Рассказ чехова не в духе

Читать рассказ скачивать могут только зарегистрированные пользователи! в процессе 14 876 зн., 0,37 а.л. аннотация статистика начало и конец дня

Читать рассказ

  • Скачивать могут только зарегистрированные пользователи!


в процессе

14 876 зн., 0,37 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

zangasta 637205835620401350

Аста Зангаста


По настоящему хороший рассказ. Вполне себе представляю его в бумажном сборнике НФ. 

Единственная претензия — есть налет незаконченности.

 раскрыть ветвь
 2

zangasta 637205835620401350

Аста Зангаста


Долго думал после прочтения рассказа. Со мной такое редко. 

На мой взгляд не хватает реакции героя на предложения пса.

 раскрыть ветвь
 1

uglovsky 637649013590281037

Владимир Угловский


Умилительный рассказ с неплохой цепочкой внезапных поворотов. 

Художественно: к такому стилю можно относиться по-разному, но здесь он строен и выдержан. 

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 3

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 2

alber 637188303812781429

Альберт Беренцев


… это, скорее клуб по интересам для стареющей и унылой  публики, которая пытается залезть повыше по вертикально-горизонтальным  лестницам связей.

Масоны, плиз.
Нагородили тут абсурдизма в духе Олегыча вперемешку с отмазами. И думаете, мы вам поверим? А вот и нет, операция прикрытия под видом конкурсного рассказа детектед.

Различные грибы и соленья. Белые и подосиновики, маслята и лисички

Вот по таким подробностям и палитесь. Маня, признавайтесь, какой у вас градус по Шотландскому уставу?

6731b4e3b76149d8a0e5dd5bcabe8615

b68ad883472f4b9383c607d5f2aed7ef

Алсо, в целом неплохо, реально внезапных поворота насчитал четыре. Княжеские рассуждения в финале вот не понравились, мне кажется, они тут структурно излишни и ломают канву.

 раскрыть ветвь
 3

Manya Mir 637519410845772108

Маня Миркевич

автор

Вот по таким подробностям и палитесь. Маня, признавайтесь, какой у вас градус по Шотландскому уставу?

Но я же еврей, меня не возьмут в масоны. 

Княжеские рассуждения в финале вот не понравились, мне кажется, они тут структурно излишни и ломают канву.

Ну хуй знает, в рассказе я типа цитирую русскую литературу в динамике, начинаю с серебряного века, затем Сорокин, очевидный Галковский, а в конце концов — наташкошизик. 

 раскрыть ветвь
 2

vitaminodin 636851363962657289

 раскрыть ветвь
 0

Ergo 637549648126773115

Ergo


Можно конечно наворачивать постмодернистские смыслы и отсылки.

Но ощущения как будто бы я открыл жж галковского, потом страничку рыбаченко, а потом тред наташкошизика.

 раскрыть ветвь
 2

Manya Mir 637519410845772108

Маня Миркевич

автор

Ну да, все верно, так и задумано. Кстати давно натшкошиза не видел, он там не сдох?

 раскрыть ветвь
 1

marksheni 637632544834535688

 раскрыть ветвь
 1

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 0

pavelpopov1 637398849365087963

Павел Попов


Вот это уже чистый Сорокин. напомнило рассказ. где протагонист начал с поминальной речи, но быстро свёл рассказ к гомоебле, а в финале продемонстрировал публике член.

 раскрыть ветвь
 2

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 1

genleegrunt 637645518215994783

 раскрыть ветвь
 1

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 0

Чу Цын


Весьма прискорбно, что ничего не сказано про гарем лунопопых мальчишек, но так это весьма актуально, как для АТшного сообщества.

Хотя мне хотелось бы ещё и эссе, раскрывающее преимущества и недостатки гермафродитов перед «половинчатыми» людьми, что обсуждалось в треде намедни.

 раскрыть ветвь
 1

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 1

Manya Mir 637519410845772108

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

Manya Mir 637519410845772108


4 613



37



54

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 33 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

analiz-kryzhovnik-chehov-50375.jpg

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”. Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ А. П. Чехова «Крыжовник»?</h3>

    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1899;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания произведения

Сюжет был построен, по мнению литературоведов, на одном рассказе о чиновнике, который хотел приобрести красивый и нарядный мундир, расшитый золотыми нитями. Мечта его сбылась, но мундир он так и не надел — сначала не было повода, а потом чиновник умер. Мундир для того чиновника оказался главнее других жизненных приоритетов — друзей, семьи и собственного счастья. Мечта вместо реальной жизни — Чехова взволновала эта история. И в 1898 году автор решает написать про героя, который мечтал о доме с кустами крыжовника. Первые наброски Антона Павловича были с более трагичным концом, но автор смягчил судьбу героя, оставив ее тем не менее такой же одинокой и бессмысленной. Рис. 1. Николай Иванович. Художник П. Пинкисевич</figcaption>

Тема

Чехов поднимает тему ограниченности человеческих решений. Главный герой рассказа Николай Иванович — человек, который создал себе идеальную мечту. К ней он шел долгие годы. Его мечта вначале для читателя становится благородной, ведь хорошо иметь свой дом, да еще и с кустами крыжовника. По мнению Николая Ивановича, у него все идет по плану — он стремится к своему крыжовнику, но Чехов вводит другого персонажа Ивана Ивановича. Иван Иванович — брат главного героя, и именно он показывает реальное положение вещей. Дом с крыжовником куплен, но счастья нет, точнее оно ложное. В этом ложном и единоличном счастье и пребывает Николай Иванович. Брат ему показывает, что он стал черствым, нелюдимым, злым. В ответ на эти все претензии главный герой, чтобы одуматься, приносит тарелку кислых ягод, и наслаждается этим. Ивану горько видеть брата, и он задумывается над тем, что вот таких “счастливчиков” очень много. Они не выходят за пределы своего розового мира, в то время когда истинное счастье — это помощь другим.

