Рассказ чарушина верблюд текст

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 154-156. укм школа россиираздел о братьях наших

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 154-156. 

УКМ «Школа России»

Раздел «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Объясни название раздела. Почему мы называем животных меньшими братьями?

Этот раздел о животных. Мы часто называем животных нашими меньшими братьями, поэтому так назван и раздел.

Мы зовем животных меньшими братьями, потому что они во многом зависят от нас. Они слабее, уязвимее. Человек может им легко навредить, но не должен этого делать. Он должен любить животных как братьев.

2. О чём писатели заставляют нас задуматься?

Писатели заставляют нас задуматься о том, что человек тоже является частью природы. И если он вредит природе, то тем самым вредит и себе. 

Писатели говорят нам о необходимости бережного отношения к природе, о том, что животных нужно любить и беречь. Они говорят об ответственности человека перед природой и своими питомцами.

3. Какой из прочитанных рассказов показался тебе наиболее интересным? Что в нём запомнилось?

Наиболее интересным мне показался рассказ Бианки «Музыкант». Мне запомнилось, как медведь играл на щепке и поразило то, что эта игра доставляла ему настоящее удовольствие. Медведь понимал музыку и это удивительно.

4. Есть ли в этом разделе сказки о животных?

В этом разделе есть сказки Валентина Бианки «Сова» и Бориса Житкова «Храбрый утёнок».

5. Что общего и чем различаются сказки и рассказы о животных?

Общего у сказки и рассказа то, что их героями являются животные и люди.

Отличаются они тем, что в сказке животные могут говорить и ведут себя, как люди.

6. Чем отличается художественный рассказ от научно-познавательного текста?

В художественном рассказе писатель создает образ, рисует картину, которая волнует читателя, он выражает своё отношение к происходящему, описывает конкретный случай.

В научно-познавательном тексте рассказывается о конкретном явлении или предмете, приводятся факты, примеры. В нём нет героев и сюжета.

7. Сравни рассказ Чарушина с текстом про ежа из энциклопедии. Чем они различаются?

В рассказе Чарушина описывается случай, который произошел с мальчиками и ежом. В нём есть сюжетная линия, есть герои. Он вызывает смех у читателя.

Рассказ из энциклопедии описывает ежа, как животное. Рассказывает о его образе жизни и внешнем виде. В нём нет сюжета и нет героев.

8. О чём ты узнал из рассказа Чарушина? Действительно ли он страшный? Расскажи об этом.

Я узнала, что ёж может забраться в дом, что он ведёт ночной образ жизни и любит молоко.

Этот рассказ не страшный, а смешной. В нём мальчики испугались ежа, потому что придумали себе разные страхи. Когда всё выяснилось, они сами посмеялись над собой.

9. Что нового ты узнал о еже из энциклопедического текста?

Я узнала, что у ежей хороший слух и нюх. Что они зимой ложатся в спячку. Что они не делают запасов и не носят яблок на спине.

10. Понаблюдай за жизнью своих питомцев. Опиши их повадки, привычки, то, что ты наблюдаешь в реальной жизни. Это будет научно-познавательный текст. Придумай сказку или рассказ о своём любимце. Что ты выделишь особенного в его характере? Какие чувства передашь?

У меня дома живёт кошка. Я напишу научно-познавательный текст про неё и рассказ, в котором выделю её самостоятельность, независимость, ум. В нём я покажу, как сильно я люблю свою кошку.

Познавательный текст про домашнего питомца — кошку, для 2 класса

Кошка очень ласковый и красивый зверёк. Он небольшого роста, но очень отважный и смелый. Кошка отличный охотник, она быстро бегает, высоко прыгает, обладает острыми зубами и когтями.

Часто добычей кошек становятся мыши и птицы.

Кошка очень чистоплотная и постоянно вылизывает шерсть языком. Но при этом кошки не любят воду и мало пьют. 

Большую часть дня кошки спят, но иногда на них нападает активность и они бегают по всей квартире, точат когти о мебель, играют с мячиком.

Рассказ про домашнего питомца — кошку для 2 класса

Мурка открыла глазки и потянулась. За окном светало и она решила, что пришло время будить хозяйку, то есть меня. Мурка запрыгнула на кровать, прошлась по одеялу и остановилась около моей головы. Она понюхала меня, пощекотала усами, и стала топтаться, выпуская когти. При этом Мурка громко мурчала.

Я какое-то время пыталась продолжать спать, но потом не выдержала и опрокинула Мурку на постель. Я стала щекотать ей пузо и дуть в ушки. Мурка жмурилась и отворачивалась.

Потом я встала и пошла на кухню, чтобы выдать кошке её заветный пакетик корма. Мурка весело затопала следом. Она аккуратно стала кушать, поглядывая на меня. Потом довольно потянулась и отправилась спать.

Её план на утро был выполнен. Она поела, её погладили, а значит жизнь удалась.

11. Придумай историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц: Пуганная ворона и куста боится; Чем дальше в лес, тем больше дров; Ты пожалей — и тебя пожалеют» Лес и вода — родные брат и сестра.

Рассказ на тему «Пуганная ворона и куста боится» для 2 класса

Однажды Игорь решил понюхать красивый цветок и его ужалила пчела. Мальчику было больно и он даже заплакал.

А осенью на клумбах возле школы появилось много мух-жужжалок, похожих расцветкой на пчёл. Мальчишки ловили их и пускали в небо. А Игорь стоял в сторонке и боялся. Он думал, что это могут быть пчёлы, только какие-то неправильные.

Рассказ на тему «Чем дальше в лес — тем больше дров» для 2 класса

Маша и Оля отправились в лес за грибами. Маша поленилась и ходила возле опушки. Она нашла всего три гриба. А Оля зашла в чащу и набрала полную корзину.

