Рассказ бурмистр тургенев читать

Вводные уроки по творчеству и. с. тургенева 2 часа записки охотника задание даем заранее: прочитать заданный рассказ и проанализировать его

Вводные уроки по творчеству И. С.
Тургенева

2 часа

«Записки охотника»

Задание даем заранее:

Прочитать заданный рассказ и проанализировать его по
плану:

Каков сюжет рассказа? (если прослеживается)

Как рисует писатель русского крестьянина?

Что поразило вас в этом произведении?

Какова авторская позиция в романе?

Как отразилось творческое кредо писателя в нем?

Прочитайте еще один рассказ по выбору, мотивируйте
свой выбор, передайте впечатление.

Если класс слабый, то вопросы:

«Малиновая вода»

Как гибель крепостничества отразилась на судьбе
Степушки?

Каково отношение автора к жизни «дворянского гнезда»,
утехам бар?

Какова судьба оброчного крестьянина?

«Бурмистр»

Как срывает автор маску мнимого благородства с
помещика Пеночкина?

Почему молчит лакей во время хладнокровного
распоряжения барина?

О чем забеспокоился Пеночкин, узнав, что повару
придавило колесом живот (как это характеризует помещика)?

Что представляет собой бурмистр?

Как показывает писатель социальное расслоение
крестьянства?

Как отнесся Пеночкин к жалобе Антипа?

О чем говорит тот факт, что рассказ написан в Силезии?

На доске тема: «Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).
«Записки охотника».

Портрет писателя работы Юрия Иванова.

Портрет-картина Б. Щербакова «Тургенев».

Между портретами слова Д. Гранина из его повести
«Зубр»: «Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?»

Под ними с обеих сторон – высказывания И.С. Тургенева:

Нужно постоянное общение со средою, которую берешься
воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к
собственным ощущениям; нужна свобода, полная свобода воззрений и понятий – и,
наконец, нужна образованность, нужно знание!

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни
– есть высочайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с
его собственными симпатиями.

Ход урока

Демонстрация сборника произведений И.С. Тургенева,
изданный в 1947 году. много лет хранится эта книга. Ее купил мой прадед. Долго
она была единственной в доме, так как в разрушенном войной городе достать новую
книгу было невозможно. Вечерами мне ее читали вслух отец и мать. Тургенев тонок
как писатель, его произведения порой сложны для понимания и, тем не менее,
сразу, безоговорочно, они могут покорить сердце читателя.

Чтение сочинения.

Не смогу вспомнить, когда впервые я услышала это имя.
Запомнилось лишь, что в каком-то классе учительница зачеркнула в моей тетради
мягкий знак в фамилии писателя. Да осталось смутное представление о пяти
мальчиках, пасших лошадей на лугу. И все. И когда неделю назад мне задали на
дом читать и анализировать рассказ «Льгов» из «Записок охотника», я равнодушно
взялась за сборник, в душе негодуя на название, которое мне понравилось гораздо
меньше, чем, например, «Малиновая вода». Раскрыв «Записки…» наугад, скользнула
по строчкам глазами… И вдруг!

Включаем музыку П.И. Чайковского. Первый концерт для
фортепиано с оркестром, 2 часть.

Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и
глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается
под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных
растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на
деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…

Музыка выключается.

Да ведь это же обо мне! Ведь это я люблю долго-долго
глядеть в бездонное небо, следить, замирая, за трепетом листвы, за игрой
солнечных бликов в густой зелени!.. Вот об этом здесь есть! Вот оно,
откровение, вот то, что я чувствую, но не умею выразить словами (снова звучит
музыка Чайковского):

Окончивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит
отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. А дальше – об облаках.
Если бы знал он, как долго я могу смотреть на их причудливые очертания,
любоваться их капризной игрой; как чувствую я их невесомое прикосновение к моей
душе… Но кто же даст мне такие слова, такие образы, которые помогли бы так ярко
и точно выразить то, что я вижу и чувствую! (музыка выключается). А он смог. И
в его словах для меня – необъяснимая тайна. И я начинаю читать вслух –
удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.
(вновь – музыка).

Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо
проходят белые круглые облака – и вот вдруг все это море, этот лучезарный
воздух, заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется свежее, трепещущее
лепетанье…

Книгу я прочла единым духом, хотя и была не в
состоянии понять, как человек, живший в прошлом веке, сумел заглянуть мне в
душу, прожить моими чувствами  и верно выразить их. Мой ответ на уроке состоял,
кажется, из одних восклицательных знаков. (Музыка выключается). Каково же было
мое изумление, возмущение, когда учительница сказала, что я неглубоко поняла
суть «Записок…» и что их нужно перечитать. Я? Неглубоко? Я даже задохнулась от
обиды. Читала весь вечер, не отрываясь, и мне казалось, что мы очень хорошо
поняли друг друга: Тургенев и я… Учительница сказала мне: «Попробуй ответить на
вопрос, почему за сборник таких лирических, таких светлых, на твой взгляд,
рассказов писатель попал под надзор полиции». И я взялась перечитывать
«Записки»…

В чем же сила этих рассказов, в чем их суть?

Чтение отрывка из рассказа «Бурмистр» от слов:
«Позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлыч налил себе…  до
слов «Насчет Федора… распорядиться, — проговорил Аркадий Палыч вполголоса и с
совершенным самообладанием».

Почему лакей не сказал ни слова. Что самое страшное в
поведении помещика?

Рассмотрим картину Н.В. Неврева «Торг». Содержание ее
предельно простое: помещики ведут за столом мирную беседу. Они, как видно,
готовятся запить вином самую обычную сделку. И товар для них обычный –
крепостные крестьяне. Действие происходит в доме просвещенного помещика: на
полках и даже на полу – книги, на стене – барометр, картина, портреты Мирабо,
деятеля французской буржуазной революции, и Александра 1, монарха, известного
либеральными воззрениями на заре своего правления. Чтение книг и приверженность
к либерализму не мешают, тем не менее, этому помещику торговать людьми.

Создание рассказа-репродукции, используя вопросы: Что
происходит? Кто перед нами? Изверги, преступники или обыкновенные люди –
неглупые, образованные, хорошие хозяева и отцы семейств, почитаемые в округе?
Какие чувства мы испытываем, глядя на картину, — страх, жалость, недоумение,
протест?

Чтение отрывка из «Письма Белинского к Гоголю»:
«Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми…где…
нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже
и полицейского порядка…».

Итак, зло узаконено государственной властью торговля
людьми, измывательства над ними возведены в норму общественной жизни. Поэтому и
молчит Федор, герой рассказа Тургенева, которого через несколько минут будут
«отечески учить» на конюшне, то есть сечь кнутом до крови, опустив глаза,
крепостные, изображенные на картине, которых сейчас, как скот, поведут к
другому хозяину. О том, что разбиваются судьбы, разъединяются семьи, унижается
достоинство человека, мало кто думал из господ, считавших: крепостные не способны
ни на какие чувства (вспомним «Недоросля» Фонвизина).

Так в чем же сила Тургенева как писателя? В поисках
ответа не будем забывать, что автор «Записок…» — дворянин, помещик, семья
которого владела 5000 крепостных. Отчего же писатель, выходец из среды крепостников,
обвиняет крепостничество, раскрывает великую и прекрасную душу мужика –
русского человека? Не найдем ли мы разгадку в воспоминаниях писателя? Строки
учебника (чтение): «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники,
щипки, колотушки, пощечины… Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во
мне… Я не мог дышать одним воздухом, остаться рядом с тем, что возненавидел…».
Будущий писатель дает аннибалову клятву бороться против крепостного права.

Идейный смысл произведения?

Проверка домашнего задания. Выступления учеников с
анализом прочитанных рассказов. Анализ рассказов «Хорь и Калиныч», «Два
помещика», «Контора», «Певцы», «Однодворец Овсянников», «Льгов». Зачитывают
отрывки для иллюстраций.

Лекция учителя. Слово о Тургеневе.

Можно взять книгу Л. Жуховицкого «Тургенев» (выстроить
по ней лекцию).

