Автор На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Название произведения: Мальчики
Автор: А.П. Чехов
Год написания: 1887
Жанр: рассказ
Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.
Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.
Сюжет
Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.
Вывод (мое мнение)
Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.
Добавить в избранное
Год: 1887 Жанр: рассказ
Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.
Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.
Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.
Читать краткое содержание Чехов Мальчики
Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.
К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.
Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.
Оцените произведение: Голосов: 811
Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Чехов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Мальчики
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Лупленый бочок Бианки
Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»
- Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха
В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка
- Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй
Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов
- Краткое содержание Нахлебник Тургенева
В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре
- Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка
Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его
«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.
Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Мальчики
Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1887 год
Главные герои
Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.
Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.
Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.
Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.
Сюжет
Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.
Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.
В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.
План пересказа
- Радостная встреча.
- Володя и его друг Чечевицын.
- Секрет мальчиков.
- Побег в Америку.
- Возвращение беглецов.
- Прощание с Чечевицыным.
Главная мысль
Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.
Чему учит
Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.
Отзыв
В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.
Пословицы
- Тяжело в учении, легко в бою.
- Учеба и труд к победам ведут.
- Дорогу осилит идущий.
Что понравилось
Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.
Тест по рассказу
- Вопрос 1 из 10
В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>
- <label>1885</label>
- <label>1887</label>
- <label>1889</label>
- <label>1890</label>
(новая вкладка)
Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.
Главные герои
Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками»
.
Другие персонажи
Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.
Краткое содержание
Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.
Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.
После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем»
. Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.
Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.
Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»
: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек»
.
Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.
Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»
.
Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками»
, и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег»
. Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.
Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.
Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.
Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.
От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь»
.
Заключение
Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.
Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>
- <label>1885</label>
- <label>1887</label>
- <label>1889</label>
- <label>1890</label>
(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика
- Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
- Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
- Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
- Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.
План пересказа рассказа «Мальчики»
- Приезд Володи
- Радостная встреча
- Беседа после чая
- Страшные планы мальчиков
- Надежда на золото
- Володя проявляет слабость
- Чечевицын уговаривает Володю
- Побег
- Снова приезд Володи
- Печальная встреча
- Подпись на память.
Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений
- Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
- Его радостно встречает вся семья.
- Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
- Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
- Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
- Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.
Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»
Используемые источники:
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
- https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
- http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html
Истринская земля подарила великому писателю немало минут вдохновения и творческого подъема. Оказавшись в маленьком, заштатном городке Воскресенске Чехов целиком окунулся в жизнь и быт провинциального захолустья, что дало богатейший материал для всего дальнейшего творчества молодого писателя.
Центром всей воскресенской жизни была семья полковника Б.И.Маевского, командира артиллерийской батареи ,человека очень общительного и живого. Антон Павлович очень сдружился с этой семьей. Он познакомился с очаровательными детьми полковника, к которым был сильно привязан и с удовольствием принимал участие в их детских забавах. Чехов описал их в рассказе «Детвора», а позднее посвятил им свой чудесный юмористический рассказ «Сапоги всмятку». Знакомство с полковником Маевским и другими офицерами батареи оставило значительный след в творчестве писателя. Такое тесное, дружеское общение помогло Чехову ближе узнать жизнь военной среды в провинциальной глуши, дало ему материал для изображения военных реалий в рассказе «Поцелуй» и очень помогло в работе над пьесой «Три сестры».
Дни Чехова проходили в пытливом наблюдении местного быта. Здесь он познакомился со множеством людей разнообразнейших званий и профессий. Перед ним открылся целый новый мир — жизнь крестьян, земских врачей, помещиков, чиновников, учителей, офицеров. Он жадно изучал, исследовал действительность, все происходящее вокруг было интересно для его пытливого ума. «Вечером же, — рассказывает он Н.А. Лейкину, хожу на почту к Андрею Егорычу получать газеты и письма, причем копаюсь в корреспонденции и читаю адреса с усердием любопытного бездельника. Андрей Егорыч дал мне тему для рассказа «Экзамен на чин». Утром заходит за мной местный старожил, дед Прокудин, отчаянный рыболов… Бываю в камере мирового судьи…».
После окончания университета Чехов начинает работу в Воскресенской земской лечебнице в качестве практикующего врача. Эта лечебница располагалась в бывшей усадьбе Чикино, выкупленной земством и переоборудованной в больницу. Больницей заведовал доктор П. А. Архангельский, принадлежавший к лучшим представителям земских врачей, тесно связанных с жизнью крестьянства, стремившихся облегчить его беды. Работа в земской лечебнице имела огромное значение для формирования мировоззрения Чехова. Эта работа не только обогатила писателя большим жизненным опытом, но и дала новый импульс его творчеству. По свидетельству М.П. Чехова, «больница сблизила его с больными – крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи и фельдшера». Благодаря врачебной практике и точным жизненным наблюдениям, появились на свет такие замечательные рассказы как «Хирургия», «Беглец», «Неприятность» и множество других. В основу «Хирургии» был положен реальный случай, когда Чехов наблюдал за работой неопытного студента — практиканта, заменявшего врача, который не смог вырвать зуб у больного и только сломал коронку. Некоторое время Чехову пришлось заведовать земской больницей в Звенигороде. Там он усердно посещал заседания уездных судебных съездов, выступал на суде в качестве эксперта, ездил на вскрытия трупов. Звенигородские впечатления дали Чехову тему для рассказов «Мертвое тело», « На вскрытии», «Сирена».
