Рассказ чехова толстый и тонкий в картинках

Сочинения по литературе чехов характеристика и образ тонкого в рассказе толстый и тонкий как известно, антон павлович чехов отличался любовью
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Характеристика и образ Тонкого в рассказе Толстый и тонкий

Как известно, Антон Павлович Чехов отличался любовью к коротким рассказам, стоит заметить, что у него действительно получаются очень самобытные и интересные рассказы, которые и на сегодняшний день пользуются спросом у читателей. Итак, в сочинении я попытаюсь раскрыть образ тонкого в рассказе Чехова «Тонкий и толстый».

Этот герой имеет жену и сына, учащегося в гимназии. Порфирий (так зовут «Тонкого») является мелким начальником в части государственного ведомства, получает довольно скудную зарплату. Для того, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, он делает портсигары на продажу. Он труслив, всякий раз Порфирий соглашается с собеседником, не вступая лишний раз в спор, главной его целью является желание понравиться.  

Он не достиг какого-то высокого положения в жизни, как правило, в диалоге он старается во всем угодить, чтобы понравится человеку. Так, например, в ситуации, когда Тонкий видит Толстого, — своего давнего приятеля, он общается с ним «на равных», но, как только Тонкий узнает о высоком чине Толстого, начинает лебезить, всячески угождать и восхищаться товарищем. Он начинает несвязно, сбивчиво говорить, его волнение трудно не заметить. Толстый замечает эти внешние перемены, и выражает свое недовольство в связи с поведением Порфирия. Эта ситуация очень хорошо иллюстрирует поведенческие черты Тонкого. Автор также отрицательно относится к поведению своего героя. Он высмеивает его поведение.

Для такого человека, как Тонкий не важны человеческие качества, черты характера человека, с которым он общается, для него единственно важной целью является заинтересованность собеседника, желания вызвать у него симпатию и уважение. Он готов на все, лишь бы завоевать интерес, он хочет, чтобы он вызвал симпатию у того, с кем имеет возможность общаться, его не настолько заинтересовывает сама жизнь, мировоззрение товарища, сколько его чин и положение в обществе.

Произведение А.П. Чехова является актуальным и сейчас. Дело в том, что и в нашем современном обществе существуют много таких Тонких. Они не имеют собственных мыслей, идей, мнений, главная их задача – вызвать нужную реакцию у человека, с которым они имеют дело. Нужно очень внимательно и осторожно относиться к подобным людям, не рассказывать о себе слишком много, не доверять свои тайны и мечтания, ведь такие люди, зная о ваших чувствах, будут восхищаться любыми вашими мечтами и желаниями.

Вариант 2

Толстый и тонкий» – очередной миниатюрный рассказ с горсткой иронии, принадлежащий перу известного русского писателя 19 века Антона Павловича Чехова. В основе сюжета лежит встреча двух давних товарищей. Один из них по фигуре был худой, а другой – толстый. Именно по этому признаку героям даны клички-названия (Толстый и Тонкий). Герои рассказывают друг другу о том, как у каждого из них сложилась жизнь. После того момента, когда Толстый говорит, что стал большим чиновником, Тонкий умолкает и издевательски кланяется.

Тонкий – это один из двух главных героев рассказа «Толстый и Тонкий» Антона Павловича Чехова. Его зовут Порфирием. Его перевели на службу небольшим чиновником («столоначальником»). Герой получает такую же маленькую зарплату. Он – коллежский асессор. До этого переведения Порфирий работал в департаменте. Так как денег на жизнь маловато, то тонкий господин занимается тем, что изготавливает деревянные портсигары с целью дополнительного заработка. Еще Порфирий имеет сына и жену. Сын зовется Нафанаилом и он является учеником третьего класса. Супругу зовут Луизой, она лютеранка и преподает уроки музыки.  При представлении жены и сына Порфирий как-то кичится.