Итак, вы прочитали рассказы Тургенева, они составляют
первый том его произведений. Это – истоки его творчества, момент вхождения в
литературу. Когда же стал Тургенев писателем и как? Каким образом, в силу каких
причин человек становится великим?

Тургенев… Здесь случай особый. Белинский сказал:
«литературы у нас нет».

Год 1822. (включаем музыку В.А. Моцарт. Симфония № 40,
1 часть).

Пушкину 23-й год. На предшественников не похож, потому
сомнителен, да еще успел прослыть опальным. Только через напишет первые строки
«Онегина». Грибоедов – постарше. Умен, глубок, образован. В литературе
безвестен. Тютчев – моложе. Умен, глубок, образован. В литературе безвестен. А
дальше? Дальше – дети. Гоголю – 13, Белинскому – 11, Гончарову и Герцену – 10,
Лермонтову – 8, Достоевскому и Некрасову – 2 года. Через год родится
Островский, через 4 – Салтыков-Щедрин, через 6 – Толстой и Чернышевский.

Великой литературы еще нет, но есть могучие резервы.

Тургеневу повезло: он родился вовремя, русское
передовое общество созрело для рождения великой литературы. Впрочем, сам юноше
еще об этом не знает. С 15 лет он изучает гуманитарные науки: год – в Москве,
два – В Петербурге, два – в Берлине. К 23 годам – это образованнейший человек,
знающий языки, философию, русскую и европейскую литературы. Он сам пробует
перо: переводит, пишет стихи, поэмы.

Экран. Репродукция картины Б. Щербакова «Утро
туманное», звучит романс «Утро туманное» — музыка Абаза, слова Тургенева.

Какая грустная элегия! Какая тонкая ностальгия о
прошедшем. Кажется, что пишет глубокий старик. Но стихи принадлежат юноше, не
чуждающемуся развлечений, утех и изнурительной журнальной работы. Но журналист
– даже хороший – еще не писатель. Писателем Тургенев стал под 30 – с выходом в
свет рассказа «Хорь и Калиныч». Как же стал великим писателем Тургенев?

Музыка С.В. Рахманинов. 2 Концерт для фортепьяно с
оркестром, 1 часть.  Есть разгадка этой тайны.  После смерти Тургенева осталось
более 5000 писем. Вот где история прекрасной человеческой души. По письмам
видно, как он жил, с кем дружил, о чем думал, что чувствовал.

К 1846 году под влиянием учения, книг, друзей личность
на редкость цельная и глубокая, сформировалась. Великий писатель сложился.
Оставалось написать великие произведения.

Музыка включается.

Одно из них —  роман «Отцы и дети» — мы будем изучать.
Не поняв личности писателя, нельзя постичь всей глубины его творения. Читаем
высказывания Тургенева. В начале урока была сделана запись.

Домаш. Задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое
впечатление о Тургеневе»; прочитать очерк А. Кравцова «Полина Виардо»; отрывки
из семи писем Тургенева Полине Виардо.

Работа над портретами.

А теперь вглядитесь в лицо человека, с которым немного
познакомились. Перед вами  — рисунок Ю. Иванова и репродукция с картины Б.
Щербакова «Тургенев».

Какой из портретов произвел на вас большее
впечатление? Почему? Что вас привлекает во внешности писателя?  Тургенев
Щербакова – созерцательный, усталый, размягченный. Тургенев Иванова –
страдающий, сомневающийся, любящий.

Заключение. Завершая урок, хочу вам пожелать дружбы с
писателем, глубокого и непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам,
которым поклонялся Тургенев. Готовясь к следующему уроку, постарайтесь
подтвердить или опровергнуть утверждение Леонида Жуховицкого: «Тургенев был
духовным лидером времени».

   Изучение
произведений И.С. Тургенева: «Бурмистр» (Анализ  текста).

   Если вначале, в
экспозиции, мы узнали, какое мнение о Пеночкине сложилось в среде губернских
дворян, если мы узнали о безотчетной антипатии автора к молодому помещику, то в
конце рассказа мы слышим мнение о нем от человека из народа.

