Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

аннотация к рабочей программе по литературному чтению программа по литературному чтению составлена для 3 а класса на 2021

   Аннотация к рабочей программе по   «Литературному чтению»

      Программа по   «Литературному чтению» составлена для 3 «А» класса на 2021 – 2022 учебный год.  Составитель рабочей программы учитель начальных классов Власова Марианна Сергеевна, высшая квалификационная категория.      

      Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2013 г.). Программа разработана на основе авторской программы Г.С. Меркина «Литературное чтение. 1-4 классы».

 Линией курса «Литературное чтение»  являются:

— Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  — Система работы над навыками чтения.

 —  Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  — Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

 —  Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего их возрастным особенностям и уровню подготовки.

       Рабочая программа на 35 учебные недели. Это 140 часов в год при 4 часах в неделю.  

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1.  Литературное чтение. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях / Г.С. Меркин, Б.Г.Меркина, С.А.Болотова. — М.: ООО «Русское слово», 2019.
  2.  Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях/ Г.С. Меркин, Б.Г.Меркина, С.А.Болотова. — М.: ООО «Русское слово», 2020.

1. Содержание учебного курса

Дети и взрослые  (17  часов)

Произведения об отношениях детей и взрослых Б.Берестова, И.Токмаковой,  Л. Толстого, М.Зощенко, Е.Пермяка, В.Драгунского, русские народные сказки.

Дружба всего сильней (24 часа)

Народные произведения, произведения русских и зарубежных писателей о дружбе :  

Бр.Гримм, Л.Толстой, Н.Носов, В.Берестов, И.Крылов, Г.Цыферов.

Делу время, а потехе час (31 час)

Раздел знакомит детей с народными сказками и песнями, произведениями русских и зарубежных писателей о труде : А.Гайдар, С.Михалков, бр.Гримм, И.Крылов, Е.Пермяк, В.Осеева, Дж.Родари, Х.К.Андерсен.

Мир природы (28 часов)

Раздел включает в произведения о природе : русские народные сказки, аварские сказки, стихи А.Толстого, А.Пушкина, А.ПлещееваВ.Маяковского, рассказы Н.Сладкова, В.Бианки, Е.Чарушина .

Славные страницы российской истории (22 часа)

Народные сказки и произведения русских писателей об исторических событиях : Ю.Коринец, О.Тихомиров, Е.Холмогорова, А.Барков, С.Алексеев, А.Гайдар, А.Твардовский, А.Митяев .

Вселенная (9 часов)

Произведения о нашей Вселенной, о Луне, Солнце, звёздах и путешествиях в космос : О.Высотская, Дж.Родари, Я.Аким, А.Леонов, Ф.Кривин.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

• Осознание школьником важности процесса обучения.

• Понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

• Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

• Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций.

• Формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.

• Духовно-нравственное развитие личности.

• Формирование культуры общения.

• Формирование готовности получать новые знания, применять их и преобразовывать.

• Развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.

• Формирование ценностного представления о человеке и мире.

• Развитие потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Метапредметные результаты

• Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.

• Освоение различных способов решения поисковых и творческих задач учебной деятельности.

• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Формирование умения определять причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

• Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

• Использование различных источников информации (в том числе справочных пособий и образовательных ресурсов Интернета)для решения коммуникативных и познавательных задач.

• Развитие навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, построения осознанного речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в  устной и письменной формах.

• Овладение логическими операциями (установление причинно-следственных связей, аналогий; сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод).

• Развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и обосновывать свое мнение и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

• Развитие способности понимать, принимать общую цель и искать пути ее достижения, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.

• Формирование готовности конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов разных сторон.

• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений.

• Овладение базовыми метапредметными понятиями, отражающими существенные связи между литературой и другими видами искусства (музыка, живопись, кино, театр).

Предметные результаты • Развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

• Формирование творческой личности путем приобщения к литературе как искусству слова.

• Развитие умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; готовить пересказ текста в соответствии с целью (полный, выборочный, краткий).

• Развитие умения читать текст выразительно, наизусть, по ролям.

• Овладение элементарными приемами интерпретации и анализа (характеристики) художественных, научно-популярных и учебных текстов.

• Совершенствование умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию книги; участвовать в обсуждении прочитанного, давать и обосновывать оценку поступков героев.

• Овладение базовыми предметными понятиями; использование доступных для понимания литературных терминов при характеристике литературных произведений.

• Формирование умения сопоставлять поступки литературных героев с собственным жизненным опытом.

• Формирование потребности в систематическом, системном, в том числе досуговом, чтении.

• Формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться различными справочными источниками.