Композиция и сюжет

Экспозиция и завязка начинается с описания дождливой природы, из-за которой рассказчику Ивану Ивановичу и его другу Буркину необходимо было найти кров, чтобы переждать непогоду. И они решают посетить знакомого помещика Алехина. Алехин приютил знакомых, дал возможность помыться и переодеться, и во время чая рассказчик решает поведать о своем брате Николае.Развитие действия — рассказ о Николае Ивановиче. В этой части рассказа повествование ведется от лица его брата, и занимает почти все произведение.Для своей мечты он сделал все: копил деньги, во всем себе отказывал, даже женился на престарелой женщине, но с богатым наследством — и это ради ягод. Брат застает Николая Ивановича уже в своем имении, с барскими замашками и с такими же барскими поступками. Николай якобы творил добро, но на самом деле калечил других: давал полведра выпивки крестьянам, а те спивались, но благодарили, или лечил всех мужиков содой от всех болезней. Николай Иванович считал себя нужным, но в итоге оказалось, что он одинок. У него есть только тарелка с крыжовником и поместье, где никому он не нужен. Рис. 2. Крыжовник. Художник С. Алимов</figcaption>Завершение рассказа — мысли Ивана Ивановича. Он говорит своим слушателям Алехину и Буркину, что зачем ждать чего-то, зачем ждать первого урожая крыжовника, когда можно его купить на базаре и подарить детям, может даже и чужим. Или зачем ждать лучшего момента для надевания мундира, его может никогда и не быть.

Важно! Кульминационной точкой становится обращение к Буркову: “… не успокаивайтесь, не дайте усыпить себя!”.Именно к этому выводу приходит и автор: необходимо жить здесь и сейчас, а достижение целей ни в коем случае не должно сводиться к единственному занятию в жизни.

Жанр и особенность рассказа

“Крыжовник” А. П. Чехова — это короткий рассказ, написанный в стиле реализма. В нем наблюдаются все характерные признаки этого жанра — мало сюжетных линий, небольшое количество действующих лиц и сжатый объем текста. Сам автор хотел написать больше рассказов, посвященных “футлярной” жизни, но после публикации последнего рассказа “О любви” он решает, что тема себя исчерпала.Автором подчеркивается, что “футляр” у человека может быть разный — мундир, крыжовник, страх жить, страх любить. Но в любом случае это приводит к ограниченности мысли человека, он застывает внутри своего “футляра”, как мумия. Для лучшего понимания темы произведения рекомендуем также послушать аудиоанализ рассказа “Крыжовник” из видео ниже.

Тест для закрепления материала

  1. 1В какую трилогию рассказов включен “Крыжовник”?

    • <label>О маленьком человеке</label>
    • <label>Об отцах и детях</label>
    • <label>О любви</label>

    Вопрос 1 из 5

  2. 2Какой рассказ послужил основой при написании “Крыжовника”?

    • <label>Рассказ о даме с собачкой</label>
    • <label>Рассказ о чиновнике и мундире</label>
    • <label>Рассказ о палате №6</label>

    Вопрос 2 из 5

  3. 3Каким образом Николай Иванович помогал своим крестьянам?

    • <label>Отправлял учиться</label>
    • <label>Давал больше денег</label>
    • <label>Спаивал водкой</label>

    Вопрос 3 из 5

  4. 4К какому выводу приходит рассказчик Иван Иванович?

    • <label>Жить здесь и сейчас</label>
    • <label>Разделяй и властвуй</label>
    • <label>Следуй за мечтой</label>

    Вопрос 4 из 5

  5. 5Чем по мнению автора является крыжовник для Николая Ивановича

    • <label>Просто ягодой</label>
    • <label>“Футляром”</label>
    • <label>Ничем не является</label>

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 24.02.2018

Конец 19 века — время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

История создания

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина — приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину — за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч.  Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша—Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует  и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни —  наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч — представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч — представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню — вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье — это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость. Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша—Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье — это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема — эгоизм. Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову — это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…>  Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Автор: Ирина Романова

Автор: · 19.06.2019

Творчество Чехова является уникальным даже на фоне других титанов русской литературы. Его творчество затрагивает самые глубины человеческой души, разбирает самую изнанку человеческой жизни. Рассказы писателя представляют собой великолепное сочетание глубокомыслия и прекрасного литературного языка. Один из самых известных его рассказов – «Крыжовник», бесспорно, заслуживает отдельного разбора от Многомудрого Литрекона.

История создания

«Крыжовник» является частью «маленькой трилогии», в которую входят также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Замысел произведения «Крыжовник» Чехову подарил Л.Н. Толстой, рассказав трагикомичную историю о петербуржском чиновнике, который много лет копил деньги на великолепный мундир, но умер, так ни разу и не надев его. В итоге красивая вещь оказалась только на его трупе.

Творческая история создания рассказа «Крыжовник» много раз претерпевала изменения. Так, изначально герой так и не женился, а своего барского положения добился только в старости. На первые ягоды крыжовника он поглядел равнодушно. Именно так выглядел черновой набросок сюжета. Но потом автор решил добавить драматизма и комичного, маловероятного «счастья» своему герою, поедающему любимые ягоды.

Направление и жанр

Рассказ «Крыжовник» был создан в рамках реалистического направления в литературе. Автор стремился перенести в своё творение окружавшую его действительность. Созданные им образы натуралистичны и повседневны. Ситуация, ставшая основой сюжета, является реальным случаем из жизни.

