Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
стих Тучи — Лермонтов Слушать аудио, скачать бесплатно
История создания
Анализ «Туч» Лермонтова можно начать с того, что стихотворение было написано накануне ссылки поэта на Кавказ в 1840 г. Оно написано в поздний период творчества поэта. Лермонтов создал его на квартире у Карамзиных, где как раз собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. В. А. Соллогуб свидетельствует о том, что Михаил Юрьевич слагал свое произведение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над рекой Невой.
На Кавказе в то время как раз происходили военные действия. Царь назначил поэта в полк, который тогда нес тяжелые потери. Лермонтов понимал, что отправляется на верную смерть. В это время слава о нем уже распространилась по всей стране. Поэт хотел подать в отставку, чтобы посвятить все время литературному творчеству. Однако его планы не сбылись.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.
История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.
Тема стихотворения – несвобода и одиночество.
Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.
Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.
Отчуждение лирического героя
В этом произведении, когда поэт стремился найти для себя пути преодоления того отчуждения, что царит между личностью и окружающим миром, нашли отражение актуальные для него темы одиночества, бесконечной свободы. И поэт изображает в своем произведении лирического героя, который вынужден быть изгнанником – в этом нет его свободного выбора. Среди тех причин, что могут вынудить оставить родные края, поэт перечисляет различные человеческие пороки. Это зависть, злоба, клевета – причем не от врагов, а от друзей.
«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.
В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.
Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч — «вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.
Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.
Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север», Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.
В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине: тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.
Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.
Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?»).
Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
- «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Тучи»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Композиция
В анализе «Туч» Лермонтова стоит подробно рассказать и о композиции произведения. В первой строфе поэт обращается к тучам. Его слова полны грусти, Лермонтов видит в них такого же странника, каким и является сам. У них нет дома и родины, все время своего существования они путешествуют по небесным просторам. Небо Лермонтов называет «степью лазурной», ведь оно такое же бескрайнее, в нем словно отражаются степные просторы.
Анализ «Туч» Лермонтова продолжается рассмотрением второй строфы. Здесь поэт пытается понять, что же именно заставляет тучи нестись по просторам неба. Он освещает свои догадки при помощи риторических вопросов. В заключительной строфе лирический герой отрицает свою схожесть с тучками. У них ведь нет родины, а это означает, что и терять им нечего. Неслучайно поэт также употребляет и слово «чужды».
Этим он подчеркивает, что отличается от туч – у них разный путь. Они совершенно не являются изгнанниками, как он сам. Только тот, кто испытывает любовь к Отечеству, может пережить боль разлуки с ним так, как переживал это поэт. Таким образом, можно утверждать, что все произведение построено на приеме антитезы. Странствия свободных туч по небу противопоставляются изгнанничеству лирического героя.
Средства выразительности
Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:
- Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
- Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.
Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.
Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.
Художественные приемы
В стихотворении поэт использует прием метафоры – это также можно упомянуть в анализе «Туч» Лермонтова. «Небесные странники», которые по цвету напоминают жемчуг, плывут друг за другом. Так поэт стремится подчеркнуть единство человека и природы. Он обозначает тучи с помощью слова «изгнанники», будто бы сравнивая их путь со своим. Поэт также пишет о том, что этим странникам «чужды страдания», им «наскучили нивы». Эти выражения также являются метафорическими.
О художественных средствах необходимо рассказать даже в том случае, если нужен анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» кратко. 6 класс – это время, когда школьники уже знакомы со многими литературными методами, используемыми поэтами и писателями. В своем произведении Лермонтов использует и прием сравнения. Оно создается с помощью слова «как». Смысл данного приема заключается в том, что поэт нигде не может отыскать приюта. Но при этом лирический герой испытывает то чувство, которое не могут ощутить тучи – он страдает, его мучает ощущение горечи от чужой клеветы и зависти. Используется поэтом и прием риторического вопроса. Читатель найдет его во второй строфе произведения. На озвученные поэтом вопросы нет четкого ответа.
Сопоставительный анализ стихов «Тучи» Пушкина и Лермонтова
В творчестве Пушкина и Лермонтова можно найти немало размышлений на тему того, какое место должна занимать поэзия в жизни общества. Однако, проводя анализ одноименных стихотворений этих двух поэтов, можно утверждать, что они обладали разным видением мира. Это обусловлено тем, что М. Ю. Лермонтов жил в эпоху падения роли поэта в обществе.
Обычно период, когда учащимся задают на дом анализ стиха «Тучи» Лермонтова, – 6 класс. Иногда бывает необходимо обратиться и к творчеству других поэтов, чтобы сопоставить с ними произведение Лермонтова. В его стихотворении нет надежды, оно полно мрачных предчувствий. Тучи, с которыми он сравнивает себя в начале произведения, являются «изгнанниками» из родных мест. Что касается стихотворения А. С. Пушкина, то оно наполнено светом и оптимизмом. В его произведении туча всего одна – а это значит, что она не может лишить его радостного настроения.
Лирический герой великого русского поэта смотрит в будущее с улыбкой, и это жизнелюбие не способна поколебать туча. После грозы снова возрождается жизнь. Стихотворение наполнено динамикой и жизнерадостностью с самого своего начала. В отличие от произведения Лермонтова, «Тучи» Пушкина написаны четырехстопным амфибрахием. Это также придает произведению спокойную интонацию.