Когда девочки встретились, Оля объяснила Маше, что грибы лучше искать в глубине леса, там их больше и там меньше других грибников.

Рассказ на тему «Ты пожалей и тебя пожалеют» для 2 класса

Костя нашёл возле дома маленького щенка. Он пожалел его и взял домой. Мальчик накормил щенка и искупал его. Он боялся, что мама не разрешить ему оставить щенка дома.

Когда мама вернулась с работы, она увидела счастливое лицо сына, и разрешила оставить щенка. Она пожалела Костю, ведь тот был так счастлив.

Рассказ на тему «Лес и вода — родные брат и сестра» для 2 класса

В нашем лесу бежал красивый и холодный ручеёк. Но после бури его сильно завалило ветками и он стал засыхать. Деревья по его берегам тоже поникли. Им очень нужна была вода.

Тогда учитель привёл школьников в лес и они вместе почистили ручеёк. Он весело зажурчал, а деревья стояли по берегам и качали ветками. Они словно благодарили детей за помощь.

12. Прочитай слова из книги Сладкова. Обсудите с другом. Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель? Согласны ли вы с его высказыванием о том, что природу может спасти только любовь?

Писатель хочет нам сказать, что человек легко может навредить и даже погубить природу. Он призывает нас относиться к животным и птицам, деревьям с любовью, бережно, осторожно.

Я согласна, что если человек любит природу, то он никогда не станет ей вредить. Равнодушный к природе человек может сломать дерево, раздавить муравейник, убить животное.

Только наша любовь может защитить природу от самого человека.

1

Дорога

Я оказываюсь в Касабланке в середине дня. Большинство из группы прилетит в город прямым рейсом сегодня около полуночи, но я добирался в Марокко транзитом через Абу-Даби, так что у меня есть немного свободного времени. Город живет ожиданием Рамадана и ковидными ограничениями — днем почти все работает, но после 8 вечера Касабланка вымирает. Единственное исключение — Медина, где с заходом солнца жизнь только начинается: открываются сотни лавочек и на улицы вываливаются тысячи местных жителей. Полиция просто не может заехать в эти узкие лабиринты улочек и проходов.

Чтобы добраться до точки старта нашей экспедиции — городок Смара в Западной Сахаре, — мы сначала едем на поезде до Марракеша (около четырех часов), оттуда автобусом до Тан-Тана (еще около десяти часов) и далее на такси до Западной Сахары.

Фото: Виктория Попряга

Западная Сахара — спорная территория в Северной Африке. После ухода отсюда испанцев в 1976 году часть территории стала называться Сахарской Арабской Демократической Республикой — ее признает ООН. Но большая часть перешла под контроль Марокко. Марокканцы прошли через Сахару маршем из 350 тыс. человек и заняли все города. С тех пор Марокко считает Западную Сахару своей провинцией, не признает САДР и вкладывает деньги в инфраструктуру, буквально выстраивая оазис посреди пустыни. Марокко окопалось от САДР многометровым забором, рвом и минными полями. Попасть в соседнюю республику можно только через Мавританию.

Наша экспедиция проходит по марокканской части Западной Сахары. На въезде сюда небольшой полицейский пост, офицер просто переписывает данные наших паспортов, и мы, наконец, добираемся до точки старта.

Фото: Виктория Попряга

Песок

Давайте представим себе Сахару: километры песка, дюны и оазисы из пальм (возможно, мираж). На самом деле все совсем не так. Пальму за десять дней пути я видел один раз, по пескам мы шли от силы два дня. Все остальное время пейзаж стремительно менялся.

Худшая поверхность, которую вы можете встретить в этой части Сахары, — бесконечная каменная равнина. Поверхность из мелкой гальки, песка и булыжников, будто бы укатанная асфальтоукладчиком. Она тянется на километры во все стороны, ей не видно края, и нет ни одного деревца, чтобы спрятаться от палящего солнца. Идти тут сложно и физически, и морально — глазу просто не за что зацепиться.

Фото: Виктория Попряга

Дюны — поверхность тоже не самая приятная. Ноги постоянно тонут в песке, он набивается в ботинки, а сил на шаги тратится в пару раз больше. Когда поднимается ветер, песок забивается в такие места, о существовании которых ты даже не задумывался. В итоге к концу дня ты проходишь в пару раз меньше, чем собирался, а устаешь в пару раз больше.

Приятней всего идти по такыру — растрескавшейся глине с трещинами метровой глубины. В них, конечно, можно застрять ботинком (или уронить туда телефон), но такая почва приятно пружинит и на ходьбу тратится намного меньше сил. В такыре растут акации.

Фото: Виктория Попряга

Еще один пейзаж пустыни, который вы себе не представляли, — реки. Точнее, их высохшие русла. Раз в несколько лет в Сахаре случаются дожди, а в остальное время русла похожи на огромные лабиринты с запутанными проходами, постоянными подъемами и спусками, окопами, траншеями и лазами. Тут растут кусты, есть деревья. Здесь можно сделать красивое фото, но идти сложно — из-за неровности рельефа постоянно приходится смотреть под ноги, взбираться на пригорки и перепрыгивать ямы.

Кроме того, в Сахаре есть небольшие горы и много праздношатающихся верблюдов. Раз в пару дней встречаются жилые дома — и это самое удивительное, что можно встретить в пустыне. Они стоят буквально посередине ничего — сушится белье, блеет коза, висит солнечная батарея. До ближайшего города на машине отсюда часа три, но машин у местных жителей нет, а дорога пешком занимает несколько дней.

