Рассказ былины про героя чувашского народа улыпа

Аннотация. методическая разработка образовательный терренкур моя малая родина представляет собой квест-путешествие по ознакомлению дошкольников с малой родиной чувашской республикой

Аннотация.

Методическая разработка «Образовательный терренкур «Моя малая Родина» представляет собой квест-путешествие по ознакомлению дошкольников с малой Родиной – Чувашской Республикой с приложениями, пробуждает интерес и воспитывает уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.

Один из способов, представленных в методической разработке — организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности через образовательный терренкур – специальный маршрут по территории ДОО.

В послании Государственному Совету Чувашской Республики Глава Чувашской Республики обозначил главное событие, – «2020 год является знаковым для всех, кому дороги благодатная чувашская земля, уникальная культура и древние традиции нашего народа. Мы празднуем знаменательное событие – 100-летие образования Чувашской автономной области!»

Маршрут образовательного терренкура «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.

На каждой остановке есть модератор, который проводит с детьми игры, беседы по теме остановки, курирует воспитанников.

Построение детей.

Начинается маршрут с построения воспитанников по парам у входа детского сада. Педагог: Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

— Надеюсь, настроение у вас хорошее! Ребята отправляются по «станциям».

1-я остановка. Родной край – Республика Чувашия. «В краю ста тысяч песен».

Под чувашскую мелодию дети идут змейкой и подходят к избе бабушки Кетерук.

Бабушка Кěтерук: Здравствуйте, милые внучата! (Дети здороваются с бабушкой) Очень рада вас видеть!

Педагог: Здравствуй, бабушка Кěтерук! Бабушка: Проходите, дорогие гости. Усаживайтесь поудобнее…

Педагог: Какой на вас красивый наряд, да и изба украшена красивыми вышитыми полотенцами, где вы их купили?

Бабушка: Все что вы видите, сделано своими руками. А работать мне помогает песня.

Педагог: Бабушка Кěтерук, наши дети тоже очень любят петь. Мы споем тебе песню о нашем городе Чебоксары.

Песня «Чебоксары, любимые мои»

Бабушка. Какая красивая песня, спасибо вам!

Задание — блиц опрос

Выберите правильный ответ:

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. Чувашия – это — страна — Республика — город — село

3. На каком берегу Волги расположен город Чебоксары Чебоксары – это — страна — Республика — город — село

4. Как звучит название города Чебоксары на чувашском языке. Если ребята испытывают затруднения, предложить варианты ответов: — Шупашкар — Йошкар-Ола — Канаш — Казань

Бабушка. Маттур ачасем. Молодцы, ребята. Вы много знаете о своем крае.

Отправляйтесь дальше. Остановка длится 7 мин.

2-я остановка. Театры города Чебоксары «Преданья старины глубокой».

Модератор приглашает выполнить задания по мультимедийному экрану. (задания на экране Приложение 1)

Команды выполняют задание ОДНОВРЕМЕННО. Ведущий обращает внимание игроков на экран и зачитывает задание. Команде необходимо подумать и выбрать правильный ответ и поднять соответствующую цифру.

1. Этот театр расположен в северо — западной части города Чебоксары. Носит имя чувашского поэта и общественного деятеля М. Сеспеля. (Театр юного зрителя им. М. Сеспеля) Карточка 2

2. Этот театр расположен в центре города Чебоксары. В этом театре проходят кукольные представления по русским, чувашским и зарубежным сказкам, которые собирают как маленьких, так и больших зрителей. (Чувашский государственный театр кукол) Карточка 1

3. Этот театр расположен к самой живописной части города, на заливе. В этом театре представлены постановки спектаклей, музыкальные оперы и оперетты, танцевальный и грациозный балет, а также масштабные концерты. (Театр оперы и балета) Карточка 3

4. Где каждый взрослый и ребенок может прийти и посмотреть фильм или мультфильм. (в кинотеатре) Карточка

4 Остановка длится 7 мин.

3-я остановка Символика Чувашской Республики

Модератор задает детям вопросы: – Какие основные цвета чувашского народа? (белый, красный и желтый)

– Что символизирует белый цвет? (Белый цвет символизирует чистоту, благородство, честь).

– Что означает желтый цвет? (Желтый цвет – означает самое прекрасное и светлое).

– Что означает красный цвет? (Красный цвет обозначает – достоинство, могущество, сила).

– Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца».

– Какое значение имеет символ «Древо жизни»? (Символ «Древо Жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное).

– Что означает символ «Три солнца» (Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет). – Назовите столицу Республики Чувашия. (столица республики город Чебоксары).

– А теперь давайте, послушаем гимн Чувашии, а когда звучит гимн нужно встать.

Модератор. Орнамент – древний язык человечества. В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет. Чувашская вышивка жива и в наше время. Есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков. Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Игра «Чувашский орнамент» Дети объясняют, что означают орнаменты или соединяют линией орнамент и его значение. (приложение 2)

Остановка длится 5 мин.

4-я остановка Знаменитые люди прославившие наш край. «Город мастеров».

Задание 1 Назовите выдающихся людей Чувашии, внесших существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества, известными своими достижениями или влиянием на ход истории. Назовите род их деятельности. При затруднении предложить изображения известных земляков. (И. Я. Яковлев, А. Г. Николаев, В. Чаплина, М. К. Сеспель, Н. Павлова)

Задание 2 Отметьте и назовите музей имени легендарного комдива, героя Гражданской войны, нашего земляка. Что вы о нем знаете?

Задание 3 Расскажите, чем известны И. Я. Яковлев, А. Г. Николаев, Н. Павлова

Задание 4 Какие выдающиеся чувашские художники вам известны (Ю. А. Зайцев («Акатуй», «Колхозные девушки», Дмитриев И. В. «Портрет чувашки в хушпу», Спиридонов М. С. «Невеста», Кипарисов П. Г. «Песня».)

Остановка длится 5 мин.

5-я остановка Чувашские игры «Игры Батыра».

Игра «Золотые ворота» (Ылтан хапхалла) Одни становятся лицом друг к другу, поднимают руки вверх, образуя ворота. Игроки берутся за руки и цепочкой проходят через ворота. При этом исполняют песню: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй раз – запрещается, А на третий раз Не пропустят нас! На последние слова песни ворота закрываются. Ведущие, закрывая ворота, опускают руки вниз. Игрок, перед которым закрылись ворота, отдает любую вещь (ленту, заколку, платок, пояс, обувь и т. д.). Собрав вещи, ведущие их разыгрывают. Они встают спиной друг к другу. Один спрашивает: «Что будет делать хозяин этой вещи?» — другой придумывает задания: приседать, прыгать на одной ноге, сплясать и т. д. Игрок, чью вещь разыгрывают, выходит и выполняет задание.

Остановка длится 7 мин.

Педагог. И в заключенье я хотела бы договориться с вами о маленьком секрете. Хотелось бы, чтобы вы всегда оставались немного волшебниками и видели красоту вокруг себя, берегли её. А самое красивое – это, конечно, наша родная земля, наше село – самое красивое, самое лучшее, самое любимое, родное и прекрасное!

Литература:

1. Çǎлкуç. Родник: хрестоматия. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 228с.

2. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2006. – 104с.

3. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204с.

