Рассказ бунина чистый понедельник краткое содержание

чистый понедельник: youtube / классное чтение чистый понедельник рассказ выдающегося русского писателя ивана алексеевича бунина. в свойственной ему манере,

«Чистый понедельник»: YouTube / Классное Чтение

«Чистый понедельник» — рассказ выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В свойственной ему манере, живо и органично автор рассказывает трагичную любовную историю. Благодаря писательскому гению Бунина читатель вместе с главным героем переживает и счастье любви, и горечь разлуки. Предлагаем в этом убедиться: сюжет рассказа «Чистый понедельник» кратко изложен ниже.

«Чистый понедельник»: краткое содержание

«Темные аллеи» — один из последних сборников, который при жизни издал Иван Бунин. «Чистый понедельник» — трогательный рассказ о любви — дополнил этот сборник.

Однако любовная драма — это не единственная проблема, раскрытая автором. Какими еще важными вопросами задавался Бунин? «Чистый понедельник», кратко изложенный ниже, поможет понять переживания автора и натолкнет на собственные рассуждения о жизни:

Рассказ Бунина «Чистый понедельник»: экспозиция и завязка

Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик спешил в квартиру напротив храма Христа Спасителя в Москве, где жила его возлюбленная. Вот что Бунин рассказывает читателю о героях:

  1. Он возил ее в дорогие рестораны, театры и на концерты, дарил книги, шоколад, цветы. Неизвестно, куда вели эти отношения: разговоры о будущем она пресекала и была очень загадочна. Близости между ними еще не было, и это держало рассказчика в мучительном ожидании. И все же он был счастлив каждую минуту рядом с ней.
  2. Она жила одна и зачем-то училась на курсах, хоть и редко их посещала. Ее отец, вдовый купец, жил в Твери. Она всегда рассеянно благодарила рассказчика за подарки — так, словно ей ничего из этого не было нужно. Хотя прочитывала все книги, съедала целую коробку шоколада за день и любила живые цветы. А ее явной страстью была хорошая дорогая одежда.
  3. Это была очень красивая пара. Рассказчик обладал южной внешностью и живым характером. А в его возлюбленной было что-то персидское — черные, как уголь, глаза и длинные волосы. И всегда она была молчалива, задумчива.

Иногда она молча позволяла целовать ее руки, ноги, губы. Но, когда чувствовала, что рассказчик теряет самообладание, отстранялась и уходила. А если он заводил разговор о браке, отвечала, что совершенно не годится в жены. Рассказчик не терял надежды и верил, что время все разрешит.

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И. Бунин)Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

Порой их «неполная близость» казалась ему невыносимой. Он не понимал, зачем так истязать себя и его. Но вечер за вечером он «с восторженной благодарностью» глядел на возлюбленную. Время, проведенное вместе, было для него одновременно и мучением, и великим счастьем. Так прошел январь и февраль.

Развитие событий

В Прощеное воскресенье она велела заехать за ней раньше, чем обычно, и предложила отправиться к Новодевичьему монастырю. Девушка рассказала, как накануне побывала на похоронах архиепископа, в деталях описав процессию. Рассказчик лишь удивлялся — не знал, что она так религиозна.

Пара бродила среди могил монастырского кладбища, и рассказчик с обожанием смотрел вслед возлюбленной. Она заметила это и удивилась, как сильно он ее любит.

Вечером они ездили по переулкам в поисках дома Грибоедова, а затем отправились в Охотный ряд, ели в трактире блины. Она с восторгом рассказывала ему о монастырях, пересказывала летописные сказания. Говорила, что однажды уйдет в самый глухой монастырь. Но рассказчик не придал ее словам значения.

На следующий день она захотела пойти на «капустник» Художественного театра, хотя всегда считала их пошлыми. Весь вечер много курила, пила шампанское и наблюдала за актерами, а потом плясала польку с одним из них.

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И. Бунин)Героиня рассказа «Чистый понедельник»: YouTube / MyBook

«Чистый понедельник»: кульминация

Поздней ночью рассказчик отвез возлюбленную домой. У подъезда она попросила отпустить извозчика и подняться в квартиру, что было на нее не похоже: никогда она не позволяла заходить так поздно. Они сблизились окончательно. На рассвете девушка сообщила, что уезжает в Тверь, и попросила оставить ее.

Через две недели рассказчик получил письмо. Она писала, что не вернется в Москву, пойдет служить в монастырь. И попросила не отвечать на письмо, чтобы не продлевать муку.

Развязка

Почти два года потребовалось рассказчику, чтобы прийти в себя: он долго искал утешения в самых грязных кабаках, почти потеряв человеческий вид.

С трудом оправившись, под Новый год решил повторить маршрут, по которому когда-то ходил с возлюбленной. Долго плакал. Оказавшись у ворот Марфо-Мариинской обители, почувствовал желание зайти. Дворник сперва не хотел его пускать, так как шла служба для великой княгини и великого князя. Сунув ему рубль, рассказчик все же попал внутрь.

Из церкви с большой свечой в руках вышла великая княгиня, а следом потянулась вереница поющих инокинь. Одна из них вдруг подняла голову и направила черные глаза прямо на рассказчика, словно почувствовала сквозь темноту, что он там. Он повернулся и вышел из ворот.

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И. Бунин)Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture

«Чистый понедельник»: анализ произведения

Очевидно, Бунин стремился создать нечто большее, чем рассказ о несчастной любви. Какие замыслы вложил писатель в произведение «Чистый понедельник»? Сюжет, изложенный вкратце, дает общее понимание авторских идей. Оценить их в полной мере позволит анализ рассказа:

История создания и тема произведения

В 1920-х годах из-за политических событий в России Бунин эмигрировал во Францию, где пребывал до конца жизни.

За границей писатель работал над сборником любовных новелл «Темные аллеи», для него был написан и рассказ «Чистый понедельник». Литературоведы считают, что в нем автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко.

Исследователи жизненного и творческого пути писателя называли Варвару его первой, «невенчанной» женой.

Как считал сам Бунин, «Чистый понедельник» — одно из его лучших произведений. История создана в 1944-м, а через год опубликована в Нью-Йорке в «Новом журнале».

«Чистый понедельник» повествует о любовной драме. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят свое будущее. Героиня нашла смысл существования в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл:

  • слово «чистый» ассоциируется с очищением, духовным ростом;
  • понедельник — символ нового начала.

Символично, что именно в такой день героиня пришла к просвещению и начала кардинально новую жизнь.

Анализ рассказа «Чистый понедельник» (И. Бунин)Варвара Пащенко, 1892: Wikipedia

«Чистый понедельник»: жанр и композиция

Особенность бунинского повествования указывает на жанр «Чистого понедельника» — новелла. Ее специфическая черта — крутой поворот событий, что и происходит в этой истории.

Композиционно новелла состоит из трех частей:

  1. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения и совместное времяпрепровождение. Живая авторская речь позволяет во всех красках передать чувства рассказчика к возлюбленной.
  2. Основа второй части — диалоги. Она начинается, когда пара отправляется на кладбище. В разговоре читатель больше узнает о возлюбленной рассказчика, ее мечтах и стремлениях. Здесь же происходит и кульминационный момент всей истории — признание девушки о неизбежности расставания.
  3. Последняя часть новеллы — развязка. Героиня нашла себя на службе в монастыре. Рассказчик переживает горький разрыв. Ему снова выпадает шанс встретиться с возлюбленной, но он уходит, принимая ее выбор.

