Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

Инфоурок родная литература презентациипрезентация к уроку родной литературы а. п. чехов. в москве на трубной площади 5 класс описание

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация к уроку родной литературы «А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади» 5 класс

А. П. ЧЕХОВ «В Москве на Трубной площади»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А. П. ЧЕХОВ «В Москве на Трубной площади»

    Описание слайда:

    А. П. ЧЕХОВ
    «В Москве на Трубной площади»

  • 2 слайд

    В 1879 году Чехов окончил гимназию и приехал в Москву. Он поступил на медицин

    Описание слайда:

    В 1879 году Чехов окончил гимназию и приехал в Москву. Он поступил на медицинский факультет Московского университета.

    .

  • 3 слайд

    А.П. Чехов сразу полюбил Москву, она навсегда стала для него родным городом:

    Описание слайда:

    А.П. Чехов сразу полюбил Москву, она навсегда стала для него родным городом: «Я навсегда москвич», «Тут мой дом и моя карьера». Жизнь и творчество А.П. Чехова тесно связаны с Москвой.
    Чехова интересовала Москва простых людей, людей культуры.
    В ранних произведениях (1880-1890) А.П. Чехов описывает жизнь Москвы и москвичей. Из его рассказов и фельетонов можно узнать о жизни москвичей в конце 19 века, о том, что их интересовало, чем они занимались, как учились дети в то время.

  • 4 слайд

    Рассказ А.П. Чехова «В Москве на Трубной площади», в котором писатель рисует

    Описание слайда:

    Рассказ А.П. Чехова «В Москве на Трубной площади», в котором писатель рисует картины и сценки из жизни продавцов живностью. Продавец птиц не знает, какую цену назначить за жаворонка: 1 рубль или 3 копейки. А.П. Чехов рассказывает, как тут же старых птиц продают гимназистам за молодых, потому что дети не разбираются в птицах. Рядом продают зайцев, кроликов, морских свинок, хорьков. Продают голодных уток и петухов. Мальчишки продают голубей
    Высокий человек продает собачку-болонку от нужды. Интереснее всего в рыбном ряду. Чего тут только нет! Лягушки, речные жуки, улитки, караси, тритоны. Торговец продает карасей за 2 копейки. Трубная площадь «живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется».
    Из рассказов А.П.Чехова можно узнать много подробностей о Москве XIX века.

  • 5 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 6 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 7 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 8 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 9 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 10 слайд

    ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую н

    Описание слайда:

    ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ
    Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко.
    По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках, поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет. Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.

    — Почем жаворонок?
    Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю.

  • 11 слайд

    Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с

    Описание слайда:

    Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых… Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.
    — Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь… Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме..

    Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.

  • 12 слайд

    — Я где-то читал, — говорит чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто,

    Описание слайда:

    — Я где-то читал, — говорит чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.

    — Очень это возможно, господин. Потому кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. У моего кума была кошка, которая, извините, огурцы ела. Недели две полосовал кнутищем, покудова выучил. Заяц, ежели его бить, спички может зажигать. Чему вы удивляетесь? Очень просто! Возьмет в рот спичку и — чирк! Животное то же, что и человек. Человек от битья умней бывает, так и тварь.

    В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.
    — Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!

    Высокий, тонкий человек с бачками и бритыми усами, по наружности лакей, больной и пьяный, продает белую, как снег, болонку. Старуха-болонка плачет.

