвечал:

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

    
Проверка. Между тем настала пора обедать; дверь отворилась, и
вошел учитель.


Знаете ли вы теперь урок? — спросил он у Алеши.

Алеша,
громко всхлипывая, принужден был сказать, что не знает.


Ну так оставайтесь здесь, пока выучите! — сказал учитель, велел подать ему
стакан воды и кусок ржаного хлеба и оставил его опять одного.

Алеша
стал твердить наизусть, но ничего не входило ему в голову. Он давно отвык от
занятий, да и как вытвердить двадцать печатных страниц! Сколько он ни трудился,
сколько ни напрягал свою память, но когда настал вечер, он не знал более двух
или трех страниц, да и то плохо. Когда пришло время другим детям ложиться
спать, все товарищи его разом нагрянули в комнату, и с ними пришел опять
учитель.


Алеша! Знаете ли вы урок? — спросил он.

И
бедный Алеша сквозь слезы отвечал:


Знаю только две страницы.


Так видно и завтра придется вам просидеть здесь на хлебе и на воде, — сказал
учитель, пожелал другим детям покойного сна и удалился.

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

6)     
Трансформация. «Назовем
это репликой»

Задача. Преобразуйте текст. Например, перескажите от первого лица
или с точки зрения другого персонажа. А можно представить рассказ как новостной
ролик, фильм ужасов или комедию.


Прощай! — воскликнул он. — Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что
виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!


Алеша! — сказал сквозь слезы министр. — Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты
спас жизнь мою, и всё тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть,
навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Еще в
течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться
далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы
несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..

Алеша
бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на
ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук
поразил его слух…


Что это такое? — спросил он с изумлением.

Министр
поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью… Он
ужаснулся!..


Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, — сказал министр с
глубоким вздохом, — но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним
только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь
опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!

Министр
пожал Алеше руку и скрылся под соседнюю кровать.


Чернушка, Чернушка! — кричал ему вслед Алеша, но Чернушка не отвечала.

Во
всю ночь не мог он сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом послышалось
ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и
долго слышал стук маленьких колес и шум, как будто множество маленьких людей
проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос
министра Чернушки, который кричал ему:


Прощай, Алеша! Прощай навеки!..

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

7)     
«Юные исследователи».Дедукция.

Задача. Ребята,
вашему вниманию предлагается только средняя часть текста. Небольшая полоска с
левой стороны копии и полоска аналогичного размера с правой стороны удалены. Вы
 должны работать в группе, чтобы восстановить историю.

На другой день
поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его
подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него
сильная горячка.

……. шесть Алеша,
с помощию Божиею, выздоровел, ….

……. перед
болезнию казалось ему тяжелым сном. ……..

            
…….не напоминали ему ни слова ни о черной курице…….

           
…… он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить ……

          
…… послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его …..

         
……и стали ласкать, и он сделался примером для своих …..

        
, …уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц … которых,

              
впрочем,    ему и не …….

Оригинальная
история для проверки.

На
другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без
памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил,
что у него сильная горячка.

Недель
через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним
перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали
ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша
же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и
прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для
своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц
вдруг — которых, впрочем, ему и не задавали.

8)      
Дидактика.

Задача.
С
оставьте
тест.
 Учащиеся
в мини-группах ( 4 человека)  читают текст повести
Антония
Погорельского   «Черная курица, или Подземные жители»
и
готовят по нему 10-15 вопросов. Когда группы будут готовы, все закрывают
тексты, затем обмениваются листами с вопросами и отвечают на вопросы друг
друга. Группа, которая правильно отвечает на большинство вопросов, побеждает.

   9) Развитие речи. Аннотация. Отзыв .Рецензия. Нескольких
учеников должны прочитать текст повести
Антония
Погорельского   «Черная курица, или Подземные жители»

Задача.:
 кратко перескажите рассказ и поделитесь своим мнением о нём перед остальными
учащимися. Данное упражнение полезное и важное, так как в жизни мы часто
вынуждены пересказывать что-то и рекомендовать это другим.

10) Соавторство. Текст без последнего абзаца раздаём каждому, задача
придумать окончание истории, так называемый альтернативный конец. Потом можно
проверить, кто был наиболее близок к оригинальной концовке.

Антоний Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители»

11) Интернет.«Социальные
сети». Пост. Работа в группах.

