Рассказ чехова про волчицу и щенка главная мысль текста

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “Специалист” по плану ниже.

История создания

“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».

В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.

Жанр, направление

Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.

О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.

Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций. 

В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.

Смысл названия

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Суть: о чем?

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет. 

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:

Усатов активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного.
Рассказчик можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости.

Темы

Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему. 

  1. Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
  2. Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
  3. Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
  4. Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.

Проблемы

Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.

“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”

Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:

“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”

Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.

“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”

Основная идея

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Чему учит?

В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами. 

Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова. 

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”. 

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Критика

Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности. 

Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.

Автор: Инна Колокольникова

Антон Чехов — Хамелеон:
Краткое содержание

Базарную площадь пересекают полицейский надзиратель Очумелов в новенькой шинели и рыжий городовой Елдырин с «конфискованным» у кого-то крыжовником. Внезапно тишина сменяется криком, а безлюдье – толпой. Из дровяного склада выскакивает «белый борзой щенок» на трех лапах, за ним бежит полупьяный золотых дел мастер Хрюкин. Он хватает щенка за задние лапы, тот, дрожа, усаживается в центре окруживших его людей.

Хрюкин укушен собакой за палец до крови, теперь он им неделю не сможет шевелить, а значит, ее хозяин должен заплатить за увечье. Очумелов, вникнув в суть дела, изрекает, что «бешеную» собаку надо умертвить, а с ее хозяина – взыскать штраф. В толпе предполагают, что она – собственность генерала Жигалова. Надзирателя прошибает пот, он меняет мнение, и Хрюкин из жертвы становится обвиняемым. Нашелся и свидетель, сообщивший, что Хрюкин тыкал цигаркой псу «в харю».

Очумелов не верит, что такая «нежная тварь» кусается. Скорее всего, Хрюкин, «свинья», сам расковырял себе палец, чтобы потребовать деньжат. Елдырин сомневается, что борзая принадлежит Жигалову, тот держит легавых. Очумелова попеременно кидает то в жар, то в холод, он снимает и вновь напяливает пальто. Но решиться на что-нибудь нужно, и надзиратель велит вести собаку к генералу на опознание. Если потерялась – вернуть с поклоном от Очумелова, а если бродячая, ничья – уничтожить.

Сомнения разрешил мимо проходивший повар генерала Прохор. Он сообщил, что собачка – «генералова брата» Владимира Ивановича, заглянувшего на днях в гости. Услышав такое, Очумелов вновь меняет гнев на милость и любуется собакой. Повар уводит ее, собравшаяся публика смеется над Хрюкиным, а надзиратель грозится наказать его как обманщика. Шинель вновь на плечах надзирателя, и оба стража порядка удаляются по своим делам.

Читательский дневник по рассказу «Хамелеон» Чехова

Сюжет

Надзиратель Очумелов и городовой Елдырин расследуют дело. Пьяного золотаря Хрюкина укусил за палец беленький щенок. Очумелов хочет знать, кто его хозяин. Пусть платит штраф за бешеного пса. Ему говорят, что хозяин – Владимир, брат важного генерала Жигалова. Трус Очумелов сразу отпускает собачку с поваром генерала Прохором, а Хрюкина обзывает мошенником.

Отзыв

Юмористический взгляд на серьезные вещи. Считается, что хамелеон меняет цвет, сливаясь с окружающей обстановкой, маскируясь, чтобы выжить. Таков и приспособленец Очумелов, на ходу меняющий точку зрения, когда ему это выгодно. Тема раболепия, низкопоклонничества, взяточничества, жадности, социального неравенства. Перед законом все должны быть равны. Тема обывателей, толпы, равнодушной или насмешливой.

Краткое содержание Чехов Хамелеон

Урядник Очумелов и городовой Елдырин проходят торговую площадь, обходя территорию. Проходя, они слышат возмущенные крики и жалостный визг собаки, видят нетрезвого мужчину, бегущего за бедной собакой и кричащего какие-то ругательства в ее адрес. Этим мужчиной был Хрюкин, безбедный мастер по золоту на все руки. Хрюкин схватил собачонку за задние лапы, в этот момент уже огромная толпа собралась вокруг них, наблюдая происходящее. Мужчина показывает всей толпе искровавленный палец, указывая на щенка, виновника травмы. Хрюкин хочет чтобы ему выплатили штраф, но люди объясняют, что это он виноват, так как издевался над бедным животным, вот и поплатился.

