Рассказ чарушина медведица и медвежата

1 класс. тексты для проверки техники чтения. i ч. 10-15 слов ii ч. 15-20 слов iii ч.

1 класс.

Тексты для проверки техники чтения.

I ч. – 10-15 слов

II ч. – 15-20 слов

III ч. – 20-25 слов

IV ч. – 25-30 слов

                                                
Сентябрь
.

Д. Тихомиров.

Кот.

У ко-ти-ка   у-сы.

По-па-ла   ко-ту  
мыш-ка   и   про-па-ла.

(8 слов)

___________________________________________________

Л. Толстой.

                      
* * *

Жили мыши на поле
подле пруда.

Пришла весна. Мыши
пошли на гору.

На горе жила лиса.

Лиса была рада, что
пришли мыши.

(22 слова)

___________________________________________________

Л. Толстой.

                                            *
* *

Была зима, но было тепло. Было много снегу.
Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла
славно. Во рту куклы была трубочка. Глаза куклы были угли.

(31 слово)

1 класс

Текст для проверки техники чтения.

Октябрь.

Н. Носов.

Ступеньки.

 Однажды Петя возвращался с детского сада. В этот день
он научился

 считать до десяти.

Дошел он до своего дома, а его младшая сестра
Валя уже дожидается у ворот.

— А я уже считать умею! – похвастался Петя. –
В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице
сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, я Петя
громко ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять…

(64 слова)

___________________________________________________

Текст для проверки техники чтения

за I четверть.

Количество слов в мин. 10-15 слов.

Л. Толстой                  

Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с
водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она
стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что воды стала выше и можно
было пить.

(40 слов)

1 класс

Тексты для проверки техники чтения.

Ноябрь.

Л. Толстой.

* * *

Тётя дала Варе мёда.

Варя сама ела мало мёда, а дала мёд Мише, Васе
и Кате, и они были рады.

(20 слов)

________________________________________________

К. Ушинский.

Мышки.

Собрались мышки у своей норки – старые и
малые. Глазки у них чёрненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки,
серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостища по земле волочатся.

…Ох, берегитесь, мышки! Ваш приятель Вася
недалеко. Он вас очень любит, лапкой приголубит, хвостики вам помнёт, шубочки
вам порвёт.

(46 слов)

1 класс

Текст для проверки техники чтения.

Декабрь.

С. Редозубов и др.

Зимой.

Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Люся
бежали домой. Видит Люба: на дворе дети Андрюша и Нюра. Они сделали кормушку и
повесили её на дерево. Андрюша насыпал в кормушку зёрен.

Сюда прилетели синицы и снегири. Птички клюют
зёрна и крошки.

(41 слово)

___________________________________________________

Текст для проверки техники чтения

за II четверть.

Количество слов в мин. 15-20 слов

Л. Толстой

Косточка.

(Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после
обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И
очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда
никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед
обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не
съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и
сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из
вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и
если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого
боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку
бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.             
(151 слово)

1 класс

Тексты для проверки техники чтения.

Январь.

С. Редозубов и др.

Костя.

Ехал Костя в трамвае. Видит он: в дверь
трамвая вошла старушка. Костя встал со своего места и сказал:

— Садитесь. Я постою.

— Спасибо, родной, — сказала ему старушка.

(25 слов)

___________________________________________________

Снег идет.

А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и
падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся
белая – и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый..

(37 слов)

___________________________________________________

Н. Носов.

Живая шляпа.

Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а
Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то
упало на пол. Они о-бер-ну-лись и увидели на полу возле комода шляпу.

Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла
прямо к нему. Он как закричит:

— Шляпа живая!

(45 слов)

                                                       
1 класс

Тексты для проверки техники чтения.

Февраль.

С. Редозубов и др

Трудная задача.

Светлана решала задачу, но задача не выходила.

— Давай я решу тебе задачу, — сказал брат.

— Нет, я сама решу, — ответила Светлана и
продолжала решать.

— Дай я тебе помогу, — сказала мама.

— Нет, я сама справлюсь!

Девочка думала, считала, писала, — и задача у
неё вышла.

(42 слова)

___________________________________________________

Н. Сладков.

Кто как спит.

— Ты, Заяц, как спишь?

— Как положено – лёжа.

— А ты, Тетёрка, как?

— А я сидя.