Жанр «Крыжовника» — рассказ. Произведение представляет из себя лаконичную историю с малым количеством действующих лиц. Отсутствует какая-либо конкретика, что позволяет легко переложить рассказанную историю на любую плоскость.

Композиция

Главная особенность композиции рассказа «Крыжовник» – наличие приёма «история внутри истории». В начале повествования Чехов изображает разговор между тремя персонажами, один из которых и рассказывает собеседникам о своем брате и его маниакальном пристрастии к деревне.

Этот приём позволяет придать произведению большую естественность, а также логично связать его с другими рассказами «маленькой трилогии».

Суть

Иван Иваныч Чимша-Гималайский вместе со своим попутчиком Буркиным из-за разыгравшегося ливня навещает своего друга – помещика Павла Алёхина. Во время дружеского чаепития Иван Иваныч рассказывает историю жизни своего брата – Николая Иваныча.

Всё своё детство братья провели в поместье своего отца, однако после его смерти оно было отсужено за долги. Для Николая это стало страшным ударом, поместье начало ассоциироваться у него со счастливым детством, и всю свою жизнь он потратил на то, чтобы приобрести своё собственное имение и вернуть утраченное счастье.

Николай Иваныч долго и упорно работал, копил деньги, экономил на всём и жил впроголодь. Из-за такого тяжёлого образа жизни умерла его жена – некрасивая, но богатая вдова, на которой он женился только из-за её денег. Однако в итоге Николай добился своей цели – он купил себе имение и посадил там кусты крыжовника.

Спустя много лет Иван Иваныч навестил своего брата, но был неприятно удивлён и подавлен тем, как изменился его брат. Николай превратился в типичного ленивого и недалёкого обывателя, думающего лишь о комфорте и богатом столе.

Расстроенный финалом пути своего брата Иван произносит монолог о том, что каждому счастливому человеку необходимо постоянно напоминать с помощью стука молоточка о страданиях других людей, которых он предпочитает не замечать. Подробнее о содержании рассказа… (+ отзыв)

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Крыжовник» немногочисленны, но оригинальны для русской литературы:

имя героя характеристика
иван иваныч чимша-гималайский пожилой ветеринар. дворянин. герой-резонёр, выражающий мысль самого писателя. общественник. считает, что каждый человек должен направлять все свои силы на то, чтобы помогать окружающим. в связи с этим осуждает эгоистическое счастье обывателя, которое обрёл его брат николай.
николай иваныч чимша-гималайский чиновник казённой палаты. дворянин. старательный работник и добрый человек. большую часть жизни был одержим идеей приобретения собственного поместья. ради этого шёл на любые меры, поспособствовал смерти своей жены. купив имение, превратился в беззаботного землевладельца, которого не интересует ничего, кроме собственного благополучия.
буркин бывший учитель. друг и собеседник ивана иваныча.
павел константинович алёхин небогатый работящий помещик. вынужден много работать, чтобы выплатить все свои долги. устал от постоянного труда, хочет что-то изменить в своей жизни, но не может.

Тема

Тематика рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» действительно интересна каждому человеку, обдумывающему свое место в жизни:

  1. Мечта – основная тема произведения. Чехов показывает нам, что не всякая мечта прекрасна. Мечтающий о поместье Николай страдает сам и заставляет страдать окружающих его людей. Греза превратилась в манию и стала навязчивой идеей героя.
  2. Счастье – На примере Николая Иваныча писатель осуждает стремление человека к личному счастью. Чехов требует от людей отказаться от эгоизма и запомнить, что, пока кто-то наслаждается беззаботной жизнью в достатке и тепле, вокруг него непрерывно страдают те, кому повезло меньше.
  3. Маленький человек – Автор деконструирует и жестоко высмеивает образ маленького человека. Если Пушкин и Гоголь всегда рисовали маленького человека как несчастную жертву, то Чехов изображает перед нами образ жестокого эгоиста, уморившего жену ради того, чтобы каждый день есть крыжовник.
  4. Пейзаж – Окружающая природа в рассказе гармонирует с настроением героев и задаёт настроение у читателя. Когда Буркин и Чимша-Гималайский идут по полю, пейзаж вокруг них жизнерадостен и светел. Но когда повествование приближается к истории о Николае Иваныче, начинает собираться дождь. В конце рассказа погода окончательно портится, небо заслоняют тучи и капли дождя барабанят в окна. Роль пейзажа в рассказе «Крыжовник» заключается не только в демонстрации настроения повествования, но и в форсировании сюжета: дождь заставил приятелей собраться вместе и поговорить по душам.

Проблемы

Проблематика рассказа «Крыжовник» была и будет актуальной, ведь в ней рассматриваются вопросы, универсальные для каждого времени.

  • Эгоизм – Николай Иваныч всю свою жизнь посвятил достижению индивидуального счастья, не заботясь о других. В конце он достигает своей цели, но только ещё глубже уходит в себя и свои заботы. Брат отмечает самодовольство и гордость Николая Иваныча, которых раньше не было. Потворство эгоизму сделало героя хуже.
  • Равнодушие – Чехов вырисовывает образ типичного обывателя, погрязшего в своём достатке и отвернувшегося от других людей. Писатель осуждает такой образ жизни, он считает, что человек должен всегда думать и о других людях. Безразличие повергает его в состояние духовной слепоты.
  • Деградация личности – Автор показывает нам парадоксальность жизни. Его герой, идя к своей мечте, не развивается, как было бы у какого-нибудь другого писателя, а, наоборот, деградирует. Достигнув цели всей своей жизни, Николай окончательно опускается на дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Пути достижения цели – Николай пошёл на чудовищные жертвы и даже на злодеяние, чтобы осуществить свою мечту. Однако едва ли всё это стоило полученного результата.