Через своего брата, Ивана Павловича, Чехов познакомился с семьей Киселевых, владельцев усадьбы Бабкино, находящейся в нескольких верстах от Воскресенска. С весны 1885 года Чеховы снимали дачу в одном из флигелей усадьбы. Три года подряд Антон Павлович проводил здесь летние месяцы. По характеристике брата писателя «Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе, где к нашим услугам были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». В Бабкине писатель оказался в кругу глубоких культурных традиций. Владелец имения А.С. Киселев был сыном близкого приятеля А.С. Пушкина полковника С.Д.Киселева. П.А. Вяземский вспоминает, что великий поэт в 1828 году впервые в Москве читал у С.Д. Киселева «Полтаву». Жена владельца Бабкина Мария Владимировна приходилась внучкой выдающемуся писателю — просветителю восемнадцатого века Н.И. Новикову. В Бабкине жил и ее отец В.П. Бегичев. Занимая должность инспектора репертуара московских театров, он много лет стоял в центре московской театральной и художественной жизни и сам писал для сцены. Близкие отношения связывали его с А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, актерами Малого театра. Много повидавший на своем веку, он представлял большой интерес для Чехова. По воспоминаниям брата писателя, М.П. Чехова, Бегичев «был необыкновенно увлекательный человек, чуткий к искусству и литературе, и мы, братья Чеховы, по целым часам засиживались у него…». Именно ему Чехов обязан своими рассказами «Смерть чиновника» (случай, действительно происшедший в московском Большом театре ) и «Володя». В Бабкине писатель впервые близко сошелся с людьми другого круга, другого воспитания, которые не приходят в восторг от рукопожатия знаменитости. Спокойно, как об обычном, говорят о беседах с выдающимися представителями отечественной и зарубежной культуры. То, что в среде разночинной богемы Чехов видел редко – изящество, манеры, вкус. – здесь было естественной нормой аристократического поведения. С пристальным вниманием и симпатией вглядывался он в этих людей, представителей тогда уже уходящего мира. Они были обречены, он отчетливо это понимал. Но в этом была их слабость; он всегда был на стороне слабых. И написанный с Бегичева – аристократа, красавца – Шабельский в «Иванове», и связанный с этим же прототипом Гаев, при всей их карикатурности, нарисованы с печальным сочувствием. Бабкинские годы Чехова ознаменованы значительными творческими успехами. Они были временем, когда перед молодым писателем открылась дорога в большую литературу. В 1886 году вышла его вторая книга « Пестрые рассказы», в 1887 году третья и четвертая – « В сумерках» и «Невинные речи».
В марте 1886 года А.П. Чехов получил письмо Д.В. Григоровича. В нем маститый писатель приветствовал в лице Чехова новую литературную силу. «У Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья», — писал Д.В. Григорович Чехову. В своем изображении «жизни такою, какова она есть» Чехов восставал против господствовавшей в ней пошлости, лжи, деспотизма. Именно на материале одного из рассказов, навеянных бабкинскими впечатлениями, А.М. Горький убедительно раскрыл эту важнейшую особенность произведений Чехова: «Почтеннейшая публика, — имея в виду обывательские слои читателей, иронически писал А.М. Горький, читая « Дочь Альбиона», смеется и едва ли видит в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно — человеческого сердца… никто до него не умел так беспощадно — правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».
