Рассказ бунина грамматика любви

Краткое содержание рассказа грамматика любви, который написал иван алексеевич бунин, значительно сокращает время на прочтение произведения. команда литеровед.ру подготовила весь

Краткое содержание рассказа «Грамматика любви», который написал Иван Алексеевич Бунин, значительно сокращает время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы познакомитесь с главными героями и узнаете основные моменты произведения.

Главные герои

  • Ивлев – помещик, который очень заинтересовался историей любви Хвощинского и Лушки.
  • Хвощинский – покойный помещик, до безумия любивший Лушку.
  • Лушка – молодая девушка, которая работала горничной у Хвощинского. Двадцать ет назад она утонула.
  • Младший Хвощинский – сын Хвощинского и Лушки.

Краткое содержание

В самом начале лета некий помещик по фамилии Ивлев решил отправиться в самые отдаленные места своего уезда. С самого начала поездка пришлась помещику по вкусу – день был солнечным и теплым, в воздухе витал аромат различных трав, а птицы пели прекрасные песни. Но очень быстро погода испортилась, небо начало затягиваться тучами, и стал моросить мелкий дождь. Помещик Ивлев решает укрыться от дождя, заехав к своему знакомому графу, который проживал недалеко. По пути старик-пахарь сказал, что графа дома нет, а есть только его молодая жена. Но помещик все же решил ехать к ним.

Когда Ивлев приехал в гости, его встретила графиня, которая была при макияже и весьма откровенном наряде. Закурив, она начала вести разговоры, которые сводились к любовной тематике. Он мимоходом обмолвилась про своего ближайшего соседа, помещика Хвощинского, который не так давно умер. Всю свою жизнь он безумно любил свою горничную Лушку.

Ивлев отправился дальше, хотя непогода лишь разошлась. Он начал думать о Хвощинском, какая судьба у него была. Он решает навестить святую обитель той самой Лушки, чтобы для самого себя разобраться, что же это было на самом деле – сумасшествие или роковая страсть?

Как рассказывали помещики преклонного возраста, Хвощинский зарекомендовал себя редким умницей. Но потом случилось так, что он влюбился в Лушку, а после её неожиданной кончины, вся его жизнь пошла под откос. Он начал жить затворником, поселившись в комнате возлюбленной, и около двадцати лет не покидал её кровати. Он перестал куда-либо ездить, да и в своей собственной усадьбе его перестали видеть.

Усадьба была старая и неухоженная. На крыльце дома, где раньше проживала Лушка, стоял молодой мужчина. Молодой человек приходился сыном Лушке. Он с большим удивлением посмотрел на новоприбывшего гостя. Ивлев сказал молодому человеку, что интересуется библиотекой Хвощинского, которую, возможно, он захочет в дальнейшем приобрести.

Данный разговор очень смутил юношу, поэтому он то и дело смущенно отводил глаза, краснел, а ответы его были краткими и односложными. Ему очень понравилась возможность продать библиотеку Хвощинского. Ивлев постарался вскользь узнать у молодого человека интересующую его информацию, поэтому в разговоре упомянул про недуг его отца. Молодой человек встрепенулся и начал объяснять, что никакими болезнями они не болеют, а это все сплетни людей.

Ивлев отправился осмотреть половину дома. Где ранее проживал Хвощинский. Здесь было достаточно холодно. Поскольку эту часть дома никто не отапливал. Да и зачем? Ведь в ней все равно никто не проживал. В зале рядом с иконами стояли свечи для венчания, что не утаилось от Ивлева. В его глазах застыл немой вопрос. Юноша нехотя рассказал, что свечи и обручальное кольцо отец приобрел уже после смерти Лушки. Более того он стал носить это кольцо не снимая. После этого молодой человек провел Ивлева в комнату, где находилась лишь железная кровать и два шкафа, наполненных книгами.

Ивлеву было очень интересно изучить библиотеку покойного. Она в основном состояла из романов и сонников, из чего Ивлев понял, чем интересовался Хвощинский во время своего затворничества. Так же Ивлев увидел достаточно тонкую книгу и шкатулку. В шкатулке лежало так называемое «ожерелье» Лушки.

