Рассказ бунина холодная осень текст

Изучение рассказа и.бунина чистый понедельник урок-исследование цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а особенность понимания буниным любви; б

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

  • Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. БелыйЕго лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, — о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик — это модные авторы европейского декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он — счастливый, влюбленный.  «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

СветВ начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» — портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя — «лучшего стилиста современности» (М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.

История создания

История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.

Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.

Жанровые особенности, направление

По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.

Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.

Композиция и конфликт

Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.

Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.

Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.

Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.

«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.

Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.

Смысл названия

Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.

Суть произведения

Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.

Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.

Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.

Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.

Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.

Главные герои рассказа

Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.

Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.

Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.

Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.

Тема

Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.

Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.

Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.

Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.

Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.

Проблемы

Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.

На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.

Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.

Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.

Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.

Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.

Смысл

Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.

Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.

Чему учит?

Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.

«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.

Критика

«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.

Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Темные аллеи сочинение

Секрет названия цикла

Заголовок для своей книги Иван Алексеевич позаимствовал из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Он был впечатлён этой метафорой и сделал её названием своего цикла «Тёмные аллеи».

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели —

Река была тиха, ясна,

Тема любви в цикле рассказов

Вставало солнце, птички пели.

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея;

Вблизи шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея.

Все рассказы этого сборника объединяет светлая тема любви, запоминающейся на всю жизнь. Произведение выходило в свет с 1938 по 1945 год. В то время писатель находился в эмиграции во Франции. Иван Алексеевич тягостно переносил голод, нищету, бедность равнодушие во время Второй мировой войны. Единственным его спасением была работа.

Эта книга стала итоговым творением Бунина, источником душевного подъёма. Критики определили сборник, как «энциклопедию любви», любовных драм. Все рассказы в «Тёмных аллеях» объединены мотивом воспоминаний о родине и молодости. Писатель находился тогда в зрелом возрасте, среди пейзажей чудесной красоты переосмыслял события всей своей жизни.

Своеобразный взгляд на любовь

Центральное место в сборнике выделяется любви. В «Тёмных аллеях» показаны разные стороны, лики этого чувства. Это могут быть следующие ощущения:

  • влечение;
  • привязанность;
  • страсть;
  • симпатия.

Такая сердечная склонность является самой большой наградой для человека. Отсутствие же любви — настоящее наказание. Она может сделать счастливым или несчастным.

Темные аллеи

Бунин в рассказах мысленно возвращается в прекрасные времена молодости. На протяжении своей жизни он видел самые разные стороны любви в виде сиюминутных желаний, случайных романов, развлечений. Даже в описании приятного времяпрепровождения между героями автор использует естественность без пошлости. Каждый человек имеет свою историю, которую с трепетом вспоминает и переживает. В каждом человеке хранятся свои «тёмные аллеи».

Любовь в творчестве Бунина — чувство трагическое. Его герои не вступают в брак. Ни в одном из рассказов персонажи не жили вместе долго и счастливо. Писатель видит в сердечном чувстве мгновение, наивысшую точку блаженства, длящуюся недолго. Некоторые герои даже идут на самоубийство от душевной боли. Встречаются персонажи, которые всю жизнь вспоминают свои минуты счастья с любимыми. Но какой бы любовь ни была, она прекрасна! Вот замечательные слова Бунина о ценности трепетных переживаний:

Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её только тогда, когда всё осталось позади.

Женские образы

Бунин был знатоком человеческой души. В его творчестве раскрываются самые разнообразные женские образы, объединённые желанием любить. Все они интригующие, яркие, необычные. Автор изображает светских дам, крестьянок, студенток и даже проституток. Судьбы и душевные переживания их очень разные. Иван Алексеевич изображает их с особой оригинальностью и изяществом в «Тёмных аллеях». Аргументом чистой любви автор показывает женскую верность.

В душе каждой представительницы слабой половины есть свои тёмные уголки, в которые заглядывают только они сами. Воспоминания, хранящиеся в их душах, приносят радость с долей грусти.

Цикл темные аллеи

Особое счастье дает им духовная близость. Вот некоторые произведения, которые вошли в сборник Бунина:

  • «Холодная осень»;
  • «Красавица»;
  • «Дурочка»;
  • «Часовня»;
  • «Баллада».

Всего в книгу вошло 40 рассказов.

«Тёмные аллеи»

Название первой истории в цикле полностью копирует заголовок сборника. В центре повествования он и она, которые встретились через 30 лет после знакомства. Когда-то он был барином, а она крестьянкой в его поместье. Он соблазнил девушку и бросил. А у Надежды были к нему светлые и сильные чувства.

