Рассказ чехова черный монах

Харитонова ольга николаевна, учитель мбоу гимназия имени и.а. бунина г. воронежа изучение рассказа а. п. чехова черный монах черный монах

Харитонова Ольга Николаевна, 

учитель МБОУ гимназия имени И.А.
Бунина г. Воронежа

 
ИЗУЧЕНИЕ  РАССКАЗА  А. П. ЧЕХОВА   «ЧЕРНЫЙ  МОНАХ»

        «Черный монах» — одно из самых загадочных творений
Чехова, которое вызвало чрезвычайно разноречивые отклики, начиная с момента
опубликования в 1894 году.         На изучение рассказа, учитывая глубину его
философского содержания, считаем необходимым отвести два урока.

       «Прелюдией» к уроку служит краткое сообщение одного
из учащихся о том, как возник замысел произведения, что позволяет понять роль
биографического материала в творческом процессе.

        При подготовке этого сообщения учитель советует
докладчику использовать воспоминания  Марии Павловны и Михаила Павловича
Чеховых1. Брат и сестра писателя в своих записках воссоздали
удивительную духовную атмосферу, господствовавшую в тот период времени в
мелиховском доме.  «Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в
Мелихово, то Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду
«Валахскую легенду» Брага. <…> Выходило очень хорошо. В доме поют
красивый романс, а в открытые окна слышатся крики птиц и доносится
действительно одурманивающий запах цветов, щедро насаженных в саду нашей
сестрой Марией Павловной. Антон Павлович находил в этом романсе что-то
мистическое <…> этот романс имел большое отношение к происхождению его
рассказа “Черный монах”», — вспоминал Михаил Павлович Чехов2

       Прослушивание на уроке романса Гаэтано Брага создает
необходимый эмоциональный настрой, помогает погрузиться в атмосферу, говоря
словами М.П. Чехова, «красивого романтизма», ощутить ту неповторимую «ауру»,
которая способствовала рождению такого шедевра, как «Черный монах».

       В рассказе «Валахскую легенду» исполняет на домашней
вечеринке Таня, затем пение «серенады» о «девушке, больной воображением,
которая слышала ночью в саду таинственные звуки и решила, что это гармония
священная, нам, смертным, непонятная», доносится до слуха главного героя
незадолго до его трагической кончины. Коврин силится и никак не может
постигнуть смысл слов песни. Попробуем это сделать мы.

  Какие
два мира противостоят друг другу в художественной системе романса?
– такой
вопрос адресует учитель классу.

       В «Валахской легенде» налицо все атрибуты
романтического произведения: таинственная обстановка, в которой происходит
действие, типично романтический – ночной – пейзаж, вмешательство мистических
сил, разочарованность героини, страдающей не столько от физического недуга,
сколько от непонимания окружающих. Свойственная эстетике романтизма идея
двоемирия лежит в основе художественного воспроизведения действительности в
«Легенде». Два мира противостоят друг другу: мир обыденного сознания (он
представлен матерью больной девушки) и мир возвышенный, идеальный, пленивший
воображение самой героини и данный ей в её больных грезах. Подобное
противостояние имеет место и «Черном монахе»: интерпретация традиционно
романтического конфликта гения и толпы, поэзии и прозаической повседневности,
«больного» и «здорового» сознаний.

       Теперь обратимся непосредственно к
тексту чеховского рассказа. 

       В центре внимания писателя в «Черном монахе»
находится неординарная личность молодого ученого-философа, подающего большие
надежды. «Он [Песоцкий] гордится вами. Вы ученый, необыкновенный человек, вы
сделали себе блестящую карьеру, — говорит Коврину Таня. — <…>Вы мужчина,
живете уже своею, интересною жизнью, вы величина…»

  Что
же составляет содержание внутренней жизни Коврина?

  Какое
место в духовном мире героя занимает творчество?

  Как
отношение к природе помогает раскрыть характер героя?

Этими вопросами, адресованными десятиклассникам, словесник
начинает анализ текста произведения.

       Содержанием всей жизни Андрея Васильевича Коврина
является научная деятельность. Когда Песоцкий спрашивает, не «прискучило» ли
Коврину заниматься философией, последний отвечает: «Напротив, только этим и
живу». Герою свойственны высокие творческие порывы. Даже в краткие часы
отдохновения от трудов он «думал о том, что скоро опять сядет за работу. Он спал
так мало, что все удивлялись».

       Огромное место в жизни героя отведено общению с
миром природы. Пребыванию в большом «оживленном» фруктовом саду, где «от
раннего утра до вечера около деревьев, кустов на аллеях и клумбах, как муравьи,
копошились люди с тачками, мотыгами, лейками», Коврин предпочитает уединение,
поэтому больше всего у Песоцких ему приходится по душе «старинный парк».
Прочитаем его описание (I глава). Таинственный, овеянный романтикой в своей
«дикости» и «угрюмости», парк «тянулся на целую версту от дома до реки».
Акцентируем внимание учащихся на таких деталях пейзажа, как «обрывистый
глинистый берег», «сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы», и
особенно на замечании автора о том, что «внизу нелюдимо блестела вода». Писатель
воссоздает картину природного уголка, лишенного человеческого вмешательства.
Везде лежит печать заброшенности.  Изображение парка завершается
многозначительно: «… и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и
балладу пиши». Последняя фраза помогает понять, что общение с природой и
творческий процесс неразрывно связаны в жизни чеховского героя. Взаимодействие
с природой по-своему «заряжает» Коврина. Для доказательства этого обратимся еще
к одному эпизоду из первой главы: Коврин за работой. «Он внимательно читал,
делал заметки и изредка поднимал глаза, чтобы взглянуть на открытые окна или на
свежие, еще мокрые от росы цветы, стоявшие на столе, и опять опускал глаза в
книгу, и ему казалось, что в нем каждая жилочка дрожит и играет от удовольствия».
Как видим, природа словно посылает герою импульсы, вызывая прилив творческой
энергии, стимулируя воображение.

