Рассказ чарушина 3 класс литературное чтение

Чарушин евгений иванович рассказы о животных чарушин е. и. рассказы о животных. что за зверь?выпал первый снег. и вс кругом

Чарушин Евгений Иванович

Рассказы о животных

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Что за зверь?

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

«Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя — и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть — лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка — все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит — сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Медвежонок

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

 В зоопарке их всех посадили в одну клетку — бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом — кто побольше, кто поменьше.

 Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

 А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

 Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

 Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

 Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие — два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше — никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит — вниз съезжает.

 Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит — лапы отдыхают.

 Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

 Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

 Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

 Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

 Вдруг опять кто-то закричал.

 Орёт во всё горло, надрывается.

 А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле — у клетки метла стояла.

 Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

 Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

 Дали ему опять соску.

 Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь — все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

 Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

Медведь-рыбак

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

 Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

  -Чавычу видел?

  -Чавычу видел?

  -Чавычу видел?

 А чавыча — это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

 В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

 Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, — видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

 Ох, как много идёт рыбы!

 А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

 Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

 — Чавычу видел?

 — Чавычу видел?

  — Чавычу видел?

 А она изредка проплывёт — эта чавыча — огромный, драгоценный лосось.

 Плывёт она по дну среди мелкой рыбы — горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

 А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто — хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

 И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

 Дикие рыбаки рыбачат.

 Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

  * * *

 Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

 Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

 И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

 Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

 Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

 Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

 Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло — дохлая.

 Пищит кулик, ногами семенит.

 Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

 Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

 Наглотались чайки рыбьего мяса и дальше отправились. А вороны всё спят, не шевелятся.

 Как удачно я выбрал место!

 Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

 Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

 Гляжу — с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит — сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

 Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

 Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

 Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх — и в лес. Собаки за ней.

  

Евгений Чарушин. Рассказы о животных для детей

 
Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Что за зверь?
Медведь-рыбак
Медвежонок
Медвежата
На нашем дворе
Перепёлка
Про зайчат
Рябчонок
Верный Трой
Кот Епифан
Друзья
Волчишко
Как Томка не показался глупым
Воробей
Почему Тюпу прозвали Тюпой
Тюпа маленький
Почему Тюпа не ловит птиц
Сорока
Пунька и птицы
Лисята
Томка
Как Томка научился плавать
Томка испугался
Томкины сны
Никита-доктор
Мишки
Захочешь есть — говорить научишься
 
Яша
Мартышки
Заяц
Кабан
Удивительный почтальон
Медведица и медвежата
Рысь и рысенок
Олениха с оленёнком
Белка с Бельчатами
Зайчата
Северный Олень
Волк
Лиса
Медведь
Рысь
Барсук
 

Читать все рассказы Чарушина.Список произведений
Читать рассказы других авторов

 

Чарушин Евгений Иванович.Краткая биография.Творчество.

 
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
 
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
 
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
 

Первые рассказы Евгения Чарушина

 
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
 
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
 
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
 

Подробнее о творчестве Чарушина

 
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
 
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
 
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
 
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
 

Читать все рассказы Чарушина
Читать рассказы других авторов

 

Зоосад

Злая Галя

Злая Галя — рассказ Евгения Чарушина, который стоит включить в собственный список чтения каждому человеку. В рассказе показана девочка Галя, гуляющая по зоологическому саду. Как и все дети, Галя веселится, наблюдая и играя с животными. Как именно развлекается юная посетительница зоосада, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе Евгения Чарушина. Произведение поможет взрослым воспитать в детях рассудительность, сочувствие и доброту к братьям нашим меньшим.

Зоосад

Зоосад

Зоосад — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник с историями о «Никитке и его друзьях». В небольшом произведении демонстрируется желание ребят завести настоящих диких зверей для своего зоологического сада. В этом им решила помочь тётя Маня. Вместе с мальчиками и девочками она запаслась различными емкостями и отправилась на луга. Кого юные охотники встретили по дороге, а кого принесли с полей, узнайте вместе с детьми из короткого рассказа. Он учит следовать за своей мечтой и бережно относиться к природе.

Воробей

Воробей

Воробей — рассказ Евгения Чарушина, который увлекает читателей всех возрастов с первых строк. В нем показывается, как на прогулке с отцом Никита замечает удивительного воробья. Никита даже утверждает, что он не настоящий. Папа отвечает сыну, что он кажется не таким, как взрослые птицы, потому что это птенец воробья. Как поступят с находкой папа с Никитой, прочтите вместе с ребятами в небольшом рассказе. Он учит чуткости, ответственности и заботе о более слабых существах.