Удивителен тот творческий подъем, в котором Чехов жил в эти годы. В работу он включался мгновенно, не разрешая себе роскоши раскачки. Жестокая школа юмористического многоописания и писания к сроку – независимо от настроения, здоровья, условий, времени суток – выработала литературного профессионала высокого класса. Рассказ «Егерь» (1885), очень выверенный литературно (некоторые критики даже считали его сознательной полемикой автора с тургеневским «Свиданием»), Чехов написал в купальне, лежа на животе на полу, карандашом; тут же, не переписывая, заклеил в конверт и по пути домой занес на почту. «Сирену» (1887) автор, по собственному его признанию, написал без единой помарки, поставив этим своеобразный личный рекорд. Рассказ обычно сначала долго обдумывался – во время езды на извозчике в дальние концы, рыбной ловли, в грибном лесу и, наконец, во время хождения из угла в угол по комнате. Потом он писал не отрываясь. Если дело шло и рассказ был короткий, он мог быть занесен на бумагу за два — два с половиной часа ( так сочинен рассказ- монолог « О вреде табака», 1886, — написан «наотмашь»). В представлении молодого Чехова это был идеальный вариант, который удавалось осуществить далеко не всегда. «Начал я рассказ утром, — излагал он Лейкину историю писания «Отравы» (1886), — мысль была неплохая, да и начало вышло ничего себе, но горе в том, что пришлось писать с антрактами. После первой странички приехала жена А.М. Дмитриева просить медицинское свидетельство; после 2-й получил от Шехтеля телеграмму: болен! Нужно было ехать лечить… После 3-й страницы – обед и т.д. А писанье с антрактами то же самое, что пульс с перебоями».
Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет, можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев. Крестьяне и помещики, приказчики и купцы, псаломщики и священники, полицейские надзиратели и бродяги ; гимназисты и учителя, фельдшера и врачи, чиновники – от титулярного до тайного, — солдаты и генералы, охотники, кабатчики, дворники… Рождался писатель, у которого не было какой – то одной, определенной сферы изображения, очерченной четкими границами, — писатель универсального социального и стилистического диапазона. Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие работы, навсегда останутся в прозе Чехова. В основе сюжета юмористического рассказа лежит не биография героя или решение какой-то общей проблемы, но прежде всего очень определенная бытовая коллизия, ситуация. Герой попадает не в ту обстановку ( вместо свой дачи — в курятник), героя принимают за другого (проходимца – за лекаря), простое, обыденное действие приводит к неожиданным результатам (человек умирает из-за того, что чихнул в театре) — все это коллизии, построенные на повседневных бытовых отношениях. Вне и без них не может существовать юмористический рассказ. Он может обладать глубоким содержанием — оно надстраивается над этой предельно конкретной ситуацией. Герой такого рассказа погружен в мир вещей. Он не существует вне ближайшего предметного окружения, он не может быть изображен без него. И он изображается в бане, в больнице, в вагоне поезда и конки, за ловлей рыбы и вытаскиванием апельсинных корок из графина. Можно бы сказать, что все вопросы всегда решаются в чеховском произведении на некоем бытовом фоне, но это было бы неточно: быт не фон, не задник сцены, он внедряется в самую сердцевину сюжета, сращен и переплетен с ним. Рассказ – сценка — это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни» без начала и конца.
Ярким примером такого произведения является замечательный рассказ Чехова «Налим». «Я отлично помню, — пишет М.П. Чехов, — как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима». Чехов был непосредственным свидетелем этого события и великолепно отразил его в своем произведении. Плотники больше чем работой занимались рыбной ловлей, упорно доставая из-под коряг налимов. Левитан стоял по горло в воде рядом с Чеховым и смотрел на неуклюжих рыболовов зло и презрительно, раздражаясь их неумением поймать рыбу. Когда ловцы слишком беспокойно завопили, художник не выдержал и поплыл на подмогу. То же сделал Чехов. Все-таки налима упустили. Левитан так ругался, точно рыба была его собственная, добытая с большим трудом. Чехов подтравливал и баском похохатывал. Плотники извинялись. Только один рискнул робко оспорить художника. Антон Павлович запомнил этот день, задумав написать «Налима».
Другим замечательным примером является рассказ «Скорая помощь» написанный с неподражаемым юмором и озорством. Но не только люди и события, но и сама природа Бабкина и его окрестностей вдохновляла писателя. Описанный в «Верочке» сад в мягком лунном свете с переползавшими через него клочьями тумана — это сад в Бабкине. В этом саду Чехов провел немало приятных минут, слушая пение птиц и вдыхая тонкий аромат растений. Будучи страстным грибником и рыболовом, Чехов нежно полюбил бескрайние подмосковные леса с их изобилием грибов, спокойные рыбные речки. В рассказах писателя мы не раз встретим рассуждения героев о том, что «для всякой рыбы своя умственность есть : одну на живца ловишь, другую на выползка» («Мечты»,1886), что «окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит» («Злоумышленник»,1885). Напротив Бабкина, за рекой Истрой, на высоких холмах стоял темной массой вековой Дарагановский лес. У его опушки ещё в допетровское время была выстроена Полевшинская церковь. Её архитектурные формы просты и суровы. При церкви в особой сторожке, сиротливо стоявшей у проезжей дороги, жил сторож. Он обязан был вызванивать часы. В тихие ночи унылые колокольные удары слышались в Бабкине. Это церковь, затерянная в лесной глуши, крохотный домик сторожа, как отмечает брат писателя, натолкнули Чехова на создание рассказов “Ведьма” и “Недоброе дело”. Рассказ «Ведьма» был написан вскоре после первого бабкинского лета – в начале 1886 года. Помимо изобразительной силы этого рассказа, столько в нем боли от сознания пропащей человеческой жизни, безнадежно бьющейся в тисках жалкого ущербного существования… В этом рассказе уже в полной мере ощутимо замечательное мастерство Чехова – уже не просто автора юмористических и сатирических миниатюр на «злобу дня», а настоящего писателя. Лев Толстой очень высоко оценил этот рассказ.
