Автор На чтение 11 мин. Просмотров 19 Опубликовано
Авторы: Антон ЧеховЖанр: РассказыФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3800-1
Историю об одиноком по натуре человеке, который старался спрятаться от жизни в свою скорлупу, рассказывает на охотничьем ночлеге-постое учитель гимназии Буркин своему товарищу, ветеринарному врачу Ивану Чимша-Гималайскому. Это история об учителе греческого языка Беликове, который обожал футляры и сам даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. У этого человека было непреодолимое желание спрятать себя от реальности любыми средствами. Коллеги как-то раз решили женить Беликова на сестре нового учителя истории и географии — Вареньке. Но закончилось все трагически: Коваленко спустил Беликова с лестницы, а Варенька обсмеяла. «Человек в футляре» ушел домой, лег и больше не вставал, а через месяц умер.
Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».
В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».
Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.
Главные герои
Беликов – учитель греческого и латинского языков («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».
Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».
Другие персонажи
Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.
Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.
Краткое содержание
«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники»
– Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу»
.
Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.
Для каждой вещи у Беликова был свой чехол: и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле»
, потому что он «прятал его в поднятый воротник»
, носил очки. «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний»
. Даже его предмет – «мертвые языки»
, был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.
Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызывало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло»
. Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.
У Беликова была странная привычка: он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью»
. Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре»
тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!»
.
Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить»
. Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность»
. Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная»
.
Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук»
, но их отношениям не препятствовал.
Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос»
, изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление»
. А когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии неприлично.
На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.
Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал»
. Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет»
. После его смерти все испытали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по прежнему»
, «не стало лучше»
.
Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»
.
Заключение
В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности». По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло». На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.
Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.
Тест по рассказу
Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:
- Вопрос 1 из 12
В каком году был написан рассказ Чехова «Человек в футляре»?</h3>
- <label>1896;</label>
- <label>1897;</label>
- <label>1898;</label>
- <label>1899.</label>
(новая вкладка)
- Название:Человек в футляре
- Автор:Антон Павлович Чехов
- Издательство:Наука
- Жанр:Классическая проза / на русском языке
- Год:1986
- Город:Москва
- Язык:Русский
- Рейтинг книги:2.75 / 5
- Ваша оценка:
- Избранное:Добавить книгу в закладки
Человек в футляре: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Человек в футляре»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Уважаемые правообладатели! Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи. В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Очень кратко:Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.
Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ
Этот человек носил тёмные очки, фуфайку, тёплое пальто, зонт и галоши даже в тёплую погоду. Все его вещи были в чехле, а сам он в постоянной тревоге «как бы чего не вышло».
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
Беликов боялся абсолютно всего. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние. Дома у него также были сплошные ограждения: халат, колпак, замки, задвижки. Кровать Беликова была словно ящик, а спал он, укрывшись с головой. Женской прислуги он не держал, потому как боялся сплетен. Старик Афанасий был его единственной прислугой.
Афанасий — слуга Беликова, полоумный пьяница 60-ти лет
На всех собраниях преподавателей Беликов жаловался, предлагал исключать учеников и наказывать всех за несоблюдение порядков.
Продолжение после рекламы:
Буркин ошарашил Иван Иваныча тем, что сообщил, что однажды Беликов чуть не женился. В гимназию направили нового учителя — Коваленко.
Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии; молодой, смуглый, высокий мужчина, родом из Малороссии, говорит гулким басом и ходит в вышитой сорочке
Тот приехал не один, а со своей сестрой Варенькой.
Варенька Коваленко — сестра Михаила Саввича, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка
При их знакомстве с Беликовым она привлекла его внимание своим пением. И тут весь педагогический состав вспомнил, что Беликов не женат и надо бы их с Варенькой свести.
Брифли существует благодаря рекламе:
Вареньке было 30 лет, а Беликову за сорок. Она была не против выйти замуж, тем более что с братом отношения не были гладкими. Варенька стала показывать явную благосклонность к Беликову, а тот всё взвешивал предстоящие обязанности и ответственность.
…решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.
Между тем кто-то нарисовал карикатуры на него и Вареньку, и Беликов переживал такие насмешки очень тяжело. Затем, когда Беликов прогуливался с Буркиным, им навстречу ехал Коваленко с сестрой на велосипедах. Варенька, как обычно, громко смеялась. Этот факт ужасно возмутил Беликова. Он стал рассказывать Буркину, что негоже преподавателю, тем более женщине, ездить на велосипеде.
С этой мыслью он посетил Коваленко и высказал все свои замечания. На что тот, в свою очередь, в грубой манере дал понять, что будет делать то, что ему нравится. Настойчивый Беликов в итоге был спущен с лестницы. Когда он скатился с лестницы, вошла Варенька с двумя дамами и, глядя на него, расхохоталась.
И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.
Вернувшись домой, Беликов убрал со стола портрет Вареньки, лёг и больше уже не вставал. Через месяц он умер.
Продолжение после рекламы:
Погода была пасмурная и дождливая, на похоронах все были с зонтиками и в галошах. Все почувствовали свободу и облегчение, когда похоронили Беликова.
Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.
Но вскоре обнаружили, что легче жить не стало. Жизнь осталась такой же скучной и унылой.
Иван Иваныч отметил, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — всё это и есть футляр.
Иван Иваныч всё размышлял о трудностях жизни, о вещах, которые не дают ему покоя: ложь, обиды, унижения. Буркин предложил просто лечь спать и через десять минут уже спал. А Иван Иваныч всё не мог уснуть, а потом встал, вышел наружу и снова закурил трубку.
Пересказала Татьяна Сачик через Народный Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Экранизации ?
Аудиокниги
Человек в футляреАудиокнига. 33 мин. Читает Мареев Андрей. Бесплатный отрывок:Мареев Андрей33 минЧеловек в футляреАудиокнига. 40 мин. Читает Алика Серкейро. Бесплатный отрывок:Алика Серкейро40 минЧеловек в футляреАудиокнига. 34 мин. Читает Светлана Вешта. Бесплатный отрывок:Светлана Вешта34 минThe Man In A CaseАудиокнига на англ. языке. 34 мин. Читает Max Bollinger. Бесплатный отрывок:Max Bollinger34 мин
Читайте также
Используемые источники:
- https://www.culture.ru/books/252/chelovek-v-futlyare
- https://obrazovaka.ru/books/chehov/chelovek-v-futlyare
- https://libcat.ru/knigi/proza/klassicheskaya-proza/9138-anton-chehov-chelovek-v-futlyare.html
- https://briefly.ru/chehov/chelovek_v_futljare/
Краткое содержание А.П. Чехов «Жалобная книга»
«Жалобная книга» — рассказ, написанный А.П. Чеховым. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Осколки» №10 в 1884 году. Под рассказом стояла подпись «А. Чехонте».
В основе «Жалобной книги» Чехова лежит реальная история. Автор поведал, как однажды, проезжая мимо одной из станций Донецкой дороги, он прочел там жалобную книгу. Произведение является пересказом событий, взятых оттуда, Антон Павлович лишь поменял имена главных героев.
Основные персонажи
Чтобы понять смысл краткого содержания, нужно рассмотреть главных героев:
- Ярмонкин — обычный глупый гражданин, который считает, что в его безграмотности виноват кто угодно, кроме него самого;
- Самолучшев — работник конторы, который оставил жалобу на грубое поведение жандарма и кондуктора. Пожалуй, единственный персонаж, чей отзыв действительно связан с качеством обслуживания;
- Алексей Зудьев — молодой человек, который учится в 7 классе Курской гимназии. Во время написания отзыва в книге сильно переживал;
- Забавный дачник — очень веселый человек, любит пошутить;
- Дьякон Духов — служитель церкви, который не знал, что в столовой у дороги не всегда продается постная пища;
- Козьмодемьянский — телеграфист, был уволен за злоупотребление алкоголем, так и не осознал своих ошибок;
- Иванов 7-ой — этот человек пытался образумить людей, оставляющих бредовые записи. Ему написали, что он дурак.