       В плане указанной проблемы интересно рассмотреть на
уроке также еще один эпизод – из второй главы произведения: «По тропинке,
бежавшей по крутому берегу мимо обнаженных корней, он спустился вниз к воде…
Коврин по лавам перешел на другую сторону. Перед ним теперь лежало широкое
поле, покрытое молодою, еще не цветущей рожью. Ни человеческого жилья, ни живой
души вдали, и кажется, что тропинка, если пойти по ней, приведет в то самое
неизвестное, загадочное место, куда только что опустилось солнце и где так
широко и величаво пламенеет вечерняя заря. «Как здесь просторно, свободно,
тихо! – думал Коврин, идя по тропинке. – И кажется, весь мир смотрит на меня,
притаился и ждет, чтобы я понял его…» Для героя характерно восприятие природы
как некоего живого организма, как своего рода личности, равновеликой человеку.
Подобное отношение к природе знакомо десятиклассникам по элегиям В. А.
Жуковского и стихотворениям Ф.И. Тютчева. Вспомним, например, знаменитые
тютчевские строки:

Не то, что мните вы, природа:

                                                   
Не слепок, не бездушный лик
–                                                     В ней есть душа, в ней
есть свобода,

                                                   
В ней есть любовь, в ней есть язык…

       У Тютчева, как известно, такое понимание природы
восходило к идеям немецких романтиков, в частности к учению Шеллинга о мировой
душе, которая находит воплощение в двух ипостасях: в человеке, точнее в его
внутренней жизни, и в природе. Таким образом, природа и человек образуют
единство, и созерцание природы сопряжено с познанием самого себя и – в плане
более глобальном – с постижением сущности мироздания. Элементы подобной
философии находим и в ковринском мировосприятии: узенькая береговая тропка
мнится герою своего рода путеводной нитью, способной, если  довериться ей,
привести туда, где будет найден ответ на главные вопросы бытия. Причем природа,
в представлении Коврина, выступает как бы инициатором контакта с человеком: «…
весь мир смотрит на меня, притаился и ждет, чтобы я понял его…»

                     
А какой характер носит общение с природой у Егора Семеновича и
Тани? Что значит для них сад?

       Образ сада символичен; через изображение того, каким
он видится персонажам, Чехов воспроизводит их мироотношение. Восприятие
природы, таким образом, высвечивает личностную сущность героев произведения.

       Отношение Песоцких к природе в корне отлично от
ковринского. Если для Коврина природа есть Субъект Обращения в большом
философском Диалоге с Вселенной, то для Песоцких она всего лишь объект
хозяйственной деятельности. Егор Семенович и Таня дорожат полезной,
«коммерческой» частью сада – фруктовыми деревьями, способными плодоносить. В
этой части сада не найти уголка, куда не добрались бы хлопотливые хозяйские
руки. Тут все возделано, ухожено: «Деревья тут стояли в шашечном порядке, ряды
их были прямы и правильны, точно шеренги солдат… деревья были одного роста и
имели совершенно одинаковые кроны». Педантичная правильность и однообразие
природной картины, вызывающие у Коврина скуку, Егора Семеновича, напротив,
восхищают. Сад для Песоцкого, по его собственным словам, «учреждение»,
приносящее «несколько тысяч чистого дохода». Именно такой сад – сад как
учреждение – занимает главное место в жизни его хозяев, ему отданы все их
труды, все радения и даже ночные бдения (Таня не ложится спать до часу ночи:
смотрит, всё ли в порядке; Егор Семенович встает в три часа, чтобы продолжить
наблюдения). Не может Песоцкий отрешиться от хлопот по саду даже тогда, когда в
Борисовку после пятилетнего отсутствия приезжает воспитанник, заменивший ему
сына. «Вид он имел крайне озабоченный, все куда-то торопился и с таким выражением,
как будто опоздай он хоть на одну минуту, то все погибло!» — таким предстал
Песоцкий перед Ковриным во время их первого разговора. Вместо приветствия
звучит вопрос-жалоба: «- Вот, брат, история… На поверхности земли, как видишь,
мороз, а подними на палке термометр сажени на две повыше земли, там тепло…
Отчего это так?»  «Я очень рад, что ты приехал. Несказанно рад…» — эти слова,
обращенные к Коврину, Песоцкий «бормочет» скороговоркой, в продолжение
разговора постоянно к чему-то прислушивается: поглощенность хозяйственными
заботами мешает ему в полной мере сосредоточиться на личности собеседника, не
дает насладиться встречей, хотя Егор Семенович очень обрадован приездом
питомца. В довершение всего Песоцкий спешит удивить Коврина размахом своей
деятельности: «Потом он … обошел весь сад и показал своему бывшему воспитаннику
все оранжереи, теплицы, грунтовые сараи и свои две пасеки, которые называл
чудом нашего столетия». Показательны здесь авторские ремарки: всё это Песоцкий
делает с «озабоченным лицом», передвигается он «быстрой походкой», говорит,
«останавливаясь, чтобы перевести дух». Возникает резонный вопрос: 

                     
Не заслоняет ли увлеченность садоводством реальную жизнь от
героя? Не является ли хозяйственная деятельность Песоцкого своего рода
«футляром»?

       Жизнь Песоцких действительно довольно ограниченна, и
они сами осознают это. Таня жалуется Коврину на «оскопленность» домашнего
бытия: «У нас неинтересные знакомые, да и тех мало. У нас только сад, сад, сад,
— и больше ничего. Штамб, полуштамб… апорт, ранет, боровинка, окулировка,
копулировка… Вся, вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится,
кроме яблонь  и груш». Саду в усадьбе Песоцких приносятся самые большие жертвы
– человеческие. И дело здесь не только в том, что отсутствие свободного времени
предельно сузило круг общения героев. «Футлярность» Песоцкого проявляется в
недоверии и какой-то враждебности по отношению к окружающим. Своих работников
он постоянно подозревает в недобросовестности. А какой разнос он устроил
мужику, привязавшему лошадь к яблоне! Всякий «чужой человек», как возможный
претендент на руку и сердце Тани, для него «первый враг»  похуже древесного
вредителя. Подобно герою «Крыжовника», пожертвовавшему жизнью супруги ради
реализации своей idee fixe, Егор Семенович готов поставить на карту счастье
дочери: «Выйдет замуж, пойдут дети, тут уже о саде некогда думать. <…> В
нашем деле бабы – бич Божий! <…> Может, это и эгоизм, но откровенно
говорю: не хочу, чтобы Таня шла замуж. Боюсь!»