• Развитие умения пользоваться библиотечными фондами (поиск нужной книги по теме урока, для досугового чтения, для выполнения творческих работ и т.д.).

                    Контрольно — измерительные материалы.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения итоговых проверочных работ.

Виды и формы контроля: тесты по изученному произведению, теме, разделу, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждой четверти), комплексные разноуровневые проверочные работы по проверке уровня начитанности и читательских умений, контрольные работы (в конце каждого полугодия).

Во 2-4 классах оценочная система обучения. Уровень подготовки учащихся соответствует требованиям, сформулированным в ФГОС. За триместр и год результаты освоения рабочей программы по литературному чтению в третьем классе оцениваются по пятибалльной шкале (от «2» до «5»).

Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».

Отметки за выполнение тестовых заданий:

«5» — ученик набрал 9-10 баллов;

«4» — ученик набрал 7-8 баллов;

«3» — ученик набрал 5-6 баллов;

«2» — ученик набрал менее 5 баллов.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трёх вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая — в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.

Третьеклассники должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. В 3 классе – 8-10 стихотворений, 3-4 отрывка из прозы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.

Учебная четверть

Тесты

Проверка

техники чтения

Комплексные разноуровневые проверочные работы

Контрольные работы

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Год

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата проведения

Учебник — 1 часть  «Дети и взрослые» (17 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

2

Русская народная сказка  «Дочь — семилетка».

1

3

Русская народная сказка  «Дочь — семилетка».

1

4

В.Берестов «Урок листопада»

1

5

Русская народная сказка  «Привередница» ( в пересказе В.Даля)

1

6.

Русская народная сказка  «Привередница» ( в пересказе В.Даля)

1

7.

Г.Граубин «Хорошее настроение»

1

8.

И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

1

9.

И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»

1

10.

И.Токмакова «Почитай мне, мама!», М.Карим «Эту песню мама пела»

1

11.

Входная контрольная работа.

1

12.

Анализ к/работы, работа над ошибками.
Л.Толстой «Акула» (доп. чтение)

1

13.

Л.Толстой «Прыжок»

1

14.

Л.Толстой «Прыжок»

1

15.

М.Зощенко «Ёлка»

1

16.

М.Зощенко «Ёлка»

1

17.

Б.Емельянов «Обида»

1

18.

Е.Пермяк «Тонкая струна»

1

19.

Е.Пермяк «Тонкая струна»

1

20.

С.Баруздин «Кляксы»

1

21.

Л.Николаенко «Весёлое сделалось грустным»

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Дети и взрослые»

1

22.

Учёт знаний по разделу «Дети и взрослые»

1

23.

Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»,

«Чужая калитка» (дополнительное чтение)

1

24.

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1

25.

В.Драгунский «Он живой и светится…»

1

26.

Проверка навыков чтения.

1

«Дружба всего сильнее» (24 часа)

1/27

Вводный урок раздела. Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

2/28

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

1

3/29

Бр.Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

1

4/30

Бр.Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

1

5/31

Бр. Гримм «Дружба кошки и мышки» (дополнительное чтение)

1

6/32

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

1

7/33

Сказка Древнего Египта «Лев и мышь»

1

8/34

Л.Толстой «Лев и мышь» (басня)

1

9/35

Л.Толстой «Лев и собачка» (быль)

1

10/36

И.Соколов – Микитов «Дружба зверей» (сказка) : дополнительное чтение

1

11/37

Я.Аким «Пишу тебе письмо»

1

12/38

В.Берестов «С тобой мы дружили…», «Разлука»

1

13/39

Г.Цыферов «Про цыплёнка, солнце и медвежонка» (отрывок)

1

14/40

Н.Носов «Прятки»

1

15/41

Н.Носов «Прятки»

1

16/42

З.Александрова «Мы оба не пойдём гулять»

1

17/43

Ким Сан Ху «Ключик к дружбе»

1

18/44

И.Крылов «Лебедь, щука и рак»

1

19/45

И.Крылов «Лебедь, щука и рак»

1

20/46

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Дружба всего сильней»

1

21/47

Тест по темам раздела.

1

22/48

С.Козлов «Дружба»

1

23/49

Бр.Гримм «Бременские уличные музыканты»

1

24/50

Бр.Гримм «Бременские уличные музыканты»

1

«Делу время, а потехе час» ( 31час)

1/51

Вводный урок раздела. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

1

2/52

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

1

3/53

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

1

4/54

Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь»

1

5/55

Народные  песни-приговорки.

1

6/56

Народные  песни-приговорки.