Основная идея

Чехов деконструировал традиционный не только для русской, но и для мировой литературы штамп о маленьком человеке, который хочет построить свой собственный дом. Если у прочих писателей это стремление вызывает только одобрение, то Чехов показывает, что в этой мечте не ничего романтичного, что путь к этой мечте не всегда правилен и честен, а его итог зачастую сомнителен. Но главная мысль рассказа «Крыжовник» в том, что даже идеалы маленького человека безнравственны, даже его тихое счастье, рай в шалаше — всего лишь мелочный эгоизм ничтожества. Да, он не хочет золотых гор, но ему так же, как и богачу, наплевать на других, он такой же безнравственный и жадный, столь же бесполезен и даже вреден для общества. Вот, что хотел сказать Чехов в рассказе «Крыжовник»: не только пути достижения, но и цели маленького человека аморальны по своей сути. Они лишь унижают его человеческое достоинство.

Смысл рассказа «Крыжовник» главный герой, Иван Иваныч выразил во фразе:

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

Чему учит?

Этот рассказ заставляет читателя быть благоразумным, думать своей головой и не зацикливаться на призрачных образах прошлого. Автор ставит под сомнение важность материального благополучия, заявляет о необходимости сострадания и взаимопомощи в обществе, осуждая обывательское равнодушие. Такой вывод можно сделать после прочтения рассказа «Крыжовник».

Идеалы личного счастья и тихой жизни вдали от суеты глубоко омерзительны автору, ведь в них нет того величия, на которое способен один лишь человек. Получается, в тихом омуте благополучия он губит свой природный потенциал и способствует деградации общества. Такова мораль А.П. Чехова и его рассказа «Крыжовник».

Критика

Рассказ Чехова был высоко оценён самим Немировичем-Данченко, который находил его очень глубокомысленным.

Борис Эйхенбаум видел в «Крыжовнике» выражение болезни всего русского общества. Он отмечал жизненность произведения и приписывал Чехову едва ли не мессианскую роль.

Л.Н. Толстой одобрял главную мысль А.П. Чехова о природе счастья и высоко ценил творчество своего коллеги.

В советское время заслуги Чехова ставились очень высоко, ведь в его творениях было много осуждения в адрес капиталистического строя и его заскорузлой формальности:

XIX век, особенно его вторая половина, был эпохой великой переоценки укоренившихся ценностей. Критика уродств буржуазно-дворянского строя стала важнейшей темой русской и мировой литературы. Вклад Чехова в разработку этой темы определился его умением увидеть драму там, где, казалось бы, не было и тени неблагополучия. Он сумел пойти в глубь действительности и в микромире повседневных будней показать чудовищную противоестественность строя господствующих отношений. (Бердников Г. П. Чехов // История всемирной литературы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8)

«В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — нач. 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.» (З.С.Паперный, Чехов Антон Павлович // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.)

Восторженных похвал рецензентов удостаивались особенности речи героев Чехова и художественные детали в рассказе «Крыжовник». Символ крыжовника стал общеупотребительным обозначением мещанской зацикленности человека на материальном благе. Он встал в один ряд с «Шинелью» Гоголя. Речь героев Чехова ценится за счет ее естественности и жизненности. Так, например, автор тонко высмеивает мнимую значимость, которую приписывает себе и своему имению новоявленный барин:

В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня.

В этой фразе сосредоточен весь пафос новоявленного дворянина, внука крестьянина, который изо всех сил старается быть более благородным и аристократичным, поэтому выдумывает своему домику у речки витиеватые названия.

В наши дни рассказ «Крыжовник» считается одним из ярчайших произведений Чехова, а монолог про молоточек наизусть знают многие жители России.

Автор: Михаил Щепин

Один из самых известных рассказов Антона Чехова называется «Скучная история», но мы сейчас будем говорить не о нем – о знаменитом «Крыжовнике». Однако название «Скучная история» мы вспомнили не зря, потому что почти все рассказы Антона Павловича, кроме специально юмористических, ранних, можно было бы назвать скучными житейскими историями.

Содержание

смысл названия рассказа «Крыжовник»

Многие любят и регулярно перечитывают произведения Чехова, ведь это настоящая классика, в которой много смысла, которая оставляет незабываемое впечатление. К тому же многие произведения мы учим еще с раннего детства, даже школьная программа включает целый ряд произведений Чехова.

Однако у многих возникает вопрос, в чем смысл названия крыжовник Чехова. Для этого стоит углубиться в сюжет рассказа. Такое название выбрал известный классик для своего произведения, а ответ вы можете встретить в самом произведении. Это своеобразная аналогия, данное произведение впечатляет многих своим описанием быта сельской местности, некоторыми моментами общения людей девятнадцатом столетии.

В сюжете лежит отношение двух братьев, один из которых является врачом, другой государственным служащим. Они были потомственными дворянами, были очень рассудительны, мечтательными. У младшего брата долгое время была одна мечта, которую он хотел бы воплотить, а это собственное имение, в котором был бы огромный дом и кусты крыжовника. Он даже нарисовал, который включал в себя не только барский дом, огород, но обязательно кустарники крыжовника.

В определенный момент он приобрел имение, на котором был барский дом, и сразу же посадил 20 кустов крыжовника. Он превратился из чиновника в настоящего барина. Когда к нему приехал старший брат, он на стол поставил тарелку с крыжовником и с удовольствием ел его, приговаривая, как это вкусно. На первый взгляд он казался по-настоящему счастливым человеком, ведь он у него был дом, был его крыжовник. Однако на самом деле в этой жизни все не было так радужно, как представлял себе младший брат Николай Иванович.

