Тема: Е.
Чарушин «Почему Тюпу прозвали
Тюпой.», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
·
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: изучение
особенностей творчества Е. Чарушина на примере произведений «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа
маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц».
Планируемые
результаты
Предметные
Знать: особенности
творчества Е. Чарушина;
Понимать: чем привлекают
произведения Е. Чарушина читателя;
Применять: узнавать
произведения Е. Чарушина среди других произведений о животных;
Анализировать: прочитанное
произведение
Оценивать: значимость произведений о животных для читателей.
Метапредметные:
Регулятивные:
—определять цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно;
Познавательные:
— отвечать
на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
— наблюдать и делать
самостоятельные простые выводы;
Коммуникативные:
— участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли
в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
— читать вслух и про
себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное.
Личностные:
-ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «мир»;
— оценка жизненных
ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм;
—
эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать
эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
— высказывать своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их поступкам.
Межпредметные
связи: окружающий мир
Основные
понятия: произведение, животные, сухая кисть
Методы: наглядность
Ресурсы урока:
Для
учителя: тексты с произведениями
Для
учащихся: презентация, текст с произведениями
Ход урока:
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1.
Актуализация необходимых знаний
Проверка
домашнего задания
На дом
было задано выразительное чтение стихотворения « Я маму мою обидел» Е.
Благининой.
Кто готов его прочитать?
2.
Мотивация познавательной деятельности
Скажите,
что объединяет рисунки на слайде?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
А какую цель мы поставим с вами на этот урок?
Все эти
рисунки созданы Евгением Чарушиным.
Что вы знаете, помните о Е. Чарушине? Что читали?
— Они о
животных, их нарисовал Е. Чарушин.
— Произведения о животных Е. Чарушина.
— Изучить особенности произведений Е. Чарушина.
— Читали «Страшный рассказ», «Зверята», «Цапля», «Про Томку», «Кто как
живет».
3.
Организация познавательной деятельности
Как вы
думаете, кем Е. Чарушин стал раньше писателем или художником?
Отец Е.
Чарушина был архитектором. Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать
отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной
книжкой.
Первой работой художника в области детской иллюстрации стали рисунки к
повести В. Бианки «Мурзук».
А что рисовал Е. Чарушин?
Он рисовал всё, что видел вокруг, что окружало его во дворе.
Но он не только рисовал, но и учился.
Как вы думаете, у кого он мог учиться?
В шесть лет Е. Чарушину захотелось летать. Кто у нас летает?
Птицы летают, потому что у них пища другая, подумал Е. Чарушин. Решил он однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. После этого он очень серьёзно заболел.
Е. Чарушин жил в городе Вятка. На том берегу на
котором он жил, коровы постоянно переплывали реку Вятку, чтобы
добраться до другого берега, на котором находилось пастбище.
Е. Чарушин захотел научиться плавать. Он переплыл вместе со стадом, держась
за хвост коровы, широкую реку Вятку. И с этого лета научился хорошо плавать.
Давайте уточним, кого в основном рисовал Е.
Чарушин?
Сегодня мы с вами прочитаем произведения Е. Чарушинапро Тюпу.
Знаете кто это?
(чтение
детьми и чтение учителем) «Почему
Тюпу прозвали Тюпой.», «Тюпа маленький.» «Почему Тюпа не ловит птиц.»
(после каждого рассказа учитель показывает
обучающимся иллюстрации к произведениям)
Есть ли
в рассказах описания Тюпа?
А почему нет описания Тюпы?
Как
изображается герой?
Правильно, то он бежит за бабочкой, то за птицей крадется, то просто куда-то
бежит.
Когда мы читали с вами произведения, какое у вас отношение сложилось к
котёнку Тюпе?
Чего хочет добиться Е. Чарушин?
Он хочет вызвать интерес, чтобы пригляделись к животным. И наконец, чтобы мы
их любили.
Какое
желание у вас возникает, когда вы видите рисунки животных Е. Чарушина?
Все
животные Е. Чарушина на рисунках пушистые. Автор использует специальный прием
– «Сухая кисть» Слегка намоченной кистью мы макаем в краску и не двигаем
кисть, а слегка хлопаем по бумаге. И создается такое ощущение, что животное
пушистое.
—
Художником.
—
Животных.
— Птицы.
— Он
рисовал маленьких зверят, детенышей.
— Котенок.
— Нет,
описания котёнка в рассказах Е. Чарушина нет.
— Потому что есть рисунки.
— Герой изображается в действии, постоянно что-то делает.
— Желание
подержать, погладить.
4.
Подведение итогов
Наш урок подошел к
концу. Давайте вспомним о ком мы сегодня говорили? Про какого героя мы
сегодня читали?
Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?
Запишите домашнее задание стр 122 – 123 читать «Разноцветные
страницы». Нарисовать животное с помощью специального приема «сухой кистью»
— О Е.
Чарушине.
— Мы читали про котёнка Тюпу.
Читаем с интересом — Рассказ Свинья читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.
Знаешь ли ты, как делают деревянные ложки?
Вот как.
Сначала осину или берёзу распилят на коротенькие полешки, потом полешки колют на баклуши, а потом теслом теслят — долбят ямку в ложке. А потом уж острым ножом состругивают лишнее и ровняют.
Коры и стружки от этой работы получаются прямо горы.
У меня есть знакомый ложечник Егорыч.
