- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Характеристика и образ Тонкого в рассказе Толстый и тонкий
Как известно, Антон Павлович Чехов отличался любовью к коротким рассказам, стоит заметить, что у него действительно получаются очень самобытные и интересные рассказы, которые и на сегодняшний день пользуются спросом у читателей. Итак, в сочинении я попытаюсь раскрыть образ тонкого в рассказе Чехова «Тонкий и толстый».
Этот герой имеет жену и сына, учащегося в гимназии. Порфирий (так зовут «Тонкого») является мелким начальником в части государственного ведомства, получает довольно скудную зарплату. Для того, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, он делает портсигары на продажу. Он труслив, всякий раз Порфирий соглашается с собеседником, не вступая лишний раз в спор, главной его целью является желание понравиться.
Он не достиг какого-то высокого положения в жизни, как правило, в диалоге он старается во всем угодить, чтобы понравится человеку. Так, например, в ситуации, когда Тонкий видит Толстого, — своего давнего приятеля, он общается с ним «на равных», но, как только Тонкий узнает о высоком чине Толстого, начинает лебезить, всячески угождать и восхищаться товарищем. Он начинает несвязно, сбивчиво говорить, его волнение трудно не заметить. Толстый замечает эти внешние перемены, и выражает свое недовольство в связи с поведением Порфирия. Эта ситуация очень хорошо иллюстрирует поведенческие черты Тонкого. Автор также отрицательно относится к поведению своего героя. Он высмеивает его поведение.
Для такого человека, как Тонкий не важны человеческие качества, черты характера человека, с которым он общается, для него единственно важной целью является заинтересованность собеседника, желания вызвать у него симпатию и уважение. Он готов на все, лишь бы завоевать интерес, он хочет, чтобы он вызвал симпатию у того, с кем имеет возможность общаться, его не настолько заинтересовывает сама жизнь, мировоззрение товарища, сколько его чин и положение в обществе.
Произведение А.П. Чехова является актуальным и сейчас. Дело в том, что и в нашем современном обществе существуют много таких Тонких. Они не имеют собственных мыслей, идей, мнений, главная их задача – вызвать нужную реакцию у человека, с которым они имеют дело. Нужно очень внимательно и осторожно относиться к подобным людям, не рассказывать о себе слишком много, не доверять свои тайны и мечтания, ведь такие люди, зная о ваших чувствах, будут восхищаться любыми вашими мечтами и желаниями.
Вариант 2
Толстый и тонкий» – очередной миниатюрный рассказ с горсткой иронии, принадлежащий перу известного русского писателя 19 века Антона Павловича Чехова. В основе сюжета лежит встреча двух давних товарищей. Один из них по фигуре был худой, а другой – толстый. Именно по этому признаку героям даны клички-названия (Толстый и Тонкий). Герои рассказывают друг другу о том, как у каждого из них сложилась жизнь. После того момента, когда Толстый говорит, что стал большим чиновником, Тонкий умолкает и издевательски кланяется.
Тонкий – это один из двух главных героев рассказа «Толстый и Тонкий» Антона Павловича Чехова. Его зовут Порфирием. Его перевели на службу небольшим чиновником («столоначальником»). Герой получает такую же маленькую зарплату. Он – коллежский асессор. До этого переведения Порфирий работал в департаменте. Так как денег на жизнь маловато, то тонкий господин занимается тем, что изготавливает деревянные портсигары с целью дополнительного заработка. Еще Порфирий имеет сына и жену. Сын зовется Нафанаилом и он является учеником третьего класса. Супругу зовут Луизой, она лютеранка и преподает уроки музыки. При представлении жены и сына Порфирий как-то кичится.
Антон Павлович Чехов преподносит читателю Порфирия как человека боязливого, который пресмыкается перед всеми, кто выше его по званию и статусу в обществе. Это качество тонкого просачивается сразу же после того, как толстый говорит о своем положении в обществе и звании. Качество почитать чины не дает тонкому свободно и раскрепощенно вести себя со старым приятелем. Он сразу начинает кланяться и пресмыкаться. Тонкий считает, чин приятеля является большой каменной стеной между ними. Поэтому он начинает испытывать страх и повиновение и переходит из дружеской манеры общения на официальную, с простого обращения «ты» на вежливое «Вы», своей мелкой и худенькой ручкой пожимает толстому руку не полностью, а всего-навсего три пальца.
Смех у господина тонкого высокий, как у китайца: «хи-хи-хи». Кроме того, Порфирий уважение к высоким чинам привил также своему сыну Нафанаилу и супруге Луизе. Как и глава их небольшой семейки, они трепетно кланяются, лишь заслышав о высоких чинах. Здесь уместна пословица: «Яблоко от яблони далеко не катится». Сам Порфирий съеживается, становится робким. Луиза вытягивает свой и без того длинный подбородок еще сильнее, а сынок Нафанаил выправляется во весь рост и поправляет пуговки на мундирчике.
«Тонкий» Порфирий – один из типичных маленьких людей чеховских рассказов.
Сочинение про Тонкого
Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» — с Порфирием — происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу. Благодаря противопоставлению этих героев происходит подробное узнавание Порфирия.
Его внешности уделено особое внимание лишь в конце произведения, когда в этом человеке происходят значительные перемены. Однако, несмотря на это, автор рассказа так описывает поведение, речь, характер этого мужчины, что облик Порфирия читатель может легко себе представить.
