Рассказ бьянки 1 охота

Подготовка к восприятию текста. заполните таблицу: охота: за и против! приведите аргументы в пользу своего мнения. за против средство к

Подготовка к восприятию текста.

Заполните таблицу: ««Охота: за и против!» Приведите аргументы в пользу своего мнения.

За

Против

Средство к существованию. Нет другого источника дохода.

Истребление животных может привести к их исчезновению.

Еда, одежда.

Животные страдают после потери матери или детёныша.

Шкуры и мех животных играли роль денег, на которые можно было купить в городе  хлеб , продукты питания и т.д.

В человеке проявляются такие черты, как жестокость, жадность(хочется ещё больше шкур, меха)

Чтение и анализ произведения.

Чтение 1 части рассказа.

— Давайте прочитаем первую часть.

— Определите жанр произведения. (Начало похоже на сказку).

— Перечислите действующих лиц, героев рассказа. Что мы о них узнали?

— Какая гласная буква чаще всего встречается в словах? (о).

В тексте встречаются слова с безударным О: Охотник, Оленёнок, Оглянулся, Отпустил; окончания — ЕГО, — ОГО: спрятавшЕГОся

• от нЕГО, маленькОГО, малОГО, жёлтОГО.

— Как думаете, что хотел показать автор, применив такой способ написания рассказа? (Через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка).

– Прочитайте описание избушки охотника. Какое впечатление на вас произвело это? (Бедность, разруха, безысходность). Чем усиливается это впечатление? (Вой голодной собаки, болезнь мальчика.) Почему перед охотой охотник морит голодом верногоЛыско? Может быть, он его просто не любит? (Вызвать детей на спор.)

– Как писатель описывает больного мальчика? Что значит

“ таял не по дням, а по часам?” Почему так долго не мог поправиться? (Плохо питался.)

— Зачем Гришутка просил деда добыть теленочка ? (Хотел кушать.)

– Ребята, так описать болезнь ребенка и переживания близких может только тот, кто сам все это прочувствовал, пережил. У писателя была неизлечимо больна любимая дочь. И он готов был сделать для нее все возможное и невозможное. Он придумывал для нее сказки, которые были позднее опубликованы как “ Аленушкины сказки”.

— Какие чувства возникли при чтении 1 части рассказа?

Чтение 2 части рассказа.Работа над средствами художественнойвыразительноти.

— Кем были жители деревни? Что было любимым занятием деревенских мужиков? (охота). Как думаете, только ли Емеля жил плохо?

-Что нового мы узнаем о наших героях?

-Что нам помогает лучше представить лес, где охотился Емеля? Какие приемы и средства?

-Найдите описание природы во 2 части рассказа. Какие эпитеты писатель употребил при описании природы? Приведите примеры, записав их в таблицу. Заполнение таблицы.

Эпитеты

Сравнения

Олицетворения

Метафора

Устойчивые выражения

— Чем казались крестьянские избы, глядя с горы? Найдите и зачитайте этот эпизод. (черными точками). Как называется такой прием? (сравнение). Какие еще сравнения использовал в рассказе Мамин – Сибиряк? (Лыско завывал от голода, как волк зимой, тропинка шла змейкой, шел по мху, как по ковру, олень понесся, как стрела).

Олицетворения: глядело ласково солнышко, березки ютились, деревушка спряталась…

Метафоры: луч золотым пятном обожжет желтый мох.

Устойчивые выражения: решился попытать счастья, перевести дух, таял не по дням, а по часам…

— Для чего автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности?

— Зачем автор так подробно описывает природу? Найдите описание оленя.

-Как отреагировал Лыско, поняв, что охотник промахнулся? Почему автор назвал ее «бедной»?

О чем говорит выражение «В лесу Емеля был как дома»?

— Каким охотником был Емеля?

– За кого вы волновались, когда читали эту часть рассказа? Почему?

Чтение 3 части.Идея произведения.

Как состоялась встреча охотников с оленихой?

— Почему олениха – мать названа благороднымживотным?

-Почему так подробно описывается маленькийоленёнок?

— Почему Емеля сам спугнул оленёнка?

— Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда сохоты?

О чём говорят сны внука и деда?

— Почему Емеля – охотник не выполнил просьбуГришутки?

— Какой эпизод жизни ему вспомнился?

— Почему автор сопоставляет олениху и матьГришутки?

— Что проявляют обе матери? (Cвою материнскуюлюбовь).

— Поделитесь своими чувствами, мыслями, настроением.

–Что произвело на вас особое впечатление?

–Прав ли Емеля, не выполнив просьбу больного внука?Ведь Емеля — охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных. А дома его ждет больной и голодный внук. (Вызвать детей на спор.)

— Можно ли конец рассказа назвать счастливым?

— Такого ли финала вы ждали?

Что хотел сказать автор, написав ра

ссказ?

Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

Оленёнок.

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

— На какого литературного героя похож Емеля-охотник? Как вы думаете почему?(Дедушка Мазай,Н. Некрасова.Описывается жизнь в деревне, герои – охотники, любят природу, разумноподходят к охоте на животных и т.д.)

— Почему рассказ  называется «Емеля-охотник»?

Тема: Рассказ
В.В. Бианки «Первая охота»

Цель урока:

Формирование
эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание
учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить
с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к
братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать
умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и
логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства
языка.

3) воспитательные: воспитывать
интерес и любовь к родной природе.

Планируемые
результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и
выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на
вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных
слов.

Универсальные
учебные действия (УУД):

Регулятивные:
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия

Познавательные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.

Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к
иному мнению, терпимость.

Оборудование:

1. Портрет В.В.
Бианки.

2. Выставка
В.Бианки «Лесная газета, » Мышонок Пик», » Чей нос
лучше» и др.

3. Компьютерная
презентация.

4. Карточки
красного, зеленого и синего цвета.

5. Смайлики.

Тип урока.

Урок новых знаний.

Форма
организации обучения:

фронтальная

работа в
микрогруппах (дифференцированные задания), работа в парах.

Принципы
обучения:

Принцип
доступности — материал подбирался с учетом возрастных и психологических
особенностей учащихся.

Принцип
наглядности — наглядный и демонстративный материал.

Принципы
дифференцированного подхода — микрогруппы создаются по уровням обучения.

Ход урока

1.
Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел звонок –

Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на
друга,

Улыбнитесь,

Пожелайте всем
удачи

И тихонечко
садитесь.

II. Включение в
учебную деятельность.

— Ребята,
творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?

Какие жанры
встречаются в творчестве К. И. Чуковского? (веселые сказки, стихотворения для
детей)

III.
Актуализация знаний.

— Вспомним
писателей, творчество которых мы уже изучили. Работаем по рядам.Назовите автора
и произведение (Слайд 2)

1. «Надоело нам
мяукать!