       И тем не менее Песоцкого, думается, нельзя
безапелляционно отнести к разряду «футлярных» людей. Наряду с прагматизмом, ему
свойственна и мечтательность – и в этом убеждают его размышления о
внуке-садоводе. А сколько фантазии он проявляет в так называемой «декоративной
части сада»! «Шпалеры из фруктовых деревьев», «шаровидные дубы и липы», «зонт
из яблони», «арки, вензеля, канделябры и даже 1862 из слив – цифра, означавшая
год, когда Песоцкий впервые занялся садоводством», — разве не говорят все эти
«причуды» о художнической жилке в характере героя?! Возможно, было бы
преувеличением относить Песоцкого к числу личностей, которым «нужно не три
аршина земли, не усадьба, а весь земной шар» для проявления «свойств своего
свободного духа», но по-своему он не лишен способности широко, масштабно
мыслить и действовать. Так, он гордится своим садом как объектом
«государственной важности, потому что это, так сказать, ступень в новую эру
русского хозяйства». Песоцкий принадлежит к тому же типу подвижника, творца,
что и Коврин, и отличается так же, как и последний, как и вообще, наверное,
любой энтузиаст, «повышенной чувствительностью», даже

«нервностью» натуры. Значит, несмотря на
полярность двух героев, у них немало общего

– и Чехов не раз обращает на это внимание читателя.
Возьмем, например, эпизод, когда Коврин читает статьи Егора Семеновича. Как и
следовало ожидать, далекий от конкретных проблем садоводства и огородничества,
ученый-философ «ничего не понял» в трудах Песоцкого, имеющих сугубо
практическую направленность. Однако «неспокойный, неровный тон» повествования и
«почти болезненный задор», с которым написаны статьи, затронули какие-то важные
струны в душе Коврина: впечатление, произведенное чтением статей, сравнимо
разве только с «возбуждением», испытываемым от встречи с большим искусством:
«Приятное возбуждение, то самое, с каким он давеча танцевал мазурку и слушал
музыку, теперь томило его и вызывало в нем множество мыслей. <…>Он сел на
диван и обнял голову руками, сдерживая непонятную радость, наполнявшую все его
существо… Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного…» Может быть, именно в
сходстве творческих темпераментов, в беспредельной самозабвенности, с которой
оба предаются каждый своему призванию, и заключен секрет взаимного тяготения
героев? Может быть, здесь кроется разгадка того, почему именно Коврина Песоцкий
хочет видеть своим преемником?

   А что
сблизило Коврина и Таню? Можно ли их назвать родственными душами?
       Коврин
смотрит на Таню глазами влюбленного романтика, отождествляя её с героиней
«Валахской легенды». Всматриваясь в черты её внешнего облика: «широко
раскрытые, темные, умные» глаза, «выразительную мимику и жестикуляцию»,
«торопливую походку» — Коврин делает вывод: «Должно быть, нервна в высшей
степени», — и это «нервна» оказывается для него, в конечном счете, синонимом
незаурядности. Коврину очень хочется найти в дочери Егора Семеновича
родственную душу. «И он чувствовал, что его полубольным, издерганным нервам,
как железо магниту, отвечают нервы этой издерганной, вздрагивающей девушки». Но
герой не подозревает, что «нервность» Тани имеет совершенно иную природу,
нежели его собственная. Нервность Коврина – это чуткость тонко организованной,
творческой  натуры, способной улавливать «пульс» природной жизни, реагировать
на его «удары». В основе Таниной нервности большей частью лежит житейская
обеспокоенность неустроенностью личной судьбы. Героине чужда поэтическая
мечтательность, ей не дано воспарить над обыденностью (исключение составляют её
переживания перед  свадьбой). Подчас она производит впечатление человека еще
более  приземленного, чем её отец, порой рассудочность в ней граничит с
расчетливостью. Вспомним её ссору с отцом (IV глава). Вот как она объясняет
причину размолвки: «Я только сказала, что нет надобности держать поденщиков.
Ведь… ведь работники уже целую неделю ничего не делают…»

       Подвести итоги разговора с ребятами
нам помогает обращение к известному

высказыванию Вольтера: «Надо возделывать свой сад» (слова Кандида
из одноименной повести).

   Каков
главный смысл поучения? Что подразумевал великий философ-просветитель под
словом «сад»?

   Применим
ли этот афоризм к чеховским героям? Как содержание знаменитой вольтеровской
«формулы» реализуется в жизненной программе действующих лиц рассказа?

   Соотносимы
ли «крылатые слова» героя Вольтера с тем, чему учил Коврина черный монах: «… в
дому Отца Моего обители многи суть»? Как эта цитата из Библии помогает понять
авторскую позицию по отношению к героям рассказа  «Чёрный монах»?

        Педагог предоставляет ребятам возможность свободно
порассуждать о двух вечных типах, воплощенных в образах Коврина и Песоцкого, об
их противоположности и взаимной необходимости.

       Органичной составной частью урока на заключительном
этапе становится прослушивание песни «Под небом голубым…» в исполнении
Бориса Гребенщикова.

      Вопрос учащимся:

   Каково
содержание образов «город золотой» и «сад» в песне? Как эти образы соотносятся
с христианской символикой (Откровение святого Иоанна Богослова, глава 21)?

