Рассказ чехова крыжовник слушать

Введение конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в ноябре, здесь есть цель и задачи, все этапы

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в ноябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового,
расширение представлений восьмиклассников о Чехове как
человеке и писателе, раскрытие особенностей художественного мастерства
Чехова–рассказчика, воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова,
любовь к чтению, положительное отношение к предмету, познакомить с биографией
А. П. Чехова,
физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Биография А. П. Чехова

Цель: познакомить с биографией А. П. Чехова.

Задачи
урока:
  расширение
представлений восьмиклассников о Чехове как человеке и писателе, раскрытие
особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика, воспитывать интерес
к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение
к предмету.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Объявление  темы урока. Постановка технической задачи:
запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей
его рассказов.

III.
Работа по новой теме.

А.П.
Чехов. Годы жизни писателя -1860-1904.

 
   Чехов-доктор, Чехов-писатель, Чехов-человек  во всем и всегда
был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё
святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,
любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни
выражались».

 
    А.П.Чехов родился в Таганроге 17 (29) января 1860 года.

Родители
писателя – люди неординарные, талантливые. Дед был крепостным, откупившимся на
волю. Отец – мещанин, владевший бакалейной лавкой. Очень сложный и
противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание
дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел
дать детям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в
церковном хоре и не стремясь воздействовать на их душу внушением. Часто его
наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к
несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже
внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто
была для детей защитой от гнева отца.

А.П.Чехов
всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать –
единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду
высоко стоять, то это дело их рук».

 
     В семь царила атмосфера труда и творчества. Вот

 
     как  вспоминает о жизни семьи Чеховых в Таганроге его
сестра

 
     Мария.

 
     Мы привыкли к портрету Чехова – зрелого человека в пенсне и
бабочке, с бородкой. И порой не узнаем писателя на его портретах более раннего
возраста. И.А.Бунин оставил воспоминание о внешности Чехова.

 
   Москва  стала вторым родным городом Чехова. Когда Антону было
16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала
остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал
небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась
его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество.

 
  Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических
журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом
медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает
сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

 
    Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал
их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники
рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов
средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям,
как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно
стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять
души людей, а не только врачевать их болезни.

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

  • В
    каком городе родился А. П. Чехов?
  • Сколько
    детей было в семье Чеховых?
  • Как
    Чехов относился к своим родителям?
  • Какое
    духовное наследство досталось детям от родителей?
  • Какой
    спектакль чаще других любили разыгрывать в семье Чеховых? Кого играл
    Антон?
  • Как
    работал доктор Чехов?
  • Какое
    время суток Чехов оставлял для сочинительства?
    Художественное мастерство Чехова – рассказчика.  (конспектирование).

 
         Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
                     
                   Лаконизм и
огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный
художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет:
«Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Как
ему это удается?

Во-первых,
заглавие. Оно имеет идейное звучание.      Вспомним названия
чеховских рассказов.

Во-вторых,
сюжет строится на остром необычном положении. Вспомним рассказ «Пересолил». На
чем основывается его сюжет?

В-третьих,
художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания. Вспомним
художественные детали в рассказе «Хамелеон».

В-четвертых,
юмор. Вспомним определение юмора как художественного приема. (Юмор —
беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде)
Над кем и над чем смеется писатель в рассказе «Лошадиная фамилия»?

 
    В-пятых, подтекст – способ построения художественного  
текста, основанный  на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его
внутреннего значения. Иллюстрацию к какому рассказу А.П. Чехова  вы видите
на слайде? Речь идет о толстом и тонком? Или о чем-то еще?


Кто самый внимательный?

  • Какая
    фраза А. П. Чехова о лаконизме стала

 
    крылатой?

  • Какими
    художественными приемами мастерски

 
   пользуется Чехов-рассказчик?

  • Что
    такое подтекст?
    Рассказы А.П. Чехова о  любви.

 
     Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много
произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах
«Дама с собачкой», «Жена» и др.

 
     В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность
его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое
изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А.
П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой
души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная,
каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность»,
и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы
«маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить
осознанно.

 
     Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа
влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он
должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе
«О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в
своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,
чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или
не нужно рассуждать вовсе».

 
      Сообщение учащегося: Рассказ «О любви» был опубликован в
1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и
«Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название
«Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

 
     Рассказы объединены общей проблемой: человек и
обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
 Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи
добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель
Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное
проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло».
Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, —
долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

 
       Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр
мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом
мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и
удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет
человеческий облик и становится похожим на свинью.

 
       Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует
о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться
в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные
приличия.

 
       Почему же герои Чехова отказываются от любви?

Как
к этому относится автор? – вот вопросы, на которые мы будем отвечать на
следующем уроке, после прочтения вами рассказа А.П.Чехова «О любви».

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание
:
повторить тему, ответить на вопросы.

  • Подготовить
    рассказ о Чехове-человеке, враче, писателе
  • Прочитать
    рассказ А.П. Чехова «О любви». Познакомиться со статьей «О героях рассказа
    А.П. Чехова «О любви»(в учебнике с. 57-58). Ответить на вопросы (с. 58)

Отзыв
об одном из самостоятельно прочитанных рассказов (по желанию)             
                     
           

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 20.04.2020

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони. Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» — рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку. Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой.

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Сочинение по рассказу Крыжовник Чехова рассуждение

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

2 вариант

Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем. Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.

