Рассказ чем пахнут ремесла

Онлайн всего: 1 гостей: 1 пользователей: 0 картотека художественной литературы для подготовительной группы 04.10.2020, 13:26подготовительная группа тема: цветы цветут в

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Картотека художественной литературы для подготовительной группы

04.10.2020, 13:26

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

  1. А.К. Толстой «Колокольчики».
  2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
  4. Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
  5. Н. Сладков «Любитель цветов».
  6. Ю. Мориц «Цветок».
  7. М. Познананская  «Одуванчик»
  8. Е. Трутнева «Колокольчик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

  1. А.Н.Майков «Осень».
  2. С. Есенин «Нивы сжаты…».
  3. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
  4. Е. Трутнева «Осень»
  5. В. Бианки «Синичкин календарь»
  6. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
  7. А. Плещеев «Осень наступила».
  8. А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».
  9. М. Исаковский «Вишня».
  10.  Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
  11. И. Токмакова «Дуб».

Тема: Хлеб

  1. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  2. Ю. круторогов «дождь из семян».
  3. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
  5. М. Глинская «Хлеб»
  6. Укр.н.с. «Колосок».
  7. Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

  1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
  2. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
  3. М. Исаковский «Вишня»
  4. Ю. Тувим «Овощи»
  5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  6. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  7. Б. Житков «Что я видел».

Тема: Грибы, ягоды

  1. Е. Трутнева «Грибы»
  2. В. Катаев «Грибы»
  3. А. Прокофьев «Боровик»
  4. Я. Тайц «Про ягоды».
  5. Я. Тайц «Про грибы».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

  1. Р.н.с. «Гуси-лебеди».
  2. К.Д. Ушинский «Ласточка».
  3. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
  4. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».
  5. М. Пришвин «Ребята и утята».
  6. Укр.н.с. «Хроменькая уточка».
  7. Л.Н.Толстой «Птичка».
  8. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
  9. П.Воронько «Журавли».
  10.  В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».
  11.  А. Майков «Ласточка»
  12.  Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  13.  Л.Н. Толстой «Лебеди»
  14.  Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  15.  В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

Тема: Наш город. Моя улица.

  1. З. Александрова «Родина»
  2. С. Михалков «Моя улица».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»

Тема: Осенняя одежда,  обувь, головные уборы

  1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
  2. З. Александрова «Сарафанчик».
  3. С. Михалков «А что у вас?».
  4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».
  5. С.Маршак «Вот какой рассеянный».
  6. Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
  7. В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

  1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
  2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
  3. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
  4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
  5. Р.н.с. «Волк и семеро козлят».

Тема: Дикие животные и их детёныши.

  1. А.К. Толстой «Белка и волк».
  2. Р.н.с. «Заюшкина избушка»
  3. Г. Снегирев «След оленя»
  4. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
  5. Р.н.с. «Зимовье».
  6. В. Осеева «Ежинка»
  7. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
  8. В. Бианки «Купание медвежат».
  9. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).
  10.  Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».
  11.  Р.н.с. «Хвосты»

Тема: Поздняя осень. Предзимье

  1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
  2. Д.М. Сибиряк «Серая шейка»
  3. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  4. А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»
  5. С.А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
  6. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Тема: Зима. Зимующие птицы

  1. Н. Носов «На горке»
  2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
  3. В. Бианки «Синичкин календарь».
  4. В. Даль «Старик – годовик».
  5. М. Горький «Воробьишко»
  6. Л.Н. Толстой «Птичка»
  7. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
  8. С. Михалков «Зяблик».
  9. И.С. Тургенев «Воробей».
  10.  И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
  11.  А.А. Блок «Снег да снег кругом».
  12.  И.З. Суриков «Зима»
  13.  Н.А.Некрасов «мороз – воевода».

Тема: Библиотека. Книги.

  1. С. Маршак «Как печатали книгу?»
  2. В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».
  3. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

  1. С. Я. Маршак «Багаж».
  2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
  3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
  4. Н. Саконская «песенка о метро»
  5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
  6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

  1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
  2. Круглый год (декабрь)
  3. Р. н. с. «Снегурочка»
  4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
  5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
  6. Н. Носов «Фантазёры».
  7. Ф. Губин «Горка».
  8. В. Одоевский «мороз Иванович».
  9. И.З. Суриков «Детство».
  10.  А.А. Блок «Ветхая избушка».
  11. С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
  12.  С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
  13.  Р.н.с. «Два Мороза».
  14.  Р.н.с. «В гостях у дедушки Мороза».
  15.  Р.н.с. «Морозко».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

  1. Б. Заходер «Черепаха».
  2. таджикская сказка «тигр и лиса»
  3. К. Чуковский «Черепаха»
  4. Д.Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
  5.  Б. Житков «Про слона».
  6. Н. Сладков «Во льдах».