Популярные сочинения
- Сочинение Что такое Одиночество
Сегодня хочется поговорить про одиночество. Что из себя представляет это слово? Хорошее это состояние или плохое? К чему приводит одиночество? На эту интересную тему и хочется подумать дальше. - Сочинение Свободное время (5, 7 класс)
Свободное время… Прекрасное словосочетание, не правда ли? Зачастую, это именно то, чего нам всем так не хватает. Времени, что можно потратить чисто на свои забавы и прихоти - Сочинение Детство мамы
Детство моей мамы прошло в Советском Союзе. Она успела побыть и пионеркой, и комсомолкой, но это уже позже. Это очень интересно, по-моему! И она с удовольствием вспоминает то время!
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Слушать аудиокниги автора «Лермонтов Михаил» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги автора «Лермонтов Михаил» на телефон и андроид.
Пламенный рассказ-поэма о грузинском мальчике, волею судьбы, потерявшем родину и свободу. Всю свою жизнь он провел в монастыре, ничего не зная о мире вокруг крепостных стен……
В основе поэмы лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным сказам о царе Иване Грозном, многие из которых сохранились и были записаны. Стиль произведения выдержан в манере русского народного эпоса; все герои повествования — яркие и самобытные личности. Главная тема произведения — проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это …
«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:…
Стихотворение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1830-х годов. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против французского наполеоновского войска….
Радиоспектакль. М.Ю. Лермонтов. По роману «Герой нашего времени».
Печорин на некоторое время поселяется в казачьей станице, где становится свидетелем и участником странных событий…
Действующие лица и исполнителиОт автора — Евгений Герасимов
Григорий …
Литературная сказка – отдельное направление в художественной литературе, она всегда была и остается неразрывно связанной с историческими событиями и литературными течениями. Первым на поприще литературной сказки выступил Шарль Перро, подаривший миру таких замечательных героев как Кот в сапогах, Мальчик с пальчик и Красная Шапочка. Затем были Ган…
Необычайно многомерное и разнородное произведение Лермонтова, едва ли не единственное свободное от идеологического пафоса, авторских наставлений и нравоучений, было признано самым европейским из классических русских романов. ©&℗ ИП Воробьев; ©&℗ ИД СОЮЗ…
Драма «МАСКАРАД» [1835] рекомендована для внеклассного чтения в 8-9 классах общеобразовательной школы и обзорного изучения на уроках литературы. В классах гуманитарной направленности произведение подробно изучается текстуально. Драма в стихах «Маскарад» проникнута лирикой и романтикой, легкостью и звучностью слога. Это история о том, как разбиваютс…
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) — гениальный русский поэт, прозаик и драматург, классик отечественной и мировой литературы. Великолепны его стихи и поэмы, не уступают им по художественной выразительности и те немногие прозаические творения, которые он успел создать за столь короткую жизнь. Собранные здесь произведения относятся к различным жан…
«Герой нашего времени» — роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы.1837 год. Изнурительная Кавказская война. Молодой офицер Григорий Печорин за участие в дуэли отправлен в ссылку в действующую армию на Кавказе. Печорину предстоит стать невольным участником стремительно разворачивающихся событий — схватк…
«Школьная библиотека» предлагает вам послушать стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, а также его поэмы.
По силе восприятия действительности, чувств, эмоций, по языковой выразительности, по смелости мысли поэзия Лермонтова не имеет аналогов в русской литературе. А его описания дикой природы Кавказа позволяют воочию увидеть всю красоту …
Предлагаем Вашему вниманию стихотворения и прозу Михаила Юрьевича Лермонтова в исполнении признанных мастеров художественного слова Всеволода Аксёнова, Михаила Астангова, Константина Вахтерова, Дмитрия Журавлёва, Василия Качалова, Александра Остужева, Прова Садовского, Владимира Яхонтова, а также радиоспектакль, поставленный режиссёром Анатолием…
Ежедневно множество любителей книг ищут и хотят скачать аудиокниги автора Лермонтов Михаил.
Мы предоставляем Вам возможность слушать онлайн на любом устройстве лучшие аудиокниги, только вышедшие новинки и бестселлеры Лермонтов Михаил.
Исходя из многочисленных отзывов наших пользователей и просто читателей, среди множества его книг, предлагаем ознакомиться с такими:
- Лермонтов Михаил — Мцыри
- Лермонтов Михаил — Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
- Лермонтов Михаил — Бородино
Благодаря сайту audio-kniga.com.ua Вы можете слушать любимые книги Лермонтов Михаил, не отрываясь от своих дел, например, домашней работы, прогулок, занятий спортом и т.д.
У нас собрано невероятное количество аудиокниг! Вы можете слушать их абсолютно бесплатно и не нужна даже регистрация. Вам просто нужно найти желаемую книгу и начать прослушивание, а приятный простой дизайн и удобная навигация сделает Ваш поиск намного проще.
Желаем Вам приятного прослушивания и хорошего времяпровождения вместе с нами!