Истории в стиле сторителлинга

«А сейчас мы хотим вам рассказать одну историю про лес и зайцев. Итак, однажды в красивом зеленом лесу построили завод, чтобы шить шубы из зайцев…» Правда, неожиданно? А ведь это сюжет реального сочинения второклассника, получившего задание придумать сказку про природу, из далекого 1998 года, когда о сторителлинге в нашей стране никто и слыхом не слыхивал, да и про Интернет в каждом доме можно было лишь мечтать [Сайт Союза юмористов, 2015].

Как сложилась судьба этого замечательного мальчика, история умалчивает. В принципе, из него мог бы получиться (а может и получился?..) неплохой пиарщик или маркетолог. Да и в собственном бизнесе искусство рассказывать истории очень помогает завоевать симпатии клиентов и продать практически что угодно. Итак, что же такое сторителлинг и как правильно рассказывать истории, чтобы они с первых слов «зацепили» читателей и слушателей?

Подробно про сторителлинг вы можете узнать на нашем одноименном курсе «Сторителлинг», а научиться красиво и убедительно доносить информацию до аудитории – на нашей расширенной программе «Современная риторика». А в сегодняшней статье мы затронем самые общие аспекты. Начнем с небольшого экскурса в историю сторителлинга.

Что такое сторителлинг?

Термин «сторителинг» является транслитерацией английского слова storytelling, что дословно означает «рассказывание историй». Если брать прямые аналогии, русскоязычный сегмент Интернета предлагает в качестве синонима термин «сказительство». В широком смысле это слово предполагает рассказывание историй, обычно баллад или былин, и особый статус рассказчика как носителя эксклюзивной информации.

Мы не зря начали с того, что в 1998 году про сторителлинг ничего не слышали именно в нашей стране. Собственно история сторителлинга началась с 1992 года. Точнее, с момента выхода в свет книги Managing by Storying Around: A New Method of Leadership, написанной руководителем концерна Armstrong International [D. Armstrong, 1992]. Книга была посвящена нестандартным методам руководства, наработанным лидером Armstrong International, и именно здесь впервые был употреблен термин storytelling.

В этой книге метод сторителинга презентован, как альтернатива сухим скучным инструкциям, которые сотрудники, как правило, не хотят даже читать, поэтому до исполнения дело не доходит. Если же инструкцию о том, как действовать в той или иной ситуации, облечь в оболочку рассказа, шансы на то, что это будет прочитано и воспринято, заметно возрастают.

Со временем пришло понимание, что, коль скоро сторителлинг, примеры историй и их умелая подача отлично работают для внутреннего потребления, так почему бы не опробовать данный метод для внешних коммуникаций? В конце концов, любой продукт покупают не просто некие абстрактные покупатели, а вполне конкретные люди, которые тоже где-то работают и тоже больше любят слушать увлекательные истории, нежели заезженные прописные истины.

Так или иначе, любой сторителлинг имеет свою цель. Впрочем, как и его русский аналог сказительство. Каждая баллада, былина, сказ имеет некую мораль и пытается подвести слушателя к самостоятельным выводам о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В отличие от сказительства, развитие сторителлинга сразу пошло в коммерческом направлении, поэтому конечная цель любой истории, вышедшей из недр коммерческой компании, – это продажи.

Итак, сторителлинг: что это такое простыми словами? Это способ рассказать о продукте, товаре или услуге через увлекательную историю. Как и любое другое повествование, сторителлинг подчиняется своим законам и закономерностям. Вот о них мы сегодня и поговорим.

Техники сторителлинга

Для начала скажем вкратце об общих закономерностях формирования истории, поучительной или познавательной, из прошлого или настоящего, выдуманной или реальной. В любой истории должен быть главный герой и испытания, которые выпадают на его долю. Истории нужны завязка, кульминация и развязка. Любая история воспринимается иначе, если оформлена деталями и подробностями, и если ее легко проецировать на окружающую действительность, свою жизнь или ситуации, возникавшие в вашем кругу общения.

При этом история должна легко слушаться, если ее рассказывать вслух, и быть красиво оформлена, чтобы ее было удобно читать. Так, если использовать сторителинг в Инстаграм, лучше воздержаться от избытка фотографий, даже с учетом того, что Instagram и был придуман для презентации фото, сделанных мобильными устройствами. Зрительно «перегруженный» картинками контент воспринимается тяжело, и разбираться в длинной фотоистории вряд ли кто-то захочет.

Аналогично стоит воздержаться от текстовой «простыни», никак не разбитой на абзацы и без картинок, если вы подаете свою историю в прочих соцсетях, рассылках, буклетах, еще где-то. Среднестатистический человек, скорее всего, откажется о мысли читать вашу историю сразу, как только увидит сплошной текст на всю страницу.

И самое главное: в любой истории должна быть идея. Об этом, пожалуй, стоит задуматься даже раньше, чем начинать продумывать главного героя и предстоящие ему испытания. Тут стоит встать на позицию читателя: что нового он узнает из вашей истории? Чему сможет научиться? Захочет ли он рассказать эту историю еще кому-то? Что нужно рассказать вашему слушателю, чтобы он загорелся идеей поделиться этой историей с другими?

Если вы ответили себе на эти вопросы, вам осталось выбрать конкретную технику сторителинга из числа тех, что наиболее популярны сегодня:

  • Мономиф или Путь Героя.
  • Гора.
  • Рамка.
  • Сходящиеся идеи.
  • Sparklines.
  • Реверсивная драматургия.
  • Фальстарт.

В целом, они все пригодны для использования в литературно-коммерческих целях. Просто посмотрите, какая из них в наибольшей степени «пересекается» с вашими обстоятельствами и вашим продуктом.

Мономиф или Путь Героя

Начнем с самой простой и, возможно, уже приевшейся, но от того не потерявшей актуальность техники сторителлинга как «Путь Героя», он же «Мономиф». Как понятно из названия, герой проходит свой путь к победе и удаче, помогая другим и восстанавливая справедливость. Такой формат подачи информации используется с незапамятных времен, нужно ли герою сражаться с Кощеем Бессмертным или раздобыть сказочные богатства, спасти Принцессу из мрачного замка или отыскать свой путь домой.

Это в сказках, но и в реальной жизни люди готовы в который раз слушать очередную историю про девочку из провинции, ставшую успешной бизнес-леди; мальчика из детдома, который теперь купается в богатстве и роскоши собственного бизнеса; Мадонну, приехавшую в Нью-Йорк с 35 долларами в кармане и ставшую известной певицей.

И не имеет никакого значения, что злые языки уже неоднократно пытались опровергнуть историю с Мадонной и доказать, что на момент приезда в Нью-Йорк у нее уже были неплохие заработки. Люди хотят верить в чудо и историю успеха, что зачастую понятия почти тождественные. Так почему бы не порадовать своих читателей, зрителей, подписчиков очередной захватывающей историей успеха, придумав свой собственный путь эксклюзивного героя?

Гора

«Гора» – это тоже своего рода «Путь Героя», но не наверх, а вниз. Развитие событий не исключает какие-то успехи на пути главного героя истории, но они не совсем стандартны, не вполне однозначны, а некоторыми и вовсе не воспринимаются, как успехи. Например, если герой потерпел поражение, но приобрел опыт и сделал правильные выводы на будущее.