Фото: Дмитрий Алешкин

Хайма

Как ночевать в пустыне? Обычно — в спальнике на туристическом коврике. Можно еще обложиться веревкой из верблюжьей шерсти, чтобы отпугнуть всяких животных. Но от страха быть кем-то укушенным или ужаленным в ночи вас это вряд ли спасет. Мы ночуем в хайме — большом шатре, в который помещается вся наша группа (15 человек). Хайма вырастает на месте привала каждый вечер, а каждое утро ее вновь нужно убирать. Внутри ковры, тут же небольшая кухня — железные коробы с продуктами, непременное оливковое масло, которое добавляется во все блюда, гейзерная кофеварка и тажин.

Хайма защищает от ветра с песком и создает иллюзию безопасности — сюда не зайдет верблюд и вряд ли заползет какая-нибудь тварь (так нам казалось).

Фото: Тимур Юсупов

Фото: Тимур Юсупов

Команда

Сахара не то место, куда идут самостоятельно. Турпакета сюда тоже не купить. По сути, большие экспедиции по пустыне организует только одна компания в мире. Российский турклуб «Волчица» водит группы по Сахаре уже десять лет. Его руководитель Дмитрий Алешкин вместе со своим другом и партнером Хишамом во время первого похода прошли по пустыне 240 км.

Для Хишама, наполовину араба, наполовину бербера, пустыня — дом родной. Он ориентируется по солнцу и звездам, знает расположение колодцев, местные обычаи и порядки, умеет ставить хайму за полчаса, снаряжать верблюдов, вести караван, вкусно готовить и готов поддержать любую беседу.

Хишам

Дмитрий — путешественник (побывал больше чем в 160 странах), инструктор по выживанию и историк-археолог. Он владеет шестью языками, в том числе и арабским, который в этих местах незаменим. «Сахара — место, куда постоянно хочется возвращаться», — говорит он.

Дмитрий Алешкин

Дмитрий Алешкин

© Тимур Юсупов

Еще в команде есть Георгий Палыч, который прошел с Дмитрием кучу сложнейших походов и всегда готов прийти на помощь и дать правильный совет, Омар — помощник Хишама, которого еще называют Око Сахары, его обязанность — быть глазами Хишама, например «сбегать на вот ту гору и посмотреть, как лучше проложить маршрут». Кроме того, SMM-специалист и фотограф «Волчицы» Виктория, а также водитель машины сопровождения и погонщик верблюдов, который каждое утро собирает разбредающееся по близлежащим дюнам стадо.

Фото: Виктория Попряга

Ночь

Ночь всегда наступает неожиданно, но по расписанию. Закат примерно в семь вечера, солнце прячется за бархан буквально за пару минут и в пустыне резко холодает — с +30 до +15. Безжизненная до того местность оживает, а из укрытий выползают сотни живых существ. Вот скарабей раскапывает себя из бархана, вот какие-то мотыльки прилетают всей семьей на свет в хайме, а вот скорпион — он приполз погреться под коврик сегодня ночью, но обнаружим его мы только с утра.

Ночная пустыня совершенно не похожа на дневную — тут холодно, ничего не видно и страшно. Дует ветер, из темноты доносятся непонятные звуки, а фонарик выхватывает в темноте чьи-то яркие глаза — это верблюды, на ночь погонщик отпускает их погулять и поесть колючки.

Фото: Тимур Юсупов

Рза

Рза, или тюрбан — неотъемлемый элемент костюма сахарского путника. Вы можете забыть рубашку с длинным рукавом, перепутать обувь и выйти в поход в тапках, но без рзы вы далеко не уйдете. К поездке я купил панамку с широкими полями и дырочками для проветривания. На второй день меня научили наматывать на голову рзу. Сначала она накидывается на голову как обычный платок, оставляя с одной стороны совсем немного ткани (чтобы впоследствии ей можно было закрыть рот и нос), длинная часть один раз обматывается вокруг шеи, после — несколько мотков вокруг головы. В итоге получается очень удобный в пустыне головной убор: слой полупрозрачной ткани на макушке защищает от солнца и отлично продувается, а в случае ветра с песком лицо всегда легко закрыть и спрятаться — через рзу легко дышится. Глаза спрятаны под солнцезащитными очками, без которых здесь никак.

Фото: Виктория Попряга

Люди

Самое страшное для меня было попасть в компанию суперлюдей — перекаченных завсегдатаев тренажерок и бывалых походников с засаленными бородами и вросшими в гитару пальцами. Воображение рисовало картины, как эта компания неодобрительно цокает новичку, порицает его за то, что он тормозит процесс. Все не так.

Дизайнер Женя из Петербурга. Он когда-то служил в Цахале (израильской армии), но в свои сорок больше похож на влюбленного школьника. Он вечно что-то теряет, сгорает под палящим солнцем, потому что решает пройтись в шортах, и в какой-то момент ужасно набивает ноготь — заливает его йодом и страдает еще несколько дней. Хишам называет его Жан-Пьером — Женя действительно чем-то похож на француза, сходства добавляют мелкие кудряшки, очки и огромный фотоаппарат.

Психотерапевт Аня из Москвы. Хрупкая девушка, которая постоянно идет впереди каравана, по вечерам расхаживает в кроксах веселой расцветки и всегда готова поддержать беседу. Когда Аня сильно натирает ногу, Хишам заставляет ее ехать на верблюде, но Аня до последнего сопротивляется и при первой же возможности снова идет пешком.

Саша ни секунды не стоит на месте. Даже на привалах он постоянно в движении. В команде он отвечает за дух — искрометно шутит, подкалывает и веселит всех остальных. Но делает это максимально по-доброму и всегда готов помочь. Его мы называем Генерал Аль Декатлон — из-за смахивающего на военную форму прикида, приобретенного в одноименном магазине.

