Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)
10.04.2021 22:35:43
Автор: Екатерина Кузнецова
Следует ли хранить веру в доброе начало человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А.П.Чехова в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает доктора с «чудным, ангельским сердцем», который любил чужих, как детей, и «не жалел для них своей жизни»: «когда его звали к больному, он забывал про свою болезнь и не щадил себя…» Жители любили его, и их признательности не было границ. «В окрестностях не было человека, который причинил бы боль доктору». Этот пример показывает, если относиться к людям со всей душой, они будут добры к тебе. Далее А.П.Чехов пишет, что нашелся человек, который убил доктора, но жители не хотели верить в это, несмотря на все доказательства: «Не мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! Человек не способен пасть так низко!» Убийцу отпустили на волю. На этом примере мы видим, что доброта доктора воспитала в окружающих великодушные чувства, и они начали уважать каждого человека. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что благие поступки делают мир лучше и позитивнее.
Авторская позиция понятна. А.П.Чехов считает, что во всех людях есть частичка доброты, которая может помочь окружающим. Главное – помочь ей раскрыться.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что необходимо верить в доброе начало каждого человека, иначе не было бы вокруг нас любви и уважения. Для доказательства приведу пример из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского. Соня Мармеладова своим великодушием, любовью и добротой воскресила Раскольникова, направила его на правильный путь. Он признался в убийстве, объяснил причину и осознал свою вину. Этот пример доказывает, что во всех людях есть великодушные чувства.
Прочитав текст, я сделала вывод, что необходимо верить в доброе начало человека и, чтобы увидеть это, нужно гуманно относиться к окружающим.
Здравствуйте, Екатерина!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 5 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, анализ нужно углубить.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что благие поступки делают мир лучше и позитивнее.
Вы отлично сделали часть комментария пример- пояснения. Но вывод делаете почему-то неверно. Очевидно (и Вы расписываете это!), что связь причинно-следственная: потому что доктор был добр к людям они стали великодушнее.
В анализе нужно «разведение» примеров: ещё раз сказать, ЧТО ИМЕННО делает каждый из них.
Анализ засчитываю, но на ЕГЭ вполне возможно этот балл будет потерян.
У Вас ещё есть время поработать со связью и её ролью.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Мы -кто?
«Повисшее» слово
Можете вовсе убрать его.
иначе не было бы вокруг нас любви и уважения
«Повисшее»слово
K6 — Точность и выразительность речи + 1 балл.
(нет максимума по К10)
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Этот пример показывает, если относиться к людям со всей душой
Нужно чуть перестроить предложение: или на месте запятой поставить двоеточие (бессоюзная связь между частями), или добавить союз ЧТО (получится стык союзов ЧТО ЕСЛИ)
Прочитав текст, я сделала вывод, что необходимо верить в доброе начало человека и, чтобы увидеть это, нужно гуманно относиться к окружающим.
Рекомендация: разделите предложение на части: оно перегружено, сложно воспринимать смысл.
K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл.
Ошибки:
неточность словоупотребления (выделяет, обращает внимание на…)
пропущено слово (у автора понятно, кто это «чужие»: «жители городка»- предложение18, у Вас нет)
Этот пример показывает…
или На этом примере (чего?) требуется слово (речевая недостаточность)
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Общие рекомендации: Екатерина, у Вас получилась хорошая, грамотная работа. Поработайте над теми замечаниями и рекомендациями, которые я сделала, и тогда на экзамене Вы создадите качественное сочинение.
Успеха на ЕГЭ!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 1
K2 — Указание на связь между примерами: 0
K2 — Анализ связи между примерами: 1
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 — Точность и выразительность речи: 1
K7 — Соблюдение орфографических норм: 3
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 1
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 19
Возврат к списку
Рассказ старшего садовника — рассказ Антона Павловича Чехова. Написан в 1894 году, впервые опубликован в 1894 году в общественно-политической газете «Русские ведомости» № 356 от 25 декабря с подписью Антон Чехов.
Публикации
Рассказ А. П. Чехова «Рассказ старшего садовника» написан в 1887 году, впервые опубликован в 1894 году в газете «Русские ведомости» № 356 от 25 декабря с подписью Антон Чехов, вошёл в издание А. Ф. Маркса.
При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский язык.
История
В «Рассказе старшего садовника» поднимается проблема смертной казни. В 1888 году в рассказе А. П. Чехова «Пари» ставился вопрос о «безнравственности» смертной казни с точки зрения естественного права. Это положение первым сформулировал Ч. Беккариа в своем трактате «О преступлениях в наказаниях» (итал. Dei delitti e delle pene). Долгое время оно было предметом дискуссий в России. Чехов имел перевод на русский язык этой книги.