Задача. Представьте,
что данный текст — это пост в социальных сетях. Ваша задача прочитать его и
оставить комментарий. Потом следует прочитать все комментарии и провести небольшой
анализ по прочитанному и обозначить общее впечатление

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

12) Сценарий. «Усложнение».

Задача. Предлагаю
 выделить в тексте те моменты, для которых можно придумать другой вариант
развития событий. Например,«Рассыпав ягоды я расстроился…. или… начал
собирать ягоды и есть
 Выберите тот вариант, который вам
больше понравится. И ,таким образом, к концу прочтения у вас получается
совершенно другая история, с которой тоже можно работать так же, как и с
оригинальным текстом.

Антоний Погорельский   «Черная курица, или Подземные жители»

Проект
урока  литературы в 5 классе (ФГОС)  по теме «Антоний Погорельский «Чёрная
курица, или Подземные жители».

Тема:
«Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Цели урока :

     
Повторение и систематизация знаний
учащихся о фольклорной и литературной сказке.

     
Обучение приемам анализа характера
главного героя произведения.

     
Формирование умений ориентироваться в
тексте художественного произведения.

     
Обогащение речи детей оценочной лексикой
нравственного аспекта.

     
Развитие умений обобщать
проанализированный материал.

     
Духовно-нравственное воспитание( развитие
умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного
личностного роста).

Задачи
урока:

     
При работе с текстом произведения учить
видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их
тематические группы, совершенствовать технику чтения.

     
Развивать способности к образному и
логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме,
рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).

     
Анализируя поступки героя, вызвать
эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать
ценностные ориентации.

Формирование
универсальных учебных действий (УУД) :

Ученик научится пересказывать
сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для литературных сказок
художественные приёмы.

Ученик
получит возможность научиться
рассказывать о
самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор, вступать в диалог, а
также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оформление:

o   На доске: портрет
А.Погорельского, пословицы,«титульный лист» сказки, слова —  архаизмы, слова,
характеризующие поведение Алёши.

o   За правильный
ответ выдаются зёрнышки.

o  
Портрет
А.К.Толстого.

o  
 

1.    
Ход урока .
Слово учителя:

–Сегодня
мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые.
Это, конечно, сказки.

Давайте
вспомним их. Правила игры вам знакомы.

Игра
«Цепочка».

Первый
вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. (Игра активизирует
мыслительную деятельность, развивает память, побуждает к чтению).

Первый
ученик называет сказку, второй повторяет название первого и добавляет свое и
т.д.

 Например:

I.
1. «Царевна-лягушка».

2.
«Царевна-лягушка», «Марья Моревна».

3.
«Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»


далее).

II.
1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина.

2.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена.

3.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена, «Конек-горбунок»
Ершова и т.д.

II.
Повторительно-обобщающая беседа.

Учитель:

Проводим
беседу по литературным и фольклорным сказкам.

В
результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

                   Основные признаки фольклорной и
литературной сказки

Фольклорная
сказка
.

Литературная
сказка

Устность,
коллективность, анонимность
.

Принадлежит
конкретному автору

Используются
традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

Свойственна
изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены
общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта

Четко
выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

III.
Аналитическая беседа. Работа с текстом.

 Учитель,
обращаясь к портрету А. Погорельского:

— Вообразите себе,
что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным,
но по – мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс.

— Какие вопросы вы
ему зададите, зная, что в гости к вам пришел автор сказки «Черная курица, или
Подземные жители» — Антоний Погорельский?

Обучающиеся
формулируют вопросы.

Рассказ
учителя.

·       
Итак,
Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или
Подземные жители» на самом деле Алексей Алексеевич Перовский.

·       
При
его жизни, да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в
царской России. Ее носили потомки знатного вельможи Екатерининского времени
графа Разумовского, занимавшие крупные посты в правительстве.
Алексей Перовский
тоже сменил несколько таких крупных должностей.

·       
Но
для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония
Погорельского, современника и друга Пушкина.

·       
Сам
Ал. Перовский в юности отличался  необыкновенными способностями к наукам,
литературе и языкам. Он за 2 года окончил университетский курс и в 20 лет стал
доктором философии и словесности. Для защиты авторской степени надо было
согласно уставу прочесть 3 пробные лекции, чтобы доказать свое право на
преподавание. Алексей Перовский их прочел на 3-х языках. А его лекции по
естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной
книгой. Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Он был и
боевым офицером – участником Отечественной войны 1812г., участвовал в
ожесточенных сражениях.  Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он
одновременно занимался и литературой —  переводил, писал повести, был членом
Вольного общества любителей русской словесности.