Для того чтобы приблизиться к мечте, Николай женился на старой непривлекательной вдове, потому что у нее имелись хорошие деньги. Он быстро прибрал к рукам ее капитал, сделав ее деньги своими – так и жили они голодной жизнью, экономя на всем. Вскоре эта женщина умерла, а Николай продолжил путь к своей цели. Ее смерть не тронула Николая.

Когда ему было уже больше сорока лет он наконец купил имение, по обе стороны которого располагались заводы, а рядом протекала речка с водой коричневого цвета. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, то и дело пускаясь в рассуждения о жизни. Однажды Николай пригласил в гости брата. В имении Ивана встречает толстая собака, которой лень даже лаять и такая же полная кухарка — жизнь там протекает лениво и праздно. Хозяин угостил его долгожданным крыжовником из своего сада. Николай ел крыжовник по одной ягодке и приговаривал: «Ах, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она твердая и кислая. Николая это нисколько не смущало, ведь его мечта наконец сбылась. Даже по ночам он вставал, для того, чтобы съесть очередную ягоду.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.

Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.

Сочинение Крыжовник Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни. Трое людей, среди которых есть ветеринарный врач, помещик и учитель гимназии. Они делятся собственными размышлениями, желая понять в чем заключается счастье и как его достигнуть.

Рассказ «Крыжовник» посвящен брату Ивана Ивановича, которого зовут Николай Иванович Чимша-Гималайский. Этот человек имеет цель — купить себе небольшой участок (тем самым получив статус помещика), посадить кустарники крыжовника и проживать остатки дней в свое удовольствие. Под словами «удовольствие» и «счастье» Николай Иванович понимает — есть щи, лежать на солнышке и смотреть в даль. Но главной составляющей счастья для него является все же крыжовник, выращенный в собственном саду.

В рассказе моментально чувствуется отрицательное отношение автора к такой жизни. Чехов показывает, как подобная жизнь ведет к распаду личности. Даже чисто внешне Чимша-Гималайский изменился: потолстел, стал медленно двигаться. Нос, щеки и его губы вытянулись вперед, чем автор подчеркивает сходство со свиньей.

Но хуже всего — это его внутренняя перестройка. Чимша-Гималайский стал самоуверенным, даже наглым. На любой предмет он имеет свою точку зрения и навязывает ее другим людям. Антон Павлович не без иронии подчеркивает заботу главного героя о душе, которая заключалась в «барском», солидном лечении им крестьян от всех болезней содой и касторкой. В день собственных именин Николай Иванович приглашал священника отслужить благодарственный молебен, а затем ставил полведра мужикам, думая, что творит благое дело.

На этом «подвиги» главного героя заканчивались. Этот человек, следуя из рассказа, был доволен собой и видно было, что в полном довольстве он и закончит свою жизнь.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения. Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Популярные сегодня темы

Я очень люблю свою маму, потому что она самая добрая и красивая. А еще она печет самый вкусный в мире пирог с вишневым вареньем.

Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

Каждый герой волшебной сказки В. Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» можно охарактеризовать как маленький рассказ с большим смыслом. В рассказе присутствует всего три действующих лица. Главное действующее лицо произведения

377. Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс Русский язык

Сочинение — Анализ рассказа Чехова Крыжовник. Русский язык

По жанру произведение представляет собой рассказ в стиле реализма, который характеризуется малой эпической формой, имеющей одну сюжетную линию и минимальное количество персонажей, что обуславливает возможность создания автором лаконичного, злободневного и правдивого литературного сочинения.

Основная тема произведения заключается в изображении посредством скрытой иронии глупости и ограниченности человеческого сознания, последствием которого является пустая и бессмысленная жизнь людей. Тем самым автор раскрывает проблемы человеческого одиночества, отсутствия душевного взаимопонимания среди людей и эгоизма, стремления человека к счастливой жизни, равнодушия, а также излюбленную автором проблематику маленького человека.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, представленного в образе главного героя Иван Ивановича.

Рассказ отличается своеобразием композиционного построения, заключающегося в применении писателем формы рассказа в рассказе.

Сюжетное повествование отличается включением в него авторских мыслей и философских отступлений. В условной форме композиция включает в себя несколько частей, при этом первая часть представляется экспозицией и завязкой, во второй части раскрываются нравы, привычки и характеры героев рассказа, в третьей части представляется лирическое отступление в виде рассказа главного героя о своем брате, а финальная часть является размышлениями рассказчика и реакцией персонажей на услышанную историю.

Экспозиция рассказа представляется в виде описание окружающей природы во время начала дождя и радушного приема хлебосольным хозяином уставших промокших гостей.

Центральным ядром рассказа является история главного героя о своем брате, мечтающим о собственном уютном имении. Ради этой мечты мужчина много работает, а затем вступает в фиктивный брак с пожилой помещицей в надежде на ее скорую смерть и получения хорошего наследства. Кроме того, брат главного героя даже помогает супруге быстрее умереть. В итоге, достигнув своей мечты и обретя небольшое поместье, мужчина полностью деградирует, так и не найдя рецепт счастья.

Своеобразием произведения является включение в повествовательный сюжет пейзажных зарисовок, отражающих эмоциональное состояние и настроение персонажей.

Смысловое значение рассказа заключается в невозможности принятия автором личного счастья вдали от общественных проблем.

Вариант 2

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре». В этих рассказах автор поднимает темы узости мещанского существования и мышления.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» — мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение «Крыжовник», где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович — обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично… Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

  • Рассказ чехова лошадиная читать лошадиная фамилия
  • Рассказ чехова в аптеке читать
  • Рассказ чехова белолобый распечатать текст
  • Рассказ чехова блины слушать
  • Рассказ чехова в москве на трубной площади слушать