1

7/57

А.Гайдар «Совесть»

1

8/58

С.Михалков «Часы»

1

9/59

К.Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток»

1

10/60

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

11/61

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

12/62

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

1

13/63

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

14/64

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

15/65

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

16/66

В.Одоевский «Мороз Иванович»

1

17/67

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

18/68

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

19/69

Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

1

20/70

Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»

1

21/71

Г.Граубин «Весёлое дело – работа»

1

22/72

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

23/73

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

24/74

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

25/75

В.Осеева «Волшебная иголочка»

1

26/76

Обзорно-обобщающий урок по разделу «Делу время, а потехе час»

1

27/77

Контрольная работа  по разделу «Делу время, а потехе час»

1

28/78

Анализ к/работы, работа над ошибками.

Дж.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?» . Подготовка к конкурсу кроссвордов по разделам 1-й части учебника.

1

29/79

Х.К.Андерсен «Лён»

1

30/80

Х.К.Андерсен «Лён»

1

31/81

Конкурс кроссвордов.

1

Учебник – 2 часть      «Мир природы» (28 часов)

1/82

Введение в раздел . «Два Мороза» (русская народная сказка).

1

2/83

«Два Мороза» (русская народная сказка).

1

3/84

А.Пушкин «Осень» (отрывок) — наизусть

1

4/85

А.Пушкин отрывки из поэмы «Евгений Онегин» — «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…» — наизусть по выбору.

1

5/86

Н.Сладков « Суд над Декабрём» (сказка)

1

6/87

А.Толстой « Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» , «Вот уж снег последний в поле тает» (отрывки)

1

7/88

К.Ушинский «Ветер и Солнце»

1

8/89

К.Ушинский «Спор Воды с Огнём»

1

9/90

Г.Тукай «Дождь и Солнце». Проверка навыков чтения.

1

10/91

Н.Сладков «Синяя птица»,  Гордая мышь» (аварская народная сказка)

1

11/92

А.Плещеев «Дети и птичка» (наизусть)

1

12/93

В.Бирюков «Утро»

1

13/94

Ю.Коваль «Весенний вечер», Б.Павлов «Сосна»

1

14/95

О.Высоцкая «Весна уборкой занялась»

1

15/96

Г.Лебедева «Здравствуй, лето!», Р.Сарби «Летний полдень»

1

16/97

Э.Мошковская «Речка»

1

17/98

К.Ушинский «Проказы старухи Зимы»

1

18/99

Е.Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься»

1

19/100

Е.Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься»

1

20/101

В.Маяковский «Тучкины штаны», М.Исаковский «Ветер», Н.Юркова «Вьюга»

1

21/102

В.Бианки «Голубой зверёк»

1

22/103

В.Бианки «Голубой зверёк»

1

23/104

«Лисичка» (чукотская народная сказка)

1

24/105

«Знаменитый путешественник» (по Т.Лубченковой)

1

25/106

Обзорно-обобщающий урок по темам раздела.

1

26/107

Учёт знаний по разделу «Мир природы»

1

27/108

Дж.Родари «Рыбы», В.Бианки «Люля»

1

28/109

В.Бианки «Люля»

1

«Славные страницы российской истории» (22 часа)

1/110

Введение в раздел. «Никита Кожемяка» (русская народная сказка»

1

2/111

Ю.Коринец «Отцовская песня»

1

3/112

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Под игом

1

4/113

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Москва собирает войско

1

5/114

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Ночь перед боем

1

6/115

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Куликовская битва

1

7/116

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Куликовская битва

1

8/117

О.Тихомиров «На поле Куликовом» — Слава героям

1

9/118

О.Тихомиров «В грозную пору»-

1

10/119

Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»- батарея Раевского

1

11/120

А.Барков «Благодарность за ночлег»

1

12/121

С.Алексеев «Орлович – Воронович»

1

13/122

А.Гайдар «Война и дети» (отрывок)

1

14/123

А.Гайдар «Война и дети» (отрывок)

1

15/124

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

16/125

В.Берестов «Великан», А.Митяев «Бескозырка»

1

17/126

А.Митяев «Бескозырка»

1

18/127

С.Наровчатов «Победа!». Обзорно-обобщающий урок.

1

19/128

Контрольная работа.

1

20/129

Анализ к/работы, работа над ошибками. «Сказание о Кремле» (по Е.Осетрову), «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

21/130

«Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

22/131

«Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо» (русская народная сказка)

1

«Вселенная»  (9 часов)

1/132

Введение в раздел. И.Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звёзды»,О. Высоцкая «Как Луна рассердилась»

1

2/133

«Мост Азамата» (чувашская народная сказка), Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», Н.Гончаров «В космос», Э.Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица»

1

3/134

В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука»

1

4/135

Я.Аким «Наша планета», А.Леонов «Обед в космосе»

1

5/136

Обобщение. Итоговый тест.