«Чистый понедельник»: посыл

В рассказе «Чистый понедельник» герои испытывают взаимные чувства. Однако их разделяют противоположные жизненные взгляды:

  • Рассказчик пылко влюблен в девушку, ему комфортно, когда она рядом. Со временем эти отношения становятся смыслом его существования. Он не может добиться таких же эмоций в ответ, поэтому решает и вовсе не говорить о будущем, наслаждаясь моментом.
  • Девушка богата, красива, у нее есть влюбленный кавалер. Однако обычная светская жизнь ей неинтересна, она пытается найти высокую цель своего существования, наполнить его смыслом.

С помощью персонажей рассказа Бунин рассуждает на философские темы. В чем счастье? Каков смысл жизни человека? Однако единого ответа не существует, он разный для всех, и каждый имеет право на собственный выбор.

Большинство произведений Ивана Бунина наводят читателей на глубокие размышления. Автор не стремится дать готовые ответы, но всегда призывает к их поиску.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1878427-cistyj-ponedelnik-kratko-soderzanie-i-analiz/

Анализ произведения И.А. Бунина «Чистый понедельник» – тема, идея и мысль

Время на чтение: 12 минут

История написания

Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин писал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937—1945 гг. Создание книги было для автора в определенной мере спасением от трагизма жизни.

Тогда ему сильно требовались деньги, также у него пропали все надежды на возвращение в Россию. Помимо этого, на него влияла депрессивная военная обстановка в Европе, в которой вовсю свирепствовала черная чума нацизма.

«Чистый понедельник» включен в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.

Действие в повести начинается в 1913 г., именно тогда у Бунина был пик творческого расцвета. Удивительно то, что писатель не дал персонажам имен, но время описал довольно точно. Вероятно, вспоминая те годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогала ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню своего произведения.

С рассказчиком Ивана Алексеевича роднит горькое чувство потери: он также утратил любовь — свою Россию. Это можно проследить во всем: в описании современной литературы, философских вечеров Андрея Белого, капустников.

С большим трепетом писатель вспоминает восточную архитектуру древней столицы, бой часов Спасской башни, прогулки по Ордынке.

Жанр и смысл названия

Жанр «Чистый понедельник» — новелла. Этому стилю присущ внезапный поворот сюжетной линии, это заставляет переосмыслить всю суть повествования. В этом произведении — это неожиданный уход главной героини в монастырь.

Все литературное творчество писателя пронизано символизмом. Невзирая на то, что «Темные аллеи» множество критиков принимают как дань традиционной русской прозе, в произведении можно увидеть новые элементы модернизма:

  • нестандартная структура: фабула отличается от сюжетной линии;
  • контраст: любовь меняется мучением и счастьем;
  • мотив незаконченности (прерванная лунная соната, расставание героев после первой ночи);
  • символизм в тексте можно увидеть в подсказках: к примеру, роль музыки. Незаконченная лунная соната — символ предстоящих перемен в душе героини. Траурное описание девушки подготавливает к печальному окончанию.

Чистым понедельником называется первый день Великого Поста, который наступает после прощеного воскресения и Масленицы. Религиозный замысел названия сведен к тому, что после падения (близких отношений с мужчиной) девушка искупает свой грех, начинает новую жизнь в монастыре.

Писатель в течение всего произведения кратко описывает жизнь героини, начиная от различных развлечений, завершая принятием религии.

Композиция и конфликт

Огромный смысл новелле придает непосредственно название произведения. Понятие «чистый» обозначает очищение души, понедельник — начало нового. Композиция состоит из трех частей:

  1. Экспозиция. Знакомит с главными персонажами, описывает их взаимоотношения.
  2. Кульминация. Повествует о том, что произошло в Чистый понедельник. Любовное соитие и большой грех (поскольку дата совпала с религиозным праздником, который обозначает начало воздержания и поста) — наивысшая точка напряжения в произведении.
  3. Развязка. Уход главной героини в монастырь и волнение рассказчика.

Главная особенность композиции — фабула отличается от сюжета: об отношениях повествует именно герой.

Читатель является свидетелем противоборства в рамках одной любви: оба персонажа противопоставляются друг другу. Рассказчик — человек, который привык ставить земные удовольствия выше духовных ценностей. Его увлечение девушкой нашло выражение в страсти. Она — устремлена к высшим сферам, духовно возвышенна.

Бунин часто отмечает ее вопросительное выражение лица, она тяготится сложившейся ситуацией, все время думает. Только уход в монастырь помогает решить ее внутреннее противостояние.

Краткое содержание

Повествование происходит от первого лица. Главные события следующие: рассказчик каждую ночь приходит к девушке, живущей рядом с храмом Христа спасителя, он влюблен в нее. Герой безмерно разговорчив, героиня — молчалива. У них не было близости, и это вызывает у него недоумение, и в определенном смысле ожидание.

В течение некоторого времени они ходят по театрам, вместе общаются вечерами. Приближается Прощеное Воскресенье, пара едет в Новодевичий монастырь.

По дороге девушка рассказывает о том, как вчера ходила на Малоохотинское раскольничье кладбище, и с восторгом описывает ритуал захоронения епископа.

Герой не видел в ней до этого приверженности к религии, потому внимательно слушал с влюбленными горящими глазами. Девушка видит это, и поражена тому, насколько сильно он ее любит.

С наступлением вечера они отправляются на капустник, после этого герой провожает ее домой. Она попросила отпустить кучеров, чего до этого не делала, и зайти к ней. Это была лишь их ночь. С утра девушка говорит, что отправляется в Тверь, в монастырь — ее не стоит искать или ждать.

Рассказчик пытается забыться в алкоголе, только через несколько лет приходит в себя. Это был день Прощеного Воскресенья.

Герой подошел к Марфо-Мариинской церкви, около которой тогда начинался крестный ход, где увидел возлюбленную. Они пересеклись взглядами. Но он развернулся и спокойно ушел.

Описание персонажей

Важным элементом произведения является то, что рассказ происходит от первого лица, при этом у главных действующих лиц нет имен. Почему писатель оставил героев безымянными? Это результат типизации образов. Бунин описывает типичных представителей той эпохи, только девушка вышла из рамок, которые были навязаны ей происхождением.

Основные и вспомогательные персонажи:

  1. Главный герой. Богатый, привлекательный юный дворянин. По-настоящему любит героиню, выполняет все ее капризы, дарит книги, конфеты, цветы. Девушка отвечает взаимностью, но отказывается от свадьбы, не говорит о дальнейшем совместном будущем. Герой пробует ее понять, страдает от неопределенности. После расставания тоскует, часто пьет, посещает храмы. В один из дней видит девушку среди монахинь, она не узнала его.
  2. Главная героиня. Дочка зажиточного отца, проживает сама в Москве. Стройная и привлекательная девушка, любит светскую жизнь, читает книги. Материальное благополучие ей не чуждо, но это не позволяет ощутить вкус жизни. Она странная, не такая как все, ее внутренний мир открывается герою перед расставанием. Мучается от поиска себя, имеет твердый характер и большую силу воли.
  3. Актер Качалов. Общий друг на одном из званых вечеров приглашает героиню на танец, целует руки, величает ее Шамаханской царицей. Главного героя он называет «красавцем», добавив затем «ненавижу».
  4. Старуха в храме. После разлуки рассказчик сильно страдает. Зайдя в храм, старушка видит его слезы и говорит нужные в это время для него слова: не стоит так страдать, это грех.

