Рассказ чехова рассказ горе

Автор: самый зелный 03.07.2021 антон павлович чехов русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. читая каждое из

Автор:
Самый Зелёный
·

Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год. 

При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость. 

Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.

Жанр, направление

Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию. 

Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей: 

  1. Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
  2. Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
  3. Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
  4. Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь. 
  5. Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини. 
  6. Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.

Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича. 

Смысл названия

Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:

  1. Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
  2. Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
  3. Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
  4. Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.

Суть: о чём? 

Надя Шумина — молодая девушка  двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной. 

Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.

Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург. 

Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал. 

Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки). 

Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.

Вот более подробное краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:

Надя Шумина красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. 
Александр Тимофеевич  «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади.
Андрей Андреич  сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. 
Нина Ивановна мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения.
Марфа Михайловна бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. 
Отец Андрей соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. 

Темы

Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна: 

  1. Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
  2. Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
  3. Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
  4. Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна: 

  1. Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
  2. Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
  3. Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
  4. Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.

Смысл 

Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни. 

Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».

Чему учит? 

Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор. 

Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного. 

Критика

Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение. 

Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»: 

«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности». 

Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску: 

«Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».

Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся». 

Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад». 

Автор: Диана Танцур

Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста

Читайте также:

Истринская земля подарила великому писателю немало минут вдохновения и творческого подъема. Оказавшись в маленьком, заштатном городке  Воскресенске Чехов целиком  окунулся   в жизнь и быт провинциального захолустья, что дало богатейший материал для всего дальнейшего творчества молодого писателя.

Центром всей воскресенской жизни была семья полковника Б.И.Маевского, командира  артиллерийской батареи ,человека очень общительного  и живого.  Антон Павлович очень сдружился с этой семьей. Он познакомился с очаровательными детьми  полковника, к которым был сильно привязан и с удовольствием принимал участие в их детских забавах. Чехов описал их в рассказе «Детвора», а позднее посвятил им свой чудесный юмористический рассказ «Сапоги всмятку». Знакомство с полковником Маевским и другими офицерами батареи оставило значительный  след в творчестве писателя. Такое тесное,  дружеское общение помогло  Чехову ближе узнать жизнь   военной среды в провинциальной глуши, дало ему материал для изображения военных реалий  в рассказе «Поцелуй» и очень помогло в работе  над пьесой «Три сестры».

Дни Чехова проходили в пытливом наблюдении местного быта. Здесь он познакомился  со  множеством  людей разнообразнейших званий и профессий. Перед ним открылся целый новый мир — жизнь крестьян, земских врачей, помещиков, чиновников, учителей, офицеров. Он жадно изучал, исследовал действительность, все происходящее вокруг было интересно для его пытливого ума. «Вечером же, — рассказывает он Н.А. Лейкину, хожу на почту к Андрею Егорычу получать газеты и письма, причем копаюсь в корреспонденции и читаю адреса с усердием любопытного бездельника. Андрей Егорыч  дал мне тему для рассказа «Экзамен на чин». Утром заходит за мной местный старожил, дед Прокудин, отчаянный рыболов… Бываю в камере мирового судьи…».

После окончания университета Чехов  начинает работу в  Воскресенской земской лечебнице  в качестве практикующего врача.  Эта лечебница  располагалась в  бывшей усадьбе  Чикино, выкупленной земством и переоборудованной в больницу. Больницей заведовал доктор П. А. Архангельский, принадлежавший к лучшим представителям земских врачей, тесно связанных с жизнью крестьянства, стремившихся облегчить его беды. Работа в земской лечебнице имела огромное значение для формирования мировоззрения Чехова. Эта работа не только обогатила писателя большим жизненным опытом, но и дала новый импульс его творчеству. По свидетельству М.П. Чехова, «больница сблизила  его с больными – крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи и фельдшера». Благодаря врачебной практике и точным жизненным наблюдениям, появились на свет такие замечательные рассказы  как «Хирургия», «Беглец», «Неприятность» и множество других.  В основу «Хирургии» был положен реальный случай, когда  Чехов наблюдал за работой   неопытного студента — практиканта, заменявшего  врача, который не смог вырвать зуб у больного и только сломал коронку. Некоторое время Чехову пришлось заведовать земской больницей в Звенигороде. Там он усердно посещал заседания  уездных судебных съездов, выступал на суде в качестве  эксперта, ездил на вскрытия трупов. Звенигородские впечатления дали Чехову тему для рассказов «Мертвое тело», « На вскрытии», «Сирена».