Очумелов и Елдырин направляются туда чтобы решить возникшую проблему.

Разузнав подробности и немного разобравшись в произошедшем, Очумелов говорит, что обязательно заставит хозяина собаки выплатить штраф и уничтожит саму собаку за неподобающее поведение. Но когда полицейский узнает, что владелец животного сам генерал Жигалов, беднягу кидает в пот и он резко изменяет свое отношение и к собаке, и к хозяину. Теперь Очумелов считает, что это очень хорошая, безобидная собака, и навредить Хрюкину она не могла. Полицейский полагает, что Хрюкин расковырял себе палец гвоздем и решил обвинить собачонку, а невинное животное ни в чем не виновато.

Но тут Елдырин уточняет, что, возможно, у генерала никогда не водились такие собаки. После этого заявления Очумелов снова меняет свое мнение. Теперь собака становится подлой, без шерсти и без вида. Но тут городовой снова говорит о том, что может эта собака и генерала, но точно он не знает. Очумелов опять-таки меняет свое мнение и приказывает Елдырину доставить собаку домой к генералу, сказав, что ее нашел Очумелов.

Мимо проходит генеральский повар Прохоров, люди останавливают его и спрашивают его, их ли эта собака. Прохоров отвечает, что много у них разных собак и не знает точно, их ли эта собака. Очумелов опять хочет уничтожить бедную собаку. Но потом повар говорит, что, может быть, это собака брата генерала, Владимира Ивановича. Очумелов уже который раз изменяет свое мнение в отношении собаки, и в который раз он умиляясь ею, говорит, что «собачонка ничего себе. Шустрая такая..». Прохоров отводит собаку домой. Вся публика разрывается от смеха над Хрюкиным. Очумелов пригрозил ему и продолжил свой обход, запахиваясь в шинель.

Главная мысль рассказа Хамелеон

Рассказ Чехова учит тому, что необходимо быть собой, ни под кого не прогибаясь. Ведь такое лицемерие, как у Очумелова, заставляет только смеяться. Чехов осуждал такое поведение.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Хамелеон. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Всего в сборнике 38 новелл, рассказывающих об ужасах и жестокости революции. Главный герой первого рассказа – молодой корреспондент по фамилии Лютов, оказавшийся в составе буденовской конной армии.

В 1965 году Александр Твардовский написал большую статью «О Бунине», в которой он проанализировал творчество великого русского писателя, получившего в 1933 году за свой редкий талант Нобелевскую премию.

Уже немолодая женщина, тяжело дыша, идет вдоль железной дороги. Около одного столба женщина разворачивается и идет к могилке, и опускается перед ней на колени.

Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен

Главным персонажем произведения является мальчик по имени Денис Кораблев, учащийся первого класса.

Краткий пересказ А.П. Чехов «Хамелеон»

chehov khameleon main

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа А.Чехова «Хамелеон». Он был написан в 1884 году и вошел в сборник «Пестрые рассказы». «Хамелеон» наделал много шума в прогрессивном обществе России и был переведен на разные языки. А в 1971 году по мотивам рассказа даже сняли фильм.

В названии своего рассказа Антон Павлович обыгрывает способность хамелеона менять окраску в зависимости от обстоятельств. В дикой природе такой камуфляж позволяет ящерице подкрасться к добыче и самой не стать жертвой хищника. Но что значит для человека быть «хамелеоном»?

Действующие лица

Основное действие разворачивается между двумя главными героями:

  • Очумелов — надзиратель, полицейский чин, который и является «хамелеоном»,
  • Хрюкин — золотых дел мастер.

Другие персонажи рассказа:

  • Елдырин – рыжий городовой, сопровождающий полицейского надзирателя.
  • Прохор – повар, служащий у генерала Жигалова.
  • щенок борзой – перепуганный виновник происшествия.
  • безликая толпа зевак, которая то и дело предоставляет главным героям информацию и слухи.

