Рассказ чарушина медвежата слушать

Конспект занятия творчество евгения ивановича чарушина разработала: герасимова и.п., воспитатель, спб гбусо социальный приют для детей транзит цель: познакомить детей

Конспект занятия «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

Разработала: 
Герасимова И.П., воспитатель, СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Цель:       Познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

— познакомить ребят
с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

— углубить знания
детей о животном мире через произведения Е.И. Чарушина;

— формировать у
детей эмоционально — образное восприятие произведений через художественное
описание образов;

— формировать
интерес к художественной литературе;

— способствовать
формированию у ребят запаса литературных, художественных впечатлений;

— посредством
произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса
и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.

Предварительная
работа:
просмотр презентации «Биография и знакомство с
творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его
иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и
маленькие”, «Барсук» и др, беседы и составление пересказов произведений;
оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по
произведениям автора.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение
А. Шалыгиной:

«И в шесть, и в
десять лет, и в пять,

Все дети любят
рисовать.

И каждый смело
нарисует,

Всё, что его
интересует:

Цветы, животных, лес
и сказки…

Всё нарисует, были б
краски,

Да лист бумаги на
столе

И мир в семье и на
Земле!»

— Посмотрите,
сколько же здесь картин!

— Сейчас каждый из
вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на
нее.

— Как вы думаете кто
автор этих картин?

— Что вы можете
сказать о Е.И. Чарушине?

— Кто такой художник
— «анималист»?

— Почему на его
картинках изображены животные?

— Е.И. Чарушин очень
любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил,
сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал. Читал много книг о природе. Вся
его жизнь была связана с миром природы, с миром зверей. Любил рисовать звериных
малышей.

Кто не любит
зверюшек?

Зайчат, медвежат и
хрюшек?

А тот, кто Чарушина
книги читал,

О разных животных
много узнал.

Забавные киски,
собачки и птички,

В книжках живут на
каждой страничке.

Сам автор рассказов
для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем
мы с вами скорей,

Найдём мы там много
пушистых зверей.

Отгадывание
произведения.

1. Послушайте
внимательно отрывок из произведения.

«Копай
нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один
выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой
траве, пятый- в частом ельничке. »

— Как вы думаете,
чьи это слова (Лисы.)

— Из какого
произведения. (Лиса с лисятами.)

— Покажите мне картину
на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.

2. В каком
произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)

Давайте поиграем в
игру «Найди ошибку»

Цель: учить детей
слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.

Материал:
репродукции картины.

Правила. Слушать и
смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот,
кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право
быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому
произведению.

«Перед вами
репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка».
Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с
лисятами отдыхает на поляне. Самое главное и красивое в этой картине это коряга
на дальнем плане. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого
художник использовал темные, густые краски: черную и серую»

Дети исправляют:

— Е.И. Чарушин
анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге
«Большие и маленькие» Е.И. Чарушина — рассказ «Лиса с лисятами»; картина
рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На
переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее
маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и
тихая радость. Для этого художник использовал яркие, сочные краски.

— Молодцы вы
правильно все сделали.

— А теперь давайте
представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как
лисята,

И как мишка
косолапый,

И как заинька –
трусишка,

И как серый волк –
волчишко,

Посидим, как
олененок,

И продолжим путь.

— А давайте поиграем
еще в одну игру «Подбери слово»

Цель: учить детей
подбирать прилагательные к картине, развитие эстетического восприятия, речевого
восприятия и обогащение словаря.

Материал:
иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».

Правила игры: перед
вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3
прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящий и объяснить свой
выбор.

-«Ребята, кто же
изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)

— Чем заняты
медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и
посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу,
никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

— Какими изобразил
Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие,
косолапые, мохнатые-короткошерстные,добрые-злые, смешные-несмешные,
несмышленые-смышленые, бурые-черные).

Ребята, а вы любите
загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.

Всё время по лесу он
рыщет,

Он в кустах кого-то
ищет.

Он из кустов зубами
щёлк,

Кто скажите это –

— Ответ: Волк

Поиграем в игру «Я
слушаю»

Цель: учить детей
описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.

Материал:
иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».

Описание игры: Перед
вами картина, давайте «войдём» в картину и прислушаемся внимательнее, какие
звуки там можно услышать, обозначьте их словами. Попробуем составить рассказ на
тему «Я слышу».

— Ребята, кто
изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от
кого-то).

— Какая шерсть у
волчонка? (серая, взъерошенная).

— Какой взгляд у
него? (испуганный).

— А давайте
представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника,
лай собаки, хруст веток и т.д.)

«К нам пришёл
волшебник «Я ощущаю запах»

Цель: учить
представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Материал:
репродукция картины по рассказу «Про зайцев».

Описание игры:
воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно
ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему «Я
чувствую запахи».

«Художественный
салон»

Цель: учить детей
составлять рассказ по картине, выделять средства художественной
выразительности.

Материал:
репродукции картин по рассказам Чарушина.

Описание игры: дети
рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин,
желающие «покупают» понравившиеся.

Картина «продаётся»
в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для
чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для
украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает
художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи
каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина
понравилась?»