Через своего брата, Ивана Павловича, Чехов познакомился с семьей Киселевых,  владельцев  усадьбы Бабкино,  находящейся в нескольких верстах от Воскресенска. С весны 1885 года Чеховы снимали  дачу в одном из флигелей усадьбы.  Три года подряд Антон Павлович проводил здесь летние месяцы.  По характеристике брата писателя «Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе, где к нашим услугам были и  большой английский парк, и река,  и леса, и  луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». В Бабкине писатель оказался в кругу глубоких культурных традиций.  Владелец имения А.С. Киселев был сыном близкого приятеля А.С. Пушкина полковника С.Д.Киселева. П.А. Вяземский  вспоминает, что великий поэт в 1828 году впервые в Москве читал у С.Д. Киселева «Полтаву». Жена владельца Бабкина Мария Владимировна приходилась внучкой выдающемуся писателю —  просветителю восемнадцатого века Н.И. Новикову. В Бабкине жил и ее отец В.П. Бегичев. Занимая должность инспектора репертуара московских театров, он много лет стоял в центре московской театральной и художественной жизни и сам писал для сцены. Близкие отношения связывали его с А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, актерами Малого театра. Много повидавший на своем веку, он представлял большой интерес для Чехова. По воспоминаниям брата писателя, М.П. Чехова, Бегичев «был необыкновенно  увлекательный человек, чуткий к искусству и литературе, и мы, братья Чеховы, по целым часам засиживались у него…». Именно ему Чехов обязан своими рассказами «Смерть чиновника» (случай, действительно происшедший в московском Большом театре ) и «Володя». В Бабкине писатель впервые  близко сошелся с людьми другого круга, другого воспитания, которые не приходят в восторг от рукопожатия знаменитости.   Спокойно, как  об обычном, говорят о беседах с выдающимися  представителями отечественной и зарубежной культуры. То, что в среде  разночинной богемы Чехов видел редко – изящество, манеры, вкус. – здесь было естественной нормой аристократического поведения. С пристальным вниманием и симпатией вглядывался он в этих людей, представителей тогда уже уходящего мира. Они были обречены, он отчетливо это понимал. Но в этом была их слабость; он всегда был на стороне слабых. И написанный  с Бегичева – аристократа, красавца – Шабельский в «Иванове», и  связанный с этим же прототипом Гаев, при всей их карикатурности, нарисованы с печальным сочувствием. Бабкинские годы Чехова ознаменованы значительными творческими успехами. Они  были временем, когда перед молодым писателем открылась дорога в большую литературу. В 1886 году вышла его вторая книга « Пестрые рассказы», в 1887 году третья и четвертая – « В сумерках» и «Невинные речи».

В марте 1886 года А.П. Чехов получил письмо Д.В. Григоровича. В нем маститый писатель приветствовал в лице Чехова новую литературную силу.  «У Вас настоящий талант, —  талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья», — писал Д.В. Григорович Чехову. В своем изображении «жизни такою, какова она есть» Чехов восставал против господствовавшей в ней пошлости, лжи, деспотизма. Именно на материале одного из рассказов,  навеянных  бабкинскими впечатлениями, А.М. Горький убедительно раскрыл эту важнейшую особенность произведений Чехова: «Почтеннейшая публика, — имея в виду обывательские слои читателей, иронически писал А.М. Горький, читая « Дочь Альбиона», смеется и едва ли видит  в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого  барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох  чистого, истинно — человеческого сердца… никто до него не умел так беспощадно — правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».