Антон Павлович Чехов преподносит читателю Порфирия как человека боязливого, который пресмыкается перед всеми, кто выше его по званию и статусу в обществе. Это качество тонкого просачивается сразу же после того, как толстый говорит о своем положении в обществе и звании. Качество почитать чины не дает тонкому свободно и раскрепощенно вести себя со старым приятелем. Он сразу начинает кланяться и пресмыкаться. Тонкий считает, чин приятеля является большой каменной стеной между ними. Поэтому он начинает испытывать страх и повиновение и переходит из дружеской манеры общения на официальную, с простого обращения «ты» на вежливое «Вы», своей мелкой и худенькой ручкой пожимает толстому руку не полностью, а всего-навсего три пальца.

Смех у господина тонкого высокий, как у китайца: «хи-хи-хи». Кроме того, Порфирий уважение к высоким чинам привил также своему сыну Нафанаилу и супруге Луизе. Как и глава их небольшой семейки, они трепетно кланяются, лишь заслышав о высоких чинах. Здесь уместна пословица: «Яблоко от яблони далеко не катится». Сам Порфирий съеживается, становится робким. Луиза вытягивает свой и без того длинный подбородок еще сильнее, а сынок Нафанаил выправляется во весь рост и поправляет пуговки на мундирчике.

«Тонкий» Порфирий – один из типичных маленьких людей чеховских рассказов.

Сочинение про Тонкого

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» — с Порфирием — происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу. Благодаря противопоставлению этих героев происходит подробное узнавание Порфирия.
Его внешности уделено особое внимание лишь в конце произведения, когда в этом человеке происходят значительные перемены. Однако, несмотря на это, автор рассказа так описывает поведение, речь, характер этого мужчины, что облик Порфирия читатель может легко себе представить.

«Тонкий» легко рассказывает другу о своем существовании, даже с ноткой хвастовства. Он не привык жаловаться на судьбу, хотя занимает должность мелкого чиновника, имеет проблемы с деньгами. Среди его положительных качеств до определенного момента просматриваются трудолюбие, целеустремленность и жизнелюбие. Его не смущает род занятий собственный и своей супруги: «портсигары приватно делаю». Кроме того, он открыт душой. А доброжелательное его отношение к другу при встрече заставляет искренне светиться от счастья. Складывается впечатление, что Порфирий абсолютно доволен жизнью.

Однако после встречи с Мишей становится понятно, что за подобным поведением скрывается боязнь расстроить своими действиями кого-либо из вышестоящих. После того, как он узнает о статусе школьного друга, происходит внутреннее и внешнее преображение героя.

Автор становится беспощадным к Порфирию, наделяя его неприглядными качествами. Его доброжелательность меняется на трусость, приветливость на «благоговение». От подобной перемены «тайного советника стошнило». Естественный дружеский тон Порфирия стал близок к официальной речи («Ваше превосходительство»). Свобода его речи, действий сменились на забитость, нервозные действия («пожал три пальца»). Встретив человека богаче, успешнее себя, он не задумывается о человеческом достоинстве, начиная подхалимничать.

Вся его семья, так же как и сам Порфирий, настроена к людям, занимающим высокий статус, с особым чинопочитанием. Именно после этого образ героя становится ярче: «съежился, сгорбился, сузился». Изменение его внутреннего состояния сказались и на внешнем виде.

Так талантливым автором была раскрыта важнейшая проблема всех времен — проблема неравенства людей, как следствие — преклонение перед вышестоящими. С помощью образа Порфирия вопрос был выставлен на всеобщее обозрение.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Тонкого в рассказе Толстый и тонкий

Характеристика и образ Тонкого в рассказе Толстый и тонкий

Популярные сегодня темы

  • Образ затерянного города в Грозе Островского

    Автор произведения Гроза, Александр Островский, родился в городе Москве, и уже с самого детства был близко знаком, с тем что такое знатное купечество. Именно поэтому он, пытался изобразить в своих произведениях

  • Сочинение на тему Роль знаний в жизни человека

    Роль знаний в жизни человека, несомненно, велика. Необразованным людям невозможно существовать в нашем времени. Проверим данное утверждение на примерах.