Иногда эти два приема совмещают. Допустим, в начале повествования персонаж пережил банкротство и стал чуть ли не бомжем, а потом нашел в себе силы вновь подняться наверх и прийти к успеху. Такие истории, заставляющие сопереживать главному герою и «болеть» за него на протяжении всего рассказа, вызывают ничуть не меньший отклик у аудитории, чем стандартные истории успеха.

Рамка

Такая техника сторителлинга как «Рамка», используется, когда всю историю рассказать за один раз не получится и вокруг центрального персонажа, товара, услуги нужно выстроить целый цикл историй. Классическим примером в литературе является «Тысяча и одна ночь», где все истории рассказывает Шахерезада.

Этот прием активно используется и в рекламе, когда у товара много достоинств и под каждое из них стоит придумать отдельную историю. Или, наоборот, сам по себе товар мало отличается от аналогов и нужно как-то поддерживать интерес покупателей.

Классикой рекламного жанра в этом направлении можно считать рекламу шоколадных палочек Twix и милую историю про правую и левую палочку, придуманную маркетологами и развлекающую вот уже которое поколение телезрителей. Судя по тому, что палочки до сих пор не исчезли с прилавков магазинов, такой прием сторителлинга можно считать эффективным.

Сходящиеся идеи

Тут очень много общего с техникой «Рамка», потому что все события должны прийти к некоему «общему знаменателю». Разница лишь в том, что некая условная «Рамка» задается в начале, а в сходящихся идеях так сразу и не поймешь, к чему это все рассказывать.

Например, можно рассказать три совершенно независимые истории о девушках, которые хотели похудеть: одна сидела на диете, другая занималась спортом, а третья принимала фитопрепараты для похудения. И пока читатели в предвкушении ответа на вопрос «какой метод самый эффективный» пытаются строить догадки, оказывается, что наиболее заметный эффект дает совмещение этих трех способов похудения, которые для вас подберут индивидуально в консультативном центре с участием эндокринолога, нутрициолога и тренера по фитнесу.

Sparklines

Англоязычный термин sparklines получился из двух слов: spark – «искра, вспышка» и lines – «линии». Под «линиями вспышки» подразумевается контраст. Допустим, как могло быть и как есть на самом деле. Или как для одних какая-то проблема является неразрешимой, а для других эта же проблема уже давно перестала быть проблемой.

Многие из нас помнят зажигательный рекламный ролик про жителей Вилларибо и Виллабаджо, которые любят повеселиться, особенно поесть, а потом им нужно что-то делать с горой грязной посуды:

По сюжету, жители Вилларибо моют посуду с помощью Fairy, поэтому справляются с этим очень быстро. А жители Виллабаджо, где, видимо, нет ни одного универсама, до сих пор не в курсе наличия специальных моющих средств, поэтому мучаются с мытьем посуды постоянно.

Поговаривают, что после нескольких месяцев назойливой рекламы появилось открытое письмо российских телезрителей к жителям Вилларибо с просьбой поделиться своим Fairy с жителями Виллабаджо, чтобы те, наконец-то, перемыли всю посуду и перестали вещать о своих трудностях с экранов российского телевидения.

Реверсивная драматургия

Как и любой реверс, реверсивная драматургия подразумевает изменение хода событий на обратный или противоположный. Другими словами, историю начинают сразу с кульминации, а уже потом показывают и рассказывают, каким образом ситуация пришла в эту точку. Например, таким способом отснят первый сезон сериала «Большая маленькая ложь» с Николь Кидман и другими известными артистами в ролях:

Иногда этот прием называют In medias res, что в переводе с латинского означает «посреди вещей». Зритель или читатель сразу оказывается в «гуще событий» и только потом начинает постепенно разбираться, что к чему. Пользуясь такой техникой сторителлинга, важно знать меру и сохранить интригу, даже показав кульминацию. Проще говоря, ни в каком случае не нужно рассказывать все сразу, иначе потом будет не очень интересно.

Фальстарт

Это такой прием-«обманка», когда люди уже приготовились выслушать в меру предсказуемую историю с некоторыми вариациями на заданную тему, однако предсказуемость рушится в одно мгновенье; история, считайте, начинается заново на почве уже возникшего недоумения.

Ярким примером фальстарта является первый сезон «Игры Престолов». Были все основания полагать, что это будет история жизни Эддарда Старка, однако герой гибнет в этом же первом сезоне. Что дальше? А дальше все смотрели с удвоенным интересом, уже понимая, что в любой момент может произойти нечто неожиданное и захватывающее.

Если вам кажется, что вы пока не готовы конкурировать со сценаристами «Игры Престолов», а продвигать бизнес как-то нужно, вам помогут освоить сторителлинг книги на эту тему. Благо, многие книги про сторителлинг скачать или прочитать можно бесплатно.

Это, например, книга популярной писательницы Аннет Симмонс «Сторителлинг. Как использовать силу историй» [А. Симмонс, 2006]. Весьма интересна и книга президента Gallo Communications Group, в прошлом журналиста и обозревателя, а ныне бизнес-коуча Кармина Галло «Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории» [К. Галло, 2020].

Тем, кому не терпится монетизировать свои навыки сторителлинга, можно посоветовать книгу «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только» от Роберта Макки, известного ведущего тренингов для сценаристов, драматургов, продюсеров и режиссеров [Р. Макки, 2018].

Бесценным опытом сторителлинга в большом бизнесе делится Пол Смит, директор по коммуникациям и потребительским исследованиям компании Procter&Gamble в своей книге «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй» [П. Смит, 2016].

И, конечно, нельзя обойти вниманием бестселлер «9 техник сторителлинга», который написал Дэвид Хатченс [Д. Хатченс, 2016]. Тут основное внимание уделено так называемому «организационному сторителингу». Организационные вопросы занимают львиную долю внимания в работе любого руководителя, а сторителлинг может помочь и в этом. Список книг по искусству сторителлинга можно продолжать еще очень долго. При желании вы именно так и сделаете. Для первого знакомства с этой увлекательной темой мы выбрали для вас самые приятные для чтения и легкие для восприятия книги.

Если же вы до сих пор сомневаетесь, нужен ли сторителлинг вам и вашему бизнесу, давайте рассмотрим подробнее, что же дает сторителлинг и чем конкретно он может быть полезен в каждом случае.

Зачем и кому нужен сторителлинг?

Мы, когда начали говорить про сторителлинг и что это такое, простыми словами объяснили, что это отличный способ рассказать о продукте, товаре или услуге через увлекательную историю. В то же самое время сторителлинг и реклама – это не тождественные понятия. Хорошо рассказанная история предполагает воздействие на сознание и подсознание человека. Это такая себе «сказка ложь, да в ней намек», чем вполне можно воспользоваться с той целью, с которой создается любая реклама в бизнесе.

Сторителлинг в бизнесе

В случае с правильно поданной историей слушатель получает намек, как ему действовать дальше, что намного эффективнее, чем призывное «купи», «скидка», «акция», если речь идет о сложном продукте или продукте, аналогов которому превеликое множество.

Таким образом, у потенциального покупателя даже не возникает возражений, как при традиционной продаже и попытке что-то «впарить» прямой рекламой, потому что сторителлинг позволяет дойти до нужной мысли о покупке самостоятельно.

