Рассказ чехова мальчики отзыв 4 класс

Антон павлович чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. свою медицинскую практику он

Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.

История создания

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

Жанр, направление

«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

Суть: о чем говорится в рассказе?

В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.

Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.

Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.

Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

Темы и проблемы

Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.

В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.

Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

Главная мысль

Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.

Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

Темы 

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
  2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Неудавшийся побег

Перед Сочельником у Володи сдают нервы, он начинает рыдать навзрыд. Он страстно желает воплотить намеченный план, но вместе с тем и очень боится, что что-то пойдёт не так. К тому же он волнуется за мать, которая однозначно расстроится, когда он пропадёт. Тем не менее настойчивый Чечевицын приводит друга в чувство и уверяет, что нельзя отказываться от побега.

fullsize450.jpg

В назначенный день Катя и Соня просыпаются пораньше, чтобы посмотреть, как парни будут реализовывать свой грандиозный план. Мальчики незаметно убегают из дома, но вскоре родители замечают их исчезновение и начинают активные поиски, подняв на ноги всё село. Парней повсюду пытаются найти, их удаётся отыскать только спустя сутки. Мальчиков задерживают в Гостином дворе, где они ищут порох.

Увидев мать, Володя заплакал и кинулся её обнимать. Отец повёл парней к себе в кабинет и там долго с ними о чем-то разговаривал. Взрослые отправили телеграмму матери Чечевицына, которая примчалась на следующий день за сыном. Когда парень уезжал, у него было суровое выражение лица, не выдающее никаких эмоций. Прощаясь с сёстрами приятеля, он не вымолвил ни слова.

Володя очень переживал из-за случившегося и чувствовал себя безмерно виноватым перед родными. Из-за своих волнений он даже заболел. Что касается Чечевицына, то он не испытывал никаких угрызений совести.

Таким образом, в своей повести Антон Чехов описал мечту многих мальчиков. Автор хорошо раскрыл тему инфантильности подростков и взаимоотношений с родителями, ответственности ребят за своё поведение.

Аудиокниги

53627114.jpg

МальчикиАудиокнига. 13 мин. Читает Матвей Сорокин. Бесплатный отрывок:53627114.jpgМатвей Сорокин13 минМальчикиАудиокнига. 17 мин. Читает Жанна Гудошникова. Бесплатный отрывок:Жанна Гудошникова17 минМальчикиАудиокнига. 15 мин. Читает Денис Некрасов. Бесплатный отрывок:Денис Некрасов15 мин

Пересказ

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.

Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.

После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.

Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.

Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.

Читайте также:  Характеристика и образ Червякова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.

Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.

К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.

Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.

История создания

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Анализ рассказа Чехова Белолобый сочинение

Это, по-моему, очень трогательный рассказ – о человечности у зверей. Все герои очень трогательные. Не милые, а именно трогательные. Например, волчица… Как же её можно назвать милой? Она суровая мать-одиночка, которая вынуждена воспитывать детей, то есть волчат. Она уже в преклонном возрасте, автор подчеркивает это. Ей тяжело и физически, и морально с волчатами. Кроме того, голодно. У неё не хватает времени и сил на ловлю добычи. Но ей приходится идти и что-то искать, а то у неё не станет молока. А ещё зима – снег, холод, совсем нелегко семье волков!
И вот из-за такого состояния она однажды ворует щенка, которого, конечно, нельзя есть. Хотя он такой теплый и даже местами упитанный. А волчица так голодна и зла, что даже собиралась, но не смогла. Щенок воняет… собаками! Логично, это не ягненок. Кроме того, щенок очень добродушен и глуп. То есть, если бы он рычал и гавкал на волчицу, то она бы его тут же загрызла, а он лизнул её в нос, хвостом повилял… Такой балбес! И тогда было уже поздно возвращать его обратно к дому людей, но и оставить его на полдороги она не решилась. Раз уж так, то волчица потащила его в нору, как игрушку для волчат. Пусть учатся борьбе!

Но и тут всё получилось не совсем так, как она решила. Бедная волчица! Этот щенок стал весело играть с волчатами. Он таким веселым оказался, что они все подружились. В итоге, голодный Белолобый ушел домой – сам. И дорогу нашел, всё-таки у него нюх хороший. И не такой уж он бестолковый. Его хозяин (забавный дед Игнат) поругался на него, понятно, даже за уши оттрепал. Но вряд ли наказал бестолкового щенка сильней. Дед ведь подумал, что это щенок устроил весь беспорядок, всех переполошил. Получается, что благодаря щеночку волчица осталась цела, её даже не стали искать. Кто бы мог подумать, что волк унесёт щенка? Зачем?! Вот как бывает.