   Как
вы понимаете строки песни: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад»?

Как смысл этой фразы соотносится с тем,
о чем говорилось на уроке?

       Привлечение вышеперечисленных источников позволяет
десятиклассникам выйти к притчевому пласту чеховского творения. А об итогах
жизненного пути главных героев рассказа: привела ли их «звезда» в «дивный сад»?
– речь впереди, на следующем занятии.

      Рождением образа черного монаха Чехов обязан… области
сновидений. Вот что сообщал об этом брат писателя М.П. Чехов в своих
воспоминаниях: «Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг
выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза.
<…> 

  Я
видел сейчас страшный сон. Мне приснился черный монах. 

      Впечатление черного монаха было настолько сильное,
что брат Антон долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока,
наконец, не написал о нем рассказ. Мне до сих пор непонятно и странно только
одно: почему в письме к Суворину от 25 января 1894 гола… сам А.П. говорит
следующее: «Монах же, несущийся через поле, приснился мне, и я, проснувшись
утром, рассказал о нем Мише». Эпизод этот произошел не утром, а в два часа 
дня, после послеобеденного сна. Впрочем, дело было летом, а письмо было
написано зимой, так что не мудрено было и забыть. Да и сущность рассказа брата
не в часе».3

  Каково
же содержание образа черного монаха? Что он символизирует?

       Разговор об образе черного монаха начинаем с
обсуждения пространственных  и временных характеристик миража. «…Образ черного
монаха стал без конца (курсив наш – О.Х.) передаваться из одного слоя
атмосферы в другой», — читаем в рассказе. Значит, мираж этот во временном
отношении вечен. Что же касается его существования в пространстве, автор
указывает, будто возник он от образа вполне реального человека («Тысячу лет
тому назад какой-то монах…шел по пустыне…»), в течение некоторого времени был
привязан к земной географии («Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии,
то на Дальнем Севере…»), а затем «вышел из пределов земной атмосферы и теперь
блуждает по всей вселенной», то есть стал явлением надмирного, космического
масштаба.

       По словам Коврина, «самая суть, самый гвоздь легенды
заключается в том, что ровно через тысячу лет после того, как монах шел по
пустыне, мираж опять попадет в земную атмосферу и покажется людям. И будто бы
эта тысяча лет уже на исходе…» В легенде этой легко усмотреть своеобразную
интерпретацию евангельского мифа об Иисусе Христе, его скитаниях по пустыне,
вознесении и ожидании его второго пришествия. В речи монаха встречаются цитаты
из Библии, да и сами идеи, которые он внушает Коврину, несут на себе отсвет
Священного писания. Так, разговор между героями рассказа идет о «вечной жизни»,
о людском бессмертии и ожидающей человечество «великой, блестящей будущности».
Обещанное монахом «царство вечной правды», где «благословение Божие» «почило на
людях», — что это, как не «Новый Иерусалим», о котором упоминается в
Апокалипсисе?

       С проблемой вечной жизни в проповедях монаха
оказывается связанной проблема познания и идея избранничества.  Поскольку
«вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания»,
да и самая цель её есть «наслаждение познанием», как утверждает черный монах,
необыкновенно возрастут роль и значение познающего субъекта – «избранников
Божиих», служащих, в отличие от «обыкновенных», «стадных людей» с их
заурядными, мелочными заботами, «вечной правде». Коврина монах как раз и
относит к числу подлинных «служителей вечному началу», чей удел – «на несколько
тысяч лет раньше сделать человечество достойным царствия Божия». Монах
призывает Коврина до конца исполнить свое высокое назначение и «отдать идее все
– молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага», то есть,
по сути, повторить подвиг Иисуса Христа. О такой стезе Ф.М. Достоевский писал в
записных книжках: «… высочайшее употребление, которое может сделать человек из
своей личности, из полноты развития своего «я», — это как бы уничтожить это
«я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее
счастье… Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому
стремится и по закону  природы должен стремиться человек»4. Таким
образом, черный монах как бы осуществляет функцию посредника между материальным
миром и высшим идеальным бытием. Его роль сродни миссии пророка, провозвестника
божественной истины.

       Создавая образ черного монаха, Чехов опирался не
только на религиозные источники, но и на фольклорный материал. Посмотрим,
например, как описано в рассказе самое появление монаха. Начинается волнение в
природе: «Но вот по ржи побежали волны <…>, зашумела рожь, и послышался
сзади глухой ропот сосен». Мощный порыв стихии будто выносит призрак из
каких-то тайных глубин вселенной: усиливающийся ветер преобразуется в «вихрь или
смерч», в поднимающийся «от земли до неба высокий черный столб», который «не
стоял не месте, а двигался со страшной быстротой». Несомненно, во всем здесь
проступает «почерк» сказочных колдовских сил. «Только пошло время за полночь,
сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйны ветры завыли, на дубах
орлы закричали… Выезжает чудо-юдо…» — читаем в народной сказке про Ивана –
крестьянского сына. А вот описание вторжения колдуна в русской сказке «Медное,
серебряное и золотое царства»: «Только сказать успела, вдруг на дворе
потемнело, все вдруг затряслось. Налетел вихрь, влетел в горницу…» Об
исчезновении героев в волшебных сказках говорится обычно в таких выражениях:
«оземь грянулся и обернулся…», «ударился об пол, сделался соколом и улетел…»,
«… и пропал из глаз». Выйдя из лона грозной природной стихии, герои народных
сказок с ней же сливаются – неважно, каким способом и в каком обличье.  Эта
сказочная традиция явственно ощутима и в «Черном монахе»: «Опять начиная расти,
он… неслышно ударился (здесь и далее курсив наш – О.Х.) о глинистый
берег
и сосны и, пройдя сквозь них, исчез как дым». Ковринский
посетитель уходит бесшумно, словно растворяясь в пространстве: «…черты его
туманились и расплывались<…>; туловище его смешалось со скамьей и с
вечерними сумерками, и он исчез совсем». 