·       
Волшебную
повесть «Черная курица, или Подземные жители» он опубликовал в 1829г. Он
написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося
литератора Алексея Константиновича Толстого (он был ему дядей по линии матери и
занимался его воспитанием).  (Портрет А.К.Толстого). Алеша Толстой тоже
учился в детстве в пансионе на окраине Петербурга. Это его любимым развлечением
было смотреть в круглые дырочки забора пансионного двора.

·       
Сказка
возникла единственно, чтобы рассеять одиночество племянника. Алексей Толстой,
находясь в пансионе, любил читать книги. Но детской литературы как таковой
тогда не было. Еще не написали свои сказки Пушкин и Одоевский, нет еще «Конька
– Горбунка» Ершова. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала
Алексея Толстого, но и до сих пор приходит ко всем нам, рассеивая наше
одиночество.

·       
Сам
Алексей Алексеевич Перовский вместе с тем прожил нелегкую жизнь. Часто сам был
одинок. Он также в детстве учился в закрытом пансионе, из которого бежал. Он
страдал хромотой. Ему были свойственны частые переходы к печали даже посреди
безудержного веселья.

·       
Может
быть, поэтому оправдан выбор вымышленного имени сказочником.

— Что и взамен
чему приобрел он в жизни?

Ответы
школьников:

Взамен
одиночеству автор сказки приобрел:


искреннюю привязанность племянника;


славу сказочника;


читательскую признательность на долгие годы.

·       
Случилось
именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник
«взрослых» сочинений Антония Погорельского читают только историки и литераторы,
а «Черная курица…» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли,
сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети
многих стран.

Дома вы прочитали сказку Антония
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести
лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят,
что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок,
который преподаст нам сказка.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

-Конопляное семечко освободило Алёшу от труда, и теперь не
надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво? Но хорошо ли?

ПОИСК ОТВЕТА НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Прочитайте, как сначала чувствует себя Алёша, пользуясь
конопляным семечком?
. ( Он внутренне стыдится похвал, ему было совестно)

— Внутренний голос… Голос совести… Муки совести…
Как вы понимаете эти слова?
 (Когда у человека есть совесть, он
оценивает свои поступки, он чувствует ответственность за своё поведение. Совесть –
наш внутренний голос, который осуждает или одобряет нас. Если мы слышим голос
совести
, испытываем муки совести, значит, мы меняемся к лучшему. Муки
совести
 – это борьба человека с самим собой, когда ему хочется
заглушить внутренний голос, а не получается. Совесть упрекает Алёшу:
« Не приписывай себе самому того, что тебе не принадлежит

В ходе обсуждения,
ребята, вы должны ответить на проблемный вопрос.

Итак, начинаем.

Примечание.
Сказка прочитана учащимися заранее.

IV.Обратимся
и мы к сказке – получим право на звание самого внимательного читателя. (За
правильный ответ – зернышко).

Задание
1
.

На доске записаны
пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят
к содержанию сказки.

— Какую из них вы
предложили бы для эпиграфа урока?

1.     Трудно найти,
легко потерять.

2.     Только ума
на деньги не купить.

3.     Как
прожил, так и прослыл.

4.     Сам
погибай, а друзей выручай.

5.     Дал слово – держи
его.

6.     Что
посеешь, то и пожнешь.

7.     Долг платежом
красен.

8.     Учись на
добро отвечать добром.

9.     Не имей
сто рублей, а имей сто друзей.

10. Добро век не забудется.

Эпиграф
урока. Учись на добро отвечать добром.

— Вы доказали, что
умеете определять идею произведения, ее главную мысль.

Задание
2.

— Посмотрим,
насколько вы внимательны к слову, ведь язык сказочной повести своеобразен (она
написана 200 лет назад). Как вы изучили сноски, справки покажет словарная
работа.

Дать
толкование слов.

Пансион –

Особливо –

Дортуары –

Вакации –

Салоп –

Империал –

Ретивый –

Шандал –

Мантия –

— Как называются
эти слова? (Устаревшие).

 
V.
 Путешествие в сказку.

Виды
деятельности

Выводы,
к которым приходят учащиеся

1.
Герой повести – мальчик Алеша. Он живет и учится в пансионе. Расскажите о
быте и нравах пансиона. Как жилось там Алеше? Выборочный пересказ.