Очень краткий пересказ
В одной из железнодорожных станций есть жалобная книга, в которой можно пожаловаться на работу транспорта, улучшая тем самым качество обслуживания.
До недавнего времени книга лежала в конторке, закрытой на ключ (последний можно было взять у местного жандарма). Но теперь, когда замок сломан, любой может добраться до книги и писать всякую чепуху, которая никак не связана с транспортом.
Кто-то писал глупые стихи, кто-то — признание в любви. Некоторые вообще оставляют кляксы и рисуют рожицы.
Да, в книге действительно есть пара записей по делу, но написаны они крайне безграмотно.
Краткое содержание рассказа
Рассказ «Жалобная книга» повествует об обычной жалобной книге на железнодорожной станции. Там люди могут оставлять отзывы о работе транспорта, пожаловаться на определенные вещи или дать советы по улучшению качества обслуживания. Ранее конторка была заперта на ключ, который находился у местного жандарма. Но недавно замок взломали, и теперь каждый имеет доступ к ней. Сейчас в книге можно прочитать множество различной чепухи, которая никак не связана с транспортом — людям просто захотелось пошутить.
Открыв книгу, можно заметить, что она наполнена различными оскорблениями и смешными картинками. Кто-то даже оставил там признание в любви. При этом большинство записей были написаны с ошибками, некоторые из них и вовсе было невозможно понять.
Какой-то шутник изобразил на странице забавную кривую рожицу, украсив ее рогами и длинным носом. Под картинкой была забавная надпись.
Далее идет запись господина Ярмонкина, который оставил жалобу на ветер, сорвавший шляпу с его головы. Это произошло, когда ехал поезд.
Конторщик Самолучшев оставил жалобу на кондуктора. Его отзыв действительно был обоснованным, грубый кондуктор Кучкин нахамил его спокойной жене. Самолучшев хотел вмешаться, но жандарм схватил его за руку.
Потом идет запись Алексея Зудьева. Во время написания отзыва его одолели сильные эмоции. Ученик гимназии не смог совладать с ними, поэтому перечеркнул свою запись.
Забавный дачник написал, что во время ожидания поезда ему приходится видеть неприятное лицо управляющего на станции. Это ему не нравится.
После отзыва дачника стоит анонимная запись. Кто-то оставил предупреждение, что Тельцовский — шулер, а у жены жандарма есть любовник (буфетчик Константин).
Следующую запись оставил служитель церкви дьякон Духов. Он пожаловался, что в буфете нет постной еды и он был вынужден остаться голодным. А еще ниже находится ответ анонима, который в грубой форме предложил ему есть то, что дают.
Еще один пассажир написал, что недавно потерял портсигар. Человек попросил, того, кто найдет утерянную вещь, передать ее в кассу.
Телеграфист Козьмодемьянский был пьяницей, и потому его уволили с работы. Он использовал книгу, чтобы описать свое негодование, заявляя, что все вокруг воры и мошенники.
Далее кто-то написал краткое признание в любви. Но автор остался неизвестным.
Последнюю запись оставил некий Иванов-7й. Он обратился с просьбой не писать ничего лишнего в книге. Но в ответ ему написали, что он дурак, хоть и седьмой.
Последняя запись в книге
Главная мысль
Прочитав краткое содержание рассказа Чехова «Жалобная книга», может показаться, что в нем нет никакого смысла. Действительно, весь сюжет разворачивается вокруг абсурдных и смешных записей. Но если проанализировать каждую цитату или картинку, то можно увидеть жизненные ценности самих людей. А.П. Чехов хотел показать нам тех, кто живет в России, что они любят, от чего получают удовольствие, а что приносит им огорчение. Краткое содержание рассказа позволяет читателям посмеяться над героями, но одновременно и над всеми остальными людьми, ведь среди всех упомянутых в книге можно найти похожих на себя. Записи действительно вызывают улыбку, и именно этого добивался автор – он хотел, чтобы смех позволил людям победить собственные недостатки.