Ведь на самом деле вокруг его имения, была наглость, праздность, пьянство, статистика сообщала, сколько детей погибло от недоедания и сколько ведер водки было выпито. Он говорил о том, что человек должен видеть своим смыслом жизни не только имение и достойную еду для себя, но и заботу об окружающих людях. Если у вас есть возможность быть человеком во власти, то необходимо постоянно делать добро, быть сильным. На самом деле счастье — это не какие-то бытовые радости, это, прежде всего, что-то великое и разумное, поэтому важно всегда делать добро и мечтать не только о собственной выгоде, но и о том, чтобы решать важные вопросы бытия людей. Чехов показывает, что некоторые в погоне за личными благами не хотят видеть ничего вокруг и живут только для себя, а важно думать о человечестве в целом, приносить пользу обществу.

Скорбный реализм Чехова

В его рассказах нет ничего грандиозного, великого, потрясающего – приключений в лесах Америки, морских штормов, военных подвигов. Автор просто рассказывает нам байки о событиях, которые происходят каждый день – с нами и вокруг нас. Но почему-то эти маленькие бытовые притчи полны гениальных, глубоких идей, благодаря которым они вырастают в повествования библейской силы.

В скорбном реализме Чехова заключена необыкновенная способность видеть большое, вселенское в малом и повседневном. Все главные проблемы российской жизни, ее трагедию и безысходность, он раскрывает в этих байках. После того, как вы прочли рассказ с простецким названием «Крыжовник», а главное поняли его, вы уже не сможете смотреть на мир по-прежнему.

Рассказ этот злободневен как никогда, потому что мы опять вошли во времена застоя, прозябания и упадка – вечно повторяющегося мотива русской жизни. Мы снова видим вокруг себя людей, которым неинтересно все, кроме их личного мещанского счастья, сытости – своей ипотеки, своей машины, своего ремонта. Их не волнует, что страна явно катится к упадку и мир полон людей несчастных. Замечать этого мы не хотим – зачем? Мы же научились «мыслить позитивно», жить повседневными удовольствиями, которые привыкли называть «идеей здесь и сейчас». И Чехов показывает нам, что эта мещанская самоуспокоенность, стремление к сытости и душевному комфорту в духе «все к лучшему», «главное – быть счастливым» — настоящая смерть человеческой души.

Сюжет «Крыжовника»

В рассказе символом такого образа мыслей становится брат одного из главных героев, чиновник, который всю жизнь копил на свое имение – не жил, а только деньги откладывал и жену скупостью уморил. И почему-то в его мещанских мечтах постоянно всплывал крыжовник, как символ гармоничной жизни. Удивительно, что именно эта кислая, простецкая ягода, а не экзотические персики или «ананасы в шампанском», стала мечтой. В этом тоже заметно отсутствие полета, ограниченность, убогость представлений человека.

Эти филистерские мечты особенно унылы на фоне таких, например, слов автора, сказанных в самом начале рассказа: «Как велика, как прекрасна эта страна». Действительно, на русских просторах – место для больших человеческих устремлений, высокой мечты, настоящего подвига. А мы только мечтаем о сытости и тепле. Чехов, устами главного рассказчика Ивана Ивановича, много рассуждает о счастье, о том, что оно сейчас невозможно, да и не нужно к нему стремится. Потому что такое счастье, которое обрел чиновник, хуже любого горя. Оно знак духовной смерти, выродившейся совести, потерянного ума.

Смысл и мораль «Крыжовника»

Должно быть большое, важное дело, способное помочь всем на этих бескрайних просторах, в которых человеку всегда так трудно было выживать. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы целиком и полностью встал на сторону одного героя. В ироничных авторских ремарках и остроумно подмеченных деталях мы замечаем, что слова беспокойного, тревожного Ивана Иваныча не исчерпывают всей истины, всего смысла человеческого существования. Что, например, прелестная горничная и красивая комната, в которой оказались герои, говорят о своей правде – счастье обычной человеческой жизни. У него тоже есть право быть!

Вот только писатель при этом почему-то говорит о дворянских портретах – это они навевают ему мысль об иной, высокой, но счастливой жизни. Они тоже противостоят всему мещанскому и убогому. На их фоне в словах Ивана Ивановича тоже будто мелькает какая-то ограниченность, неспособность увидеть мир во всей полноте. Вот только дворянский, высокий уклад давно умер. Мы остались в мире маленьких, ограниченных людей с их спелым крыжовником. Читая некоторые отрывки, вы словно чувствуете оскомину, кислый вкус этой ягоды и слегка морщитесь – нет, крыжовник не соблазнителен. А вот Пелагея, прекрасные портреты и красивая комната — соблазнительны. Человеческую натуру не обманешь.

Забавная и меткая чеховская деталь – уже засыпая в уютных, чистых покоях после тяжелого дня с дождем и охотой в грязи, сосед Ивана Ивановича по комнате чувствует, как от трубки рассказчика исходит едкий, неприятный запах перегоревшего табака. И как владелец этой трубки беспокоен, мешает людям наслаждаться радостями жизни, бередя душу большими, страшными идеями, так и его табак отравляет комфорт вечерних сумерек.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kryzhovnik/analiz-rasskaza-chehova.html
  • https://nauka.club/literatura/kryzhovnik-analiz-rasskaza.html
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-chehova-kryzhovnik/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kryzhovnik-chehov/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-kryzhovnik-chexova/

Современная Чехову критика часто упрекала писателя в равнодушии к своим героям, в том, что он с одинаковым интересом и вниманием описывает все, что оказывается в поле его зрения, не отделяя главного от второстепенного. Особенно часто выражалось неудовольствие тем, что Чехов нарочито обрывает свои произведения, оставляя читателя в неведении перед вопросом: как же сложится жизнь его героев в дальнейшем? Вряд ли сейчас надо доказывать, что выработанная Чеховым система поэтических: средств была направлена на то, чтобы вызвать отвращение к узаконенным, но бездуховным формам существования, возбудит» активность читателя в его стремлении выработать собственное мировоззрение, собственную жизненную позицию, опираясь не только на книжные истины, но исходя из задач своего времени, своего выстраданного опыта.