Мы хотим, как
поросята,

Хрюкать!» (К.
И. Чуковский «Путаница»)

2. «Ехали медведи
на велосипеде,

А за ними кот
задом наперед» (К. И. Чуковский «Тараканище»)

3. Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как
лягушка,

Ускакала от
меня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

IV. Развитие
речевого аппарата.

Проведем дыхательную
гимнастику

«Дровосек» 

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На
вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью
топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя
рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите
«бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
 

«Сердитый
ежик»
 

Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь
как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову
опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым
ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с
ребенком три-пять раз.
 

V. Определение
учащимися темы и цели урока.

Рыбе — вода, птице
— воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу —
значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 3)

— Как вы понимаете
это высказывание? Что значит охранять природу?

На слайде: А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев. (Слайд
4)

— Сегодня мы
познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, записав её
частями: первая буква – парная букве п, вторая буква  — вторая в слове «мир»,
третья буква – первая буква алфавита, четвертая буква – первая в слове «нота»,
пятая буква – парная букве г, шестая буква – первая в слове «игра» (Бианки)

Назовите имя,
отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.
Используйте запись на доске.

(Виталий
Валентинович Бианки).

— Постарайтесь
определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.
(Слайд 5) Работа в группах. 

(На слайде:
медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)

— Распределите их
на равные четыре группы.

(В первую группу
можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу
войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова
берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно
отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

— Подумайте, какие
из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал
В. Бианки?

(Можно объединить
названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и
цветов — это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)

— Скажите одним
словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).

— Название
произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами.
Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 6)

(На слайде: павлин,
енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

— Как называется
это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока?

(В.В. Бианки
» Первая охота») (Слайд 7)

— В соответствии с
темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого
запись. (Слайд 8)

1. Познакомиться с
творчеством: и его произведением:

2. Учиться
правильно, выразительно:

3. Отвечать на:

VI. Работа над
новым материалом

1) Подготовительная работа

— Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст
о В. В. Бианки.

— С какой
увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)

Биография
В.Бианки (Слайд 9)

Виталий
Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это
человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к
природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель
называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной»
жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с
реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

Самые разные
представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два
таких героя изображены В. Бианки в рассказе » Первая охота».

2) Словарная работа (Слайд
10)

Отгадайте загадку.

Кто это?

(Ящерица) (Слайд
11)

— Кто из вас видел
ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое
животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).

— Чем покрыто тело
ящерицы? (мелкой чешуей).

— Чем отличается
ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

3) Работа над текстом

Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную
особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете
рассказ. (Чтение учителем)

4) Проверка первичного восприятия

— Как вы думаете, почему
автор так назвал свой рассказ?

— Назовите ещё
одного героя рассказа » Первая охота».  (Это маленький
щенок). (Слайд 12)

— Что произошло со
щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

— Почему щенок не
смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

— А как бы вы
назвали этот рассказ?

VI.
Физкультминутка

Тихо встаньте,
улыбнитесь,

Все в зверюшек
превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат). (Слайд 13)

VIII.
Продолжение работы по теме урока

1) Вторичное воспроизведение и анализ
текста.

— Прочитайте текст
ещё раз(Дети читают вслух произведение «по цепочке»).

— Скажите, что в
начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

— Прочитайте, как
об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).

— Что сделал
щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

— Что случилось с
хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).

2)Поисковая
деятельность в микрогруппах. (Слайд 14)

Работа
организуется по уровням.

Группа »
Красные» — учащиеся с высоким уровнем обучаемости.

1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой
изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке
отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз
(щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит
небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его
глазах растерянность и изумление.)

Проверка работы —
хорошая зарисовка у вас получилась.

Группа
«Синие» — учащиеся со средним уровнем обучаемости.

2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему,
кто? Придумайте вопросы к тексту.

Проверка работы.

Группа »
Зелёные» — учащиеся с низким уровнем обучаемости.

3 гр. Расшифруйте названия животных, которые
встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота»

щекон

баобчак

муйвера

щеякар

(щенок)

(бабочка)

(муравей)

(ящерка)

Проверка
работы.

XI.
Физкультминутка (Слайд 15)

Мы шагаем, мы
шагаем,

Руки выше
поднимаем

(Ходьба на
месте с подниманием рук)

Вдруг мы видим:

У куста выпал
птенчик из гнезда.

Тихо птенчика
берём

И назад в гнездо
кладём.

(Наклоны
вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки)

3)Повторное
чтение рассказа и его анализ
.
Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово
ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Щенок охотился первый
раз и не все сделал правильно)

— Прочитайте ту
часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите , что он сделал
верно и что неправильно. (выборочное чтение)

— Какие действия
были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко
прыгнул)

— Какое действие
было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

— Чего же не
хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, он не знал,
что у нее отделяется хвост)

— Какой эпизод
рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? (Он удивлён,
растерян). А ящерицу? (сердитая)

— И в жизни
животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает
избегать многих ошибок, неправильных решений.

— Кто из героев
вам больше всего понравился? Почему?

4) Подготовка к
пересказу. Самостоятельное чтение.

5) Пересказ
текста по опорным словам (Слайд 16)

Опорные
слова: 
сидела на камне,
подкрался щенок, ухватился за хвост, ящерка извернулась, оставила хвост в
зубах, щенок фыркнул, сидит под камнем, новый хвост.

6) Работа по
иллюстрации (с.99)

— Посмотрите,
какие иллюстрации нарисовал художник на с. 99. Обсудите с соседом по парте
увиденное (работа в паре)

— Как вы думаете,
почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? (Наверное, о
них писал Бианки)

— Кого из этих
птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели
в окружающем мире?

— Каких ещё
представителей животного мира вы можете назвать?

X. РЕФЛЕКСИЯ
(Слайд 17)

1) — Я для себя
сделал открытие:

— Меня удивило:

— Оказывается,
что:

2)- Оцените
свою работу на уроке (смайлики)

XI. Итог урока

— С творчеством
какого писателя познакомились?

— Над каким
произведением работали?

— Чему учились,
работая над этим произведением?

XII. Рекомендации
для занятий дома

1. Придумать
загадки о тех, кто живет в лесу.

2. Нарисовать
рисунок к произведению В.В. Бианки.

Я приготовила для
вас выставку. Прочтите рассказ «Чей нос лучше» и
подумайте, нужен ли мухолову нос пеликана, а дятлу — нос, как у клеста.

«Кто чем
поет?» говорится о том, «чем и как поют безголосые». Ведь
«петь всем хочется. Только не у каждого голос есть». Чем поет
лягушка-квакушка, чем трещит аист, чем жужжит шмель? И как это «на
воде» играет птица выпь? Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете.