  • 13 слайд

    — Велела вот продать эту пакость, — говорит лакей, презрительно усмехаясь. —

    Описание слайда:

    — Велела вот продать эту пакость, — говорит лакей, презрительно усмехаясь. — Обанкрутилась на старости лет, есть нечего и теперь вот собак да кошек продает. Плачет, целует их в поганые морды, а сама продает от нужды. Ей-богу, факт! Купите, господа! На кофий деньги надобны.
    Но никто не смеется. Мальчишка стоит возле и, прищурив один глаз, смотрит на него серьезно, с состраданием.
    Интереснее всего рыбный отдел. Душ десять мужиков сидят в ряд. Перед каждым из них ведро, в ведрах же маленький кромешный ад. Там в зеленоватой, мутной воде копошатся карасики, вьюнки, малявки, улитки, лягушки-жерлянки, тритоны. Большие речные жуки с поломанными ногами шныряют по маленькой поверхности, карабкаясь на карасей и перескакивая через лягушек. Лягушки лезут на жуков, тритоны на лягушек. Живуча тварь! Темно-зеленые лини, как более дорогая рыба, пользуются льготой: их держат в особой баночке, где плавать нельзя, но всё же не так тесно…

    — Важная рыба карась! Держаный карась, ваше высокоблагородие, чтоб он издох! Его хоть год держи в ведре, а он всё жив! Неделя уж, как поймал я этих самых рыбов. Наловил я их, милостивый государь, в Перерве и оттуда пешком. Караси по две копейки, вьюны по три, а малявки гривенник за десяток, чтоб они издохли! Извольте малявок за пятак. Червячков не прикажете ли?

  • 14 слайд

    Продавец лезет в ведро и достает оттуда своими грубыми, жесткими пальцами н

    Описание слайда:

    Продавец лезет в ведро и достает оттуда своими грубыми, жесткими пальцами нежную малявку или карасика, величиной с ноготь. Около ведер разложены лески, крючки, жерлицы, и отливают на солнце пунцовым огнем прудовые червяки.

    Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет. Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

  • 15 слайд

    А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очка

    Описание слайда:

    А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.
    — Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!
    — Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.
    — Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.
    А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик.

    И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.

  • 16 слайд

    Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра тала

    Описание слайда:

    Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, присутствием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, сценичных диалогов и наполненностью юмором и бодростью.

  • 17 слайд

    Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • 18 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НАЙТИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХ

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    НАЙТИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА
    «В МОСКВЕ НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 885 человек из 81 региона

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация для урока родной литературы в 5 классе. Содержит краткие сведения о жизни А.П. Чехова в Москве. Содержит также текст самого произведения и фотоматериал (Трубная площадь ранее и в наши дни).

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе (6 класс)

  • Рабочая программа по родной(русской) литературе (6 класс)

  • Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке

  • Рабочая программа по родной литературе (русская) 9 класс

  • Дәрес конспекты Н.Мусин «Ҡоралайҙар», 5 класс

  • Календарно-тематическое планирование по предмету «Литература на родном языке» 6 класс

  • Программа по предмету «Родная литература (русская)»

  • Рабочая программа по родной литературе (русской) 9 класс ФГОС

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448223 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «А.П.Чехов. «В Москве на Трубной площади»(5 класс)»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

А.П.Чехов«В Москве на трубной площади»( в сокращении)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    А.П.Чехов«В Москве на трубной площади»( в сокращении)

    Описание слайда:

    А.П.Чехов
    «В Москве на трубной площади»

    ( в сокращении)

  • 2 слайд

    А.П.ЧеховАнтон Чехов, писатель с образованием врача, написал более 300 произв

    Описание слайда:

    А.П.Чехов
    Антон Чехов, писатель с образованием врача, написал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

  • 3 слайд

    А.П.Чехов«В Москве на трубной площади» ( в сокращении)

    Описание слайда:

    А.П.Чехов
    «В Москве на трубной площади»
    ( в сокращении)

  • 4 слайд

    Чехов «любил ее [Москву] как настоящий москвич», - говорил брат и биограф пис

    Описание слайда:

    Чехов «любил ее [Москву] как настоящий москвич», — говорил брат и биограф писателя Михаил Павлович. Чехову были милы по-особому уютные московские улицы, московские люди и даже московский климат. И, что особенно важно, Москва дала писателю глубокое и непосредственное ощущение родины. «Без Москвы не могу себя представить», — в этих словах со всей непосредственностью выражено отношение Чехова к любимому городу.