Глубокий смысл имели эти незавершенные чеховские финалы. Оставляя героя на перепутье, задумавшегося над противоречиями жизни или остановившегося перед тем, чтобы сделать следующий решительный шаг, Чехов как бы говорил читателю о том, что жизнь не кончена, она продолжается, и то, какой она будет в дальнейшем, зависит от самого человека.

Часто Чехову доводилось выслушивать совет оставить писание мелких рассказов и обратиться к созданию крупных эпических произведений. Нельзя сказать, что он остался совсем глух к этим призывам — на протяжении нескольких лет Чехов продолжал работу над романом, так и не закончив его. Написанные же им главы стали, очевидно, самостоятельными рассказами, вошли, возможно, в ткань его повестей. Такова уж была особенность писательской личности Чехова. Даже те произведения, которые он задумывал как романы (например, «Три года»), превращались в результате в повести, ряд сюжетных линий сокращался, какие-то задуманные персонажи исчезали.

Однако чеховская манера повествования с ее лаконизмом, подтекстом, необыкновенно возросшей ролью детали позволила в рассказе и повести раскрыть содержание, доступное роману. Это заметили наиболее чуткие современники писателя. Так, критик Н. Ладожский еще в 1887 г., говоря о рассказе «На пути», отнес его к тем произведениям Чехова, которые «представляют сложные романы, сжатые на нескольких страницах и производящие, тем не менее, довольно цельное впечатление».

В не меньшей степени это может быть отнесено к «Рассказу госпожи N14», «Ариадне», «Попрыгунье», «Володе большому и Володе маленькому», «Дому с мезонином», «Душечке», «Даме с собачкой», повестям «Три года», «Моя жизнь» и др.

Многие произведения Чехова построены на развитии любовной коллизии, и здесь писатель является непревзойденным мастером сюжета, наследником лучших традиций русского романа XIX века. Пушкиным в прозе назвал Чехова Л, Н. Толстой, считавший, что Чехов, «как Пушкин, двинул вперед форму».

Чеховские произведения поражают своим художественным совершенством, что достигается соотнесенностью отдельных частей и глав, использованием лейтмотивов, ролью повторяющейся детали, подтекстом, удивительной музыкальностью слога. В ряде работ о Чехове (3. Паперный и др.) отмечались черты родственной близости Пушкина и Чехова. Хотелось бы остановиться на одной, свойственной Пушкину и развитой Чеховым, особенно в построении сюжетной линии, связанной с любовной коллизией и не освещенной в критических работах. Едва ли не самым любимым пушкинским произведением Чехова был «Евгений Онегин»—первый русский реалистический роман, начало многих начал. Известно, что сюжетная линия, связанная с историей любви Онегина и Татьяны, построена по принципу зеркального отражения: вначале Татьяна пишет письмо Онегину, признаваясь в любви, и выслушивает от него нравоучительную отповедь. Затем, через несколько лет, Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей страстное письмо — и оказывается отвергнутым. Естественно, этим не ограничивается содержание пушкинского романа в стихах, по праву названного В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», однако такое сюжетное развитие окольцовывает роман в стихах и вызывает у читателя чувство редкой гармонии, завершенности и даже какой-то высшей справедливости.

В творчестве зрелого Чехова осмысление пушкинского опыта прослеживается явственно.

Вариант зеркального отражения в развитии любовного конфликта дает повесть «Рассказ неизвестного человека». В первой ее части Зинаида Федоровна тщетно пытается вызвать любовь Орлова, страдает, мучается от его жестокости. Но в дальнейшем она сама тяготится любовью и преданностью «неизвестного человека», безжалостно отталкивает его. По принципу зеркального отражения развивается и сюжет повести «Три года». В начале ее Лаптев находит в доме своей сестры зонтик, забытый Юлией, в которую он влюблен. Лаптев жадно целует этот старый, дешевый зонтик, затем раскрывает его — и тогда ему кажется, что около него «даже пахнет счастьем». Затем Лаптев делает предложение Юлии, и она, хотя в ее сердце нет любви, соглашается стать его женой. Брак не приносит счастья — ни ему, ни ей. Но проходят три года — и роли меняются. Теперь уже Юлия говорит Лаптеву слова, ставшие ему ненужными: «Ты знаешь, я люблю тебя <…>. Ты мне дорог. Вот ты приехал, я вижу тебя и счастлива…» И опять на сцене появляется зонтик, но теперь уже Юлия уносит его к себе (о роли детали в развитии сюжетной линии повести писали А. Белкин, Э. Полоцкая и др.).

Конечно, содержание этой чеховской повести (как и «Евгения Онегина») не ограничено одной любовной коллизией. «Три года» является своеобразной энциклопедией жизни Москвы 90-х годов, таких ее социальных слоев, как купечество и интеллигенция, картиной идейных исканий и споров, событий культурной жизни и т. д. Но именно зеркальностью сюжетной линии, связанной с отношениями Алексея Лаптева и его жены, Чехов достигает и удивительной соразмерности, гармоничности формы и в то же время вызывает у читателя мысль о невозможности гармонии в человеческих отношениях и о неблагополучии жизни. В конце повести Лаптев, Думая о неясном для него будущем, замечает: «Поживем — увидим». Этот финал — одно из художественных открытий Чехова, много говорит вдумчивому читателю. Жизненный цикл героев на протяжении трех лет завершился, «чудесный зонтик» как бы опоясал сюжетный стержень повести, но жизнь не кончена, а это значит, что продолжатся и поиски ее смысла и что на этом пути героев может ждать и горе, и счастье, и любовь.