Тема: Моя семья. Человек.

  1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  2. В. Осеева «Просто старушка».
  3. Я Сегель «Как я был мамой».
  4. П. Воронько «Мальчик Помогай»
  5. Д.Габе «Моя семья».
  6. А Барто «Вовка – добрая душа»
  7. Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  8. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
  9. Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

  1. Ю. Тувим «Стол».
  2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».
  3. В. Маяковский «Кем быть?»
  4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Тема: Рыбы

  1. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  2. Н. Носов «Карасик»
  3. Р.н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».
  4. Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
  5. Е. Пермяк «Первая рыбка».
  6. Л.Н. Толстой «Акула».
  7. В. Данько «Головастик».
  8. О.Григорьев «Сом»
  9. Б. Заходер «Кит и кот».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

  1. Б. Житков «Что я видел».
  2. С Маршак «Мяч»
  3. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  4. В. Катаев «Цветик – семицветик»
  5. Е. Серова «Нехорошая история».

Тема: Профессии.

  1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
  2. «Чем пахнут ремесла?»
  3. Я Аким «Неумейка».
  4. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

     1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

     2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

      3. З. Александрова «Дозор».

      4. Л. Кассиль «Твои защитники».

Тема: Комнатные растения.

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»
  2. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
  3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

Тема: Ранняя весна. Праздник 8 Марта.

  1. М. Родина «мамины руки».
  2. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
  3. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  4. Е. Пермяк «Мамина работа»
  5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
  6. Л. Квитко «Бабушкины руки».
  7. С. Михалков «А что у вас?».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».
  10.  И. Соколов-Микитов «»весна в лесу», «Ранней весной».
  11.  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др.
  12.  С. Маршак «Круглый год»
  13. Г. Скребицкий  «Апрель».
  14.  В. Бианки «Три весны».

Тема: Почта.

  1. С. Маршак «Почта».
  2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
  3. «Чем пахнут ремесла?»
  4. Я Аким «Неумейка».
  5. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.

  1. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»
  2. В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
  3. М. Пожарова «Маляры»
  4. Г. Люшнин «Строители»
  5. Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

  1. А. Гайдар «Голубая чашка».
  2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»
  3. Бр. Гримм «Горшок каши».
  4. Р.н.с. «лиса и журавль».

Тема: Космос. День космонавтики.

  1. А. Барто «Веревочка».
  2. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  3. Ю.А. Гагарин «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

  1. В. Бианки «Приключение муравьишки».
  2. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  3. К. Ушинский «Капустница»
  4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
  5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».
  6. В. Лунин «Жук»
  7. В. Брюсов «Зеленый червячок».
  8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»
  9. И. Мазнин «Паучок».

Тема: Продукты питания.

  1. И. Токмакова «Каша»
  2. З. Александрова «Вкусная каша».
  3. Э. Мошковская «Маша и каша»
  4. М. Пляцковский «Кому что нравится».
  5. В. Осеева «Печенье».
  6. Р.н.с. «Горшочек каши».

Тема: День Победы.

    1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

    2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

    3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

    4. А. Митяев «Мешок овсянки».

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

  1. А. Прокофьев «Родина».
  2. З. Александрова «Родина».
  3. М.Ю. Лермонтов «Родина»
  4. С.Баруздин «За Родину».

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
  3. С.Я. Маршак «Первый день календаря».
  4. В.Осеева «Волшебное слово».
  5. Л.Н. Толстой «Филлипок».

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

  1. К. Ушинский «Четыре желания».
  2. А. Плещеев «Старик»
  3. Е. Благинина «Одуванчик».
  4. З. Александрова «Сарафанчик».
  5.  В.А. Жуковский «Летний вечер».
Категория: Картотеки | Добавил: yulia
Просмотров: 1214 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»

Проект по реализации программы «Социокультурные истоки»

«Мир профессий — глазами ребенка»

для детей 6-8 лет

Продолжительность проекта: краткосрочный  

Тип проекта: познавательно-информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6-8 лет

Актуальность

В последнее время выявляется что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности.