Итак, какие же еще функции выполняет сторителлинг в бизнесе:

  • Показать преимущество товара или услуги в легкой ненавязчивой форме.
  • Объяснить сложные моменты в доступной для массового восприятия форме.
  • Настроить коммуникации и побудить к продолжению общения.
  • Сформировать интерес и лояльность к бренду.
  • Укрепить репутацию бренда.

Как видите, эти функции могут быть полезны для любого бизнеса. Применять сторителинг можно в рамках рекламных и маркетинговых кампаний, в средствах массовой информации и презентациях продукции, продажах и даже при написании годового отчета, как это делают в весьма серьезной компании Ewz, специализирующейся на альтернативной энергетике [Ewz, 2020].

Само собой, сторителлинг нужен в литературе и киноиндустрии. Кто-то внимательный наверняка готов уже возразить и напомнить нам наши же тезисы о том, что развитие сторителлинга изначально шло в коммерческом направлении, поэтому конечная цель любой истории, вышедшей из недр коммерческой компании, – это продажи.

Все это действительно так, однако подумайте: для чего писатели пишут бестселлеры, а режиссеры и продюсеры создают кино? Ведь не только для того, чтобы просто вызвать сочувствие к своим героям. Скорее и в первую очередь для того, чтобы потом продать книги, копии фильмов, билеты на киносеанс. Поэтому история должна быть такой, чтобы было не жаль отдать деньги за счастье познакомиться с ней.

Отдельная тема – это сторителлинг в образовании. Пожалуй, на этом стоит остановиться отдельно.

Сторителинг в образовании

Мы с самого начала выяснили, что как технология сторителлинг вырос из внутренней потребности конкретной корпорации «оживить» безликие инструкции, которые мало кто желает изучать. Если хорошо подумать, в системе образования абсолютно аналогичная ситуация.

Достаточно на месте топ-менеджеров представить учителей, а на месте простых исполнителей учеников, и все становится на свои места. Ученики упорно не хотят читать инструкции, точнее, учебники, и понимать, что и как нужно делать, а учителя годами бьются за внимание учеников, пытаясь хоть что-то вложить в головы, занятые посторонними мыслями.

Как может сторителлинг обучение сделать более эффективным? Как минимум, делая его не таким скучным, как обычно. В самом общем виде различают две разновидности сторителлинга в процессе обучения: активный и пассивный. Пассивный – это когда учитель рассказывает, а ученики слушают. В целом, похоже на обычное объяснение материала, только в более интересном формате.

Активный сторителлинг предполагает непосредственное участие детей в создании историй. Он во многом перекликается с методиками ТРИЗ в педагогике. Уточним, что ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, и приобщать детей к творчеству и изобретательству следует с самых ранних лет.

Так вот, сторителлинг в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) в рамках методик ТРИЗ используется самым непосредственным образом. Так, дети под руководством воспитателя сами пишут сказки, в основе которых, конечно же, лежат истории про главных героев, преодолевших все трудности и препятствия.

Что же касается работы с детьми постарше и использования сторителлинга для объяснения учебного материала, следует придерживаться ряда несложных правил:

  • Определить цель истории и что конкретно дети должны запомнить, прослушав историю. Излагаемая история должна быть релевантна изучаемой теме.
  • Продумать персонажей истории так, чтобы они были понятны детям. Для учащихся элитных школ будут более понятны истории с участием бизнесменов, для школ в рабочих поселках будут ближе персонажи «из народа».
  • Составить план повествования и структуру подачи истории так, чтобы она соответствовала канонам сторителлинга.
  • По возможности продумать картинки и видео, иллюстрирующие историю. Особенно, если она занимает больше двух минут.
  • Подумать, как ученики будут взаимодействовать с историей. Стоит ли дать ученикам возможность додумать концовку или просто обсудить. Или даже просто оставить детей в раздумьях.
  • Если вы ранее не практиковали неформальное общение во время урока, обязательно отрепетируйте свой рассказ заблаговременно.

И, пожалуй, самый главный вопрос, волнующий преподавателей: а не будут ли истории отнимать слишком много времени в ущерб качеству знаний? На самом деле, сторителлинг, примеры из жизни и умело придуманные истории зачастую даже экономят время, потому что в образной форме можно донести сложные вещи намного быстрее, чем в стандартной. Главное, чтобы рассказ учителя отвечал вышеприведенным правилам.

Второй момент состоит в том, что хорошо продуманная и вовремя поданная история способна намного лучше удерживать внимание аудитории. А это значит, что дети запомнят намного больше, чем при стандартной подаче материала, когда полкласса думает о посторонних вещах, а учитель постоянно отвлекается на замечания в духе «перестаньте разговаривать», «смотрите на доску», «не смотрите в окно». К слову, последнее замечание – вообще зря, потомку что просто посмотреть вдаль каждые 10 минут будет отличной профилактикой близорукости, которой страдают многие современные школьники.

Вообще, сторителлинг в образовании – это тема, заслуживающая отдельного внимания, по которой уже проведено немало специализированных исследований. Более подробно вы можете почитать в статье «Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука?» [Е. Лобанова, 2021].

Обращаем ваше внимание, что на сегодняшний день уже разработаны специальные онлайн-платформы, где учителя и родители могут взять готовые истории для школьников, в которых школьные предметы объединены общей сюжетной линией [Еdstories, 2021]. В частности, на Еdstories можно найти познавательные истории для учеников 6-11 классов по физике, математике, биологии, географии, русскому, английскому и французскому языкам.

Есть и готовые примеры применения историй на уроках. Так, действующие учителя охотно делятся своим опытом сторителлинга в условиях дистанционного обучения. Можем посоветовать статью «Сторителлинг как метод обучения» [О. Нестеренко, 2020].

Из свежих научных исследований можно рекомендовать «Сторителлинг как эффективная техника дидактической коммуникации на уроках математики» [С. Забелина, Т. Середа, 2020]. Помимо собственно обучающих задач, сторителинг, по мнению авторов, справляется и с такой непростой проблемой как показать школьникам, что наука математика в реальности проще и ближе, чем может показаться, глядя на сложные задания, которые не всегда получается выполнить с первой попытки.

Это, пожалуй, даже важнее, чем освоение какой-то определенной темы, поэтому сторителлинг в образовании стоит осваивать и внедрять. И вообще знакомиться со специальной литературой по написанию историй стоит всем, кто, так или иначе, работает с людьми.

Кроме того, помогут освоить сторителлинг курсы, разработанные командой 4brain. Это, в первую очередь, наша учебная программа «Сторителлинг». Если же вы уже научились придумывать, но пока не совсем получается рассказывать, приглашаем на нашу программу «Современная риторика».

И, кстати, знаете, чем закончилась та история про лес и зайцев, с которой мы начали статью? Точнее, которую придумал и написал, выполняя задание учительницы сочинить сказку, неведомый нам второклассник из далекого 1998 года? Сбежавший с завода по пошиву шуб из зайцев зверек удрал от погони, и, лежа в осенней траве среди опадающих желтых листьев сказал: «Красота-то какая!»

Так что сочиняйте истории и дарите красоту этой жизни себе, друзьям, своим партнерам и клиентам. Пусть каждая ваша история вас порадует неожиданным разворотом событий или, как минимум, научит чему-то тех, кто ее слушает. Далее вас ждет проверочный тест по материалу статьи, а мы желаем вам побольше увлекательных историй, реальных и придуманных!