Фото: Виктория Попряга

Андрей, Дима, Марина и Сергей. Про каждого из них можно написать еще по несколько абзацев. Главное, что их всех объединяет — они не суперлюди, не перекаченные качки, не засаленные походники. Они простые ребята, с которыми круто проводить время, идти по крупнейшей пустыне в мире и знать, что в случае чего они обязательно помогут.

Тажин

Это слово стоит запомнить, если вы едете в пустыню. Тажин — одновременно и блюдо, и посуда, в которой его готовят. Посуда — подобие сковороды с высокой цилиндрической крышкой. Блюдо — все, что в этом тажине готовится. Обычно получаются тушеные овощи, бывает с мясом или курдюком. По утрам из тажина появляется омлет, здесь же при желании можно пожарить лепешки. Вы наверняка встречали тажин в поездках в Египет или Тунис, но такого культа этой посуды и этого блюда, как в Марокко, точно не встречали нигде.

Фото: Виктория Попряга

Темп

В день мы проходим 25–35 км. Кажется, я в жизни не ходил больше 20. И это в городе, где в любой момент можно купить банку газировки или спрятаться от солнца в уютной кофейне. В Сахаре кофеен нет. Зато есть палящая жара, ветер с песком, который в момент буквально обдирает руки и вообще не сулит ничего хорошего. Но без ветра идти нельзя: как только он стихает, шагать становится в десять раз сложнее — солнце буквально выжигает, дышать становится тяжелее, а ноги в ботинках практически отказываются шагать.

Главное правило — мы идем не к цели, а ради того, чтобы идти. Вчера, сегодня, завтра мы идем отсюда и до обеда, а не какие-то условные десятки километров.

Сложнее всего идти в первые дни. Ты не понимаешь, на что способен, в каком темпе тебе проще всего идти и когда уже будет привал. А еще погода — организму нужно адаптироваться к африканскому климату. Дня через три забываешь, что температура воздуха +30, а ты второй час идешь по выжженной пустоши под солнцем и кутаешься во флиску, а когда температура падает до +20 — адски мерзнешь.

Фото: Тимур Юсупов

Проще всего идти рядом с караваном. Все равно, пока верблюды не придут на точку, никакого привала не будет. Если идти позади, то в голову все время лезут мысли: «я самый слабый и торможу всю экспедицию». Если идти впереди каравана, рискуешь отклониться от маршрута и постоянно возвращаться. За день из-за этого легко намотать пару лишних километров.

Впереди идет Дмитрий Алешкин. Он сверяет маршрут с картами и солнцем. Изредка мы его обгоняем, но тут же осекаемся — постоянно уходим куда-то не туда.

Ходовой день поделен на две части. Мы выходим около 9–10 часов утра (в зависимости от того, как быстро сложили и погрузили на верблюдов вещи) и идем до часу дня. В Сахаре УФ-индекс постоянно на максимальной отметке, а в полдень идти просто невозможно. На пару часов мы делаем привал, успеваем пообедать и даже вздремнуть. После идем еще два-три часа, заканчиваем где-то в 6 вечера. До заката остается час, за который нужно успеть поставить палатку и разложиться — делать это в темноте очень неудобно.

Дождь

Главная «ачивка» экспедиции — удалось попасть под дождь. Ну как дождь: на третий день экспедиции с неба упало пять капель, одна попала мне на руку. Но даже такой дождь в Сахаре дело удивительное.

Джамаль

Еще немного уроков занимательного арабского. Верблюд на арабском — джа́маль, верблюды — джемаль. А Джама́ль — это уже мужское имя.

В Марокко не водят караванов. Наши верблюды тут в этой роли единственные. Остальных разводят на мясо, система очень интересная. Молодого верблюда на два года оставляют в пустыне, где он предоставлен сам себе (благо естественных врагов здесь просто нет), через два года пастухи возвращаются и собирают своих верблюдов, ну или то, что от них осталось — до встречи с владельцем, увы, доживают не все. Отличить своих животных от чужих можно по пластиковой метке на ухе — что-то вроде автомобильного номера с указанием региона и номера верблюда, и клейму на одной из ног.

Фото: Тимур Юсупов

«Верблюд — самое тупое животное на свете, — говорит Хишам. — Если его не поить и не кормить, он будет идти до тех пор, пока не упадет замертво. Но я все равно люблю их больше людей».

Когда мы подходим к верблюжьей поилке — одному из небольших продолговатых резервуаров, раскиданных по пустыне, — верблюды не сразу понимают, что делать. Хишаму приходится настойчиво привлекать их внимание к воде. Пьют они совсем немного и быстро напиваются, но через три дня без воды у них резко портится характер, они отказываются везти груз и вообще ведут себя отвратительно. Мы их до такого не доводили.

Верблюды несут рюкзаки, хайму и прочий скарб, так что мы идем налегке. Чтобы верблюд не ушел, его «ставят на ручник» — складывают переднюю лапу в колене и перевязывают веревкой или просто связывают две передние лапы. В таком состоянии верблюд не может сбежать далеко и отирается где-то поблизости.

Верблюд плохо выполняет команды. По сути, ему известны только два приказа — лечь и встать. Чтобы верблюд шел, ему в нос вдевают металлическое кольцо, за которое и тащат. Наши погонщики используют более гуманную систему — обвязывают веревку вокруг нижней челюсти животного. Правда, с таким креплением ходят далеко не все верблюды — зависит от дрессировки. Если с рождения верблюда били и он ходит только из-под палки, то никакие уговоры и команды без насилия он выполнять не будет. К счастью, наши верблюды, которых Хишам привез через полстраны из Мерзуги, выращены в атмосфере добра (а не кнута и пряника).