Когда Ивлев начал рассматривать бусы покойной, которую продолжили любить даже после её смерти, он ощутил головокружение. Маленькая и тоненькая книга  называлась «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым». Молодой человек сказал, что именно эту книгу он не продаст, поскольку его покойный отец очень ею дорожил.

Тогда Ивлев спросил разрешения просто изучить книгу. Молодой человек дал свое согласие. Тогда помещик стал с интересом её изучать. Вся книга состояла из небольших глав, а последнюю страницу украшало стихотворение, написанное самим Хвощинским.

Из всей библиотеки Хвощинского Ивлеву приглянулась лишь эта книга. Он купил её у молодого человека, заплатив огромную сумму денег. Когда они возвращались домой кучер начал рассказывать Ивлеву о жизни сына Хвощинского, о том, как тот и с кем живет. Но Ивлеву это было совершенно не интересно, поэтому он практически не слушал кучера. Мысли помещика были полностью посвящены Лушке. Его очень зацепило то самое «ожерелье», которое он увидел в комнате. Нечто подобное он уже ощущал однажды, когда был в Италии. Точно такое же ощущение у него возникло тогда, когда он рассматривал реликвии святой.

Ивлев понял, что некая Лушка, которая умерла двадцать лет назад, навсегда теперь останется в его мыслях. Он ещё раз достал купленную книгу «Грамматика любви», чтобы еще раз прочитать строки, которые написал Хвощинский.

Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

1) реалии быта;

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).

3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).

4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).

5) Любовь в конце жизни («В Париже»).

6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).

7) «Холодная осень»- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и смерти.

8) «Натали» — телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.

9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

Сообщения студентов:

  • Чистый понедельник —  первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

  • Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)

  • Великий пост  — 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. БелыйЕго лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».

Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, — о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик — это модные авторы европейского декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?   

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Она — странная, загадочная, противоречивая. Он — счастливый, влюбленный.  «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:». 

Главное в характеристике героя —  влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота.  Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)

Всё это составляет секрет женского обаяния.

«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны,  «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха.  С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена — это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

СветВ начале рассказа — полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:

«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…»

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».

4. Заключительное слово преподавателя

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» — это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» — портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя — «лучшего стилиста современности» (М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Представления о счастье героев рассказов Л.Н.Толстого «После бала», А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ» и А.И.Куприна «Куст сирени» (Школьные сочинения)

Не только выдающиеся личности и великие мыслители пытались ответить на вопрос о том, что такое счастье. Даже простой обыватель имеет точку зрения об этом самом чувстве. Писатели выражают собственные суждения через свои произведения устами героев. Рассмотрим представления о счастье персонажей рассказов Л.Н.Толстого “После бала”, А.П.Чехова “О любви”, И.А.Бунина “Кавказ” и А.И.Куприна “Куст сирени”.

Герой рассказа Л.Н.Толстого Иван Васильевич рассказывает историю о том, как один случай в молодости полностью поменял его. Однажды на балу он много танцевал с Варенькой Б, в которую был сильно влюблен. Став свидетелем танца девушки с ее отцом, Иван Васильевич умилился и сложил самое положительное мнение о старике. Однако позже герой увидел, как отец Вареньки с солдатами гоняют татарина за побег. Ужасающее зрелище наказания оставило в душе героя неизгладимое впечатление и вызвало отторжение не только от полковника, но и от его дочери.

По моему мнению, для Ивана Васильевича счастье – это право вести себя свободно, без лицемерия и лжи, не притворяясь, не искажая свои мысли и чувства для того, чтобы казаться “правильным”. Многие люди при помощи фальшивых улыбок и слов создают о себе хорошее впечатление, но что в нем толку, если на самом деле душа человека прогнила насквозь. Я полностью согласна с героем рассказа, ведь если не можешь быть настоящим, то ты несчастен.