— А ты, Цапля?

— А я стоя.

— Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее
всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!

— А как же ты, Летучая мышь спишь – отдыхаешь?

— Да вниз головой…

(44 слова) 

1 класс

                            
Текст для проверки техники чтения.

Март.

Е. Чарушин.

Медведица и медвежата.

А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не
свались, не ушибись!

Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так
бегать умеем — лошадь догоним.

На деревья лазим, в воду ныряем.

Тяжёлые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.

Мы мёд и траву едим, корешки и ягоды.

А личинка попадёт – и ей рады.

(49 слов)

________________________________________________

Текст для проверки техники чтения

за III четверть.

Количество слов в минуту 20-25

Л. Толстой.

Волк и белка.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо
на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить: «Пусти меня». Волк
сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так
веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и
прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а
то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе
оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы
добры и никому зла не делаем».

(100 слов)

1 класс

                      
 Тексты для проверки техники чтения.

Апрель.

Л. Толстой.

* * *

    Ехали два мужика, один в город, а другой
из города. Они задели санями друг за друга. Один кричит: «Дай дорогу, мне
скорей в город надо!» А другой кричит: «Ты дай дорогу, мне скорей домой надо!»
Они долго кричали. Третий мужик видел и сказал: «Кому скорей надо, тот осади
назад».

(49 слов)

                                                                      
           Л. Толстой.

                                             * * *

Овцы ходили под лесом, два ягнёнка отошли от стада. Старая овца
сказала: «Не шалите, ягнята, недолго до беды». А волк стоял за кустом и сказал:
«Неправда, ягнята, овца стара, у ней ноги не ходят, так ей завидно. Бегайте
одни по всему полю». Ягнята так и сделали: отошли от стада, а волк поймал их и
съел.

(55 слов).

1 класс

                           
 Текст для проверки техники чтения

за IV четверть.

Количество слов в минуту 25-30

Л. Толстой

Котёнок.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка
пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле
амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по
лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала: «Нашёл?
Нашёл?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашел? Наша кошка… у
неё котята; какие чудесные; иди сюда скорее».

Катя побежала домой, достала молоко и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под
угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками,
и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям.
Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети
радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и
забыли про котёнка.

(170 слов).

Тема урока: Развитие речи.Сочинение-описание по
картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Класс:7

Учитель: Бедаш Е.В.

Цель урока: Совершенствовать умение создавать текст сочинения-описания
 

Задачи:

·       
познакомить с творчеством И. И. Шишкина;

·       
формировать навыки последовательного анализа
описания картины: построение предложений, использование образно-выразительных слов
и оборотов речи;

·       
развивать устную и письменную речь; 

·       
воспитывать интерес к живописи, эстетический
вкус;

·       
коррекция письменной речи;

·       
коррекция устной речи.

Планируемые результаты:

предметные:

·     создавать
письменные монологические высказывания;

·     соблюдать
в практике письма нормы современного русского литературного языка (лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные);

·      стилистически
уместно использовать лексические и фразеологические средства языка.

·     метапредметные:

·     проявлять
интерес к культуре и истории своего народа, Родины
;

·     создавать
письменный текст с использованием типа речи описание.

·     личностные:

·    
осознание эстетической ценности произведений живописи;

·    
сформированность нравственных чувств;

·    
сформированность чувства осознанного патриотизма.

Тип урока: урок развития
речи.

       Оборудование: портрет художника, репродукция картины, презентация,
учебник.

Ход урока:

1.     Организационный
момент

2.    
Активизация внимания.

Настало время для сказки!!!

Как-то раз в одно ранее теплое летнее утро
собралась я с утра в лес по ягоды сходить — земляники, черники , малинки из
лесу набрать! Собралась быстро, корзинку в руки взяла и бегом, пока не жарко, в
ближний лесок побежала. Солнышко ещё не встало, только небо порозовело, а
вокруг темно. Пока до леска дошла, уже птички запели, первые лучики солнца
разбудили кузнечиков , которые тут же весело затрещали в траве… Очень быстро
нашла я полянку с земляничкой, и давай её собирать. Пока в корзиночку собирала
ягодки, лес совсем изменился: стоят кругом высокие сосны, кое –где упавшие,
корягами из земли торчат. Подняла я голову , а лес –то не знакомый!!!
Заблудилась я видно! Испугалась! Аукать стала, вдруг кто услышит! Посмотрела в
какой стороне солнышко подыматься начало, повернула в нужную сторону и домой
пошла среди бурелома да высоких сосен. Только поваленное дерево обошла, и вдруг
смотрю поляна, да не простая… А что я там увидела, то и вам, ребятки покажу!