   Автор по-дружески,
как с равным, беседует с мужиком Анпадистом, живо интересуется его суждениями.
И мы видим, что оба они одинаково смотрят на шипиловского барина и бурмистра.
Точка зрения автора совпадает с народной.

   Глубокая ненависть
звучит в словах Анпадиста. Софрона он иначе не называет, как бестия, собака,
пес, зверь — не человек. От души жалеет Анпадист несчастных Тоболеевых. Их ждет
горькая участь: Софрон «заест человека совсем» (то есть замучает притеснениями)
«староста теперь его забьет».

   Очень важно
отметить, за что Софрон «взъелся» на Тоболеева. «На сходке с ним повздорил, с
бурмистром-то, невтерпеж, значит, пришлось…» Делаем вывод о безысходности
положения крепостного крестьянина; малейший протест, жалоба на притеснителя
только ухудшали его судьбу. Характерны глаголы, которые употребляет Анпадист,
говоря о методах притеснения, применяемых Софроном и его сыном — старостой:
заест, забьет, клевать и начал, доест.

   Анпадист раскрывает
и методы управления имением, которые способствуют обогашению  Софрона: имением
он «как своим добром владеет», «крестьяне ему кругом должны», он их «затормошил
совсем», земли, оказывается, у него очень много. Вспоминаем слова Пеночкина;
«…Земли мало! Я и так удивляюсь, как они концы с. концами сводят».

   Как относится
Анпадист к шипиловскому барину? Глубокое презрение звучит в его словах: «Да
ведь Шипиловка только что числится за тем, как бишь его, за

Пенкиныл-то: ведь не
он ей владеет: Софрон владеет». Обратим внимание учащихся на выделенные нами
слова. Анпадист с презрением говорит о Пеночкине как о пустом, ничтожном
человеке. Можно попутно заметить, что Тургенев, рисуя этого внешне
привлекательного, казалось бы мягкого и гуманного человека, наделяет его и
соответствующим именем — Аркадий (Арка-

дия — идиллическая
страна, где, по преданиям древних греков, жили на лоне чудной природы
счастливые пастушкий и пастушки) и фамилией — Пеночкин (пеночка — певчая
птичка; несколько слащавый оттенок этой фамилии придает и ласкательный суффикс
-очк-). Но Анпадист с пренебрежением переиначивает фамилию Пеночкина на
Пенкина, и смысл ее сразу меняется.

   В заключение
приводим известные слова В. И. Ленина из статьи «Памяти графа Гейдена» и
устанавливаем, почему в этой статье сопоставляется с Пеночкиным «образованный»,
«гуманный» помещик граф Гейден, которым восхищались либералы-кадеты. Слова В.И.
Ленина следует прочитать, прокомментировать и сделать вывод об обобщающем
значении образа «цивилизованного, образованного помещика», созданного
Тургеневым.

   Подводя итоги
работы, остановимся на следующем факте; переиздавая в 80-е годы «Записки
охотника», Тургенев точно указывает место и время создания рассказа —
«Зальцбрунн, в Силезии, июль 1847 г.» Почему же автор счел нужным датировать
именно этот и только этот рассказ? Сообщим ребятам о. том, что в Зальцбрунне
Тургенев жил одновременно с Белинским, что 15 июля 1847 года в Зальцбрунне
написал Белинский свое знаменитое письмо к Гоголю, где великий критик
утверждал; что основное зло русской жизни — крепостное право.

   Переиздавая
«Записки охотника» в период черной реакции 80-х годов и не имея возможности
прямо указать на имя Белинского, как на имя своего единомышленника, Тургенев
косвенным образом напомнил об этом читателям. Он напомнил им о том, что в 1847
году одновременно появились два антикрепостнических произведения: страстное
обличение рабства прозвучало

в письме к Гоголю и в
рассказе «Бурмистр». Писатель напомнил таким образом о том, что литература
всегда защищала идеи свободы, добра и справедливости.

    Что же эта деталь
— указание на место и время написания рассказа — прибавляет к образу автора? Мы
убеждаемся в том, что охотник, странствующий по Орловщине, — соратник лучших
людей своего времени, единомышленник Белинского.