К слову, зовут этого щенка Белолобый, так как у него пятно на лбу. И автор пишет, что этого щенка выпуклый лоб.

В рассказе герои – животные, которые размышляют, беспокоятся… Главный «думающий» герой – волчица. Есть, конечно, ещё человек – то самый Игнат. Однако он совсем старый и, кажется, не очень размышляет. Показана одна его особенность, что он, обычно выпив, сам себе командует при ходьбе «полный вперёд» или «стоп машина». Это привычка у него от работы осталась. Чехов обозначил историю этого героя вот такими деталями. Известно, что Антон Павлович предпочитал краткость, сжатость слишком объемным описаниям.

Можно даже сказать, что этот рассказ похож на басню. Вот только морали тут специально не выводится, никто не высмеивается. Бывают, конечно, такие несчастные матери, которые думают лишь о том, как прокормить детей. Наверное, могут что-то и напутать в суете и беспокойстве. Главное, чтобы всё благополучно заканчивалось! Как в этом рассказе.

Мне эта история очень понравилась. Надеюсь, что у волчицы всё хорошо – она смогла вырастить детей. Белолобый ведь не мог бы ей сказать, как в мультике, чтобы она, если что, заходила. Впрочем, он и так её уже выручил.

Сочинение 4 класс

Анализ рассказа Чехова Белолобый

Несколько интересных сочинений

Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посветил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы.

Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.

Одежда – наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.

Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты

Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Открытый урок по литературному чтению на тему: А.П.Чехов «Белолобый»

Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый». Цели урока: 1.Образовательные: познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова; провести анализ главных героев произведения «Белолобый».

совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения; развивать умения составлять план текста; 2.

Развивающиеся: развивать устную речь учащихся, творческое воображение; умение анализировать, обобщать; расширять кругозор детей; развивать наблюдательность за поведением животных. 3.

Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы; бережного отношения к природе. Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, кроссворд, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь №1 по литературному чтению.

Ход урока.

I. Орг. момент. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… — Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения II. Актуализация опорных знаний учащихся.

— Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.) 1.Кто называет зиму «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев) 2.

Назовите фамилию поэта, автора строк: «Кот поет, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре, На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)

Совет

3. Кому из поэтов принадлежат строки: «У каждого дома Вдоль нашей деревни Раскинули ветви Большие деревья…»? (В.Солоухин) 4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой) 5. Детский писатель, знаток творчества Н.А.Некрасова. ( К.И.Чуковский)

(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904)

III. Знакомством с биографией А.П.Чехова.

А.П.Чехов — знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860 г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов

утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди

сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья.

Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться.

Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1879 г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет

Московского университета. В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”,

“Осколках”. После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного

врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы

и врачебной практики Чехова. В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное

https://www.youtube.com/watch?v=F9n_Lcedd3Q

имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники. В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др. Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898 — 1904г.г.

он жил на собственной даче Ялте. Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

“Белолобый”, анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ “Белолобый” был напечатан в журнале “Детское чтение” №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью “Три года”. Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были черные дворовые собаки и среди них “среднего роста пес – Белолобый”, которого Чехов обессмертил.

Литературное направление, жанр

“Белолобый” – реалистический психологический рассказ о животных для детей.

Проблематика

Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и “человечны”, чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.

Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягненком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружье случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую

Герои рассказа

Главные герои рассказа “Белолобый” – животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи.

Она немолода, слаба здоровьем, у нее ослабело чутье, ее постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины “по слабости здоровья”, поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год.

Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.

Как и все волки, волчиха щелкает зубами, глаза ее светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягненка, задумывается, зачем щенок бежит за ней.

У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.

Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, “какой бывает у очень глупых собак”, и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребенка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым , но каким-то странным образом оказывается разумным.

Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.

Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что дает себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком.

Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.

Сюжет и композиция

Критики отмечали простоту и незамысловатость сюжета. Волчиха пробралась в хлев, раскопав солому в крыше, и вместо ягненка утащила щенка, Белолобого. Щенок целый день играл с тремя ее волчатами, а вечером ушел домой. Ночью волчиха снова попыталась пробраться в сарай, но Белолобый залаял.

