Конспект удобен
для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, определение
темы урока, лексическая работа, физкультминутка, работа в группах, итог урока, домашняя
работа.
Конспект урока
литературы в 5 классе на
тему: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ
«Хирургия».
Цель урока: формирование
устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере
рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для
достижения ими следующих результатов.
Задачи:
— понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор,
диалог, юмористичекие особенности рассказа;
— овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»
— воспринимать на слух литературные произведения
разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;
-уметь отвечать на
вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с
использованием цитат;
-создавать устные
монологические высказывания разного типа;
-уметь вести
диалог;
-уметь работать в
группе.
Сценарий урока.
1.Организационный момент. Настрой на
работу.
Учитель:
— Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— отчёт
дежурного;
— проверка
готовности класса к уроку:
Я
рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А
чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на
столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у
ребят
Урок очень важный
А почему он важный
–
Скажет каждый!
Добрый день, мои
друзья,
Встрече с вами
рада я.
Сели ровно, все
достали,
Вспоминаем все,
что знали,
Оставляем все
заботы
И включаемся в
работу.
Прозвенел уже
звонок,
Начинается урок.
Так что время не
теряем
И работать
начинаем.
Руки – на месте?
Ноги – на месте?
Локти – у края.
Спина – прямая.
Хорошо проверь,
дружок,
Ты готов начать
урок?
Все ль на месте,
все в порядке,
Ручка, книжка и
тетрадки?
Все ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет
получать
Только лишь
отметку … («пять»)
Ребята, какое у
вас сегодня настроение?
Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие
солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это
настроение через весь урок.
2. Актуализация
знаний. Терминологическая разминка
Предлагаю начать
урок с терминологической разминки.
Сюжет-
Диалог-
Идея-
Рассказ-
Юмор-
— Хорошо, ребята, эти
знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.
(. На доске карточки)
3. Определение
темы урока. Постановка цели .
Для того чтобы определить тему нашего урока
поиграем в « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите
четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами
знакомились на наших уроках,
сегодня познакомимся с произведением А.П.Чехова
«Хирургия». (На доске появляются карточки)
Посмотрите на это произведение, оно лежит у
вас на столе.
— Как вы думаете, какой жанр данного
произведения? (рассказ)
(Открывается часть темы на доске)
Между А.П. Чеховым и Н.В.Гоголем существует
связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба
родились на Украине.
Поэтому в качестве эпиграфа я взяла
высказывание Гоголя и Чехова (написаны с двух сторон на доске)
О смех,
великое дело!
Ничего более не боится человек так,
как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от
того,
от чего не удержит его никакая
сила.
Н.В.Гоголь.
Они смешные, но невесёлые.
А.П.Чехов.
Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать
Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте
его и ответьте на вопрос:
— какой смысл заключается в этих словах?
(Человек боится быть осмеянным, и он
старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех
удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше).
Вывод: значит, смех заставляет
человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех
исправляет человеческие недостатки.( Юмор)
Значит,
мы будем знакомиться с юмористическим произведением А.П.Чехова.
Запишем число и тему урока. Юмористический
рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.
— Как вы думаете, какова будет цель
нашего урока?
(Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На
доске)
Давайте
построим план работы на уроке.
1. Познакомиться с юмористическим произведением
А.П.Чехова «Хирургия».
2. Проанализировать
прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое
произведение.
3. Сделать
выводы.
Конечно,
со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный случай, чей-то
рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется
взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов.
Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы,
которые
называются художественными средствами.
(Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)
Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История
из жизни писателя, легла в основу рассказа «Хирургия».
— Давайте предположим, о чём этот рассказ?
4. Лексическая
работа.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Его язык удивителен. Я помню, что
когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то
странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил
меня».
— Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы
понимаете это выражение?
Чтобы во время работы над данным произведением язык Чехова не показался
и вам странным и нескладным, я приготовила подсказку.
Наверняка некоторые
значения слов покажутся и вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов.
(На листах )
Земская больница – это больница,
организованная земством. Земство — орган
местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том
числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого
народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским
образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной
шелковой ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Псалтырь – часть Библии.
Литургия – церковное богослужение.
Косноязычие – невнятное, неправильное произношение,
расстройство речи.
Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
Тракция – растяжение мышц.
5.Прослушивание аудиозаписи рассказа «Хирургия». Смысловое чтение с
пометками. –
— Ребята, у вас на столах лежит текст рассказа
А.П.Чехова «Хирургия».
— Можете предположить, сколько участников
эпизода?
— Кто ведёт диалог?
Предлагаю прослушать рассказ «Хирургия» из
аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста,
обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в
Санкт-Петербурге – Марата Рави. Когда-то артиста аналогичного жанра называли
« человек-оркестр».