    Думается, что
после такого разбора нет нужды проводить специальные уроки по темам
«характеристика Пеночкина», «характеристика бурмистра». Перечень

черт их характера,
запись планов, подбор цитат ослабили бы впечатление, произведенное на ребят
чтением тургеневского рассказа. Роль учителя заключалась в том, чтобы помочь
учащимся полнее и глубже понять рассказ, учитель явился лишь посредником между
писателем и школьниками. В дальнейшем, читая самостоятельно Тургенева, они
будут внимательнее вглядываться в нарисованные писателем картины и испытывать
радость всякий раз, когда им удастся понять глубокий смысл художественной
детали.

   Итоговое задание
может быть такое: подготовить устное сочинение на тему «Кого и за что осудил
Тургенев в рассказе «Бурмистр». Учащиеся должны будут

самостоятельно
разработать план сочинения, подобрать материал по тексту и на следующем уроке
сделать связный рассказ. Работе над устным сочинением следует посвятить целый
урок. Заметим, что учащиеся, отвечая, должны пользоваться текстом, где у них
имеются закладки, пометки, при этом учитель требует выразительного чтения.

   Последующая задача
— организовать самостоятельное чтение учащихся и подготовить уроки-беседы по
внеклассному чтению. На первом из них разберем рассказ «Два помещика»,. на
втором — рассказ «Бирюк» или «Певцы».

   Рассказ «Два
помещика» труден для учащихся потому, что большая часть его  авторская
характеристика генерала Хвалынского и помещика Стегунова. Действие в рассказе
почти отсутствует, он носит характер сатирического очерка нравов, и лишь в
конце рисуется эпизод посещения автором Мардария Аполлоныча. Но после изучения
«Бурмистра», где так много времени мы уделили работе над авторской
характеристикой, учащиеся справятся сами с материалом рассказа. Они уже знают,
как надо читать И.С. Тургенева.

   Рассмотрим один из
возможных вариантов работы. Учащиеся получают три задания, которые
распределяются либо по выбору, либо по колонкам парт:

   1. Рассказать о
генерале Хвалынском, используя цитаты из текста. При этом высказать свое
понимание образа генерала, свое отношение к нему. Ответить на вопрос: в чем
сходство Хвалынского с Пеночкиным? Объяснить, как следует понимать предложения:
«Человек он очень добрый, но с понятиями и

привычками довольно
странными», «Впрочем, и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не
любит говорить, что вообще довольно странно; на войне он тоже, кажется, не
бывал».

   Прочитать
выразительно отрывки, характеризующие манеру Хвалынского говорить с «высшими» и
«низшими» лицами.

   2. Рассказать о
помещике Стегунове, подтверждая свое мнение текстом. Объяскить, зачем автор
рассказал истории о молодом священнике и о ловле кур. Как эти истории
раскрывают образ. Стегунова? Прокомментировать слова Мардария Аполлоныча: «Я
человек простой, — по старому поступаю. По-моему: коли барин — так барин, а
коли мужик — так мужик…»

   «Что я злодей, что
Ли? что вы на меня так уставились? Любяй да наказует: вы сами знаете».

   Прочитать
выразительно разговор автора со Стегуновым о выселенных мужиках.

   3. Рассказать об
авторе, его отношении к Хвалынскому и Стегунову.

   Объяснить, что
такое ирония, и привести примеры авторской иронии в описании двух помещиков.
Объяснить, почему в рассказе изображены два помещика, внешне столь не похожие
друг на друга. Верно ли, что между Хвалынским и Стегуновым только одно
сходство: оба холостяки?

   Прочитать
выразительно разговор автора с буфетчиком Васей. Разъяснить, какие чувства
испытывает при этом автор, какие — Вася. Дать комментарий к словам автора: «Вот
она, старая-то Русь!»

   Текст каждого из
заданий довольно обширен. Можно продиктовать учащимся все три задания,
независимо оттого, какое они будут выполнять: запись послужит потом подспорьем
для анализа рассказа в целом. Можно применить и карточки-задания (2- 3 копии на
каждую колонку). Желательно, чтобы, работая над заданиями, учащиеся могли
получить консультацию учителя. Но не следует на консультациях чрезмерно
«разжевывать» задание. В частности, целесообразно, чтобы учащиеся сами,
пользуясь словарями, выяснили значение трудных слов и выражений: кокошник,
кичка, поприще, подходить под благословенье, почтмейстер и т. п.

