Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук
Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов
Я весь перегнулся, как сова, ноги в одну сторону, а голову назад хочу вывернуть, на коленях стою, ружье высвобождаю к тетереву.
А за шалашом-то что делается! Все поет, все говорит и в небе, и в кочках болотных, и в лесу, везде. Косачи бормочут со всех сторон, журавли хором кличут, бекасы блеют, куропать тявчет, то тут, то там, то тут, то там. Звенит все. Жарко мне, какой там холодно!
А туман пластами стелется, над самой землей идет. Идет из леса — леса не видать: снизу одни пни, сверху вершины, а посреди леса белое, сизое ходит. В лощину скатится — лощины нет, и прямо с небом туман сходится. И будто из неба то береза торчит, то ель. В самой гуще, как в каком-то облаке, два тетерева сшиблись. Хлещут крыльями, скачут, дерутся.
И вдруг прямо передо мной сел тетерев. Прилетел — черный, стройный, на коротких ножках. Прилетел, напыжился, забормотал. Шею свою гнет, словно жеребец, скачет, бороздит землю тугим крылом. Хвост с косицами развернул, черный хвост с белым подхвостьем.
Вот он пригнул шею к земле и заворковал. Вот поднял — чуфыкнул. А вот запрыгал. Птица не птица, конь не конь. И вдруг побежал куда-то маленькими, быстрыми, шажками — на ногах-коротышках.
Побежал… Убегает.
Я высунул ружье-берданку, поймал его на мушку и…
Трах!!!
Как плетью по земле стегнуло. И сразу замолкло все… Только далеко-далеко, — может, версты за две — одна куропатка тявчет. Потом другая начала ближе, забормотал тетерев, над самой головой забунчал, заблеял бекас, и опять все запело.
А я выскочил из шалаша, ноги не слушаются, подгибаются, руки трясутся, добежал, взял его в руки. Косач черный, тяжелый, красная бровь как цветок.
Туман в клочья разлезся — тает. На меня туман наполз и ушел потом. А я стою, в руке тетерева держу.
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ
Рисунки автора
Посвящаю товарищу по охоте — Борису Блинову.
Я не буду утверждать, Что охотники не врут… Конечно, это бывает. Знаете, вот ночью, когда костерок потрескивает, чайничек закипает, а коростель в кустах надрывается-кряхтит: крех… крех… крех… крех… крех… крех… крех…
Вот тогда все как-то делается по-особенному, не так, как всегда. Закуриваешь ты не от спички, а от какой-нибудь веточки с угольком на конце. Иногда из этой веточки — пф-ф-ф — пыхнет вбок струйка дыма… Чай пьешь почему-то из проклятой консервной банки. Ведь обязательно забудешь дома кружку… А начнешь говорить и… чувствуешь — вроде и верно перехватываешь. Не то, что уж врешь без зазрения совести, нет… ты всем в глаза смотришь прямо и честно, а вот все-таки будто чуть-чуть перехватил… В общем, даже самому интересно. Я это, конечно, не про себя, а просто замечал, что вот бывают такие любители малость присочинить.
Но, знаете, ведь действительно на охоте случаются такие удивительные происшествия, что поверить трудно. И, конечно, какой-нибудь городской человек, не охотник, разве поверит, поймет, прочувствует — да никогда! Он далек, понимаете, от природы. Другое дело — охотник. Выслушает серьезно. Головой покачает, а потом и сам… тоже припомнит что-нибудь интересное… Так и разговариваем.
Ведь вот однажды какой случай вышел. Были мы на охоте втроем: фельдшер — Степан Сергеевич, степенный человек, одним словом, научный работник, Борис и я.
Борис — он актер, только с бородой. Бороденка такая остренькая, паршивенькая. Ему в кино надо было какого-то бородатого изображать, — так заставили не бриться.
Моросит, понимаете, на лугах. Чорт его знает что. Не то туман, не то дождь. Кругом слякоть. Поздняя осень. А наш гончар «Давило» действительно задавил зайца-подранка, унес в кусты, сожрал и завалился спать. Где он улегся, — неизвестно. Он хитрый, — знает, что будет ему на орехи.
Вот мы и без гончара.
А за зайдем да без голоса собачьего — это уныние, мертвая охота.