Книги Бианки
учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать
маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых. (Слайды 18, 19)

Любой человек вне зависимости от своей профессии, будь он пожарник, врач или кто-либо другой, не всегда задумывается над тем, что его обычная работа может оставить в чьей-то жизни большой след и добрую память.

Я с малых лет увлекаюсь фотографией и сразу после армии, недолго думая, взял в руки фотоаппарат. В итоге более 35 лет плодотворной деятельности, куча снимков и тысячи людских образов. За долгие годы фотография стала для меня работой, когда как для многих людей сделанный мной небольшой снимок, становился чем-то знаменательным и порой светлой памятью об ушедшем в мир иной близком человеке.

Осенью 2006 года после возвращения из Германии, я поехал в Беной навестить своего родственника, а он охотник с большим стажем. В то лето в их село стала наведываться одна волчица и нападать на домашний скот. Мой родственник со своим другом вынужден был отыскать волчицу и застрелить ее. Но когда они обнаружили маленьких волчат, то не смогли их оставить на верную гибель и забрали с собой домой. Узнав про это, я не смог удержаться от возможности увидеть волчат. И мы с родственником и моим сыном пошли к соседу Амхаду Байсултанову, у которого дома находились волчата.

Амхад оказался мужчиной большого роста и такой же большой, доброй души. Удивительно было даже слышать такой приятный, мягкий голос у человека с таким ростом. Амхад с большим удовольствием показал волчат и рассказал почему они вынуждены были пойти на убийство волчицы. Услышав голоса не знакомых людей, вышла из дома пожилая мама Амхада Саи, по морщинистому лицу которой можно было сказать, что на своем жизненном пути она повидала немало трудностей и горя.

Я всегда стараюсь запечатлеть на фотографии красивого ребенка или же образ пожилого человека. Не удержался и на этот раз. Уж больно запоминающимися были испытанные временем черты лица бабушки Саи. Я заботливо усадил ее на кресло и начал свою работу, а Саи как профессиональная фотомодель послушно позировала мне, выполняя мои просьбы куда смотреть и как держать костыль. В этот момент, выполняя свою работу, я даже и не предполагал, что этот обычный фотоснимок принесет столько светлых и ярких эмоций для этой семьи.

a2cf71ed9dd9c42a6e6f45b753da3c8b

Приехав из Беноя в Грозный, фотоснимок бабушки Саи я отдал главному редактору литературно-художественного женского журнала «Нана» Луле Жумалаевой (Дала геч дойла цунна), которой он очень понравился, и фотография пожилой жительницы Беноя появилась на внешней обложке журнала. А уже дальше совершенно неожиданно для меня эта фотография начала свой большой путь. В скором времени я увидел свой снимок на большом баннере в Гудермесе по случаю Дня Матери. Честно говоря, я был очень недоволен тем, что мой труд использовали без моего ведома и думал как мне поступать дальше. Разумеется, портрет на баннере увидели и многочисленные родственники бабушки, которые стали фотографироваться на фоне ее фотоснимка и звонить об этом Амхаду, который не ожидал такой известности своей престарелой матери.

Для Амхада и его родственников, живущих обычной жизнью сельских тружеников, публикация Саи в журнале, а затем и на баннерах в разных частях города, оказалось большим радостным событием. Мой родственник позвонил мне и сказал, что Амхад очень благодарил меня за фото его матери и очень хочет увидеть меня и лично поблагодарить, когда я приеду снова в гости.

Я не особо придал значения тому, что сказал мне родственник, так как и не предполагал, что обычное фото может доставить столько радости для целой семьи.

Я очередной раз съездил в Беной к родственникам. Амхад как и обещал, пришел меня увидеть.

— Мы простые и малоизвестные люди в республике – сказал мне Амхад, – а ты прославил нашу маму на всю республику. Ты не можешь себе представить сколько радости ты принес моей матери, мне и многим нашим родственникам, некоторые из которых даже не верят до сих пор, что все это сделано бесплатно, без единой копейки. Спасибо тебе большое за это. Ты очень нужный человек для нашего народа – благодарил меня Амхад.

Он вручил мне пакет с вялеными домашними колбасами и мясом медведя, которое он долго держал специально для меня в морозильнике холодильника.

Я был рад такому необычному презенту и даже немного смущен от слов Амхада.

С тех пор прошло несколько лет. За это время Саи слегла в постель и после двух лет продолжительной болезни тихо ушла в мир иной. С болью в сердце провожал Амхад в последний путь самого близкого и дорогого человека.

Прошли годы. Амхад много раз приглашал меня к себе и обещал свозить по интересным местам в горах. И такая возможность мне представилась этим летом. Амхад приехал на своей новенькой «Ниве», подаренной ему его племянниками, которые посчитали, что их дядя по горным дорогам должен ездить только на надежной машине. Такие крутые и опасные горные дороги моя машина не преодолела бы.

Интересно было наблюдать за Амхадом. С его ростом ему не совсем удобно было садиться в машину. Сиденье водителя было отодвинуто назад и пассажиру с таким упитанным телосложением как я не было места. Руль в руках Амхада казалась рулью игрушечной машинки и легко помещалась у него в одной руке, поэтому он редко когда брался за нее обеими руками. Ну а его большие сильные руки можно было бы с легкостью использовать вместо весел для лодки. Казалось, что у такого сильного в прямом смысле этого слова человека, ничего не сможет пробить слезу, будто его сердце спрятано под тяжелым панцирем большого тела. Но была одна тема для разговора, одно имя при упоминании которого этот большой человек не скрывал свою большую слабость. Не важно сколько нам лет, какого мы роста и телосложения, сколько в нас силы и на что мы способны, но лишь пока жива мать, мы можем ощущать себя детьми. По-настоящему детство заканчивается не тогда, когда мы взрослеем, а когда умирают наши мамы. Вот и Амхад не сдерживал своих слез и рассказывал, что ни разу никогда не уезжал далеко от матери, ни разу не расстроил её ни словом, ни поступком, но одна слабость до сих пор коробит его сердце.  

— Охота всегда была частью моей жизни. Я очень сильно люблю горы и имел привычку долгое время проводить далеко от дома, в горах на охоте. На тот момент я не знал, как сильно она переживает за меня. И узнав об этом, я искренне просил у нее прощения. Нана простила меня, а вот сам не могу простить себя – сказал Амхад, а по его лицу скатились капли слез.

Он снова начал благодарить меня за тот фотоснимок, на что я пообещал, что обязательно в скором времени напечатаю большой портрет его матери и подарю ему.

Амхад посмотрел на меня и сказал:

— Я не нажил больших богатств, но ни в деньгах и ни в чем не нуждаюсь. Но от такого подарка отказаться не могу и буду считать себя самым богатым на земле человеком, потому что портрет мамы будет моей самой большой ценностью.