  • 5 слайд

    До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы - Сретенки. Совсем

    Описание слайда:

    До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы — Сретенки. Совсем недалеко был Соболев переулок — место не самое красивое и чистое.
    Рядом находилась Сухаревка — крупнейший московский рынок. На Трубной площади был большой торг птицами и всяческой живностью, так поэтически описанный Чеховым в рассказе.

  • 6 слайд

    Жанр произведенияРассказ – это небольшое по объему литературное произведение,

    Описание слайда:

    Жанр произведения
    Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.

  • 7 слайд

    Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, и

    Описание слайда:

    Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко.
    Торг – место торговли, рынок, базар; аукцион.

  • 8 слайд

    По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не б

    Описание слайда:

    По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.
    — Почем жаворонок?
    Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю.

  • 9 слайд

    Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с

    Описание слайда:

    Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. — На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых… Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.
    — Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь… Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме…
    до-нель-зя. 1. разг. до предела возможного, в крайней степени, очень
    дрозд
    ГИМНАЗИСТ, -а, м. Ученик гимназии.
    МАСТЕРОВОЙ, ая, ое (устар.). 1. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям

  • 10 слайд

    Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы види

    Описание слайда:

    Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.
    — Я где-то читал, — говорил чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.
    — Очень это возможно, господин. Потом кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. <>
    Кобчик (лат. Falco vespertinus) — вид хищных птиц рода соколов. Союз охраны птиц России объявил 2021 год годом кобчика

  • 11 слайд

    В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная

    Описание слайда:

    В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.
    — Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!
    <>Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет.

    Чу́йка— верхняя мужская одежда в России из тёмного сукна, прямого кроя, иногда воротник разукрашивался бархатом или мехом
    Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

  • 12 слайд

    А вот и другой &quot;тип&quot;, - очень высокий, очень худой господин в темных очках, б

    Описание слайда:

    А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.
    — Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!
    — Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.
    — Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.
    Учитель гимназии
    турман — порода голубей
    ЗАВСЕГДАТАЙ, -я, м. Обычный, постоянный посетитель чего-л.
    ПОДЬЯЧИЙ, -его, м. 1. Писец и делопроизводитель приказной канцелярии в Русском государстве 16 — начала 18 в.

  • 13 слайд

    А &quot;его местоимение&quot;, очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, сер

    Описание слайда:

    А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик.
    И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 982 человека из 79 регионов

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 885 человек из 81 региона

Рассказ чехова в москве на трубной площади краткое содержание

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа родная литература 6 класс

  • Фонд оценочных средств «Родная литература»

  • Презентация на тему «Имя родного города в творчестве поэта Жигулина»

  • Авторская программа «Рабочая программа по предмету «Родная литература(русская)»

  • Рабочая программа и КТП по родной русской литературе 9кл.

  • Конспект открытого урока в 3 классе По предмету «Речевая практика»

  • Конспект открытого урока в 3 классе По предмету «Речевая практика»

  • Научная работа на тему «Халыҡ ижады — Зәйнәб Биишева әҫәрҙәренең нигеҙе»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448223 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

На чтение 24 мин. Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифта Цвет текста Цвет фона

Автор: Александр Иванович Куприн

Год написания: 1900

Жанр: рассказ

Главные герои:Юрий Агазаров – молодой пианист

Краткое содержание рассказа «Тапёр» для читательского дневника расскажет историю о встрече талантливого мальчика с выдающимся композитором и пианистом.

Сюжет

В канун Нового года семья Рудневых, известная на весь город своей щедростью, благотворительностью и безалаберностью, ждет гостей. И тут обнаруживается, что приглашенный оркестр не приедет. Праздничный вечер – без музыки – что может быть хуже?

Хозяин дома решает отправить горничную за тапером, чтобы гости могли потанцевать. Девушка очень долго отсутствует, а затем приезжает с неказистым четырнадцатилетним мальчиком и представляет его в качестве тапера. Мальчик оскорблён недоверием к его умению музицировать и вызывается показать свое искусство.