Васька

Ваня — охотник

Ваня-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в цикл произведений «Никитка и его друзья». В нем показана ежевечерняя встреча зайца и пастушка Вани. Однажды в мальчишке проснулся охотничий азарт. Решил он застрелить косого, хотя никогда до этого не приходилось Ване ни в кого стрелять. Сможет ли мальчик с ружьем дождаться в засаде свою добычу, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Произведение покажет им, что иногда даже хорошо продуманный план порой может провалиться из-за самой маленькой случайности.

Рассказ Бишка

Тюпа маленький

Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него. Непунька ждёт-пождёт, скоро…

Рассказ Бишка

Удивительный почтальон

Удивительный почтальон — рассказ Евгения Чарушина, который поразит своим финалом не только детей. В нем мальчику Васе довелось столкнуться с чудом в самом обычном поезде, когда он ехал на дачу с отцом. Мальчик горевал, что мама не догадается привезти ему вечером за город велосипед. Как поможет Васе сосед по вагону? Прочтите обо всех подробностях в коротком рассказе. Он учит сочувствию, безвозмездной помощи и напоминает, как важно даже в малом радовать близких людей.

Три товарища

Томка

Томка — рассказ Евгения Чарушина, который стал началом для цикла произведений о щенке Томке. В нем повествователь показывает, как он выбирал пса. Вместе со знакомым охотником он отправился в дом, где были щенки. Рассказчик наблюдает за детенышами и понимает, что уже сейчас проявляется характер собаки. Он заметил, что один щенок все время ест и спит, второй — слишком злой, третий — напротив слишком добрый пес. Как же герой сумел выбрать себе помощника для охоты? Прочтите об этом в коротком рассказе. Он учит наблюдательности и неспешному выбору друзей среди людей и животных.

Три товарища

Томка испугался

Томка испугался — рассказ Евгения Чарушина, которое вызовет интерес у всей семьи. В нем рассказчик описывает то, как он взял молодого щенка на охоту для обучения. Томка вдоволь набегался по лугу и уснул. Проспал щенок около получаса до тех пор, пока над песиком не пролетел шмель и разбудил его своим жужжанием. Что сделал отважный щенок после пробуждения, узнайте вместе с детьми из небольшого рассказа. Он учит состраданию, вниманию к домашним зверям и пониманию их основных нужд.

Три товарища

Томкины сны

Томкины сны — произведение Евгения Чарушина, которое волшло в сборник рассказов об охотничьем песике Томке. В нем писатель показывает юным читателям, как щенок спит. Когда Томка спит, за ним наблюдают ребята, друзья его сына. Они интересуются, что видит песик во сне. Рассказчик отвечает им, что не знает. Что сделали дети, чтобы узнать, какие сны снятся Томке? Узнайте об этом из короткой зарисовки, сделанной автором, вместе с ребятами. Произведение напомнит им, как важна забота, внимание и наблюдательность к жизни домашних животных.

Рассказ Теплый ветер

Свинья

Свинья — рассказ Евгения Чарушина, который занимает собой юных читателей уже несколько десятков лет. В нем автор рассказал о том, как во время охоты навестил в лесу знакомого мастера по изготовлению ложек Егорыча. Вечером гостеприимный хозяин поведал ему интересную историю, которая приключилась с ним в начале весны. Почему она случилась именно с Егорычем, и причем здесь свинья, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит благодарности природе за ее дары, заботе о животных, а также напоминает об осмотрительности.

Сказка, которую Никита сам рассказал

Сказка, которую Никита сам рассказал

Сказка, которую Никита сам рассказал — произведение Евгения Чарушина из сборника «Никитка и его друзья», которое будет интересно прочесть не только детям. В нем рассказчик от имени сына Никиты записал историю того, как у него появилась лягушка. Чем закончилось их знакомство, и какой элемент волшебства проявился в повествовании мальчика, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе. Он учит искренней любви к природе, вере в чудо, открытости и детской непосредственности.