Сторож Игнат выстрелил несколько раз, но не попал. Утром сторож поучил Белолобого хворостиной, думая, что это щенок повадился ходить через крышу.

У рассказа открытый финал. Сторож не убил волчиху, но дальнейшая ее судьба остается непонятной, ведь она голодает.

Сочинение Анализ рассказа Белолобый Чехова

Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

Волчица описывается в рассказе в качестве больного, старого животного, не имеющего сил и возможности осуществлять полноценную охоту, но стремящейся из последних сил выкормить собственных волчат.

Однажды героиня проникает в деревенский хлев с целью добычи и вместо кражи небольшого барашка оказывается собственником маленького, глупого щеночка, имеющим на выпуклом лбу отличительную отметину в виде белоснежного пятнышка. В волчьей норе волчица-мать оказывается перед сложным выбором уничтожения необычной добычи с целью утоления собственного голода и прокорма волчат либо использования доверчивого щенка в качестве игрушки для растущих волчат, нуждающихся в обучении звериным борцовским навыкам.

Голодный зверь начинает испытывать в душе волнительные метания, глядя на веселого, беззаботного, резвого пса, непонимающего происходящее и напоминающего волчице ее родных детей, затеявшего с волчатами забавную, детскую возню. В итоге волчица принимает решение загрызть свою добычу, но, подойдя к щенку, она оказывается не в состоянии погубить малыша, поскольку тот, принимая ее за собачью мать, восторженно принимается вылизывать волчью мордочку. Волчица ощущает неприятный для себя запах псины и ощущает животный материнский инстинкт, результатом которого становится возвращение щенка в родной дом, самостоятельно нашедшего дорогу с помощью своего непревзойденного нюха.

Встреча волчицы с маленьким представителем собачьего общества приводит к тому, что и следующая охота животного заканчивается неудачей, поскольку волчица, забравшись в хлев, слышит звонкий лай Белолобого малыша.

Повествуя о случае, произошедшем с жестоким зверем, писатель в рассказе кратко и сжато демонстрирует в образе волчицы проявление добрых, положительных, трогательных, человеческих чувств, способных подавить истинные звериные инстинкты, заложенные в животных природой.

Вариант 2

Чехов написал огромное количество разных произведений, которые очень понравятся каждому человеку. Кроме этого оно нравится многим школьникам. Также он относится к самым трогательным произведениям, и главными героями здесь стали не люди, а животные. А ведь ко многим животным слово трогательная не относится. Например, есть одна из героинь волчица. И как же ее можно назвать трогательной? Ведь она не только хитрая, но еще и сильная. И старается во всем и всегда защищать своих волчат, которые еще являются беззащитными. Кроме этого данной волчице уже очень много лет и она чувствует, что совсем скоро ей придется покинуть этот мир, а ведь волчата останутся одни. Она старается каждый день выходить на охоту, но с каждым днем силы куда-то уходят, и добывать еду ей становится все хуже и хуже. А ведь младенцам очень хочется кушать. Но ради своих детей она идет и добывает еду не только для себя, но и для своих детей. Кроме этого с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а ведь совсем скоро наступит зима и добывать еду будет намного хуже или практически невозможно.

И вот однажды она видит на дороге маленького щенка и решает забрать для того чтобы накормить младенцев, да и себе немного оставить. Вот только скушать его она не решается, ведь ей становится его очень жалко. Кроме этого он такой милый, теплый и мягкий и очень сильно похож на маленьких волчат. Также вместо того чтобы лаять на волчицу или бросаться, щенок ластиться к ней, виляет хвостом, а также лижет морду. Теперь он воспитывается среди волчат, и учиться всему что знают и умеют они. А ведь у него очень хорошо все получается.

Иногда он выходит из под контроля, под которым мать держит своих волчат. И начинает с ними играть и ластиться к ним, и они начинают повторять за щенком, а ведь им это тоже очень нравится. Они играют каждый день и вот однажды этот самый щенок пропал. Он решил, что нужно возвращаться домой. Оказывается, у него есть хозяин, старый дед Игнат, который очень сильно перепугался и долго его искал, но найти не смог. А вот тут он сам пришел. Конечно же, ему немного попало, но больше дед обрадовался. Но мы до сих пор еще не знаем, как зовут этого самого щенка. Поскольку у него имеется большое белое пятно на лбу, то и зовут его Белолобый.