При путешествии на Сахалин этот вопрос для Чехова перешел из сферы отвлеченно-этической в область конкретики. Чехов писал А. С. Суворину, что на Сахалине он «видел все, кроме смертной казни». Глава его книги «Остров Сахалин» — «Нравственность ссыльного населения. — Преступность. — Следствие и суд. — Наказание. — Розги и плети. — Смертная казнь» была написана по рассказам очевидцев.
Основное место в «Рассказе старшего садовника» занимает легенда, в которой выражается вера в человека, который создан «по образу и подобию Божию».
Критика
Критик Н. С. Худеков в своем время обратил внимание на рассказ. В 1895 году старший брат писателя, Ал. П. Чехов, писал А. П. Чехову: «Худеков, увидя меня, ткнул пальцем в „Русские ведомости“ и сказал: — А вот нашел же ваш братец время написать рождественский рассказ в „Русские ведомости“! А нам ничего не дал. Не дурной, очень не дурной рассказ!» .
Персонажи
- Михаил Карлович, садовник, почтенный старик.
- Томсон или Вильсон, врач, пожилой и одинокий господин.
- Сосед-помещик.
- Рассказчик.
Сюжет
Рассказ ведется от первого лица. Однажды летом в оранжерее шла распродажа цветов. На нее пришли рассказчик, сосед-помещик и купец. Цветы укладывал старик садовник, Михаил Карлович. Между покупателями зашёл разговор о проехавшем мимо них работнике с цыганским лицом. Помещик сказал, что того недавно судили в городе за грабеж и оправдали, поскольку признали душевнобольным. Он же, по мнению помещика, здоровёхонек. Оправдания, основанные на болезнях и аффектах обвиняемых, по его мнению, деморализуют людей и притупляют чувство справедливости.
Михаил Карлович прислушивался к разговорам и сказал, что он раз за оправдательные приговоры, так как присяжные заседатели могут ошибаться и обвинить невиновного. Он считает так: «Если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?…вы в человека уверуйте!» Потом он пересказал историю, которую узнал от своей бабушки.
В небольшом городке жил пожилой и одинокий господин Томсон или Вильсон, бесплатно лечивший людей. Тогда ученые были не как обыкновенные люди — дни и ночи оно проводили в созерцании, в чтении книг и лечении болезней. Жители города это понимали это и не надоедали посещениями и болтовней. Врач любил горожан, как детей. У него самого была чахотка.
Для города врач был необходим. Однажды ночью при возвращении от больного, на него в лесу напали разбойники, но, узнав кто он, разбойники сняли перед ним шляпы и спросили, не хочет ли он есть. Когда он сказал, что сыт, то они дали ему плащ и проводили до города. Однажды этот врач был найден убитым. Судьи провели следствие и сказали: «Здесь мы имеем все признаки убийства, но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. Нужно предположить, что доктор в потемках сам упал в овраг и ушибся до смерти».
С этим мнением все согласились. Однако убийца нашелся. Некий шалопай смутился, когда его стали уличать. У него провели обыск и нашли в рубаху с окровавленными рукавами и ланцет доктора. Улики налицо. Злодея посадили в тюрьму. Несмотря на то, что всё говорило против него, на суде он отрицал вину. Суд хотел признал его виновным в убийстве доктора, но главный судья не закончил обвинительную речь и закричал: «Клянусь, он не виноват! Я не допускаю мысли, чтобы мог найтись человек, который осмелился бы убить нашего друга доктора! Человек неспособен пасть так глубоко!» Судьи с ним согласились и отпустили убийцу. При этом никто не упрекнул судей в несправедливости.
Михаил Карлович закончил речь словами, что за такую веру в человека Бог простил грехи всем жителям городка. «Пусть оправдательный приговор принесет жителям городка вред, но … какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека…. она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека».
Слушатели не нашли, что ему возразить и разошлись.
Текст: А. Чехов. Рассказ старшего садовника (отрывок)
Почему нужно доверять людям ? Именно этот вопрос становится предметом размышлений А.П.Чехова в приведенном для анализа тексте.
Рассуждая над проблемой, автор повествует читателям историю о городском лекаре, который «не жалел себя» и «любил всех» из-за чего обладал хорошей репутацией и доверием среди местных жителей. Этот пример иллюстрирует, что человек, который никогда не совершал злодеяния, с уважением и пониманием относился к другим всегда будет пользоваться верой окружающих.
Продолжая повествование, А.П.Чехов демонстрирует смерть главного героя: «своею святостью оградил себя от всего злого, … был найден в овраге убитым», однако подозреваемый был оправдан, потому что люди не могли поверить в то, что кто-то смог бы убить такого доброго и чудесного человека.
Оба примера дополняют друг друга, демонстрируя, что вера в человека всегда будет порождает такую же веру и в других людях.
Позиция автора мне понятна: людям нужно доверять, потому что доверие порождает и в других людях такое же доверие. Если все люди будут верить друг другу, то тогда в нашем мире будет меньше зла.