Самолетики за крышами

Рябчонок

Рябчонок — рассказ Евгения Чарушина, который познакомит ребят с еще одним приключением мальчика Никиты и щенка Томки. В этот раз друзья под предводительством отца отправляются в лес за рыжиками. Почему Томка начал лаять на поляне, за кем погнался, и кого обнаружили папа с Никитой под деревом, прочтите вместе с детьми в коротком рассказе. Он учит бережному отношению к природе, показывает родительскую самоотверженность и хитрость. Произведение также напоминает юному читателю, как важно не разорять гнезд диких птиц.

Самолетики за крышами

Самолетики за крышами

Самолетики за крышами — рассказ Евгения Чарушина, который посвящен автором сыну. В нем рассказчик открывает читателю то, что видно из окон его дома. Одно из окон особенно нравится Никите. Там часто летают самолетики. Они кажутся маленькими и бесшумными, и Никита любит за ними подолгу наблюдать. Когда наступил праздник Первого мая, отец с сыном открывают окно и становятся свидетелями того, как самолеты приближаются к ним. Какое открытие ждет Никиту в этот день, прочтите в небольшом рассказе. Он говорит о гордости за свою страну и заставляет задуматься еще раз, как страшна война.

Пунька и птицы

Кошки — они охотники. Они любят словить пичужку. Наш Пуня тоже не прочь поохотиться, но только…

Птичье озеро

Птичье озеро — рассказ Евгения Чарушина, который с интересом читают дети и взрослые не один год. В нем рассказчик описывает свой визит в Московский зоопарк. Он говорит о том, какие там живут звери и птицы, рассказывает об удивительном озере, где много птиц с птенцами. Что их удерживает на этом водоеме, прочтите вместе с ребятами в самом рассказе. Он позволит подготовить юных читателей к посещению зоопарка и напомнит им о том, как важна свобода каждому живому существу.

Про зайчат

Про зайчат — рассказ Евгения Чарушина, который трогает сердца взрослых и юных читателей не одно десятилетие. В нем писатель поведал историю о том, как его сын Никита попросил взять к ним зайчат. Просьбу мальчика родители исполнили. Вот только зайчишки были такими маленькими, что им требовалось материнское молоко. Смогут ли новые хозяева найти им кормилицу, узнайте вместе с ребятами из короткого произведения. Оно учит любви к животным, участию к судьбе беззащитных существ и доброму отношению ко всему живому.

Почему Тюпу прозвали Тюпой

Почему Тюпу прозвали Тюпой

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп…» Травка…

Почему Тюпу прозвали Тюпой

Почему Тюпа не ловит птиц

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает: «Чив-чив! Чив-чив!» «Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа….

Две пословицы

Перепёлка

Перепёлка — рассказ Евгения Чарушина, который полезно будет прочесть с детьми перед сном. Автор рассказывает в нем о том, как в их доме проживала перепёлка. Она была ручной птицей и так полюбилась Никите, что он прислушивался к ее мнению. Так перепёлка каждый вечер, когда включали электрический свет, призывала Никитку спать. Мальчик так привык к этому, что не ложился спать без возгласов птички. Однажды вся семья отправилась на дачу, взяли с собой и перепёлку. Какое приключение с Никитой и его пернатой ночной няней там произошло, прочтите в коротком рассказе. Он учит ценить внимание близких людей, понимать домашних питомцев и напоминает, как важно соблюдать режим дня.

Никита - охотник

Никита-доктор

Никита-доктор — произведение Евгения Чарушина, которое вошло в сборник историй «Никитка и его друзья». В нем показана знакомая почти каждому родителю история: ребенок желает примерить на себя роль лечащего врача. В качестве пациента Никитка избрал щенка Томку. Как отреагировал на предложение осмотра и лечения песик, прочтите вместе с детьми в небольшом рассказе. Он говорит о том, что животные, как и люди, имеют собственные желания и чувства. К ним стоит прислушиваться, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Никита - охотник

Никита — охотник

Никита-охотник — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник «Никитка и его друзья». В нем повествователь знакомит читателя с тем, как Никита охотится на свои игрушки. Однажды ему выдалась возможность отправиться с ружьем на прогулку вместе с отцом. Удалось ли ему поохотиться по-настоящему, и что вышло из этого приключения? Прочтите вместе с ребятами в небольшом произведении. Оно учит наблюдательности, открытости, милосердию, смелости и осуждает неоправданную жестокость.