Удивителен тот творческий подъем, в котором Чехов жил в эти годы. В работу он включался мгновенно, не разрешая себе роскоши раскачки. Жестокая школа юмористического многоописания и писания к сроку – независимо от настроения, здоровья, условий, времени суток – выработала литературного профессионала высокого класса. Рассказ «Егерь» (1885), очень выверенный литературно (некоторые критики даже считали его сознательной полемикой автора с тургеневским «Свиданием»), Чехов написал в купальне, лежа на животе на полу, карандашом;  тут же, не переписывая, заклеил в конверт и по пути домой занес на почту. «Сирену» (1887) автор, по собственному его признанию, написал без единой помарки, поставив этим своеобразный личный рекорд. Рассказ обычно сначала долго обдумывался – во время езды на извозчике в дальние концы, рыбной ловли, в грибном  лесу  и, наконец, во время хождения из угла в угол по комнате. Потом он писал не отрываясь. Если дело шло и рассказ был короткий, он мог быть занесен на бумагу за два — два с половиной часа ( так сочинен рассказ- монолог « О вреде табака», 1886, — написан «наотмашь»). В представлении молодого Чехова это был идеальный вариант, который удавалось осуществить далеко не всегда. «Начал я рассказ утром, — излагал он Лейкину историю писания «Отравы» (1886), — мысль была неплохая, да и начало вышло ничего себе, но горе в том, что пришлось писать с антрактами. После  первой странички приехала жена А.М. Дмитриева просить медицинское свидетельство; после 2-й получил от Шехтеля  телеграмму: болен! Нужно было ехать  лечить… После  3-й страницы – обед и т.д. А писанье с антрактами то же самое, что пульс с перебоями».

Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет, можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев. Крестьяне и помещики, приказчики и купцы, псаломщики  и священники, полицейские надзиратели и бродяги ; гимназисты и учителя, фельдшера и врачи, чиновники – от титулярного до тайного, — солдаты и генералы, охотники, кабатчики, дворники… Рождался писатель, у которого не было какой – то одной, определенной сферы изображения, очерченной четкими границами, — писатель универсального социального и стилистического диапазона. Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие  работы, навсегда  останутся в прозе Чехова. В основе  сюжета  юмористического рассказа лежит не биография героя или решение какой-то общей проблемы, но прежде всего очень определенная бытовая коллизия, ситуация. Герой попадает  не в ту обстановку ( вместо  свой дачи — в курятник), героя принимают за другого (проходимца – за лекаря), простое, обыденное действие приводит к неожиданным результатам (человек умирает из-за того, что чихнул в театре) —  все это коллизии, построенные на повседневных бытовых отношениях.  Вне  и без них не может существовать юмористический рассказ. Он может обладать глубоким содержанием —  оно надстраивается над этой предельно конкретной ситуацией. Герой такого рассказа погружен в мир вещей. Он не существует вне ближайшего предметного  окружения, он не может быть изображен без него. И он изображается  в бане, в больнице, в вагоне поезда  и конки, за ловлей рыбы и вытаскиванием апельсинных корок из графина.  Можно  бы сказать, что все вопросы всегда решаются в чеховском произведении на некоем бытовом фоне, но это было бы неточно: быт не  фон, не задник сцены, он внедряется в самую сердцевину сюжета, сращен и переплетен с ним. Рассказ – сценка —  это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни» без начала и конца.

Ярким  примером такого произведения является  замечательный  рассказ Чехова «Налим». «Я отлично помню, — пишет М.П. Чехов, — как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима». Чехов был непосредственным свидетелем этого события  и великолепно  отразил его в своем произведении. Плотники больше чем работой занимались рыбной ловлей, упорно доставая из-под коряг налимов. Левитан стоял по горло в воде рядом с Чеховым и  смотрел на неуклюжих рыболовов зло и презрительно,  раздражаясь их неумением поймать рыбу. Когда ловцы слишком беспокойно  завопили, художник  не выдержал  и поплыл на подмогу. То же сделал  Чехов.  Все-таки налима  упустили. Левитан так ругался, точно рыба была его собственная, добытая с большим трудом. Чехов подтравливал и баском  похохатывал. Плотники извинялись. Только один рискнул робко оспорить художника.  Антон Павлович запомнил этот день, задумав написать «Налима».

