Рассказ борис годунов краткое содержание

Сюжет герой влюблн в вареньку, ему казалось, что мир вокруг также прекрасен, как и его избранница. они вместе танцуют на

Сюжет

Герой влюблён в Вареньку, ему казалось, что мир вокруг также прекрасен, как и его избранница. Они вместе танцуют на балу у губернского предводителя дворянства и никого вокруг не замечают. Здесь же рядом отец Вареньки.

Он также статен и высок, его румяное улыбающееся лицо также хорошо, как у дочери. Он гордиться своей красавицей, проходит с ней в танце. Все восхищены парой. Вскоре бал заканчивается, он провожает девушку и едет домой.

Однако счастье, его переполняло, он мечтал о любви, о девушке. Заснуть молодой человек не может. Он идёт гулять.

Вдруг раздаются звуки флейты и барабана. Он идёт на поле и видит, что там происходит ужасная картина. К штыкам привязали солдата и прогоняют его сквозь строй, то есть бьют палками. Командует этим всем издевательством офицер. В нём наш герой узнаёт отца своей любимой. После этого он идёт домой, но по-прежнему жить не может.

В его душе всё перевернулось, ответа на мучившие вопросы нет. Почему один человек может и должен мучить другого, разве это по-христиански? Вскоре и любовь пошла на убыль. Ведь, если девушка такая же, как её отец внешне, то она и характером будет на него похожа. Такое разочарование не принесло герою счастья, он остался одиноким.

Автор

Рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстым, в нём он рассказывает о событии, произошедшем с его братом, когда они жили в Казани. Название произведение менялось, пока автор не подобрал то, которое, по его мнению, выражало идею и замысел автора.

Год написания

«После бала» был создан в 1903 году, однако, вышел в свет в 1911 году. Между этими событиями прошло то, что лишь подтверждало мысли Толстого. Война с Японией, первая русская революция в 1905 – 1907 годах привели страну к нравственному поражению, разгулу бесчеловечности и падению религиозных устоев.

Жанр

«После бала» – рассказ, он имеет все жанровые особенности. Главный герой рассказа один, он повествует о событии, занимающим по времени лишь небольшой промежуток, кроме того, случай, произошедший с ним, ничего особенного не представлял для окружающих. Однако для героя это утро стало знаковым.

Оно изменило всю дальнейшую жизнь героя, потому что он сам стал другим. Однако, такая простота рассказа только кажущаяся на первый взгляд. Повествование ведётся от лица героя, когда он уже прожил значительный период своей жизни. Теперь он о чём-то жалеет, что-то видит по-другому.

Получается своеобразный рассказ с обрамлением, то есть с пояснением прошедших событий.

Герой

Иван Васильевич – достойный, авторитетный человек, он справедлив к себе и другим, ответственный, добрый порядочный. Умный, умеющий анализировать, однако не смог стать счастливым , хотя любил и помнит свою возлюбленную до сих пор.

Варенька – красивая, стройная, высокая, грациозная девушка, влюблена в героя. Её ласковая улыбка была ему наградой. Отец Вареньки, полковник – достойный, благородный, любящий дочь, ловкий, вызывает восхищение на балу.

После бала он становиться другим – заносчивый, жестокий, бесчеловечный.

Подробный пересказ

В кругу близких друзей зашёл, однажды, спор о верности суждения, гласящего, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Тогда, своим опытом поделился дворянин Иван Васильевич.

В молодости его, был он студентом провинциального университета. Главным его развлечением являлись тогда балы и приёмы. Там он часто встречался со своей самой большой любовью, высокой величественной красавицей – Варенькой.

В день последних масленичных гуляний, бал давал губернский предводитель. Окрылённый счастьем, герой танцевал только с Варенькой. Пётр Владиславович – отец её, полковник, тоже был на празднике. Статный и бодрый, он, как и его дочь, вызывал всеобщее восхищение.