Егорыч — бобыль. У него никого нет на свете. Живёт он один и каждую весну уходит глубоко в лес. Живёт там в шалаше у озера и стругает свои ложки. Съестное Егорыч в свой шалаш завезёт ещё по снегу зимой, потому что летом по болотам трудно добраться.
Весной в лесу есть и своя еда — лесная. Весной ёлка цветёт. На еловых лапах растут красные столбики. Их можно есть.
Бывает сосновый и еловый огурец. Между старой, твёрдой корой и древесиной — слой молодого дерева. Этот слой отдирается пластами. Прозрачный и, верно, хрустит на зубах, как огурчик.
А у болот растут хвощи. Это такая трава, похожая на ёлочки. В наших краях хвощи зовутся пестами. Потому что хвощ похож на пестик. Он ещё не распустился в ёлочку и торчит из земли столбиком. Эти песты надо собрать, посолить и зажарить в масле на сковороде. Получается очень вкусно. Похоже на печёнку.
Я охотился в этих лесах и завернул к Егорычу переночевать. Он мне обрадовался, подарил красивую ложку, у которой на черенке была вырезана рыба щука, а сама ложка расписана цветами. Угостил меня чайком да жареными пестами и рассказал мне интересную историю.
— Вот слушай, — сказал мне Егорыч, когда мы закурили после чаю махорку и разлеглись в шалаше на сенниках. — Нынче весной пришлось мне много сделать ложек. Щепок да стружек осиновых, наверно, воза два я свалил у озера. Я это к тому говорю, что не будь этой стружки, ничего бы не случилось.
Сижу я как-то вечером в шалаше и стругаю ложки. Хотел закурить, чиркнул спичкой… Вдруг как затрещат сучья в лесу. Видно, какой-то зверь убежал.
А ночью на рассвете слышу: кто-то ходит. Осторожно ходит у шалаша. То веточка хрустнет, то камушек покатится.
Ну, думаю, не злой ли человек пришёл, бродяга, а может — медведь?
Взял я топор в руки и вышел. Никого нет.
Вторую ночь опять кто-то ходит.
Чурбашки мокли в корыте. Чурбашки, слышу, застучали и вода заплескалась, а потом на берегу озера зачавкали ноги по сырой земле.
И всю ночь там кто-то ходил.
Вот я утром встал раненько и смотрю: на берегу озера следы, ну совсем такие, будто свинья ходила.
Я хоть и не охотник, но вижу: два копытца есть на каждой ноге. Ну, раз свинья, так свинья, пускай ходит. Только удивительно, думаю, как это свинья зашла так далеко в лес. Ведь от деревни до меня двенадцать километров. Наверно, голодная эта свинья. Надо, думаю, её в сарай на ночь запирать. Волков, правда, у нас нет, но медведь бродит.
Выстроил загородку и приделал западню: как свинья войдёт в хлев, ступит ногой на доску, тут сзади неё двери и закроются.
Я положил в этот сарай два ломтя хлеба и поставил корыто с пойлом.
Ну, думаю, моя сейчас свинья!
Этой ночью опять свинья бродила вокруг шалаша, опять зачем-то пила горькую воду из корыта, где мокли осиновые чурбашки.
Ходила свинья вокруг да около, а в сарай и не заглянула.
Тогда я днём набросал хлеба у сарая, кусочек к кусочку. Сделал хлебную дорожку от корыта до сарая. Сосчитал, так вышло тридцать четыре хлебных кусочка.
Ну, думаю, уж сейчас-то непременно зайдет свинья в сарай. Будет кусочек за кусочком подбирать и попадётся.
Наутро смотрю: в сарае никого нет, а кусочков стало меньше — двадцать девять штук.
Вот ночью слышу: хрустит свинья как раз у окошечка, что-то жуёт.
Я потихоньку выглянул и вижу: да ведь это не свинья! Это кто-то большеголовый, на длинных ногах, ростом с жеребёнка.
Пригляделся и узнал: это лосёнок.
А лосёнок наклонился над колодой с горькой водой и пьёт, причмокивает, потом взял в губы кусок горькой осиновой коры и стал жевать.
Эх, вот бы мне его поймать!
Я немного выглянул и стал причмокивать губами, звать его. Потихоньку-потихоньку, чтоб не пугать.
Насторожил тут уши лосёнок. Посмотрел ко мне в окно да как прыснет в туман. Грязь прямо мне в лицо шлёпнулась, затрещали сучья — и нет никого. Только дыра в тумане осталась, заплывает.
Но я всё-таки этого лосёнка поймал — не на хлеб, а на осиновую кору, на корыто с осиновым настоем.
Очень славный был этот лосёнок. Горбоносый, длинноногий, мягкий. Наверно, сиротка. Не иначе — медведь съел его мать или какой-нибудь вредный охотник застрелил матку на мясо.
Лосёнок научился есть хлеб, и кашу ел, и картошку. А посолишь посолонее — и ест лосёнок пожаднее. Видно, соль ему очень нравилась.
Вот так мы и жили. Я ложки стругаю, лосёнок кашу ест с солью да горькие стружки сосёт.
Однажды заглянул я как-то в ларёк, а муки да крупы у меня уж немного. Я и выпустил лосёнка из стойла.
И что бы вы думали? Лосёнок ко мне в шалаш сам залез. Вот какой стал ручной да ласковый! Пришёл в шалаш и стонет, по-лосиному мычит: ых! ых! ых! Просит соли.
Так жили мы с лосёнком целое лето.
А к осени ушёл лосёнок. Видно, в лесу увидел своих, пристал к ним и ушёл.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.