В рассказе А.П.Чехова “О любви” повествуется о неком Алехине. Он влюбился в замужнюю женщину. Чтобы иметь возможность хотя бы просто видеть Анну Алексеевну, Алехин подружился с ее мужем Дмитрием. Главный герой часто навещал это семейство. Шли годы. Алехин понимал, что Анна Алексеевна тоже любит его, но все время находил какие-то отговорки, чтобы не признаваться той в своих чувствах. Вскоре между ними возникло какое-то раздражение. Затем Анне Алексеевне понадобилось лечение в Крыму, и наконец во время проводов главный герой решился признаться женщине в любви. Тут-то Алехин понял, каким мелким и незначительным являлось все то, что якобы могло помешать им быть вместе, но было уже поздно, ведь его возлюбленная уехала.

Для персонажа этого произведения счастье – это возможность быть с теми, кого мы любим, не взирая ни на какие мнимые и существующие препятствия. Алехин сам упустил свою любовь, осознанно обрек себя на страдания только из-за неясных сомнений, постоянного анализа своих будущих поступков. Конечно, нельзя жить, не рассматривая свои действия с нравственной точки зрения, но углубляться в так называемую дурную рефлексию тоже не стоит.

В произведении И.А.Бунина “Кавказ” идет речь о любви мужчины и женщины, у которой есть муж. Возлюбленные решают уехать на кавказское побережье и прожить там несколько недель. Им удается воплотить свой план в реальность. Счастье влюбленных не имеет границ. Тем временем муж женщины безуспешно пытался найти ее, а затем застрелился.

Я считаю, что представления о счастье у главных героев рассказа “Кавказ” одинаковы с представлениями Алехина из произведения “О любви”. А вот для мужа сбежавшей счастье – это когда ты не только рядом с тем, кого любишь больше всего на свете, но и когда тебе отвечают взаимностью и находятся рядом в твоей власти. Жена была для него смыслом жизни, а когда смысл исчез, мужчина не нашел в себе сил существовать дальше без любви. Думаю, в корне неправильно жить ради кого-то, ведь в таком случае невозможно обойтись без разочарований.

В рассказе А.И.Куприна “Куст сирени” мы знакомимся с семьей Алмазовых. Николай пытается поступить в академию, а Вера – облегчить ему эту задачу. Как-то Алмазов, работая над планом местности, поставил на него пятно и превратил в кучку деревьев. Профессор указал Николаю на ошибку, тот заспорил. В итоге профессор принял решение ехать на следующий день к злополучным кустам вместе с Алмазовым, дабы доказать ему его неправоту. Николай возвращается домой, рассказывает обо всем жене. Вера тут же решает продать свои драгоценности и посадить кусты туда, где они должны находится на плане. Авантюра удается, Алмазов поступает в академию.

Для героини этого произведения счастье – это когда счастливы твои близкие. Если те, кого ты любишь, испытывают удовлетворение, это доставляет тебе радость. Но нужно думать и о себе тоже, чтобы не закончить как муж главной героини из рассказа “Кавказ”.

Добавлю также ко всему выше сказанному, что когда счастье дается тебе какими-либо жертвами, ты будешь его особенно ценить. Персонажи рассказов “Кавказ” и “Куст сирени” испытали значительные переживания, но именно они сделали момент триумфа более прекрасным.

Счастье одного человека может причинить несчастье другому. Если кому-то достаточно для радости малого, то другому требуется много всего для полного удовлетворения. Некоторые не ценят того, что имеют, а когда потеряют это, страдают. Некоторые делают поиск счастья целью существования, но так и не находят искомого. Некоторые даже не знают, что именно им нужно. Что же такое счастье? Невозможно, как мне кажется, четко ответить на этот вопрос.

Пейзаж в рассказе после бала. «Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина”Кавказ”, М. Горького”Челкаш”. Описание самого события

В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.

Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.

Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопост.

В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определённое настроение, передать душевное состояние героя, раскрыть замысел произведения.