   Задания составлены
с таким расчетом, чтобы помочь учащимся понять своеобразие манеры авторского
повествования (ирония, сатира) и поглубже вдуматься в те места текста, которые
могут быть усвоены поверхностно.

   Так, например, в
первом задании учащимся надо будет задуматься над вопросом о сходстве
Хвалынского с Пеночкиным. Вчитываясь в текст, учащиеся отметят и правильно
осмыслят целый ряд ярких деталей: отставной генерал, как и Пеночкин, стремится
произвести впечатление своей внешностью (красит волосы, «выступает бойко,
смеется звонко»), одеждой (носит «высокий галстук с накрахмаленными
воротничками и панталоны серые с искрой»), изображает из себя очень важную
персону в обращении с «низшими», подличает перед «высшими» (на последнее весьма
способен и Пеночкин, хоть это не изображено в рассказе «Бурмистр»), щеголяет
образованностью, «поводит усами и бровями», пробегая — «при гостях,
разумеется», — французскую газету, изображает из себя умного хозяина, «хлопотун
и жила страшный», а на самом деле так же недалек и беспомощен в хозяйственных
делах, как Пеночкин…

    Объясняя детально
отрывки текста, приведенные в задании, учащиеся должны будут понять авторскую
иронию в словах о «доброте» генерала и пофантазировать, размышляя о том, почему
Хвалынский помалкивает о своем «служебном поприще». И.С. Тургенев дает
комический штрих, который направляет фантазию читателя: передает слух о том,
как Хвалынский, будучи

адъютантом, парил
своего начальника в бане, облачившись (от уважения к начальству, конечно) «в
полную парадную форму и даже застегнув крючки». Этого, возможно, и не было, но
анекдот точно передает самое существо служебной карьеры генерала: постыдное
угодничество, подхалимство. Он приобрел генеральство не боевыми заслугами, а
лакейской ловкостью. Все поведение Хвалынского по отношению к «высшим»
убедительно это подтверждает. Учащимся надо будет передать при выразительном
чтении отрывистые и резкие интонации отставного генерала в разговорах с
«низшими» и медовые интонации в разговорах с «губернатором или с каким-нибудь
чиновным лицом».

   Аналогичным
образом ведется работа над вторым и третьим заданиями.

   Третье задание
(пожалуй, самое трудное) дает возможность сделать обобщающие выводы о том, что
Тургенев выступает в рассказе как беспощадный сатирик, что, изображая
Хвалынского и Стегунова, он клеймит

самодержавную,
помещичью, рабскую Русь. При всем внешнем различии двух помещиков, они оба —
порождение прогнившей крепостнической системы жизни. Помещики, считающие
крестьян неполноценными людьми, сами психологически являются холопами, людьми
умственно и морально изуродованными, убогими.

   В среде крепостных
немало людей, отравленных многовековым рабством, — это Юшка, буфетчик Вася, это
Софрон, Гаврила из «Муму» и многие другие. Но

мы встречаем и таких
крепостных, как Герасим, как младший Тоболеев.

   И.С. Тургенев
говорит о старой Руси, и, следовательно, наряду со старой, крепостнической
Россией он видит новую, хотя в своем рассказе о ней не упоминает. Новая Россия
— это страна передовых людей, таких, как сам автор, как другие враги
крепостного рабства, это талантливый, великий народ, сохранивший «в рабстве
спасенное, сердце свободное».

  Литература

    Качурин М.Г.,
Шнеерсон М.А. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного
произведения. -Л., 1960.

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

Иван Сергеевич Тургенев

Речи и письма, связанные с чествованием Тургенева в 1879 году

Примечания

Речи и письма, публикуемые в этом томе (стр. 57–65), связаны со знаменательным эпизодом литературной и общественной биографии Тургенева – публичными чествованиями писателя во время его пребывания в Россия в феврале-марте 1879 г.