— А почему? Вы должны будете мне ответить на
этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого
замечательного артиста.
Во время прослушивания вам необходимо следить
по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву Ф, а
напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.
Таким образом мы подготовим пьесу для
выразительного чтения по ролям.
(Прослушивание аудиозаписи).
— Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно
назвать « человеком-оркестром»?
(Человек и голос, богатство тембров, что
кажется перед нами настоящий театр).
— Можно ли сказать, что он профессионал, человек знающий
своё дело?
Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть
смешным.
-А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался
вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер
Курятин не сумел удалить зуб).
— А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)
— А рассказ получился смешным. Почему?
— С помощью чего автор вызывает наш смех?
-Итак, мы с вами выполнили первый пункт нашего
плана?
— Что дальше мы будем делать?
Теперь мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать
такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для
этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».
«Коли не умеешь
рвать, так не берись».
— А кому
принадлежат эти слова?
( Дьячку Вонмигласову.)
— Почему именно
дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?
Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она
означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь
голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.
На доске Средства:
1. Говорящие
фамилии героев.
-Как вы думаете,
что означает фамилия Курятин? На что она намекает?
— Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.
-Наверняка, все
слышали такое выражение «мокрая курица». А что оно означает?
(Можно вспомнить
фразеологизм «Куриные мозги» — ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так
говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий
интеллектуальный уровень).
Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами
предстаёт Курятин?
( Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел
сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.)
— Получилось это у
него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.
Физкультурная
минутка
— А теперь все тихо
встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз —
мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами
треугольник
Рисуй глазами
треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку
вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами
осторожно
Ты вдоль по линиям
води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи
горизонтально,
И в центре ты
остановись.
Зажмурься крепко, не
ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в
разные стороны, по кругу.
Облако
Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево
посмотрели,
Глазки все
повеселели.
Снизу вверх и сверху
вниз.
Ты, хрусталик, не
сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче
стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль
брать,
Будем взглядом круг
писать.
А теперь слова
напишем.
Чьи же буквы будут
выше?
«Папа», «мама»,
«дом», «трава» —
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там
вдали?
А теперь на кончик
носа.
Повтори так восемь
раз —
Лучше будет видеть
глаз.
Глазки нас
благодарят,
Поморгать нам всем
велят.
Плавно глазками
моргаем,
Потом глазки
закрываем.
Чтобы больше было
силы,
К ним ладошки
приложили.
6.Работа в
группах.
Почему
Курятин не смог сыграть роль врача?
Над
чем смеётся писатель?
Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос
автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь,
помогающую создать юмористический жалкий образ.
Эту работу мы
проделаем в группах.
У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев и
маркеры. Выберите правильно ответы и обозначьте маркерами. Подготовьтесь к
ответу.
1 группа даёт Характеристику Курятину, 2
группа Вонмигласову. (На работу даётся 3-5 минут).
Фельдшер Курятин | ||
Внешность | Речь | Поведение, поступки |
Дьячок Вонмигласов | ||
Внешность | Речь | Поступки, поведение |
Отчёт
групповой работы
Итак, охарактеризуем героя . Смешной ли Курятин?
(выступление первой группы)
( Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда
говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле
ничего не умеет…)
Итак, охарактеризуем героя. Смешной ли Вонмигласов? (выступление
второй группы)
(Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том,
что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…)
Давайте взглянем на смешное глазами учёных-литераторов.
Вывод
Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что
помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого
использует? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).
На доске Средства:
1. Говорящие
фамилии героев.
2.
Описание внешности героев
3.
Речь героев.(диалог)
4 Поступки и поведения героев.
Выполнили мы вторую
часть плана?
7.Итог урока.
-Почему нам хочется
смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?
Чехов так и сказал
о своих рассказах:
Эпиграф
на доске. «Они смешные, но невесёлые»
А.П.Чехов
Да, чеховский юмор
особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?
(Над глупостью и
невежеством.)
— Это уже
недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.
Ребята! Порой в
жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?
Чехов видел смысл
своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас
целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
-Что бы вы посоветовали нашим героям?
— Какой должна быть
речь?
А поведение?
— Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).
— Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия»
А.П,Чехов.»
Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать
юмористическим и почему?
(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что
автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства
создания характера (внешность, речь, поступки)).
8. Домашнее
задание.
Читать текст по
ролям.
Теперь вы имеете представление о героях
рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный
эпизод рассказа ( по желанию)
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов.
Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за
несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы
знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.
– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский
писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к
человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе
ради других”).
Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли
десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают,
пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов,
написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу
Чехову”.