Повседневная жизнь с ее горестями и заботами стала для Чехова неисчерпаемым кладезем наблюдений, обогащавших его творчество. Одним из лучших произведений, написанных в этот период , является рассказ «Горе» . Он потрясает нас своей силой и трагизмом. Вся жизнь человека , как в романе, прошла перед нами в этой миниатюре. И как быстро прошла она! Токарь Григорий Петров даже не заметил. «Как на этом свете все быстро делается!». В этом рефрене заключен трагический смысл рассказа. С неотразимой, страшной силой простоты передает нам писатель неумолимую катастрофичность, роковую быстроту событий, резко прерывающих инерцию привычной, обыденной жизни. Один из современников так отозвался в письме к Чехову о « Горе» : « По – моему, это лучшее, что когда-нибудь вы до сих пор писали. Странное впечатление производит этот полный жизненной правды очерк: становится и смешно и грустно. Тут, как и в народной жизни, смешное переплетается с мрачным». Переплетение, точнее, даже полное слияние юмора с трагедией у Чехова происходит так незаметно, с такой естественной простотой, что вы не знаете: плакать вам или смеяться? Это особенность чеховского творчества станет в дальнейшем главной отличительной чертой и его драматургии.
Сколько замечательных образов и сюжетов подарила Чехову наша прекрасная Истринская земля. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы почувствовать ту особую атмосферу, которой пронизаны эти места. Они и по сей день сохранили то удивительное обаяние своей природы, которое так ценил и любил Чехов. Многое в его творчестве становится понятнее и ближе после посещения этих мест, свято хранящих память о великом русском писателе.
Людмила Рожкова
Обзор — куда сходить в городе?
Самый популярный курорт Крыма — Ялта — привлекает туристов не только своими приятными климатическим условиями, но и обилием природных и историко-архитектурных достопримечательностей.
Подробная статья с описанием лучших экскурсий по Ялте и ссылкой на покупку тут. Вам сюда, если хотите позагорать и вам нужна информация о пляжах Ялты.
Набережная
Набережная им. Ленина представляет собой старейшую прогулочную улицу, протянувшуюся на 1 км вдоль моря от пл. Ленина до ул. Гоголя. Именно она считается сердцем города и является местом притяжения как горожан, так и гостей курорта.
На верхнем ярусе двухуровневой набережной сосредоточено большое число заведений общественного питания, магазинов и, конечно, достопримечательностей.
Особый интерес для туристов представляют:
- здания гостиниц «Ореанда», «Villa Sofia», «Таврида»;
- купальни Роффе,;
- инсталляция «Ялтинские зонтики»;
- корабль «Арго»;
- платан А. Дункан, под кроной которого известная танцовщица, по одной из легенд, встречалась с С. Есениным;
- памятники Н.П. Краснову, М.И. Пуговкину, композиция «А.П. Чехов и Дама с собачкой»;
- символ дружбы «Роза ветров»;
- Часовня Новомучеников и Исповедников Российских.
Визитной карточкой набережной является площадь перед памятником В.И. Ленину.
- Местоположение: набережная им. Ленина.
Маяк
Маяк соединён с главной городской набережной бетонным молом, на котором находится небольшая пристань и места для ремонта судов. Предназначение самого маяка – обеспечение безопасности кораблей, проходящих вдоль ЮБК, и при заходе в город.
- Местоположение: набережная им. Ленина.
Приморский парк им. Ю.А. Гагарина
Пожалуй, самым посещаемым парком в Ялте считается Приморский. На его просторной территории произрастает несколько сотен видов растительности: деревья, кустарники, цветы.
Прогуливаясь по парку стоит обратить внимание на следующие достопримечательности:
- колоннаду, украшающая главные ворота,
- памятник М. Горькому и обелиск в память о декрете большевиков, благодаря которому был дан старт жизни Ялты как курорта,
- памятник А.П. Чехову,
- бювет с питьевой минеральной водой,
- длинную пальмовую аллею со обзорной площадкой и прудом.
- Местоположение: ул. Коммунаров, 2а.
Ласточкино гнездо
Большая статья о замке Ласточкино гнездо по ссылке тут.
Настоящим символом полуострова является миниатюрный дворец-замок Ласточкино гнездо. Он был возведён на скале на мысе Ай-Тодор по задумке нефтяного промышленного барона П.Л. Штейнгеля.