Хозяин и гости очарованы игрой юного дарования. Домой подростка увозит сам Антон Григорьевич Рубинштейн, А со временем Юрий становится знаменитым композитором и музыкантом.

Вывод (мое мнение)

Наверное, этому мальчику повезло встретиться с великим композитором и произвести на него нужное впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий никому никогда не говорил о своем разговоре с Рубинштейном, может быть, эти слова были для него очень важны и помогли найти путь в жизни.

Добавить в избранноеПоделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стучать по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли. В наше время, с возрождением интереса к старым фильмам, в качестве эксперимента некоторые музыканты возрождают искусство тапёра.

В репертуаре тапёра, игравшего на танцах, были наиболее популярные танцы — польки, вальсы, кадрили и др. Обычная манера игры тапёра в кинотеатре — импровизация на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране. Некоторые известные музыканты, например, Джордж Баланчин и Дмитрий Шостакович, в молодости работали тапёрами.

Тапёром также иногда называют «механически», бесчувственно играющего исполнителя. В городском фольклоре существует анекдот об объявлении на стене салуна на американском Диком Западе: «Не стреляйте в тапёра, он играет как умеет!»

Слово «тапёр» также с некоторыми допущениями можно отнести к профессиональному сленгу, поскольку в КВНе так очень часто неофициально называют человека, ответственного за общее звуковое сопровождение выступления команды.

Упоминания в литературе

  • Рассказ А. П. Чехова«Тапёр»
  • Рассказ А. И. Куприна «Тапёр»
  • Рассказ М. М. Зощенко «Аполлон и Тамара».
  • Роман Э. М. Ремарка «Три товарища»
  • Рассказ К. Г. Паустовского «Ручьи, где плещется форель»
  • Стихотворение Я. П. Полонского «Слепой тапёр»
  • Роман Т. Драйзера «Американская трагедия»

См. также

Краткое содержание

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Читайте также:  Классическое Средневековье в романе «Айвенго»

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

Сюжетная линия рассказа

Юрий Азагаров в рассказе — четырнадцатилетний тапёр (музыкант, играющий на праздниках музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на ёлке в семью Рудневых — богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он — настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапёр, входит солидный, очень серьёзный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость — тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой. Только одеваясь, Юрий узнаёт, что этот человек — великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Рассказ «Тапер» у А. И. Куприна и у А. П. Чехова

Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.

Рассказ “Тапер” Чехова был впервые напечатан в журнале “Будильник” (1885, № 45). Без изменения “Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб., 1886), но в Собрание сочинений Чехов его не включил.

Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев. Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: “Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы…” У него “необыкновенно острые, словно воспаленные глаза”, “бледное… испитое и поношенное лицо”. Он понимает всю унизительность своего положения: “Тапер, прислуга… официант, умеющий играть!”, привык к грубости заказчиков: “У купцов тыкают и на чай дают, и… нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать!”

Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер (“…подплывает толстая пава… и что-то шепчет ей на ухо…”), она “вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля…”. Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, “закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши”, но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом “скандале” своему соседу-писателю (от его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.

Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета “Тапера” — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года “Припадок”.

Спустя пятнадцать лет после чеховского “Тапера” был опубликован в газете “Одесские новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте.

Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: “Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель”.

Читайте также:  Маленький Принц и Роза: Экзюпери и Консуэлло

Итак, мы видим, что рассказы-“тезки” совершенно различны по направлению, общему тону. Если у Петра Рублева все позади, то у Юрия Агазарова, напротив, все впереди. Финал чеховского рассказа открыт, но реален лишь один вариант дальнейшей судьбы главного героя: Рублев сопьется окончательно. Рассказ пронизан безысходностью, тоской по утраченным надеждам (“…какая из меня дрянь вышла…”). “Тапер” Куприна — рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.