Я не согласен с позицией автора, потому что считаю, что каждый человек должен с субъективизмом относится к окружающим. Как звучит пословица: «доверяй, но проверяй». Так можно вспомнить роман-эпопею. Л.Н.Толстого «Война и мир». Главная героиня Наташа Ростова дала обещание своему жениху Андрею Болконскому быть с ним, однако не прошло и года, как Наташа, «сущность которой любовь», стала интересоваться Анатолем Курагиным. Этот пример показывает, что иногда даже самый чистый и добрый, по-мнению Л.Н.Толстого, человек может оступиться и предать веру.
Прочитав текст А.П.Чехова, я стал больше понимать, что вера в людей это всегда чистое и высокое чувство, которое вызывает в других людях такое же чистое и высокое. Если люди начнут доверять друг другу, то в нашем обществе будет больше добра и позитива.
Здравствуйте, Камиль!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий + 3 балла
Пример 1 (образ доктора) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (убийство доктора и оправдание подозреваемого) указан, не пояснен. Вместо пояснения продолжается пересказ текста.
Взаимосвязь между примерами определена формально, что именно чем именно дополняется — не указано, анализ связи отсутствует.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, хотя содержит суждение, не принадлежащее автору.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис. Однако пример, иллюстрирующий тезис, к тезису не относится. Вы искажаете содержание произведения, показывая, что Андрей Болконский должен был заранее подозревать Наташу в измене. Похоже, вы произведение не читали, иначе такой вывод не сделали бы.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Оба примера дополняют друг друга, демонстрируя, что вера в человека всегда будет порождает такую же веру и в других людях.
Фраза логически бессмысленна.
Много дублирования мыслей в сочинении.
K6 — Точность и выразительность речи + 0 баллов.
Ошибки:
Этот пример показывает, что иногда даже самый чистый и добрый, по-мнению Л.Н.Толстого, человек может оступиться и предать веру.
Наташа предала любовь, а не веру.
K7 — Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Ошибки:
Я не согласен с позицией автора, потому что считаю, что каждый человек должен с субъективизмом относится к окружающим.
относиТЬСя
Этот пример показывает, что иногда даже самый чистый и добрый, по-мнению Л.Н.Толстого, человек может оступиться и предать веру.
по мнению
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.
Ошибки:
Рассуждая над проблемой, автор повествует читателям историю о городском лекаре, который «не жалел себя» и «любил всех» ЗПТ из-за чего обладал хорошей репутацией и доверием среди местных жителей.
Пропущена запятая на границе грамматических основ.
Этот пример иллюстрирует, что человек, который никогда не совершал злодеяния, с уважением и пониманием относился к другим ЗПТ всегда будет пользоваться верой окружающих.
Пропущена запятая после придаточной части.
Как звучит пословица: «доверяй, но проверяй».
Цитата оформлена некорректно.
Прочитав текст А.П.Чехова, я стал больше понимать, что вера в людей ТИРЕ это всегда чистое и высокое чувство, которое вызывает в других людях такое же чистое и высокое.
Пропущено тире между подлежащим и сказуемым.
K9 — Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
Рассуждая над проблемой, автор повествует читателям историю о городском лекаре, который «не жалел себя» и «любил всех» из-за чего обладал хорошей репутацией и доверием среди местных жителей.
Рассуждая О проблеме…
Оба примера дополняют друг друга, демонстрируя, что вера в человека всегда будет порождает такую же веру и в других людях.
Правильно: будет порождать.
K10 — Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
автор повествует читателям историю о городском лекаре
Речевая несочетаемость.
человек, который никогда не совершал злодеяния, с уважением и пониманием относился к другим всегда будет пользоваться верой окружающих.
Пользоваться верой — это как? Смешение паронимов. Правильно: пользоваться доверием окружающих.
А.П.Чехов демонстрирует смерть главного героя
Речевая неточность. Правильно: Чехов описывает гибель доктора. Да, кстати, доктор — не главный герой.
Как звучит пословица: «доверяй, но проверяй».
Пословица учит: «Доверяй, но проверяй!»
Так можно вспомнить роман-эпопею. Л.Н.Толстого «Война и мир».
Местоименное наречие употреблено некорректно.
Прочитав текст А.П.Чехова, я стал больше понимать, что вера в людей это всегда чистое и высокое чувство, которое вызывает в других людях такое же чистое и высокое.
лучше понимать
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы. Удачи!
Баллы по критериям
К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 — Пример 1: 1
K2 — Пояснение к примеру 1: 1
K2 — Пример 2: 1
K2 — Пояснение к примеру 2: 0
K2 — Указание на связь между примерами: 0
K2 — Анализ связи между примерами: 0
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 — Точность и выразительность речи: 0
K7 — Соблюдение орфографических норм: 2
K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 — Соблюдение грамматических норм: 1
K10 — Соблюдение речевых норм: 0
K11 — Соблюдение этических норм: 1
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1
Итоговый балл — 11