После прочтения произведения можно подумать, что данное произведение относится к жанру басни. Вот только здесь не высказывается вывод после окончания произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Белолобый

Популярные сегодня темы

Н. В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» изображает характерный для России девятнадцатого века уездный городок, где из-за коррумпированности местных чиновников царит беспорядок.

Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи

«Все в прошлом» – картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд.

Гончаров написал огромное количество разных произведений. И одно из них называется «Обыкновенная история». Здесь автор представляет два совершенно разных характера двух героев.

В своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.

Анализ рассказа Чехова «Белолобый»

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Белолобый» состоялась в 1895 году в детском журнале «Детское чтение». Чехов замыслил написать этот рассказ именно для детей. Прообразом главного героя был один из его дворовых псов в Мелехове. Его звали Белолобый.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Белолобый» — рассказ, что подтверждается небольшим объёмом произведения, повествованием об одном важном событии, одним или двумя главными героями, неизвестностью для читателя их прошлого и будущего. Характер рассказа — для детей, о животных.

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа — «Белолобый», потому что на щенке Белолобом строится весь рассказ, развивается действие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но автор использует несобственно-прямую речь, повествует о происходящем с точки зрения героя (волчихи).

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мир глазами волчицы.

Проблематика: Каково это быть волком? Его принято считать злым хищником, но с чем связана его злоба?

Идея: Жизнь волка полна трудностей и опасностей. Суровая правда жизни в том, что волк рождён хищником, но он не лишён разума и чувств.

Голодная волчица в заботе о своих волчатах ищет пропитание, и, конечно, ей не до этических вопросов. Так устроен животный мир на этом свете.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Волчиха по высокому сугробу забралась на крышу хлева и раскопала солому. Впопыхах она схватила Белолобого, думая, что это ягнёнок. Пахнущий псиной щенок был ей противен, и она не стала есть его. Белолобый весь день весело играл с волчатами. С наступлением ночи волчиха вновь отправилась в хлев за добычей, но одновременно с ней шёл домой Белолобый. Волчиха постаралась обогнать щенка, чтобы он ей не помешал. Дыра в крыше была закрыта, и волчихе пришлось разрывать солому снова. В это время подоспел Белолобый, провалился в эту дыру и радостно залаял. Почувствовав себя дома. Поднялся переполох, волчихе пришлось убегать от ружья сторожа Игната.

Игнат посчитал виновным во всём Белолобого и наказал его хворостиной.

7. Система образов произведения.

Волчиха. Уже немолода, слаба здоровьем, мнительна, многого боится. У неё трое волчат, она очень голодна сама, и ещё беспокоится о том, чтобы прокормить своих детёнышей. Крупная добыча ей уже не даётся, питается, в основном, падалью, свежее мясо ей удаётся поесть, если встретится по весне зайчиха с зайчатами или утащит ягнёнка из хлева. Голод мучает её, от этого она щёлкает зубами и глаза её в темноте горят зелёными огоньками.

Белолобый. Щенок дворняги с выпуклым лбом, украшенным белым пятном, весёлый, добрый, неопытный, бестолковый, ещё не знает жизни, с волчихой готов играть и целоваться. Похож на ребёнка.

Волчата. Игривые, маленькие, и поэтому ещё неагрессивные.

Игнат. Старик семидесяти лет, сторож на зимовье, в прошлом, вероятно, был механиком. Часто бывает навеселе. Возможно, поэтому не смог сообразить, что это волк раскопал в крыше дыру.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: Волчиха отправилась на охоту.

Завязка: Волчиха утащила Белолобого, вместо ягнёнка.

Развитие действия: пребывание Белолобого в волчьем логове; обратная дорога ночью.

Кульминация: Белолобый вновь появляется «не вовремя» и мешает волчихе.

Развязка: Волчиха спасается бегством.

Эпилог: Невиновного Белолобого Игнат наказывает за дыру в крыше хлева.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.

Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» полон сочувствия к животным, он написан для детей и ненавязчиво учит их быть внимательнее к окружающему миру, к бессловесным животным, жизнь которых полна проблем, забот, лишений.

Рассказ вызывает чувство грусти, оттого что весь наш мир устроен так, что одни едят других. Когда-то произошла вселенская катастрофа — падение человека, и с тех пор все животные, как и люди, ведут страдальческую жизнь.