3. Формулировка
темы.

Сказки, сказками…
Но это не моя фотография того сказочного леса.
Перед вами
картина великого русского художника… Кто уже знаком с этой картиной? Как она
называется? Кто автор?

Подсказка

Название вы отгадаете, когда
ответите на вопросы.

Внимательно
слушайте и отгадывайте первое слово:

Вот проснулось в
небе солнце,

Заглянуло к нам в
оконце.

Петушок горланит
мудро,

Возвещая: «Это ….
…»   Утро! 

 Правильно дети!
Первая подсказка — это слово утро. 

А где растут
сосны? ( сосновый лес, бор).

Утро (где?) в
сосновом лесу.

4.    
Вопросы по теме урока.

Кто из вас
бывал ранним утром в лесу?

Что особенно
интересного вы там заметили?

Представьте, что
вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то, что вы видите
вокруг.

И.И. Шишкин родился 25
января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небольшой купеческой
семье. С детства любил рисование и чтение. Шишкин рисовал на всем, что
попадалось под руку. В 1889 году он писал картину “Утро в сосновом лесу”.
Замысел этого произведения художнику подсказал его друг К. А. Савицкий. Это
одна из наиболее известных картин И.И. Шишкина. 
В своих произведениях художник выразил огромную любовь
к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам всю
красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Его называли «певцом русской
природы». Художником написано 292 картины. По популярности «Утро в сосновом
лесу» занимает второе место после «Богатырей» В.М. Васнецова.

5.    
Обращение к учебнику. Стр. 128.

Сегодня мы будем писать
сочинение по картине И. И. Шишкина. Рассмотрите внимательно эту картину. 

6.    
Беседа с классом.

О чем эта картина?

( — Про медведей)(Про природу)

— Тогда почему она так названа художником
«Утро в сосновом лесу»?

( Потому, что тут нарисован лес утром)

— Так все-же картина рассказывает нам про
лес или про медведей?

( Про лес и про медведей, про медведей в
лесу).

— Все верно, и про лес и про медведей –
лесных жителей.

— Можно ли по картине догадаться , что в
сосновом лесу наступило утро? Какие подсказки оставил нам художник?

( светлое небо, темные деревья внизу,
жёлтый цвет ранеего солнца на макушках сосен. Туман, окутавший стволы
деревьев).

— Что больше всего привлекает ваше
внимание в этой картине?

( Медведи)

— Чем занимаются малыши медвежата и как на
это реагирует их мама? Как вы думаете, что она им говорит?

( Медвежата играют на сломанном,
поваленном дереве, а мама за ними следит и как будто говорит им, чтобы они не
баловались и не свалились вниз).

7.    
Практическая
работа.

Постройте рассказ.(КАРТОЧКИ)

Передо мной… (репродукция
картины
И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу».)

Художник изобразил… (густой,
дремучий, сосновый
лес ранним, туманным, светлым  утром).

В центре картины…(маленькие
медвежата и их мама медведица).
Малыши (что делают?) … играют на
поваленном, сломанном
дереве
, а мама (что делает?) (за ними следит и
как будто говорит им, чтобы они не баловались и не свалились вниз
).

Красивый ли текст у вас получился?
Не очень. Не хватает прилагательных.

Подберите слова, чтобы описать
каким получилось утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро- раннее, туманное,
светлое, солнечное,летнее …

Лес- сосновый, густой, тёмный,
дремучий, величавый, мрачный, пробуждающийся…

Дерево- сломанное, поваленное,
вырванное с корнем…

Медвежата- маленькие,
резвящиеся, забавные,
мохнатые, косолапые, неуклюжие

Медведица- большая,
наблюдательная, беспокойная или беспокоящаяся…

8. Беседа с классом.

— Какое настроение появляется у вас, глядя
на эту картину?
(Настроение хорошее, весёлое, загадочное).

Что вас, может быть, удивило  в этом лесу? (Сосны высокие, могучие)

-А почему художник для
своей картины выбрал именно такую глушь?
 Только
здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес,
сюда не ступала нога человека.)