Проза А. П. Чехова богата юмористическими рассказами, которые до сих пор вызывают улыбку у читателя. В чем секрет? Как шутить «на века»? Чтобы найти ответы на эти вопросы, Многомудрый Литрекон написал подробный разбор «Хирургии» — одного из самых известных произведений автора.
История создания
Что побудило А. П. Чехова написать этот рассказ? В 1884 году, когда и была написана книга, автор занимался врачебной практикой и активно общался с коллегами. Один из них, земский врач П.А. Архангельский, поведал ему о курьезном случае, в котором было много и смешного, и грустного.
Когда сам заведующий был занят серьезным случаем, он попросил у практиканта помочь – вырвать зуб у пациента. Юноша, позже ставший большим профессионалом своего дела, перепутал и вырвал здоровый зуб вместо больного.
Тогда его наставник ласково пошутил: «Рви здоровые, авось до больного доберешься!».
По другой версии, Антон Павлович, будучи студентом, часто разыгрывал один и тот же юмористический номер: претворялся врачом, а его друг – пациентом. Тогда Чехов делал вид, что рвет зуб, а «больной» истошно кричал. Эта сценка вызывала хохот у всей аудитории, поэтому литератор взял ее за основу для шуточного рассказа.
Жанр и направление
Жанр произведения – юмористический рассказ. Почему? На это указывают специфические «юмористические приемы». Во-первых, это изображения комических черт самих героев. Например, дьякон, не найдя иконы, крестится на бутыль с маслом, то есть автор высмеивает предрассудок, ставший машинальной привычкой, и не имеющий под собой ничего, кроме нелепости.
Во-вторых, это контраст: сначала оба героя льстят друг другу, дьякон приравнивает фельдшера к ангелу, а потом оба начинают грубо осыпать друг друга ругательствами. Этот прием обличает их лицемерие. В-третьих, Чехов использует просторечия, фразеологизмы и междометия, например: «Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный!».
Так он создает атмосферу живого диалога, в ходе которого сами собой рождаются смешные выражения.
Направление – реализм. Автор описывает вполне обыденные события, которые лишены и тени мистики или романтического колорита. Тематика и проблематика «Хирургии» указывают на то, что суть книги – передать явления из реальной жизни без прикрас.
О чем?
Действие начинается в стенах обычной земской больницы, которой на данный момент (ввиду отсутствия главного доктора), заведует фельдшер Курятин. Доктор уехал по делам женитьбы, приятно проводить время, а сложная операция по удалению коренного зуба выпала на долю Курятина. Пациентом стал дьяк Вонмигласов.
До начала операции дьяк и фельдшер рассуждают о сложнейшей миссии врачей на земле – спасать жизни. Курятин рассказывает, какими предметами лучше удалять зубы, как лучше это делать и ссылается на операцию, которую он проводил над уважаемым помещиком Египетским. Так как последний остался удовлетворён результатом (со слов самого Курятина, конечно же).
Однако, как только фельдшер начинает работать, дьяк перестаёт хвалить умения доктора: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин настолько сильно дергает бедного дьяка за зуб, что в какой-то момент щипцы, коими работал фельдшер все это время, соскальзывают с зуба. Потрогав десну, с ужасом осознаёт, что его просто зря мучали, и зуб остался на прежнем месте.
Скрепя сердцем и оставшимися зубами дьяк соглашается на повторное удаление больного зуба. Курятин все также продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка». Фельдшер, пытаясь крепче зацепиться за зуб, делает безумно больно пациенту, который извивается, сыпет оскорблениями.
Курятин тянет зуб, но ломает его посередине. Опомнившись от болевого шока, Вонмигласов ощупывает место больного зуба и находит там два обломка.
Он проклинает хирургию, скулит от доли и уходит, а фельдшер бранит «паршивого черта» и продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию над господином Египетским.
Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы можете найти здесь.
Главные герои и их характеристика
Образы героев описаны вскользь и раскрыты не полностью, но такова условность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.
Дьячок Вонмигласов – человек очень набожный, боязливый и совсем непривыкший прибегать к современной медицине.
Поначалу он решил исцеляться общеизвестными средствами: использовал хрен и водку, прикладывая компресс к щеке, заговорённую нить носил на запястье, однако его усилия были тщетны, и в итоге дьячок решает посетить врача, ведь он не мог пить чай и даже петь литургии. Описание дьячка уже порождает в воображении комический портрет:
Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.
Речь героя обличает его желание подольститься к фельдшеру, чтобы ограничить плату за услугу одной просфорой (постной булочкой). Это говорливый человек, склонный все преувеличивать и лицемерно лебезить перед собеседником.