Стоимость посещения – 50₽/100₽ для взрослых/ посетителей до 16 лет, пенсионеров и студентов соответственно.
- Местоположение: Алупкинское шоссе, 9а, Гаспра.
Ливадийский дворец
Дворец в живописном посёлке городского типа был возведён по указанию Николая II архитектором Н. Красновым в 1911 г. В историю это место вошло как место, где проходила небезызвестная Ялтинская конференция (1945 г.) с участием И.В. Сталина, У. Черчилля и Ф. Рузвельта.
В залах дворца функционирует музей, в котором представлены постоянные экспозиции, посвящённые семье Романовых и Ялтинской конференции. На территории проводится обзорная 1,5-часовая экскурсия.
Стоимость посещения – 400₽, льготный билет – 250₽.
- Местоположение: ул. Батурина, 44а, Ливадия.
Воронцовский дворец
Подробная статья о дворце с описанием, актуальными ценами на билеты и ссылками на классные экскурсии тут.
Дворец был построен для М.С. Воронцова в Алупке, прямо у подножия горы Ай-Петри. В составе музея-заповедника 5 отдельных корпусов, внутренние дворики, терраса. Дворец окружён уникальным парковым комплексом, известным как Алупкинский парк.
Стоимость посещения всех выставок и экспозиций составляет 900₽, отдельных экспозиций – от 50₽ до 350₽.
- Местоположение: Дворцовое шоссе, 18, Алупка.
Никитский ботанический сад
- Подробная статья о Никитском ботаническом саду с ответами на все вопросы ждет вас здесь.
Ботанический сад, расположенный в посёлке Никита в 11 км от города – один из старейших в мире. Он был основан по указанию Александра I в 1812 г.
Парк состоит из 4 садов, раскинувшихся на крутых склонах: Верхнего, Нижнего, Приморского и парка «Монтердор», открытого в 2017 г. Всего в коллекции сада представлено более 28000 растений со всего мира, в том числе экзотические и уникальные.
Для посещения туристами доступны выставка бабочек, кактусовая оранжерея, в Приморском парке открыта выставка динозавров.
Стоимость:
- входного билета – 150₽/300₽ для детей и взрослых соответственно,
- посещение парка «Монтедор» — 100₽/150₽,
- посещение выставки динозавров – 300₽/500₽,
- посещение выставки «Зелёный лабиринт», выставок бабочек и орхидей – 100₽/150₽.
- Местоположение: Никитский спуск, 52, п. Никита, Ялта.
Массандровский дворец
Колоритный дворец в Массандре, построенный для Александра III, часто называют «маленькой Францией» и «Крымским Версалем». Его отличительная особенность – смешение стилей: барокко, классицизма, готического, романского.
Внутри постройки посетители могут увидеть царские интерьеры, ознакомиться с экспонатами выставки предметов быта советских времён.
Вход на территорию свободный, стоимость осмотра основной композиции – 200₽ для детей, 350₽ для взрослых, выставки «Артефакты советской эпохи» — 100₽/200₽, стоимость экскурсии по придворцовой территории – 100₽.
- Местоположение: Симферопольское ш., Массандра.
Дворец Эмира Бухарского
Роскошный дворцовый ансамбль в неомавританском стиле был возведён для Бухарского эмира Сеид Абдул-Ахадхана. Резиденция находится над Приморским парком.
- Местоположение: ул. Севастопольская, 12/43.
Собор Александра Невского
Собор, возведённый в начале XX в., является главным действующим храмом города, возведённым в память о трагической кончине Александра III.
- Местоположение: ул. Садовая, 2.
Гора Ай-Петри
- Редакция сайта krym.in сделала подробную статью про гору Ай-Петри с советами как добраться, ценами на канатную дорогу и подборкой классных экскурсий, вы найдете ее по ссылке здесь.
Живописная гора Ай-Петри – самая популярная у путешественников вершина крымского полуострова, визитная карточка ЮБК и одно из самых посещаемых мест в Ялте.
Высота главной вершины составляет 1234 м. Попасть наверх туристы могут с помощью канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» или по серпантину на автомобилях или микроавтобусах.
Основные достопримечательности Ай-Петри:
- Водопад Учан-Су.
- Серебряная беседка.
- Пещеры. Свободно можно посетить Геофизическую, Ледяную (Трёхглазка) и Ялтинскую.
- Канатный мост, нянутый между зубцами. Стоимость прохода по мосту составляет 500₽.
Цена билета на канатную дорогу – 250₽/400₽ для детей и взрослых соответственно (подъём или спуск).
- Местоположение: п. Кореиз, Ялта.