Мы молча ехали. Меня переполняло какое-то особенное чувство тепла и необъяснимой боли. Среди этих вековых чеченских исполин, рядом со мной плакал зрелый человек, вспоминая свою мать, ушедшую в праведный мир. Как же велика ты сила любви к матери. Именно любовь к матери и к Родине является самой чистой, искренней, жертвенной и всепоглощающей. Спустя годы, когда моя мать слегла в постель, я смог ощутить это болезненное чувство утраты, внутренней опустошенности и безграничной боли. Слава Аллаху, что я смог посвятить все свое время уходу за больной мамой и сделал все что мог, чтобы она в полной мере ощутила мою заботу и любовь, однако как мизерно это все было по сравнению с тем, чем одарила она меня на протяжении всей жизни…Пусть Аллах обрадует ее Раем. Имя мамы всегда в моих молитвах, а ее светлый образ я ношу в своей памяти будто талисман…

Я поздравляю всех с Днем Матери. Пожалуй, это единственный праздник, к которому имеют отношение все люди на земле, ведь каждого из нас привела в этот мир женщина-мать, чье имя свято и чисто на века!

Муса Садулаев

Искусство

Как соцреалисты связаны с передвижниками? При чем тут классические религиозные сюжеты Преображения и Вознесения? Откуда на соцреалистических картинах cлепые пятна? В новом выпуске искусствоведческого цикла учимся отличать соцреализм в живописи

Автор Галина Ельшевская

Социалистический реализм в качестве обязательного к применению метода и одновременно стиля существовал в уставах советских творческих союзов почти 60 лет, не имея при этом четких понятийных очертаний: соцреалисти­ческое искусство было просто искусством, поощряемым и насаждаемым властью. Но с течением лет у власти не только менялись вкусы (пусть не ра­ди­кально), но и сама воля надзирать и указывать то крепла, то ослабевала. Поэтому мы будем в основном рассматривать стиль в его наиболее активные годы (1930–50-е) и только в живописи, где он проявился особенно наглядно. 

аудио

Бывает ли соцреализм с человеческим лицом?

«Зачем я это увидел?» на выставке Юрия Пименова в Третьяковке

1. Однозначность интерпретации

Программа соцреализма, первоначально сформулированная в уставе Союза писателей (народность, идейность и требование изображать конкретную действительность в ее революционном развитии), выглядела умозрительно и применительно к литературе, а при переносе ее на изобразительные искус­ства и вовсе превращалась в бессмысленный набор слов. А вот не проговорен­ное в правилах требование понятности являлось реальным критерием оценки. Зритель, не искушенный в искусстве, не должен был испытывать недоумения по поводу изображенного сюжета. В известном смысле такой зритель смоде­лирован по образцу героя рассказа Джека Лондона «Тропою ложных солнц», индейца Ситки Чарли, которому не нравится картина, где врач сидит у постели больной девочки, потому что из картины не следует, выздоровеет девочка или умрет. И художники-рассказчики пытаются сделать финал очевидным. Так, в историко-революционных картинах (очень поощряемый жанр) Бориса Иогансона распределение света и тени в противостоянии сил не оставляет сомнений в конечной победе мужественных героев.

Однозначное противопоставление «положительного» и «отрицательного», как и в целом традиция изобразительного повествования, легко переводимого на язык литературы, идет от передвижников — генетическую связь с ними соцреализм всячески подчеркивал. Однако на самом деле развернутые сюжеты в золотую пору соцреалистической живописи — 1930–50-е годы — достаточно редки. Рассказы, продленные во времени и обещающие разрешение конфликта, характерны скорее для поздних, послевоенных вариантов стиля, когда идеоло­гический напор ослабевает и дидактика перемещается в бытовую зону. В кар­тине Решетникова «Опять двойка» (1952) изобилующий подробностями рассказ (забавная деталь: на стене комнаты висит репродукция картины того же автора «Прибыл на каникулы») иллюстрирует нехитрую житейскую максиму: следует быть прилежным и хорошо учиться. 

1 / 6

Борис Иогансон. На старом уральском заводе
1937 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

2 / 6

Борис Иогансон. Допрос коммунистов
1933 год
© Борис Иогансон / Государственная Третьяковская галерея

3 / 6

Ефим Чепцов. Среди родных
1945 год
Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

4 / 6

Федор Решетников. Опять двойка
1952 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

5 / 6

Александр Лактионов. После операции
1965 год
© Александр Лактионов / Курская государственная картинная галерея им. А. А. Дейнеки

6 / 6

Александр Лактионов. В новую квартиру
1952 год
© Александр Лактионов / Донецкий областной художественный музей / Diomedia

10 признаков того, что перед вами картина передвижников

Охотники, кабаки, униженные и оскорбленные, а также другие «бедные люди»

2. Апофеозы и экстазы

Жанр торжественных шествий и выходов вождей к народу, по сути, появляется одновременно с соцреалистической доктриной и достигает пика во второй половине 1930-х годов. Притом что официальное определение стиля — «исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» — представляет собой пустую формулу, именно этот жанр ей соответствует, но соответствует парадоксально: революционное развитие случилось — и уже обрело итог, чаемое будущее стало настоящим, истории больше некуда двигаться. Мы присутствуем при апофеозе сбывшейся утопии, и характерно, что картины эти — большого размера (в частности, панно для Всемирной выставки в Париже). Надвигающиеся на зрителя толпы обитателей «советского рая» побуждают вспомнить внутренний монолог героя Юрия Домбровского («Хранитель древностей»), который в ответ на требование понимать, «какое время наступает», сокрушенно думает — «и зачем ему надо наступать именно на меня?».

Рядом с такими репрезентативно-фронтальными шествиями существуют канонические иконографии единения народа с вождями. Вожди могут войти в толпу, а могут выступать с трибуны — в обоих случаях толпа будет охвачена экстазом. В основе этого композиционного извода — традиционные схемы «чудесного явления», «преображения» или «вознесения», но здесь экзальтация религиозного толка претендует на то, чтобы одновременно быть своего рода протоколом действительных событий. При этом конкретная персонификация власти (Ленин, Сталин или Хрущев) не меняет вида целого — разве что со сменой политического курса фигуры способны галлюцинаторно возникать или исчезать: так, Сталин, присутствующий за спиной Ленина в картине Серова «Ленин на съезде ВКПб» 1947 года, в более поздней версии (после XX съезда) превратился в слепое пятно. «Исчезновения» конкретных людей не только влияли подчас на судьбу произведения (один из вариантов картины Дейнеки «Стахановцы» был изъят из обращения, поскольку в толпе был изображен уже арестованный к тому моменту Николай Вавилов), но и ставили под сомнение сам «протокол» события: Ефанову пришлось не только переписывать «Незабываемую встречу», но и снабжать ее длинным названием, потому что первоначально он изображал встречу Сталина с руководителями тяжелой промышленности, а вовсе не с их женами. За время работы над картиной эти чиновники успели попасть во «враги народа».