Приобретший
наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в
изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры
меняются и продавцы, и покупатели.

— Ну что, ребята,
понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы
детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я
вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с
творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.

Конспект урока по литературному
чтению для 4 класса на тему: Е.И. Чарушин.

Цели: Познакомить детей с творчеством писателя и художника Евгения
Чарушина.

Задачи:
-образовательная: прививать познавательный интерес к окружающему
миру;

-развивающая: развивать речь, память, мышление, внимание,
воображение, любознательность, творческие способности;

-воспитательная: воспитывать интерес к изучению повадок животных,
дружелюбность, умение общаться в паре, любовь к братьям меньшим.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок сейчас
пойдёт,

В мир
знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске)
приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Четыре лапы, черный
нос
,
Хвост, пушистый полукруг-
Это мой любимый пес,
И самый верный друг.
Он добрый, милый и забавный.
Он любопытный и смешной.
Нашел тут косточку недавно
И притащил ее домой.
Он любит бегать за мячом
И маминым халатом.
Все наказанья нипочем!
Порвет и смотрит виновато.
Четыре лапы, мокрый нос,
Хвост, пушистый полукруг-
Он самый лучший в мире пес,
Мой самый верный друг!


-О ком это стихотворение?
-А у вас есть любимый пес? Расскажите о нем (рассказы детей)
-Молодцы, ребята! А вот послушайте еще одно
стихотворение:

Как
я встретил друга.

Как — то раз я шел домой,
Насвистывая песенку.
Вдруг писк услышал за спиной,
Там кот сидел на лесенке.
Он посмотрел в мои глаза
Печально, с болью, одиноко.
Тихонько «мяу» он сказал,
А мне казалось, очень громко.
-Бедняжка, с горечью подумал я.
Вокруг лишь грязь и лужи.
Ведь у него была семья.
Он постарел и стал ненужен.
Придется взять кота с собой,
Нельзя ведь предавать друзей!
Я угощу его котлетой,
Он сразу станешь веселей!
Я подарю ему подушку,
Чтоб было мягче спать,
Сошью любимую игрушку,
Чтоб было с чем играть.


-А как бы вы поступили в такой ситуации и
почему?(ответы детей)

-Спасибо за ваши рассказы. А теперь отгадайте
загадки:

-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова). Молодцы!


-Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок (кролик). Отлично!


— Ребята, как вы думаете, о ком мы будем
говорить? (ответы
детей
)

-Конечно, о животных. А как еще мы их называем и
почему? (Братья
меньшие
, рассуждения детей)

-Все верно, ребята. И сегодня мы посвятим наш
урок писателю – художнику 
Евгению Ивановичу Чарушину, который очень любил животных. О нем нам расскажет Витя Матвеев.
Первый
рассказ Чарушина появился в 1930 году. В произведении проявились характер и
чувство юмора животных. Евгений Иванович очень хотел понять зверей, их мимику и
движения. В работах Чарушина нет вымысла — животные всегда делают то, что им
свойственно. Рисунки и рассказы автора познавательны, строги и понятны даже
маленькому ребенку. Чарушин отлично знал повадки животных. Каждый персонаж
изображен со своим характером, эмоциональностью, трогательностью. Евгений
Иванович очень любил природу, птиц, зверей!


-Спасибо, Витя! А теперь прочитайте рассказ
«Кошка» и в паре поделитесь впечатлением (самостоятельная работа с книгой)

-Итак, о чем этот рассказ? Как бы вы поступили
на месте мальчиков и почему? (Ответы детей)

-Молодцы, ребята! А сейчас немного отдохнем.
Физминутка:
Мы к
лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.

-Молодцы! А теперь попробуйте нарисовать своего
любимого животного.

Дети
рисуют, учитель помогает.

-Какие замечательные получились рисунки! Давайте
еще раз повторим, как нужно ухаживать за животными, чтобы им было хорошо и
радостно жить рядом с людьми (рассуждения детей)

-Спасибо вам за урок! В нашей школьной
библиотеке вы можете взять книжки Чарушина Евгения Ивановича и прочитать
увлекательные рассказы.

Книжек,
предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это –
сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями
и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь
немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и
стихами.

Долго
живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы.

2
ведущий (слайд 2):

Но эти
книги создаются редко. Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит к
счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в
руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

Звучит музыка леса, звуки природы.

1
ведущий:

Чем же
замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы,
которые иной раз даже пересказать трудно? Развернем наудачу одну из книжек
Чарушина.

Слушание
рассказа «Волчишко».

2
ведущий (слайд 3/4):

Наверно,
вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника
Евгения Ивановича Чарушина, которому исполняется 119 лет со дня рождения.

Он
родился 11 ноября (29 октября) 1901 года в Вятке в семье губернского
архитектора.

Отец
привил сыну первоначальные художественные навыки, любовь к природе и охоте. Как
и его отец, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях».

1
ведущий:

Мать –
садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они
собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они
превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать
любила все живое и передала эту любовь к сыну.