Другим замечательным примером является  рассказ «Скорая помощь» написанный с неподражаемым юмором и озорством.  Но не только люди и события, но и сама природа Бабкина и его окрестностей вдохновляла писателя. Описанный в «Верочке» сад  в мягком лунном свете с переползавшими через него клочьями тумана —  это сад в Бабкине. В этом саду  Чехов провел немало приятных минут, слушая   пение птиц и вдыхая тонкий аромат растений. Будучи страстным грибником и рыболовом, Чехов нежно полюбил бескрайние подмосковные леса  с их изобилием грибов, спокойные рыбные речки.  В рассказах писателя  мы не раз встретим рассуждения героев о том, что «для всякой рыбы своя умственность есть : одну на живца ловишь, другую на выползка» («Мечты»,1886), что «окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер  схватит» («Злоумышленник»,1885). Напротив Бабкина, за рекой Истрой, на высоких холмах стоял темной массой вековой Дарагановский лес. У его опушки ещё в допетровское время была выстроена Полевшинская церковь. Её архитектурные формы просты и суровы. При церкви в особой сторожке, сиротливо стоявшей у проезжей дороги, жил сторож. Он обязан был вызванивать часы. В тихие ночи унылые колокольные удары слышались в Бабкине. Это церковь, затерянная в лесной глуши, крохотный домик сторожа, как отмечает брат писателя, натолкнули Чехова на создание рассказов “Ведьма” и “Недоброе дело”. Рассказ «Ведьма» был написан вскоре после первого бабкинского лета – в  начале 1886 года. Помимо изобразительной силы этого рассказа, столько в нем боли от сознания  пропащей человеческой жизни, безнадежно бьющейся в тисках жалкого ущербного существования… В этом рассказе уже в полной мере ощутимо замечательное мастерство Чехова – уже не просто автора юмористических и сатирических миниатюр  на «злобу дня», а настоящего писателя. Лев Толстой  очень высоко оценил этот рассказ.

Повседневная жизнь с ее горестями и заботами  стала для Чехова  неисчерпаемым  кладезем наблюдений, обогащавших его творчество. Одним из лучших произведений, написанных в этот период ,  является рассказ «Горе» . Он  потрясает нас своей силой и трагизмом. Вся жизнь  человека , как в романе, прошла перед нами в этой   миниатюре. И как быстро прошла она!  Токарь Григорий Петров даже не заметил. «Как на этом свете все быстро  делается!». В этом рефрене заключен трагический смысл рассказа. С неотразимой, страшной силой простоты передает нам писатель неумолимую катастрофичность, роковую быстроту событий, резко прерывающих инерцию привычной, обыденной жизни. Один из современников так отозвался в письме к Чехову о  « Горе» : « По – моему, это лучшее, что  когда-нибудь вы до сих пор писали. Странное впечатление производит этот полный жизненной правды очерк: становится и смешно и грустно. Тут, как и в народной жизни,  смешное  переплетается с мрачным». Переплетение, точнее, даже полное слияние юмора с трагедией у Чехова происходит так незаметно, с такой естественной простотой, что вы не знаете: плакать вам или смеяться? Это особенность чеховского творчества станет в дальнейшем главной отличительной чертой и его драматургии.

Сколько замечательных образов и сюжетов подарила Чехову наша прекрасная Истринская земля. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы почувствовать ту особую атмосферу, которой пронизаны  эти места. Они и по сей день сохранили то удивительное обаяние своей природы, которое так ценил и любил Чехов. Многое  в его творчестве становится понятнее и ближе после посещения этих мест, свято хранящих память о великом русском писателе.

Людмила Рожкова

  • Рассказ чехова про чиновника который чихнул
  • Рассказ чехова про рейтузы и перчатки фейк
  • Рассказ чехова про любовь
  • Рассказ чехова радость читать
  • Рассказ чехова про собаку