Цели проекта: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий.

Задачи проекта

Для детей

— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

— Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;

— Подбор художественных произведений по теме проекта;

— Запись видиоролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

— Подбор дидиктических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

— Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

— Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;

— Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

— Продолжать развивать связную речь дошкольников;

— Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

— Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

— Провести беседу – рассказ о своей профессии.

I этап – подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
  • Формулирование цели и задач проекта.    
  • Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.    
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II этап – содержательно — практический

  • Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Профессии моих родителей», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;
  • Рассматривание книг, журналов;
  • Рассматривание иллюстраций по теме;
  • Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях
  • Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Манаковой « Моя первая книга о профессиях», Б. Житков «Что я видел? » и др.
  • Организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин» и др.
  • Совместная работа родителей и детей: нарисовать рисунок на тему «Кем я мечтаю стать, когда вырасту…»;
  • Дидактическая игра «Найди предмет по описанию», «Что лишнее»;
  • Оформление книги рассказов «Профессии моих родителей».
  • Экскурсии в «Ателье», «Магазин».

III этап – Итоговый

  • Проведение викторины «Путешествие в страну профессий»
  • Показ фильма «Кем я хочу стать?»
  • Презентация проекта «Мир профессий глазами ребенка»
  • Выставка рисунков «Кем я мечтаю стать, когда вырасту…».
  • Изготовление книги рассказов «Кем работают мои родители»
  • Результаты проекта:
  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
  • У дошкольников появился интерес к данной теме.
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко используют атрибуты и наряды для развития сюжетно – ролевых игр по теме.
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией своих детей.
  • Подготовлен и проведен праздник «Путешествие в страну профессий»

Технологическая карта «Профессии»

Образова-

тельная деятельность

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская, игровая

Презентации: «Профессии в детском саду», «Ознакомление дошкольников с профессиями», «Все профессии важны», «В мире профессий», «По ступенькам профессий».

Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»

Беседы о профессиях родителей и местах их работы

Дидактические игры: «Что купить?», «Что кому нужно?», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Что расскажет предмет».

Составление схемы для составления рассказа о профессиях

«Как подготовиться к субботнику?»

Речевое развитие

Коммуникативная, познавательная

Составление рассказов о профессии родителей.

Отгадывание загадок на тему «Профессии»

Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»

Пословицы и поговорки о трудеСтихи о профессияхЧтение рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу»,Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа»,  «Дядя Степа — милиционер».В Лифшиц «И мы трудиться будем».Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице»Н. Найденова «Ольга Павловна».С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, двигательная, коммуникативная

Выставка рисунков «Кем я буду»Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская»Раскрашивание раскрасок  — профессииРисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретовЛепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия

Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Социально коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативная, продуктивная

Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», разрезные картинки

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Кому без них не обойтись», «Что расскажет предмет».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»

Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»

Игровая ситуация: «Кем я стану?»,

Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»

Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Знакомство с профессиями, связанными со спортом;

П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты

Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»

Литература:

1. Истоковедение. Том 15. — М.: Издательский дом «Истоки»

, 2021.-160с.

2. Истоковедение. Том 11. -М.: Издательский дом «Истоки»

, 2021.-320с.

3. Истоковедение. Том 5 Издание 5-е, дополненное. -М.: Издательский дом «Истоки»

, 2021.-224с.

4. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки»

в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования. -М.: Издательский дом «Истоки»

, 2021.-216с.

Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна

Тема. Джанни Родари. «Открытки с видами
городов». Широта мира и его

восприятие лирическим героем стихотворения.
Открытки как символ широты мира и

стремление к его открытию

Цель: ознакомить учащихся с творчеством Джанни
Родари; осуществить аналитическое исследование поэзии

«Открытки с видами городов»;
выделить художественные миры произведения; обратить внимание ученической
аудитории на

авторское мировоззрение в смысловом поле
текста; формировать навыки анализа лирического произведения;

развивать образное мышление, навыки вдумчивого
аналитического чтения художественного текста; способствовать

воспитанию уважения к человеку.

Тип: урок-диалог

Оборудование: слайд-шоу «открытки
Италии».

Странных много в мире см,

Самое странное из них-человек…

Софокл

Течение урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация
учебной деятельности

— Любите ли вы путешествовать? Какие страны и
города посетили?