Идем мы мокрые, холодные, по мокрым кустам — зайца шугаем. Борис бредет, кричит: «Нноо! Нно! Зайчики! Вылезай! Вылезай!» А то завопит истошным голосом (чем голос удивительнее, тем лучше: собака верней понимает):
Эх! Тут был! Тут спал! Тут спал! Ночевал!
А собаки-то, понимаете, и нет. Ходим мы, ходим, бродим мы, бродим. И все без толку.
И до того мы озябли и вымокли, что вы, сухие люди, и не поймете. Борис как ступит правой ногой, так у него из дыры в сапоге — жжить! — струя воды.
Сошлись у пригорка. Что ж? Заворачивать домой надо. Постояли, постояли, и вот тут Борис стал философствовать. «Вот природа, — говорит, — человеку дала все. У меня талант чорт знает какой. Ум. Внешность. А вот чутья, простого собачьего чутья — нет. Несправедливость, — говорит. — Знаете, как это иногда артисты по радио по-ученому завывают: „Неспраааведлиивоость! Обббидда!“ Сам ходил бы, сам чуял бы и сам бы стрелял… Несправедливость!»
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно. Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром. С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев. Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров. Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами. Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине. ———————————————————— Рассказы Евгения Чарушина о животных и о природе.Читаем бесплатно онлайн
Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов
Сочинение «Мой любимый писатель Евгений Чарушин»
Чарушин – это один из моих самых любимых русских писателей.
Помимо произведений, мне нравятся его рисунки.
Иллюстрации Евгения Ивановича к книгам других знаменитых литераторов вызывают восторг талантом художника.
А рассказы Чарушина открывают нам особенный мир животных – такой неповторимый и уникальный.
Читая истории Евгения Ивановича, складывается впечатление, что он сам их пережил.
Это вызывает доверие к автору и его словам.
Все произведения Чарушина ассоциируются у меня с искренностью, новыми открытиями, любовью и теплотой к живой природе.
Простые и яркие образы позволяют полностью перенестись в мир птиц и животных.
Мне нравится, что произведения Евгения Ивановича не только интересные, но и полезные.
Поэтому я часто советую их своим друзьям.
Интересные факты из жизни Чарушина
Факт 1. В Вятском коммерческом училище Евгений был настолько непослушным, что однажды даже организовал подрыв печки.
Факт 2. В гимназии Чарушин подружился с Юрием Васнецовым. Эта дружба была длиною в жизнь.
Факт 3. Любимой техникой рисования у Чарушина была литография. Он пренебрегал изображением среды, герои его иллюстраций были вне пространства.
Факт 4. С женой Натальей Евгений Иванович прожил счастливую, спокойную жизнь. У них был один сын Никита. Чарушин успел увидеть и внучку, которая была названа в его честь.
Факт 5. Тяжёлый труд во время войны сильно подорвал здоровье Чарушина. Во время Кировских росписей он неоднократно терял сознание.
Краткая биография Евгения Чарушина для детей начальной школы
Евгений Иванович Чарушин родился в ноябре 1901 года в Вятке.
Семья писателя была достаточно обеспеченной, а детство Евгения – счастливым.
В 6 лет Чарушина отдали в Вятское коммерческое училище, но из-за постоянных проказ он был переведён в учебное заведение попроще.
После учёбы Евгений Иванович ушёл на фронт, а затем поступил в Петроградскую академию художеств.
Первой книгой с иллюстрациями Чарушина стал «Мурзик» Бианки.
В дальнейшем им создавались иллюстрации для произведений Маршака, Чуковского, Горького, Пришвина.
А также Евгений Иванович занимался оформлением спектаклей, созданием плакатов, делал рисунки для росписи фарфора.
По совету Маршака Чарушин начал писать.
Дебютным было произведение «Щур».
Большинство своих рассказов и сказок Евгений Иванович посвятил животным.
В возрасте 63 года Чарушина не стало.
Все произведения Чарушина, что я читал, имели добрый, счастливый финал.
А это оставляет хорошее впечатление о прочитанном.