       Однако эта «оптическая несообразность», с точки
зрения медицинской, не более чем галлюцинация, порожденная воспаленным мозгом
переутомившегося ученого.  Творческая одержимость героя оборачивается безумием
– раздвоением личности, и образ черного монаха есть не что иное, как  alter ego
Коврина, персонификация его напряженных философских раздумий.  «- Странно, ты
повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, — сказал Коврин. – Ты
как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли».

       Именно как на душевную болезнь смотрят на все
происходящее с Андреем Васильевичем его близкие – Таня и Егор Семенович.
Симптомы психического нездоровья отмечает у себя и сам Коврин, но, даже
прекрасно отдавая себе отчет в том, что имеет дело всего лишь с галлюцинацией в
образе черного монаха, герой необыкновенно дорожит «контактами» с потусторонней
силой, ибо они дарят ему чувство уверенности в себе, ощущение гармоничности
бытия: «А Коврин работал с прежним усердием и не замечал сутолоки… Раз или два
в неделю, в парке или в доме, он встречался с черным монахом и подолгу
беседовал с ним, но это не пугало, а, напротив, восхищало его… То, что говорил
черный монах<…>, придавало его работе особенное, необыкновенное значение
и наполняло его душу гордостью, сознанием собственной высоты». Любовь ко всему
сущему, несказанная радость переполняют душу героя. «Я только что пережил
светлые, чудные, неземные минуты, — с восторгом признается Коврин Тане. —
<…>Я хочу любви, которая захватила бы меня всего… Я счастлив! Счастлив!» 
«… От утра до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня и
заглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или
скука». Явление фантома остается для Коврина и впоследствии «знаком»
творческого взлета, символом душевной настроенности на волну «вечной правды».
Монах убеждал Коврина: стыдиться счастья не следует, ибо это «нормальное
состояние человека» — и ссылался при этом на слова апостола: «Постоянно
радуйтеся». Люби ближнего своего, будь всегда бодр духом, не впадай в уныние,
оставайся верен себе, своим главным жизненным принципам – так ты исполнишь свое
человеческое предназначение и получишь в награду «царствие Божие». Нехитрая
жизненная программа, но как нелегко бывает следовать этим известным всем и
каждому заповедям. И тем важнее, что сумасшедший Коврин, как никакой другой
герой рассказа, был близок к выполнению этой евангельской мудрости. Когда же
его «вылечили» и он перестал видеть черного монаха,  изменилось умонастроение
героя.

       Рассказ имеет ярко выраженную кольцевую композицию,
и эпизод встречи героя с садом на новом жизненном этапе позволяет выявить
разницу между прежним Ковриным и Ковриным нынешним.

       Задание классу:

 — Прочитайте описание прогулки Коврина
во время его последнего приезда в деревню

(VIII глава). Сопоставьте данную
пейзажную зарисовку с картиной природы во II главе. Какие чувства испытывал
герой год назад? Что ощущает он теперь? Как встречала его природа раньше и как
встречает сейчас?

ГОД НАЗАД

ГОД СПУСТЯ

Картина природы

image001«Цветы…издавали влажный,
«Не замечая роскошных цветов, он погулял

раздражающий  запах».  посаду…»

«Широко и величаво пламенеет вечерняя «…Начала тускнеть вечерняя заря…»
заря». 

«…по
ржи побежали волны»; «зашумела «Там, где в прошлом году была рожь, рожь».
теперь лежал в рядах скошенный овес».

«… и легкий вечерний ветерок нежно «Было        тихо». «Угрюмые
     сосны с коснулся его непокрытой головы. Через мохнатыми корнями,
которые в прошлом минуту опять порыв ветра, но уже сильнее, году видели его
здесь таким молодым, <…> и послышался сзади глухой ропот радостным и
бодрым, теперь не шептались, сосен». а стояли неподвижные и немые, точно не 
узнавали его».

Мироощущение героя

«…довольный одним тем,
что ему удалось так близко и так ясно видеть …монаха». «…приятно
взволнованный, он вернулся домой».

«Он
громко смеялся, пел, танцевал мазурку, ему было весело…»

«…все, гости и Таня,
находили, что сегодня у него лицо какое-то особенное, лучезарное,
вдохновенное, и что он очень интересен».

«… и Коврину стало скучно».

«…он,             вялый,             неудовлетворенный,
вернулся домой».

«Он почувствовал
сильное раздражение»; «проговорил с тоской»; «сказал с досадой». «Его лицо
показалось Тане некрасивым и неприятным…» «Она замечала, что  на его лице
чего-то недостает».

       В основе контрапунктной соотнесенности эпизодов
лежит антитеза  покой – движение. Во время первого приезда к Песоцким
Коврин испытывал душевный подъем.

«Динамичный» пейзаж как нельзя лучше отражал внутреннее
состояние чеховского героя. Год спустя Коврин спокойно и равнодушно
прогуливается по тем местам, которые некогда вызывали в нем волнение и прилив
творческой энергии. Излечившись от нервного расстройства, он вместе с тем
утратил способность воспринимать красоту окружающего мира. Отдаленные уголки
парка уже не манят своей таинственностью, картины природы больше не расцвечены
в его глазах романтическими красками. И природа теперь «безмолвствует» при встрече,
воспринимая его как чужого. Вместе с визитами «черного гостя» из жизни Коврина
ушли радость, любовь, упоение творчеством, сменившись скукой и раздражением. С
негодованием обрушивается Коврин на своих врачевателей: «Зачем, зачем вы меня
лечили? <…> Я сходил с ума, у меня была мания величия, зато я был весел,
бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал
рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я – посредственность, мне
скучно жить… Доктора и добрые родственники в конце концов сделают то, что
человечество отупеет, посредственность будет считаться гением и цивилизация
погибнет».

  Чем
вызвана духовная опустошенность Коврина?

  Почему
он не состоялся как личность?

  Имеет
ли герой основания обвинять окружающих?