1 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы
1937 год
© Александр Дейнека / Тверская областная картинная галерея

2 / 8

Александр Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути
1938 год
© Александр Дейнека / Музей современной истории России

3 / 8

Александр Дейнека. Герои первой пятилетки
1936 год
Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан

4 / 8

Василий Ефанов и бригада художников. Знатные люди Страны Советов
1939 год
© Государственный Русский музей

5 / 8

Василий Сварог. И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького
1939 год
Государственная Третьяковская галерея

6 / 8

Владимир Серов. В. И. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м Съезде Советов
1947 год
© Владимир Серов / Universal Images Group / Sovfoto / Diomedia

7 / 8

Василий Ефанов. Незабываемая встреча (Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности в Кремле)
1938 год
© Василий Ефанов / Государственная Третьяковская галерея

8 / 8

Ахмед Китаев. Хрущев среди рабочих-строителей
1961 год
© Ахмед Китаев / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3. Раздольное и изобильное

Соцреалистическая живопись в массе своей предпочитает горизонтальные форматы. Вертикаль и диагональ активны и сами в себе содержат вектор движения, горизонталь же статична и репрезентирует устойчивый порядок. Любопытно, что манифестация устойчивости возникает во всех жанрах соцреалистической живописи, несмотря на слова о «революционном развитии» в официальном определении стиля. Панорамные ландшафты демонстрируют раздолье, не только русское: это могут быть панорамы кавказских гор или среднеазиатских хлопковых полей, это может быть столица — с видом кремлевских башен или высоток. Популярны индустриальные пейзажи: изображения больших строек или рабочих цехов, в которых подчеркивается масштаб, созидательное величие. Изобильные натюрморты демонстрируют достаток, отсылают к классическим постановкам, а то и тяготеют к эпичности; тела изображенных людей начиная с 1930-х годов грузнеют, даже если это тела спортсменов, которым вроде бы противопоказан лишний вес. «Большая фигура» — мотив, особенно ярко явленный у Александра Самохвалова, чьи «Метростроевки» напоминают языческих богинь. Такое стремление к мону­ментальной солидности являет себя и в самой живописной ткани.

1 / 11

Александр Дейнека. Москва
1952 год
© Александр Дейнека / Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова

2 / 11

Виктор Каррус. Хлеб государству
1953 год
© Виктор Каррус / Kumu Kunstimuuseum

3 / 11

Федор Шурпин. Утро нашей Родины
1946–1948 годы
© Федор Шурпин / Государственная Третьяковская галерея

4 / 11

Александр Самохвалов. С. М. Киров принимает парад физкультурников
1935 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

5 / 11

Александр Самохвалов. Метростроевка со сверлом
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

6 / 11

Мартирос Сарьян. Колхоз села Кариндж в горах Туманяна
1952 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении) / РИА «Новости»

7 / 11

Мартирос Сарьян. Арарат весной
1945 год
© Мартирос Сарьян / Հայաստանի Ազգային Պատկերասրահ (Национальная картинная галерея Армении)

8 / 11

Семен Павлов. Горячепрокатный цех гвоздильного завода
1937 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

9 / 11

Петр Кончаловский. Алексей Николаевич Толстой в гостях у художника
1941 год
© Петр Кончаловский / Государственный Русский музей / РИА «Новости»

10 / 11

Илья Машков. Колхозница с тыквами
1930 год
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова

11 / 11

Александр Куприн. Завод «Серп и молот» в Москве, мартеновский цех
1931 год
© Александр Куприн / Собрание Т. С. Анисимовой-Куприной

4. Цвет и фактура: материальная тяжесть

В создании соцреалистической живописи задействованы художники разных поколений — включая и тех, кто сформировался до государственного диктата, — но теперь и им предписаны жесткие правила игры. Интересно, что органичнее прочих в заданных условиях чувствуют себя бывшие «бубновые валеты»  «Бубновый валет» — одно из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. «Бубнововалетцы» выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Общество существовало с 1911 по 1917 год. В числе главных представителей — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова. — их прежняя, не раз декларируемая сосредоточенность на мате­риальном — тяжесть и плотность красочного слоя, активность фактуры — теперь оказалась кстати, оставалось лишь чуть сдвинуть цвет, ранее сопоставленный условными зонами, в сторону колористической натурности. 

Соцреализм, как уже говорилось, поощряет изобильность, богатство — в числе прочего богатство фактур. Это касается и фактур изображенных — тяжелых тканей, антикварных предметов (особенно в портретах), — и фактуры самой живописи, в которой следы длительной работы (того, что Мандельштам называл «блудом труда») должны быть видимы. Техника красочной кладки основывается на примерах из второй половины XIX века: открытость мазка, но не чрезмерная, не доходящая до пастозности (впрочем, у Александра Герасимова, «главного соцреалиста», такая открытость в сочетании с жирным блеском масла бывала на грани фола — но лишь в камерных жанрах, например в банных «ню», где мазки на телах натурщиц выглядят как непристойные струпья). А в колорите предполагалось странное соединение пестроты с зем­листостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а земли­стость — демонстрировать «скромность» автора, его отказ от, как это тогда именовалось, «выпячивания приема». Поскольку соцреализм ориентировался на изобразительное правдоподобие, выступая против каких бы то ни было манифестаций художественного языка, практически все за пределами простой светотеневой моделировки считалось таким «выпячиванием» и осуждалось как грех формализма.

1 / 5

Илья Машков. Портрет З. Д. Р. (Дама в синем)
1927 год
Государственный Русский музей

2 / 5

Александр Герасимов. Автопортрет с семьей
1934 год
© Александр Герасимов / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

3 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
1938–1956 годы
© Александр Герасимов / Музей-усадьба Герасимова, Мичуринск

4 / 5

Александр Герасимов. Этюд к картине «Деревенская баня»
До 1940 года
© Александр Герасимов / Томская областная картинная галерея

5 / 5

Аркадий Пластов. Ужин трактористов
1951 год
© Аркадий Пластов / Государственная Третьяковская галерея

5. Портреты героев времени

По отношению к портретному жанру официальное советское искусство следует просветительскому маршруту, заданному в России издавна: можно вспом­нить и некоторые классицистические портреты (например, Левицкого), персонажи которых заслуживают запечатления своими благими деяниями, тут же в портретах и поименованными, и стремление Павла Михайловича Третьякова составить галерею портретов «лучших людей» страны. Наиболее полно просветительская тенденция воплощена в серии портретов Нестерова, где деятели науки и культуры предстают, как правило, в обстановке своей работы, как бы объясняющей и легитимирующей выбор художника. С другой стороны, соцреалистическое представление о правильном герое связано с «людьми труда» — рабочими и колхозниками, часто безымян­ными, — и это повод для расцвета портретов-типов, чья выразительность сродни плакатной. Именно этот портретный поджанр переживет золотые годы социалистического реализма, впоследствии выродившись в рутинную продукцию художественных комбинатов. 