Просмотр совместной презентации »
путешествие Вокруг света»

III. Объявление темы и цели урока.

Учитель. Из Страны гор и озер мы переносимся в
солнечную Италию. Писатель, творчество

которого мы сегодня начинаем изучать,
награжден высшей премией в области

детской литературы-премией Ганса Кристиана
Андерсена. Этот удивительный писатель

создал добрые и веселые истории про
мальчика-луковичку, о мальчике Джельсомино, что

обладал волшебным голосом. Имя этого
писателя-Джанни Родари. Сегодня мы

ознакомимся с его поэзией «открытки с
видами городов», попробуем раскрыть авторский

замысел и увидеть мир таким, каким его видит
поэт.

Рассказ ученика о писателе.

Джанни Родари (Rodari, Gianni — 23.10.1920,
Оменья — 14.04.1980, Рим) — итальянский

писатель.

Был учителем начальных классов. Участвовал в
движении Сопротивления. После войны, в 1948 p., став

литературным сотрудником миланского издания
газеты «Унита». При содействии Родари в

этой газете был создан специальный детский
уголок, в котором он публиковал свои стихи.

В 1951 г. увидел свет первый поэтический
сборник Родари «книга веселых стихов» («и libro

delle filastrocche»). Так же, как в детском
сознании фантазия сочетается с событиями

реальной жизни, в поэзии Родари образы
народных сказок переплетаются с реальными

персонажами (»куда делись феи«,»письмо к
фее»).

Хотя писатель и не упрощал проблем, которые
возбуждал в своих стихах, тем не менее они

остаются понятными для маленьких читателей.
Без лишней морализации Родари рассказывает

Kolizanka

о разных профессиях, каждая из которых имеет
свои краски, особый, неповторимый аромат («чем

пахнут ремесла», «Запахи ремесел»).

По своей форме произведения Родари близки к
итальянскому детскому фольклору. В 1951 г.

Родари стал редактором детского
иллюстрированного еженедельника «Пионьере», на страницах

опубликовал повесть-сказку «Приключения
Чиполлино» («Il romanzo di Cippollino»).

Чиполлино — это хпопчик — луковка, который
проявляет храбрость и смекалку в борьбе

против злого синьора Помидора и лучше
высокомерного барона Апельсина. После публикации

повести-сказки Родари продолжал писать о
Чиполлино. В журнале»Пионьере»

писатель регулярно рассказывал о новых
приключениях мальчика-луковички на улицах

итальянских городов. В подобном стиле написаны
и другие повести-сказки Родари, в том числе

«Сказки по телефону» («Fscvole al telefono»,
1962).

В повести-сказке «Путешествие Голубой
стрелы» читатель попадает в мир стремящихся кукол

принести радость бедным детям. Одновременно
происходит много интересных событий. При этом

Родари не только развлекает, но и говорит о
таких важных понятиях, как дружба,

справедливость, доброта.

Бытовая реалистическая повесть «Маленькие
бродяги» и сказочная повесть «Джельсомино в

Стране лжецов» рассказывают о непростой жизни
жителей Южной Италии.

В 1966-1969 pp. Родари работал над совместными
проектами с детьми. В 1970 году за вклад

в развитие детской литературы был награжден
премией Ганса Кристиана Андерсена, что

сделало его одним из самых известных
итальянских детских писателей. Его произведения

начали переводиться на другие языки народов
мира.

Беседа:

— Какое впечатление произвел на вас рассказ о
жизни и творчестве Джанни Родари?

Какие истории рассказывал Джанни Родари детям?

— О каких важных вещах говорил писатель с
маленькими читателями?

— Как вы думаете, почему существует так много
экранизаций произведений Джанни Родари?

«Ассоциативная характеристика» — подберите
личностные черты Джанни Родари, которые бы

начинались буквами его имени.

IV. Аналитическое исследование текста
стихотворения.

Беседа на выяснение первичного уровня
восприятия текста

— Какие чувства вызвала у вас эта поэзия?

— Какие образы нарисовало ваше читательское
воображение?

— Не возникло ли у вас желания сразу же
отправиться в далекое путешествие в Италию? Как вы

считаете, что так повлияло на ваше желание?

— Какие еще мысли и желания возникли во время
чтения поэзии?

Анализ поэтического текста

Выразительное чтение поэзии учителем и
учениками.