  • Образ и характеристика Евгении Гранде (Бальзак) сочинение

    Героиня романтического произведения Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» — это молодая, полная жизни девушка, которую зовут – Евгения Гранде

  • Сочинение Мой двор

    Думаю, что у всех в памяти остаются места, где ты чувствовал себя счастливым и беззаботным. Я жила в небольшом городе в самом обычном районе, окруженном пятиэтажными домами.

  • Характеристика и образ Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди

    Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.

Задачи:

Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие нав
ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы  (автор Коровин
Н.Я.),  дидактические карточки.

Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяс
нение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с  учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение
нового материала

Ход урока

В
человеке всё должно быть прекрасно:

и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с
эпиграфом

2. Беседа

1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?

2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

II. Изучение нового материала

1.Слово учителя.

        Дома 
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий». 

Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя,  его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа
, развивать
монологическую речь
).

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.

1 ученик

Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом.  С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот  признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.

2ученик.

Автор выслушивает также  много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».

3 ученик.

В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя  — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.

3. Интересные
факты о писателе.

         Сообщения учеников

В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

·        
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.

·        
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

·        
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть  сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

·        
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.

·        
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке

III.Анализ
произведения А.П.Чехова
«Толстый и
тонкий».

1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)

2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)

3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)

4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).

5.Что вспоминает Тонкий?  (Как дразнил толстого.
«Геростра­том, а меня Эфиальтом»).
За что?  (Ябедничать любил).

6.Как задает вопросы Толстый?  (Восторженно глядя на
друга).

7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого?  (Пло­
хое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает  деревянны­
е
портсигары).

8.А как обстоят дела у Толстого?  Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице?
(Стал тайным советником, получил
две звезды).

9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь вы­глядит? Как
заговорил?   (Проследите по тексту). (
После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой».
Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.
)

10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит
толстый,
чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество,
утрата чувства собственного достоинства).

12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.       
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».     
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

 «…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все
пуговки своего
мундира…»
 13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног
о подумал»?
ривычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу
)
.          

14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали?
стрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встр
ече уже не рад).
 

15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).

16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).

17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?

(Антитезапротивопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание»,
«вы-с»,
«приятно-с».).

18.Найдите
фразеологизм  в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)

IV.Работа
над теорией литературы.

Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.

Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.  

Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в  литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).    
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония.
Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества.
(Запись в тетрадь: юмор — 
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).


Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).

Чтение рассказа в лицах.

Какие черты характера героев мы можем
назвать?   (Запись в тетрадях )

                       Толстый                                                        Тонкий

          Скромный,
успешный,                                 Хвастливый, подхалим,

                  
благородный                                    ценит чин больше человека

V.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Заполните цитатные таблицы(на
карточках)

Таблица1.


Портрет «Толстого» в рассказе «Толстый и тонкий»

«Толстый»
глазами автора

«Толстый»
глазами «тонкого» в начале встречи

«Толстый»
глазами «тонкого» в конце встречи

Таблица2.

Перемены в
Порфирии(тонком)

Не знает о служебном
положении товарища

Знает о служебном
положении товарища

Лицо

Интонация

Поведение

Вещи

VІ. Подведение итогов урока

1.Беседа

1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)

2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)

            3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)

            4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)

VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»

— Я познакомился с….

-Я узнал об ….

— Я запомнил  термин

— Особенно понравилось..

— Хочу отметить работу…

VI. Выставление оценок за урок.

VII.Домашнее
задание
:

.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?

2)Впечатления  от
встречи с бывшим одноклассником.  Написать этот рассказ от  лица толстого
(тонкого).

  • Рассказ чехова весной 2 класс
  • Рассказ чехова о бренности слушать
  • Рассказ чехова о человеке который всю жизнь живя будничными интересами
  • Рассказ четыре желания ушинский читать с картинками
  • Рассказ четвертая высота читать