Действие рассказа Чехова происходит на фоне, впечатление от пошлости которого усиливает трагизм судьбы главного героя. Жених Присвистовой — “парвеню и мовежанр, свинья в ермолке и моветон”, и свадьба совершается потому, что “папаше с дочкой манже и буар хочется”. Сам Присвистов груб; барышня, с которой беседует Петр, не понимает ничего в музыке, но судит о ней с апломбом знатока. Столь же грубы и ограничены гости на свадьбе. Особенно нелепы претензии этих персонажей на аристократизм. Под стать общему настроению рассказа и описание погоды: “На улицах грязища, дождь, туман…” “Тапер” Куприна начинается с обширной экспозиции, занимающей почти треть текста. Автор представляет нам членов счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к Юрию относятся совсем не как к “официанту, умеющему играть”, все (кроме разве что “противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным “happy end”.

Рассказ Чехова весьма характерен для его творческой манеры: отсутствие фабулы, открытый финал, лаконичность в описании быта. Чеховский рассказ немного короче, но нельзя сказать, что он уже: в своих ранних рассказах Чехов умел облекать серьезное и глубокое содержание в малые формы. Петр Рублев — типичный чеховский персонаж, тип идеалиста, “точно знающего, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все глубже тонущего в грязи надоевшего существования”. “Тапер” Куприна близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание: “Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых”, что придает рассказу особое очарование. В отличие от “Тапера” Чехова, жизнеутверждающий купринский рассказ мы с полным правом можем назвать занимательной новеллой.

Как мы видим, сравнительный анализ всего двух одноименных рассказов Чехова и Куприна дает нам богатый материал для изучения особенностей их творчества.

Тапер анализ рассказа

Тапер анализ рассказа Куприна

История создания. Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в 1900 г. и впервые опубликован в этом же году в газете «Одесские новости».

В одном из примечаний автор указывает, что произведение основано на действительно произошедшем случае.

Для придания достоверности Куприн ввел в рассказ реальную историческую личность — известного композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна.

Однако на самом деле удивительно одаренный маленький пианист Юрий Агазаров — вымышленное лицо.

Смысл названия. Во второй половине XIX — начале XX вв. тапером называли музыканта (обычно пианиста), который работал по найму при проведении домашних балов, вечеров и т. д.

Обычно уровень профессионализма таких людей был очень низок, что заложено в самом названии (фр. tapeur от taper — хлопать, стучать). Маленький тапер в рассказе является редким исключением из общего правила.

Жанр. Рассказ.

Тема. Основная тема произведения — роль счастливого случая в жизни человека. Юрий Агазаров, несмотря на свой талант, ведет практически нищенский образ жизни. Зарабатывать на хлеб ему приходится игрой в богатых домах, где хозяевам нет никакого дела до талантливого мальчика. В лучшем случае ему могут доплатить за хорошее проведение вечера.

Мальчику всего лишь четырнадцать лет. Такой образ жизни и способ заработка, безусловно, очень утомляют его и никак не способствуют дальнейшему развитию музыкальных способностей. В доме Рудневых Юра поначалу даже становится объектом для насмешки со стороны Лидии Аркадьевны.

Застенчивый от природы мальчик очень самолюбив, так как сам уже способен оценить высокий уровень своей игры. Не имея достаточных средств, Юрий Агазаров, скорее всего, так бы и прожил всю свою жизнь, растеряв талант и превратившись в заурядного посредственного пианиста.

Читайте также:  Русская народная сказка “​Три медведя”

В судьбу Юрия Агазарова вмешивается счастливый случай. В дом Рудневых приходит знаменитый Рубинштейн. У Антона Григорьевича было немало способных учеников, поэтому только по настоянию хозяина он «со скучающим и нетерпеливым видом» прислушивается к игре Юрия.

Кульминационный момент рассказа — просьба Рубинштейна сыграть рапсодию № 2. Только во время исполнения Юрой бессмертного произведения Листа известный композитор понимает, какие огромные способности заложены в этом скромном мальчике. Антон Григорьевич берет маленького тапера под свое покровительство и помогает ему стать одним из талантливейших российских композиторов.