Например, в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» повествование чётко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Этот случай круто изменил жизнь рассказчика Ивана Васильевича. Описания двух событий резко противопоставлены друг другу. Красота, прелесть Вареньки («видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза») — и страдания доведённого до нечеловеческого страдания беглого солдата («Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека»)

Контрастны ощущения героя. На балу понятия «любовь» и «счастье» определяют всё, но после утреннего впечатления светлые чувства сменяются «тоской» и «ужасом».

Весь этот важный для рассказчика день его сопровождает музыка («В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»). И после бала звуки флейты и барабана сопровождают наказание татарина («Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (…) это была какая-то другая жестокая, нехорошая музыка»).

Ключевой теме творчества И. А. Бунина — любви — посвящен рассказ «Кавказ». В нём повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. Влюблённые решили тайно уехать на несколько недель из столицы к тёплому морю. В этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев передаются через пейзажные зарисовки. Контрастны описания промозглой осенней Москвы и экзотических картин Кавказа. «В Москве шли холодные дожди,… было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих… И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода». В этом отрывке внутреннее состояние героя (волнение, страх и, может быть, угрызение совести от нечестного поступка) сливается с московским ненастьем.

Кавказ же встретил «беглецов» богатством красок и звуков. Природа не может чувствовать, она безмолвно прекрасна. Человек же вдыхает в неё своё настроение. Достаточно сравнить Кавказ в воспоминаниях рассказчика, когда он был одинок («осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн…»), и прекрасный, фантастический Кавказ сегодня, когда рядом любимая женщина («В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор»; «ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки»). Такой удивительно поэтичной, сказочной делают природу страстные чувства героев.

Теме «маленького человека», «босяку» посвящён рассказ «Челкаш» М. Горького (1895). Начинается он с развёрнутого описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжёлые пароходы-гиганты. «Всё дышит модными звуками гимна Меркурию» — богу торговли. Могучая морская стихия укрощена металлом («Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом») Люди стали рабами созданных ими орудий обогащения, они «смешны и жалки», «ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами…». Этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Другие сочинения по этому произведению

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите. » – Толстой остановился на названии «После бала»?

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

События, описанные в поэме, происходили в период добровольного присоединения Грузии к России.

Трагизм судьбы главного героя в том, что он был пленен («ребенка пленного он (генерал) вез»). Но характер Мцыри имел особый, он отказался от еды, из-за этих обстоятельств в нем развился «могучий дух его отцов». Умирающего мальчика оставили в монастыре, где его выходил один монах. Накануне принятия монашеского обета Мцыри сбежал из монастыря. Всё это время, которое он находился в монастыре, он страдал из-за отсутствия воли. Те три дня, которые он провел в лесу, воскресили его. Он увидел прекрасную природу, диких зверей, молодую девушку. Что делал он за стенами монастыря, сам Мцыри называет словом «жил». Просто жил. На воле Мцыри вспомнил об отчем доме и захотел найти дорогу к нему, но вернулся вновь к стенам монастыря. Он осознал, что свободу обрести ему не удастся. «Помощи людской» он не желает, потому что не верит в то, что люди, совершенно другие, могут ему помочь. Мцыри одинок в этом мире, он глубоко осознает и переживает свое одиночество.

С судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Поэтому трагический финал его судьбы предопределен.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

2.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии поэта.

2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема любви звучит в повести совершенно иначе, нетрадиционно. Любовь на страницах «Шинели» появляется в христианском толковании. Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству. Такова позиция Гоголя.

2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рас-сказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите. » – Толстой остановился на названии «После бала»?

Рассказ «После бала» построен на контрасте. Контрастны портретные характеристики, поведение отца Вареньки на балу и после бала, настроение и мысли главного героя до и после увиденного на плацу. Название «После бала» точнее передает основную идею произведения: жизнь человека может изменить одно событие. Для главного героя переломный момент в его жизни наступил после бала, от увиденного на плацу.

Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого После бала, И.А.БунинаКавказ, М. ГорькогоЧелкаш.: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
        • Антоновские яблоки
        • Господин из Сан-Франциско
        • Кавказ
        • Легкое дыхание
        • Солнечный удар
        • Суходол
        • Темные аллеи
        • Цифры
        • Чистый понедельник
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Роль пейзажа в рассказах Л.Н. Толстого “После бала”, И.А.Бунина”Кавказ”, М.Горького”Челкаш”

В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определённое настроение, передать душевное состояние героя, раскрыть замысел произведения.
Например, в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» повествование чётко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата.

Этот случай круто изменил жизнь рассказчика Ивана Васильевича. Описания двух событий резко противопоставлены друг другу. Красота, прелесть Вареньки («видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза») – и страдания доведённого до нечеловеческого страдания беглого солдата («Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека»)
Контрастны ощущения героя. На балу понятия «любовь» и «счастье» определяют всё, но после утреннего впечатления светлые чувства сменяются «тоской» и «ужасом».
Весь этот важный для рассказчика день его сопровождает музыка («В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»). И после бала звуки флейты и барабана сопровождают наказание татарина («Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (…) это была какая-то другая жестокая, нехорошая музыка»).
Ключевой теме творчества И.А. Бунина – любви – посвящен рассказ “Кавказ”. В нём повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. Влюблённые решили тайно уехать на несколько недель из столицы к тёплому морю. В этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев передаются через пейзажные зарисовки. Контрастны описания промозглой осенней Москвы и экзотических картин Кавказа. «В Москве шли холодные дожди,… было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих…. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода». В этом отрывке внутреннее состояние героя (волнение, страх и, может быть, угрызение совести от нечестного поступка) сливается с московским ненастьем.
Кавказ же встретил «беглецов» богатством красок и звуков. Природа не может чувствовать, она безмолвно прекрасна. Человек же вдыхает в неё своё настроение. Достаточно сравнить Кавказ в воспоминаниях рассказчика, когда он был одинок («осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн. »), и прекрасный, фантастический Кавказ сегодня, когда рядом любимая женщина («В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор»; «ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки»). Такой удивительно поэтичной, сказочной делают природу страстные чувства героев.
Теме «маленького человека», «босяку» посвящён рассказ «Челкаш» М. Горького (1895). Начинается он с развёрнутого описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжёлые пароходы-гиганты. «Всё дышит модными звуками гимна Меркурию» – богу торговли. Могучая морская стихия укрощена металлом («Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом») Люди стали рабами созданных ими орудий обогащения, они «смешны и жалки», «ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами…». Этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

Контраст в рассказе «После бала» (Л. Н. Толстой)

posle bala

Более полному выражению взглядов Л. Н. Толстого способствовал контраст в рассказе «После бала».

Действие рассказа разворачивается в России 40-х годов 19 века. Это эпоха правления Николая I. Император ратовал за порядок и строгий контроль, главную роль в государстве он отводил армии. Новый «Рекрутский указ» устанавливал порядок комплектования армии. Изменилась военная форма, оружие. Ужесточились наказания за провинности. Солдаты дали императору прозвище «Палкин», так как за любую провинность их били палками. Было много случаев, когда забивали до смерти.

Толстой изображает эпоху на фоне любовной истории. Главный герой рассказа Иван Васильевич вспоминает случай из своей молодости, который перевернул его жизнь. Он был молод, богат и главное его удовольствие «составляли вечера и балы». Один из них запомнился ему навсегда.

Предметом обожания Ивана Васильевича была Варенька, дочь старого полковника. Она была «необыкновенная красавица», высокая стройная, грациозная. Прямая осанка, откинутая голова придавали ей царственный вид. Ласковая улыбка смягчала производимое впечатление. Варенька блистала на балах, все были очарованы ею. Иван Васильевич же был безумно влюблен в нее.