Сюжет рассказа

Страж порядка Очумелов разбирает дело мастерового Хрюкина, укушенного за палец собакой. Когда люди говорят, что пес принадлежит генералу, следователь делает виновным пострадавшего. Но стоит кому-то сказать, что щенок явно не собственность такого важного господина, Очумелов встает на сторону Хрюкина. При поступлении новой противоположной информации, он снова меняет свое мнение и обвиняет ювелира.

Как вы понимаете, это самый краткий пересказ сюжета. Теперь рассмотрим произведение более подробно.

Краткий пересказ произведения

Рассказ начинается с того, что надзиратель (сотрудник полиции) Очумелов с городовым Елдыриным идут по главной площади городка и внезапно слышат визг собаки и пьяную ругань. Выскакивает, хромая и припадая на лапку, щенок, за которым бежит местный ювелир Хрюкин. Его одежда в беспорядке – жилет расстегнут, а накрахмаленная рубаха вылезла из штанов. Золотых дел мастеру удается схватить песика. Как только запахло скандалом, вокруг этой пары возникает масса зевак. Полицейские чины решают вмешаться.

Хрюкин демонстрирует всем собравшимся окровавленный палец. Он утверждает, что собака цапнула его просто так, от злобы, а «работа у него мелкая», и, поскольку нельзя будет «этим пальцем пошевелить с неделю», то ему следует заплатить. Поначалу полицейский надзиратель становится на сторону потерпевшего. Он начинает грозно кричать, спрашивая, «чья это псина», и грозить хозяину штрафом. Он также заявляет, что уничтожит агрессивную собаку.

Среди зевак раздается возглас, что щенок, вероятно, является собственностью Жигалова – известного генерала. От этой новости Очумелова бросает в жар. Он снимает шинель и обращается с обвинительными заявлениями к ювелиру — дескать, тот сам «расковырял палец гвоздиком», а теперь врет, чтобы получить компенсацию.

«Нет, это не генералов щенок, — рассеянно проговорил городовой Елдырин. – Его превосходительство легавых держит, а не борзых». И снова «хамелеон» надзиратель быстро сменил окраску: «Вы так этого дела не оставляйте! — обратился он к Хрюкину. — А пса надобно проучить!»

Краткий пересказ А.П. Чехов «Хамелеон»

Затем какой-то прохожий вновь заявляет, что щенок «точно, генеральский». Теперь надзирателя из жара бросает в холод. Он опять угрожает Хрюкину, распорядившись, чтобы собачку отвели домой.

Тут как раз по площади проходит Прохор — повар в генеральском доме. Он подтверждает, что животное — не их. «Хамелеон» тут же преисполняется праведного гнева, утверждая, что щенка следует убить, дабы защитить людей. «Но, — продолжает Прохор, — пес все же «барский». Его хозяин – брат генерала! С «Хамелеоном» происходит очередная метаморфоза: он вдруг замечает, какой на самом деле умильный и ласковый этот щенок. Он просит Прохора отвести собачку домой, а на Хрюкина прикрикивает: «Уж я доберусь до тебя!»

Затем, важно поправив шинель, полицейский надзиратель чинно следует дальше в компании городового.

Основная идея произведения

Из краткого описания «Хамелеона» можно сделать вывод, что Чехов ненавязчиво и с юмором, не впадая в излишнее морализаторство, высмеивает беспринципных людей, которые всегда прогибаются под власть и подлаживаются под обстоятельства. У них попросту нет своего мнения, а единственной заповедью, которой эти «хамелеоны» руководствуются в жизни, является: «Начальник всегда прав!»

Рассказ А.П. Чехова и сейчас не теряет своей актуальности. Мы можем наблюдать его героев вокруг себя. Ведь сколько людей не имеют собственной точки зрения и подстраиваются под мнение начальствующих! Чем они отличаются от описанного русским классиком типажа? Писатель подводит читателя к мысли, что необходимо иметь собственные принципы и идеи, чтобы не выглядеть смешным и жалким.

Мы познакомили вас с кратким содержанием рассказа «Хамелеон», но само произведение небольшое — чтобы его прочитать, потребуется около десяти минут. Поэтому рекомендуем потратить эти минуты с пользой и удовольствием.