Кошка

Кошка

Кошка — произведение Евгения Чарушина из цикла «Никитка и его друзья», которое впечатляет юных читателей не одно десятилетие. В нем автор повествует о том, что в их доме всегда жило много певчих птиц. Однажды Никите стало горько от того, что их пугает чужая кошка. Он призвал на помощь песика Томку и отправился к окну прогонять четвероногую возмутительницу спокойствия. Что вышло из этой затеи, и кто победил в поединке, узнайте из короткого рассказа. Он учит дружбе, взаимовыручке и напоминает, что нужно приходить на помощь слабым.

Как Томка не показался глупым

Как Томка не показался глупым

Как Томка не показался глупым — рассказ Евгения Чарушина, которое позабавит всех любителей домашних животных. В нем песик Томка впервые увидел цыплят с курицей. Наседка вскочила на него и стала клевать. Над Томкой все посмеялись. Это обидело щенка. Какой способ Томка изобрел, чтобы не казаться всеобщим посмешищем? Прочтите об этом вместе с детьми в коротком рассказе. Он говорит о смекалке, чувстве собственного достоинства, уважении к чувствам других людей и даже к домашним питомцам.

Как Томка не показался глупым

Как Томка научился плавать

Как Томка научился плавать — рассказ Евгения Чарушина, который вошел в сборник историй о взрослении охотничьего щенка. В этом произведении повествователь говорит о том, как он с сыном отправился к озеру. На прогулку они захватили с собой Томку. Чтобы он не устал, песика усадили в портфель. Щенок выбрался из портфеля уже на берегу, когда заметил, что его хозяева бросают в воду камешки. Какую шутку с Томкой сыграл его охотничий инстинкт, и что помогло ему уверенно научиться держаться на воде? Прочтите об этом с детьми в рассказе, который напоминает об ответственности, учит и в малом проявлять смелость и сообразительность.

Как Никита мне помогал

Как Никита мне помогал

Как Никита мне помогал — рассказ Евгения Чарушина, который заставит улыбнуться взрослого и юного читателя. В нем повествователь говорит о том, с чего началась идея написать истории о Никите и его друзьях. Однажды автор сидел в кабинете и думал над тем, что включить в цикл рассказов. В это время к нему на велосипеде подъехал сын и предложил свою помощь. Чем помог Никита отцу, и какой загадкой для автора обернулась помощь сына, прочтите в кратком рассказе. Он научит ребят наблюдательности, участию и поддержке членов семьи в их делах.

Как Никита мне помогал

Кабаны

Кабаны — рассказ Евгения Чарушина, который будет интересно прочесть людям с живым воображением. В нем повествователь рассказывает о том, как рисует по утрам животных зоосада. Однажды утренние занятия иллюстратора прервали кабаны. Каким-то образом они выбрались из своего вольера, и рассказчик оказался с ними один на один. Сумеет ли обезопасить свои зарисовки художник, успеет ли спастись от них сам? Прочтите обо всех подробностях вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он показывает, как важно не терять бдительности даже в знакомой обстановке.

Как Никита мне помогал

Как лошадка зверей катала

Как лошадка зверей катала — рассказ Евгения Чарушина, который будет интересен не только малышам. В нем рассказано о новой игрушке мальчика Никиты. Ему подарили деревянную лошадку с тележкой. Что же сделала лошадка, когда мальчик запряг ее и украсил бубенчиками дугу? Прочтите об этом в небольшом произведении Евгения Чарушина из цикла «Никитка и его друзья» вместе с детьми. Рассказ развивает воображение ребят и показывает взрослым то, как важна игровая деятельность для ребят.

Птичьи домики

Друзья

Друзья — рассказ Евгения Чарушина, который стоит прочесть детям. В нем описано то, как однажды лесник нашел в заброшенной норе лисенка. Сжалился над ним лесник и взял к себе на воспитание, назвал Васькой за жалобное мяуканье. Вместе с лисенком в доме его нового хозяина подрастал совсем молодой щенок. Как уживутся вместе детеныши домашнего животного и лесного зверя, прочитайте вместе с детьми в коротком рассказе. Он помогает юным читателя познакомиться с подлинной дружбой, сочувствием и справедливостью.