Фольклор ― это устное народное творчество, которое возникло еще до появления письменности и совмещало в себе все виды искусства: музыку, танец, литературу, театр. Фольклорные традиции служат проявлением этнические черт народа, его мировоззрения, духовной культуры и нравственных устоев, в переводе слово folk-lore означает – «народная мудрость».

Фольклорные жанры
По стилистическим и сюжетным признакам фольклор принято подразделять на несколько видов.
Эпические жанры:
Былина. Вокально-поэтическое произведение, персонажами которого являются отображающие нравственные идеалы народа богатыри. В былинах описываются исторические события, причем достоверность этих событий сочетается с явными элементами фантазии, приукрашивающими физические и моральные качества героев.
Историческая песня. Музыкальное произведение, которое отличается от былины меньшим размером и большей достоверностью в изложении событий и фактов.
Сказка. Литературный жанр фольклора с бытовым или героическим сюжетом. Сказку характеризует явная вымышленность сюжета, ее героями могут быть люди, животные или фантастические персонажи.
Предание. Достоверный или вымышленный исторический рассказ. Сюжет повествования обычно строится на одном ярком, необычайном эпизоде. Такого рода литературные фольклорные традиции описывают значительные события в жизни народа или произошедшие редкие природные аномалии. В процессе передачи из уст в уста историческая информация может подвергаться интерпретации, постепенно сближая предание с легендой.

Лирические жанры:
Пословица – грамматически законченное предложение, в котором в поучительной форме выражено суждение о чем-либо. Например: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».
Поговорка – короткая фраза или словосочетание, которое включается в предложение, чтобы в буквальном или образном значении ярче выразить отношение к предмету разговора. Например: «Не все коту масленица».
Частушка – жанр песенного фольклора, чаще всего представленный юмористическими или сатирическими положенными на музыку четверостишиями.
Колыбельная – инструментальная мелодия или песня для убаюкивания младенца, очень древний жанр фольклора. В народной культуре колыбельные сохранили элементы обрядовых песен, оберегов и заговоров.

К драматическому жанру фольклора относится народная драма (другой термин — фольклорный театр). Это театральное представление, не имеющее фиксированного текста и допускающее при исполнении со сцены некоторые изменения сюжета.
Фольклорные традиции России
Сложившиеся на всем огромном географическом пространстве страны, русские фольклорные традиции обладают ярко выраженным единством. Народное творчество России включает семейный и календарный обрядовый фольклор, эпические жанры, лирические и плясовые песни, частушки, инструментальную музыку и фольклорный театр.
В исторических песнях отображены важные исторические события, в былинах описаны ратные подвиги бога­тырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича). Популярные герои народных русских сказок — Иван-царевич, Емеля, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, злой волк, хитрая лиса, Колобок, Баба Яга. Среди национальных музыкальных инструментов есть как общерусские (гармонь, балалайка, скрипка), так и характерные только для отдельных регионов (гусли, рожок, жалейка, многоствольная флейта бубны).

Европейский фольклор
Фольклорные традиции стран Европы имеют немало черт сходства, поскольку развивались на фоне многовекового тесного контакта культур народов, населяющих эту часть света.
Героями большинства былин и сказок стран Западной Европы служат сверхъестественные существа: тролли, гоблины, богглы (призраки), вигеты (домовые), злые колдуны и ведьмы. В исторических песнях воспеваются народные герои: английский Робин Гуд, шотландский Честный Томас, Французские Роланд и Жанна Д᾽Арк.
В восточноевропейском, славянском фольклоре героями сказок и преданий чаще были храбрые рыцари и спасенные ими красавицы, наделенные магическими способностями добрые феи, эльфы, никсы (русалки), лешие и домовые. Сказочными персонажами выступали также простые люди (Красная Шапочка, Золушка) и различные животные: предприимчивый Кот в сапогах, хитрая Лиса, умный Мышонок, умеющий читать книжки.

Американский фольклор
Особенность фольклорных традиций, существующих на американском континенте в том, что до 16 века они основывались исключительно на мифах и верованиях коренных народов: индейцев, эскимосов, алеутов. Это были легенды и сказания о сотворении мира и происхождении людей, ритуальные песни и танцы. Новые обычаи, новые фольклорные жанры и новые герои появились после прибытия в Америку европейцев.
Многие американские народные песни и баллады являются аранжировкой британских вокальных произведений, их переложением для другого состава исполнителей или инструментов.  Национальными американскими музыкальными инструментами можно считать:
струнные инструменты банджо, аккордовую цитру (автоарфу), разновидности цитры дульцимер и автоарфу, гитару;
пинкольо ― тростниковую индейскую флейту;
маракас ― ударно-шумовой инструмент типа погремушки;
куика ― кожаный барабан, издающий скрипучие звуки;
трутруку — инструмент, по форме похожий на альпийский рог.
Современный эпический фольклор Америки объединил разные формы творчества народов: сюжеты о природных катаклизмах и сверхъестественных явлениях (особенно о вудуизме), легенды и мифологические сюжеты, многочисленные виды сказок и басни о животных и птицах.

Наиболее популярные герои американских былин, исторических рассказов и легенд ― суперковбой Билл, «морской волк» капитан Стромалонг, великан-лесоруб Пол Баньян и его спутник бык Бэби Голубой. Мифические существа в сказках и фольклорных театральных постановках представлены рогатым зайцем Шакалопой, морским монстром Чесси, злым волкоподобным Чупакаброй, духом-людоедом Вендиго. Широкой известностью практически во всем мире пользуются американский аналог европейского Святого Николая Санта-Клаус и полумифический сурок Фил, согласно преданию, предсказывающий приход весны.
Индийский фольклор
Считается, что толчок развитию в Индии фольклора дал священный текст Самаведа, написанный в начале нашей эры. В нем было сказано, что легенды, передаваемые из поколения в поколение и музыка, связывающая душу человека с природой, подарены людям богами. Сегодня Индия обладает огромным количеством эпических произведений, сохранившихся в устной традиции и записанных на санскрите, в них освещается вся многовековая история народа. Одними из основных фольклорных памятников считаются поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
Индийские песни и танцы очень мелодичны и обладают особым, завораживающим ритмом. Среди этнических индийских музыкальных инструментов:
барабаны табла и дарбука;
струнный смычковый инструмент саранги;
струнно-щипковые ситар и сарод;
семейство бамбуковых флейт бансули;
зурна ― язычковый деревянный духовой инструмент с двойной тростью и раструбом;
поющиечаши ― музыкальный инструмент из группы колоколов.

Фольклор африканских народов
Среди фольклорных традиций мира творчество народов Африки отличается богатством и разнообразием. Музыка, танцы, эпические сказания и изобразительное искусство в африканских племенах развивались в тесной связи друг с другом, и при отсутствии письменности несли не только эстетическую и воспитательную, но и информационную нагрузку.
Характерной чертой африканского эпичного фольклора является мифологичность и первобытная простота. В сюжетах сказок, былин и преданий героями часто служат мудрецы, советы которых помогают в семейных отношениях, или же трикстеры ―антропоморфные существа, наделенные чертами хитрого плута и насмешника.