Краткое содержание Чехов Жалобная книга
Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» — некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции. Этакий сборник курьезов, замечаний, признаний.
Что же можно увидеть в книге? Рожицу с комментарием «ты скотина, а я нет», обиду на ветер: классическое «подъезжая к станции, с меня слетела шляпа», возмущения конторщика по поводу грубости кондуктора. Есть претензия к жандарму, который не так взял за плечо гражданина, юного гимназиста, которого поверг в ярость чей-то неправильный поступок.
Еще в «Жалобной книге» дачник описывает, какой ему представилась физиономия начальника станции. С точки зрения «обозревателя», портрет разочаровывает.
В анонимной записи читателей книги предупреждают, что гражданин Т. – шулер, а жандармская жена крутит роман с буфетчиком. Кто-то разыскивает портсигар, кто-то опасается увольнения за пьянство. Есть в книге и трогательное признание в любви к Катеньке.
Дьякону кто-то советует есть что придется, потому что поиски постной пищи на станции бессмысленны. На что философ-дьякон отвечает в том смысле, что надо быть благосклоннее к людям.
Весь этот «винегрет» подтверждает: книга как бы используется не по своему назначению. Но зато любой, кто пробежал по ее строчкам, может увидеть и зафиксировать для себя удивительные подробности станционной жизни. Можно даже сказать, что главное действующее лицо рассказа – не перечисленные персонажи, а сама жалобная книга.
Интересную деталь подчеркивает Чехов. Книга общедоступна, ключа к конторе, в которой лежит «фолиант», не существует. Поэтому каждый может приобщиться к веселой и грустной летописи местных станционных нравов. Благодаря записям в ней здесь пересекаются люди и судьбы, которых ничто другое не могло бы свести вместе.
То, что кажется словесным мусором на первый взгляд, обретает некую закономерность, если воспринимать написанное как собирательный образ мыслей маленького человека. Начертанный, разумеется, Чеховым не без юмора
Ну, а вывод в отношении «авторов» налицо: они и наушничают, и кляузничают, и малодушничают, и иронизируют, и радуются. Слепок с общества своего времени – вот что такое записи в «Жалобной книге». Чтобы в полной мере насладиться потрясающим языком классика, надо, конечно, перечитать каждую уникальную запись.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Жалобная книга. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главный герой, названный просто К., приезжает в деревню, принадлежащую Замку, и останавливается на ночь на постоялом дворе. Разбуженный ночью сыном кастеляна Замка, сообщившем, что для нахождения на территории Замка
Вовка Грушин всегда что-то изобретал. Погрузившись с головой в творчество, он частенько забывал об учебе. Вот и теперь, накануне каникул, Вовка затеял новый загадочный проект, который держал в секрете
Рассказ о мальчике Феде Рыбкине. Федя вернулся домой, после катания на коньках. Дома было тихо. Его сестра уже приготовила домашнее задание и ушла на улицу с подружками.
Под горячими лучами солнца снег начал таять. Пройдёт несколько дней и весна вступит в свои права. В полдень уже настолько тепло, что на снегу можно заметить разных жучков, паучков и блошек.
Речь идет об одном мужике Макаре, который жил в слободе Чалган, в Тайге вместе с якутами. Был он потомком русских крестьян, чем изрядно гордился и считал себя на головы выше якут, татар и всех, кто его окружал.
Краткое содержание рассказа «Жалобная книга» А. П. Чехов
Краткое содержание рассказа «Жалобная книга» для читательского дневника в шутливом тоне перескажет содержание жалобной книги, которая пылится в маленькой конторке в пыльной железнодорожной станции где-то в глубине бескрайней России.
«Жалобная книга» очень краткое содержание
Чехов Жалобная книга краткое содержание для читательского дневника:
Заброшенной железнодорожной станции в особом месте лежит жалобная книга, в которую нужно писать жалобы на обслуживание или предложения по улучшению работы железнодорожного транспорта.