Водопад Учан-Су
Водопад Учан-Су расположен на склоне Ай-Петри в 6 км от города. Высота водопада составляет 98,5 м и по высоте он занимает первое место среди других водопадов полуострова. Лучшим временем для знакомства с природной достопримечательностью туристы называют начало весны, когда происходит таяние снега.
- Местоположение: Бахчисарайское ш., Ялта.
Все места на карте
Развлечения — чем заняться в Ялте?
Тематический музей «Поляна сказок»
Детям и взрослым будет интересно посетить тематический музей «Поляна сказок», открытый на северо-западной окраине Ялты.
На территории уникального музея под открытым небом представлены скульптуры на сказочную тематику. В основном это герои известных детских сказок, среди которых – Буратино, Водяной, Русалочка, Карлсон, Доктор Айболит, три поросёнка и др. Посетителей развлекают аниматоры в образе любимых сказочных героев.
Стоимость посещения – 200₽ для детей, 350₽ для взрослых. Посетителям до 6 лет вход свободный.
- Местоположение: ул. Яузы, 28.
Зоопарк «Сказка»
В коллекции зоопарка «Сказка», расположенного рядом с «Поляной сказок», представлено более 700 особей животных. Его обитателями являются львы, тигры, гепарды, пумы, жирафы, волки, лисы, обезьяны и др.
Здесь же открыты стационарная выставка рыб и экзотариум.
Входные билеты в зоопарк в 2021 г. – 800₽ для взрослых, 400₽ для детей 3-10 лет., на выставку Морского аквариума — 150₽/300₽, в экзотариум – 100₽/200₽ соответственно.
- Местоположение: ул. Кирова, 159.
Аквапарк «Атлантида»
Аквапарк «Атлантида» предлагает своим посетителям широкий выбор водных развлечений: бассейнов и горок, в том числе экстремальных.
Стоимость посещения составляет от 750₽ для детей, от 1300₽ для взрослых.
- Местоположение: ул. Коммунаров, 7а.
Театр морских животных «Акватория»
Театр морских животных «Акватория» — один из лучших дельфинариев в Крыму. Здесь на регулярной основе проходят яркие представления с участием черноморских дельфинов, морских львов, белых китов и моржей, работает Аквариум, черепашья ферма и центр дельфинотерапии.
- Стоимость посещения – от 500₽ для детей, от 600₽ для взрослых.
- Плавание с дельфинами– 3000₽/5 минут, 5000₽/10 минут.
- Местоположение: Ливадия, пос. Виноградное, Бахчисарайское шоссе, 17а.
Крокодиляриум
Крокодиляриум в Ялте был открыт в качестве филиала Алуштинского аквариума, где в 2009 г. на свет появилось несколько детёнышей крокодилов, которым в аквариуме попросту не нашлось места. В коллекции представлены интереснейшие представители фауны: крокодилы, кайманы, змеи, рептилии, черепахи и др.
Цены – 500₽ для детей, 700₽ для взрослых.
- Местоположение: ул. Игнатенко, 1.
Активный отдых
Любителям насыщенного отдыха в Ялте вряд ли будет скучно. В окрестностях курортного города можно заняться:
- скалолазанием в Никитской расщелине, Симеизе (от 1200₽);
- парапланеризмом и дельтапланеризмом на Ай-Петри;
- верховой ездой, велотуризмом,
- дайвингом в Большой Ялте.
Музеи
Дом-музей Чехова
Одним из известнейших в городе считается дом-музей Чехова. в Ялте писатель провёл 5 последних лет своей жизни. В курортном городе им были созданы пьесы «Вишнёвый сад», «Три сестры», рассказ «Дама с собачкой».
Здесь же Чеховым был построен дом, названный «Белой дачей» (1898 г.), где сейчас открыт музей писателя.
Стоимость входных билетов – 300₽.
- Местоположение: ул. Кирова, 112.
Историко-литературный музей
Историко-литературный музей (ЯИЛМ) , входящий в число старейших музеев Крыма, объединяет литературные и исторические экспозиции. В музейных фондах насчитывается более 160000 единиц хранения.
- Местоположение: ул. Пушкинская, 5.
Шопинг
Поход за покупками в Ялте – удовольствие довольно дорогое. Стоимость товаров, по мнению отдыхающих, сильно завышена.
Конфетти
ТРЦ «Конфетти» расположен по адресу ул. Большевистская, 10. В его составе брендовые бутики и галерея одежды и обуви, супермаркеты бытовой техники и электроники, продовольственный супермаркет.
Фонтан
ТРЦ «Фонтан» в центре города предлагает своим посетителям приобрести модную одежду, косметику, сувенирную продукцию. Комплекс находится на набережной Ленина, 5а.
Луч
В торгово-офисном центре «Луч» представлены магазины одежды и обуви, электроники. Комплекс находится по адресу ул. Киевская, 24б.