Сочинение по рассказу Анна на шее Чехова рассуждение

Рассказ «Анна на шее» написал А.П.Чехов. Он часто в своих произведениях затрагивал тему равнодушия, пошлости людей по отношению друг к другу и к себе, в том числе. Чехов описывал жизнь интеллигенции, которая страдала в то время от безденежья, тоски и безысходности. Привыкшие жить на широкую ногу они никак не могли перестроиться на новый лад. У каждого были свои проблемы лень, пьянство или просто не умение жить.

В одной такой семье достаточно бедной, сводящей концы с концами жила девушка Анна. Отец ее хоть и не плохой человек, но после смерти жены не может наладить быт. И подруги матери Ани стали искать достойного человека в мужья.

Человек такой нашелся, им оказался пожилой, нудный Модест Петрович. Он любит всех поучать особенно свою молодую жену. Девушка ожидала от брака не только денег, свободы, но и счастья. Она согласилась выйти за Модеста Петровича в надежде спасти от нищеты свою семью и себя. Ожидания не оправдались. Мало того что ненавистный муж не давал совсем денег так еще и пытался поучать. Анна с тоской вспоминает девичьи годы и понимает, что именно они были самыми счастливыми.

Чудеса случаются, и этим чудом стал бал, куда пригласили мужа Ани и ее. На балу юная, прекрасная девушка имела огромный успех у мужчин и, особенно у его сиятельства. Этот момент ее возвысил над мужем. Теперь он заискивающе заглядывает жене в глаза. Вот Анна и добилась того о чем мечтала столько лет: власти, денег, свободы. Теперь она постоянно в центре внимания, постоянно в обществе. Но беда не в том, что она стала вести веселую и праздную жизнь, а в том, что она совсем забывает о своих родных. Ее так затянуло болото праздного время провождения, что ей некогда думать, да и не охота о бедных родственниках. Девушка начинает думать о том, что создана для такой жизни. Теперь она даже не просит у мужа деньги, просто дает ему счет, который надо оплатить. Уже Модест Петрович задумывается о том, что его жизнь не удалась.

Как часто бывает так, что один человек вырвется из омута наружу, а потом забывает своих близких. К сожалению и для него это не спасительный круг, а всего на всего утопия. Жизнь отца и братьев Анны в тупике, да и ее жизнь тоже может скоро закончиться плачевно. Такая разгульная жизнь до хорошего не доведет.

2 вариант

Меня совсем не удивило, что богатый муж Ани оказался жадным. С богатыми, вообще, такое бывает! А он ещё и чиновник в возрасте. Добиваться Анны ему было не нужно – сама за него пошла. Он понимал, что и защиты у неё нет – её пьющий слабый отец совсем не в счёт. И никуда она от мужа не уйдёт! Да, она надеялась помочь своим родным, но и это с трудом происходило. С другой стороны, можно и понять её мужа Модеста, для которого деньги – главное, а ещё положение в обществе, чин и должность. Часто повторяя про важность религии, он не любит пьющих, поэтому он даёт в долг отцу Ани, но читает ему мораль, что пить – плохо. Конечно, он не хочет себе на шею посадить ещё и пьющего тестя. И сделать из него «паразита», как в каком-нибудь детективном романе, когда у старого богатого родственника много нахлебников. Они живут за его счёт, а образ их жизни не лучший – могут пить, курить… Единственное, что мораль читать старшему не очень хорошо. Модест Алексеевич мог бы поговорить с Аней, а не учить её отца!

Отец, конечно, болен. Он ведь никак не мог взять себя в руки! Шок после смерти жены – понятно. Ну, а дальше-то? У него двое маленьких детей, которые страдают, стараются его остановить. И у него несчастная дочь, которая практически пожертвовала собой ради отца, чтобы его не выгнали из гимназии… И деньгами думала ведь помочь! Наверняка, какой-нибудь любящий её, добрый и работящий парень сделал бы для её семьи намного больше!