Через много лет героиня стала хозяйкой гостиного двора, где остановился Николай Алексеевич. Всё это время она не выходила замуж и хранила в себе ту юную влюблённость. А её любимый был женат и имел взрослого сына. Только жена от него ушла, а сын знать его не желает. Николай Алексеевич вспоминает прошлое и понимает, что только Надежда его искренне любила. Даже после осознания этого, былое чувство не возвращается, оно притупилось. Трагичность этого случая ещё в том, что герои имели разное мировоззрение, положение в обществе, сознание.

Темные аллеи аргументы

Рассказ «Кавказ»

Иногда в любви кто-то выступает жертвой. В рассказе «Кавказ» события завершаются смертью мужа главной героини. Он подозревал свою супругу в измене. Мужчина отправляется следом за ней на кавказский курорт. Его подозрения подтвердились. Муж не может справиться со своей подавленностью и кончает жизнь самоубийством. Автор не считает своего героя слабым, а показывает его очень эмоциональным и чувственным. Растоптанная любовь для него не имеет смысла. Это просто непонятный сон, туман.

«Солнечный удар»

Рассказ «Солнечный удар» начинается со случайной встречи на корабле мужчины и женщины. Герои увлекаются друг другом и решаются на мгновенную связь. Утром они ведут себя так, как будто ничего не произошло. Вскоре оба разъезжаются в разные города.

Через некоторое время что-то странное стало происходить с героем. Он почувствовал себя постаревшим на несколько лет, как после солнечного удара. Размышления персонажа заставляют читателя задуматься над смыслом жизни. Герои получили мгновенное удовольствие и остались несчастными. Такое чувство принесло опустошение душ и страдание.

Повесть «Таня»

Темные аллеи тема любви

У мелкой помещицы Казаковой служила семнадцатилетняя деревенская девушка Татьяна. Однажды у хозяйки гостил родственник Пётр. У него было много любовных историй. Через некоторое время герой заметил Таню. Между ними происходит близость. Девушка не может поверить в это счастье. Ещё несколько раз Пётр и Таня были близки, встречались они украдкой. Девушка очень привыкает к мужчине.

Пётр то уезжал, то снова приезжал, а Татьяна плакала и считала, что он её погубил. С каждым его появлением героиня снова расцветала. Однажды он пообещал приехать на всё лето. Девушка успокоилась, но не знала, что это была их последняя встреча. Шёл страшный 17-й год.

«Чистый понедельник»

Этот рассказ сам Иван Алексеевич считал своим лучшим творением. В нём затрагивается проблема непонимания героями друг друга, несмотря на подлинную, настоящую, всепоглощающую любовь. Двое молодых людей влюбились. Только дороги их расходятся. Девушка уходит в монастырь и находит своё призвание в служении Богу. Любовь к божественному превосходит в ней физиологическое влечение.

Тема любви темные аллеи

Героиня вовремя понимает, что брачные узы не принесут ей полного счастья. У девушки очень высокие нравственные цели. Она уходит от мирских забот и отдаётся служению Богу. Герой искренне влюблён в свою избранницу, только не понимает метания её души. Он только со стороны наблюдает за поиском истинного пути героиней.

Учащимся старших классов часто предлагается написать сочинение по рассказам И. А. Бунина. Ребята делают вывод, что Иван Алексеевич на высочайшей эмоциональной волне изображал необыкновенное и прекрасное чувство человека. В книге отсутствуют сложные сюжеты, она поражает читателей своими лирическими монологами, исповедями. Они помогают понять, что любовь может быть испытанием, наказанием и наградой.

Тема любви в цикле рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

На чтение 21 мин. Просмотров 13 Опубликовано

Рассказчица вспоминает о женихе. Он всегда считался в семье своим человеком: его покойный отец был другом и соседом отца. В июне того года он гостил у них в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен женихом.

Девятнадцатого июля Германия объявила войну России. В сентябре он приехал на сутки — проститься перед отправлением на фронт. Все считали, что война кончится быстро, и свадьба не отменена, а всего лишь отложена. После ужина рассказчица долго гуляла с женихом по саду, и он вспоминал стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». Она сказала, что не переживёт его смерти, а он ответил, что будет ждать её там: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Продолжение после рекламы:

Утром он уехал. Мать рассказчицы надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, рассказчица многое пережила. Весной восемнадцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, она жила в подвале у торговки на Смоленском рынке и продавала кое-что из оставшегося у неё — колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате рассказчица встретила прекрасного человека, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. С мужем и его племянником, семнадцатилетним мальчиком, она уехала в Екатеринодар и пробыла на Дону и на Кубани больше двух лет.