1 / 8

Михаил Нестеров. Портрет хирурга Сергея Сергеевича Юдина
1935 год
© Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

2 / 8

Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной
1940 год
Государственная Третьяковская галерея

3 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Крановщица
1955 год
© Павел Григорьев-Савушкин / Чувашский государственный художественный музей

4 / 8

Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской
1939 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

5 / 8

Юрий Непринцев. Метростроевцы-проходчики
1959 год
© Юрий Непринцев / РИА «Новости»

6 / 8

Вячеслав Варнашов. Крановщик Кузьмин
1985 год
© Вячеслав Варнашов

7 / 8

Павел Григорьев-Савушкин. Няня детского сада. Нина
1964 год
© Павел Григорьев-Савушкин

8 / 8

Александр Лактионов. Обеспеченная старость
1956–1960 годы
© Александр Лактионов / Київська національна картинна галерея

6. Тема труда («пускай работает рабочий и не рабочий, если хочет»)

«Трудовой жанр» — рядом с традиционным бытовым жанром — нельзя считать чисто соцреалистическим и даже чисто советским изобретением: тема суще­ствовала и раньше. Однако в эпоху торжествующего соцреализма она вышла на главенствующие позиции. Практика творческих командировок художников на великие стройки, заводы-гиганты и в процветающие колхозы давала плоды: результаты их впечатлений, конечно, соответствовали офици­альному канону не всегда, но достаточно часто. В основном своем векторе трудовые жанры прошли путь от упоения техникой в творчестве живописцев из групп ОСТ  ОСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. и «Круг художников»  «Круг художников» — объединение ленинградских художников, основанное в 1926 году студентами ВХУТЕИНа. до смещения акцента на образы тех, кто техникой управ­ляет, — и эти условно портретные изображения чем дальше, тем больше тяготели к плакатному строю. 

Плакатность свойственна и художникам так называемого «сурового стиля» — Павлу Никонову, Таиру Салахову, Николаю Андронову, — выступившим своего рода шеренгой на волне хрущевской оттепели (потом каждый из них пойдет уже своим путем). Приверженцев этой поэтики было больше, чем принято считать (обычно упоминается пять-шесть авторов и работы только начала 1960-х годов), и на первый взгляд герои их картин, выстраивающиеся у «линии рампы» — плотогоны, ремонтники и полярники, — мало чем отличаются от героев прежнего времени. Разве что, собственно, «суровостью» — отсут­ствием оптимизма, но это отсутствие важно. 

1 / 9

Юрий Пименов. Даешь тяжелую индустрию!
1927 год
© Юрий Пименов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 9

Александр Дейнека. На просторах подмосковных строек
1949 год
© Александр Дейнека / Государственная Третьяковская галерея

3 / 9

Виктор Попков. Строители Братской ГЭС
1960 год
© Виктор Попков / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 9

Рудольф Баранов. С высоты портового крана
1974 год
© Рудольф Баранов

5 / 9

Александр Самохвалов. Метростроевка с отбойным молотком
1937 год
© Александр Самохвалов / Государственный Русский музей

6 / 9

Михаил Костин. На Сталинском заводе
1949 год
© Михаил Костин / Springville Museum of Art

7 / 9

Георгий Сатель. На строительстве гостиницы «Украина»
1949 год
© Георгий Сатель / Череповецкое музейное объединение

8 / 9

Исаак Бродский. Ударник Днепростроя
1932 год
Музей-квартира И. И. Бродского

9 / 9

Игорь Симонов. Котлован
1969 год
© Игорь Симонов 

7. Оптимизм: праздники и другие радостные события

Неизменный оптимизм косвенно заложен в самом определении стиля: действительность в ее революционном развитии обещает исполнение чаяний и всеобщее счастье. Поскольку чаемое светлое будущее уже как бы присут­ствует в настоящем, мажорность строя и прославительные интонации обяза­тельны и по отношению к лучезарному сегодня. По картинным пространствам широко раскидываются колхозные праздники, улыбающиеся люди шествуют в демонстрациях и на парадах, поют и пляшут колхозники, радуются старики и молодожены, школьники, которых принимают в пионеры, семьи за обеден­ным столом и маленькие дети у новогодней елки. В послевоенные годы в кар­тинах этого рода усиливаются сентименталистские интонации: массовое уступает место интимному, домашним сценам, лишенным идеологического наполнения. Бытовая лирика, которая прежде прозябала на вторых ролях, стремится в мейнстрим. 

1 / 6

Сергей Герасимов. Колхозный праздник
1937 год
© Сергей Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / Getty Images

2 / 6

Аркадий Пластов. Колхозный праздник
1937 год
© Аркадий Пластов / Государственный Русский музей / Diomedia

3 / 6

Александр Лактионов. Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у танкистов
1931 год
© Александр Лактионов / Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

4 / 6

Михаил Ряснянский. Комсомольская свадьба
1970 год
© Михаил Ряснянский

5 / 6

Юрий Пименов. Новый год
1949 год
© Юрий Пименов / Белгородский художественный музей

6 / 6

Юрий Кугач. В праздник
1949 год
© Юрий Кугач / Государственный Русский музей

8. Лирические мотивы

Было бы неправильно утверждать, что все искусство соцреализма охвачено идеологической патетикой и апологией коллективности — в нем было оставлено место для частной жизни: для камерных пейзажных этюдов, для цветочных натюрмортов и дачных террас. Для таких сюжетов годилась традиция живописи мастеров из Союза русских художников и в целом левитано-саврасовская линия. Годился и бескрасочный «дождливый» импрес­сионизм: мотив дождя сам по себе указывал на атмосферу человеч­ности, душевной теплоты, что проявилось не только в жанровых полотнах Юрия Пименова, но и, например, в большой картине Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле», получившей народное название «Два вождя после дождя». 

Лирически окрашенные рассказы про людей получают распространение после войны: «Письмо с фронта» Лактионова — едва ли не самое раннее свидетельство меняющейся оптики. Часто героями подобных картин были дети. Временами в ходе различных идеологических кампаний пристрастие к живописанию сугубо бытовых сцен клеймилось как безыдейное «мелко­темье», однако новый соцреалистический сентиментализм становился все более заметен, и, например, в 1949 году Федор Решетников был удостоен Сталинской премии именно за картину «Прибыл на каникулы» (правда, совместно с полотном «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»).