«Белолобый», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Белолобый» был напечатан в журнале «Детское чтение» №11 в 1895 г. Замысел сюжета возник примерно за год до написания, во время работы над повестью «Три года». Это единственный рассказ, написанный специально для детей и напечатанный в детском журнале. Брат Чехова вспоминал, что в Мелехове у Чехова были чёрные дворовые собаки и среди них «среднего роста пёс – Белолобый», которого Чехов обессмертил.

Литературное направление, жанр

«Белолобый» – реалистический психологический рассказ о животных для детей.

Проблематика

Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и «человечны», чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.

Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягнёнком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружьё случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую жизнью.

Герои рассказа

Главные герои рассказа «Белолобый» – животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год. Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.

Как и все волки, волчиха щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.

Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.

Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что даёт себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком. Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.

Сюжет и композиция

Критики отмечали простоту и незамысловатость сюжета. Волчиха пробралась в хлев, раскопав солому в крыше, и вместо ягнёнка утащила щенка, Белолобого. Щенок целый день играл с тремя её волчатами, а вечером ушёл домой. Ночью волчиха снова попыталась пробраться в сарай, но Белолобый залаял. Сторож Игнат выстрелил несколько раз, но не попал. Утром сторож поучил Белолобого хворостиной, думая, что это щенок повадился ходить через крышу.

У рассказа открытый финал. Сторож не убил волчиху, но дальнейшая её судьба остаётся непонятной, ведь она голодает.

Стилевые особенности

События рассказа читатель видит глазами волчихи. Порой это вызывает комический эффект, как размышления волчихи о том, что дед часто падает от ветра, но читатель понимает, что от водки.

Важны детали, такие как выпуклый белый лоб щенка, старая кость, которую грызёт волчиха, чтобы заглушить голод, запах навоза и овечьего молока, привлекающий волчиху, запах псины, мешающий ей съесть щенка, тощий живот, который сосут голодные волчата. Самая важная деталь – ружьё, дважды давшее осечку и спасшее жизнь волчихе.

Чехову удалось создать рассказ, название которого стало крылатым выражением. Явление, когда слово вертится на языке, но не поддаётся вспоминанию, называют «лошадиной фамилией». Это говорит о всенародном значении творчества данного писателя, часть которого стала объектом нашего анализа.

История создания

Как известно, А.П. Чехов имел способности не только в литературе, но и в медицине. Сомнения в выборе основной деятельности заставляли автора колебаться, возможно, поэтому он подписывал свои ранние рассказы псевдонимом Антоша Чехонте. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится именно к такому периоду творчества. Опубликовано произведение было 7 июля 1885 года в «Петербургской газете».

Поводом для написания послужил услышанный писателем анекдот, где вспоминали птичью фамилию. Оказалось, что это Вербин, а ассоциативный ряд объяснялся тем, что птица садится на вербу.

Жанр и направление

Направление первой прозы Чехова – натуральная школа. В раннем творчестве автор продолжает гоголевские традиции, но в особенной авторской манере. Это проявляется даже на уровне поиска материала для произведения – житейская ситуация, анекдот. Другой общей чертой является высмеивание стереотипов поведения людей определённых должностей и положений: чиновников, приказчиков и т.д.

Жанр – юмористический рассказ. Кроме того, отражается в рассказе «Лошадиная фамилия» интерес Чехова к европейской новелле, о чем свидетельствует параллельное развитие житейской линии (болит зуб) и парадоксального факта (фамилия знахаря).

Писатель делает свою историю юмористической и абсурдной, главным образом, игрой слов. Например, знахарь «зубами кормится», «зубы заговаривает».

Не лишен рассказ и фольклорного подтекста: неслучайно приказчика зовут Иваном, да и его совет — обратиться к знахарю — трудно назвать мудрым.

Смысл названия

Автор грамотно выстраивает свою игру с читателем. В начале представляется печальная ситуация отставного генерал-майора Булдеева, далее перечисляются все возможные и невозможные способы лечения. И только во второй половине рассказа появляется мотив, восходящий к названию – лошадиная фамилия.

Перечисление догадок героев является одной из композиционных основ. Но суть заглавия заключается не только в этом.