Зимой с огромной толпой беженцев они отплыли из Новороссийска в Турцию. По дороге, в море, муж рассказчицы умер от тифа. У неё осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их семимесячная дочь.

Через некоторое время племянник с женой уплыли в Крым, к Врангелю, где пропали без вести. Их дочь рассказчице пришлось воспитывать одной.

Рассказчица долго жила в Константинополе, тяжёлым, чёрным трудом зарабатывала на жизнь себе и девочке. Потом они скитались, прошли Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Париж, Ниццу. Девочка выросла, осталась в Париже, стала француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной к вырастившей её женщине. Рассказчица осталась жить в Ницце «чем бог пошлёт».

Так рассказчица пережила смерть единственного любимого человека. Она горячо верит: где-то там он ждёт её. Она «пожила, порадовалась» и уже скоро придёт к нему.

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Экранизация ?

Читайте также

Рассказ «Холодная осень» Бунина был написан в 1944 году. Это пронзительная история о трагической любви, которая так и не смогла случиться в жизни главной героини. Прожив долгую, полную лишений жизнь, она мечтала лишь об одном – встретить на небесах своего возлюбленного, убитого на войне много лет назад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Холодной осени». Пересказ произведения также будет полезен для проведения анализа и работы над читательским дневником.

Главные герои

Рассказчица женщина преклонных лет, которая поведала историю своей жизни и любви.

Другие персонажи

Жених возлюбленный рассказчицы, который погиб в расцвете лет на войне.

Родители самые близкие люди рассказчицы, добрые, любящие, заботливые.

Муж благородный, порядочный человек, супруг рассказчицы, который умер от тифа.

Краткое содержание

Рассказчица, женщина преклонных лет, погрузилась в воспоминания о собственной молодости. В те далекие времена она была девушкой на выданье, и в имении ее родителей часто гостил будущий ее жених, который к тому времени успел стать «своим человеком». Когда «пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда», всем стал понятно – войны не миновать. На Петров день были именины отца рассказчицы, к ним приехало много народа, и за обедом было объявлено о помолвке.

«Девятнадцатого июля Германия объявила России войну», которая перечеркнула романтические планы молодых людей. В сентябре он приехал всего на сутки, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Тогда никто не сомневался, что война закончится очень быстро, и уже весной можно будет сыграть свадьбу. В тот вечер все были необычайно тихими, за обыденными фразами «скрывая свои тайные мысли и чувства».

Молодой человек предложил своей возлюбленной прогуляться по саду. Он «с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…» и сказал, что вечно будет помнить этот чудесный вечер, если останется жив. Рассказчица с ужасом сказала, что не переживет его смерти, а жених с улыбкой ответил, что будет ждать ее «там».

Перед отъездом мать девушки надела на шею будущему зятю маленький шелковый мешочек, в котором был золотой образок, с которым прошли войны ее дед и отец.

Убили юношу ровно через месяц, и «вот прошло с тех пор целых тридцать лет». За это время героине довелось пережить немало испытаний. В 18-м году, когда родителей уже не было в живых, она повстречала своего будущего мужа – «человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке». Спустя несколько лет, покидая Россию вместе с толпой других беженцев, героиня стала вдовой – ее муж скончался от тифа. Из всех близких людей у нее остался «племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев». Спустя время племянник с женой отправились в Крым и без вести пропали. Рассказчице пришлось самой воспитывать девочку. Она много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и крошку. Однако девочка выросла в красивую француженку, совершенно равнодушную к своей спасительнице.

Оглядываясь на свою жизнь, женщина призналась, что все хорошее, что у нее было, – «только тот холодный осенний вечер». Теперь же она мечтала о встрече со своим возлюбленным, который пообещал ждать ее «там»…

Заключение

Произведение Бунина учит ценить каждую минуту, проведенную с любимым. Любовь способна яркой вспышкой осветить жизнь человека, наполнить ее смыслом, подарить наивысшее наслаждение.

После ознакомления с кратким пересказом «Холодной осени» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Холодная осень»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Бунин</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Рассказчица вспоминает события тридцатилетней давности. В 1914 году на именинах ее отца, в Петров день (12 июля), она и ее любимый человек были при всех объявлены женихом и невестой. Знакомы они были давно: их семьи дружили. А спустя неделю «Германия объявила России войну».