Кинотеатры
Современный кинотеатр «Сатурн IMAX» расположен в центральной части Ялты, на ул. Киевской, д. 4. Его особенности: наличие зала IMAX и двух цифровых залов, где гости города могут посмотреть новинки кинематографа в формате 3D и 2D. Цены – от 200₽.
Какие стоит посетить экскурсии?
Групповая с трансфером
В рамках 8-часовой экскурсии путешественники могут посетить сразу несколько ключевых достопримечательностей ЮБК: побывать в курортном посёлке Гурзуф, Алупке и других живописных местах.
Стоимость экскурсии для групп до 6 человек – 6500₽. Дополнительно оплачиваются билеты в Воронцовский и Ливадийский дворцы (от 250₽).
Пешая индивидуальная
3-часовая пешая индивидуальная экскурсия предлагает познакомиться со Старым городом и его историей и архитектурой, узнать множество интересных фактов о жизни и творчестве талантливых людей Ялты, полюбоваться архитектурой Нового города, который был создан к концу XIX в.
Стоимость – 3700₽, количество участников – до 4 человек.
Тур на Ай-Петри
Этот тур позволяет исполнить мечту многих путешественников о покорении вершины Ай-Петри. В программе экскурсии – посещение водопада Учан-Су, Таракташского гребня, проход по подвесному веревочному мосту (для смелых!) и др.
Стоимость – 1200₽ с человека, максимальное число участников – 15 человек. Продолжительность экскурсии составляет 10 часов.
Уч. степень: доктор филологических наук. Уч. звание: профессор. Должность: зав. кафедрой методики преподавания школьных дисциплин в специальной школе Уральского гос. пед. ун-та. Е-mail: kubas2002@mail.ru Родился 18 марта 1955 г., в 1977 г. закончил факультет русского языка и литературы Свердловского государственного педагогического института. С 1981 г. по настоящее время работает в Уральском государственном педагогическом университете. Был первым аспирантом и первым докторантом доктора филологических наук, профессора Н. Л. Лейдермана. В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблема романизации рассказов А. П. Чехова», в 1999 — докторскую диссертацию «Проза А. П. Чехова: искусство стилизации». В 2010 г. в течение семестра работал в Институте русского языка в г.Чанчунь (Китай). Почетный профессор этого института. Член трех диссертационных советов: Д 212.286.03 при Уральском федеральном университете (специальность – 10.01.01 русская литература); Д 212.283.01 при Уральском государственном педагогическом университете (специальность – 10.01.01 русская литература); Д 212.283.05 при Уральском государственном педагогическом университете (специальность – 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания). Автор более 100 научных работ. Сфера научных интересов: творчество писателей ХIХ-ХХ вв. (А. П. Чехов и круг авторов, связанных с ним; Ф. М. Решетников, С. Д. Кржижановский, В. Сорокин, Л. С. Петрушевская и др.), поэтика жанра рассказа. Музыкальность драматического произведения и средства ее создания // Музыкальное и художественное образование и эстетическое воспитание детей и молодежи: коллектив. моногр. Екатеринбург, 2011. Креативные стратегии русского экспрессионизма: случай С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива-2: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. С. 289–335. Лингвокреативная техника создания игрового парадокса в афоризмах С. Д. Кржижановского // Лингвистика креатива-2: коллектив. моногр. / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург, 2012. С. 354–376 (в соавт. с Гридиной Т. А.). Семантико-стилистический потенциал многоточия // Феномен незавершенности: коллектив. моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 253–286 (в соавт. с Михайловой О. А.). Жанровое своеобразие «святочных рассказов» А. П. Чехова и В. Г. Короленко // Проблемы стиля и жанра в русской литературе ХIХ века / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. «Гусев» — «гоголевский» рассказ А. П. Чехова // Проблемы стиля и жанра в русской литературе ХIХ века / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. «Тру-ля-ля» и проблема номинации запретного (об одном эвфемизме у Чехова) // Языковая игра как вид лингвокреативной деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. Особенности преломленного слова у А. П. Чехова // Problemy wspolczesnej comparatystyki. V. 2. / Universitet im. Adama Mickiewicza. Poznan, 2004. Лермонтов и Чехов: «герой нашего времени» в пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина» // Лермонтовские чтения. Вып. 2. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» и творчество писателя как гипертекст // Филологический класс. 2005. № 13. Художественная структура речи героя в драматическом этюде А. П. Чехова «Лебединая песня (Калхас)» // Русская классика: динамика художественных систем. Вып. 2. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. О статусе очеркового и научного дискурсов рассказе А. П.Чехова «Встреча» // Философия А. П. Чехова / Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 2008. Биографический дискурс в прозе А. П.