Когда все идет по его плану, он готов изливать сладкоголосые похвалы, но как только что-то идет не так, он говорит свое истинное мнение о собеседнике и обнажает свою грубость и нетерпимость по отношению к тому, чего он не понимает.
Фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твердых убеждений и знаний. Сначала он говорит, что хирургия для его проста как медный грош, а потом, как только операция затягивается, уверяет, что это сложная и непостижимая штука.
Его халатное отношение к медицине подчеркивает тот факт, что он курит в кабинете, где все должно быть стерильно. Герой тоже лицемерен и груб, как и дьяк, но гордится перед ним своей мнимой образованностью.
Описание фельдшера указывает на то, что он носит маску услужливости, но на самом деле глубоко равнодушен к своему делу.
Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности.
Самодовольство героя служит причиной его неудачи, ведь он постоянно говорил «пустяки», «раз плюнуть», что полностью отражает его отношение к медицине: он плюет на пациента и считает оказание помощи пустяком.
Темы и проблемы
Основная тема рассказа – непрофессионализм людей, которые отвечают за жизнь и здоровье общества. Они прикрывают свое невежество высокопарными терминами и замечаниями, но на деле являются лишь недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.
Основная проблема рассказа – равнодушие людей, которые берутся за работу, но отдают ей и десяти процентов своих сил. Они трудятся спустя рукава и совершенно не развивают навыки, потому что им безразлична эта специальность. Их интересует только жалование, на которое они позволяют себе мещанские радости, ими и ограничено их существование.
Также автор затрагивает темы и проблемные вопросы…
- Безответственности. Герою наплевать, что будет с пациентом, он не чувствует своей ответственности за его состояние: «А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!».
- Самоуверенности. Фельдшер не сомневается в своих умениях, хотя не имеет ни единого основания для этого, кроме байки об одной удачной операции за 40 лет!
- Невежества и предрассудков. Дьячок до последнего верил в народные средства, которые лишь усугубляли его недуг. Он предпочитал заговаривать зуб и прикладывать невообразимые компрессы, лишь бы не лечиться у специалистов.
- Грубости. Герои ругаются как бродяги, хотя представляют уважаемые конфессии – духовенство и медицину.
- Лицемерия. Персонажи говорят не то, что думают, желая показаться лучше, чем они есть на самом деле.
Юмор
Что высмеивает автор? «Хирургия» — прямо выраженное отношение Чехова к некачественной медицине и врачам-недоучкам. В этом рассказе высмеиваются недоучившийся специалисты, которые мнят себя профессионалами. Также писатель смеется над предрассудками людей, которые сами себе вредят, лишь бы не прибегать к современным методам лечения.
Юмор основан на использовании приемов, описанных Многомудрым Литреконом под заголовком «Жанр и направление».
Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В данном произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.
Основная идея
Антон Павлович Чехов никогда не выражает главную мысль буквально, его мнения в тексте нет, но всеми средствами выразительности он дает понять и заставляет задуматься о несерьезности человека по отношению к делу государственной и общественной важности. Смысл рассказа заключается в том, что общество смотрит сквозь пальцы на невежество и халатность специалистов, а так делать нельзя, ведь от квалифицированности кадров зависит развитие всей отрасли, а вместе с ней и страны.
Для пригорода того времени абсолютно нормально, что фельдшер в возрасте 40 лет (не студент, а уже сформировавшийся медицинский работник с опытом) не умеет выполнять простейшие операции. Он и сам не видит проблемы в своем неумении. Автор против этого всеобщего попустительства, так как развитие медицины – это залог процветания народа.
Чему учит?
Каждый человек должен сделать вывод из прочитанного текста, даже если он не медик. Безответственность в любой сфере опасна для общества, поэтому все мы должны стать профессионалами выбранного дела, постоянно учиться и развиваться, а не просто получать жалование и кичиться теми знаниями, которых у нас нет.
Мораль, вложенная автором в эти строки, выражается в постоянной необходимости саморазвития. Общество, живущее предрассудками дьячка и невежеством фельдшера, обречено на деградацию.
Художественные приемы
- Говорящие фамилии. «Курятин», по всей видимости, происходит от слов «курица» и «курить». Персонаж, ожидая пациентов, курит на рабочем месте, что является символом праздности, ведь не зря перерыв называют перекуром.
Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, которая «птицей невысокого полета», как и сам герой. «Вонмигласов» означает устаревшую форму церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Ирония автора подчеркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.
Голос Бога из уст такого слуги услышать и правда трудно.
- Юмористические приемы. Помимо приемов, описанных Многомудрым Литреконом под заголовком «Жанр и направление», автор использует неочевидные ходы для создания комического эффекта.