А как вы думаете, что же главное в этой картине?
(Художник
хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек
жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя
нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн)

В заключении сочинения мы выражаем своё
мнение. Мне понравилась картина…, почему?

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового
леса. Художник хорошо знал лес и сумел передать его величие, прелесть, тайну.
Шишкина можно назвать царём леса.

9.    
Написание
сочинения на черновике.

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

Постройте
рассказ.

Передо мной…

Художник изобразил…

В центре картины… Малыши (что делают?) …, а мама
(что делает?)…

Подберите слова, чтобы описать каким получилось
утро,  лес, медвежата, медведица на картине И.И. Шишкина.

Утро-

Лес-

Дерево-

Медвежата-

Медведица-

На чтение 23 мин. Опубликовано

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, – художник-график и писатель. Годы его жизни – 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

image

Отец Евгения Ивановича – Чарушин Иван Аполлонович – губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну любовь к природе.

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. “Жизнь животных” А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

“Сопохуд”

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов “Сопохуд”. Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Юрием Васнецовым. Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать “по специальности” – назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил пыжиковую шапку и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым Владимир Лебедев, знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

image

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в “Мурзилке”, детском журнале. Чуть позже он начал работать в “Еже” (с 1928 по 1935 год) и в “Чиже” (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата – оформить рассказ “Мурзук” В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: “Вольные птицы”, “Дикие звери”, “Как мишка большим медведем стал”. В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами… Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году (“Щур”). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович – художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла – животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: “Разные звери” (1930 год), “Волчишко и другие”, “Никитка и его друзья”, “Про Томку”, “Про больших и маленьких”, “Моя первая зоология”, “Васька”, “Медвежата”, “Про сороку” и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике “Птенцы” (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное – показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году – “Птенцы”; в 1931 – “Волчишко и другие”, “Цыплячий город”, “Облава”, “Джунгли – птичий рай”; в 1935 – “Животные жарких стран”. Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга – “Детки в клетке” Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.

Рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе. Произведения и биография

  Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук Болтливая сорока Большие и маленькие Васька Бобка и крольчиха Щур Глупый мальчишка Хитрая мама Как Никита мне помогал Никита-охотник Сказка, которую Никита сам рассказал Кошка Как лошадка зверей катала Самолетики за крышами Цапля Страшный рассказ Злая Галя Зоосад Ваня-охотник Кабаны Птичье озеро Свинья Кошка Маруська Олешки Яшка Лесной котенок Кот и рыбки Бык Забодай Глупые обезьянки Путешественники Приятель Ёж Военная собака Бульдог  

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография и творчество

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

Читать все рассказы Чарушина Читать рассказы других авторов

Евгений Иванович Чарушин (1901 — 1965)В — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922В году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922В года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А.В Е.В Карева, А.В И.В Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М.В В.В Матюшина, формально не будучи его студентом.

В 1927В году закончил ВХУТЕИН.

С 1927В года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В.В В.В Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С.В Я.В Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С.В Я.В Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «ДжунглиВ — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторовВ — С.В Я.В Маршака, М.В М.В Пришвина, В.В В.В Бианки. Написал рассказыВ : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С.В Я.В Маршака. Постоянный автор журнала “Чиж” как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е.В И.В Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941В году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945В году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Имя Евгения Чарушина всегда ассоциируется у нас с чем-то по-детски прекрасным, тёплым и полным добра и уютных воспоминаний. Его герои вызывали у нас умиление, развивали умение сопереживать, радоваться за успехи других и поддерживать в трудную минуту.

Герои Чарушина учили и учат маленьких читателей понимать мир через призму жизни и поступков братьев наших меньших, которые, как и мы, живут в мире сложных, но одновременно разных событий, которые происходят с каждым. Это не диковинные сказки с постоянными поворотами сюжета, где хочется читать только ради такой же захватывающей концовки, вовсе нет.

Эта душевная простота, заключенная в короткие и теплые рассказы, заставляет детей и взрослых вновь и вновь искать на книжных полках сборники произведений этого прекрасного и искреннего писателя.