У Модеста свои понятия о жизни – он уже почти пожилой человек. Её семье он помогать не собирается. Ей денег давать – тоже. Но вот считает, что должен через неё показать своё богатство – навешивая на неё украшения, которые ей не нужны. И считает себя хорошим мужем, а она ведь не может ничего продать! Смешно – вышла за богатого, а чувствует себя бедней, чем была. Конечно, Модест очень неприятный, особенно его манера заискивать и заставлять Аню это делать перед «важными» людьми.

Меня расстроило, конечно, что Анна так изменилась в конце. Она стала успешной, но думает только о себе – катается и развлекается. Понятно, что она «дорвалась и закрутилась» и очень долго страдала. Но вот теперь как раз она может помочь своим близким, если они примут её помощь… А она о них совсем забыла – проезжает с песнями мимо несчастных. Наверное, она немного стыдится своего образа жизни!

В общем, интересное произведение! Думаешь, что теперь всё в книге наладится, а не всегда получается у героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Анна на шее Чехова

Популярные сегодня темы

Моим любимым писателем является Стивен Кинг. Его читают люди разного возраста — мужчины и женщины, подростки и взрослые. Всё они, как и я, хотят понять это удивительный мир вокруг

Главными героями комедии Гоголя «Ревизор» являются городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и Иван Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Эти герои очень похожи, но также имеют и принципиальные отличии.

На переднем плане полотна изображена поляна с густой зеленью и белыми полевыми цветами. Протоптанная узкая тропинка ведёт к ручейку, который занимает центральное место на картине.

Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

Сказка про Конька — Горбунка, написанная автором Петром Павловичем Ершовым, изложена в стихотворном стиле и имеет очень интересный сюжет.

984. Характеристика и образ Анны в рассказе Чехова Анна на шее Русский язык

Сочинение — Образ Анны в рассказе Анна на шее. Русский язык

Главной героиней рассказа Чехова «Анна на шее» является, конечно, сама Анна.

Это девушка восемнадцати лет, которая была не просто красива собой, а которая умела понравиться и мужчинам своей красотой и манерами. Воспитание девушки — это её главная черта наряду с врождённой милостью и красотой. Её мама научила её одеваться по моде, вести себя, как истинная леди, говорить по-французски, танцевать мазурку и даже играть на рояле. Анна, благодаря всему вышеперечисленному, была очаровательной, сногсшибательной девушкой, взгляд от которой не мог оторвать ни один из мужчин. От отца ей достались тёмные волосы и тёмные глаза.

Живёт Анна со своим отцом Петром Леонтьичем и двумя младшими братьями-гимназистами Петей и Андреем. Несколько лет назад её мать умерла, а отец, который преподавал в гимназии, стал выпивать и потерял всё, что у него было. Бедной Анне теперь приходилось ухаживать за братьями, отцом и параллельно думать о том, где бы взять денег. В конечном итоге она склоняется к тому, чтобы выйти за богатого пятидесятидвухлетнего Модеста Алексеича. Главная героиня уверена, что с помощью его состояния можно обеспечить свою семью, только так ей удастся помочь отцу и братьям. Ей противен Модест Алексеич, его характер и человеческие качества, его внешность и само существо отторгает юную Анну.

Из чистого только благородия, из жертвенности по натуре своей Аня выходит замуж за этого человека. Первое время брака она чувствует себя разбитой, потерянной и не способной ни к чему, кроме страдания. Она всё время или играет на фортепиано, или грустит, потому что её надежды не оправдались: Модест Алексеич даже не думает заговорить о какой-то помощи её родственникам, а сама она боится и попросить.

Кардинально всё меняется после того, как Модеста вместе с Анной зовут на благотворительный балл, где Аня становится просто королевой вечера, очаровывая всех мужчин, включая и хозяина. За всеобщей любовью и признательностью приходит и осознание к Модесту Алексеичу о том, что он женат, может быть, на главной красавице города, если не страны, поэтому после этого вечера он буквально готов исполнить любое её желание.

Анна начинает брать деньги у мужа, с каждым разом всё больше и больше: тратит она их на развлечения, которые находит в городе с каждым разом новые. Она забывает о своей семье в потоке нескончаемого веселья и купания в деньгах. Тем временем её семья продаёт мебель из квартиры, чтобы расплатиться с деньгами. Увидев отца и братьев на улице, она просто промчалась мимо них на тройке коней.