— Почему поэзия начинается с упоминания
открыток? (Часто люди любуются открытками

с изображением выдающихся памятников культуры
и архитектуры, красивых пейзажей.

Туристы, путешествуя по странам, часто
покупают такие открытки на память или чтобы

послать своим родным и друзьям. Открытки
вызывают не только восхищение замечательными

уголками земного шара, но и желание
путешествовать, открывать для себя всю широту и

красоту мира.)

— На сколько частей вы условно поделили бы
текст поэзии? (Текст поэзии условно как бы

распадается на две части: на описание Италии
по открыткам и размышления автора о

реальная жизнь людей.)

— Почему автор использует такое
«распределение» в тексте? (Чтобы продемонстрировать читателям

как красоту Италии, так и жизнь ее людей.)

— Посудите, эти части поэзии сопоставлены или
противопоставлены? Какой прием использует

автор? (Части поэзии противопоставлены между
собой, автор использует антитезу, чтобы

заставить читателя задуматься и присмотреться
внимательнее к реальной жизни людей.)

Просмотр слайд-презентации с видами городов, о
которых пишет Дж.Родари.

— Как, по-вашему, относится лирический герой к
своей стране? (Лирический герой увлекается

прекрасной Италией, ее историческими
достопримечательностями и прекрасными видами . «Вот Рим:

Колизей, Капитолий и Форум… / Милан со
знаменитым готическим собором. / Вот Пиза со своей

наклонной башней. / Венеция краля с каналов
сетью. / Вот Генуя-гавань, дворцы

блестящие, / Неаполь, залив, Везувий
дымящий…»)

— К кому обращается поэт во второй части? (К
читателю, к туристу, к человеку.)

— Как вы понимаете просьбу автора взглянуть за
картинку? (Понять и увидеть

настоящая жизнь людей в этих красивых городах,
где всегда полно туристов.)

— Кто на самом деле интересует поэта? (Простые
люди.)

— Какие вопросы задает автор читателю? Что
стремится показать? («А глянь за картинки — так

оно получится? / Действительно ли в Венеции
только и работы / Гондолы поношения и петь без

заботы? / Действительно ли Неунывающие

неаполитанцы / только то и знают,

что Гули и танцы?»Автор стремится, чтобы

каждый, кто читает его стихотворение,

задумался над жизнью простых

людей, живущих в этом раю для

туристов. Для автора важна не

только красота городов, но и красота

человеческого существования, сострадания к

Ближнего, внимание и уважение.)

«Два мира в стихе» — работа с

карточкой.

Работа в группах

И группа-образ лирического героя.

II группа-художественные средства поэзии.

V. итоговая беседа в пространстве обозначенной
темы.

— Каким вы увидели свет, изображенный автором?
(Мир прекрасен и удивителен, но

величайшее чудо — жизнь человека!)

— Как вы понимаете слова древнегреческого
драматурга, ставшие эпиграфом к нашему

урока? Как вы думаете, разделял ли Джанни
Родари это мнение? Аргументируйте ответ.

— Как вы понимаете последнюю строчку поэзии?
(«Картинки Веселые, жизнь — суровая.» Автор

призывает каждого человека в первую очередь
«смотреть за картинку», не только

наслаждаться красивыми пейзажами и великолепной
архитектурой, но и переживать

судьбами других людей.)

— Как в поэзии раскрывается любовь автора к
своему народу, к своей земле? (Автор, как и его

лирический герой, не только гордится своей
родной Италией, но и искренне любит свой народ.)

— Что, по-вашему, символизируют открытки?

Учитель. Поэзией Джанни Родари мы завершаем
изучение темы » поэтическое видение

мира».

Что, по-вашему, в целом дает человеку поэзия?

— Каким образом великий и прекрасный мир
раскрывается в поэтических строках?

— Что лично вы взяли для себя с уроков
изучения поэтических произведений?

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание.

Прочитать С. 196 – 200.

Место, где как будто застыло время: пустые школьные парты, разбросанные игрушки и повсюду плакаты ЦК КПСС. Это не история из фильма ужасов, а рассказ о путешествии – минчанка Глафира съездила в белорусскую зону отчуждения. Говорит, было одновременно и интересно, и очень больно.

Что нужно знать перед поездкой: вход по пропускам, уровень радиации не страшный, а времени меньше, чем кажется

– Я увидела фотографии зоны отчуждения у знакомого в историях в Instagram и решила, что тоже хочу посмотреть, как там и что. Фотографии были очень красивые, а последней была фотка чернобыльского реактора – посмотрела на нее и решила, что действительно надо ехать.