Подготовка

Саша живет в московском районе Медведково, подготовку к экспедиции он начал с ежедневных походов по близлежащим паркам. Я начал подготовку с изучения списка вещей на лист А4, которые надо взять с собой. Среди понятных мне трех пар футболок, нижнего белья и набора косметики появлялись совершенно неясные трекинговые носки, гермомешки и, главное, ботинки для пустыни.

Вообще, обувь — чуть ли не важнейшее, о чем стоит задуматься при подготовке к такой экспедиции. Мне посоветовали взять специальные ботинки для пустыни. Их делают всего несколько компаний, и в Москве достаточно сложно подобрать нужный размер. Моя модель была специально разработана для американских военных в Афганистане, в сетевых магазинах нужного размера нет. В ближайшую до экспедиции неделю я ношу ботинки практически не снимая. Не разносить обувь перед поездкой — большая ошибка.

Фото: Виктория Попряга

Суммарно на экипировку уходит около 35 тыс. руб. Это с тем, что туристический коврик у меня уже есть, а спальник с рюкзаком я занимаю у друзей. Бывалые товарищи подсказывают, что мои траты ничтожно малы, но меня они удивляют.

И еще одна рекомендация: запаситесь пластырем. Только нужна классика — обычный фиксирующий пластырь (тот, что в мотках), т.к. бактерицидный чаще всего бесполезен.

Океан

На десятый день пути, примерно к 2 часам дня, мы наконец выходим к океану. Его охраняют военные — до Канарских островов отсюда меньше 130 км. Я сажусь на берегу и с удовольствием съедаю апельсин. До поездки в пустыню я никогда не ел цитрусовые. Сахара что-то во мне поменяла, и это не только отношение к апельсинам.

Тимур Юсупов

Тимур Юсупов

© Анна Филиппова

Отправиться в Сахару с турклубом «Волчица» можно осенью этого года. На середину ноября запланирована 14-дневная экспедиция по алжирской части пустыни. В составе каравана путешественники пересекут нагорье Тассилин-Адджер, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — сотни километров наскальных рисунков, высота которых достигает 4 м.

Экспедицию поведет Дмитрий Алешкин с Хишамом. За две недели команда пройдет около 250 км. Узнать цену, ознакомиться с подробной программой поездки и забронировать место можно на сайте турклуба.

Программа составлена Скворцовой Анжелой Викторовной, учителем начальных классов. Июнь 2021г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»

Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., в редакции приказов от 26.11.2010г. №1241, и от 22.09.2011г. №2357); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы начального общего образования (рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся); Примерной программы внеурочной деятельности начального образования; Примерной программы воспитания и социализации обучающихся.

Программа разработана к учебно-методическому комплекту О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом», и реализуется в рамках общеинтеллектуального направления развития личности, программы внеурочной деятельности, являющейся частью организационного раздела Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ города Костромы «СОШ № 22»

Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и русского языка. УМК «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крыловой позволяет преодолеть трудности в обучении пониманию и анализе прочитанного.

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.

Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2019. (Серия «Учебно–методический комплект»).

Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.

Основные задачи:

  1. Учить работать с текстом литературного произведения;

  2. Расширять читательский кругозор.

  3. Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;

  4. Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.

  5. Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом» Личностные результаты:

  1. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  4. формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

  5. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

  6. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

    1. формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о

    добре и зле, дружбе и честности;

      1. достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

      2. использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

      3. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

      4. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;

      5. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

      6. умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.

      Личностными результатами изучения курса «Работа с текстом» в 1-2 классе является формирование следующих умений:

      — Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

      — В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

      Метапредметными результатами изучения курса «Работа с текстом» во 1-2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

      Регулятивные УУД:

      • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

      • Проговаривать последовательность действий на уроке.

      • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

      • Учиться работать по предложенному учителем плану.

      • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

      • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

      Познавательные УУД:

      • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

      • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

      • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

      • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

      Коммуникативные УУД:

      • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

      • Слушать и понимать речь других.

      Предметные результаты:

      Ученик 1 класса научится:

      • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

      • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

      • различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;

      • владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;

      • воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;

      • определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;

      • характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;

      • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

      • составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

      • применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;

      • ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;

      • выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;

      • рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).

      Ученик получит возможность научиться:

      • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

      • самостоятельно находить ключевые слова;

      • самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору походу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения)

      Ученик 2 класса научится:

      • определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,

      • озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,

      • различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;

      • соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;

      • владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);

      • воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

      • определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный);

      • характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;

      • находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;

      • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;

      • составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

      • применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными;

      • ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);

      • выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;

      • рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);

      • под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

      Ученик получит возможность научиться:

      • определять главную мысль текста

      • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

      • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.

      • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

      • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

      • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).

      3–4-й класс

      Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

      • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

      • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

      Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Работа с текстом» в 3 – 4 -м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

      Регулятивные УУД:

      • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

      • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

      • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

      • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

      Познавательные УУД:

      • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

      • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

      • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

      • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

      • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

      • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

      Коммуникативные УУД:

      • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

      • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

      • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

      • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

      • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

      Требования к результатам на конец 1 года

      Ученик научится:

      — определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,

      — озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы

      Требования к результатам на конец 2-3 года

      Ученик научится:

      • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

      • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

      • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

      • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

      • делить текст на части, составлять простой план;

      • самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;

      • находить в тексте материал для характеристики героя;

      • высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

      • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;

      • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения

      Требования к результатам на конец 4 года

      Ученик научится:

      • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

      • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

      • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

      • самостоятельно находить ключевые слова;

      • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

      • формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;

      • составлять простой план текста;

      • аргументировано высказывать своѐ отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

      • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

      • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

      • определять стиль текста;

      Список ЭОР:

      1. Рабочая программа по литературному чтению (4 класс) по теме: Рабочие учебные программы

      для 4 класса (УМК «Школа России») http://nsportal.ru

      1. Чтение. Работа с текстом. 1 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017

      2. Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017.