Например, дьяк приносит в награду за труды фельдшера просфору – символ жертвы и мученичества тела Христова, который служит в церковных обрядах и ритуалах. Так и сам Вонмигласов стал жертвой неумения фельдшера.
Также он искусно вплетает в ругательства слова из Библии, благодаря чему обычная грубость звучит смешно: «Парршивый чёрт… — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
Чтобы показать косноязычие больного, писатель коверкает его реплики, погружая читателя в атмосферу: «Согрешихом и беззаконновахом… Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих…»
- Устаревшие слова. А. П. Чехов в «Хирургии» обильно использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску. Вот примеры слов и выражений: «Питие мое с плачем растворях»; «намедни»; «ироды».
Критика
Конечно, каждый читатель составил собственное мнение о произведении, но все же нам интересна характеристика рассказа «Хирургия» устами современников писателя.
…Фельдшер, безуспешно старающийся вырвать зуб у дьячка («Хирургия»…) — всё это, пожалуй, забавно, но забавно на манер послеобеденных россказней, потешающих мало взыскательную и смешливо настроенную публику. (К. К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12)
Рассказ «Хирургия» Ан. Ч. мне не понравился. Рельефно — но как-то бесцельно. К чему все это — и притом уже не настолько остро, чтобы могло поправиться за один юмор, помимо идеи.» (А. С. Лазарев (Грузинский) — Н. М. Ежову, 13 августа 1884 г.)
Не все были столь резки по отношению к произведению Чехова, были и положительные отзывы.
Оригинальную особенность таланта Чехова составляет его своеобразный юмор. Как известно, Чехов начал свою литературную карьеру в юмористических журналах. И среди его произведений есть некоторое количество вещиц, проникнутых самым веселым, самым беззаботным юмором, — таких, которые действительно были на месте в юмористических изданиях.
Таковы, например, «Мыслитель», «Произведение искусства», «Канитель», «Хирургия», «Винт», «Восклицательный знак», «Шведская спичка» и др. Но и в этих, в сущности, совершенно невинных по сюжету, произведениях уже замечается кое-что большее, нежели невинное вышучивание курьезных явлений. (Я.
Абрамов, статья «Наша жизнь в произведениях Чехова», «Книжки Недели», 1898 г., июнь)
София Ловцова
Анализ произведения Чехова «Хирургия»
Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан.
Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница.
Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.
Краткое содержание рассказа
Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…».
Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать.
Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.
Жанр произведения
Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили.
Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого.
Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.
Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений.
По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души.
Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения.
Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.
Главные герои
Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью.
Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества.
Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.
Фельдшер Курятин. Самовлюбленный, важный, невежественный человек, который любит болтать и пускать пыль в глаза. У него недюжинное самомнение, и даже если его разрушает сама жизнь, он всегда готов привести кучу оправданий, противореча себе.
Точку зрения он меняет в зависимости от того, что ему нужно впарить собеседнику. Медицинский работник не чувствует особой ответственности, он просто отсиживает свое дежурство, стараясь при этом сохранить напускную «приятность» и никого не покалечить.
С профессиональной точки зрения он дилетант. Автор дает ему юмористическое описание:
«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».
Дьяк Вонмигласов. Лицемерный, узколобый, болтливый, грубый и импульсивный. Меняет мнение, как перчатки, в зависимости от того, что в данный момент чувствует. Ему не нужно доказательств и раздумий, чтобы сделать вывод, достаточно просто поверхностных впечатлений, и суждение готово.
Этот герой тоже пошел работать не по призванию: он слишком глуп, чтобы нести достойно служить в церкви. Персонаж легкомысленный, но при этом отличается ханжеством.
Религия для него просто условность: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером».
Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу.
Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.
Сочинение Анализ рассказа Хирургия Чехов
В творчестве Антона Павловича Чехова есть много замечательных юмористических рассказов, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких является произведение «Хирургия», который учит своих читателей многому.
Жанр произведения
По своему жанру произведение является юмористическим рассказом. На это указывают «юмористические приемы». Герои изображены комично, а их поведение указывает на предрассудки, которые остро высмеиваются автором.
Показано лицемерие: сначала главные герои льстят друг другу, но после начинают браниться и осыпать своего собеседника различными ругательствами.
К тому же, Чехов использует междометия, фразеологизмы и просторечия, которые создают ощущения живого разговора героев.
Сюжет рассказа
Действия развиваются в стенах земской больницы. Доктор уехал по личным делам, а вместо себя оставил фельдшера Курятина. К нему приходит дьячок Вонмигласов, которому необходимо вырвать зуб.
Сначала герои рассуждают о важности работы доктора. Фельдшер рассказывает о возможных способах вырывания зубов, а также хвалится успешно проведённой им операцией по вырыванию зуба, которую он сделал помещику Египетскому.