Осень в тот год была ранней, холодной. В сентябре жениха призвали на фронт. Венчание пришлось отложить, как тогда думали – до весны. Родителям девушки юноша был как сын. Тем более его отец давно умер. На душе у всех была печаль.

Это был последний их вечер. Разговор не клеился. Он позвал ее в сад. Было зябко, звезды высыпали на небе. Он сказал, что запомнит этот вечер навсегда. И в шутку процитировал Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». После поцелуя он долго смотрел ей в лицо. И спросил: вдруг убьют, как скоро она его забудет?

На секундочку ей показалось: жизнь такая большая, все забывается. И с жаром ответила, что умрет, если он будет убит. Но жених возразил: «Поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Туда, в вечную жизнь.

Утро было ясным, прозрачным, ледяным. На шее воина была ладанка, сшитая руками ее мамы. Внутри мешочка – золотая иконка. Та самая, которая уберегла ее деда и отца в их войны. Через месяц им сообщили, что он убит. Где-то там, в Галиции.

Москва, 1918 год, весна. После революции рассказчица, как многие бывшие дворяне, ютится в подвале какой-то торговки. Распродает последние мелочи. Солдаты приценяются к колечку, крестику, одежде.

Тогда ей и встретился немолодой достойный человек, отставной военный. Они поженились, уехали в Екатеринодар вместе с молоденьким племянником мужа. Пробирались туда, переодевшись по-крестьянски.

Потом бежали дальше – в Турцию. В пути муж скончался от тифа. Племянник с женой подался в Крым, оплот генерала Врангеля. А свою семимесячную кроху они оставили на нее.

«Тяжелым черным трудом» в Сербии, Чехии, Франции рассказчица добывала хлеб для себя и своей воспитанницы. Потом бойкая девчонка устроилась в парижскую кондитерскую. И забыла свою приемную мать.

А рассказчица коротает свой век в Ницце. Жизнь прошла, как сон. И из всех событий в памяти – только холодный вечер 1914 года. Что ж, она «пожила, порадовалась», и хочет туда, где ждет ее любящий и любимый человек.

Читательский дневник по рассказу «Холодная осень» Бунина

Сюжет

Жениха рассказчицы призывают на Первую мировую войну. В последний осенний вечер он цитирует ей стихи Фета, просит сразу не забывать, если убьют, обещает ждать ее на Небесах. Хочет, чтобы и без него она прожила счастливую жизнь.

Но выходит иначе. Революция, короткое замужество (муж умер), бегство из России, нищета. На руках – чужая девочка (дочка пропавшего племянника мужа). Прошло 30 лет. Девочка стала парижанкой, забыла ее. А в ее памяти только и есть, что тот вечер с любимым, и надежда скоро увидеться с ним.

Отзыв

История учит ценить мгновения счастья рядом с близкими людьми. Учит не сдаваться в испытаниях, быть честным перед самим собой, приходить на помощь другим. Контраст погоды, природы и растерянных людей среди всего этого великолепия и молчания. Надвигающаяся катастрофа, о которой люди не догадываются.

Момент счастья – и есть целая жизнь. Любовь как путеводная звезда. Вера во встречу на Небесах. Тема любви, эгоизма и самопожертвования, семьи, дома, смерти, воспоминаний. А еще – гибели царской России, войны, изгнания, выживания. В сущности, история «маленького человека» на фоне эпохи.

Повествование рассказа ведется от имени женщины, которая вспоминает далекий летний день, когда ее семья принимает у себя в имении жениха. Его отец, погибший в Сараеве, был другом отца рассказчицы.

В один из праздничных дней во время обеденной церемонии молодого человека объявляют будущим мужем дочери. Спустя некоторое время имение облетает страшная новость о войне, которая объявлена против нашей страны Германией. Присутствующие с уверенностью говорят о ее скором завершении. Запланированная свадьба переносится на другой сезон, так как в начале осени жених должен был вступить в ряды защитников Родины.

Вечер накануне его ухода на войну был тихим и печальным. Все члены семьи лишь изредка переглядывались, сидя за самоваром после ужина. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, отец с наигранным интересом произносит несколько фраз про осень.

Неловкое молчание было нарушено вопросом по поводу времени отправления молодого человека на фронт, который решил уйти ранним утром. Перед уходом родителей спать мать благословляет сына.

Оставшись наедине, влюбленные обсуждают стихотворение А. Фета про осень. Тяжелые мысли о предстоящем дне порой сменялись романтическим настроением. Восхищаясь образом луны, деревней в осеннюю пору, девушка признается в любви.