Рассказ Чехова «Душечка» и его героиня занимают особое место в ряду чеховских рассказов и повестей. В нем постоянно повторяется слово «любовь». Дочь отставного коллежского асессора Оленька «постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Сначала она любила своего отца, потом приезжавшую из Брянска тетю, была также влюблена в учителя французского языка, затем полюбила своего первого мужа антрепренера Кукина, после его смерти вышла замуж за управляющего лесным складом Пустовалова и любила его, а после его смерти всю свою сердечную привязанность сосредоточила на квартиранте ветеринаре… Уже само это перечисление вызывает ироническую улыбку — и Чехов освещает все эти любовные истории с юмором. Л. Н. Толстой, восхищавшийся этим рассказом, трактовал его, однако, по-своему, в духе своих взглядов последнего периода. Он полагал, что Чехов думал «проклясть» свою Душечку, но «бог поэзии» запретил ему это, и Чехов «одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом того, чем может быть женщина, и для того, чтобы быть счастливой самой и делать счастливой тех, с кем ее сводит судьба».

Толстой включил «Душечку» в свой «Круг чтения», но при этом вынужден был осуществить правку, сократить те фразы, в которых содержалась ироническая оценка Душечки, опровергавшая его толкование. При кажущейся внешней непритязательности образ Душечки сложен и неоднозначен. Это, собственно, видел и Толстой, сказавший как-то с упреком Л, А, Сулержицкому, что он похож на героиню этого чеховского рассказа: «Любить — любишь, а выбрать — не умеешь и уйдешь весь на пустяки». Действительно, героиня рассказа вызывает противоречивые чувства. В своем неиссякаемом желании любить она и трогательна, и смешна одновременно, и умиляет и вызывает тревожное чувство, тревожное потому, что в этой любви не раскрывается душа и индивидуальность самой Душечки. Ни о чем не иметь собственного мнения! Повторять всегда чьи-то слова! Это и смешно и трагично. И в рассказе мы ощущаем не только авторскую иронию, но и авторскую боль. Более того, отношение Чехова к «Душечке» по мере развития действия меняется, ирония смягчается лиризмом, и в конце рассказа ее новая привязанность к сыну ветеринара Саше описана Чеховым сочувственно, с доброй улыбкой. «Ах, как она его любит!—читаем мы.— Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, так бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?».

Одним из самых совершенных созданий зрелого Чехова — и вряд ли мы ошибемся, сказав, что это лучший чеховский рассказ о любви,— является «Дама с собачкой».

В Ялте случайно встретились замужняя женщина, Анна Сергеевна, приехавшая в Крым из провинции, молодая и неопытная, и Гуров, москвич, служащий банка, давно женатый, имеющий дочь и сына. Гуров поддался «соблазнительной мысли о скорой, мимолетной связи» и без труда достиг желаемого. Некоторые читатели восприняли «Даму с собачкой» как обычную курортную историю. «Легкость ялтинских нравов он хотел показать, что ли!» —недоумевал Н. А. Лейкин, редактор «Осколков», печатавший в свое время Антошу Чехонте. Но замечательная особенность этого чеховского рассказа как раз и состоит в том, что из прозы жизни, из обыденных обстоятельств и отношений родилось большое, настоящее чувство. Гуров провожает Анну Сергеевну и полагает, что эта страница его жизни перевернута, что короткий курортный роман вскоре будет забыт — как забывал он прежние связи с женщинами. Но Анна Сергеевна навсегда остается с ним — она «не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним. Закрывши глаза, он видел ее, как живую, и она казалась красивее, моложе, нежнее, чем была; и сам он казался себе лучше, чем был тогда, в Ялте. Она по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал ее дыхание, ласковый шорох ее одежды». И Гуров стал жить двойной жизнью. То, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других. А его же явная, на виду у всех жизнь начинает казаться Гурову нестерпимой.

«Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме, или в арестантских ротах!».

Собственно, переворот, происшедший с Гуровым, может быть, не так уж неожидан. С его слов мы знаем, что он филолог, а служит в банке, готовился петь в опере, но бросил… Зато зачем-то имеет в Москве два дома… Известно также, что его рано, еще студентом, женили (именно «женили») и что в его наружности было что-то привлекательное, неуловимое… Были, очевидно, в характере Гурова какие-то задатки, говорящие о том, что это не просто «пожилой ловелас», как считал Лейкин, а человек, способный подняться над обыденностью, задуматься над жизнью. Одно из самых поэтических мест рассказа — описание поездок Гурова и Анны Сергеевны в Ореанду, когда Гуров не только чувствует красоту природы, но и ощущает величие мироздания. Именно среди этой «сказочной обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба» приходит к нему мысль о том, «как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

Человека, задумавшегося над «высшими целями бытия», Чехов наградил большой, единственной любовью. Но здесь начинает звучать далекий мотив «цветов запоздалых», Гуров и Анна Сергеевна бесконечно близки, «им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих».

Конец рассказа представляет собой один из самых совершенных открытых чеховских финалов: Гуров и Анна Сергеевна тайно встречаются, ищут выхода, не знают как освободиться от невыносимых пут. И путы эти для человека, задумавшегося о высших целях бытия, конечно, не только семейные. Большая любовь оказалась несовместимой с той жизнью, которой живут тысячи — и в Москве и в провинциальном городе,— не замечая пошлости и скудости этой жизни.