      3. Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017.

      4. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2017

      Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса «Чтение. Работа с текстом»

      • Рабата в группе, в паре.

      • Индивидуальная работа

      • Фронтальная работа.

      • Учебная дискуссия.

      • Тестирование.

      • Учебная игра

      • Урок-путешествия,

      • Наблюдение.

      • Практическая работа.

      • Исследование

      • Творческая работа,

      Календарно – тематическое планирование

      «Чтение. Работа с текстом» в 1 классе

      ( по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)

      № п/п

      Дата

      Тема урока

      Основные виды

      учебной деятельности учащихся

      1

      Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.Толстого

      Слушание текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

      2

      Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.Толстого (продолжение)

      Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

      3

      Работа с текстом «Была у Насти кукла…» Л.Толстого

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

      4

      Работа с текстом «Медведь» по Е.Чарушину

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Нахождения значения слова.

      5

      Работа с текстом «Хотела галка пить…» Л.Толстого

      Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Последовательность событий. Деление слов для переноса.

      6

      Работа с текстом «Старик сажал яблони…» Л.Толстого

      Определять главную мысль произведения Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

      7

      Работа с текстом «Лиса» по Е.Чарушину

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Деление слов для переноса. Определение значения слова.

      8

      Комплексная работа

      №1

      Определение уровня овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

      9

      Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.Тихонова

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев.

      Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.

      10

      Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.Тихонова( продолжение)

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев. Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.

      11

      Работа с текстом «Хороша весна в лесу…» А.Тихонова

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста Определение главной мысли произведения. Выписывать из текста вопросительные предложения.

      12

      Работа с текстом «Пошла Катя по утру по грибы…» по Л.

      Толстому

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Написание имен собственных. Подбор к словам синонимов. Определение последовательности событий.

      13

      Комплексная работа

      №2

      Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат.

      14

      Работа с текстом «Слон» Е.Чарушина

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам. Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых слов с новым значением. Определение последовательности событий по картинкам.

      15

      Работа с текстом «Надя приехала к

      бабушке в колхоз…» Я.Тайца

      Самостоятельное чтение текста.Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Определение главного героя произведения. Определение последовательности событий по картинкам.

      16

      Работа с текстом «Издали горы кажутся строгими…» А.Тихонова

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение заголовка текста по содержанию . Написание слов с ъ знаком.

      17

      Работа с текстом «Охотился кит как-то близ устья реки…» С.Сахарнова

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение предложений по цели высказывания. Определение участников разговора, запись диалога.

      18

      Работа с текстом «Всё здесь» Я.Тайца

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста.

      19

      Работа с текстом «Просто старушка» В.Осеевой

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.

      20

      Работа с текстом «По пояс» по Я.Тайцу

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка

      навыка правильного чтения.

      21

      Работа с текстом «По пояс»

      по Я.Тайцу

      ( продолжение)

      Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.

      22

      Комплексная работа

      №3

      Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат.

      23

      Работа с текстом «Зимой» С.Редозубова и др.

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам.

      24

      Работа с текстом «Почему с тополей падает снег?» По материалам энциклопедии

      «Хочешь знать почему?»

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов.

      25

      Работа с текстом «Дома у бабушки были куры…» Я.Тайца

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выделение участников диалога, запись. Краткие ответы на вопросы. Составление предложения из группы слов, запись. Образование новых слов, противоположных по значению. Нахождение

      главных членов в предложении. Главная мысль текста.

      26

      Работа с текстом «Что касается сообразительности…»

      А.Тихонова

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Определение последовательности событий по картинкам. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

      27

      Работа с текстом «По грибы» Я.Тайца

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение слов антонимов. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.

      Определение главной мысли текста.

      28

      Работа с текстом «Три товарища» В.Осеевой

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Определение последовательности событий по картинкам. Определение темы и главной мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных предложений. Выбор слов близких по значению. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.

      29

      Работа с текстом «Собака –близкий родственник волку…»

      по И.Шустовой

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов. Выбор названия произведения.

      30

      Работа с текстом «Издали на лесной опушке…» по Н.Юрцевичу

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение темы и главной мысли текста.

      31

      Работа с текстом «Дедушка рассказывал…»

      по Н.Юрцевичу

      Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

      32

      Контрольная работа по промежуточной аттестации

      Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. Проверка предметных и универсальных учебных умений.

      33

      Итоговое занятие.

      Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

      Календарно – тематическое планирование

      «Чтение. Работа с текстом» во 2 классе.

      Дата

      Тема урока

      Основные виды

      учебной деятельности учащихся

      1

      Работа с текстом И.Соколова – Микитова «В лесу».

      Чтение по слогам.

      Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.

      2

      Работа с текстом В.Осеевой «Плохо»

      Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

      3

      Работа с текстом Л.Толстого «Два товарища»

      Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять последовательность событий.

      4

      Работа с текстом В. Бурлакова «На рассвете»

      Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями.

      5

      Работа с текстом А.Тихонова «Где вода, там жизнь»

      Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.

      6

      Работа с текстом С.Михалкова «Аисты и лягушки».

      Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.

      7

      Работа с текстом И.Пузанова «На рыбалке».

      Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.