В темноте они спускаются в сад. Наслаждаясь светом, падающим от окон, молодой человек обещает запомнить этот момент навсегда. Кроме того, он берет обещание не забывать его в случае гибели.

Много лет спустя, вспоминая эти мгновения, женщина занимается торговлей. Однажды недалеко от Арбата состоялась ее встреча с мужчиной, с которым она связала свою судьбу. Несколько лет супруги провели вместе на Дону и на Кубани. Но по пути в Турцию муж погибает. Оставшись с девочкой на руках, которая являлась родственницей покойника, она выполняла самую тяжелую работу, зарабатывая на этом деньги.

Когда девочка стала взрослой, она редко вспоминала женщину, которая ее вырастила. Преданность к ней сохранил лишь жених в те далекие годы, ознаменованные началом войны, который погиб, но ждет ее к себе.

Рассказ учит ценить каждое мгновение, проведенное с любящими людьми, уметь исправлять ошибки в настоящем, чтобы не было чувства сожаления спустя много лет.

Оцените произведение: Голосов: 41

Читать краткое содержание Холодная осень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бунин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Холодная осень

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Трое в лодке, не считая собаки Джером

    В своём произведении Д. Джером рассказывает об увлекательном речном путешествии трёх друзей. Три товарища, Гаррис, Джордж и Джей. Решили совершить прогулку на ялике по полноводной Темзе

  • Краткое содержание сказки Каша из топора

    По пути домой решил солдат переночевать в одной деревне. Жадная старуха, хозяйка дома не накормила его ужином, объяснив, что она и сама голодная. Тогда гость предложил ей приготовить кушанье из топора.

  • Краткое содержание Балет Ромео и Джульетта

    Произведение берёт своё начало в средневековой Италии, где главенствующими звеньями являются две враждующие уважаемые семьи — Монтекки и Капулетти.

  • Краткое содержание Ахматова Реквием

    Данная поэма берет начало с рассказа Ахматовой о том, как ее случайно узнают в тюремной очереди в Ленинграде. Женщина, которая стоит рядом, просит Анну описать данный случай, на что получает положительный ответ.

  • Краткое содержание Пройслер Маленький водяной

    Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Содержание:

История создания произведения

Впервые «Холодная осень» Бунина была опубликована 3 мая 1944 года в русскоязычной газете «Русские новости», выпускаемой парижской типографией специально для выходцев из Российской империи и эмигрантов из Союза, вынужденных бежать от революции и войны. Переживший Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, а потом еще и начало ВОВ, лауреат Нобелевской премии, получивший высшую награду за автобиографический рассказ «Жизнь Арсеньева», был вынужден покинуть родные края, отправившись в более безопасную Европу.

Именно там, в 1933 году Иван Алексеевич начинает работу над сборником рассказов «Темные аллеи», через который красной нитью проходят темы любви, тоске по Родине и тяжелых испытаний, так или иначе связанных с главными военно-политическими событиями эпохи. В итоге автору понадобилось около семи лет на написание сборника, в который вошли следующие знаменитые рассказы:

  • «Темные аллеи»;
  • «Кавказ»;
  • «В Париже»;
  • «Речной трактир»;
  • «Холодная осень»;
  • «Пароход «Саратов»;
  • «Месть»;
  • «Чистый понедельник» и пр.

Большинство из произведений, включенных в сборник, и в частности «Холодная осень», были написаны Буниным в период Второй мировой войны, несмотря на то что в них автор описывал события, развивавшиеся на фоне предыдущего кровопролитного конфликта. Примечательно, что вдохновляться на написание этих рассказов Ивану Алексеевичу пришлось в не самых комфортных условиях, так как в небольшом городке Грасе, что на юге Франции, на тот момент правящим был коллаборационистский режим Виши, получивший развитие в результате военного поражения государства.

Лучшим произведением сборника сам автор считал «Темные аллеи», которое одно время носило название «Шиповник», однако, как показало время, рассказ «Холодная осень» получил гораздо больший отклик, причем как у зрителей, так и у критиков. Одно время роман был настолько популярен, что он стал источником вдохновения для режиссеров, в результате чего было представлено несколько красивых экранизаций и талантливых спектаклей, в том числе и на радио. Среди них:

  • Художественные картины. «Грамматика любви» в постановке Льва Цуцульковского 1988 года, сюжетная линия которой включила в себя несколько Бунинских рассказов из сборника «Темные аллеи», а также «Посвящение в любовь» (1994), отражающая события из трех произведений цикла.
  • Одноименный телевизионный спектакль (1990) режиссера Игоря Максимчука.
  • Радиоспектакли. «В кругу Бунина» (1989), поставленный по нескольким рассказам, и «Холодная осень» (1990) в исполнении Марины Пасуховой.