Образы персонажей противопоставляются друг другу, невзирая на внешнее сходство. Такой контраст подчеркивает непостижимость природы любви, соединяющей двух абсолютно разных людей. Им не дано понять друг друга.

Основная тематика

Главная тема — любовь.

Именно это чувство дарит людям смысл жизни. Девушка обрела ее в служении Богу. А рассказчик утратил свой земной идеал и запутался в себе. Этим писатель пытался подчеркнуть хрупкость мирской страсти, она не может сравниться с духовным началом.

Также Бунин поднимает следующие темы:

  1. Нравственный выбор. У каждого человека есть право на выбор, и именно он решает, как поступить в определенной ситуации. Девушка выбрала уход в монастырь, но рассказчик не может примириться с разлукой и найти гармонию в себе. У него нет силы, которая есть в его возлюбленной.
  2. Смысл жизни. Девушка пытается найти себя, не понимает, что ей нужно в действительности. Но героиня почувствовала призвание в служении Богу и решила пойти до конца.
  3. Цвета. В новелле виден переход от темных тонов к светлым оттенкам. Это обозначает, что девушка смогла найти выход из тьмы сомнений.
  4. Религия. Сомневающийся человек найдет себя в молитве. В атмосфере пошлости, которая окружала персонажей на закате России, герой потерялся, а героиня нашла спасение в служении Богу.

Бунин традиционно показал то, что в страсти нельзя обрести счастья. Любовь — это удар, оставляющий незаживающие шрамы. Притяжение сердец больше делает несчастным человека, чем радостным.

Раскрытие проблемы

Неразделенная любовь — главная проблематика произведения. Рассказчик страдает от того, что потерял возлюбленную, а девушка не может разорваться между духовными потребностями и страстью. Не зря так поражает контраст ее внешнего вида и внутренних черт характера: светлая тяга к Богу и дьявольская темная красота. Также автор описывает следующие проблемы:

  1. Счастье. У персонажей отличается понятие счастья. Для героя — это семья, для героини — служение Богу. Он стремился к земным радостям, ее не удовлетворяет праздная жизнь. Оба красивы, юны, богаты, но несчастливы, это означает, что радость состоит не в этих ценностях.
  2. Взаимопонимание. Она не видит счастья в браке, находит себя в духовном призвании. Он не понимает девушку и хочет навязать свое мнение о будущем — семья. Любовь не сделала их близкими, она только показала взаимные противоречия.

Отчаяние — это также проблема, которую затронул писатель. Слабый рассказчик сломался и начал топить печаль в алкоголе. Герой сливается с мрачной обстановкой, в которой узкие улицы усеяны падшими женщинами и трактирами.

Проводя анализ «Чистого понедельника» Бунина, можно увидеть, что писатель в течение всего описания цвета изображает путь души человека от темного начала к светлому концу. Основная идея произведения — очищение от праздного прозябания.

Мораль, которую писатель заложил, — призыв к тому, чтобы все люди стремились к самоопределению. Не стоит бояться осуждения общества.

Если человек уверен в решении, то это и есть настоящее призвание. Если бы девушка уступила, то вряд ли бы оба героя могли быть счастливы в дальнейшем.

«Чистый понедельник» анализ произведения Бунина – тема и идея, проблематика рассказа – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Рассказ великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник» входит в его выдающуюся книгу любовных новелл «Темные аллеи». Как и все произведения этого сборника, это рассказ о любви, несчастной и трагичной. Предлагаем литературоведческий анализ произведения Бунина. Материал может быть использован для подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Чистый понедельник.
  • Год написания – 1944 г.
  • История создания – Исследователи творчества Бунина считают, что поводом для написания «Чистого понедельника», для автора стала его первая любовь.
  • Тема – В «Чистом понедельнике» ясно прослеживается основная мысль рассказа – это тема отсутствия смысла жизни, одиночество в обществе.
  • Композиция – Композиция делится на три части, в первой из них происходит знакомство с героями, вторая часть посвящена событиям православных праздников, и самая короткая третья – развязка сюжета.
  • Жанр – «Чистый понедельник» относится к жанру «новелла».
  • Направление – Неореализм.

История создания

Писатель эмигрировал во Францию, это отвлекло его от неприятных моментов в жизни, и он плодотворно работает над своим сборником «Темные аллеи». По мнению исследователей, в рассказе Бунин описывает свою первую любовь, где прототипом главного героя является сам автор, а прототипом героини – В. Пащенко.

Сам Иван Алексеевич считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих творений, и своем дневнике вознес хвалу Богу, за то, что он помог ему создать это великолепное произведение.

Такова краткая история создания рассказа, год написания – 1944, первая публикация новеллы была в «Новом журнале» в городе Нью – Йорке.

Тема

В рассказе «Чистый понедельник» анализ произведения выявляет большую проблематику любовной темы и идеи новеллы. Произведение посвящено теме подлинной любви, настоящей и всепоглощающей, но в которой присутствует проблема непонимания героями друг друга.

Двое молодых людей полюбили друг друга: это прекрасно, так как любовь толкает человека на благородные поступки, благодаря этому чувству, человек находит смысл жизни. В новелле Бунина любовь трагична, главные герои не понимают друг друга, и в этом их драма. Героиня нашла для себя божественное откровение, она очистилась духовно, найдя свое призвание в служении Богу, и ушла в монастырь.

В ее понимании любовь к божественному оказалась сильнее физиологической любви к своему избраннику. Она вовремя поняла, что, соединив свою жизнь брачными узами с героем, она не получит полного счастья. Ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности, у героини более высокие нравственные цели. Сделав свой выбор, она ушла от мирской суеты, отдавшись служению Богу.

Герой любит свою избранницу, любит искренне, но он не в силах понять метаний ее души. Он не может найти объяснения ее безрассудным и взбалмошным поступкам. В рассказе Бунина, героиня выглядит более живым человеком, она хоть как – то, методом проб и ошибок, ищет свой смысл жизни. Она мечется, кидается из крайности в крайность, но, в конце концов, находит свой путь.

Главный герой же, на протяжении всех этих отношений, просто остается сторонним наблюдателем. У него, фактически, нет никаких стремлений, ему удобно и комфортно все, когда героиня рядом. Он не может понять ее мыслей, скорее всего, он и не делает попыток, чтобы понять.

Он просто принимает все то, что делает его избранница, и ему этого достаточно. Отсюда следует вывод, что каждый человек имеет право выбора, какой бы он ни был. Главное для человека – определиться, что ты, кто, и к чему идешь, и не стоит оглядываться по сторонам, боясь, что кто – то осудит твое решение.

Уверенность в себе, и в своих собственных силах, помогут найти верное решение, и сделать правильный выбор.

Композиция

Творчество Ивана Алексеевича Бунина включает в себя не только прозу, но и стихи. Сам Бунин считал себя поэтом, что особенно чувствуется в его прозаическом рассказе «Чистый понедельник». Его выразительные художественные средства, необычные эпитеты и сравнения, разнообразные метафоры, его особый поэтический стиль повествования, придают этому произведению легкость и чувственность.