Музыка в Африке используются в ритуалах и религиозных церемониях, она звучит на праздниках и в будни. Африканцы считают, что мелодичные звуки обладают жизненной силой, особой формой энергии, управляющей всеми живыми существами. Сложные ритмические сочетания, свойственные африканской музыке, создают ударные инструменты: барабаны (их насчитывается около десятка разных видов), ксилофоны, тамбурины, кастаньеты, шейкеры.
Сообщение Фольклорные традиции появились сначала на QWIZZ — загадки, ребусы, статусы, открытки.

Береги землю родимую, как мать любимую
методическая разработка (5 класс) по теме

picture 467434 1407147931

Занятие 4. кружка ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России)

Скачать:

Вложение Размер
beregi_zemlyu_rodimuyu_kak_mat_lyubimuyu.docx 23.23 КБ
Ресурсный материал 233.55 КБ
Ресурсный материал 106.38 КБ
zashchitniki_zemli_russkoy.zip 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4. Береги землю родимую, как мать любимую.

Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен — через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение перечислить названия не менее трех сказок или былин, имен их героев.

Осознавать свою принадлежность к российскому народу.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, социальном окружении и др.; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью

Основное содержание темы, понятия и термины

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Наборы пословиц и поговорок, пазлы картин, интерактивный плакат, плакат.

Организационная структура урока

характеристика
основных видов
деятельности

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

III. Усвоение знаний
и способов действий.

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, беседа, рассказ

Организует работу по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины , картинами, иллюстрациям. Создает пазлы на основе известных картин о защитниках Родины.

Знакомятся с пословицами и поговорками, определяют, чему они учат; составляют картины из пазлов, объясняют содержание картин.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль.

Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе.

Беседа по вопросам, рассказ

IV. Проектная деятельность.

Индивидуальная и групповая. Творческий.

Создает условия для выступления учащихся с мини-проектами и создания коллективных проектов.

Слушают выступающих, создают проекты «Интерактивный плакат» (совместно с учителем) и плакат «Защитники России»

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы.

Защита мини-проектов, создание коллективных проектов.

V. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический

Рассказывают
о своих впечатлениях, начиная словами:

Я хочу дополнительно узнать.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Ресурсный материал к уроку

Русские народные пословицы о защите Родины.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Не силою дерутся, а умением.

Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Если по-русски скроет, то и один в поле воин.

Если народ един, он непобедим.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Где робкий Семен, там враг силен.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Бой — святое дело, иди на врага смело.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Хорош грибок белый, а солдат — умелый.

Честь солдата береги свято.

Умелый боец везде молодец.

У сметливого солдата и рукавица — граната.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать — цену жизни узнать.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Если полководец умелый – ноги врага задраны кверху.
Если Родина спокойна – лицо твоё не пожелтеет.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
За морем теплее, а у нас – светлее.
Земля родная – колыбель золотая.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
И пылинка родной земли – золото.
Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Кто родиной торгует, того кара не минует.
Каждой птице своё гнездо нравится.
Кто продаст свою страну, тому двух дней не жить.
Кто бежал от народа, без погребения останется.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.
Каков Савва, такова ему и слава.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
На чужбине и сладкое – горчица, а на Родине и хрен – леденец.
На чужой стороне и кости по Родине плачут.
На своей улице и собака — тигр.
Народ-герой сметёт врагов с земли родной.
На родной стороне даже дым сладок.
На родной стороне и камешек знаком.
На чужбине родная землица во сне снится.
На чужбине, словно в домовине.

Напоролись враги на русские штыки.
Научит горюна чужая сторона.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Не отрекайся от земли русской, не отречётся и она от тебя.
Никогда Россия ярма не носила.
Поднявший меч – от меча и погибнет.
Пошёл на войну – забыл палицу.
По родимой сторонке и сердце поёт.
Родной край – сердцу рай.
Родной куст и зайцу дорог.
Русский ни мечом, ни калачом не шутит.
Русский человек хлеб-соль водит.
Русский терпелив до зачина.
Русь богатырская.

Источник

Технологическая карта по ОДНКРН «Береги землю родимую, как мать любимую»( 5 класс)

Технологическая карта урока

Базовый учебник__ Н. Ф .Виноградова В. И. Власенко , А. В . Поляков « Основы духовно – нравственной культуры народов России»:

5 класс. Москва , Изд-во «Вентана – Граф « 2019

Тема урока « Береги землю родимую, как мать любимую»

Цель урока Создать условия для осознания учащимися, что защита Отечества – долг каждого гражданина. Способствовать пониманию защиты Родины в течение времен — через священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Содействовать раскрытию мысли, что подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России. Подвиги воинов – представителей разных народов.

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний

Развивающие: развивать интерес к чтению исторической литературы; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: прививать любовь к Отечеству, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; углубить раскрытие нравственных категорий: ответственность и служение своему народу.

Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Необходимое оборудование_ учебник, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри», раздаточный материал, словари, справочники.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сообщает тему урока, предлагает попробовать себя в роли исследователей.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Организует работу по группам с пословицами и поговорками разных народов России о защите Родины , картинами, иллюстрациям.

Знакомятся с пословицами и поговорками, определяют, чему они учат.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: исследуют пословицы и поговорки, выделяют общую мысль.

Коммуникативные: работают в группах, стараются принести пользу своей группе.

Создает условия для выступления учащихся с мини-проектами и создания коллективных проектов.

Слушают выступающих, создают проекты «Интерактивный плакат» (совместно с учителем) и плакат «Защитники России»

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
с использованием учебной литературы, знаково-символических средств.

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; создают проект в процессе коллективной работы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подготовить сообщение о подвигах в годы Великой Отечественной войны представителей разных народов нашей страны.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принимают учебную задачу

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рассказывают
о своих впечатлениях, начиная словами:

Я хочу дополнительно узнать.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Ресурсный материал к уроку

Русские народные пословицы о защите Родины.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Не силою дерутся, а умением.

Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

Если по-русски скроет, то и один в поле воин.

Если народ един, он непобедим.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Где робкий Семен, там враг силен.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Бой — святое дело, иди на врага смело.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Хорош грибок белый, а солдат — умелый.

Честь солдата береги свято.

Умелый боец везде молодец.

У сметливого солдата и рукавица — граната.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать — цену жизни узнать.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Если полководец умелый – ноги врага задраны кверху.
Если Родина спокойна – лицо твоё не пожелтеет.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
За морем теплее, а у нас – светлее.
Земля родная – колыбель золотая.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
И пылинка родной земли – золото.
Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Кто родиной торгует, того кара не минует.
Каждой птице своё гнездо нравится.
Кто продаст свою страну, тому двух дней не жить.
Кто бежал от народа, без погребения останется.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.
Каков Савва, такова ему и слава.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
На чужбине и сладкое – горчица, а на Родине и хрен – леденец.
На чужой стороне и кости по Родине плачут.
На своей улице и собака — тигр.
Народ-герой сметёт врагов с земли родной.
На родной стороне даже дым сладок.
На родной стороне и камешек знаком.
На чужбине родная землица во сне снится.
На чужбине, словно в домовине.