Он
одинок. Он смотрит в дырочки забора – он ждет волшебства.

2.
Алеша спасает Чернушку от ножа кухарки, и благодарная Чернушка ведет его в
подземное царство, где живет маленький народ, а сама оказывается главным
министром короля. Выборочный пересказ сцены охоты.

Жители
уважают законы чести и правды.

3.
За помощь маленькому народу – спасение министра – король обещает исполнить
любое желание мальчика.


Каково было желание Алеши?


Почему он осудил его желание?

4.
Конопляное семечко освободило Алешу от труда, и теперь не надо было
трудиться. Учить уроки. Заманчиво? Не правда ли? Но хорошо ли это?


Прочитайте, как сначала чувствует себя Алеша, пользуясь конопляным семечком?

Выборочное
чтение.

-Внутренний
голос. Голос совести. Муки совести.


Как вы понимаете, что такое «внутренний голос», «голос совести», «муки
совести»?

Алеша
внутренне стыдился этих похвал, ему было совестно.

У
каждого есть совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство
ответственности за свое поведение. Она, совесть, живет внутри нас и
внутренний голос, который осуждает или одобряет нас, и есть голос совести.

А
муки совести?
– это борьба человека с самим собой, когда ему
хочется заглушить внутренний голос, а не получается. Совесть упрекала Алешу:
«Не приписывай себе самому того, что не тебе принадлежит».

5.
Расскажите, каким становится Алеша? Как повлияла на него слава лучшего
ученика?

Эта
сказка ставит перед человеком проблему – разве самое главное в жизни – поймать
удачу, как это случилось в сказке с меленьким Алешей?

Алеша
получил свое конопляное зернышко, в сущности, даром, — за одно маленькое
доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром
благодарности. И так быстро он превратился в лентяя и задаваку. Вообразил,
что он умнее и лучше всех. Праздность развращает человека.

6.
— Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

   
Задание. Сочините телеграмму – предостережение мальчику от имени
Чернушки.

7.
Перейдем к самым драматическим событиям в жизни Алеши: потере конопляного
семечка и предательству. Алеша потерял конопляное семечко, и на помощь к
мальчику решила прийти благодарная чернушка.

Выборочное
чтение по ролям.

Какие
наставления дает мальчику Чернушка?

«Пороки
обыкновенно входят в дверь. А выходят в щелочку, — поучает Алешу чернушка.
Как вы это понимаете?

8.
– Почему же Алеша не сдержал слово, выдал тайну?


Какое чувство им овладело, взяло верх, когда принесли розги?  (гордыня,
самовлюбленность)

«Алеша
совершенно потерял голову, он забыл обещание, данное подземному королю и его
министру, и начал рассказывать о Черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.

9.
Какова цена предательства?


Спасся ли Алеша от наказания?

Только
ли розги были наказанием для него?

Алеша
владел счастьем целой страны маленьких человечков и как легко он разрушил
его.

1
наказание – розги;

2
наказание – Чернушка оказалась в золотых оковах;

3
наказание – подземные жители должны были уйти, искать другое место.

10.Алеше
еще раз довелось встретиться с Чернушкой? Чтение по ролям.


Почему Алеша боялся встреч с Чернушкой?


Как эта встреча характеризует Чернушку?


Каковы последние наставления Чернушки?

 11.Проверка
домашнего задания.


В какой момент Алеше было тяжелее всего? В такие моменты человеку хочется и
просто необходимо выразить себя  в письме к близкому человеку, поделиться 
тем, что у тебя на душе. Вам было предложено домашнее задание.

·       
Какое
бы письмо мог написать Алеша маменьке и папеньке?

Вы
неплохо поработали, письма получились разные, но общее и главное в них то,
что Алеша раскаивается в своем поступке и просит у маменьки и папеньки помочь
ему, поэтому в ваших письмах звучат строки: «Мне стыдно, я виноват. Я потерял
лучшего друга! Помоги мне!

Письмо
– способ самовыражения. Так получаются у людей письма – исповеди, письма –
размышления и разные другие письма, в которых человек и радуется, и
раскаивается, и сомневается, и просит совета – иначе говоря, живет.

12.
С чего началось душевное обновление мальчика?

Мальчик
переболел злом, попавшим в его душу, переболев, он стал духовно здоровым.

13.
Задание. Назовите «лишнее слово».