Этот рассказ — яркий пример того, как деньги портят даже самых скромных людей.

Сочинение про Анну

В своём рассказе «Анна на шее» Чехов представил читателям образ молодой девушки Анны, которая и является главной героиней.

Это была восемнадцатилетняя девушка, очень воспитанная, благоразумная и наделенная всеми культурными манерами. Она являла собой красивый, манящий образ. Её мама успела при жизни научить дочь многому. Она привила Анне чувство стиля, скоординировала её поведение подстать настоящей леди, дала возможность выучить французский язык, постичь танцевальное искусство, а также освоить игру на рояле.

Проживает Анна с папой Петром Леонтьичем и двумя маленькими братьями Петром и Андреем. Не так давно эта семья потеряла свою маму и отец, культурный человек, преподаватель гимназии не справившись с горестной утратой начал пить. Несчастная Анна была вынуждена одна обеспечивать уход за отцом и братьями. Она постоянно нуждалась в деньгах и не знала, где их взять. Такое тяжелое положение привело её к мысли выйти замуж за богатого, не молодого человека ради денег. Им оказался Модест Алексеич пятидесятидвухлетний чиновник. Анна принесла себя в жертву ради спасения семьи, она надеялась, что выйдя замуж за этого мужчину она сможет обеспечить жизнь отца и братьев. Весь вид Модеста Алексеича вселял в Анну полное отвращение. Первые годы брака Анна была полна страданий, грусти и уныния. Её надежда на обеспечение семьи не сбывалась, Модест Алексеич не собирался помогать её родственникам, а просить она стеснялась.

Все внезапно изменилось после посещения балла, организованного в честь благотворительности. На этом мероприятии Анне удалось покорить своей красотой всех мужчин, она была просто королевой. Модесту Алексеичу пораженному таким вниманием к своей жене со стороны других мужчин приходит осознание того, что его жена невероятная красавица, может даже одна на весь город. После такого вечера престарелый чиновник уже не прочь выполнить любую прихоть своей молодой супруги.

У Анна появляется долгожданная возможность пользоваться деньгами богатого человека. С каждым днем ей требуется все более значительная сумма на развлечения. Анна впервые за все годы начинает жить в свое удовольствие. Ощутив полный вкус жизни, она уже ни во что не ставит своего мужа. Забываясь в потоке веселья она совсем забывает и про свою семью, в которой отец с её братьями еле сводят концы с концами.

Своим рассказом Чехов приводит яркий пример того, как деньги способны испортить даже самого чистого человека.

Светлана яновская. Анализ произведения Чехова “Анна на шее”

Творчество Чехова – одного из самых известных русских писателей – изучается в 9 классе на уроках литературы. Рассказы, пьесы писателя оригинальны и уникальны настолько, что переведены более чем на сто языков и ставятся в театрах всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А. П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, композиционной структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в своем произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Анна на шее.
Год написания – 1895 год

История создания – задолго до написания рассказа Чехов сделал наброски сюжета в своих рабочих записях. Готовое произведение практически не отличается от первоначальной задумки автора.

Тема – влияние богатства, положения в обществе на духовный мир, нравственную сторону личности.

Композиция – двуплановая композиция, состоящая из линии главной героини и её супруга. Произведение делится на две гглавы

Жанр – новелла, лирико-драматический рассказ.

Направление – критический реализм.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Осень
    Лето самая любимая пора многих мальчишек и девчонок. Но к большому сожалению оно слишком быстро заканчивается. Теплые летние деньки, переполненные весёлыми играми и развлечениями потихоньку сменяются осенью.
  • Анализ произведения Господин из Сан-Франциско Бунина
    Рассказ Господин из Сан-Франциско опубликован в 1915 году и некоторым образом выделяется из основного ряда бунинских рассказов. Если в большинстве своих произведений Бунин представлял
  • Мое любимое стихотворение Лермонтова Тучи сочинение
    С самого раннего детства я обожаю лирические произведения и поэзию. Вместо очередной сказки на ночь, я всегда просила маму прочитать мне только стихотворения! Поэтому с творчеством Михаила Юрьевича

История создания

Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём предполагалось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих пятерых братьев от нищеты.

Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она попадает в центр внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.

Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора. В октябре 1895 года Антон Павлович послал текст рассказа в редакцию “Русских Ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано. Немного доработав образ главной героини, изменив второстепенные детали, автор включил рассказ “Анна на шее” в собрание сочинений 1899-1901 годов.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Анна на шее»
  • для самых крутых — Читать «Анна на шее» полностью

Анализ 2

Рассказ «Анна на шее» — это представление автором собственного понимания проблемы отношений между представителями неравных социальных статусов. Суть проявляется через образы главных и второстепенных героев, их связей друг с другом, занимаемым местом в обществе положением, родом из занятий и интересов.

Главные герои рассказа — молодая девушка по имени Анна и 52-летний мужчина. В их отношениях нет развития ни любовных, ни дружеских отношений. Все ограничено и укладывается в рамки выгоды и наживы. Пожелание девушки и стремление стать его женой — не иначе, как выход из сложной материальной ситуации семьи, где она выросла.

За счет брака на богатом мужчине она надеялась спасти отца от долгов и пьянства, а братьев от голода и нищеты. В этой ситуации Анна выступила как добродетель, любящая дочь и сестра, как человек, у которого было обострено чувство доброты, сострадания к близким, милосердия. Ее жених, которого рекомендовали родственники, также своей женитьбой создавал идиллии счастливой семейной жизни. Это было рассчитано на внимание вышестоящего, от которого зависела будущая награда главного героя. А для этого нужно было постараться войти в доверие, заслужить положительную характеристику человека, чья супруга — умная, красивая женщина, готовая также служить своему государю.

Особого внимания в произведении заслуживает его композиция, благодаря которой главные герои будто меняются местами. За счет подобного приема А. П. Чехов добивается желаемого результата, развинчивая характеры героев. Их встречи и женитьба — это резкие противопоставления друг другу. При этом они будто обмениваются своим внутренним миром частично, меняя сущность.

Из скромной, бедной, думающей девушки Анна превратилась в богатую, расчетливую, легкомысленную девушку, которая после бала изменилась в отношении к лицу и братьям, больше не уделяя им внимания.

Таким образом, меняя от начала произведения к концу характеры и поведение главных героев, автор смог точно обозначить главную мысль рассказа. Он подчеркнул отношения между людьми двух миров — общества богатых влиятельных людей, и тех, у кого нет средств к существованию и права голоса.

А. А. Чехов с осуждением относится к Анне, которая занимая положение супруги богатого человека, показала свое истинное лицо.

В рассказе Чехов затрагивает самые животрепещущие темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения: социальное неравенство и его влияние на жизнь, мировоззрение и личность человека.

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное. Анна обрела ощущение счастья, богатство и положение в обществе, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи. Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (которую называли Анной и носили только, вешая на шею) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Второстепенные герои рассказа Чехова «Анна на шее»

Петр Леонтьич

— отец Анны. После смерти жены стал много выпивать. Не интересуется воспитанием дочери и сыновей. Находит утешение в своих собственных удовольствиях. По натуре человек слабый, не способный принимать верные и здравые решения. Косвенно, но и по его вине тоже Анна теряется свою человечность и оказывается в дурном, лицемерном обществе.

Петя и Андрюша

— братья Анны. Автор описывает их как худеньких гимназистов с большими глазами. Они растут в тех же условиях, что и Анна. Лишившись матери, они видят отца, который много пьет. Вместе с тем, они понимают, что их сестра больше не хочет иметь с ними дело. Показательна сцена, когда Анна проезжает мимо них на санях. Мальчики даже говорят отцу, что не стоит ее окликать, потому что чувствуют насколько сильно изменилась их сестра. Возможно, их судьба сложится похожим образом. Автор ничего об этом не сообщает.

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до первого выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст троих детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа – эти слова повторяют двое братьев Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Сочинение про Анну

В своём рассказе «Анна на шее» Чехов представил читателям образ молодой девушки Анны, которая и является главной героиней.