Ключ хранится у жандарма, но конторка давно сломана и ключа, чтобы добраться до книги не нужно, поэтому там пишут все, кому не лень, причём пишут всякую ерунду, не относящуюся к делу.
Кто-то пишет глупые стишки, кто-то объяснения в любви, а кто-то рисует рожицы и ставит кляксы.
Есть и несколько записей, которые якобы направлены на улучшение качества обслуживания на транспорте, но они написаны так безграмотно и сумбурно, что сделать по ним какие-то выводы невозможно.
Я думаю, с одной стороны автор хотел пошутить над безграмотными и скучающими людьми, а с другой стороны, невежество – страшная проблема общества, к которой автор хотел привлечь внимание, чтобы сначала мы посмеялись, а потом задумались.
Читайте также: Рассказ Антона Павловича Чехова «Налим» повествует смешную историю о том, как мужики рыбу налима ловили. Все герои суетятся вокруг укрывшегося под корягой налима. Но рыба просто не достанется. Интересно и увлекательно описана внешность и диалоги героев. Чехов настолько точно передаёт характер каждого, что кажется, что стоишь на берегу и наблюдаешь.
Короткий пересказ «Жалобной книги» Чехова
С самого начала рассказа поясняется, что эта книга для жалоб лежит на станции. К ней есть доступ у каждого человека. Автор пока призывает, мол, раскрывайте книгу и читайте.
И у читателя создается мастерством Чехова ощущение настоящей жалобной книги, набранной печатным шрифтом. Начинается она с “пробы пера”. За этой подписью должна быть нарисована рожица. Далее — обидный стих. Первый призыв к серьезности. Далее, конечно, сообщается о происшествии — слетела шляпа, “глядя на природу в окне”.
Складывается комичный образ, что эта шляпа смотрела на природу, кинулась в окно. Что с этим поделать? Надеется ли автор сообщения, что ему вернут шляпу или предупреждает, чтоб не смотрели в шляпах в окна. Или просто жалуется? В конце еще одно “объявление” о пропаже портсигара. Кто найдет, дескать, отдайте туда-то.
Далее рассказывается целая история — жалоба на кондуктора. Тот был груб с женой автора сообщения. Жена, оказывается, старалась, чтоб все было тихо, но получилось “шумно”. Опять в очень краткой зарисовке с передачей характера через выбор слов и манеру письма создается комичная история.
Не обходится в книге и без обличений: один — шулер, другой — социалист. Жена жандарма ездила с другим мужчиной за речку. Наговор и месть? Остается без ответа.
Ученик гимназии возмущен до глубины души тем, что… и вся история зачеркнута.
Аноним недоволен “физиономией” начальника станции. Следующий автор раскрывает имя предыдущего, но в инициалах, да и сам не подписывается.
Можно подумать, что авторы начинают повторяться. Дьякон, которому посоветовали есть то, что дают, а не искать постной пищи, которой на станции нет, будто бы отвечает: “добродетелью украшайтесь”. То есть будьте добрей к людям. А вечно возмущенный гимназист, чуть повзрослев, признаётся девушке в любви на этих страницах. Опять призывают к порядку, но, видно, бесполезно.
Это интересно: Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия». С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.
Содержание «Жалобной книги» с цитатами
Краткое содержание Жалобная книга Чехов:
Станционная жалобная книга полна нелепых и смешных надписей, в которых отражаются характеры писавших их людей.
На железнодорожной станции в специальной запирающейся конторке лежит жалобная книга. Ключ от конторки должен храниться у станционного смотрителя, но на самом деле она всегда открыта, и любой проходящий через станцию может в ней писать.
В книге есть оскорбления, рисунки, признания в любви и жалобы на то, что к железнодорожной станции никакого касательства не имеет. Многие записи пестрят ошибками.
Вот кто-то намалевал в книге смешную рожицу и подписал:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет».