1 / 7

Александр Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле
1938 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея

2 / 7

Александр Герасимов. После дождя (Мокрая терраса)
1935 год
© Александр Герасимов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

3 / 7

Александр Лактионов. Письмо с фронта
1947 год
© Александр Лактионов / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

4 / 7

Людмила Скубко-Карпас. Интересная передача
1952 год
© Людмила Скубко-Карпас

5 / 7

Евгений Кацман. Умелые руки
1953 год
© Евгений Кацман / Нацыянальны мастацкі музей Рэспублікі Беларусь

6 / 7

Федор Решетников. Прибыл на каникулы
1948 год
© Федор Решетников / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

7 / 7

Татьяна Яблонская. Утро
1954 год
© Татьяна Яблонская / Государственная Третьяковская галерея / РИА «Новости»

9. Отдельные недостатки, или Враг не дремлет

Общая сосредоточенность художников на положительных аспектах современной им жизни все же не исключает того, что изредка в фокус попадают и иные ее стороны: поиски шпионов и врагов народа, суды, задержания. Немногочисленные картины подобной тематики не строго укладываются — а порой и вовсе не укладываются — в ячейку соцреализма, ведь в стиле содержится некоторое требование возвышенного, а в данном случае этот вектор объективно оказывается смещен. Независимо от того, что хочет выразить автор, изображение отрицательного в соцреалистической эстетике не предусмотрено — предел возможного здесь негатива находится примерно на уровне огорчительной двойки, полученной учеником. Поэтому сами сюжеты провоцируют то на экспрессивную трактовку, то на примити­вистскую, в них обнаруживаются возможности для выходов в гротеск, в карикатуру и в иные варианты художественных преувеличений. При этом характерно, что, например, Сергей Светлов, живописавший «Задержание английского шпиона», — ученик авангардиста Георгия Якулова, вместе с учителем оформивший спектакль «Царь Эдип». Так что нередко подобного рода картины представляют еще и отчетливый антропологический интерес. 

1 / 4

Николай Шнейдер. Суд над прогульщиком
1931 год
Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

2 / 4

Сергей Светлов. Задержание английского шпиона
1939 год
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

3 / 4

Соломон Никритин. Суд народа
1934 год
© Соломон Никритин / Государственная Третьяковская галерея / Diomedia

4 / 4

Александр Козлов. Суд
1926–1927 годы
Государственный Русский музей

P. S. Вокруг соцреализма 

Существует устное ироническое определение соцреализма: это искусство, прославляющее начальство в доступных начальству формах. При несоблю­дении последнего условия реакция адресата непредсказуема — или же, напротив, слишком предсказуема.

В пору расцвета соцреалистической живописи — условно говоря, в сталинский период — многие художники оказались вытеснены из процесса (в лучшем случае — просто вытеснены, лишены возможности выставляться). У большинства обреченных на «подшкафное» существование не было полити­ческих разногласий с властью, однако были неотрефлексированные эстетиче­ские. Изображения вождей, парадов или строек сами по себе не гарантировали признания; они могли быть отвергнуты за то, что формальная трактовка не соответствовала диктуемому канону. Соцреализм был директивным стилем: в сущности, его жесткие постулаты вполне укладывались в лагерную формулу: «Шаг вправо, шаг влево — равняется побег». 

1 / 5

Георгий Рублев. Сталин, читающий газету
1935 год
© Георгий Рублев / Государственная Третьяковская галерея

2 / 5

Константин Вялов. И. Сталин и К. Ворошилов на крейсере «Червона Украина»
1933 год
© Константин Вялов / Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

3 / 5

Петр Строев. В свиноводческом колхозе
1932 год
Wikimedia Commons

4 / 5

Роман Семашкевич. Энтузиастки
1931 год
Издательство «Галарт»/span>

5 / 5

Николай Евграфов. Демонстрация
1936 год
Sotheby’s

11 признаков того, что перед вами картина маньеристов

17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина

12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина

18 признаков того, что перед вами романтическая картина

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

У нас, как и во всех цивилизованных странах, любят добивать, вытирать ноги о лежачих. Кто только ни изгалялся, пиная Рашкина за убийство лося.

Красиво отметился извечный «друг» КПРФ — В. Жириновский, подчеркнув, что он не только лося, но даже ворону не смог бы обидеть. Блеснул негодованием С. Миронов. Не забыл старые обиды левый демократ Н. Платошкин, не скупясь на крепкие эпитеты. Что до прессы, то здесь лови момент — сенсация: не каждый день левые, да еще коммунисты ЦК, так круто подставляются. В политике конкуренты как скорпионы в банке.

Что до самой Компартии, то ее весьма удачное голосование, видимо, не на шутку испугало лидеров ведущих партий. Сегодня за нее проголосовали почти 20% граждан… если вовремя не остановить — завтра будет уже 30, а послезавтра…

Поэтому, очень может быть, что на лидеров КПРФ, конкурентов, депутатов парламента есть указание «не спускать с глаз… блюсти закон», что, впрочем, для «цивилизованных» стран обычная практика — сбор компромата на политических противников. А тут такой случай подвернулся, благо нужные люди оказались начеку.

Что до самой охоты, то это одно из любимейших занятий политических и бизнес-элит. И в кого только там они ни стреляли: и в медведей, и в антилоп, волков, кабанов, лосей… может, разве что тиграм и слонам больше повезло, ведь их днем с огнем не найдешь.

Похоже, постреливать, невзирая на запреты, приходилось многим, и как бы сходило с рук. Но только не в нашем случае. Похоже, В. Рашкин обратился к своим старым коллегам по работе, с кем не один «фунт изюма» съели: организуйте рыбалку, охоту, хотелось бы отдохнуть. Откликнулись, даже документы обещали оформить. Наверное, напутствовали: у нас тут есть зайцы, кабаны, волки.., но вы знаете наши строгости.

И все бы хорошо, но, как всегда, нашелся, наверное, один творческий сотрудник, который решил проявить бдительность, позвонил куда следует, чтобы «охотника» на всякий случай встретили, чтоб не заплутал.

Это прелюдия истории, которая не ставит целью оправдать или обвинить депутата. От напряженных праведных трудов как не предаться активному отдыху.

.Лосю просто в тот день не повезло: попался бы под горячую руку здоровый кабан, пальнули бы в него и было бы уже не до лосей, коз или зайцев… да и всем спокойней, но, похоже, фортуна в тот день отвернулась от охотника.

Уложив с двух выстрелов лося, думать о запретах оказалось, наверное, уже поздно; потому разделали тушу, загрузились, поехали. Но тут, как на грех, гостей встретили компетентные органы и напомнили, что совершен противоправный поступок, убит зверь, охота на которого запрещена; они вынуждены, невзирая на регалии, как велит долг, дать делу ход.

Приведем заявление В. Рашкина: в видеообращении, опубликованном на своем YouTube-канале в четверг.

Рашкин рассказал, что «тогда по приглашению отправился в гости к друзьям „порыбачить, если удастся, поохотиться“». По его словам, ему сообщили, что «охота открыта, и разрешение на отстрел копытных есть». Документы обещали оформить.