Это была восемнадцатилетняя девушка, очень воспитанная, благоразумная и наделенная всеми культурными манерами. Она являла собой красивый, манящий образ. Её мама успела при жизни научить дочь многому. Она привила Анне чувство стиля, скоординировала её поведение подстать настоящей леди, дала возможность выучить французский язык, постичь танцевальное искусство, а также освоить игру на рояле.

Проживает Анна с папой Петром Леонтьичем и двумя маленькими братьями Петром и Андреем. Не так давно эта семья потеряла свою маму и отец, культурный человек, преподаватель гимназии не справившись с горестной утратой начал пить. Несчастная Анна была вынуждена одна обеспечивать уход за отцом и братьями. Она постоянно нуждалась в деньгах и не знала, где их взять. Такое тяжелое положение привело её к мысли выйти замуж за богатого, не молодого человека ради денег. Им оказался Модест Алексеич пятидесятидвухлетний чиновник. Анна принесла себя в жертву ради спасения семьи, она надеялась, что выйдя замуж за этого мужчину она сможет обеспечить жизнь отца и братьев. Весь вид Модеста Алексеича вселял в Анну полное отвращение. Первые годы брака Анна была полна страданий, грусти и уныния. Её надежда на обеспечение семьи не сбывалась, Модест Алексеич не собирался помогать её родственникам, а просить она стеснялась.

Все внезапно изменилось после посещения балла, организованного в честь благотворительности. На этом мероприятии Анне удалось покорить своей красотой всех мужчин, она была просто королевой. Модесту Алексеичу пораженному таким вниманием к своей жене со стороны других мужчин приходит осознание того, что его жена невероятная красавица, может даже одна на весь город. После такого вечера престарелый чиновник уже не прочь выполнить любую прихоть своей молодой супруги.

У Анна появляется долгожданная возможность пользоваться деньгами богатого человека. С каждым днем ей требуется все более значительная сумма на развлечения. Анна впервые за все годы начинает жить в свое удовольствие. Ощутив полный вкус жизни, она уже ни во что не ставит своего мужа. Забываясь в потоке веселья она совсем забывает и про свою семью, в которой отец с её братьями еле сводят концы с концами.

Своим рассказом Чехов приводит яркий пример того, как деньги способны испортить даже самого чистого человека.

Другие сочинения: ← Екатерина Ивановна в рассказе Ионыч↑ Чехов А.П.Почему доктор Старцев стал превращаться в Ионыча →

В рассказе “Анна на шее” анализ предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, который свойственен именно А. П. Чехову. Автор любит лаконизм во всем, не всегда пользуется развязкой, ему нравится оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило – итог очевиден).

Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл – это классическая манера Чехова как прозаика и драматурга. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ или новелла, что подтверждается лаконизмом, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.

О чем рассказ Чехова – сюжет

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Она еще в детстве осталась без матери, отец пьет, бедные братья ходят без обуви. Супруг оказывается очень жадным, ничего ей не покупает и денег не дает.

На рождественский бал он делает исключение и покупает ей вечернее платье. Анна выглядит потрясающе, затмевает всех дам вокруг. Даже Его сиятельство остается не равнодушным к прекрасной леди. Этот вечер раз и навсегда изменил жизнь девушки. Теперь она не боится мужа и смело ему отвечает. Она ходит на прогулки, вечера. Счета оплачивает ее муж.

Произведение учит, что не нужно отрекаться от своих родных, стыдится их социального положения, внешности. А наоборот, в трудную минуту протягивать руку помощи.

Анализ рассказа

В лице главной героини видна резкая перемена личностных качеств после понимания своей социальной значимости. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.

Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна — ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей.

Творчество Чехова – одного из самых известных русских писателей – изучается в 9 классе на уроках литературы. Рассказы, пьесы писателя оригинальны и уникальны настолько, что переведены более чем на сто языков и ставятся в театрах всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А. П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, композиционной структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в своем произведении.

  • Рассказ чехова про блины
  • Рассказ чехова про гайку на грузило
  • Рассказ чехова про гробы
  • Рассказ чехова поссорился с женой
  • Рассказ чехова попрыгунья краткое содержание