Бурные овации, которыми был встречен приехавший на родину Тургенев, не были подготовлены заранее и явились неожиданными как для него самого, так и для чествовавшей его русской общественности; об этом свидетельствует ожесточенная полемика, возникшая вокруг этих чествований в печати. Авторы статей и корреспонденции о чествованиях стремились уяснить смысл оказанного Тургеневу приема и его общественное значение[1].

По приезде из Петербурга в Москву 14/26 февраля Тургенев был неожиданно приглашен на обед, устроенный в его честь 15/27 февраля M. M. Ковалевским и группой молодых профессоров Московского университета. На этом обеде с приветственными речами выступили Ковалевский, А. И. Чупров, Н. В. Бугаев, А. Н. Веселовский, П. Д. Боборыкин. Ковалевский «приветствовал дорогого гостя горячим обращением к нему, как к гражданскому и эстетическому воспитателю тех поколений, к которым принадлежат все присутствовавшие на обеде» (Р Вед, 1879, № 42, 17 февраля)[2].

18 февраля ст. ст. Тургенев присутствовал на заседании Общества любителей российской словесности и был восторженно встречен публикой, среди которой было много студентов. По свидетельству корреспондента «Русских ведомостей», «обширная университетская физическая аудитория далеко не могла вместить всех желающих <…> Едва показалась величественная фигура И. С., как своды зала огласились громом оглушительных рукоплесканий. Крики «браво» перекатывались в продолжение нескольких минут из конца в конец, возобновляясь всё с новою силою» (Р Вед, 1879, № 45, 21 февраля). С хоров с приветственной речью обратился к Тургеневу студент Московского университета П. П. Викторов, представлявший наиболее радикальную часть студенчества. Он приветствовал писателя прежде всего как автора «Записок охотника». Его речь свидетельствовала не только о признании больших общественно-литературных заслуг Тургенева, но и о наличии тех разногласий общественно-политического характера, которые существовали между ним и молодежью[3].

4/16 марта Тургенев присутствовал в Благородном собрании на концерте, устроенном в пользу недостаточных студентов Московского университета, где он прочел речь, известную в печати как речь к московским студентам (см. наст. том, стр. 57). Московские чествования Тургенева закончились обедом, данным в честь писателя в гостинице «Эрмитаж» группой профессоров и литераторов 6/18 марта (см. наст. том, стр. 58).

Петербургские чествования Тургенева начались 9/21 марта. В этот день Тургенев участвовал наряду с M. E. Салтыковым-Щедриным, Ф. М. Достоевским, Я. П. Полонским и другими писателями в литературном чтении, устроенном Литературным фондом[4]. Появление на эстраде Тургенева, читавшего рассказ «Бурмистр», било встречено взрывом аплодисментов.

Торжественный прием был оказан Тургеневу на литературном обеде в ресторане Бореля 13/25 марта (см. наст. том, стр. 60) и на литературном вечере, устроенном 15/27 марта слушательницами Женских педагогических курсов, состоящих при Александровской женской гимназии[5].

На этом вечере слушательницы Педагогических курсов поднесли Тургеневу лавровый венок, к которому была пришита лента с надписью «от слушательниц Педагогических курсов» и адрес. Слушательницы Высших женских курсов также поднесли писателю лавровый венок и адрес. «Из всех наших писателей Вы, Иван Сергеевич, творец Лизы, Аси, Натальи, Елены и Марианны, лучше всех поняли сердце русской женщины, Вы отнеслись к ней беспристрастно, не скрыли ее недостатков, по зато и поведали всему миру то хорошее, что в ней кроется», – говорилось в этом адресе.

По словам корреспондента «Новостей», «пи одному русскому писателю никогда не выпадало на долю такого всеобъемлющего, дружеского признания его литературных и гражданских заслуг со стороны всего читающего общества, каким пользуется теперь Тургенев» («Новости», 1879, № 70, 18 марта, стр. 5).