_______
Социально-коммуникативное развитие: — Совместная деятельность взрослого и детей: 1. Беседа «В.Г. Сутеев». Задачи: рассказать детям о писателе и художнике Владимире Григорьевиче 2. Беседа 3. Д/и «Кто в теремочке живет» Задачи: воспитывать умение называть героя сказки по его характерным 4.Игра-путешествие: «Маша едет в лес». Задачи: 5. Беседа «8июля-день рождения Н.Е. Чарушина» Задачи: 6. Игра – Задачи: 7. Игра – драматизация — Самостоятельная Сюжетно — ролевая игра: Задачи: расширять Развивать память, речь Рассматривание книг, Задачи: развивать интерес к книгам о животном мире. | Познавательное развитие: -Совместная деятельность взрослого и детей 1.Просмотр презентации 2.Познакомить с портретом В.Г. Беседа: «В.Г. Сутеев – писатель, Задачи: познакомить с творчеством великого русского 3. Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина» Задачи: познакомить детей с 4.Опытная Задачи: опытным путем определить предметы из каких материалов тонут — Самостоятельная Рассматривание книг, | Речевое развитие: — Совместная деятельность взрослого и детей: 1. Задачи: учить 3.Чтение сказки «Полосатая Задачи: познакомить детей со сказкой, вовлечь в помочь понять смысл 3. Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за «Страшный 4.. Заучивание: «Мешок яблок» Задачи: учить запоминать и 4.Составление рассказа по картинкам (по сказкам Сутеева, 5.Отгадывание сказок по 6. Вечер — Самостоятельная Игра-ситуация — знакомые Задачи: помочь ребятам вспомнить названия сказок, которые им | |
Художественно – эстетическое развитие: — Совместная деятельность взрослого и детей: 1.Музыкальная деятельность 2. Инсценировка сказки: «Под грибом» Задачи: побуждать интерес к театрально-игровой 3.Лепка «Зайчик». Задачи: формировать умения 4.Рисование Задачи: формировать умение передавать в рисунке медведя из сказки. 5.Просмотр мультфильмов, Задачи: вызвать интерес к — Самостоятельная Музыкальная игра «Угадай на Прослушивание сказок В.Г. Развлечение «Рисунки на Задачи: создать радостное настроение, продолжать вызывать Конструктивная деятельность: Конструирование телеги из сказки Задачи: развивать конструктивную деятельность детей. | Тема: «Лесные жители. По страницам книг В. Г. Сутеева, Чарушина Н.Е» 29.06.-03.07. 1 неделя Цель: сформировать Задачи: -Познакомить детей с -Способствовать формированию -Воспитывать умение слушать — Способствовать накоплению — Обогащать и развивать -Познакомить с литературными Итоговое мероприятие: Викторина по сказкам В.Г. Сутеева. «Узнай сказку». Цель: расширять и углублять Задачи: обобщать знания Творческая мастерская Лепка пластилином на Задачи: развитие фантазии, | Физическое развитие: — Совместная деятельность взрослого и детей: Физическое развитие по плану Утренняя зарядка по плану Утренняя зарядка по плану Утренняя зарядка: «Часики». Гимнастика после дневного Дыхательная гимнастика Подвижные игры детей со — Самостоятельная П/и «Найди себе пару». Задачи: П/игра «Ласточка». Задачи: П/ и «Пятнашки», «Самолеты». Подвижная игра: «Попади Задачи: развивать у детей Подвижные игры: «Горелки» Задачи: научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, | |
Прогулка первая половина дня: Прогулка 1: Картотека. Июнь Индивидуальная работа с Лизой Прогулка 2: Картотека. Июнь Индивидуальная работа с Серёжей Прогулка 3: Картотека. Июль Индивидуальная работа с Платоном Прогулка 4 Картотека. Июль № 2 Индивидуальная работа с Прогулка 5: Картотека. Июль Индивидуальная работа с Вторая половина дня. 1.Экологическая тропа «Цветочные поляны». Задачи: формировать 2 Наблюдение явлений природы «Облака». Задачи: закреплять знания о явлениях неживой природы. Развивать 3.Наблюдение за изменениями погоды «Утром дождь к обеду Задачи: показать детям, «что у природы нет плохой погоды», 4.Наблюдение за божьей коровкой Задачи: продолжать расширять знания и представления об 5 Наблюдение: «Узнай дерево» Задачи: продолжать формировать умение узнавать и определять Задачи: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном | |||
Взаимодействие с родителями: 1.Привлечь родителей к 2. Выставка совместных 3. Консультация для 4.Изготовление книжки-малышки | Развивающая среда: Центр продуктивных видов деятельности. Гуашь, пластилин, мелки, Центр дидактических и Настольно-печатные игры: Центр конструирования: |