Чехова (А. П.Чехов и М. П.Чехова) // Биографии Чехова: итоги и перспективы. Великий Новгород, 2008. Рекламы и объявления в «Екатеринбургской неделе» как отражение уральской бытовой провинциальной культуры конца ХIХ века // Человек в мире культуры: сб. науч. и науч.-метод. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. «Чайка» на А. П. Чехов и «Пепеляшка» на Ш.Перро: интертекстуални връзки // Славянски диалози. Година V-VΙ, книжка 9. / Филологический факултет Пловдивски университет «Паисий Хилендарски». Пловдив, 2009. Семантика нарративной структуры рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» // Филологический класс. 2010. № 24. А. П. Чехов и И. И. Ясинский в ситуации «литературной дуэли» // Чеховиана. А. П.Чехов и мировая культура: взгляд из ХХI века. М., «Наука». 2011. Русский ницшеанец у П. Д. Боборыкина и А. П. Чехова // Философия А. П. Чехова. Вып.2. / Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 2012. Нарративная структура рассказа Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» и житийная икона // Региональный литературный ландшафт в русской перспективе. Тюмень, 2008. «Филармонический концерт» Ф. М. Решетникова: сопряжение очеркового и художественного дискурсов // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. Принцип монтажности повествования в рассказе Ф. М. Решетникова «Кумушка Мирониха» // Русская классика: динамика художественных систем. Вып. 3 / Урал. гос. пед. ун-т; РОПРИЯЛ; УрО РАН; ИФИОС «Словесник». Екатеринбург, 2009. Хоровой рассказчик и герой в прозе Ф.М. Решетникова // Литература Урала: история и совремнность: сб. ст. Вып. 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2010. Трущобный натурализм в прозе Ф. М. Решетникова (очерк «Яшка») // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2011. Проза Сигизмунда Кржижановского в зеркале экспрессионистской кинопоэтики // Литературный текст: проблемы поэтики. Челябинск, 2009. Принципы смысловой компрессии прозы Л. С. Петрушевской // Семантическая поэтика русской литературы. К юбилею профессора Н. Л. Лейдермана / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. Амбивалентность игры в прозе В. Пелевина (рассказ «Один вог») // Образ и жанр в русской прозе ХХ – ХХI веков: Серия «Литературные направления и течения». Вып. 27. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. Салтыков-Щедрин как зеркало русского постмодернизма // Филологический класс. 2011. № 26. Очерк А. П. Гайдара «3000 вольт» в смысловом пространстве газеты «Уральский рабочий» // Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. Т. 3. С. 99-106. Дискурс смерти в рассказе С. Д. Кржижановского «Дымчатый бокал» // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХI веков. Направления и течения. 2012. № 1. С. 52–61. Житийная повесть в зеркале житийной иконы: смысловые и нарративные параллели («Преподобный Сергий Радонежский» Б. К. Зайцева // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХ1 веков. Направления и течения. 2013. № 2. С. 52–61. Нарратив и время в рассказе А. П. Чехова «У знакомых» // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2013. № 1. С. 138–151. Ироническая палитра И. А. Гончарова-очеркиста // Уральский филологический вестник. Сер. Русская классика: динамика художественных систем. 2013. № 4. С. 111–119. Киносценарий по классическому произведению как образец современной метапрозы // Уральский филологический вестник. Сер. Русская литература ХХ–ХХI веков. Направления и течения. 2014. № 4. С. 133–141. Игровой мир в современном оперном либретто («Дети Розенталя» Владимира Сорокина) // Уральский филологический вестник. Сер. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2014. № 1. С. 184–197. Игра на границе текста и изображения: рукописный рассказ А. П. Чехова «Сапоги всмятку» // Лингвистика креатива-3: коллектив. моногр. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2014. С. 208–222. «На Афоне» В. Г. Распутина и «Афон» Б. К. Зайцева: два варианта дискурса ответственности // Творчество Валентина Распутина: вопросы и ответы: коллектив. моногр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 157–168. Метатеатральность в пьесе Л. С. Петрушевской «Квартира Коломбины» // Литература и театр: модели взаимодействия: сб. науч. ст. по итогам 5 Междунар. науч.-практ. конф.-фестиваля «Арт-сессия» (Челябинск, 29–31 окт. 2012 г.). Челябинск: Энциклопедия, 2013. С. 168–180. Драматургический потенциал киносценария Л. С. Петрушевской для мультфильма Ю. Б. Норштейна «Шинель» // Литература и театр: Модели взаимодействия: сб. науч. ст. по итогам VI Междунар. науч.-практ. конф.-фестиваля АРТсессия (Челябинск, 11–13 нояб. 2013 г.). Челябинск: Энциклопедия, 2013. С. 110–119. Речевой образ homo soveticus в монологах М. М. Жванецкого // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и мат-лы V Междунар. конгресса исследователей русского языка: 18–21 марта 2014 г. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2014. |