Большой смысл произведению придает само название рассказа. Понятие «чистый», говорит об очищении души, а понедельник – это начало нового. Символично то, что кульминация событий происходит в этот день.

Композиционная структура рассказа состоит из трех частей. В первой части представляются герои, их взаимоотношения. Мастерское использование выразительных средств придает глубокую эмоциональную окраску образу героев, их времяпровождению.

Вторая часть композиции больше построена на диалогах. В этой части рассказа, автор подводит читателя к самой идее рассказа. Писатель говорит здесь о выборе героини, об ее мечтах о божественном. Героиня высказывает свое потаенное желание оставить роскошную светскую жизнь, и удалиться в сень монастырских стен.

Кульминационным моментом является ночь после чистого понедельника, когда героиня решительно настроена стать послушницей, и происходит неизбежная разлука героев.

Третья часть приходит к развязке сюжета. Героиня нашла свою цель жизни, она служит в монастыре. Герой, после разлуки с любимой, два года вел беспутную жизнь, погрязая в пьянстве и разгуле.

Со временем он приходит в себя, и ведет тихую, спокойную жизнь, в полном равнодушии и безразличие ко всему. Однажды судьба дает ему шанс, он видит свою возлюбленную среди послушниц божьего храма. Встретившись с ней взглядом, он разворачивается и уходит.

Кто знает, может, он понял всю бессмысленность своего существования, и отправился к новой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чистого понедельника».

Жанр

Произведение Бунина написано в новеллистическом жанре, которому присущ крутой поворот событий. В данном рассказе так и происходит: главная героиня меняет свое мировоззрение, и резко порывает со своей прошлой жизнью, меняя ее самым коренным образом.

Новелла написана в направлении реализма, но написать о любви такими словами, мог только великий русский поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин.

ПредыдущаяСледующая

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Чистый понедельник считается началом поста, это первый день после масленицы, в который многие служители Господа начинают соблюдать пост.

Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и  соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то.

Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник. Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник». Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником.

Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических (земных) связей. Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась.

Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…».

Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «…был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», в ней «…а у нее красота была какая-то индийская, персидская…

» и даже в окружающих величественных вещах «… и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…» «то, что он хочет видеть. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь.

А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне – скоро «…вытащишь — ничего нету».  Как ничего не оказалось после их ночи. Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью!». Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно.

Он никак не мог услышать ее душевный порыв. Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите!». Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель:

«Я засмеялся: – Опять в обитель?

– Нет, это я так…»

Для него она лишь игрушка, украшение, с которым ему приятно появляться в свете, нравиться восхищаться ею.

Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь (в трактире Егорова), он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем – он и сам не знает – и похоже, его беспокоит именно это.

И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство – это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Ненавижу».

Чувство собственности, эстетического превосходства – вот, что заставляет героя думать, что он любит. Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам. «…Кто же знает, что такое любовь?».

Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет (молодежь умеет влюбляться, не умеет любить).

Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а ,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение.

Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ – грязь трактиров, пьянство на «капустниках». Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой.

Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего…», «… И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы…», «Был в русской земле город Муром…» и т.д. Сопоставляя  два мира, из которых автор сам выбирает мир героини.

В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну.

Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него… Эти воспоминания вдруг посещают героя, хотя он не может их постичь. Она осталась для него тайной, он так и не увидел этот  шлейф, а она играла, но не на сцене, а в жизни…Единственное, что он смог понять – спокойствие, обретённое ею, и отпустил свою любовь, ушёл в свою мирскую жизнь.

«Чистый понедельник»: краткое изложение рассказа Бунина. Анализ и главные герои

«Чистый понедельник» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1944 году в эмиграции и вошедший в сборник о любви «Тёмные аллеи».

Содержание

Рассказчик вспоминает, как в молодости в Москве ухаживал за загадочной красавицей. Они виделись каждый день, он признавался ей в любви и звал замуж.

Она была погружена в себя, говорила, что не создана для брака, и никогда не шла с ним дальше поцелуев. Но однажды она пригласила возлюбленного остаться на ночь, а на следующее утро уехала из города.

В письме девушка сообщила, что намерена уйти в монастырь, и просила её не искать. Сердце героя было разбито, но он исполнил эту просьбу.

Чистым понедельником в Русской православной церкви неофициально называют первый день Великого поста. Именно в этот день главные герои рассказа встречаются в последний раз.

Полный текст и аудиокнига

Полностью рассказ можно почитать здесь: полный текст.

Послушать аудиоверсию можно на YouTube.

«Чистый понедельник». Краткое содержание

Зима 1912 года, Москва. Рассказ ведётся от имени неназванного молодого человека. Каждый вечер он ездит к возлюбленной, которая живёт напротив храма Христа Спасителя. Она в Москве одна, её отец — богатый купец из Твери. Молодой человек возит её по театрам и ресторанам, дарит конфеты, цветы и книги.

Но девушка так и остаётся для него загадкой. Непонятно, что у неё на уме. Иногда кажется, что её ничто не радует, хотя она любит цветы и шоколад, читает книги, с аппетитом обедает.

Они оба молоды, красивы и богаты, их считают прекрасной парой. Но он непоседлив, а она молчалива и задумчива. Он признаётся ей в любви, а она отвечает уклончиво: «Вы у меня первый и последний». Она даёт себя целовать, но останавливает, когда он пытается пойти дальше. Он говорит о браке, но она заявляет, что «не годится в жены».

Рассказчик называет эти отношения «странной любовью» и «неполной близостью». В итоге он решает просто радоваться возможности быть вместе и надеяться, что со временем возлюбленная проникнется к нему ответным чувством.

Так проходит зима. Накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье она вдруг предлагает съездить в Новодевичий монастырь. Рассказывает, что накануне была на похоронах архиепископа-старообрядца. Оказывается, она часто бывает в храмах, хотя и не считает себя религиозной. Её притягивает атмосфера старой, допетровской Руси: летописи, песнопения, монастыри.

«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — заявляет она.

На другой вечер они едут на «капустник» художественного театра. Девушка весела, пьёт шампанское, много курит и танцует. После возвращения она велит своему спутнику отпустить кучера. Это значит, что она впервые предлагает возлюбленному провести вместе ночь…

Утро они встречают в одной постели. Девушка внезапно сообщает, что ей нужно уехать из Москвы, возможно, надолго. Две недели спустя возлюбленная присылает молодому человеку письмо. Она сообщает, что больше не вернётся в Москву: пойдёт послушницей в монастырь, а потом, если решится, пострижётся в монахини.

Она просит не искать встречи. Он выполняет просьбу и не ищет её. От горя много пьёт и пропадает по кабакам. Постепенно приходит в себя, но с тех пор живёт безрадостно.

Проходит почти два года. Под Новый год молодой человек, поддавшись непонятному чувству, заходит в Марфо-Мариинскую обитель. Он видит великую княгиню Елизавету Федоровну в окружении монахинь. Одна из монахинь поднимает взгляд от свечи и смотрит в темноту, будто на него. Он тихо разворачивается и уходит.

Важная деталь! Порой утверждают, будто в монахине главный герой узнал свою возлюбленную. Однако в рассказе Бунина об этом нигде не говорится. Сказано лишь, что на героя посмотрела одна из монахинь, словно узнавшая его в темноте.