•Честность          
• Лень

•Трудолюбие      
• Тщеславие

•Гордыня            
• Бахвальство


Доброта             • Совестливость

VI.
Обобщение учителя.

Вернемся к проблемному вопросы. Пожалуйста, ребята,
выскажите ваше мнение. Конопляное семечко освободило Алёшу от труда, и теперь
не надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво? Но хорошо ли?

Какие уроки  жизни вы можете отметить?

         Это
добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных
делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, в свои мысли и
подумать о самих себе, а какой я? «А ведь именно об этом заставляют нас
задуматься лучшие произведения литературы. И сказка Антония Погорельского – из
числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л.Н.Толстой так любил
и так высоко оценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту
волшебную повесть для детей в один ряд с былинами, народными сказками по
мудрости, в ней заключенной.

VII.
Домашнее задание. Творческое задание.

Напишите сказку о
волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе. Рефлексия
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже
можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на
зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может
привести.

Тема:
«А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.
 Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное
содержание.

Толокнева Валентина
Владимировна

 учитель русского языка и
литературы

МКОУ «СОШ №10»

Цель
урока: 
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;  развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и реальное в жизни. Воспитание чувства
честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное
задание
: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония
Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание),
повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход
урока

1.    
Орг. момент.

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и
тему: 
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.
 Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет.
Нравоучительное содержание

Запишите
эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это
высказывание А.С. Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать? В
чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских
народных сказок?

(Добро
всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как
вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти
слова? (Формулирование учащимися целей урока)

3.    
Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это
занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях.)

  • Какие виды сказок вы знаете? Чем
    отличается литературная  сказка от народной? Какие народные сказки
    знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в
развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных
книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории
национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,
 Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..


Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда
произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?


Что вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово
учителя

      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829 году
сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал
ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом
Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и
это имя стало связано с ним навсегда.

Итак,
я хочу пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного
произведения Антония Погорельского.


В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а
русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята,
пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто
же  главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте
сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого
  пересказа эпизодов с помощью  иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.  
Расскажите о любимых занятиях Алеши.

2.  
Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на
каникулы)

3.  
Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к
встрече гостей?

4.  
Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку,
плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2
группа « Неудачная попытка»

5.  
Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней
кровати, и из – под неё вышла курочка)

6.  
Куда Чернушка повела Алешу?

7.  
Кого испугался Алеша и почему?

8.  
Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья,
нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

9.  
Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3
группа «Алеша в Подземном городе»

10.
Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

11.
Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.
Что увидел мальчик в подземном царстве?

13.
Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча
его)

14.
Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.
Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про
подземелье)

16.
Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша
оказался таким ленивым)

4
группа «Алеша и жители Подземного города»

17.
Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.
Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей
(мыши, барсуки, кроты)

19.
На кого охотятся в Подземном царстве?

20.
Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

21.
О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном
мире? Что значит быть скромным?

5
группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

22.
Как  ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.
Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.
Как был наказан мальчик?

25.
Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли
мальчик в своем поступке?

26.
Что произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного
царства после предательства Алеши?

Аналитическая
беседа.
 Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
Причудливый сюжет

Ребята,
мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как
вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании
сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный
предмет – конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А
есть ли отличие этой сказки от народной?

У
нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

 Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем
вывод:
 сочетание реального и фантастического — одна из
особенностей литературной сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный?
Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста.
В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и
дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет
начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века,
когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это
абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека
состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не
привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную
задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить
можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное
содержание сказки

Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши?
(Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое
собственным трудом может приносить радость и счастье. )

— Автор
в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев,
в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен
беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю
самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.

По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.

Малышам

«Сова» Виталия Бианки

Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.

Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.

Забронировать книгу в библиотеке

«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста

Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.

Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.

Забронировать книгу в библиотеке

Рассказ черная курица прочитать

Ребятам постарше

«Теплый хлеб» Константина Паустовского

Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?

Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.

Забронировать книгу в библиотеке

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

«Черный красавчик» Анны Сьюэлл

Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.

Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.

Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.

Забронировать книгу в библиотеке

Рассказ черная курица прочитать

Подросткам

«Я не тормоз» Нины Дашевской

Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.

«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.

Забронировать книгу в библиотеке

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта

Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.

Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.

Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.

Забронировать книгу в библиотеке

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказ человек заболел туричин
  • Рассказ чего на свете не бывает
  • Рассказ часовой про мальчика на посту
  • Рассказ чарушина страшный рассказ текст
  • Рассказ чарушина что за зверь читать