Конечно, о человеке можно узнать благодаря его произведениям, ведь они являются отражением души автора. Но, безусловно, интересно узнать что-то ещё о ком-то, чьи работы подарили минуты искренней радости. И в этой статье будут представлены некоторые наиболее интересные факты из жизни Евгения Чарушина, благодаря которым можно со всей полнотой красок представить процесс написания таких душевных рассказов и повестей о маленьких жителях леса.

На пути к творчеству

Будучи в возрасте своих юных читателей, Чарушин зачитывался «лесными» рассказами Сетона-Томпосона, Лонга и Биара, которые дарили ему минуты отдыха и единения с той далекой природой неизведанных краев, развивали воображение.

И, может, именно благодаря этим долгим посиделкам с книгой мы знакомы с тем писателем, чьими произведениями дорожим сейчас? Ведь именно в детстве закладывается та картина видения мира, с которой человек шагает по жизни и будучи взрослым. И именно эти писатели, ставшие кумирами будущего писателя, словно бы взяли маленького Евгения за руку и привели его в мир такой искренней и открытой живой природы. Ему не нужны были захватывающие приключения с яркими красками – достаточно было образов леса.

Героями первых Чарушинских рассказов могли быть вполне реальные лесные жители, резво бегающие среди безграничных уральских лесов, или же домашние питомцы, которых было великое множество в родном доме маленького Жени: собаки, кошки, маленькие пушистые цыплята и поросята.

Всё вокруг было постоянно наполнено этими весёлыми и звонкими звуками, которые окружали мальчика постоянно, тем самым прививая способность видеть в домашних питомцах друзей, понимать их, наблюдая за их жизнью и повадками.

Особое место в жизни юного Чарушина занимал пёс, которого жизнь обделила способностью бегать и спокойно передвигаться. Незамеченный никем, он постоянно лежал на крыльце дома и смотрел по сторонам. И лишь только пока ещё будущий писатель смог стать ему настоящим другом. Может, именно в эти  мгновения мальчик ощутил, что настоящая дружба может завязаться и между человеком и животным?

Первые шаги к призванию

Возможно, мало кому известно, что Чарушин – это не только прекрасный детский писатель, но ещё и замечательный иллюстратор. Это поприще он долгое время считал основным в своей жизни, ведь рисовал то, что ему было близко и что находилось рядом: животных, их поведение и жизнь —  Чарушину-художнику такая стезя изначально казалась основной в его творческом пути.

Главной и самой примечательной особенность рисунков Чарушина были глаза. Большие, полные дивной доброты и некоторой растерянной беспомощности. Именно они выстраивали весь образ маленьких жителей леса, наделяя их тем самым яркими качествами, которые и видели юные зрители в работах Чарушина: зайчата, притаившиеся в зарослях кустов; медвежата, с интересом наблюдающие за чем-то, что происходит вокруг; котята, испуганные приближением грозного пса. Все эти эмоции пушистых героев художник отображает в глазах: блестящих и живых, которые и стали отличительной чертой работ Евгения Чарушина.

На писательском поприще

К писательству же Чарушин пришел благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств, благодаря влиянию известного всему миру классику детской литературы С.Я.Маршаку. Случайно встретившись в редакции, молодой художник зачитал писателю несколько своих зарисовок с лесной прогулки родных краев.

После прочтения второй в полном восхищении от услышанного произнес: «Вам обязательно надо писать». С этого и началась творческая жизнь Чарушина как писателя. Так, ориентируясь на воспоминания детских лет, в его руках образовалась гора рукописных рассказов, которые по прошествии некоторого времени попадали в печать и быстро раскупались.

Большая часть постреволюционной литературы для детей имела очень нереалистичный и несколько слащавый характер. И так, кружок Маршака, решив вывести уровень таких книг на новый уровень, открыл совершенную иную культуру, в которой искренность, простота и доброта были самыми важными показателями хорошей книги для малышей. Сюда вклинился и Чарушин со своими удивительными героями, которые заиграли совершенно по-новому на страницах его рассказов. Именно за это мы и любим его книги и рисунки.

Любовь к миру как призвание

Любовь к природе Евгений Чарушин сумел и передать своим детям. Так, сын писателя, подобно отцу, стал художником-анималистом, а дочь долгое время увлекалась рисованием. Никита Евгеньевич часто вспоминал минуты, проведённые в лесу в компании всей семьи, и как это было важно каждому, ведь лес и его обитатели были чем-то родным и близким благодаря этому единению Евгения Ивановича с тем, что его окружало.