Анализ рассказа

Действие происходит в дореволюционной России, однако сам рассказ был написан много позже, в мае 1944 года. Бунин, давно эмигрировавший из России, во время Второй мировой войны жил в городе Грасе на юге Франции, под нацистской оккупацией. По словам жены, писатель говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».

Тема и проблематика

ЭССЕ-сочинение

Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»

В «Чистом понедельнике» И.А. Бунин предстает
как философ культуролог – писатель, умеющий тонко психологически описать
портрет героя, реалистично показать персонажей и философски осмыслить пороки и вечные
темы цивилизации. Тема любви – основная, любовь выше смерти, выше жизни. Более
всего тема любви у писателя раскрыта в цикле «Темные аллеи». У И.А. Бунина в
тексте «Чистого понедельника» также говорится о любви, исследователь В Сузи
считает, что эта коллизия традиционна, но она открывает второй уровень
восприятия текста, по Бахтину, это «большое время».

Многие ученые склоняются к мнению,
что образ влюбленной пары второстепенный и говорит нам об отсутствии любви в
этом обществе, о быстротечности жизни, чистый понедельник – это первый день
Великого поста, начало нового пути, героиня выбирает для себя веру, служение
Богу, потому что не видит смысла в обычной семейной жизни.

Более всего тема любви раскрыта в начале.
Наиболее трагично любовь как зарница показана в финале, где тема любви –
основная для героя, он не смог найти себя без любимой. В. Сузи пишет: «Определяющими
в этом «сюжете» предстают отношения героев и автора, соотношение их хронотопов.
Автор, как ласточка, вьет свое гнездо под чужой кровлей, но снаружи обжитого
героями пространства, пребывает «на краю чужого гнезда». Все трое в вольном
полете на мгновение соприкасаются крыльями и вновь разлетаются, прочерчивая
«воздушные пути» своих духовных биографий».

Любовь забвению не подлежит. Это
чувство у Бунина не гибнет под натиском смерти, этого чувства лишены чёрствые и
меркантильные личности, нереализованная любовь, любовь, которая могла бы быть,
но осталась лишь тенью, –  именно такое восприятие любви мы встречаем на
страницах рассказа И. Бунина. Автор показывает, что герои разные, если бы
каждый оглянулся и понял, что нужно другому, возможно, земная любовь и была бы
счастливой. Поэтому мы видим различные хронотопы героев и автора, они живут
каждый в своем мире.

 «Чистый понедельник» — рассказ
типичный для творчества Бунина, лаконичный, философский, где символично
представлены образы и проблемы эпохи, это более новелла, как как финал резок,
открыт, непредсказуем. Сюжет обычен: двое возлюбленных, имен которых не
названы, потому как подобных много. Казалось бы ничего необычного не случилось,
но детали, цветопись, символы дают ощущение пустоты, трагедии цивилизации,
описания интерьеров, одежды, роскоши – словно бутофория . Равнодушие и
чопорность – главные черты общества, которые описаны писателем. Мы видим, что
герои богаты, но несчастны, у них нет смысла существования. Но когда девушка
уходит в монастырь, она находит себя, и напротив, чувствует себя частью мира,
она счастлива, потому что осознает радость бытия и смысл существования, герой
же не смог найти свое место в мире, он все также посещает питейные заведения,
ведет праздный, распутный образ жизни, не находя смысла. Пороки цивилизации
берут начало от нежелания расстаться с комфортом и благосостоянием. Богатство не
дет счастья, любовь земная также мимолетна – в этом основная идея текста.

Критик Лекманов О. акцентирует
внимание на цитировании повести о Петре и Февронии, это даёт перспективу к
рассказу. Ученый анализирует поведение героини, ее причуды и делает ввод, что
героиня говорила, намекала о том, что ее возлюбленный играет лишь роль
змея-искусителя, что замужество и семья – это не ее стезя в жизни.

Бунин показывает, что добро и зло,
вера и безверие, жизнь настоящая и бутафория, как небо и земля – рядом. Избыток
темных тонов показывает путь героини, свет – это выход, это видение своего предназначения.

Жизненные испытания, любовь и
верность – это высокие понятия были чужды герою. И героиня это понимала.

Отсутствие любви и согласия в
обществе героев накладывают отпечаток и на их отношения, в частности, н выбор
героини.  Искренняя любовь и понимание пришли к героине с верой в Бога.

Литературовед Лекманов О. считает,
что реминисценции из поэзии Блока и Пушкина – это возможность противопоставить
модернизм и реализм, последний активно поддерживал Бунин. Также критик считает,
что героиня – это Россия, она полностью олицетворяет путь России тех лет. Выбор
веры – это выбор традиционного пути России.

Родин А.Л. в своей работе акцентирует
внимание на христианской стезе. Героиня олицетворяет собой, по мысли ученого,
борьбу Духа и Страха. Говоря о счастье, героиня вспоминает слова Толстого,
которые он вложил в уста Платона Каратаева.

Михайлова М. В. тоже считает, что
образ России – основной герой новеллы.

Героиня нравственно чиста, она еще не
знает пороков, не умеет лгать, она благородна, умеет держать себя в обществе.
Она истинный романтик по натуре, героиня нарочито ударяется в праздную жизнь
именно перед Великим постом.

Список литературы

1.     ЛЕКМАНОВ
О. «Чистый понедельник». Три подступа к интерпретации// Новый Мир, № 6, 2012. –
С. 53-57.

2.     Михайлова
М. В.: «Чистый понедельник» — горькая дума о России: 
http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/mihajlova-chistyj-ponedelnik.htm

3.     Родин
А.Л. РАССКАЗ И. А. БУНИНА «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ
https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-i-a-bunina-chistyy-ponedelnik-v-kontekste-hristianskoy-antropologii

4.     Сузи В. «Так испытывал
ее Бог…» Культурно-исторический и художественный хронотоп в рассказе И.А.
Бунина «Чистый понедельник» // 
Парус№26. – С. 154-159.

Подготовка к восприятию нового материала

Какое произведение вы читали на сегодня?

Мы с вами продолжаем знакомство с
творчеством И.А. Бунина.

Вспомните,
с какими произведениями И.А.Бунина мы уже познакомились и какая тема их
объединяет?

Молодцы,
ребята. Вы правы.

С
биографией автора мы знакомились очень подробно ранее.

Сейчас
для того, чтобы «освежить» память, Вася Сидоров скажет нам пару слов об
И.А.Бунине. Вася, тебе слово.

Теперь
вернемся к самому произведению. Маше Петровой на сегодня необходимо было
подготовить историю создания «Чистого понедельника».

Спасибо,
Маша. Да, действительно, И.А.Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» лучшим
из всего, что он мог сотворить.

И.А.Бунин «Чистый понедельник»

«Антоновские
яблоки».

«Господин
из Сан-Франциско».

 Тема
прошлого и настоящего, тема уходящей дворянской России и наступление нового
капиталистического мира

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) –
знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по
литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет
жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

И. А. Бунин написал свой рассказ «Чистый
понедельник», пребывая во французской иммиграции. Работу над рассказом он
начал в 1937-м году. Напечатан «Чистый понедельник» был в 1945 году в «Новом
журнале» в Нью-Йорке. В 1944-м году во время работы над рассказом Буниным
была сделана следующая запись:

«Час ночи. Встал из-за стола – осталось
дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно
проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в
тончайшем тумане. Далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина,
мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых
соловьев…Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой
красоте и работе!»