Далее, некий Ярмонкин жалуется на ветер:
Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Конторщик Самолучшев жалуется на кондуктора, который нагрубил его тишайшей жене, и на жандарма, грубо взявшего конторщика за плечо.
Ученик гимназии Алексей Зудьев «возмущён до глубины души» и находится «под свежим впечатлением возмутительного поступка». Какого именно — зачёркнуто.
Неунывающий дачник «обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен».
Следом кто-то предупреждает, что Тельцовский — шулер. Аноним радостно сообщает, что жандармиха изменяет мужу с буфетчиком. Затем следует жалоба дьякона Духова на станционный буфет, в котором нет постной пищи. Чуть ниже ему грубо отвечают: «Лопай, что дают».
Далее, некий разиня разыскивает свой кожаный портсигар. Телеграфист Козьмодемьянский негодует, что его выгоняют со службы за пьянство и объявляет всех мошенниками. За его жалобой следует надпись: «Добродетелью украшайтесь».
Следом идёт признание в любви некой Катиньке. После него «Иванов седьмой» просит не писать в жалобной книге посторонних вещей, на что ему отвечают: «Хоть ты и седьмой, а дурак».
Жалобная книга используется не по назначению, зато благодаря этому можно многое узнать о тех, кто заглянул в неё хоть раз. Каждая запись, как зеркало, отражает характер её автора.
Читайте также: Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» А. П. Чехов написал в 1883 году. Впервые рассказ был опубликован в юмористическом издании «Осколки» (1883). Прочитать краткое содержание «Толстого и тонкого» можно на нашем сайте. В произведении автор осмеивает существующие в любом обществе человеческие пороки: лицемерие и «чинопочитание».
Видео Жалобная книга Чехов
В этом рассказе-зарисовке представлена жалобная книга одной станции. Не рассказывается никакой целостной истории, но звучит много голосов, представлены забавные случаи… кто признается в любви, кто жалуется, кто шутит, кто призывает к порядку.
Чувствуется, когда сочинял пьяный, а когда непьющий дьякон, но иногда бывают и контрасты, например, серьезные вещи пишет гимназист. Герои будто отвечают друг другу: за шутку укоряют, на жалобу шутят.
«Человек в футляре» — небольшой рассказ Чехова, содержащий элементы гротеска, сатиры и философских размышлений о сущности человеческой личности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам вспомнить, о чём это произведение, благодаря краткому содержанию, которое представлено ниже. Его прочтение освежит в памяти основные события из рассказа и может послужить в качестве аргументации в сочинениях. Здесь представлен не только сюжет, но и отзыв, который содержит анализ произведения в сокращении. Приятного просвещения!
Краткий пересказ (502 слова): «Человек в футляре» — произведение А. Чехова, в котором историю жизни главного персонажа обсуждают после его смерти несколько отдыхающих охотников: ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассуждали о том, какие разные характеры бывают у людей. Буркин перешёл к рассказу о своём коллеге, который недавно преставился. Это был учитель греческого языка Беликов. Он и есть человек в футляре.
Беликов жил уединённо, и его жизненным принципом было следующее: если что-то конкретное не разрешено правилами, уставами или прочим, значит, что это запрещено и делать этого нельзя совершенно. Не только его принципы были ограничены. Весь внешний вид Беликова твердил о закрытости: всегда ходил с зонтом и в калошах, для любого предмета у него был чехол или футляр. Этим он как бы закрывался от внешнего мира. Часто восторгался звучностью мертвого (не используемого) древнегреческого языка.
Для Беликова было яснее и понятнее читать про то, что запрещено, так как в тех вещах, которые разрешались, для него было что-то сомнительное, он находил там какие-то неразрешимые скрытые вопросы, и потому не любил, когда читал про какие-то позволения. Его мнительность заражала всё педагогическое окружение: остальные тоже начали переживать, как бы не дошло до начальства, например, что молодежь иногда проказничает.