Как только Курятин начинает операцию, Вонмигласов меняет своё отношение к фельдшеру. Дело в том, что щипцы соскальзывают, и фельдшер только ранит десну, а зуб остаётся на месте.
Главные герои предпринимают еще одну попытку. Курятин, все также философствуя о сложности своей профессии, старается как можно сильнее ухватиться за больной зуб. Он приносит большую боль пациенту, но зуб ломается по середине. Дьякон, нащупывая во рту осколки, удаляется, проклиная фельдшера. Но Курятин остается непоколебим, бранит Вонмигласова и рассуждает о своей значимости.
Главные герои
Как в любом сатирическом произведении, образы действующих лиц описаны не полностью и только с одной стороны. В рассказе происходит демонстрация только их смешных и отрицательных качеств.
Курятин – это невежественный и самовлюбленный человек, небрежно относящийся к своей профессии. Он позволяет себе курить в медицинском кабинете, где должно быть чисто и стерильно. Сначала о предстоящей операции он говорит: «Раз плюнуть!» Но после неудачи вдруг начинает философствовать о том, что медицина – штука сложная и непостижимая.
Курятин – льстец и лицемер. Он считает себя выше дьякона из-за своей образованности, но, как видно в итоге, медицинский работник из него выходит никудышный.
Вонмигласов – это набожный и суеверный человек, который старается обойти стороной все новое и современное. Сначала он пытается вылечить зуб народными методами. Но только когда боль становится невыносимой, дьячок решает обратиться к докторам.
В разговоре Вонмигласов льстит фельдшеру, чтобы плата за услугу была меньше. Но, когда операция не венчается успехом, он показывает свое инстинкте отношение к Курятину и бранит его.
Темы рассказа
Основная тема произведения – это непрофессионализм некоторых работников медицины. Эти люди невежественны и относятся с хладнокровием к своей работе. Свой непрофессионализм они прикрывают вескими терминами и рассуждениями о сложности их профессии. Но на самом деле такие доктора и фельдшера равнодушны к спасению жизни людей, и это неправильно.
Главная мысль
Антон Павлович Чехов в своих произведениях не выносит главную мысль понятными словами. Читатель сам должен понять, что именно хотел донести до него автор.
Чехову совсем не нравился непрофессионализм работников медицины. Своим рассказом он пытается донести до нас, что нельзя не обращать внимание на существование таких кадров в больнице. Ведь спасение жизней людей – это очень важно. Поэтому в медицине должны быть только профессионалы, любящие своё дело всей душой.
Чему учит рассказ?
Каждый читатель должен понять, что к выбранной профессии нужно относиться с умом и любовью. Нужно саморазвиваться, а безответственность в любой профессиональной сфере опасна и может негативно сказаться на окружающих.
Автор порицает невежество и предрассудки, предлагая обществу обязаться развиваться и идти далеко вперёд.
2 вариант
Будучи сам сельским доктором Чехов отлично разбирался в различных особенностях этой профессии. Вероятно, он не раз видел таких фельдшеров как Курятин, который является одним из главных героев рассказа Хирургия.
С самого начала рассказа автор описывает, как фельдшер сидит самодовольно на приеме пациентов. Он чем-то подобен ребенку, которому удается посидеть во взрослом кресле или подчиненному, который оказывается в кабинете начальника и решает посидеть за его столом. Конечно, фельдшер хочет соответствовать своему новому статусу, новой роли и потому ведет себя чинно и надменно.
В своем рассказе Чехов старается описать довольно простую мысль: человека делают тем, кем он является его поступки, а не внешность и поведение. Фельдшер может сколь угодно много вести себя подобно доктору, но от этого он не станет лучше делать тракцию зуба.
Сергей Кузьмич непрестанно вспоминает о том, как делал тракцию известному человеку помещику Александру Египетскому. Этот факт заставляет его чувствовать себя невероятно гордым и значимым, но, вероятнее всего, он делал эту тракцию в присутствии доктора. Именно благодаря этому ему удалось выполнить процесс или просто лечение было легким и фельдшеру не потребовались навыки.
Когда доходит до дела фельдшер не может нормально ничего выполнить, он продолжает до самого завершения тащить зуб, после чего просто ломает его. Итогом становится не лечение, а вред. Более того Сергей Кузьмич в дальнейшем оправдывает собственное поведение предыдущей тракцией помещика Египетского, но он не стремится как-то исправить ситуацию.
Мы можем сопереживать второму герою этого рассказа, но в итоге и он оказывается не совсем порядочным человеком. Все-таки служитель церкви, который срывается на ругань, является не лучшим представителем этой профессии.
Сколько бы раз человек не повторил слово хирургия, даже задумчиво и многозначительно, он не станет хирургом, и хирургия не появится волшебным образом в списке его умений.