Спросила контакт и сразу же записалась на экскурсию. Экскурсовод, кстати, учитель физики, а по выходным возит туристов в зону отчуждения. Вообще в нее входят Хойникский, Брагинский и Наровлянский районы, но я ездила на один день, поэтому видела только первый. Стоит такая однодневная поездка 120 рублей – туда включен и ужин.

1

У нас собралась небольшая группа: были муж с женой – граждане России, они специально приехали из Подмосковья, еще одна пара и несколько студентов.

Мы ехали туда официально, проезжали через КПП: я заранее давала экскурсоводу свои паспортные данные, и он готовил пропуск.

Я его спрашивала, как ему удалось организовать такое, и оказалось, что он добивался этого достаточно давно. И только в 2015 году после указа об облагораживании этих земель началось развитие внутреннего туризма, и он смог получить разрешение возить туристов в зону отчуждения.

Мы приехали туда к 9 утра, и казалось, что будет много времени и мы успеем все объехать. Но на самом деле все оказалось не так: зона открыта до пяти часов, и, хоть мы до последнего ходили и осматривали все вокруг, все равно многое не увидели.

2

Перед поездкой я спрашивала экскурсовода про радиацию, опасно ли быть там. Он сказал, что уровень облучения за все время нашего пребывания в зоне отчуждения мы получим такой же, как за три часа полета на самолете, то есть вроде как в пределах нормы. Правда, мы ходили с дозиметром, и кое-где он начинал громко пищать, потому что радиация была выше нормы.

Зона отчуждения изнутри: ржавый завод, пыльные комнаты и забытые вещи

– В самой зоне отчуждения работают егеря: они там все охраняют, а во время экскурсий возят нас по территории зоны – это достаточно большая площадь.

3

Перед входом в зону отчуждения есть маленький музей, и в нем большая и подробная карта этой территории. Там отмечены все районы, видны заброшенные здания: школы, ветеринарная клиника, заводы.

Сначала мы приехали в заброшенную школу. Первое впечатление было смешанным – когда ты ступаешь там ногами, очень страшно, что что-нибудь рухнет, обвалится пол. Было интересно, но постоянно казалось, что это небезопасно.

В школе я нашла тюбик зубной пасты, она называлась «Зефир». Было очень странно осознавать, что ее держали в руках школьники младших классов и оставили, когда покидали эти районы. От этого стало даже как-то больно.

4

4,1

Потом мы поехали на хлебозавод: там стояло много оборудования, все ржавое. Но в здании завода я нашла ручку – старую, советскую, с синеньким колпачком. А еще там на самом верху под крышей летали голуби – и это было единственное живое во всем здании.

5

Еще мы заходили в ветеринарную клинику – она довольно сильно впечатлила. Там до сих пор стоят нетронутые препараты, банки со смесями, а все вокруг в разрушенном состоянии.

На столе лежал журнал учета животных, его можно было почитать. В здании был довольно специфический запах, потому что все эти химикаты до сих пор очень сильно пахнут. И вот это было особенно странно: смотришь на все эти препараты, сделанные в СССР, читаешь записи в журнале, и не сразу понятно, какой сейчас год.

6,1

6

Была еще одна школа, но поменьше – она сельская и внешне она выглядела как просто хата. А как только заходишь, там сразу лозунг: «1 мая – День труда!». Авария же случилась 26 апреля, а 1 мая многие выходили на демонстрации. На стенах висело очень много черно-белых портретов – я, правда, не поняла, то ли это советские деятели, которых я не знаю, то ли фотографии сотрудников школы.

Там было очень много парт, а на некоторых лежали старые и уже рассыпающиеся противогазы. Стоял детский портфель, были разбросаны кубики, и даже был башмачок от куклы. А еще я заметила, что там были учебники и тетрадки на белорусском языке. Возле этой школы стоял старый ржавеющий мотоцикл.

7

7,1

7,2

Еще мы зашли в местный на Дом культуры: там был большой актовый зал, а в нем очень много советских агитационных плакатов. Видимо, тогда проходили какие-то выборы. Везде на плакатах был Ленин, и в целом чувствовалась такая партийно настроенная атмосфера. От этого было стойкое ощущение, как будто мы оказались в 1986-м.