Верный Трой

Верный Трой

Верный Трой — рассказ Евгения Чарушина для детей, который трогает до глубины души. Мальчик собрался покататься на лыжах с другом, а пока ждал его во дворе, увидел забавного бульдога на колёсиках. У пса по кличке Трой не спроста отнялись задние лапы – травму собака получила на верной сторожевой службе. Что произошло с преданным бульдогом и как он помог хозяевам – читатели узнают из рассказа. Произведение учит любви к животным и не бросать слабых в беде.

Цапля

Цапля

Цапля — рассказ Евгения Чарушина, который посвящен автором сыну и его приключениям. В нем писатель говорит о том, как вместе с Никитой они отправились в зоологический сад, чтобы рисовать животных и птиц. Что интересного происходит, когда птицы перестают замечать неподвижного человека, какие тайны открываются глазам художника, и чем поразила Никиту цапля? Прочтите обо всем этом в рассказе, который учит вниманию, созерцанию, сочувствию и показывает юному читателю мир природы с новой стороны.

Тема. Внеклассное чтение по рассказам Евгения Чарушина.

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

1) образовательные: — тренировать детей в правильном, беглом и выразительном чтении целыми словами; инсценировать прочитанное (рассказ «Никита-

доктор»);

-активизировать знания детей о жизни и творчестве писателя, развивать связную речь;

-закреплять умения детей воспроизводить краткое содержание прочитанных рассказов по вопросам учителя (с опорой на читательские дневники);

  • проверять умения детей определять названия рассказов по отрывкам и угадывать героев по рисункам.

  1. коррекционные: — контролировать произношение, развивать слуховое восприятие;

  • способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных психических процессов;

3)воспитательные: — воспитывать положительное отношение к самостоятельному чтению.

Оснащение урока: таблички с краткой записью предложений о жизни, творчестве Евгения Чарушина, план урока, читательские дневники, вопросы для беседы, отрывки из произведений, рисунки детей с изображениями героев по прочитанным рассказам, необходимые предметы для инсценирования рассказа «Никита- доктор» (простыня, дудка — игрушка, очки, зубная щетка), картины с изображением панорамы города Санкт-Петербурга, Петербургская Академия художеств, портрет писателя Е. Чарушина, рисунки, иллюстрации Е. Чарушина к детским книгам, выставка детских книг.

Речевой материал: табличка — словарь для закрепления и знакомства с новыми словами, материал для фонетической зарядки.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

Проверка и настрой ЗУА.

-Здравствуйте!

-Как вы слышите? (имена детей)

Установление психологического комфорта.

-Вы готовы к уроку?

— Какое у вас настроение?

-Пожелайте друг другу хорошего, бодрого настроения!

Фонетическая зарядка (На доске табличка предложения с проставленными орфоэпическими знаками).

— Прочитай, соблюдая правила орфоэпии.

Евгений Чарушин — детский писатель и художник. Он иллюстрировал детские книги писателей.

  1. Основная часть.

  1. Сообщение темы, плана урока.

План урока.

  1. Рассказывать о жизни, творчестве писателя Е. Чарушина.

  2. Беседовать о прочитанных рассказах.

  3. Угадывать рассказы по отрывкам, узнавать героев по

рисункам.

  1. Читать рассказ «Никита-доктор».

3. Инсценировать рассказ.

2. Беседа у выставки книг.

— Какие книги вы читали?

— Кто написал эти книги?

— Что вы знаете о Евгении Чарушине?

— Кто расскажет о писателе?

3. Рассказы детей о жизни и творчестве Евгения Чарушина (сообщения детей).

1-й ученик.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году. Отец был архитектором. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Мать была умелым

садоводом.

Они жили в большом доме с садом. Во дворе были поросята, кролики, цыплята, котята, подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили.

2-й ученик.

В доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а еще в доме жили пес Бобка, друг маленького Жени.

3-й ученик.

Женя в детстве много читал книги о животных. Он окончил школу, служил в Армии 4 года, учился на художника в Санкт- Петербурге 5 лет.

Ребенок показывает на картины с видами города Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской Академии художеств.

Учитель — Верно, ребята, Е. Чарушин успешно закончил С.- Петербургскую Академию художеств, став художником — анималистом. А вы знаете кто такой анималист?

Объяснение нового слова.

Анималист — художник, рисующий животных.

4-й ученик.

Е. Чарушин работал художником, иллюстрировал книги писателей. Он написал много книг для детей, нарисовал картинки к своим произведениям. Ребенок показывает на иллюстрации художника Е. И. Чарушина к разным произведениям писателей.