Напоролись враги на русские штыки.
Научит горюна чужая сторона.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Не отрекайся от земли русской, не отречётся и она от тебя.
Никогда Россия ярма не носила.
Поднявший меч – от меча и погибнет.
Пошёл на войну – забыл палицу.
По родимой сторонке и сердце поёт.
Родной край – сердцу рай.
Родной куст и зайцу дорог.
Русский ни мечом, ни калачом не шутит.
Русский человек хлеб-соль водит.
Русский терпелив до зачина.
Русь богатырская.

Источник

Технологическая карта урока по ОДНКР на тему «Береги землю родимую, как мать любимую» (5 класс)

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Основное содержание темы, понятия и термины

Патриотические чувства россиян. Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Патриотизм.

Предметные : Расширение опыта оценочной деятельности на основе примера героизма и патриотизма, представленных в эпических образах.

Личностные : Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявления терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности); Проявление понимания, интереса и уважения к ценностям культур других народов; Формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Метапредметные : Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, проекты и др)

Формы работы: Парная, коллективная

Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015. ; ЭФУ Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015;

Организационная структура урока

Деятельность учителя/Основные методы и приёмы

Речь учителя/ Характеристика деятельности детей (учебные умения)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

(Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

На столе: Виноградова НС.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., рабочая тетрадь, письменные принадлежности, дневник )

2.Мотивация учебной деятельности

Работа со шмуцтитулом. Учебник (с.18).

(Рассматривание шмуцтитула. Знакомство с содержанием раздела «Нравственные ценности российского народа».)

3.Постановка учебной задачи

Организует обсуждение, подводящее к формулировке темы урока. Помогает в формулировании учебной задачи.

Обсудим вместе: Почему люди воюют? Каковы причины того, что одна страна нападает на другую? Как можно понять словосочетания «война освободительная», «война захватническая»?

Озвучьте тему урока. («Береги землю родимую, как мать любимую». Записывают тему урока в тетрадь, формулируют учебные задачи)

4. Открытие новых знаний и способов действий

Патриотические чувства россиян.

Выскажи своё мнение: что такое патриотизм? Можно ли назвать его общечеловеческой ценностью?

Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. (Записывают в тетрадь)

Напишите в тетради: В каком государственном документе Российской Федерации утверждается, что защита Отечества-долг и обязанность каждого гражданина? (Конституция РФ)

Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов о защите Родины.

Сравнение значения пословиц и поговорок о Родине

и патриотических чувствах. Материал для подготовки к уроку

(Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах.)

Вывод: В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека: каждый должен любить и защищать свою Родину так, как любят и защищают самого близкого человека-мать. Предать Отчизну, не встать на её защиту считалось позорным.

Также, в древних преданиях, священных книгах прославлялись подвиги воинов, защищавших родную землю.

5.Первичная проверка понимания Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах.

Чтение текста «Нюргун Боотур — стреми тельный» и составление словесного портрета героя (учебник, с. 19).

Используя текст о герое якутского эпоса и иллюстрацию, составьте его словесный портрет. ( Чтение текста «Нюргун Боотур — стремительный» и составление словесного портрета героя.)

Оценка образца словесного портрета «Нюргун Боотур — герой якутского эпоса», представленного учителем. Материал для подготовки к уроку

(Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. )

Работа в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре (учебник, с. 21).

Прочитайте башкирскую легенду об Урал-батыре. Подготовьте ответы на вопросы: «Какова главная мысль этой легенды?», «О каких нравственных качествах говорит герой?», «Имеют ли значение слова, сказанные Урал-батыром, для современных людей?». (Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. )

Учебный диалог «Обсудим вместе»: «Похожи ли эпические герои разных народов? Какие качества их объединяют?».

Похожи ли герои фольклора разных народов? Какие качества их объединяют? (Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев)

Работа с иллюстрациями, ответы на вопрос «Какие

выразительные средства использовал художник, чтобы показать силу и красоту героя?».

Рассмотрите иллюстрацию к сказаниям о башкирском герое Урал-батыре. Какие выразительные средства использовал художник, чтобы показать силу и красоту героя?». (Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств.)

Проводит физкультминутку. (Выполняет весь класс)

Учебный диалог «Послушаем друг друга»: « Знаешь ли ты героические сказания, легенды, предания своего народа? Перечисли имена героев-богатырей, которые вставали на защиту Родины. ».

Знаешь ли ты героические сказания, легенды, предания своего народа? Перечисли имена героев-богатырей, которые вставали на защиту Родины.

8.Обобщение знаний и способов действий

Беседа по вопросам. Формулирование вывода темы урока.

Отметь правильный ответ на вопрос: «Почему в древних преданиях, былинах, легендах прославлялись богатыри-защитники родной земли?»

1)Все богатыри были сильными и красивыми

2)Подвиги богатырей были примером для подражания подрастающему поколению.

3)Это была единственная тема фольклорных произведений.

4)Эти герои нравились детям.

Как ты понимаешь строчки из стихотворения В.Лебедева-Кумача: «Нас не трогай-мы не трогаем, а затронешь-спуску не дадим»?

Вывод: Из уст в уста передавались рассказы о том, как наши предки отстаивали независимость своей Родины, как преданно служили ей, как защищали её от набегов врагов. Так, через сказки, легенды, былины воспитывалось главное нравственное качество человека, гражданина-любовь к своей Родине. (Формулирование вывода.)

9. Подведение итогов. Рефлексия

Прием «Плюс-минус-интересно». (Фронтальная/индивидуальная)

Выслушивает мнения обучающихся: «Плюс» – это то, что понравилось, «минус» – не понравилось, «интересно» показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке. Предлагает подвести итог урока. (Дают оценку уроку, своей работе, поученным знаниям. Определяют свое эмоциональное состояние.)

10.Информация о домашнем задании

Задание. Учебник (с.23): Рассмотри иллюстрации (с.23-24). Используя справочную литературу и Интернет, подготовь небольшое сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпосов народов России.

Темы проектов: «Богатыри земли Русской». (Записывают в дневник.);

Материал для подготовки к уроку. Словесный портрет Нюргун Боотура: герой якутского эпоса, смелый, отважный воин, который борется с врагами родной земли. Его зовут стремительным, по тому что его действия похожи на полёт стрелы, а его кровь быстро течёт по жилам. Его называют сильнейшим и храбрейшим, по тому что по силе и храбрости ему нет равных. С самым страшным змеем сражался Нюргун Боотур и победил его.

Пословицы и поговорки о Родине и патриотизме: Родной край — сердцу рай; Человек без Родины, что соловей без песни; Одна у человека мать, одна у него и Родина; Родина — мать, чужбина — мачеха; Береги Родину, как зеницу ока; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; На чужой стороне Родина милей вдвойне; На чужой стороне и весна не красна; Жить — Родине служить; Кто за Родину горой, тот истинный герой; Если дружба велика, будет Родина крепка; Если народ един, он непобедим; На родное братство дороже всякого богатства; Главное в жизни — служить Отчизне; Если по-русски скроен, и один в поле воин; Российский солдат не знает преград.

Источник

Про чувашей не зря говорят: «Это народ, у которого 100 тысяч слов, 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет». О том, чем жило и живет общество чувашской культуры в Москве – рассказ Лиры Смирновой, председателя правления этой организации, заслуженного работника культуры Чувашской Республики.