2
ведущий:

Друзей
привлекали к Жене простота и открытость. Идеалами семьи, немного
провинциальной, старинной и интеллигентной, были честность, дружба, доброта.
Женя рос озорной. Не избалованный, не капризный, например: за очередной
проступок мать ставит его в угол, за ширму. Время для всех длится долго.
Бабушка и отец беспокоятся, просят маму простить и отпустить Женю. А он все еще
стоит за ширмой – ботинки его видны из-за ширмы. Ширму открывают – ботинки на
месте, а Жени нет!

1
ведущий:

В шесть
лет он заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят
птицы, и наелся каши из грязного куриного корыта, каких-то трав, кореньев, в
общем, самой невообразимой гадости. В другой раз он переплыл вместе со стадом,
держась за хвост коровы, широкую реку Вятку.

Проделки
его остроумны, изобретательны, веселы. Они рождались от неуемной фантазии, от
неисчерпаемой энергии, от пытливости ума, от талантливости. И никогда в его
озорстве не было ни зла, ни жестокости.

Любимым
чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой
книгой для него была книга А.Э. Брема «Жизнь животных». ЕЕ он берег и
перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем» — вспоминал Чарушин.

2
ведущий (слайд 5):

Окончив
школу в 1918 году и отслужив 4 года в Красной Армии, он вернулся домой и решил
учиться на профессионального художника.

Уже в
студенческие годы работы Евгения Ивановича выделялись смелостью, отчаянием и
талантливостью.

После
окончания Академии в 1926 году Чарушин начинает работать в детской книге. Его
дальнейшие успехи связаны с именами художника В.В. Лебедева и писателя С.Я.
Маршака.

1
ведущий (слайды 6-8):

Евгений
Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М. М. Пришвина,
С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака,
Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных:
«Преисполненный до краев наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я
стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам». Уже в первом его
рассказе с собственным текстом – «Щур» (1930) – проявилось не только знание
звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит,
мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша
Харлашу – а я их всех рисую, я – художник». И во всех других рассказах Чарушина
«всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то
немножко ироничная улыбка». Чарушин стремился «понимать животное – понимать его
движения и мимику». Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный
опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им
не свойственно.

2
ведущий (слайд 9):

Первые
его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери» — это еще книжки-картинки без
текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» — это коротенькие, с несложным
сюжетом истории в картинках. В рассказах герой-ребенок впервые сталкивается с
природой. Все его герои – птицы, зверята – весело, интересно, разнообразно
живут на страницах книг. Они всегда движении – бегают, прячутся, охотятся,
путешествуют, обучаются лесным делам. (слайд 10)

Инсценирование
рассказа.

1
ведущий 9 (слайды 11- 14):

Он стал
оформлять и собственные сочинения, такие как «Разные звери» (1930), «Волчишко и
другие» (1931), «Никитка и его друзья» (1938), «Моя первая зоология», «Про
больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и
другие.

Книги
Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать: они узнаваемы, самобытны.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.

Больше
всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей
беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь.
Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство
нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.

2
ведущий (слайды 15 – 18):

Жизнь и
творчество в годы Великой отечественной войны – внимание на слайды.

1
ведущий:

Произведения
Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его
иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на
международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии,
США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров.

Умер
Евгении Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на
Богословском кладбище.

2
ведущий:

Е.И.
Чарушин – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим
художником-анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из
тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и
свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые
сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение
маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Желаем
Вам добрых минут общения с творчеством Е. Чарушина. (слайды 19-20)

1
ведущий:

А
теперь страница 6 – мультипликационная. Давайте вместе посмотрим
мультфильм по произведению Е.И.Чарушина.

2
ведущий:

Итак, мы
перевернули последнюю страницу нашего Устного журнала (слайд 22).

О ком же
мы с вами сегодня вели речь?

Что вы
запомнили об этом человеке?

Кем
сначала был Евгений Иванович – писателем или художником?

Чем ещё
занимался этот творческий человек?

Кто были
героями его рисунков, рассказов, статуэток?

2
ведущий:

А в
заключении нашего Устного журнала, мы хотим обратиться к вам, ребята, с
призывом (слайд 23):


Дети, читайте книги Евгения Чарушина!

Читаем с интересом — Рассказ Медвежата читать онлайн полностью, Чарушин Е. И.

Медвежата

Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.

В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.

Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.

Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.

Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.

Благополучно растут медвежата, ничего себе.

Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.

Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.

Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.

К весне подросли, окрепли медвежата.

А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.

Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.

Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.

Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.

Хозяйка спрашивает:

— Вы что там, озорники, опять наделали?

А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.

Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.

Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:

— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.

Или ещё:

— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.

Взмолится хозяйка:

— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.

А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.

Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.

Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:

— Где твои медвежата?

— Да на воле, — говорит, — балуются.

Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.

И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.

Бац! С крыши свалился.

Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.

Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!

Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.

А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.

Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.

А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.

— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.

Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.

Лес им чужой, страшный.

Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.

Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.

Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

  • Рассказ чарушина про больших и маленьких
  • Рассказ чарушина медведь рыбак читать
  • Рассказ чарушина медвежонок распечатать
  • Рассказ чарушина верблюд текст
  • Рассказ чарушина кабан читать