1

6/137

Проверка навыков чтения.

1

7/138

«Почему у месяца нет платья» (сербская народная сказка), Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

1

8/139

Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»

1

9/140

Обобщающий урок. Круг летнего чтения.

1

На чтение 23 мин. Опубликовано

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

image

Отец Евгения Ивановича – Чарушин Иван Аполлонович – губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. “Жизнь животных” А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

“Сопохуд”

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов “Сопохуд”. Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать “по специальности” – назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

image

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в “Мурзилке”, детском журнале. Чуть позже он начал работать в “Еже” (с 1928 по 1935 год) и в “Чиже” (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ “Мурзук” В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: “Вольные птицы”, “Дикие звери”, “Как мишка большим медведем стал”. В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году (“Щур”). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович – художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла – животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: “Разные звери” (1930 год), “Волчишко и другие”, “Никитка и его друзья”, “Про Томку”, “Про больших и маленьких”, “Моя первая зоология”, “Васька”, “Медвежата”, “Про сороку” и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике “Птенцы” (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное – показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году – “Птенцы”; в 1931 – “Волчишко и другие”, “Цыплячий город”, “Облава”, “Джунгли – птичий рай”; в 1935 – “Животные жарких стран”. Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга – “Детки в клетке” Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.

Рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе. Произведения и биография

  Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук Болтливая сорока Большие и маленькие Васька Бобка и крольчиха Щур Глупый мальчишка Хитрая мама Как Никита мне помогал Никита-охотник Сказка, которую Никита сам рассказал Кошка Как лошадка зверей катала Самолетики за крышами Цапля Страшный рассказ Злая Галя Зоосад Ваня-охотник Кабаны Птичье озеро Свинья Кошка Маруська Олешки Яшка Лесной котенок Кот и рыбки Бык Забодай Глупые обезьянки Путешественники Приятель Ёж Военная собака Бульдог  

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Евгений Иванович Чарушин (1901 — 1965)В — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922В году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922В года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А.В Е.В Карева, А.В И.В Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М.В В.В Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927В году закончил ВХУТЕИН.

С 1927В года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В.В В.В Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С.В Я.В Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С.В Я.В Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «ДжунглиВ — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторовВ — С.В Я.В Маршака, М.В М.В Пришвина, В.В В.В Бианки. Написал рассказыВ : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С.В Я.В Маршака. Постоянный автор журнала “Чиж” как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е.В И.В Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941В году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945В году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Имя Евгения Чарушина всегда ассоциируется у нас с чем-то по-детски прекрасным, тёплым и полным добра и уютных воспоминаний. Его герои вызывали у нас умиление, развивали умение сопереживать, радоваться за успехи других и поддерживать в трудную минуту.

Герои Чарушина учили и учат маленьких читателей понимать мир через призму жизни и поступков братьев наших меньших, которые, как и мы, живут в мире сложных, но одновременно разных событий, которые происходят с каждым. Это не диковинные сказки с постоянными поворотами сюжета, где хочется читать только ради такой же захватывающей концовки, вовсе нет.

Эта душевная простота, заключенная в короткие и теплые рассказы, заставляет детей и взрослых вновь и вновь искать на книжных полках сборники произведений этого прекрасного и искреннего писателя.

Конечно, о человеке можно узнать благодаря его произведениям, ведь они являются отражением души автора. Но, безусловно, интересно узнать что-то ещё о ком-то, чьи работы подарили минуты искренней радости. И в этой статье будут представлены некоторые наиболее интересные факты из жизни Евгения Чарушина, благодаря которым можно со всей полнотой красок представить процесс написания таких душевных рассказов и повестей о маленьких жителях леса.

На пути к творчеству

Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.

И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.

Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.

Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.

Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти  мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?

Первые шаги к призванию

Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь —  Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.

Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.

На писательском поприще

К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.

После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.

Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.

Любовь к миру как призвание

Любовь к природе Евгений Чарушин сумел и передать своим детям. Так, сын писателя, подобно отцу, стал художником-анималистом, а дочь долгое время увлекалась рисованием. Никита Евгеньевич часто вспоминал минуты, проведённые в лесу в компании всей семьи, и как это было важно каждому, ведь лес и его обитатели были чем-то родным и близким благодаря этому единению Евгения Ивановича с тем, что его окружало.

Произведения Чарушина переведены на многие иностранные языки. Таким образом, его произведения живут в сердцах итальянцев, японцев и даже африканцев: настолько прекрасна была и есть свобода и простота книг этого человека.