В своем произведении Бунин специально включил строки из безымянного стихотворения великого русского поэта Фета, немного переиначив их, благодаря чему рассказ буквально пронизывает холод ранней осени, отражающий всю горечь грядущих событий, их роковую необратимость и леденящие сердца главных героев предчувствия невосполнимых потерь.

Сам автор попытался передать свои впечатления об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, а также роковую суть и масштаб последствий этой ужасной провокации, хотя на самом деле произведение получилось еще более глубоким, позволяя прочувствовать трагедию обычных людей, которым не посчастливилось жить в те времена.

Краткое содержание и анализ

Сюжет рассказа разворачивается вокруг реального исторического события — убийства эрцгерцога Австрийского, ставшего прецедентом для начала Первой мировой войны с дальнейшим включением Царской России в конфликт. Ключевым моментом является и то, как эти внешнеполитические обстоятельства повлияли на жизнь людей, которые прекрасно осознавали весь трагизм ситуации, предчувствуя масштаб возможных ее последствий.

Главные персонажи

Лейтмотивом произведения стала вечная тема любви. Причем речь идет не только о трепетных чувствах, которые возникают у вынужденного эмигранта при воспоминаниях о покинутой Родине, или у влюбленной молодой пары по отношению друг к другу, но и о привязанности между близкими людьми и неразрывной их внутренней связи длиною в жизнь. Что касается главных героев «Холодной осени», то в этом замечательном произведении стоит выделить следующих персонажей:

  • Она. Девушка из старинного дворянского рода. Скромная, сдержанная в проявлениях чувств, благородная. Бунин специально показывает, как она старательно подавляет в себе смятение, чтобы не пугать любимого и родных, то берясь раскладывать пасьянс, пытаясь хоть как-то отвлечься от тревожных мыслей, то силясь вспомнить недосказанные им строчки Фета, как будто они имеют значение в столь сложный и страшный жизненный момент. Хорошо показано в произведении и то, как уже будучи взрослой женщиной, героиня смогла сохранить свое благородство, проявляя заботу о своих случайно обретенных подопечных, несмотря на собственные тяготы и невзгоды. Удивительным образом пронесла она через всю жизнь и воспоминания о том самом холодном осеннем вечере, который разделил ее жизнь на до и после.
  • Он. Молодой офицер дворянского происхождения, часто гостивший в родовом имении девушки и ее родных. Добрый, романтический юноша, исполненный благородных помыслов. Отправляясь на почти верную смерть, он думает не о себе, а о любимой, советуя в случае его гибели пожить на свете в радость, пока он будет ждать ее там. Много глубины в его чувствах, несмотря на немногословность. Он боится, боится очень сильно, но в этом страхе нет ничего постыдного. Так, все слова и мысли юноши пронизаны светлой грустью, тягостным предчувствием скорой кончины и невозможности предотвратить эту ситуацию, несмотря на внутренние знания, что делает его образ еще более благородным.
  • Отец девушки. Состоятельный представитель дворянского рода, умный, проницательный и очень тактичный человек, который пытается скрыть свои опасения по поводу грядущих событий перед дочерью и ее женихом. Прочитав в газетах новость о Фердинанде, он сразу понял, что войне быть, поспешив предупредить об этом близких. Его пылкая любовь к дочери и большая симпатия к будущему зятю очевидны. «Душа моя!», — обращается он к молодому человеку, демонстрируя тем самым искренность своих чувств и глубину опасений за его жизнь и здоровье.
  • Мать девушки. Скромная, благородная женщина средних лет, всем сердцем переживающая за будущее своих детей. Пока родные ведут неспешную беседу в гостиной за чаем, женщина зашивает в небольшой тканевый мешочек доставшийся ей от отца и деда образок, который должен защитить жениха дочери на войне. Она же крестит юношу на ночь, несмотря на то, что прощание должно состояться только утром, и надевает напоследок мешочек с той самой золотой иконкой, дорогой сердцу фамильной реликвией, используемой в качестве своеобразного оберега.

Сюжетная линия

Вряд ли стоит читать эту прозу в сокращении, ведь на то, чтобы ознакомиться с рассказом полностью, понадобится не более 10 минут. Если же по каким-то причинам нужен именно краткий пересказ (зачастую подобный материал используется для написания сочинений или составления литературных композиций с цитатами), то сокращение всегда можно найти на любом онлайн-ресурсе.