«…Увидел в бинокль какого-то животного, стоявшего ко мне полубоком, посреди кочек и с опущенной в высокую траву головой. <…> Достал из машины треногу, расчехлил карабин, зарядил и всмотрелся в прицел. Из-за плохой видимости через тепловизор прицела я увидел на расстоянии около 250 метров силуэт парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана.

Я произвел два выстрела в сторону силуэта животного, и спустя некоторое время силуэт упал. После этого я оставил оружие и треногу и подошел к месту падения животного. Дойдя до места, я обнаружил, что на поляне посреди кочек и высокой сухой травы лежит тело лося», — сказал он.

Депутат отметил, что, когда вместе с другом они пытались перевезти тушу животного, машина заглохла.

«Минут через пять, когда мы сидели в заглохшей машине с включенными фарами, на поляну издалека начала быстро приближаться группа машин. <…> Из приехавших автомобилей быстро высыпала группа людей, светивших в нас фонариками, а также с видеокамерами, со светившей нам в глаза подсветкой. Они попросили нас выйти, показать, что находится в автомобиле», — добавил он.

Если кратко прокомментировать ситуацию, увидим следующее:

1) Друзья пригласили на охоту, рыбалку, сообщили, что «охота открыта и разрешение на отстрел копытных есть», обещали подготовить документы на охоту, но не сделали.

2) Особых указаний, на что можно охотиться и на что нет, по-видимому, тоже не было.

3) Среди гостеприимных хозяев нашелся ответственный работник, который уведомил органы, что на охоту выедет депутат в сопровождении и что не грех проверить, есть ли у него документы на отстрел и что они там подстроят. Это подтвердила сама полиция, заявив:

«…ночью к ним поступило сообщение о выстрелах в Лысогорском районе Саратовской области. На место выехали участковый полиции и представитель Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства, они обнаружили на месте происшествия автомобиль, за рулем которого находился мужчина 1955 года рождения (т. е. В. Рашкин)… При осмотре машины были найдены фрагменты туши лося».

Таким образом, уважаемый гость с самого начала был под контролем…

4) Удивительным образом в кромешной тьме В. Рашкина очень быстро нашли, причем его машина почему-то заглохла. «Из приехавших автомобилей быстро высыпала группа людей, светивших в нас фонариками, а также с видеокамерами» — словом, акция поймать депутата с поличным, похоже, готовилась заранее.

5) В итоге сотрудники полиции возбудили уголовное дело по статье о незаконной охоте, к которой, может быть, причастен депутат Госдумы Валерий Рашкин. Санкция по ч. 1 ст. 258 УК РФ предусматривает штраф в размере до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.

Оправдания самого В. Рашкина оказались путаными и местами противоречивыми: то он нашел тушу убитого животного и прихватил, чтобы отдать участковому, тогда зачем разделывать. В итоге признался, что лося сам застрелил, перепутав его с крупным кабаном. Вообще, следовало бы проверить, насколько может перепутать на расстоянии 250 м в видеоприцеле уставший уже не молодой человек ночью лося в густой высокой траве с крупным кабаном.

Нам, наверное, бывает трудно понять логику политических и бизнес-элит, которые погрязли в праведных трудах и полагают, что в вознаграждение им дозволено чуть-чуть да нарушить закон; и Брежнев охотился, и Ельцин, и нынешние не являются исключением.

Вряд ли депутат от Компартии был первый и единственный, кто стрелял в дикого зверя, не имея разрешения.

По нарушению закона среди чиновников, по уровню коррупции Россия стоит в середине списка коррумпированных стран. Но ситуация сложилась конкретно не в пользу Рашкина, которого не стали прикрывать. Как один из лидеров Компартии, он должен был знать, что, нарушая закон, он подставляет авторитет партии, а не только наносит удар по своей карьере.

Газеты напишут, если лидеры Компартии позволяют себе нарушать закон, о каком светлом будущем они имеют право говорить. В этой связи ущерб имиджа партии от проступка его лидера в 10 раз тяжелее, чем лично депутата. КПРФ — единственная последовательная оппозиция правящему режиму, ее авторитет имеет политический вес и ни один ее член не имеет права ее дискредитировать, тем более под предлогом «хотелось отдохнуть».

Зюганову нужно хорошо подумать, кого спасать: авторитет, имидж Компартии, единственной оппозиционной силы, или авторитет не самого дисциплинированного ее члена — и хорошо с юристами разобраться в ситуации.

Известно также, что за лидерами Компартии, да еще депутатами ведется негласное наблюдение с целью дискредитировать конкурента. И как можно бичевать пороки системы, если грешишь сам. Убивать же редких животных — это дурной пример. Но следовало бы все же дать возможность Рашкину реабилитироваться, помочь лесничеству материально приумножить популяцию лосей. Скорее всего, он не пожалеет на это больше чем 500 тыс. рублей.

Можно догадываться, какие строгие решения примет Дума против Рашкина, но скорее всего, воспользуется возможностью наказать его максимально строго, тем более имея большинство.

Но «единоросы» должны понимать, что прецедент отрешения от статуса депутата за проступок типа нарушения запретов по охоте будет распространяться на представителя любой партии, включая ЕР, поэтому для предупреждения подобных событий не пора ли принять кодекс чести депутата Думы, доказанное нарушение которого должно стать основанием для его отзыва. В этот кодекс должны войти и положения нравственного плана, не допускающие случаи педофилии, однополых интимных связей, счетов близких родственников за границей, содействие бизнесу родственников и друзей и т. п. Депутат должен быть нравственным идеалом россиянина.

Чем могла бы ответить Компартия на проступки своего члена:

1) Принять первой кодекс чести депутата Госдумы от КПРФ и члена Компартии. Нарушители кодекса должны исключаться из ее рядов. Это позволит повысить дисциплину, уважение и доверие народа к партии.

2) Случай с Рашкиным сложный, т. к. исключение его из депутатов ослабляет депутатскую фракцию КПРФ, что нежелательно с политической точки зрения. С другой стороны, коммунист, который совершил противоправный поступок, скорее всего, должен быть наказан.

3) Политические конкуренты постараются максимально выжать из ситуации с Рашкиным, но не следует путать браконьерство с разовым непредумышленным нарушением правил охоты. Браконьер систематически нарушает правила охоты, рыбалки с целью продажи и получения дохода, наносит огромный вред популяции.

В принципе, практика дискредитации коммунистов, как конкурентов других партий, будет действовать не один день и не один год, поэтому необходимо быть бдительными…

Читайте также: «Вырежем всех мерзавцев, которых вы финансировали» — Лукашенко очень жёстко поговорил с Би-Би-Си (ВИДЕО)

Василий Титов, специально для «Русской Весны»

  • Рассказ в дороге зайцев
  • Рассказ былины про героя чувашского народа улыпа
  • Рассказ в доме отдыха
  • Рассказ бунина с женским именем 3 буквы
  • Рассказ бунина из сан франциско 8 букв