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина.   Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

  Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.   Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.   Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.  

Первые рассказы Евгения Чарушина

  Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

  С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.   Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.   Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.   Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. ————————————————————  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Творческий проект по литературному чтению Люби живое

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Творческий проект по литературному чтению Люби живое

    Описание слайда:

    Творческий проект по литературному чтению
    Люби живое

  • 2 слайд

    План моего проекта Найти и прочитать произведения детских писателей на тему:

    Описание слайда:

    План моего проекта
    Найти и прочитать произведения детских писателей на тему: Люби Живое», которые не помещены в учебнике.
    Подготовить сообщение об авторах произведения.
    Определить главную мысль и тему произведения.
    Сравнить произведения ,представленные одноклассниками.
    Выполнить творческое задание
    Оформить презентацию.

  • 3 слайд

    Евгений Иванович ЧарушинЕвгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской к

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин
    Евгений Иванович Чарушин – настоящий мастер детской книги о животных. Родился он в 1901 году в городе Вятке, который теперь называется городом Кировом. Отец писателя был архитектором-художником (проектировщик и строитель зданий). Он научил сына хорошо рисовать. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Помогал ей собирать семена цветов, приносил из леса редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.

  • 4 слайд

    Рисунки к своим рассказам выполнял сам автор«Рисовать я начал очень рано и пр

    Описание слайда:

    Рисунки к своим рассказам выполнял сам автор
    «Рисовать я начал очень рано и преимущественно зверей и птиц… Для этого я бегал в чучельную мастерскую, которая была расположена недалеко от нашего дома. Отец подарил мне «Жизнь животных» Брема. Я читал Брема и чуть не плакал…»
    Е.Чарушин

  • 5 слайд

    Мой кроссводПо горизонтали : Юмористический рассказ Е. Чарушина, действия кот

    Описание слайда:

    Мой кроссвод
    По горизонтали :
    Юмористический рассказ Е. Чарушина, действия которого происходят в зоосаду.
    Герой рассказа Е. Чарушина « Захочешь есть- говорить научишься», любимыми словами которого были «Ты злодей! Кушать.»
    Известный детский писатель, сам иллюстрирующий свои рассказы.
    Прозвище оленя марала из рассказа Е. Чарушина «Кабан»
    По вертикали :
    1.Прозвище говорящего ворона, которого автор увидел в зоосаду.
    2.Любимое детское увлечение писателя.
    3. Первый рассказ, написанный Е.Чарушиным.

  • 6 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 7 слайд

    Вера ЧаплинаМихайлова Вера Васильевна - литературный псевдоним Вера Чаплина (

    Описание слайда:

    Вера Чаплина
    Михайлова Вера Васильевна — литературный псевдоним Вера Чаплина (1908 – 1994) – известная детская писательница, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

  • 8 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 9 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 10 слайд

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Настоящая фамилия - Мамин (1852 - 1912) Род

    Описание слайда:

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
    Настоящая фамилия — Мамин (1852 — 1912)
    Родился 25 октября (6 ноября н.с.)женился на артистке театра М .Абрамовой. Через год она умерла, оставив на руках больную дочку Алёнушку.

  • 11 слайд

    «Приёмыш»

    Описание слайда:

    «Приёмыш»

  • 12 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 13 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 14 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 15 слайд

    Виталий Валентинович БианкиРодился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц).

    Описание слайда:

    Виталий Валентинович Бианки
    Родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе В. Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу.

  • 16 слайд

    В.Бианки «Мышонок Пик. Страшная ночь.»

    Описание слайда:

    В.Бианки «Мышонок Пик. Страшная ночь.»

  • 17 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 18 слайд

    Рассказ чарушина захочешь есть говорить научишься краткое содержание

  • 19 слайд

    Не беречь поросли, не видать и дерева. (русская пословица) Вывод :Берегит

    Описание слайда:

    Не беречь поросли, не видать и дерева.
    (русская пословица)

    Вывод :Берегите природу!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
О братьях наших меньших.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему «Кот и лодыри» (2 класс)

  • Методические разработки уроков по литературному чтению 2 класс

  • В. Астафьев « Белогрудка»

  • Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

  • Библиотечный урок «Встреча с библиотекой»

  • Тест «С. Михалков Новогодняя быль»б 2 класс

  • Тест «Басни И. А. Крылова» 2 класс

  • Урок чтения по сказке «Как петух лису обманул» Учебник Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир». II класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Рассказ чарушина про ежа
  • Рассказ царь рыба астафьев слушать
  • Рассказ храбрая девочка емельянов распечатать
  • Рассказ чарушина ваня охотник
  • Рассказ цветик семицветик распечатать текст