Проблематика. Главная проблема рассказа заключается в том, что огромное количество талантливых, но бедных людей, проводят жизнь в безвестности. Мальчику из богатой семьи гораздо легче добиться успеха, даже обладая весьма посредственными способностями. Для бедных «гениев» остается один путь на вершину славы — упорный труд и умение заявить о себе. Скромный и застенчивый Агазаров готов к напряженной работе, но «разрекламировать» себя он не способен. Только счастливый случай позволяет Юре прославить свое имя.

Герои. Юрий Агазаров, Антон Григорьевич Рубинштейн, Тина Руднева, Лидия Аркадьевна, Аркадий Николаевич Руднев.

Сюжет и композиция. Рассказ начинается с описания богатого дома Рудневых в преддверии праздничного вечера. Неожиданная проблема с отсутствием тапера разрешается при появлении Юрия, в котором сразу же угадывается главное действующее лицо всего произведения. Блестящая игра Юры при Рубинштейне приводит к тому, что композитор забирает талантливого мальчика с собой.

Чему учит автор. Куприн дает понять, что одаренным людям даже в тяжелых жизненных условиях никогда нельзя терять надежды на лучшее. Если человек продолжает верить в удачу, когда-нибудь и на его долю выпадет улыбка судьбы.

Кто такой тапер? Это представитель профессии, утратившей свою актуальность с появлением звукового кино. «Тапер», краткое содержание которого изложено в статье, является историей вымышленной. Но вселяющей надежду на то, что талант и усердие никогда не останутся без внимания.

Итак, кто такой тапер? И почему Александр Куприн именно так назвал свое небольшое произведение?

image

Неблагодарный труд

Таперы в России пользовались большим спросом. На вопрос о том, кто такой тапер, ответ знал каждый ребенок из дворянской семьи. На праздниках и различных увеселительных мероприятиях представители этой профессии осуществляли музыкальное сопровождение.

Требования к таперам были невысоки. Они не оканчивали консерваторию. Знания музыкальной грамоты порою оставляли желать лучшего. Ведь таперы играли не на концертах классической музыки. Они всего лишь создавали фон.

Герои рассказа

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

image

Юный музыкант

Удивление дочерей Руднева невозможно описать. Горничная наконец-то возвращается, но сопровождает ее отнюдь не опытный музыкант, а мальчик в гимназической шинели. Юного тапера зовут Юрий Азагаров. Разве сможет этот отрок обеспечить музыкальное сопровождение?

Самородок

Когда Юрий садится за рояль и начинает играть, удивление присутствующих сменяется восторгом. В доме Рудневых раздаются пассажи Шопена, звуки бетховенских сонат, рапсодии Листа. Игра реалиста соответствует уровню самого одаренного студента музыкальной консерватории. Аркадий Николаевич понимает, что перед ним настоящий самородок.

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором. К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда. Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству. Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн. «Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер – нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Тапер». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.

Содержание

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.
  • Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.
  • Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи:

  • Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.
  • Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.
  • Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Куприн «Тапёр» очень краткое содержание

Краткое содержание Куприн «Тапер» для читательского дневника:

Действие рассказа происходит в 1885 году в Москве. Большая и шумная дворянская семья Рудневых собирается праздновать Новый Год. В этот день семейство принимает у себя в доме множество гостей.

Каждый год отец семейства Аркадий Николаевич Руднев приглашает на елку оркестр, однако в этом году музыканты не смогли выступить. Чтобы не остаться без музыки, Рудневы пытаются найти тапера (пианиста) на вечер. По объявлению в газете они отыскивают тапера – 14-летнего бедного студента Юрия Азагарова.

Юный возраст пианиста сначала смущает Рудневых, но, когда тот начинает играть, хозяева остаются довольны. Юрий принимается за работу и развлекает публику, исполняя разные пьесы.  В разгар праздника в доме появляется господин по имени Антон Григорьевич. Маленький тапер замечает, что гость пользуется у всех особым уважением.