Произведения Чарушина переведены на многие иностранные языки. Таким образом, его произведения живут в сердцах итальянцев, японцев и даже африканцев: настолько прекрасна была и есть свобода и простота книг этого человека.

Короткие рассказы Евгения Чарушина для детей о животных и о природе.Список произведений.Краткая биография и творчество Чарушина.   Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Что за зверь? Медведь-рыбак Медвежонок Медвежата На нашем дворе Перепёлка Про зайчат Рябчонок Верный Трой Кот Епифан Друзья Волчишко Как Томка не показался глупым Воробей Почему Тюпу прозвали Тюпой Тюпа маленький Почему Тюпа не ловит птиц Сорока Пунька и птицы Лисята Томка Как Томка научился плавать Томка испугался Томкины сны Никита-доктор Мишки Захочешь есть — говорить научишься   Яша Мартышки Заяц Кабан Удивительный почтальон Медведица и медвежата Рысь и рысенок Олениха с оленёнком Белка с Бельчатами Зайчата Северный Олень Волк Лиса Медведь Рысь Барсук  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

  Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.   Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.   Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.  

Первые рассказы Евгения Чарушина

  Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.   Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.   С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.  

Подробнее о творчестве Чарушина

  С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.   Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.   Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.   Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский. ————————————————————  

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений Читать рассказы других авторов

Ревенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок литературного чтения

Класс: 2

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки « Купание медвежат»

Тип урока: урок обучения чтению нового текста

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация,  интерактивный тест, пульты (для интерактивного теста); мягкая игрушка Медвежонок, аудиозапись К. Сен-Санс «Карнавал животных» « Медведи», разрезные фигурки медвежат, выставка книг.

Цель: Познакомить детей с творчеством В.В Бианки (работа над рассказом «Купание медвежат»).

Задачи:

— формировать и совершенствовать навыки беглого, выразительного и осознанного чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному; умение работать с текстом.

— обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор, повышать интерес к книге; развивать память, внимание, мышление, воображение;

— воспитывать любовь к животным, чувство прекрасного (через живопись и музыку); учить видеть необычное в природе; показать насколько удивительны животные;

УУД:

Регулятивные:

 — учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 — ориентироваться в тексте учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; — отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

— проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Ход урока:

I. Организационный момент. (слайд 2, анимация «Звонок». Кликом на задание воспроизводится звук)

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели

На меня все посмотрели.

( Стук в дверь)

— Кто это может быть? К нам, ребята, пришёл гость.

— Но прежде чем зайти в класс, он просит отгадать загадку, из которой вы узнаете: кто он?

Загадка: (слайд 3, анимация — выдвигается загадка)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

II. Введение в тему.

— Как вы догадались, что это медведь? Как по-другому можно назвать медведя? (Мишка, Мишутка, медвежонок, Мишенька, Михайло Потапыч). (слайд 4, Кликом на экран высвечивается картинка, а потом высвечиваются слова).

— Молодцы! А вот и наш гость — Мишутка. (Показываю игрушку). Он пришёл к нам на урок неспроста. Мишутка хочет узнать про себя всё интересное, а мы ему в этом поможем. Правда? (Посадить медвежонка на стол).

— Ты, Мишутка посиди и понаблюдай за нами, и всё что мы сегодня будем говорить – запоминай.

— Это медведь игрушечный, а мы давайте посмотрим на иллюстрацию, где изображён лесной медведь. ( Иллюстрация с изображением медведя). (слайд 5, кликом на экран высвечивается иллюстрация лесного медведя)

— Опишите его. Какой он? (Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый).

— Хотите узнать, почему медведя назвали медведем?

(Информацию о медведе рассказывает заранее подготовленный учащийся).

— Слово «Медведь», происходит от двух слов «Мёд ведать». Медведь всегда знает, где находится мёд, потому, что очень его любит.

— Всем понятно, почему его так назвали? Почему? (Ответы детей).

— Давайте послушаем небольшое сообщение о медведе. (Сведения можно взять из любой энциклопедии о животных).

(Сообщение можно дать заранее любому ребёнку).

— Ну и что же вы интересного узнали о нашем госте? (Ответы детей).

— ФИЗМИНУТКА —

Бедный Мишка заболел —

Мишка много мёда съел

Мишка плачет и рычит (порычали)

«У меня живот болит!»