Для того чтобы чем-то обладать, нужно чему-то учиться, а не только говорить об этом.
Также и дьяк не может быть достойным христианином, только если красиво выражается, такому человеку нужно придерживаться во всем своих моральных и этических убеждений и оставаться смиренным.
Чехов подшучивает над своими героями. Однако он относится к людям сострадательно, хочет чтобы они стали лучше и не вели себя глупо.
← Анализ рассказа Счастье
← Анализ рассказа Вверх по лестнице↑ ЧеховАнализ рассказа Размазня →
Анализ рассказа Невеста →
Урок 27. а. п. чехов. «хирургия» – Литература – 5 класс – Российская электронная школа
- Литература
- 5 класс
- Урок 27
А. П. Чехов. «Хирургия»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- жанр юмористического рассказа;
- история создания рассказа «Хирургия»;
- сюжет и герои рассказа.
Тезаурус
Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.
Художественная деталь – (от франц. detail – подробность, мелочь, частность) – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.
- «Говорящие» фамилии – фамилии персонажей литературного произведения, в которых содержится указание на их характер или внешний вид.
- Хирургия – отрасль медицины, изучающая заболевания, основной метод лечения которых – операции.
- Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства – органа местного самоуправления (с 1864 г.).
Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.
Чечунчо́вый (устар.) – чечунча – плотная шёлковая ткань.
- Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.
- Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства; то же, что пономарь, псаломщик, причетник.
- Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.
- Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.
Просфо́ра (греч.prosphora – «приношение») – круглый хлебец из пшеничной муки особой выпечки, употребляемый в христианских обрядах.
Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).
«Питие́ мое́ с пла́чем растворя́х» – т. е. питье мое с плачем растворял.
«Ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох…» – т. е. никак, нисколько.
- Наме́дни – на днях, совсем недавно.
- Иере́й – священник.
- Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.
- Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.
- Афонская гора – гора на севере Восточной Греции, также известная как «Святая Гора».
- Предрассудок – заблуждение, суеверие.
Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.
Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.
Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.
- Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.
- Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.
- Бу́рса – духовное училище, семинария.
Восвоя́си – домой, к себе. Русское образование, возникшее путем сращения в одно слово словосочетания «во своя вьси» (где «весь» – «деревня»), имеющее значение «в свои деревни, домой».
Список литературы
Обязательная литература:
1. Коровина В. Я., Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 //В. Я. Коровина, В. П.Журавлев, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013 – 303 стр. с ил.
2. А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 3. М., “Наука”, 1983
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., Паритет, 2007 – 320 с.
Открытые электронные ресурсы:
http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st004.shtml (дата обращения: 25.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассказ «Хирургия» был написан Антоном Павловичем Чеховым в августе 1884 года. Впервые был опубликован в юмористическом литературно-художественном еженедельном журнале «Осколки». Подписался Чехов тогда А. Чехонте. В 1886 году рассказ был включён в сборник «Пёстрые рассказы».
В основу рассказа, вероятно, лёг случай, который Чехов узнал от одного из своих коллег – земского врача Петра Александровича Архангельского. Он поведал писателю о случае, когда практикант вырвал у пациента вместо больного зуба здоровый. Тогда Архангельскому осталось лишь грустно пошутить: «Рви здоровые, авось до больного доберёшься!».
Итак, рассказ начинается в тот самый момент, когда доктор земской больницы уезжает решать свои неотложные семейные дела. Ему предстоит женитьба. А вместо него, на беду пациентам, остается фельдшер Курятин. А у дьяка Вонмигласова, как назло, разболелся зуб. Это в наше время можно выпить таблетку и спокойно дождаться нужного доктора, а во времена Чехова обезболивающее ещё не изобрели.
Надо сказать, что до начала лечения и дьяк, и фельдшер были в прекрасных отношениях. Курятин долго рассуждал, как и какими инструментами, кого он лечил. А дьяк поддакивал, соглашаясь, какая это нелёгкая миссия – лечить людей. Курятин же вспоминает помещика Египетского, который остался доволен работой фельдшера.
Правда, мнения помещика на этот счёт мы не знаем. Но едва фельдшер берётся за щипцы, как отношение дьяка к врачевателю резко меняется: он ругается, плачет, скулит и трясётся в кресле. Курятин продолжает орудовать во рту бедного дьяка щипцами, и вот казалось бы финал – зуб вырван, но… не тот.
Больной зуб остался на месте.
А Курятин всё так же продолжает рассуждать о сложности своей профессии и хирургии вообще: «Хирургия, брат, не шутка».
Очередная попытка хирургического вмешательства не удалась, и Вонмигласов со сломанным, но не удалённым больным зубом, проклиная хирургию, уходит.