       Думается, достаточных оснований обвинять окружающих
людей у Коврина нет: Таня и ее отец искренне желали ему блага и творили добро
так, как это разумели. Не случайно в ответ на поток ковринских претензий
Песоцкий лишь недоуменно вздыхает: «Бог знает, что ты говоришь!» В том, что
духовный потенциал главного героя рассказа остался нереализованным, виноват, в
первую очередь, он сам. Восторг творчества и жажда самоутверждения
соседствовали в нем с глубокими сомнениями в собственной значимости. Радость,
сопровождавшая осознание героем своей неординарности, — Коврин то по-детски
самозабвенно предавался ей, то вдруг почему-то начинал страшиться, совеститься
своих чувств. Последний разговор с монахом (VII глава) – свидетельство
душевного смятения героя. В сложном и многотрудном процессе построения себя как
личности Коврину не хватило самого главного «строительного материала» — веры в
себя; он перестал прислушиваться к своему внутреннему «я» и вверился голосу
«толпы». Именно в этом упрекает Коврина монах, явившийся герою незадолго до
смерти. «- Отчего ты не поверил мне? – спросил он с укоризной, глядя ласково на
Коврина. – Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты
провел бы не так печально и скучно».        Когда же Коврин находит в себе силы
порвать с «залечившей» его средой, его ожидает расплата за компромисс. Он сумел
добиться «самостоятельной кафедры» и должности профессора, но по-прежнему лишен
вдохновения. «Конспект небольшой компилятивной работы» и лекции, в которых он
«излагает вялым, скучным, тяжелым языком обыкновенные и притом чужие мысли»,
заменяют ему «чудесную науку». «Черного монаха» вылеченный Коврин не забыл, но
о былых видениях вспоминает со страхом и содроганием. В здоровом сознании
посредственности эти видения  ассоциируются с утратами последних лет: «Оттого,
что несчастная, убитая горем Таня в своем письме проклинала его и желала его
погибели, ему было жутко, и он мельком взглядывал на дверь, как бы боясь, чтобы
не вошла в номер и не распорядилась им опять та неведомая сила, которая в какие-нибудь
два года произвела столько разрушений в его жизни…» Образ черного призрака как
предвестника трагических событий возникал в рассказе и раньше. Вот одна из
сцен: «Однажды монах явился во время обеда и сел в столовой у окна. Коврин
обрадовался и очень ловко завел разговор с Егором Семеновичем и с Таней о том,
что могло быть интересно для монаха; черный гость слушал и приветливо кивал
головой, а Егор Семенович и Таня тоже слушали и весело улыбались, не
подозревая, что Коврин говорит не с ними, а со своей галлюцинацией». Интересно
отметить, что эта сюжетная ситуация из чеховского рассказа почти напрямую
перекликается со сценой в трактире из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери».

                                  
Моцарт.   Мне день и ночь покоя не дает

                                                   
Мой черный человек. За мною всюду,

                                                    Как тень
он гонится. Вот и теперь                                                    
Мне кажется, он с нами сам-третей                                                    
Сидит.

       Образ таинственного незнакомца в черном, заказавшего
Моцарту реквием и незримо преследующего композитора, у Пушкина – символ смерти,
её предвестие. Пушкинский  Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно
предугадывая, что написал реквием самому себе. Поэтому внутренний пафос сцены
тревожный, трагический. У Чехова ни Коврин, ни отец и дочь Песоцкие не
подозревают о драме, которая вскоре разразится в их семействе, однако появление
«черного человека» также сигнал неблагополучия, грядущего разлада между
героями. Исходя из этого,  можно заключить, что черный монах – образ
многозначный и динамичный.

       Но вернемся к Коврину последнего периода его жизни.
«Коврин теперь ясно сознавал, что он – посредственность, и охотно мирился с
этим…» Он оставил высокие устремления и «доволен тем, что он есть». 

  Неужели
перед нами двойник Ионыча? 

      Повесть «Ионыч» будет написана Чеховым спустя четыре
года после «Черного монаха», и конфликт в ней будет разрешен в пользу
обыденности и пошлости, торжествующих над духовностью и романтикой. Но
персонажу одного из самых поэтических, самых фантастических своих произведений
– Андрею Васильевичу Коврину – писатель не мог и не хотел уготовить судьбу доктора
Старцева. 

      И последний вопрос классу:

  Как
вы понимаете финал произведения?

       В финале рассказа героем снова овладевает
беспокойство – то самое беспокойство, которое означает, что душа не омертвела и
распахнута навстречу волнениям жизни. Природа готова принять его в свои
объятия: «Бухта, как  живая, глядела на него множеством голубых, синих,
бирюзовых и огненных глаз и манила к себе». Многоцветие мира вновь открылось
Коврину. «Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными
росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку,
свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Над
телом Коврина «колдует» его прежний черный визитер. Монах-призрак шепчет
угасающему герою, что тот «умирает потому только, что его слабое человеческое
тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения».
Конечно, приобщение чеховского героя «священной гармонии» иллюзорно. Жизнь,
жизнь подлинная прошла мимо Коврина. Позади – невозделанное пространство
аллегорического сада, разрушенные судьбы близких. И сколько бы  ни прогонял от
себя Коврин мысли об этом перед смертью, укоры совести настигают его вновь и
вновь, подобно тому как ветер возвращает и рассыпает перед ним на подоконнике
брошенные им за окошко клочки Таниного письма-проклятия. Коврин умирает с
«блаженной улыбкой» на устах. Быть может, покинув земное здесь, он
обретет душевное спасение там?

1  Чехова М.П. Из далекого прошлого //
Вокруг Чехова. — М.: Правда, 1990. – С.331 – 332.

   Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи
и впечатления // Вокруг Чехова. – М.: Правда, 1990. – С. 295 — 297. 

2  Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и
впечатления // Вокруг Чехова/Сост., вступ. ст. и примеч. Е.М. Сахарова. – М.:
Правда, 1990. – С. 295.