      8

      Итоговая работа за 1 четверть по тексту:

      «Медведко» Д.Н.Мамина- Сибирика

      Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать ошибки.

      9

      Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бехревского «Мишка под деревом»

      Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать

      последовательность событий.

      10

      Работа с текстом И.Соколова- Микитова «На лесной дороге»

      Восстанавливать деформированные предложения. Определять лексическое значение слова. Давать характеристику герою. Подбирать заголовок к тексту.

      11

      Работа с текстом Л.Яхнина

      «Силачи».

      Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова.

      12

      Работа с текстом А.Тихонова

      «Сороки».

      Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.

      13

      Работа с текстом из детской

      энциклопедии.

      Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного предложения.

      14

      Работа с текстом К.Ушинского

      «Играющие собаки»

      Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с кроссвордом.

      15

      Итоговая работа

      за 2 четверть по тексту: «Четыре желания» К.Д.Ушинского

      Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений.

      16

      Работа с текстом И. Соколова – Микитова

      «Утром в лесу»

      Анализировать ошибки. Применять прием сравнения.

      Восстанавливать предложения.

      17

      Работа с текстом Е.Пермяка

      «Первая рыбалка»

      Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией.

      18

      Работа с текстом И.Соколова– Микитова «Белка»

      Определять тип текста. Списывать текст.

      19

      Работа с текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности».

      Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному.

      20

      Работа с текстом Г.Цыферова

      «Жил на свете слоненок».

      Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.

      21

      Работа с текстом В.Кологрива

      «Жизнь кузнечика»

      Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.

      22

      Работа с текстом С.Аксакова

      «Щенок».

      Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац.

      23

      Работа с текстом Ш.Перро

      «Золушка»

      Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.

      24

      Итоговая работа за 3 четверть

      Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать последовательность событий.

      25

      Работа с текстом Н.Юрцевича

      «Красавица русских лесов»

      Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац. Уметь определять стиль текста, лексическое значение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последовательность событий.

      26

      Работа с текстом С.Юцзунь

      «Светлячок и Муравей»

      Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку.

      27

      Работа с текстом В.Танасийчука

      «Лосось».

      Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. Находить границы предложения.

      28

      Работа с текстом В.Коржикова

      «Прогулка по лесу»

      Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста. Восстанавливать предложения. Работать с иллюстрацией.

      29

      Работа с текстом арабской народной сказки «Хлеб и золото»

      Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексическое значение слова, подбирать синонимы.

      30

      Работа с текстом К.Ушинского

      «Гадюка»

      Определять жанр произведения, подбор синонимов.

      31

      Работа с текстом М.Садовского

      «Зима на колесах»

      Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения.

      32

      Работа с текстом В.Осеевой «Кто хозяин?»

      Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог.

      33

      Работа с текстом И.Соколова – Микитова «Лоси».

      Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результаты своих достижений.

      34

      Работа с текстом И.Крылова

      «Кукушка и Петух»

      Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, определять стиль текста, восстанавливать предложения.

      Календарно – тематическое планирование

      «Чтение. Работа с текстом» в 3 классе.

      № п/п

      Дата

      Тема урока

      Основные виды

      учебной деятельности учащихся

      1

      Вводное занятие

      Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

      2

      Работа с текстом «Синица» по Г.Скребицкому.

      Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте.

      Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом.

      3

      Работа с текстом «Птицы» по А.Тихонову.

      Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения.тему текста, делить предложенный текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматические основы,. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

      4

      Работа с текстом

      « Фламинго» по Э.Бауэру.

      Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном

      пересказывать делить текст на смысловые части, составлять его простой план. Подбирать проверочные слова. , Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы.

      5

      Работа с текстом

      «Грызуны» по материалам энциклопедии.

      Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте.

      Определение различных средств выразительности.

      6

      Работа с текстом

      «Бактерии» по материалам энциклопедии.

      Определение стиля текста

      Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять над содержанием произведений Делать выписки из прочитанных текстов с учётом

      цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.

      7

      Работа с текстом

      «Волчиха» по А.Чехову.

      Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

      Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

      8

      Работа с текстом «Ответ» С.Михалкова.

      Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Осмысление содержания прочитанного.

      9

      Работа с текстом «Диковинное дерево» по А.Солженицыну.

      Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь словарём.

      10

      Работа с научно- популярным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии.

      Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру.

      Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

      11

      Комплексный анализ текста (продолжение).

      Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса, умение слушать других, формировать свои мысли вслух.

      12

      Работа с текстом

      «Олени» А.Старостина

      Определение характеристик героев с опорой на текст, иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём

      13

      Работа с текстом «Змеи» по материалам энциклопедии.

      Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием произведений.

      14

      Работа с текстом

      «Синички» по Э.Шиму

      Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

      15

      Работа с текстом

      «Дрессировка» по материалам энциклопедии.

      Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка.

      Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём.

      16

      Работа с текстом «И так бывает» по Л.Киселёвой.

      Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

      Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по схеме.

      17

      Работа с научно- популярным текстом «Радуга» по материалам энциклопедии.

      Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

      18

      Комплексный анализ текста (продолжение) по материалам энциклопедии.

      Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

      19

      Работа с текстом «Конец лета» по А.Тихонову.

      Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

      20

      Работа с текстом

      «Сосновый бор» по И.Соколову-Микитову.

      Нахождение предложения, с помощью которого можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение).

      21

      Комплексный анализ текста (продолжение)

      Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

      22

      Работа с текстом

      «Дельфины» по материалам энциклопедии.

      Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным. Описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

      23

      Работа с текстом

      «Башмачки» по Л.Киселёвой.

      Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём.

      24

      Работа с текстом

      «Немецкая овчарка» по Э.Бауэру.

      Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

      25

      Работа с текстом « Осёл и бобр» С.Михалкова.

      Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

      Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

      26

      Работа с текстом «Весна» по записям В.Васильева.

      Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

      27

      Комплексный анализ текста (продолжение)

      Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка.

      Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом.

      28

      Работа с текстом «На катке» В.Осеевой.

      Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию.

      Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

      29

      Работа с научно- популярным текстом «Растения» по материалам энциклопедии.

      Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.

      30

      Комплексный анализ текста (продолжение)

      Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

      31

      Работа с текстом «Калина» по И.Соколову-Микитову.

      Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение.

      32

      Комплексный анализ текста (продолжение)

      Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

      33

      Контрольная работа по промежуточной аттестации.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

      34

      Итоговое занятие.

      Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

      Календарно – тематическое планирование

      «Чтение. Работа с текстом» в 4 классе.

      Тема занятия

      Основные виды

      учебной деятельности обучающихся

      1.

      Текст-описание

      Г. Николаева «Ливень»

      Выразительно читать текст. Составлять простой план текста. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

      2.

      Текст-описание Г.Скребицкий

      «Солнечный день в самом начале лета»

      Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.

      3.

      Работа с текстом К.Ушинского

      «Гнездо ласточки»

      С помощью учителя определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

      4.

      Тренировочная комплексная работа №1.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      5.

      Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар»

      Отвечать на вопросы учителя по тексту. Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

      6.

      Повествовательный текст А.Бострома

      «Кошка и еж»

      Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Отвечать на вопросы учителя по тексту.

      7.

      Текст-описание С.Аксаков «Осень»

      Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя.

      8.

      Тренировочная

      комплексная работа №2.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      9.

      Работа с текстом И.Соколова-Микитова

      «Клены»

      Умение находить в тексте конкретные сведения, факты,

      заданные в явном виде. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

      10.

      Работа с текстом

      Р. Киплинга «Слоненок»

      Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

      12.

      Тренировочная

      комплексная работа №3.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      13.

      Работа с текстом- описанием А.Тихонова

      «Колибри»

      Отвечать на вопросы учителя по тексту. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя)

      Составлять план рассказа и рассказывать по плану.

      14.

      Публицистический текст. «Хочу все знать. Экология».

      Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

      15.

      Работа с текстом

      «Осень» по И.Соколову- Микитову

      Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

      16.

      Тренировочная

      комплексная работа №4.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      17.

      Работа с текстом К.Ушинского

      «Четыре желания»

      Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Отвечать на вопросы учителя по тексту.

      18.

      Публицистический текст. «Хочу все знать. Планеты».

      Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

      19.

      Работа с текстом- рассуждением

      «Жираф» (по Э.Бауэру)

      Умение находить в тексте конкретные сведения, факты,

      заданные в явном виде. Отвечать на вопросы учителя по тексту.

      21.

      Работа с текстом С.Михалкова

      «Жадный Заяц»

      Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте.

      22.

      Текст-описание И.Соколов-Микитов

      «Рябина»

      Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя).

      23.

      Повествовательный текст И.Дудникова

      «Весенняя вода»

      Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

      24.

      Тренировочная

      комплексная работа №6.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      25.

      Работа с текстом

      К.Ушинского «Утренние лучи»

      Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

      26.

      Работа с текстом

      Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

      Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Работать с фразеологизмами.

      27.

      Работа с текстом сказки С.Михалкова

      «Просчитался»

      Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту.

      28.

      Тренировочная

      комплексная работа №7.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      29.

      Работа с текстом В.Осеевой

      «Злая мать и добрая тетя»

      Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работать с пословицами.

      30.

      Работа с текстом

      «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому

      Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, составление плана.

      31.

      Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка»

      Выделять главное в тексте учебника (в соответствии с заданиями). Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст.

      32.

      Итоговая комплексная

      работа №8.

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

      33.

      Работа с текстом Г.Скребицковго

      «Художник-Осень»

      Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Работать с синонимами.

      34.

      Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом»

      Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам.

      Система оценивания знаний обучающихся

      Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

      Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

      Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета в зачетно/незачетной форме.

      Перевод итоговых баллов в школьные отметки

      Уровень

      достижений

      Базовый (опорный) уровень

      Повышенный (функциональ-ный) уровень

      Отметка

      Словесная оценка

      Высокий уровень достижения

      не менее 85% заданий

      базового уровня

      и не менее 80% баллов за задания повышенного уровня сложности

      5

      Отлично

      Повышенный уровень достижения

      не менее 65%, но не более 85% заданий базового уровня

      и более 1/3баллов, но менее 80% баллов за задания повышенного уровня сложности

      4

      Хорошо

      Базовый уровень достижений

      75 % — 91%

      заданий

      базового уровня

      65% заданий базового уровня (если работа содержит только задания с выбором ответов)

      4

      Хорошо

      50% заданий базового уровня (если работа содержит задания с развёрнутым и кратким ответом)

      3

      Зачет

      удовлетворительно

      Недостаточный

      (для дальнейшего обучения) уровень достижений.

      менее 65 % заданий базового уровня

      менее 50% заданий базового уровня

      2

      Незачет

      неудовлетворительно

      Критерии выставления отметок по результатам итоговой контрольной работы

      Отметка

      Кол-во правильных ответов, %

      5

      91-100

      4

      75-90

      3

      50-74

      2

      Менее 50

      Если показатели итоговой оценки неоднозначны, то решение об итоговой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики развития ребенка и в пользу ученика.

    • Рассказ чарушина кабан читать
    • Рассказ чарушина друзья читать
    • Рассказ чарушина еж читать с картинками
    • Рассказ чарушина как томка научился плавать
    • Рассказ чарушина кот и рыбки читать