Сюжет рассказа включает в себя следующие последовательные события, рассказанные героиней от первого лица:

  • Сначала идет предыстория, в которой рассказчица описывает летнее имение своего отца и частого гостя в нем, молодого человека, сына близкого друга семьи. Рассказывает она и о новости про гибель Фердинанда, воспринятую отцом с большой тревогой, который сразу же понял, что это верный признак грядущей войны. Вспоминает героиня и о том, как в день Петра, совпавший с именинами отца, была объявлена их помолвка, и что свадьбу пришлось отложить на весну из-за того, что любимого отозвали на фронт.
  • Следующая и последняя их встреча произошла только в сентябре, когда названый жених приехал проститься с героиней и ее семьей. Рассказчица делает акцент на том, насколько холодным был тот осенний вечер, как по-особому светили ледяные звезды в небе и светились окошки родного имения. Грусть и дурное предчувствие буквально витали в воздухе, хотя герои пытались бодриться и только в конце девушка не выдержала и горько зарыдала, прекрасно понимая, что этот поздний разговор может стать последним.
  • Дальше идет сухая констатация факта — героиня коротко сообщает о том, что любимого убили через месяц в Галиции. Вскользь она упоминает и смерть родителей, правда, без указания причины, но судя по тому, что девушка называет весну 1918 года, они не пережили революцию. Сама она была вынуждена, как и многие дворяне того времени, распродавать свое имущество, подрабатывая на рынке и снимая угол в подвале у торговки, которая каждый раз пыталась побольнее уколоть ее, напоминая о былом статусе и сложившемся бедственном положении.
  • Вспоминает рассказчица и свою встречу с отставным военным, человеком прекрасной души, который стал ее мужем. Прожив два года на Дону, она и ее супруг решили бежать в Константинополь, взяв с собой его племянника, семнадцатилетнего добровольца. Однако судьба-злодейка почему-то вновь оставляет героиню в одиночестве, забирая ее мужа, который прямо на борту корабля скоропостижно скончался от тифа.
  • Героиня временно оседает на турецкой земле, воспитывая семимесячную девочку, оставленную ей племянником и его молоденькой женой, которые в поисках лучшей доли решили податься в Крым, а потом и на далекую землю Врангеля, а там и окончательно потерялись. Женщине пришлось тяжело работать, чтобы прокормить себя и девочку, отправляясь из одной европейской страны в другую.
  • Осесть ей довелось только во Франции, сначала в Париже, а потом в Ницце, оставив уже подросшую девочку в столице, которая быстро освоилась и совсем скоро позабыла о своей заботливой тетушке.

В конце этого коротенького повествования героиня приходит к выводу, что из всего обилия событий и пришлых людей в ее жизни, главными оказались именно тот холодный осенний вечер и любимый человек, обещавший дождаться ее на небесах в случае своей гибели. И хоть мечтать и радоваться, как завещал безвременно ушедший жених, она больше не смогла, так как обстоятельства складывались не самым лучшим образом, она все-таки сохранила светлую память о нем и том вечере, как о самом важном судьбоносном моменте.

Суть рассказа

Проводя анализ «Холодной осени», стоит уделить максимум внимания символизму, которым наполнено произведение. И прежде всего автор делал упор на времени года, ассоциируя жаркое лето с молодостью, любовью и чувственной страстью. Когда же теплой поре довелось кончиться, сменившись холодными осенними днями с пробирающим до косточек ледяным воздухом, то волею судьбы завершилось и счастье главной героини, познавшей горечь утраты в столь раннем возрасте.

Основную идею рассказа можно условно разбить на две части, первая из которых погружает читателя в описываемую эпоху со всеми ее ужасающими испытаниями, тогда как вторая позволяет рассмотреть на конкретном примере всю разрушительную мощь войны, способной беспощадно калечить судьбы миллионов ни в чем неповинных людей. Очевидно, что автор осуждает эти события, стараясь осветить проблематику изнутри и заставить читателя прочувствовать на себе весь трагизм происходящего, включая те испытания, которые выпали на долю героини.