А что же фельдшер? Он продолжает философствовать на тему медицины и вспоминать успешно проведённую операцию господину Египетскому.
Рассмотрим образы героев рассказа. Стоит отметить, что в произведении Чехова нет героя, который бы вызывал симпатию читателя или сочувствие. Такова особенность сатиры: она демонстрирует только смешные и позорные качества своих жертв.
Итак, сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.
Пациент – Дьячок Вонмигласов. Вот как его описал Чехов: «В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху.
Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором…». Человек он набожный, а к медицине относится с опаской, предпочитает народные средства, и если бы не огромный флюс и дикая боль, то и к доктору бы не пошёл.
Другой персонаж – фельдшер Курятин – самодовольный и невежественный хвастун, который не имеет твёрдых убеждений и знаний. Как его описывает автор? «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности».
Какую основную тему отражает автор в рассказе «Хирургия»?
Прежде всего, Чехов говорит о непрофессионализме людей, которые отвечают за жизнь и здоровье человека, а если брать шире, то и всего общества. Они готовы часами рассуждать, прикрывая своё невежество высокопарными словами, но на деле остаются недоучками, абсолютно равнодушными к своему делу.
Что высмеивает автор? С одной стороны, комичен фельдшер – типичный шарлатан, который больше болтает, чем делает. С другой – писатель смеётся над дремучестью пациентов. Будучи врачом, Чехов лично наблюдал людей, которые самолечением доводили себя до плачевного состояния и к врачу обращались лишь когда боль становилась нестерпимой.
Для высмеивания персонажей Чехов прибегает к приёму «говорящие фамилии». «Курятин», по всей видимости, происходит от слова «курица». Манера речи фельдшера напоминает кудахтанье курицы, поведение – суетливость птиц в курятнике. Да и устоявшийся образ курицы как «птицы невысокого полета» напоминает самого героя.
«Вонмигласов» – производное от устаревшей формы церковного выражения «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Автор иронично подчёркивает косноязычие дьячка, который из-за больного зуба не мог нормально отслужить литургию.
Для создания соответствующей атмосферы в рассказе Чехов использует речевые особенности героев. Например, у дьяка ругательства явно соседствуют с церковной лексикой: «Паршивый чёрт… – выговаривает он. – Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».
Кроме того, автор широко использует историзмы, архаизмы и цитаты из церковных трудов, чтобы придать речи героев колоритную сатирическую окраску.
Сатира Чехова направлена на человеческие качества и пороки, которые мешают обществу развиваться и процветать. В произведении он обличает безответственность, хвастовство, невежество, непрофессионализм, равнодушие и грубость людей. Об этом говорят все смешные моменты, из которых состоит рассказ.
- Примеры заданий из тренировочного модуля
- Выбор элемента из выпадающего списка
- Фамилии, которые автор используют как один из элементов характеристики персонажей, называются:
- Говорящие
- Описывающие
- Характеризующие
- Кричащие
- Смешные
- Правильные
В задании идет речь о литературном приёме, который применил автор рассказа. В материале урока этот приём назывался «говорящие фамилии».
Правильный ответ: «говорящие».
Восстановление последовательности элементов
В задании предлагается восстановить последовательность событий в рассказе. Нужно вспомнить каков был сюжет рассказа, в какой последовательности всё происходило и правильно расположить предложенные словосочетания.
- Доктор уехал жениться
- Фельдшер его заменял
- Дьячок пришел лечить зуб
- Фельдшер сломал пытался вырвать больной зуб
- Фельдшер зуб сломал
- Дьячок ушел недовольный
Правильный ответ:
- Доктор уехал жениться;
- Фельдшер его заменял;
- Дьячок пришел лечить зуб;
- Фельдшер пытался вырвать больной зуб;
- Фельдшер зуб сломал;
- Дьячок ушел недовольный.
“Хирургия”, анализ рассказа Чехова
Чехов А. П. в своем коротком юмористическом рассказе “Хирургия” отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что “искусство писать – это искусство сокращать”.
Рассказ написан В стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности “хирурга” Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но емко вырисован в
описании одежды и действий.
Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.
Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом “курица”. “Как курица лапой”, “куриные мозги” – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.
Писатель первоначально определил его Сюжет как “сценку”. Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов.
Фамилия дьячка – говорящая, означающая: “Внимайте! “. Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.
События следуют в Хронологическом порядке. В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить.
Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание.
Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.
С первой попытки удалить зуб не удается ( Кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится.
А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.
Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека.
Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?
Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок “уходит восвояси”. Финал остается открытым.
Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.
В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах.
Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. “Хамелеонство” звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера “оценивают” слова дьячка и его уход.
Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.
В рассказе “Хирургия” Высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.