Моим первым знакомством с обществом чувашской культуры города Москвы стало приглашение в качестве концертмейстера в московский чувашский хор. Это было в конце 90-х годов. В то время хор носил название «Туслах» (Дружба). Впоследствии его переименовали в «Атал» (Волга). Хор активно участвовал в различных мероприятиях, проводимых в Москве.  Благодаря этому я смогла ближе познакомиться с межнациональной культурной жизнью столицы, ее разнообразием. У меня появилось много друзей, с которыми держу связь до сих пор. Испытала такой душевный подъем, что уже без участия в работе общества не могла себя представить.

Надо сказать, что Региональной общественной организации «Общество чувашской культуры» уже более тридцати лет, это было первое общественное чувашское объединение в Москве. Первым председателем правления был знаменитый сын чувашского народа, третий советский космонавт, дважды герой Советского Союза Андриян Григорьевич Николаев (1929 – 2004 гг.). В 2002 г. на эту должность выбрали меня.

Помню много ярких событий, произошедших за время работы Общества. Это и национальные праздники (Сурхури, Саварни, Кер сари, и конечно же, Акатуй), и литературные вечера, посвященные известным деятелям культуры и искусства Чувашии,   и творческие встречи с чувашскими артистами, художниками, писателями, учеными, а также мероприятия для детей – национальные елки и конкурсы детского творчества.

Радостно, что работа приносит свои плоды – нас знают в Москве. Коллективы, солистов, участников Общества приглашают для участия в различных городских межнациональных мероприятиях. С представителями многих национальных организаций нас связывают теплые дружественные отношения.

Чувашская красавица

Нас много

Со временем в Москве появились и другие чувашские общественные организации: В 2000-е годы были созданы Московская чувашская национально- культурная автономия,  региональная общественная организация выходцев из Чувашии – товарищество офицеров «Сыны Отечества» —  крепкое содружество наших земляков, которое проводит большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, Федеральная национально-культурная автономия Чувашей России. Все эти организации развиваются и продолжают активную работу среди чувашского землячества города Москвы.

Наше общество продолжает заниматься культурными мероприятиями: организовываем национальные праздники, концерты, выставки, встречи с интересными людьми, юбилеи. Словом, развиваем и пропагандируем чувашскую культуру по мере наших сил. Наши первые соратники в этом направлении – ГБУ «Московский дом национальностей» и Полномочное представительство Чувашской Республики при президенте Российской Федерации, за что мы им очень признательны.

Общество чувашской культуры было инициатором создания курсов по изучению чувашского языка в полпредстве Чувашии при Президенте РФ. Посещение занятий бесплатно для всех желающих, они проводятся еженедельно по субботам. На занятия приходит до 30 человек. Сейчас этим благодатным делом занимается Надежда Феликсовна Баталина, учитель чувашского языка высшей категории. Среди слушателей курсов люди разных профессий и возрастов: все, кто хочет знать язык нашего народа.

Самый значимый ежегодный праздник чувашей – Акатуй («Свадьба плуга и земли»). Он всегда проходит при непосредственном участии и поддержке Федеральной национальной автономии чувашей, всех московских чувашских общественных организаций, Полномочного представительства и при большом количестве участников и зрителей. Этот праздник проходит в Москве ежегодно, начиная с тридцатых годов прошлого столетия. В последние годы Акатуй проводится при непосредственном участии Правительства Москвы, Департамента национальной политики и межрегиональных  связей города Москвы. Даже случайные прохожие, как правило, не могут пройти мимо этого яркого праздника с национальной музыкой,  ярмаркой с поделками мастеров художественных промыслов и ремесленников. А мастера чувашской национальной борьбы на поясах «Керешу» вызывают неизменный интерес у зрителей, превращая их в болельщиков.

К сожалению, пандемия приостановила проведение этого праздника. Но вот 16 октября этого года мы приглашаем всех на замечательный осенний праздник чувашского народа, который проходит после сбора урожая  — «Кер  сари». Ожидается насыщенная концертная программа, и мы ждем всех желающих для участия в нашем веселье, которое пройдет в столичном ДК «Красный октябрь».

концерт ансамбля "Шевле"

Надежный друг цены не имеет

Наши активисты – люди творческие, неординарные и неравнодушные. Желающих тратить свое свободное время на общественных началах найти трудно, но у нас такие энтузиасты есть!

Галина Никитина, руководитель чувашского хора «Атал» (Волга). Коллектив был создан в 1991 году. В его репертуаре — хоровая чувашская и русская классика. Основное внимание уделяется фольклорной части творчества, в основе которого — экспедиционный материал, собранный Галиной Александровной в Чувашии и частично – в Татарстане. Плюс к этому, каждый участник хора знает родные песни с детства.

Вот уже второй год работает фольклорный ансамбль «Шевле» («Солнечные блики»). Руководит коллективом Алевтина Тельцова.

Этот коллектив обладает своим творческим «лицом», каждое выступление ансамбля становится для зрителей интересным событием: национальные костюмы, яркое исполнение народных песен неизменно вызывают аплодисменты.  

Наши творческие коллективы активно участвуют не только в мероприятиях, проводимых обществом, но и становятся желанными гостями на общегородских, межрегиональных, и международных праздниках.

Отдельные слова благодарности хочется сказать всем членам Правления Общества чувашской культуры, каждый из которых вносит свою лепту в работу организации. Не могу обойти вниманием наших замечательных творческих людей, солистов. Заслуженная артистка Чувашии Елена Соловьева, народный артист Чувашии Валерий Иванов, Валентина Попова – это те люди, благодаря которым в разных местах Москвы звучат чувашские песни, и московская публика имеет возможность с радостью знакомиться с чувашской музыкальной культурой.

Но наш народ богат не только культурой духовной, но и физической. Назову самых выдающихся спортсменов, активно участвующих в работе Общества.

Сергей Корнилаев — чемпион мира и Европы, борец вольного стиля. Он открыл много борцовских клубов и залов, в том числе и в родной Чувашии. Сразу четыре мировых кубка по вольной борьбе носят его имя. Сейчас он председатель попечительского совета Московской федерации вольной борьбы и принимает активное участие в привлечении юных чувашей в спортивных состязаниях.

Олег Захаров — единоборец-универсал, человек, проведший порядка четырехсот соревновательных поединков по боевому самбо, рукопашному бою, джиу-джитсу, различным версиям «боев без правил» на Всероссийских и Международных турнирах. В качестве тренера Олег воспитывает подрастающее поколение боевых самбистов. Этот уникальный человек является заместителем председателя правления по физкультуре и спорту Чувашской национальной культурной автономии в Москве.

Благодаря таким людям ни один большой праздник не обходится без спортивных состязаний наших спортсменов!

Чувашские спортсмены

И в заключение хочу выразить слова благодарности Гильдии межэтнической журналистики за новый для нас опыт: создание в 2020 году Школы медиакоммуникации для этнокультурных НКО открыло новые возможности для многих организаций, которые хотят общаться и делиться своим опытом. И мы – не исключение! Благодаря участию в Школе, мы открыли для себя новые возможности, связанные с современными коммуникациями.

Фотографии для публикации предоставлены Лирой Смирновой.

Записал Михаил Шабашов.

Тэги

  • Рассказ в доме отдыха
  • Рассказ бунина с женским именем 3 буквы
  • Рассказ бунина из сан франциско 8 букв
  • Рассказ булгакова 5 букв вторая ь
  • Рассказ борис годунов читать полностью