В последний день масленицы губернский предводитель давал бал. Все было великолепно: приятная музыка, прекрасная зала, великолепный буфет, море шампанского. Иван Васильевич был пьян без вина, его голова кружилась от любви. Варенька отвечала ему взаимностью. Они весь вечер танцевали. В конце вечера девушка подарила Ивану Васильевичу перо от веера, счастливый, он спрятал его в перчатку. Он «был счастлив, блажен», добр, не человек, а какое-то неземное существо, не знающее зла. Иван Васильевич весь мир обнимал своей любовью.

Бал завершился танцем Вареньки с отцом. Он был красивым, статным и высоким. Натянув на руку замшевую перчатку, отец взял дочь за руку, и они двинулись вокруг залы. Рассказчик любовался ими. Особенно умилили его старинные сапоги полковника. Иван Васильевич подумал, что отец не покупает себе модных сапог, чтобы лучше наряжать дочь и вывозить ее в свет.

Молодой человек был счастлив и в таком восторженном настроении он вернулся домой, но уснуть не мог. Он решил прогуляться. На улице было светло, туманно, таял снег, с крыш капало. Все вокруг было мило и значительно. В душе у Ивана Васильевича все еще звучал мотив мазурки.

Он подошел к полю и услышал совсем другую музыку, неприятную и визгливую. Он разглядел сквозь туман черные фигуры. Когда подошел ближе, то увидел солдат, стоящих в две шеренги друг против друга. Между рядами двигался оголенный по пояс человек, справа и слева на него опускались палочные удары.

В военном, который командовал экзекуцией, молодой человек с ужасом узнал отца Вареньки. Рукой в той же перчатке, в которой он только что вел дочь в танце, он бил по лицу солдата, слишком слабо опустившего палку на спину наказываемого. Оглянувшись, он увидел Ивана Васильевича, злобно нахмурился и сделал вид, что не узнал. Молодой человек опустил глаза и поспешил уйти.

Еще долго в ушах звучала флейта, била барабанная дробь и слышался жалобный голос солдата, просившего товарищей о милосердии. На сердце у Ивана Васильевича была тоска, доходившая до тошноты.

Показать чудовищность наказаний, которые применялись в царской армии, Толстому удалось, благодаря использованию приема контраста. Приятная музыка бала противопоставлена жуткой музыке, сопровождавшей сцену наказания. Вместо очаровательной Вареньки окровавленная фигура татарина. Танец полковника с дочерью контрастирует с его неприглядной ролью руководителя экзекуции. Зала, наполненная разодетыми гостями, и черные фигуры военных.

Контраст этих двух сцен создается на фоне чувств Ивана Васильевича. Его образ объединяет эти две картины. Восторженные эмоции Ивана Васильевича противопоставляются ужасу, наполнившему его душу после страшной сцены наказания татарина, свидетелем которой он невольно оказался. Контраст проявляется и в том, что герой до этого утра хотел стать военным. Закончилось тем, что он не поступил на военную службу и вообще нигде не служил. А его безумная любовь к Вареньке сошла на нет.

Благодаря приему контраста, впечатление от прочитанного достигает такой яркости, как будто читатель сам видит происходящее. Это помогает автору наиболее полно раскрыть идею произведения, показать фальшь и пустоту светского общества, жестокость, скрытую под маской добродушия.

Роль пейзажа в рассказе Челкаш Горький М

Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.

Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», «закованные в гранит волны», «вспененные, загрязненные разным хламом»), это уже настраивает на определенный лад, заставляет задуматься, насторожиться, быть начеку.

Эти картины дополняют звуки: «звон якорных цепей», «грохот вагонов», «металлический вопль железных листов». Все эти детали как бы предупреждают нас о надвигающемся конфликте. И вот на фоне этого появляется Гришка Челкаш – старый травленый волк, пьяница и смелый вор. Описание его внешности полностью соответствует описанию картин порта; автор использует мрачные краски – «всклокоченные черные с проседью волосы и испитое, острое, хищное лицо», «холодные серые глаза», это вызывает некоторое пренебрежение и отвращение к герою. На этом же фоне мы видим молодого, коренастого парня – Гаврилу. Между ними завязывается знакомство, Челкаш приглашает этого парня поучаствовать в деле – в воровстве, однако Гаврила еще не знает, что это за дело.