И даже красавица-южанка Ницца предстает героине в двух разных образах, вспоминаясь как прекрасный средиземноморский курорт в прошлом, который ей довелось посетить вместе со своими родителями еще в бытность их благоденствия, и воспринимаясь как место для влачения жалкого существования в настоящем, полностью потерявшем былое волшебство и легкость восприятия.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://briefly.ru/bunin/kholodnaia_osen/
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/kholodnaya-osen
  • https://kratko.rustih.ru/ivan-bunin-holodnaya-osen/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bunin/holodnaya-osen
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kholodnаyа-osen-bunina.html

Литература. 8 класс. Урок по теме : «Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор : Рыспаева Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СШ №11.

Тема: «Повествование о любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».

Образовательная: расширить представления учащихся о личности и творчестве И.А.Бунина; показать особенности творческой индивидуальности писателя; формировать навыки работы с художественной и справочной литературой; развивать навыки анализа текста.

Развивающая: формировать умение работать с информацией; формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.

Воспитательная: повышение мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; формировать умение работать в паре.

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: умение анализировать художественный прозаический текст.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

— Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.  

— Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствие учителя.

Показ тетрадей  с домашними заданиями, задают  вопросы, возникшие при выполнении работы.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

– Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? ( А.П.Чехов  «О любви») Прослущайте:

Любовь, любовь – загадочное слово, 
Кто мог бы до конца его понять? 
Всегда во всем старо ты или ново, 
Томленье духа ты иль благодать?

— Какой темой объединены эти строчки и рассказ А.П.Чехова? (Темой любви)

Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви . Мастерство Бунина-рассказчика. 

Запись даты и темы в тетрадь.

Ответы на вопросы учителя.

Регулятивные: осуществляют
коррекцию
, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Слово учителя (чтение)

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина.  При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.

Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

И.Бунин

— Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)

– Как вы думаете,  любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?

– Используя слова СЧАСТЬЕ и ЛЮБОВЬ и знак препинания ТИРЕ, составьте свою формулу любви. (Любовь – счастье, счастье – любовь). Запись в тетрадь и пояснение.

– Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради.

(В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи»)

Анализируют эпиграф, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют вопросы.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

Работа с биографией автора.

     Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).

        Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.

       В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

      Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.

       Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.

        За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.

       Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.

       Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. Тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение.

       За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем.

Темы и сюжеты для рассказов Бунину подсказывала сама жизнь:

–  первая любовь к Варваре Владимировне Пащенко длилась 5 лет, но не закончилась браком, потому что родители невесты были против этого союза,

– женитьба на гречанке Анне Николаевне Цакне, рождение сына. Вскоре брак распался, а любимый сын Коленька умер в возрасте 5 лет от скарлатины.

У Бунина детей больше никогда не было. С фотографией сына он не расставался до конца своих дней,

– Вера Николаевна Муромцева стала верным и преданным другом до конца его дней.

Иван Алексеевич Бунин не принял Октябрьскую революцию и 1920 году вместе с женой он навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной. 33 года Бунин прожил во Франции, последние годы в крайней бедности. И.А.Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сен – Женевьев — де — Буа. Французы называют его РУССКИМ кладбищем

Слово учителя — Возврат к фото: как вы думаете, почему в глазах немолодого уже писателя стоят слёзы? – ответы учащихся.

– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине.

Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.

Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ»

Выступления детей

Делают записи в тетрадь.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

— Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом — подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.

— Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)— Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

— Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

—  Перескажите сжато сюжет рассказа.

— В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

—  В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)

— Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)

Слово учителя.

Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа».  К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

— Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

– Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):

1 ряд — Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»

2ряд — Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»

3 ряд — Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»

– Задания (на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают1пара — цвет, свет, 2 пара-пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара—звуки (на общую работу вам 5 минут )

Беседа (зачитывание ответов с примерами)

– Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?

– Вот что у нас получилось. 

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки — от глухих до сильных, выразительных.

Художественно-выразительные средства в рассказе.

Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд — эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)

– Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.

— Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)

— Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

— Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

— Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

—  Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

— Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

— Почему же все-таки герои – муж и жена — не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?

Слово учителя

— Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).

— Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)

— Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)

— Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

— Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?

— Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее — реальность, грозящая катастрофой.

— Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

— Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

— Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

— В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,После бала») — На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?

Ответы  на вопросы учителя. Анализируют рассказ. Делают выводы.

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

—  Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль)

— Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Делают вывод

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение  «Бунин и я. Что нового открыл для себя?» , «Мое восприятие рассказа Бунина».

Конспект биографии И.А.Куприна. Читать «Куст сирени».

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

  • Рассказ бунина митина любовь
  • Рассказ бунина красавица читать
  • Рассказ бунина холодная осень краткое содержание
  • Рассказ бунина слепой читать
  • Рассказ бунина холодная осень слушать