Вскоре Антон Григорьевич подходит к Юрию и просит его еще раз сыграть «Рапсодию №2» Листа, которую мальчик исполнял ранее. Хмурое лицо господина пугает мальчика, и тот сначала играет плохо, но вскоре справляется с волнением и выступает как никогда блестяще. Играя, Юрий не видит, как хмурое лицо Антона Григорьевича смягчается от его прекрасной игры. Мужчина незаметно уходит из комнаты, а собравшаяся публика аплодирует юному артисту.

Вскоре к таперу подходит хозяин дома, Аркадий Николаевич. Он благодарит мальчика за работу и вручает конверт с деньгами. Также он сообщает, что Антон Григорьевич ожидает мальчика в передней, чтобы отвезти его домой.

Юрий не понимает, что это значит. Хозяин поясняет, что загадочный гость – это знаменитый композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Так волею случая Антон Рубинштейн обретает в лице Юрия талантливого ученика. Со временем Юрий Азагаров становится известным композитором.

Читайте также: Повесть «Поединок» Куприн впервые опубликовал в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Поединка» по главам. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношения личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.

Читайте также: Куст сирени Куприн — краткое содержание.

Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна

«Тапер» Куприна краткое содержание:

На ёлку в качестве тапёра приглашён мальчик. Присутствующий там великий пианист находит у него необыкновенный талант.

Семья Рудневых, одна из самых безалаберных и гостеприимных московских семей, ждёт гостей на ёлку. Хозяйка дома, Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из своей комнаты только в торжественных случаях, считая, что общество мужа и детей для неё слишком пошло. Общается она исключительно с потомками древних родов.

Это не мешает ей ревновать своего мужа Аркадия Николаевича, который, несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, сохраняет репутацию дамского угодника, остаётся игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Он любит шумное общество и охотно участвует в праздниках по случаю ёлки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.

В этом году из-за недоразумения и ни оркестр Рябова, ни какой-нибудь другой пригласить не удалось, и Аркадий Николаевич решает пригласить тапёра. Горничную Дуняшу посылают за тапёром, а в дом начинают съезжаться гости.

Дуняша все не возвращается. Тина Руднева, для которой этот «взрослый» праздник ёлки — первый в жизни, больше всех сгорает от беспокойства. Наконец возвращается растерянная Дуняша и приводит худенького некрасивого мальчика, Юрия Агазарова четырнадцати лет, которому можно дать лет одиннадцать-двенадцать.

Это — единственный тапёр, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Рудневых Лидии Аркадьевны, мальчик просит позволить ему что-нибудь сыграть.

Придя в восторг от игры Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его играть танцы безбожно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.

Тут в зал входит пожилой, судя по всему очень важный господин, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия сыграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев даёт мальчику конверт с деньгами и говорит, что домой его отвезёт Антон Григорьевич, заинтересовавшийся его игрой. Удивлённый Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.

Агазаров, который становится одним из талантливейших композиторов, никогда никому не рассказывает о первом разговоре со своим великим учителем.

Это интересно: Повесть «Яма» Куприна была впервые опубликована в 1915 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ямы» по главам.  В произведении описывается типичный уклад жизни местных проституток в Ямской слободе (называемой просто «Яма»). Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю Жени — одной из проституток Ямы.

Сюжет «Тапёра» с цитатами

Краткое содержание «Тапер» Куприн с цитатами из произведения:

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

Читайте также: Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Белого пуделя» для заполнения читательского дневника.

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах, куда, кстати, его и не особенно спешат брать – слишком уж мал и тщедушен. Сможет ли играть целый вечер, хватит ли сил и умения?

  • Рассказ чехова ведьма краткое содержание
  • Рассказ чехова в москве на трубной площади читать
  • Рассказ чехова в москве на трубной площади распечатать
  • Рассказ чехова в москве на трубной улице
  • Рассказ чехова в сокращении мальчики