Мишка стонет, слёзы льёт,

У него болит живот.

Непослушный, жадный Мишка

Съел лесной малины слишком!

(порычали как медведи, походили вокруг – как мишка косолапый с ноги на ногу переваливаясь).

III. Работа по теме.

1. Целеполагание.

— Как вы думаете, почему именно медведь сегодня в гостях у нас? (наверное, мы будем читать рассказ о медведе)

— А что вы хотите о нём узнать? (ответы детей)

— Давайте посмотрим на иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому рассказу (иллюстрация на доске). (слайд 6)

— Что вы на ней видите? Опишите. (Один медвежонок удирает, а другого медведица купает в реке).

— Теперь можете сказать, о чём будет этот рассказ? (ответы детей)

— Сейчас мы с вами узнаем что-то очень интересное о медведях.

Для этого я вас познакомлю с рассказом Виталия Валентиновича Бианки «Купание медвежат». (Учебники у детей закрыты). (слайд 7, кликом на экран высвечивается название рассказа)

— Как вы думаете, о чём этот рассказ? О медвежатах или конкретно, о каком-то эпизоде из их жизни? (О том, как медвежата купались).

2. Словарная работа.

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем. (слайд 8, путем перемещения каждого медвежонка влево, появляются словарные слова).

БУРАЯ МЕДВЕДИЦА — ОКУНАТЬ —

ШЛЕПКИ — ШИВОРОТ —

— Как понимаете смысл этих слов?

3. Чтение рассказа учителем.

4. Первичная проверка понимания.

— Понравился ли рассказ?

— Кто главный герой рассказа? (Медведица и медвежата).

— Где происходит действие? (В лесу, около речки).

— Какой эпизод больше всего понравился?

— Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? (Весёлое).

— Что же вы ещё интересного узнали о медведях? (Что медведица заставляет своих медвежат купаться, она их воспитывает).

— Если бы вы были художником, какую картинку нарисовали к этому рассказу? (Как медведица берёт за шиворот медвежонка и окунает его в воду).

-ФИЗМИНУТКА-

— Представьте, что вы в лесу. Какие звуки вы слышите? Дети ложатся на парты и, закрыв глаза, слушают музыку «Звуки леса». (слайд 9, кликом на задание воспроизводится звук)

5. Подготовительная работа к чтению.

— Прежде чем читать, давайте познакомимся с трудными многосложными словами. (слайд 10)

БОЛЬ-ША-Я МЕД-ВЕ-ДИ-ЦА МЕД-ВЕ-ЖО-НОК

ШИ-ВО-РОТ О-КУ-НАТЬ БА-РАХ-ТАЛ-СЯ ХО-РО-ШЕНЬ-КО

ВЫ-ПО-ЛОС-КА-ЛА НА-ДА-ВА-ЛА

О-ЧУ-ТИВ-ШИСЬ ДО-ВОЛЬ-НО

6. Чтение рассказа учащимися. (Чтение текста по предложению).

7. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте в тексте:

а) С чего всё началось?

б) Как вёл себя первый медвежонок во время купания?

в) Как на его поведение реагировала мать-медведица?

г) Как вёл себя другой медвежонок?

д) Что сделала его мама?

е) Чем закончилась история?

— Как вы думаете, какая мама у медвежат? (Строгая, заботливая). (слайд 11)

— Почему? (Потому что наказывает медвежат, заставляет их купаться).

— А какие медвежата? (Непослушные, забияки).

IV. Итог урока.

1. – С каким рассказом мы познакомились?

— Что интересного узнали из этого рассказа? (Звери похожи на людей своими повадками. Мамы воспитывают, учат своих детей жить. А дети — забияки, непослушные).

2. – А кто автор этого рассказа? (В.В.Бианки).

— Мы сейчас с вами читали рассказ Бианки, вы на перемене рассматривали книги с выставки, скажите, о чём или о ком ведают рассказы Бианки? (О животных, птицах). (слайд 12)

— Как вы думаете, почему он писал про лес, о лесных животных, обо всём этом? (Наверное, любил природу, путешествовал).

— Кто хочет узнать про животных интересное – читайте рассказы В.В.Бианки. (Учитель обращает внимание на выставку).