В Доме культуры раньше было кафе, и на выходе из здания сохранились две стоечки, которые относились к нему. Наверное, за такими в Советском Союзе люди пили пиво и отдыхали.

8

8,1

В третьей школе, которая была самой большой, мы зашли в кабинет физики и химии. Там до сих пор сохранилось все оборудование: пробирки, химическая лаборатория, разные модели.

9

Еще мы видели катер, который участвовал в ликвидации аварии: на нем привозили песок, чтобы засыпать зоны возле реактора. И как его тогда там бросили, так он ржавый и стоит до сих пор.

10

По дороге мы заходили в жилые дома: в одном из них была даже икона. Но людей оттуда эвакуировали планово: у них было две недели на сборы, и большинство вещей они забрали. Интересно, что оставили икону.

В самой эвакуации не было ничего особенного, людей просто вывозили на большом количестве автобусов. Но все равно многое сохранилось: шкафы, мебель. В какой-то хате была даже пустая бутылка пива «Жигулевское».

11

11.1

Самым интересным было подниматься на вышку и смотреть на реактор: расстояние до него оттуда примерно 30 километров. Этот купол очень сильно блестит на солнце, и реактор под ним виден совсем чуть-чуть. Но очевидно, что он очень мощный, потому что и купол внушительных размеров, хотя ты видишь его издалека.

12

Впечатления от увиденного: «Приезжать домой, где кипит жизнь, и осознавать, где ты была и что видела, – странное ощущение»

– Во всех зданиях, куда мы заходили, все очень грязное, и ты к этому даже не прикасаешься. Некоторые люди думают, что сотрудники все прибирают и следят за постройками – но такого нет. Фишка как раз в том, что как все лежало, так и лежит, все остается точь-в-точь, как было тогда.

Экскурсовод говорил, что в 2019 году тут было очень много туристов, в том числе иностранных, а потом случился ковид, закрытые границы, и сейчас в нашу зону отчуждения ездят практически только белорусы.

13

Во время экскурсии было интересно, но чаще жутко и больно от того, что случилась катастрофа, а людям это не сообщили сразу. От этого было огромное чувство несправедливости и горечи. Еще было сильное сожаление: столько лет прошло, а эту территорию никак не могут использовать, вот только сейчас придумали внутренний туризм.

Люди по-прежнему там не живут совсем, разве что иногда на Радуницу приезжают, если у кого-то там кто-то похоронен, – и на это тоже нужно брать пропуск. Но такое бывает очень редко.

14

Безусловно, поездка очень необычная. Приезжать домой, где кипит жизнь, и осознавать, где ты была и что видела, – довольно странное ощущение. Я уезжала оттуда с мыслью: «А сколько еще лет должно пройти, чтобы эта территория полностью очистилась?» А еще после того, как я увидела, что стало с белорусской территорией, мне захотелось посмотреть, что сейчас в самом центре аварии – Чернобыле и Припяти.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

Список литературы, рекомендованной для чтения во 2 классе

Список книг для детей, перешедших во второй класс.

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Для уроков внеклассного чтения

Фольклор.

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».

Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».

Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».

В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».

О природе и животных.

В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».

М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».

Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»

Г. Снегирев. «Про пингвинов».

Рассказы о детях и для детей.

Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»

Русская классическая поэзия. Басни.

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»

С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».

А.А.Фет. «Ласточки пропали…»

И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».

Н. Некрасов. «Саша».

И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Из истории Отечества.

С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Малые жанровые формы.

Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».

Богатырские сказки.

Литературные сказки.

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».

В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»

Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».

Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»

Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».

Б. Поттер. «Ухти-Тухти».

Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».

Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».

А. Толстой. «Приключения Буратино».

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».

О природе и животных.

Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «

И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».

Рассказы о детях и для детей.

В. Осеева. «Сыновья».

В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».

Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».

Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».

Современная поэзия.

Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».

В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».

Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»

Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».

И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».

А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».

А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».

Г. Остер. «Сказка с подробностями».

Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»

Из истории Отечества.

А. Старостин. «Куликовская битва «

Я. Тайц. «Приказ»

А. Приставкин. «Портрет отца»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439126-spisok-dlja-vneklassnogo-chtenija-vo-2-klasse

  • Рассказ человек на часах лесков слушать
  • Рассказ человек на часах читать полностью
  • Рассказ человек в футляре посвящен исследованию
  • Рассказ чарушина птенцы читать
  • Рассказ чарушина яшка читать