Также Беликов часто пугал товарищей своими посещениями. Он мог просто прийти и молча сидеть в квартире коллеги, и также молча уйти.
Далее рассказывают о поворотной ситуации в жизни учителя греческого языка: он, оказывается, однажды чуть не женился. Это была Варенька, сестра тогда нового учителя географии Коваленко Михаила Саввича. Это немолодая, лет 30, но высокая, чернобровая, шумная любительница малороссийских песен. Тогда у педагогов появилась мысль их женить, так как оба уже немолоды, а благосклонность друг к другу проявляют. Такой серьёзный шаг, как брак, как-то плохо повлиял на Беликова — он стал выглядеть ещё более болезненно, похудел.
Как-то случилось так, что какой-то художник нарисовал карикатуру на Беликова и Вареньку. Картинку получили все, и это ужасно расстроило учителя греческого языка. Ещё в тот день он увидел, как Варенька, женщина, на которой он собирался жениться, катается с братом на велосипедах. Он недоумевал, прилично ли женщине, а также педагогу, ехать на велосипеде? Вечером он пришёл в дом к Коваленко, однако, застал там только брата, которому попытался внушить, что кататься на велосипеде преподавателю нельзя, на что тот рассердился, вытолкал из квартиры, после чего Беликов не удержался на ногах и скатился с лестницы. Варенька, которая в этот момент вошла в дом, подумала, что жених упал случайно, по рассеянности, и засмеялась. После этого сватовство кончилось. Беликов убрал портрет Вареньки со стола, перестал вставать с кровати, а слуга его, Афанасий, даже спрашивал у Буркина, который зашёл проведать товарища, не нужен ли господину доктор. Сам же учитель греческого языка общаться отказывался. Через месяц умер. Рассказчик вспоминает счастливое выражение лица Беликова, словно он рад, что теперь навсегда останется лежать в футляре, из которого ему не выйти никогда. Также отмечается приподнятое настроение после похорон, будто после смерти человека в футляре появилась какая-то свобода. Буркин рассуждает, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, которые не хотят вылезать из своего футляра и тянут остальных с собой.
Отзыв (279 слов): «Человек в футляре» — хорошее произведение, которое демонстрирует ограниченность человека, склонного всю жизнь смотреть на вещи однобоко, так, будто любое нововведение опасно и недопустимо. Мое мнение о нем, как и мое отношение к творчеству Чехова в целом, положительное, ведь проблема Беликовых и их тлетворного влияния остается актуальной по сей день.
Прототипом Беликова мог быть публицист М. Меньшиков, хотя образ героя скорее собирательный, так как Чехов упоминал и своего брата: он тоже в любую погоду носил с собой зонтик. Именно это произведение породило нарицательный термин «человек в футляре», то есть такой человек, который закрывается ото всех и от мира, погружая себя в какую-то оболочку, чехол. В обозначении и описании этого феномена и состоит главная мысль рассказа «Человек в футляре». Автор заставляет нас задуматься, насколько мы свободны от своих предрассудков? Такое впечатление, что каждый герой его рассказа избирает свой футляр, но ни один из них не находит счастья в тесных рамках зоны комфорта.
Чему учит рассказ «Человек в футляре»? Читатели и критики отмечают, что произведение начинается на комической ноте, а заканчивается серьёзным размышлением. Так, Буркин задумался, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, ведь они заражают своим ограниченным мышлением других.
Что можно почерпнуть из рассказа? Не стоит прятаться от внешнего мира в кокон, а также не стоит поддаваться пагубному влиянию тех людей, которые уже там. К тому же, не всякое позволение означает хаос и вседозволенность. Люди склонны совершать и ошибки, и хорошие дела, что вовсе не должно регулироваться запретами и ограничениями. Человек наделен свободой выбора, и в этом проявляется его сущность.
Таким образом, этот рассказ может служить назидательным примером для тех, кто привык вписываться в рамки. Для других читателей автор приготовил другой урок: не стоит пытаться насильно вытащить человека из них.
Автор: Александра Новикова