«Тонкий» легко рассказывает другу о своем существовании, даже с ноткой хвастовства. Он не привык жаловаться на судьбу, хотя занимает должность мелкого чиновника, имеет проблемы с деньгами. Среди его положительных качеств до определенного момента просматриваются трудолюбие, целеустремленность и жизнелюбие. Его не смущает род занятий собственный и своей супруги: «портсигары приватно делаю». Кроме того, он открыт душой. А доброжелательное его отношение к другу при встрече заставляет искренне светиться от счастья. Складывается впечатление, что Порфирий абсолютно доволен жизнью.
Однако после встречи с Мишей становится понятно, что за подобным поведением скрывается боязнь расстроить своими действиями кого-либо из вышестоящих. После того, как он узнает о статусе школьного друга, происходит внутреннее и внешнее преображение героя.
Автор становится беспощадным к Порфирию, наделяя его неприглядными качествами. Его доброжелательность меняется на трусость, приветливость на «благоговение». От подобной перемены «тайного советника стошнило». Естественный дружеский тон Порфирия стал близок к официальной речи («Ваше превосходительство»). Свобода его речи, действий сменились на забитость, нервозные действия («пожал три пальца»). Встретив человека богаче, успешнее себя, он не задумывается о человеческом достоинстве, начиная подхалимничать.
Вся его семья, так же как и сам Порфирий, настроена к людям, занимающим высокий статус, с особым чинопочитанием. Именно после этого образ героя становится ярче: «съежился, сгорбился, сузился». Изменение его внутреннего состояния сказались и на внешнем виде.
Так талантливым автором была раскрыта важнейшая проблема всех времен — проблема неравенства людей, как следствие — преклонение перед вышестоящими. С помощью образа Порфирия вопрос был выставлен на всеобщее обозрение.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Тонкого в рассказе Толстый и тонкий
Популярные сегодня темы
- Образ затерянного города в Грозе Островского
Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях
- Сочинение на тему Роль знаний в жизни человека
Роль знаний в жизни человека, несомненно, велика. Необразованным людям невозможно существовать в нашем времени. Проверим данное утверждение на примерах.
- Образ и характеристика Евгении Гранде (Бальзак) сочинение
Героиня романтического произведения Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» — это молодая, полная жизни девушка, которую зовут – Евгения Гранде
- Сочинение Мой двор
Думаю, что у всех в памяти остаются места, где ты чувствовал себя счастливым и беззаботным. Я жила в небольшом городе в самом обычном районе, окруженном пятиэтажными домами.
- Характеристика и образ Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди
Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний
Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».
Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.
Задачи:
Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».
Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.
Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.
Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы (автор Коровин
Н.Я.), дидактические карточки.
Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяснение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».
Тип урока: изучение
нового материала
Ход урока
В
человеке всё должно быть прекрасно:
и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
1. Работа с
эпиграфом
2. Беседа
1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?
2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
II. Изучение нового материала
1.Слово учителя.
Дома
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий».
Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя, его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа, развивать
монологическую речь).
2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.
1 ученик
Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом. С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.
2ученик.
Автор выслушивает также много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».
3 ученик.
В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.
3. Интересные
факты о писателе.
Сообщения учеников
В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?
·
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.
·
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
·
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.
·
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.
·
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке
III.Анализ
произведения А.П.Чехова «Толстый и
тонкий».
1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)
2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)
3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)
4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).
5.Что вспоминает Тонкий? (Как дразнил толстого.
«Геростратом, а меня Эфиальтом»). За что? (Ябедничать любил).
6.Как задает вопросы Толстый? (Восторженно глядя на
друга).
7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого? (Плохое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает деревянные
портсигары).
8.А как обстоят дела у Толстого? Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице? (Стал тайным советником, получил
две звезды).
9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь выглядит? Как
заговорил? (Проследите по тексту). (После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой». Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.)
10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит толстый,
чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание).
11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).
12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».
«…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все пуговки своего
мундира…»
13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
(Привычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу).
14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали? (Встрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встрече уже не рад).
15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).
16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).
17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?
(Антитеза – противопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание», «вы-с»,
«приятно-с».).
18.Найдите
фразеологизм в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)
IV.Работа
над теорией литературы.
Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.
Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.
Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в литературе (жизненное явление, вызывающее смех).
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония. Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества. (Запись в тетрадь: юмор —
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).
—
Какой вид комического использует автор в рассказе?
— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).
Чтение рассказа в лицах.
— Какие черты характера героев мы можем
назвать? (Запись в тетрадях )
Толстый Тонкий
Скромный,
успешный, Хвастливый, подхалим,
благородный ценит чин больше человека
V.Самостоятельная работа. Работа в парах.
Заполните цитатные таблицы(на
карточках)
Таблица1.
| ||
«Толстый» | «Толстый» | «Толстый» |
Таблица2.
Перемены в | ||
Не знает о служебном | Знает о служебном | |
Лицо | ||
Интонация | ||
Поведение | ||
Вещи |
VІ. Подведение итогов урока
1.Беседа
1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)
2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)
3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)
4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)
VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»
— Я познакомился с….
-Я узнал об ….
— Я запомнил термин…
— Особенно понравилось..
— Хочу отметить работу…
VI. Выставление оценок за урок.
VII.Домашнее
задание:
.Письменная работа в тетради (на выбор):
1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?
2)Впечатления от
встречи с бывшим одноклассником. Написать этот рассказ от лица толстого
(тонкого).