Ночь, тишина, плывущие по небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым крепким сном «работника, который сильно устал за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется внутреннее напряжение. По мере того как это напряжение из внутреннего перерастает во внешнее, Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум страшен. Этот страх рождается и в душе у Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все затихло, было холодно, темно, зловеще, а главное – все молчало. И от этого глухого молчания становилось жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению. Между тем, ночь становилась все темней и молчаливей, и это придавало уверенности и силы для завершения успешной «операции», море стало спокойным, и к обоим героям вновь вернулось душевное равновесие. Природа как бы помогала героям преодолеть все преграды и успешно добраться до берега. Пейзажные зарисовки отражают внутреннее состояние героев: все спокойно, и море спокойно…

В последней сцене – сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой – мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем все крупней и крупней. Это точно соответствует назревающему конфликту: сначала он основывался просто на выпрашивании денег, а затем на драке. Струйки дождя сплетали целую сеть из ниток воды, по‑моему, М. Горький хотел показать, что Гаврила запутался в сети собственных мыслей: он хотел получить деньги, причем не просто свою долю, а все «заработанные» деньги, во‑вторых, задумал убийство человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в‑третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста.

А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком.

Несомненно, роль пейзажа велика в произведении. По этим описаниям легче понять характер героев, что они задумали, складывается представление о том, что будет дальше, благодаря им чувствуется приближающийся конфликт, пик и развязка конфликта.

Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). «Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж помогает создать портрет времени, передать колорит места, эпохи.

Для примера возьмем рассказ И.А. Бунина «Кавказ», входящий в цикл «Темные аллеи». Здесь пейзаж дан по контрасту: Москва – Кавказ. Рассказчик со своей возлюбленной уезжает из холодной сырой Москвы на юг. Героиня бежит от своего любовника (или мужа, мы точно не знаем). Про этого человека мы знаем только, что он очень ревнив и будет искать свою женщину везде: и в Геленджике, и в Гаграх. Пейзаж помогает передать состояние всех героев. Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода». Но ожидание окончилось — возлюбленная героя пришла. И наступили дни счастья, солнца, знойного лета: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы…» Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни. Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» — тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь. Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить. Мы помним, что любовь, по Бунину, — это короткий миг, оставляющий след на всю жизнь. Это сильнейший всплеск чувств, клубок, состоящий из радости и боли, любви и ненависти, горя и счастья. Такой любовь была для всех героев рассказа, но особенно для того, кто любил героиню. И пейзаж помог нам понять всю силу чувств героя, помог почувствовать то, что чувствовали они, помог передать их состояние. В рассказе М. Горького «Челкаш» также присутствует пейзаж. Он дан в романтических тонах и выполняет ряд важных функций. Герой рассказа – вор Челкаш – промышляет тем, что обворовывает корабли. В рассказе даны описания моря – стихии главного героя: «Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день». Горький показывает, что Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену». Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания. Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы, деревенского парня, которого Челкаш взял с собой на промысел. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем». Отличается и поведение этих героев на море. Челкаш сидит прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…» Таким образом, пейзаж в обоих рассказах выполняет важные функции: он служит для характеристики героев, передачи их чувств и психологического состояния, для выражения авторской позиции и авторского отношения к героям.

Предложения интернет-магазинов

Какова роль и значение пейзажа в рассказах И.А.Бунина «Кавказ» и М.Горького «Челкаш»

Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж помогает создать портрет времени, передать колорит места, эпохи.

Для примера возьмем рассказ И.А. Бунина «Кавказ», входящий в цикл «Темные аллеи». Здесь пейзаж дан по контрасту: Москва – Кавказ. Рассказчик со своей возлюбленной уезжает из холодной сырой Москвы на юг. Героиня бежит от своего любовника (или мужа, мы точно не знаем). Про этого человека мы знаем только, что он очень ревнив и будет искать свою женщину везде: и в Геленджике, и в Гаграх.