Физпауза.

-Устали немного? Встаньте и вместе сделаем зарядку.

Хорошо говорите текст зарядки.

Мы сейчас все дружно встанем.

Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

( Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

4. Беседа о прочитанных рассказах с опорой на читательские дневники.

— Какие рассказы писателя вы прочитали?

Дети работают с опорой на читательский дневник.

Автор рассказа

Название рассказа

Главные герои

Краткое содержание

Е. И. Чарушин

«Томкины сны»

Щенок Томка

Томка видел о сне зайчонка, козу, медведя.

«Почему Тюпу прозвали …»

Котенок Тюпа

Тюпа увидит бабочку, птицу, двигает губами и тюпает.

«Лисята»

2 маленьких лисенка

У охотника жили лисята. Они любили играть, шалить.

«Никита-доктор»

Мальчик Никита, щенок Томка

Никита играл в доктора, а Томка так и не научился играть, шалить

О ком говорится в рассказе «Томкины сны»? Расскажи краткое содержание рассказа.

— О ком говорится в рассказе «Почему Тюпу прозвали Тюпой?»

Тебе понравились рассказы «Лисята» и «Никита-доктор»? Расскажи об этих рассказах.

— А вы читали рассказ «Волчишко»?

  • Нет, не успели.

  • Домашнее задание вам, ребята, нужно будет прочитать этот рассказ и сделать рисунки к нему.

  1. Восприятие слов на слух.

-А теперь послушайте и повторите слова.

Писатель, художник, Евгений Чарушин, учился в Петербургской Академии художеств.

  1. Угадывание рассказов по отрывкам, героев — по

Рисункам.

А) Угадайте, из какого рассказа?

«…Он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп»

«.. .глядит охотник — из сапога хвост высовывается…»

«…Томка вырвался из рук, утащил щетку…»

Б) Рассматривание рисунков к рассказам.

  • Угадайте, кто это?

  1. Чтение рассказа «Никита-доктор» цепочкой.

— Молодцы, ребята! Я довольна вашими ответами.

8. Инсценирование рассказа детьми.

— Кто будет автором (доктором, щенком)?

Ответы детей:

— Я автор.

— Я – доктор. Я – щенок.

Инсценирование отрывка из рассказа.

III. Заключительная часть.

Итог урока.

  • Что мы делали на уроке?

Рефлексия.

-• Что нового узнали на уроке?

  • Вам поправились рассказы писателя Е. Чарушина?

Оценка, взаимооценка ответов детей.

Домашнее задание.

-А какое домашнее задание вы будете выполнять дома?

Дети: — Мы будем читать рассказ «Волчишко».

Методическая разработка

«Внеклассное чтение по рассказам Евгения Чарушина»

(литературное чтение, 3 класс)

в специальной (коррекционной) школе – интернате для глухих и слабослышащих обучающихся

Разработала учитель начальных классов Усманова Минигуль Насибулловна

Адрес образовательного учреждения ГБОУ Стерлитамакская КШИ для глухих и слабослышащих обучающихся

Мы сейчас все дружно встанем Отдыхать, как зайки, станем…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и подтянись.

Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Vi о. дни дм, мои зайчишки!

Движения в соответствии с текстом.

4. Беседа о прочитанных рассказах с опорой на

читательские дневники.

-Какие рассказы писателя вы прочитали?

Дети работают с опорой на читательский дневник.

Автор ; Название рассказа . расе каза

Главные

герои

Краткое содержание

Е. И. «Томкины Чарушин ; сны»

Щенок

Томка

Томка видел во сне зайчонка, козу, медведя

: «Почему Тюпу I прозвали…»

Котенок

Тюпа

Тюпа увидит бабочку, птицу, двигает губами и тюпает.

: «Лист га»

j

2 маленьких лисенка

У охотника жили лисята. Они любили играть, шалить.

: «Никита- |доктор»

1

Мальчик

Никита,

щенок

Томка

Никита играл в доктора, а Томка так и не научился играть, шалить.

  • О ком говорится в рассказе «Томкины сны»? Расскажи краткое содержание рассказа.

… О ком говорится в рассказе «Почему Тюпу прозвали

Тюпод» :

  • Тебе понравились рассказы «Лисята» и «Никита- доктор»? Расскажи об этих рассказах.