16/28 марта, в зало Благородного собрания, состоялся второй литературный вечер в пользу Литературного фонда, в котором приняли участие Тургенев, Достоевский, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский и другие писатели. Тургеневу, читавшему рассказ «Бирюк», группа молодых женщин поднесла большой лавровый венок с адресом. В заключение Тургенев прочел вместе с М. Г. Савиной сцены из комедии «Провинциалка», причем Тургенев читал роль графа, а Савина – Дарьи Ивановны[6].

17/29 марта петербургские художники дали в честь Тургенева обед, на котором он не мог присутствовать по болезни (см. наст. том, стр. 62). За три дня до отъезда Тургенева за границу студенты Петербургского университета и Горного института обратились к нему с просьбой принять участие в организуемом ими литературно-музыкальном вечере. Писатель, вынужденный отказаться от этого предложения, ответил студентам письмом (см. наст. том, стр. 63). 21 марта/2 апреля друзья и почитатели Тургенева проводили его за границу.

По свидетельству П. Л. Лаврова, Тургенев привез из России множество поднесенных ему адресов, авторы которых призывали писателя возглавить оппозиционное по отношению к политике русского самодержавия общественное движение. К сожалению, эти адреса не сохранились. Некоторые из них Лавров процитировал в своих статьях о социалистическом движении в России[7] и «И. С. Тургенев и развитие русского общества»[8].

В условиях роста недовольства среди широких слоев русской общественности политикой царского правительства, в обстановке все усиливавшегося революционного движения приезд Тургенева в Россию был использован либеральной интеллигенцией для антиправительственных манифестаций.

«В марте 1879 г., – писал по этому поводу Лавров, – русские либералы, храбрость которых возросла, воспользовались отдаленными предлогами, чтобы устроить в обеих столицах довольно значительную демонстрацию в пользу своих идей. К ним присоединились в этом случае те из социалистов, которые имели мало склонности к кровавым мерам. Известный русский романист Тургенев, большею частью живший за границей, приехал па месяц в Россию <…> Под предлогом приветствий старому, либералу, отнесшемуся к русской общественной «Нови» с большой симпатией и смелее, чем его товарищи по профессии, начался ряд оваций, и в ряде речей и адресов профессора, представители литературы и искусства, делегации и группы учащейся молодежи обоего пола выражали самые смелые речи и тем самым вынуждали виновника праздника к смелым речам» («Каторга и ссылка», 1925, № 1, стр. 73–74). Этого же вопроса Лавров коснулся в статье «И. С. Тургенев и развитие русского общества», в которой он отметил, что «приезд Ивана Сергеевича в Россию сделался удобным поводом к либеральным демонстрациям, но эти демонстрации <…> устроились тем скорее и успех их был тем значительнее, что дело шло о писателе, действительно любимом всеми группами русской интеллигенции. Не только либералы более взрослого поколения видели в нем наиболее честное и чистое воплощение своих стремлений, но и радикальная молодежь разглядела в Иване Сергеевиче подготовителя ее борьбы, воспитателя русского общества в тех гуманных идеях, которые, надлежащим образом понятые, должны были фатально привести к революционной оппозиции русскому императорскому самодурству» (Революционеры-семидесятники, стр. 48–49).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Материалы о чествованиях Тургенева в 1879 г. собраны в брошюре: Васильев, Описание торжеств. О полемике, развернувшейся вокруг этих чествований, см. ниже, стр. 314–318.

2

См. также: Максим Ковалевский. Московский университет в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века (Личные воспоминания). ВЕ, 1910, № 5, стр. 212.

3

Подробно о П. П. Викторове, его речи и воспоминаниях см.: Н. В. Алексеева. Воспоминания П. П. Викторова о Тургеневе. – Т сб (Алексеев), стр. 288–343.

4

Подробнее об этом см.: «Молва», 1879, № 68, 11 марта; «Голос», 1879, № 70, 11(23) марта.

5

См. об этом: «Петербургский листок», 1879, № 53, 17/29 марта; «Молва», 1879, № 74, 17 марта.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

  • Рассказ бунина холодная осень читать
  • Рассказ бунина чистый понедельник читать
  • Рассказ бунина человек из сан франциско
  • Рассказ бунина чистый понедельник краткое содержание
  • Рассказ бунина танька о чем