На деле же фамилия относится к животному лишь косвенно. Персонажи ошибочно выбирают цель, теряют правильный путь – и в этом кроется смысл названия рассказа. Как забытое имя не было лошадиным, так и помощь была нужна не знахарская, а традиционная.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральный персонаж рассказа — Булдеев, генерал-майор в отставке. Чехов, создавая своих героев, использует и водевильную традицию, нарекая их говорящими именами. Созвучие фамилии человека столь высокого ранга с балдой работает на смехотворное снижение его положения. Булдеев наивен, доверчив, он доведён до отчаяния непрекращающейся болью. Неприятная ситуация выявляет ещё одно свойство, порочащее имя генерала – трусость. Решись он сразу вырвать зуб – не было бы всей этой истории вокруг знахаря.
  2. Приказчик простодушен, он искренне желает помочь. Бескорыстность можно выделить как положительное качество, но Иван Евсеич глуп, и это опять же высмеивающий компонент в портрете героя.
  3. В знахаре юмористически представлен традиционный набор качеств чиновника. У него есть пристрастие к водке, Овсов содержит любовницу. Да и сама трансформация акцизного чиновника в знахаря красноречиво говорит о многом.
  4. Лишь доктор представлен как исключительно положительный герой, рационально мыслящий, честно выполняющий свою работу. Возможно, такая авторская симпатия к доктору неслучайна, ведь эта профессия не чужда и самому Чехову.

Темы и проблемы

  • Профессионализм. Ситуация, описываемая Чеховым, абсурдна. Приказчик – бестолков, генерал – труслив, а чиновник становится знахарем. Если в Булдееве высмеивается его боязнь вырвать больной зуб, то в Овсове – бездействие управленцев и хозяйственников. Должностные лица часто обещают лишь на словах – заговаривают зубы своим просителям. Там же и занимается знахарь в буквальном смысле, но разве этим должен заниматься акцизный чиновник?
  • Суеверие. В рассказе противопоставлены врач и лекарь. Этот конфликт не является центральным, но Чехов показывает в «Лошадиной фамилии» всё бессмысленность откладывания необходимой медицинской процедуры. Автор высмеивает, как генерал-майор, казалось бы, разумный человек, поддаётся на провокации верящего в заговоры приказчика.
  • Трусость. Боясь обыкновенной медицинской процедуры, человек выглядит смешно и ведет себя глупо. Как же такой генерал в случае надобности защитит страну? Эта проблема – сквозная в творчестве Чехова, его герои часто боятся пустяков, зато реально ужасных вещей они не видят.

Смысл

Идея рассказа в самодисциплине, в умении взять себя в руки в непростой ситуации. Иначе придется напрасно страдать и заставлять мучиться других. Так, приказчик совершает абсолютно ненужную работу – вспоминает фамилию знахаря, а все члены семьи тщетно пытаются ему в этом помочь. Главная проблема героев рассказа в том, что они не могут сконцентрироваться на главном, вследствие чего все делают что-то не то. Касается это как непосредственно событий повествования, как и того, чем они занимаются по жизни.

Главная мысль рассказа очевидна: каждый человек должен ответственно заниматься своим делом, только так будет водружен порядок. Но пока генералы боятся врачей, знахари заговаривают зубы, будучи чиновниками, а приказчики болтают на рабочем месте, все будет происходить шиворот навыворот, как и показывает автор. Путь избавления от всей этой пошлой бессмысленности лежит через честный труд.

Чему учит?

Рассказ учит не отступать перед неизбежным. Человеку следует перебарывать свои страхи и соблазны в пользу правильных, разумных действий. Чехов призывает не халтурить, не прибегать к шарлатанству, а добросовестно делать свою работу.

Кроме того, человек должен быть на своём месте: смелый – в генералы, разумный – в приказчики, обязательность – в чиновники. Если же личностные качества не соответствуют профессии, то получается такая смешная и несуразная ситуация, как в «Лошадиной фамилии». Что было бы, если бы и доктор не справился со своими обязанностями? Возможно, в этом рассказе заложены личные искания и сомнения самого Чехова, ещё не решившего, какую деятельность, врачебную или писательскую, избрать главной.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Рассказ чехова мальчики 4 класс ответы на вопросы в учебнике
  • Рассказ чехова мальчики план 4 класс
  • Рассказ чехова маленький рассказ читать
  • Рассказ чехова мальчики план пересказа
  • Рассказ чехова мальчики краткое содержание 4 класс