Рассказы Евгения ЧарушинаЕвгений Чарушин писал рассказы для детей о жизни диких и домашних животных. Рассказы про зверей и птиц основаны на личных наблюдениях писателя и историях бывалых охотников. Все рассказы Е. Чарушина можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF и DOC бесплатно.
Распечатать рассказы Е. Чарушина можно одним нажатием, и читать текст с листа. Это очень удобно, если вы читаете по ролям или ставите детский спектакль.
Читать рассказы Е. Чарушина будет интересно малышам, детям дошкольного возраста, и ученикам 1, 2, 3 класса. Многие из произведений входят в школьную программу и урок внеклассного чтения. Они наполнены любовью к природе и животным. Особенно красочно поэт описывает природу, ведь он еще и талантливый художник.
Главная мысль в рассказах Е. Чарушина одинакова: Беречь природу, не нарушать ее законов, заботится о животных, не обижать их и не бросать. Интересоваться окружающим миром, расширять свой кругозор и познания в мире животных и птиц. Наблюдать за их повадками.
Короткие детские рассказы Е. Чарушина такие как: «Лисята», «Волчишко», «Воробей», «Курочка», «Лесной котёнок», «Страшный рассказ» и многие другие вы можете читать онлайн на сайте Детский островок!

Просмотров: 22 283

Про Томку

Про Томку — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про щенка Томку, который рос настоящей охотничьей собакой. Текст рассказа «Про Томку» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Про Томку» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о жизни щенка, который учился плавать, охотиться и распознавать

Просмотров: 6 513

Кошка Маруська

Кошка Маруська — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про кошку Маруську, которая ушла от хозяина жить в лес. Текст рассказа «Кошка Маруська» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кошка Маруська» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают как жила кошка Маруська, и почему ушла от хозяина. Краткое

Просмотров: 4 045

Страшный рассказ

Страшный рассказ — автор Е. Чарушин, забавная история про неизвестное существо, которое забралось в дом и напугало мальчиков Шуру и Петю. Текст произведения «Страшный рассказ» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать «Страшный рассказ» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, кто так сильно напугал

Просмотров: 3 534

Волчишко

Волчишко — автор Е. Чарушин, трогательный поучительный рассказ про то, как маленький волчонок оказался в городской квартире. Текст рассказа «Волчишко» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Волчишко» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают грустную историю волчонка, со счастливым концом.

Просмотров: 3 365

Медвежата

Медвежата — автор Е. Чарушин, поучительный рассказ про то, как два маленьких медведя выросли среди людей. Текст рассказа «Медвежата» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Медвежата» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают об интересных повадках озорных медвежат. Краткое содержание рассказа

Просмотров: 2 793

Лисята

Лисята — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник завёл у себя дома маленьких шустрых лисят. Текст рассказа «Лисята» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лисята» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках диких лисят в домашних условиях. Краткое содержание рассказа

Просмотров: 2 657

Кабаны

Кабаны — автор Е. Чарушин, забавный поучительный рассказ про то, как художник рисовал животных, и испугался кабанов. Текст рассказа «Кабаны» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Кабаны» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о повадках и особенностях разных животных. Краткое содержание

Просмотров: 2 334

Лесной котёнок

Лесной котёнок — автор Е. Чарушин, забавный рассказ про то, как охотник наблюдал за маленьким рысёнком. Текст рассказа «Лесной котёнок» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Лесной котёнок» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают, чем отличаются лесные кошки от домашних. Краткое содержание

Просмотров: 2 332

Курочка

Курочка — автор Е. Чарушин, коротенький рассказ для малышей про то, как курочка прятала от дождя своих цыплят. Текст рассказа «Курочка» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Курочка» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Краткое содержание рассказа «Курочка» для читательского дневника в одном предложении. Курочка

Просмотров: 2 160

Животные жарких и холодных стран

Животные жарких и холодных стран — автор Е. Чарушин, очень познавательный рассказ для детей, в котором описываются разные виды животных от Африки до Северного полюса. Текст рассказа «Животные жарких и холодных стран» можно читать онлайн полностью, краткое содержание или скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль. Распечатать рассказ «Животные жарких и холодных стран» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения

  • Рассказ чаплиной хромка читательский дневник
  • Рассказ чайка чехова краткое содержание
  • Рассказ цыган соколов микитов
  • Рассказ чарушина в лесу
  • Рассказ цыпкина про любовницу