Пейзаж помогает передать состояние всех героев. Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода».

Но ожидание окончилось — возлюбленная героя пришла. И наступили дни счастья, солнца, знойного лета: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы…»

Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте».

Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» — тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь.

Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.

Мы помним, что любовь, по Бунину, — это короткий миг, оставляющий след на всю жизнь. Это сильнейший всплеск чувств, клубок, состоящий из радости и боли, любви и ненависти, горя и счастья. Такой любовь была для всех героев рассказа, но особенно для того, кто любил героиню. И пейзаж помог нам понять всю силу чувств героя, помог почувствовать то, что чувствовали они, помог передать их состояние.

В рассказе М. Горького «Челкаш» также присутствует пейзаж. Он дан в романтических тонах и выполняет ряд важных функций.

Герой рассказа – вор Челкаш – промышляет тем, что обворовывает корабли. В рассказе даны описания моря – стихии главного героя: «Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Горький показывает, что Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену».

Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.

Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы, деревенского парня, которого Челкаш взял с собой на промысел. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем».

Отличается и поведение этих героев на море. Челкаш сидит прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…»

Таким образом, пейзаж в обоих рассказах выполняет важные функции: он служит для характеристики героев, передачи их чувств и психологического состояния, для выражения авторской позиции и авторского отношения к героям.

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Челкаш
  • Это сочинение списано 24 396 раз

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.

Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», «закованные в гранит волны», «вспененные, загрязненные разным хламом»), это уже настраивает на определенный лад, заставляет задуматься, насторожиться, быть начеку.

Эти картины дополняют звуки: «звон якорных цепей», «грохот вагонов», «металлический вопль железных листов». Все эти детали как бы предупреждают нас о надвигающемся конфликте. И вот на фоне этого появляется Гришка Челкаш – старый травленый волк, пьяница и смелый вор. Описание его внешности полностью соответствует описанию картин порта; автор использует мрачные краски – «всклокоченные черные с проседью волосы и испитое, острое, хищное лицо», «холодные серые глаза», это вызывает некоторое пренебрежение и отвращение к герою. На этом же фоне мы видим молодого, коренастого парня – Гаврилу. Между ними завязывается знакомство, Челкаш приглашает этого парня поучаствовать в деле – в воровстве, однако Гаврила еще не знает, что это за дело.

Ночь, тишина, плывущие по небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым крепким сном «работника, который сильно устал за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется внутреннее напряжение. По мере того как это напряжение из внутреннего перерастает во внешнее, Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум страшен. Этот страх рождается и в душе у Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все затихло, было холодно, темно, зловеще, а главное – все молчало. И от этого глухого молчания становилось жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению. Между тем, ночь становилась все темней и молчаливей, и это придавало уверенности и силы для завершения успешной «операции», море стало спокойным, и к обоим героям вновь вернулось душевное равновесие. Природа как бы помогала героям преодолеть все преграды и успешно добраться до берега. Пейзажные зарисовки отражают внутреннее состояние героев: все спокойно, и море спокойно…

В последней сцене – сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой – мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем все крупней и крупней. Это точно соответствует назревающему конфликту: сначала он основывался просто на выпрашивании денег, а затем на драке. Струйки дождя сплетали целую сеть из ниток воды, по‑моему, М. Горький хотел показать, что Гаврила запутался в сети собственных мыслей: он хотел получить деньги, причем не просто свою долю, а все «заработанные» деньги, во‑вторых, задумал убийство человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в‑третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста.

А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком.

Несомненно, роль пейзажа велика в произведении. По этим описаниям легче понять характер героев, что они задумали, складывается представление о том, что будет дальше, благодаря им чувствуется приближающийся конфликт, пик и развязка конфликта.

  • Рассказ бунина господин из сан франциско краткое содержание рассказа
  • Рассказ бунина кавказ краткое содержание
  • Рассказ бунина господин из сан франциско атлантида что это
  • Рассказ бумеранг дзен 4 глава
  • Рассказ булька толстого читательский дневник