В
письме П. Л. Вячеславову жена Бунина В. Н. Муромцева-Бунина говорила, что
Иван Алексеевич считает «Чистый понедельник» лучшим из всего, что он когда-то
написал. Не скрывал данного факта и сам писатель.

Личностные: выработка нравственно-эстетической
оценки

Регулятивные: организация деятельности,
самоконтроля

Познавательные: поиск информации, умение
строить высказывание, свободное восприятие любых текстов, работа с научными
понятиями

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, участие в коллективном обсуждении, умение полно выражать свои мысли.

Восприятие нового материала

Анализ

 Ребята, при
работе с данным произведением нам нужно будет вспомнить , что же такое
рассказ?

Paccкaз – этo нeбoльшoe пpoзaичecкoe
пpoизвeдeниe в ocнoвнoм пoвecтвoвaтeльнoгo xapaктepa, кoмпoзициoннo
cгpyппиpoвaннoe вoкpyг oтдeльнoгo эпизoдa, xapaктepa.

Теперь давайте поработаем с содержанием
произведения.

О чем этот рассказ?

Ребята, только ли о любви здесь идет речь?

И.А.Бунин затрагивает здесь еще и судьбу
самой России.

Что же мы знаем о главных героях? Как их
зовут?

Да,
«Он» и «Она», двое молодых людей, влюбленных друг в друга. Нет имен: не это
важно для автора, а что-то другое; прием типизации – их образ жизни типичен
для того времени, поэтому автору не нужны имена собственные, чтобы отразить
трагедию времени.

Сейчас
нам с вами предстоит заполнить таблицу, характеризующую всю противоречивость
двух героев.

Дается
шапка таблицы, основные критерии, вместе с учителем дети заполняют столбцы,
опираясь на текст.

(Поясняется,
зачем автором используется такое обилие литераторов и музыкантов: 
Для создания характеров героев автор не использует
внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы
показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные
имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит
возлюбленной модные сочинения европейского декаданса (см. выше),
«высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере
гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а  как-то она ни с
того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В  аристократически
утончённой и загадочной, неожиданно проступают  черты Катюши Масловой,
жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным)
романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний
мир настолько же отличен от  внутреннего мира рассказчика, насколько
внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в
меру разудалого» Шаляпина. Настолько же  отличен Чистый понедельник от
Масленицы.

+
Желтова Русь:

В уста главной героини
Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости»
но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в
каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»)).

Ребята, 
мы с вами молодцы. Проделали огромную работу. Теперь обратим внимание на то,
как при помощи художественных средств автор характеризует героев.

Что же такое оксюморон?

Молодцы

Что такое эпитет?

Что такое сравнение?

Молодцы, действительно, данные
художественные средства помогают полноценно раскрыть содержание произведения.

Свет озаряет любовь. И
напротив, любовь – это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу
сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную
близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, любовь в
понимании Бунина:

«Некий высший
напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека»

Ребятами даются разные определения.

«Рассказ
о двух людях, которые не могли быть вместе», «Рассказ о любви», «Рассказ о
несостоявшейся любви», «Рассказ о молодых, красивых людях, но с разными
ценностями», «Рассказ о любви и духовном преображении» и т.д. Таким образом,
респонденты определили тему рассказа – любовь.

Затрудняются в ответах.

У главных героев нет имен.

Критерий сопоставления

Героиня

Герой

Портрет

А у нее красота была
какая-то индийская, персидская:
смугло-янтарное лицо, великолепные и

несколько
зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как

черный
соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный

бархатисто-пунцовыми
губами рот 

Я … был в ту пору красив почему-то южной,
горячей красотой
,
был
даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый
актер…»Черт вас знает, кто вы, 
сицилианец какой-то«… и характер был у меня южный,
живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.

«Корни»

Она из Твери, а её бабушка из Астрахани

Я… родом из
Пензенской губернии

Литературные имена

… на диване, над
которым

зачем-то висел портрет босого

Толстого

—  Досмотрела.
До того высокопарно, что совестно читать.

Она любит цитировать
русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о
верных супругах Петре и Февронии Муромских.  

Где-то на Ордынке
есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…

Она задержалась у
могил Чехова и Эртеля

Я привозил ей коробки
шоколаду,

новые книги –

Гофмансталя,

Шницлера,

Тетмайера,

Пшибышевского

— Вы дочитали

«Огненного
ангела»?

(роман В. Брюсова)

И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам
мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?

Л. Андреев, А. Белый

Музыкальные увлечения, предпочтения

 Не в меру разудал был. И
потом 
желтоволосую
Русь 
я вообще не
люблю.

Она все разучивала
медленное, сомнамбулически прекрасное начало 
«Лунной сонаты», —
только одно начало

Она может заслушаться
церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов
древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их

А отчего вы вчера
вдруг ушли с концерта 
Шаляпина?

Он не чувствует
окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в
исполнении «полечки Транблан», когда партнер  выкрикивает «козлом»
бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым
цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким
лбом под дегтярной челкой». 

Оксюморон:

Неприлично
красив, красота и ужас на кладбище – с помощью этого приема автор показывает
противоречивость героев.

Oкcюмopoн, или oкcимopoн – этo фигypa,
ocнoвaннaя нa coчeтaнии пpoтивoпoлoжныx пo знaчeнию cлoв c цeлью нeoбычнoгo,
впeчaтляющeгo выpaжeния кaкoгo-либo нoвoгo пoнятия, пpeдcтaвлeния.

Эпитеты:

Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица — характеризуют «тайну
красоты» героини. 

Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe
oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк
пpeдмeтa или явлeния.

Сравнение:

Запах
комнаты соединяется с запахом цветов. Свет. В начале рассказа – полутьма и
поцелуи. Сначала – свет, в финале – рядом окажется три раза повторенное слово
«темный»-
показан
контраст.

Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм,
ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим
явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo
вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния.

Личностные результаты: совершенствование
качеств личности.

Метапредметные результаты: умение
самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Предметные результаты: умение анализировать
литературное произведение, понимание авторской позиции и свое отношение к
ней, умение отвечать на вопросы и по литературному произведению.

Личностные: личностное, жизненное
самоопределение, нравственно-эстетическая оценка.

Регулятивные: умение организовывать работу,
целеполагание, планирование, самоконтроль.

Познавательные: формирование элементов
комбинаторного мышления, адекватная передача текста, умение строить
высказывание, умение структурировать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение строить высказывание, отвечать и задавать вопросы, владение
монологической и диалогической формами речи

Синтез

«Чистый понедельник» —
это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия»,
который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе «Чистый
понедельник» показана любимая Буниным тема мучительно-счастливого мига любви,
краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты
во сне,

Несрочной радостью
сияя,

И дивно повторяется
восторг,

Та встреча краткая
земная,

Что Бог нам дал и
тотчас вновь расторг.

«Чистый понедельник» —
это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.

«Чистый понедельник» —
это еще одно свидетельство непревзойденного мастерства писателя – «лучшего
стилиста современности» (М. Горький).

— Ученик (подготовленный)
читает наизусть стихотворение:

У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора,

Как горько было сердцу
молодому,

Когда я уходил с
отцовского двора,

Сказать прости родному
дому!