3  Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и
впечатления // Вокруг Чехова/Сост., вступ. ст. и примеч. Е.М. Сахарова. – М.:
Правда, 1990. – С. 296 — 297.

4  Достоевский Ф.М. Полн. СОБР. Соч. В
30-ти т. Т. 20. – Л.: Наука, 1980. – С.172.

В конце XIX века Чеховым была написана малоизвестная повесть «Черный монах». Не секрет, что поводом для написания этой повести послужил сон. Эта повесть не стала знаменитой и часто читаемой, однако, свой след в литературном мире она оставила. Рассмотрим ее коротко по главам.

Глава 1: Знакомство

В первой главе нас знакомят с главным героем повести Андреем Ковриным и его друзьями. Сам герой является магистром наук, и он приезжает в деревню к своей подруге Татьяне Песоцкой. Дружили они с детства, а жила девушка вместе с отцом. Отец же девушки – знаменитый русский садовод и селекционер. Проживают они в огромной усадьбе, которая обустроена в английском стиле.

По пути к Песоцким Андрей заехал в свою деревушку Ковринку, а потом и к друзьям. Отец девушки, Егор Песоцкий, еще и воспитывал в свое время Андрея. Он демонстрирует парню свои достижения в садоводстве, показывает выращенные им редчайшие растения, начиная от цветов и заканчивая плодоносными деревьями.

В гостях Андрей не сидит без дела – он занимается чтением, изучает иностранный язык и много времени проводит с дочерью садовода – ему нравится эта миниатюрная брюнетка, кроме того, она поведала ему о том, что отец гордится тем, чего он добился в науке.

Глава 2: Мираж

Коврин вдруг понимает, что полюбил Татьяну. Но чувства не мешают ему работать над проектами и делами – он по-прежнему много читает, говорит, и вообще, проводит время и с пользой, и с удовольствием. Так, каждый день вечером, в усадьбе Песоцких проводятся музыкальные концерты, поскольку гости дома обращаются с инструментами мастерски, и Андрей слушал музыку.

После прослушивания песни о девушке с больным воображением, он вдруг вспомнил историю о неком черном монахе. Легенда была такова – в Сирии рыбаками был замечен странный черный монах, от которого по реке пошел мираж, в котором появлялись двойники этого монаха, и их становилось все больше. Он таким образом уходил с планеты в другие вселенные. Народ ожидал его возвращения спустя десять веков, а Андрей высчитал, что монах объявится через день-другой.

Вечером того же дня Андрею явился призрак черного монаха, который поначалу выглядел, как вихрь, идущий на него. Парень едва успел не попасть под него, а отскочить в сторону. Призрак, проходя мимо парня, улыбнулся.

А парень, дабы не портить настроение людям в гостях и своим близким, не стал рассказывать об увиденном и вел себя по-особому — живо и активно.

Глава 3: Преемник

Татьяна ознакомила Андрея с трудами своего отца. А тот потом изливал душу молодому человеку, что ему жалко сад, который он холил много лет. А без него сад погибнет. Он мог бы положиться на свою дочь, но когда она выйдет замуж, то ей станет не до сада, да и у нее своя жизнь. Компромисса не найти, ибо работа в саду отбирает все свободное время, а семья будет этой работе мешать.

Кроме того, Егор не желает и видеть ухажеров Татьяны, и после прелюдий он перешел к делу – он видит мужем своей дочери своего воспитанника, его, Андрея. Он желает, чтобы молодые поженились, тем паче, он знает Андрея и доверяет из посторонних только ему.

А Андрей смеется на все это. Он и не думал обо всем этом, а жениться пока не планирует, хоть ему и нравится девушка.

Он больше озадачен увиденными галлюцинациями. Но он приходит к выводу, что увиденные им миражи не причиняют никому вреда, следовательно, они неопасны.

Глава 4: Ссора

Татьяна и отец поссорились. Родитель сердился недолго и вскоре хотел помириться. Но Татьяна отца не впустила.  Дочь уговаривала старика дать расчет некоторым рабочим и нанять вместо них поденщиков. Но тот на дочь накричал. Татьяне казалось, что он считает ее в доме лишней.  Но Андрей разубеждает ее в этом и всячески утешает.

Девушка все сильнее Андрею нравится. Он благодарен  этим людям за то, что они в свое время взяли его, сироту, в свой дом,  стали ему семьей. В итоге отец и дочь перестали сердиться друг на друга.

Глава 5: Двойное признание

Следующая встреча Андрея с черным монахом случилась в саду. Молодой человек в этот раз с ним заговорил. Тот, признав себя миражом Андрея, ему сказал, что он, Андрей, служит вечным ценностям, потому что его мысли, наука и жизнь направлены на служение прекрасному и разумному, что является вечным, и на них лежит божественная печать.

Монах уверен, что у человечества впереди величайшее будущее, и люди, такие, как Андрей, просвещенные и деятельные, будут этому способствовать. Смысл жизни, считает монах, в познании, и именно от познания нужно получать наслаждение. Андрея взволновала речь миража, но тот успокоил  его, подтвердив, что Андрей психически нездоров, но должен гордиться тем, потому что пожертвовал своим здоровьем во имя науки, что  здоровье имеется только у далеких от науки, стадных людей. Слова монаха растрогали до слез Андрея. Молодой человек и так осознавал, что служит высочайшему  идеалу, и был готов ко всему ради этого.

Призрак ушел. Таня, встретившая Андрея в саду, была удивлена. Молодой человек выглядел странно. Он еще больше удивил и ошеломил девушку, признавшись ей в любви и попросив ее с ним уехать. Та смутилась и не знала, что сказать.  

Глава 6: Подготовка к свадьбе

Весть о бракосочетании ошеломила Танинного отца. Он реагировал весьма своеобразно: старик вроде и желал этого, и, в то же время, боялся будущих перемен и недоумевал. Татьяна закрылась у себя. Потом начались хлопоты, связанные со сбором осеннего урожая. Отец не успевал, злился, стал нервным. Теперь он жил в ускоренном ритме.