— Сейчас послушайте биографию В.В.Бианки. (Рассказывает заранее подготовленный ученик). (слайд 13)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного- орнитолога (учёный, который изучает птиц). Виталий совсем маленький вместе со своим отцом бродил по лесам, рощам, полям, учился распознавать каждую птицу, насекомое, травинку, зверя.

Бианки не только узнал в лицо всё живое, но каждое называл своим именем.

Виталий Валентинович говорил: «Если вы хотите узнать родную землю по-настоящему близко и крепко — отправляйтесь путешествовать своими ногами, пройдите по ней, по просёлочным дорогам, лесным и полевым тропам и совсем без дорог».

Бианки действительно много путешествовал. Он не ездил в Африку и Америку, не бродил по Камчатке, все свои путешествия он совершал только в близких ему лесах и полях, в той местности, где он родился и вырос в Нижегородской области. Зато там он видел то, что другие просто не замечают. И это было так захватывающе интересно, что у него появилось желание рассказать об этом детям. Он создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал около 300 произведений. Все его произведения научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относится к ней, любить её.

Вот какой он был человек и писатель – Виталий Валентинович Бианки!

— А какой ещё знакомый нам автор писал о лесных жителях? (Е.Чарушин).

3. — Про медведей не только писали интересные рассказы и сказки, но ещё и рисовали картины. (Рассмотреть репродукцию Шишкина «Утро в сосновом бору» и рисунки Е.Чарушина). (слайд 14, анимация – выдвигаются репродукции )

— Посмотрите и скажите, что общего с рассказом «Купание медвежат»? (Медведица и медвежата. Она их тоже чему то учит).

— Как вы думаете, чему может учить медведица своих детёнышей на этих картинах? (Находить себе еду, лазить по деревьям). (слайд 15, кликом на экран появляется иллюстрация)

V. Интерактивный тест ( слайды 16-25, «Живой опрос»)

1. Кто написал рассказ «Купание медвежат? (Е.Чарушин, В.Бианки, М.Пришвин)

2. О ком или о чём писал В.Бианки свои произведения? (о людях, о лесных животных, о временах года)

3. Чем занимаются учёные – орнитологи? (изучают животных, изучают рыб, изучают птиц)

4. Кто ещё кроме В.Бианки писал, рассказы о лесных жителях и иллюстрировал свои рассказы? (Н.Носов, Е.Чарушин, А.Пушкин)

5. Что означает слово ОКУНАТЬ? (погружать на некоторое время в воду; наказывать за провинность; дремать)

6. Где происходит действие в рассказе? (около жилья человека, в лесу у берлоги, на берегу речки)

7. От каких слов произошло слово «медведь»? (любит мёд, ведает мёд, ест мёд)

8. Как называется репродукция И.Шишкина? («Медведи в лесу», «Медведица и медвежата», «Утро в сосновом бору»)

9. Понравился ли вам рассказ В.Бианки «Купание медвежат? (да, нет)

VI. Рефлексия.

— Наш Мишка заслушался и решил сделать вам подарок на память об этом уроке.

— У вас на партах лежат фигурки медвежонка. Как вы думаете, понравился ли урок нашему медвежонку? Какое у него настроение после нашего урока? А у вас? (Весёлое, радостное).

— Нарисуйте и разукрасьте мишку. Подумайте, какой он у вас, весёлый или грустный? (Дети рисуют своё настроение на мордочке медвежонка).

— А пока вы будете рисовать, я вам включу аудиозапись (Прослушивается запись «Карнавал животных» «Медведи» К.Сен-Санс).

— Скажите, звуки каких животных передаёт автор этой музыки? (Это звуки топота медведицы и медвежат. Медвежата убегают от медведицы).

— Как узнали? (По темпу в музыке, по характерным признакам этих животных).

— Оказывается, про медведя ещё музыку сочиняют, и песни, и стихи, и сказки, и рассказы, и загадки, и картины рисуют. Вот какой популярный наш медведь!

(слайд 26)

— Что понравилось больше всего на уроке? Что запомнилось? Чем поделитесь с родителями?

— Покажите друг другу и гостям своих Мишек.

— Поднимите у кого весёлый Мишка. Молодцы! Спасибо за урок. (слайд 27)

6

  • Рассказ чарушина про ежа
  • Рассказ царь рыба астафьев слушать
  • Рассказ храбрая девочка емельянов распечатать
  • Рассказ чарушина ваня охотник
  • Рассказ цветик семицветик распечатать текст