У зверя есть нора, у
птицы есть гнездо,

Как бьется сердце,
горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь,
в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою
котомкой!

(1922 г.)

— Ученица
(подготовленная) читает стихотворение Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии
и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на
мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни
злобы и страданья,

Наш дар бессмертный —
речь.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка
происходящего, выделение нравственного аспекта поведения

Регулятивные: контроль, коррекция,
организация деятельности.

Познавательные: переработка и
структурирование информации,

 извлечение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно выражать свои
мысли, участие в коллективном обсуждении.

Рефлексия

Домашнее задание

А как вы думаете, актуально ли это
произведение в наше время?

Почему же И.А.Бунин считал это произведение
своим лучшим творением?

В «Чистом понедельнике»  удивительным
образов слилась лирика, народные традиции, божественное и мирское. Автор
разворачивает перед нами повествование не только о любви, но и о тайнах
человеческой души, о понимании счастья, о сложном и противоречивом
национальном характере, о духе эпохи, о вере.

Рассказ имеет ретроспективную структуру:
герой вспоминает о своей страстной любви к таинственной красавице. Это дает
возможность представить события как бы  в двойном освещении: то, что герой не
заметил «тогда», он осмысляет уже по памяти, будто подводя итоги.

Домашнее задание:

Мини-сочинение:  сопоставить финалы
произведений: И.А.Бунин «Чистый понедельник» и И.С.Тургенев «Дворянское
гнездо».

Прочитать А.И. Куприна «Олеся»

Да, наверно, это произведение будет
актуальным во все времена.

(Даются разные ответы)

Личностные: выработка смыслообразования,
соотношение поступков и событий с этическими принципами

Регулятивные: целеполагание,
прогнозирование, контроль

Познавательные: поиск информации, синтез как
составление целого

Коммуникативные: постановка вопросов

Краткое содержание рассказа «Чистый понедельник» по главам, который написал Иван Алексеевич Бунин, знакомит читателя с главными героями, а так же передает основной смысл произведения с использованием цитат. Команда Литеровед.ру предоставляет весь необходимый материал, благодаря которому вы существенно сократите время на прочтение произведения.

Главные герои

  • Герой-рассказчик – влюбленный молодой человек. Очень красив внешне. Богат, интересен, пытается расположить к себе героиню и добиться её близости.
  • Героиня – возлюбленная рассказчика, девушка красивая и богатая. Снимает квартиру в Москве, молчалива, в конечном итоге уходит в монастырь.

Краткое содержание

Дело было зимой. Когда день стремительно сменялся вечером. Все люди спешили поскорее добраться домой. Рассказчик каждый вечер именно в это время добирался к своей возлюбленной, которая жила около храма Христа Спасителя. Каждый вечер они посещали различные места, хоть рассказчик и не знал, чем закончится данное времяпровождение. Девушка тоже не давала ему никаких обещаний, пресекая любые разговоры об их будущем. Это была загадочная девушка, не такая, как все.

Вся её жизнь была загадкой. Она не могла ответить на вопрос, зачем ей  курсы, на которые она практически не ходит. Так же она в одиночестве жила в квартире, которая её привлекала месторасположением. Квартира была хоть и не большая, но красивая и хорошо обставленная. Девушка принимала ухаживания, но не проявляла никакой взаимности. Она была равнодушна к повседневным вещам, но постоянно их выполняла. Единственное, что ей было действительно интересно – это красивая одежда. Их странная пара всегда притягивала взгляд, потому что они были богаты и красивы.

Их характеры были абсолютно противоположны. Рассказчик имел легкий и веселый нрав, девушка же по большей части молчала и читала. Порой её даже раздражала болтливость её спутника. Он неоднократно говорил ей о своих чувствах, на что девушка отвечала, что у неё есть только два человека: отец и он. Более того, она подчеркивала, что он – её первый и последний мужчина, не понимая, что его не устраивает. Их любовь характеризовало одно лишь слово – странная.

Они постоянно вели какие-то отстраненные разговоры, она позволяла целовать её, ноне давала перейти черту. Когда речь зашла о замужестве, то девушка прямо сказала, что она не годится в жены. Но рассказчик решил, что со временем она изменит свое решение. Он готов был ждать того момента, когда она полюбит его, хотя это и доставляло ему определенные мучения.

— Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».

Именно так относилась девушка к понятию счастья.

Они много проводили времени вместе. Лишь глубокой ночью мужчина доставлял её домой, а сам отправлялся к себе к Красным воротам. В таком режиме прошло много времени.

Однажды в прощеное воскресенье девушка приказала ему приехать к ней в пять часов. Когда он приехал, она была уже полностью собрана. Она предложила отправиться в Новодевичий монастырь. Она рассказала, что накануне была на кладбище, описав разные нюансы и моменты. Рассказчика удивила религиозность девушки. Но она сказала, что это не является религиозностью.

Дорога к монастырю проходила через кладбище, где девушка задержалась у могилы Чехова. Ей не понравилось смешение стилей, использованное на памятнике. После они отправились на поиски дома Грибоедова, сами не зная зачем. После чего они отправились есть блины.

Девушка начала рассказывать о своих походах по монастырям, что и где ей понравилось. Она призналась, что её настолько привлекают монастыри, что она и сама планирует когда-нибудь уйти туда. Весь вечер у неё было хорошее настроение, и она была, на удивление, очень разговорчива.

Когда рассказчик отвез её домой около одиннадцати, она попросила приехать к ней завтра около десяти. В Художественном театре намечался «капустник», на который она хотела непременно попасть.

На следующий день рассказчика поразило то, что у девушки в квартире было слишком ярко. Девушка выглядела прекрасно и празднично. На «капустнике» девушка начала много курить и пить шампанское. Её даже привлекли в представление, выпив вместе с ней шампанского. Рассказчику сделали комплимент, что он очень красив. Девушка с этим согласилась.

Когда они приехали к ней домой, то она впервые попросила отпустить извозчика. Рассказчик был очень удивлен данным поступком, потому что девушка никогда не приглашала его войти к ней в дом ночью.

Они поднялись в квартиру, где он помог девушке снять верхнюю одежду. Девушка ушла в спальню, откуда донеслись звуки того, как она раздевается. Когда рассказчик подошел к дверям комнаты, то увидел, что девушка стоит в одних туфельках и расчесывается.

Когда начало светать, она разбудила мужчину, сказав, что уезжает в Тверь. Насколько – она ответить не может. Она пообещала написать по приезду. В письме она так же пообещала рассказать все об их будущем. После этого она попросила его уйти, так как хотела отдохнуть в одиночестве. Мужчина оделся и отправился пешком домой.

Долгожданное письмо пришло к нему через две недели. В нем девушка сообщала, что больше не вернется в Москву. Так же она просила, чтобы он не искал её. Она говорила, что собирается пойти на послушание, а в дальнейшем решиться на постриг. Так же она просила не отвечать на её письмо, чтобы не продлевать и дальше мучения.

Мужчина выполнил просьбу девушки, проводя все свое время в различных кабаках. Он очень много пил, начиная постепенно опускаться. Через время он постарался взять себя в руки.

С того момента миновало два года. В канун Нового года он отправился в Кремль, взяв извозчика. Там он отправился в Архангельский собор, но молиться не спешил. Он будто-бы ждал чего-то. После этого он отправился на Ордынку, вспоминая тот самый вечер. После его путь лежал по Грибоедовскому переулку, а из глаз все это время катились слезы.