Татьяне было  то жарко, то холодно. Андрея она любит. Девушка то страшно его ревнует, то не хочет оставить Песоцкого, то гордится предстоящим собственным замужеством.  Свадебные хлопоты проходили в нервной обстановке, старались наготовить больше приданого. Песоцкий тоже нервничал, то хлопотал по хозяйству, то не к месту вспоминал покойную Танину мать. Он был восхищен зятем, был уверен в его великом будущем.

Встречи Андрея с призраком стали более частыми и продолжительными. В их беседах молодой человек черпал огромное вдохновение. Его странности еще никому не были заметны. Сам Андрей счастлив, и приготовления к свадьбе и отношения с Татьяной, полные романтики, радовали его. Все больше времени он уделял работе и меньше сну и отдыху.

Глава 7: Сумасшествие

Окружающие считают Коврина  образованным, разумным человеком, испытывают восхищение к нему. Их с Татьяной Песоцкой свадьба всем кажется настоящим счастьем. Так началась семейная жизнь молодоженов. Татьяна, живя с супругом в городе, устает от городской суеты, у нее начинаются головные боли, она рано ложится спать и долго почивает. В те часы и происходят встречи с черным монахом, их беседы. Призрак хвалит Андрея за его ум, что тот не тщеславен и не стремится прославиться. Андрей не понимает, в чем причина его счастья, почему он не знает скуки? Призрак же говорит, что это естественное состояние людей, обладающих высоким интеллектом и развитых нравственно. Они свободные и счастливые.  Андрей в шутку спрашивает призрака, вдруг это вызовет гнев богов?

В это время жена Коврина, пробудившись посреди ночи, наблюдает, как ее супруг разговаривает с креслом. Женщина испугалась, но супруг не видит ничего в том страшного. Оказалось, что Татьяна  уже давно заметила, что что-то неладно. Таня убеждает мужа, что состояние его опасное и тяжелое. Коврин осознает, что сходит с ума. Поутру Коврина отвозят в лечебницу.

Глава 8: Разочарование

Андрея лечат, и скоро видения прекращаются. В течение года он меняется и внешне, и внутренне: полнеет, мало занимается работой, не пьет вина, делается раздражительным, срывается. Теперь он был коротко острижен, стал инертным, скучным. Андрею не хватает бесед о смысле жизни, о его предназначении и гениальности, о счастье. Молодой человек начинает упрекать супругу и ее отца. Он говорит, что теперь он стал таким, как все, посредственным, и от этого жизнь ему стала скучной.

Коврин теперь испытывал чувство ненависти к своей родне за их опеку. Егору Семеновичу было неловко, хоть он и не виноват был ни в чем.  Таня не чувствовала себя счастливой по причине беспокойства за супруга. Их отношения разладились  окончательно. Нынешний Андрей стал совсем не таким, каким был раньше до их женитьбы. Супруг же только добавлял масла в огонь, чувствуя себя Шекспиром, которого лишили гениальности, сделали посредственностью против его воли. В этом он винил  семью.

Вопреки уговорам супруги, муж изводит упреками тестя, и старик сдает здоровьем. Андрей не обращает внимания на мучения других, будучи уверенным, что он недооцененный гений. Нервы Тани тоже на пределе, ее постигло разочарование и уныние. Она думала об Андрее как о талантливом молодом человеке, а на деле тот оказался безумцем.

Глава 9: Письмо

Коврин получил кафедру в университете, но уже не мог преподавать. Туберкулез поставил крест на его педагогической карьере. Из-за шедшей горлом крови Андрей долго говорить не мог. Его матушка с этой болезнью жила около 10 лет, и он хотел прожить столько же.

Коврин развелся с супругой, и теперь у него другая жена, Варвара Николаевна, относящаяся к Андрею как к ребенку. Болезнь героя прогрессирует, его здоровье ухудшается. Варвара хочет уехать с ним в Крым.

Прибыв в Севастополь, Коврин не отдыхает после тяжелой дороги,  у него в кармане находится письмо от Татьяны, бывшей жены. Андрей считал их семейный союз  ошибкой и винил себя, что после  пребывания в лечебнице вымещал свои негодование и гнев от неудовлетворенного тщеславия на жене и тесте.  Теперь ему было стыдно за свое поведение в отношении их, что он часто надоедал Тане своими претензиями, что в порыве злости погубил все свои рукописные труды, которые написал во время своего психического заболевания. В них каждая строка обличала  порок Андрея – манию величия.

А один раз он, рассердившись,  высказал супруге, что ее родитель предложил Андрею взять ее в жены. Егор Семенович о том услышал, и от этого его хватил удар, а у Тани случился обморок от его откровения и болезни Песоцкого.

Коврина шокирует послание бывшей жены, в котором та обвиняет его в смерти отца, что он довел его до этого и что сейчас в их сад пришли другие хозяева. Под конец она с грустью сетует, что Коврин не оправдал ее надежд, что она ошиблась, приняв его, сумасшедшего, за гения.

Герой решил не думать об этом и разорвал письмо. Ему пришлось смириться с тем, что он уже не гений, а только посредственность, и получить кафедру. Хотя Андрей не может до конца смириться с такой несправедливостью, считая, что трудился так много и так мало получил. В гостинице звучит романс про девушку с нездоровым воображением, и герою опять привиделся призрак. Это был черный монах. Коврин обрадовался, что он снова гений. Его вдохновитель упрекнул его за то, что Андрей разуверился в своей одаренности и без пользы прожил два года. Но уже слишком поздно, ничего не исправить. У героя открывается кровотечение, и он умирает.

  • Рассказ чехова цветы запоздалые
  • Рассказ чехова супруга читать
  • Рассказ чехова убийство читать
  • Рассказ чехова толстый и тонкий читать полностью
  • Рассказ чехова хамелеон краткое содержание