Рассказ кончается знаменательными словами: «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко, и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Рассказ чехова не в духеВсеволод Лученко / «Афиша»

О том, зачем нужен театр

Театр — древний ритуал. Дети играют в ролевые игры, напоминающие театр, чтобы понять жизнь и этот мир. Мне кажется, это наша потребность — рефлексировать о себе через других и таким образом пытаться ответить себе на вопрос: кто я, откуда и куда иду. Если люди, которые занимаются театром, будут по-прежнему серьезно относиться к этим вопросам, театр будет существовать вечно. Нам не нужно переживать о том, нужен ли будет театр завтра или нет — важна сама суть независимо от формы, важно не бояться задавать себе экзистенциальные вопросы. 

О женщинах

Рассказ чехова не в духе

Всеволод Лученко / «Афиша»

Для меня очень важны женские роли в спектаклях. Например, в моей следующей постановке речь пойдет о пророке-женщине — и это с самого начала необычно. Я думаю, что у женщин на больших сценах сегодня не так много пространства, они не так часто решаются на какие-то неожиданные шаги. Мне бы хотелось, чтобы женщины позволяли себе больше и шли за своим видением, чтобы они воплощали его и не боялись быть настолько радикальными, насколько им это нужно и они хотят. Это то, что я хотела бы передать более молодому поколению женщин: не начинайте цензурировать себя сами до того, как кто-то другой начнет вас цензурировать; не боялись идти своим путем.

О вдохновении

Рассказ чехова не в духеВсеволод Лученко / «Афиша»

Вдохновение я черпаю отовсюду. Все, что я вижу и переживаю, фейсбук, сообщения, блоги, инстаграм, религиозные книги, фильмы — все меня вдохновляет. Моя жизнь, искусство и работа неотделимы друг от друга. Конечно, раньше были какие-то художники и режиссеры, которые оказывали на меня влияние, но в какой-то момент я уже перестала понимать, откуда все это во мне рождается. Даже сериалы (например, «Мир Дикого Запада») становятся источником, который я потом комбинирую с другими материалами. В общем вдохновляет буквально все.

В человеке меня интересуют вещи, которые нельзя увидеть с первого взгляда. Не тот психологизм, не та идентичность, которую мы ему приписали, которая в нем застыла. Я пытаюсь рассмотреть человека под микроскопом. Например, если повторять одно слово много-много раз, в какой-то момент оно потеряет смысл. Оно словно зависает в пространстве и порождает совсем другое чувство. И так же с идентичностями. Мы говорим, что мы знаем, кто мы, какие, откуда, чего мы хотим, но я не верю этому. Я пытаюсь поставить под вопрос эти клише и предложить другой взгляд на человека. 

О работе над спектаклями

Рассказ чехова не в духеВсеволод Лученко / «Афиша»

Я очень интуитивно подхожу к творческому процессу. Иногда я сама не знаю, откуда возникают те или иные ассоциации и образы. Они приходят ко мне самостоятельно, очень открыто, интуитивно. Можно сказать, что такой у меня художественный подход. Я стараюсь воспринимать себя немного как канал, инструмент: мне нужно открыться, воспринимать те вещи, которые приходят ко мне в определенный момент, и создавать с их помощью. 

Я всегда запускаю процесс. Я начинаю разрабатывать идею, затем создается концепция, сценарий, и довольно рано в процесс включаются художники и сценографы. Особенно важны для меня видеохудожники и звукорежиссеры, потому что очень часто мы заранее записываем звук. Из этого материала звукорежиссер делает композицию. Мы приходим на репетиции, и актеры пытаются вжиться в уже существующий ландшафт. То есть сначала мы создаем форму и атмосферу звукового ландшафта, а затем получается иммерсивное переживание. 

Про новый спектакль

Рассказ чехова не в духеfacebook.com/NETfestival

Премьера пройдет в конце февраля в берлинском Volksbühne. Я сейчас как раз закончила писать сценарий. Я попыталась себе представить, что бы произошло, если бы в нашем сегодняшнем мире, где так много конфликтов, в мире, который не в гармонии с собой, появился пророк. Пророк Джессика. Я думала о том, как бы мы к ней отнеслись, смогли бы мы ее воспринять. Конечно же, я держала в голове историю Иисуса, в моем спектакле есть тоже своего рода апостолы. Для меня героиня — это своего рода вакуум: мы что-то проецируем, и она как зеркало отражает нам все обратно. Я постаралась рассказать это в тексте. В начале января начнутся репетиции, и мне самой предстоит выяснить, кто эта Джессика-пророк и о чем будет ее история.

О прошлом и будущем

Рассказ чехова не в духе

Всеволод Лученко / «Афиша»

Прошлое и будущее — вещи, который не так легко разделить. Иногда у меня возникает ощущение, что мы оказались в собственном будущем. Если посмотреть, что происходило во время пандемии, может показаться, что мы находимся в фильме сайнс-фикшн. Если бы нам пять лет назад о таком рассказали, мы бы рассмеялись и сказали, что это абсурд и такое никогда не произойдет. Но это произошло. Мне кажется, что мы находимся в своего рода лупах, повторениях. Они происходят бесконечно, и в этих повторениях будущее, прошлое и настоящее соединены — их невозможно разъединить. 

  • Рассказ чехова нянька варька
  • Рассказ чехова о докторе 5 букв сканворд
  • Рассказ чехова налим читать полностью
  • Рассказ чехова на шее 4 буквы сканворд
  • Рассказ чехова о еде