Остановившись у Марфо-Мариинской обители, он услышал девичий хор. У героя появилось желание непременно попасть туда. Но на пути его остановил дворник, который просил не идти туда. Ведь в это самое время там находились княгиня Елизавета Федоровна и князь Митрий Палыч. Но вскоре дворник был вынужден пропустить рассказчика.

Войдя во двор, он увидел княгиню, за которой шли поющие. Они несли свечи и куда-то направлялись. Герой смотрел на них, не отводя глаза. В этот момент одна из девушек подняла глаза, и посмотрела в сторону мужчины. Видеть она его не могла в темноте, но сложилось впечатление, что она почувствовала его присутствие. Мужчина вышел за ворота.

Основные события рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник», написанного в 1944 году, происходят зимой 1912 года. Повествование ведётся от лица рассказчика, чьё имя в ходе сюжета не называется. Этот рассказ, представленный Многомудрым Литреконом в сокращении, описывает непростые взаимоотношение рассказчика и дамы, чьё имя также остаётся неизвестным. Краткий пересказ данного произведения поможет Вам быстро заполнить читательский дневник, как и отзыв, представленный в конце статьи. 


Краткий пересказ (566 слов): Как уже было сказано рано, читатель перемещается в конец зимы 1912 года, в Москву. Безымянный рассказчик каждый вечер приезжает в дом напротив храма Христа Спасителя, в одной из квартир этого дома живёт женщина, к которой герой испытывает сильные любовные чувства. Он регулярно возит её в самые дорогие рестораны, водит в театр, дарит ей подарки – живые цветы, конфеты, привозит книги, которые она хочет прочитать. Она принимает от него подарки, но особой радости и благодарности не демонстрирует.  

Они красиво смотрятся вместе, хоть и являются полными противоположностями друг другу. Он – красивый, статный мужчина, похожий на итальянца, активный и разговорчивый, а она же обладательница смуглой кожи, тёмных волос и глубоких, чёрных глаз. Но, в отличие от своего спутника, женщина очень сдержанна и молчалива, кажется, что она совершенно не умеет испытывать какие-либо эмоции. 

В этой паре один любит, а вторая позволяет себя любить. Их отношения нельзя назвать нормальными – да, они видятся каждый вечер, вместе проводят время, она принимает его ухаживания,  лишь изредка позволяет рассказчику целовать её руки, ноги, но не допускает другой близости и тем более не желает говорить об их совместном будущем. Такие взаимоотношения заставляют героя мучиться и страдать, но при этом он счастлив рядом с ней. 

Так проходят два месяца, в Прощённое воскресенье после Масленицы она просит его приехать раньше их обычного времени встречи, они едут в Новодевичий монастырь. По дороге и на протяжении всего вечера она оживлённо рассказывает ему о различных религиозных обрядах и монастырях, говорит о том, что однажды она уедет в один из них. В тот момент рассказчик лишь с любовью смотрел на неё и не воспринимал её слова всерьёз. 

На следующий вечер она просит его отвезти её не в очередной дорогой ресторан, а на театральный капустник, хотя до этого она считала подобные мероприятия чем-то глупым и пошлым. Ей там нравится – она пьёт много шампанского, веселится, смотрит на актёров, а потом с удовольствием танцует с одним из них. Рассказчику непривычно видеть её в таком настроении. Они приезжают к её дому уже глубокой ночью, но если раньше рассказчик всегда возвращался к себе домой после того, как проводил её, то в этот раз она попросила его подняться в квартиру. В эту ночь между ними была та самая близость, которую так долго и мучительно ждал герой. Он счастлив и уверен, что после этого между ними теперь будут совершенно иные отношения, но утром она говорит ему о том, что уезжает в Тверь, обещает написать ему оттуда письмо, после чего просит его уйти. Спустя две недели ему приходит письмо, в котором его возлюбленная сообщает о том, что не вернётся в Москву, так как уходит в монастырь и просит его не отвечать ей, так как это бессмысленно. Рассказчик тяжело принимает то, что больше не увидит эту женщину, но исполняет и эту её просьбу. 

Спустя два года, под Новый год рассказчик едет по той дороге, о которой они ехали вместе в Прощённое воскресенье, у него выступают слёзы на глазах – он до сих пор её любит. Ему захотелось остановиться и войти в Марфо-Мариинскую обитель, но дворник у ворот его не пускает, так как там идёт служба для княгини и князя. Герою всё же удаётся войти внутрь после того, как он дал дворнику рубль. 

Он аккуратно и тихо наблюдает со стороны за крёстным ходом, во главе которого идёт княгиня, а за ней, держа свечи у лиц, следуют поющие девушки. Одна из них внезапно поднимает чёрный пристальный взгляд на рассказчика, казалось, что она почувствовала его нахождение в сумраке. Он безмолвно выходит за ворота. 


Отзыв (338 слов): Моё впечатление от рассказа «Чистый понедельник» осталось положительным, несмотря на всю его депрессивность и трагичность. Герои рассказа остаются без имени, то есть в какой-то степени они – олицетворение абсолютно каждого человека. Этот факт заставляет задуматься о собственной жизни, чувствах и поступках на примере данных героев. Мне понравился рассказ, потому что он заставляет задуматься о соотношении «я» и «мы» в жизни личности. Автор задает вопрос: что кроется за чистотой героини? Святость или эгоизм?

Мне кажется, что главная мысль этого произведения заключается в том, что во-первых, нужно более внимательно относиться к чувствам окружающих людей и думать не только о себе. Героиня с самого начала знала, что не сможет стать для рассказчика такой женщиной, которая ему нужна, она не могла и не хотела давать ему ту любовь и нежность, которую он просил. Вместо того, чтобы прекратить эти взаимоотношения на ранних стадиях, она невольно давала ему надежду, а в итоге выбрала ту жизнь, которая изначально было для неё в приоритете и в которой для героя не было места. Всё это точно оставило большой отпечаток на его жизни и кровоточащую рану в его сердце. А во-вторых, необходимо помнить о том, что помимо любовных чувств также должны быть свои желания, интересы, цели и смысл. Рассказчик сделал своим смыслом эту женщину, для него не существовало ничего, кроме неё, а когда она ушла, соответственно, он лишился своего смысла. 

Чему учит рассказ «Чистый понедельник»? Тому, что каждый из нас должен идти свой дорогой и выбирать то, что хочет, а не то, чего от него ждут другие люди, как бы сильно они этого не ждали. Но при этом необходимо щадить их чувства, а не пользоваться ими до самого последнего мгновения. Героиня повела себя эгоистично, и мое мнение о ней не совпадает с восторженным преклонением рассказчика. Она лишь пользовалась им и его любовью.

Я думаю, что каждый человек после знакомства с рассказом «Чистый понедельник» выделит для себя свою мораль. Мое отношение к героине и ее поступку позволяет сделать вывод, что нельзя ставить себя выше всего на свете, даже если это «я» прикрывается святостью взятых на себя обетов. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

  • Рассказ бунина танька о чем
  • Рассказ бунина холодная осень текст
  • Рассказ бунина митина любовь
  • Рассказ бунина красавица читать
  • Рассказ бунина холодная осень краткое содержание