Танец их, на котором настояла хозяйка приёма, пробудил в душе Ивана Васильевича самые тёплые чувства к полковнику.

На утренней заре, по приезду домой, Ивана Васильевича мучила бессонница. Потому, отправился он бродить по спящему городу. Погружённый в мысли, ведомый внутренним порывом, рассказчик набрёл на дом Вареньки.

Дом её стоял в поле, в конце которого собралась от чего-то толпа. Пробравшись поближе, перед героем предстало зрелище жестокой армейской порки.

Пленного татарина безжалостно погоняли палками стройные солдатские ряды. Рядом с дезертиром шествовал Пётр Владиславович. Взирая на армию, он следил, чтобы подопечные его как следует отделали спину наказуемого.

Встретившись с полными недоумения глазами Ивана Васильевича, командир сделал вид, будто они и вовсе не знакомы.

Долго гадал тогда повествователь, хорошо ли увиденное им, плохо ли. Он допускал существование деталей, о коих не имел представления. Объяснения холодности и жестокости, с какой наказывали пленника, найти Иван Васильевич так и не смог.

Его представления, идеалы и ценности рухнули в один момент. Он отказался от мечты стать военным и не поступил на службу, отказался от любви Вареньки.

Каждый раз при виде красавицы, перед глазами его всплывала страшная картины, потому прошлой любви точно не бывало.

«После бала» в первую очередь учит читателей тому, что для внутренних изменений человеку достаточно одного лишь случая, переломного момента. Немаловажную роль в такие моменты играет поведение людей, которое заставляет переосмыслить свои прежние суждения, взгляды.

Также история преподаёт урок о двуличности. Никогда нельзя судить по обложке и первому впечатлению, ведь так возможное разочарование повлечёт за собой огромные перемены личности.

8 класс

Картинка к произведению

Краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» для читательского дневника и отзыв

Интересные темы

  • Тема родины в творчестве, лирике Тютчева
    Несмотря на безграничную любовь к родине, поэт на протяжении своей жизни провел в родных местах немного времени по сравнению с пребыванием за границей
  • Анализ драмы Борис Годунов
    Историческое произведение «Борис Годунов» А.С. Пушкин написал в период, когда находился в ссылке в родовом имении его матери Михайловском в 1825 году. В 1831 году пьеса издана, после сделанны
  • Островский – Снегурочка
    Сказочные родители по-разному хотят воспитывать дочь. Мороз хочет, чтобы она росла среди живой природы, а Весна видит Снегурочку среди людей
  • Купер – Зверобой, или Первая тропа войны
    Сюжетное повествование охватывает период времени начала военных действий между французами и англичанами за индейские территории.

Краткое содержание рассказа «После бала» и отзыв для читательского дневника (Л.Н. Толстой)

Пётр Владиславич – отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.

Варенька – восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых занятых — Читательский дневник «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

После бала

Бал заканчивается ранним утром, и главный герой идет по направлению к своему дому. По среди поля, он замечает странную картину и очень долго вглядывается в туман, чтобы понять, что там происходит. Когда образы обрели форму, он в то же час ужаснулся тому, что увидел. Десяток солдат собралось вокруг татарина, которого наказывали за попытку к бегству.

У каждого из солдат была палка и каждый по одному разу ударял ею по спине беглого солдата. Мужчина что-то невнятно бормотал, а после стал умолять: «Братья, помилосердствуйте», но ни один не отпускал свою палку.

Немного отойдя от шока, Иван Васильевич увидел то, что перевернуло его сознание, убрало наивность и любовь ко всем людям, он увидел, кто стоял во главе этого наказания.

Петр Васильевич стоял немного поодаль и избивал одного из солдат, который пожалел беглеца и постыдился его бить.

Человек, который казался ему добрым, благородным и честным, выступал перед ним в роле сатаны. В его глазах горел огонь, в действиях виднелась жестокость и злоба. Когда Петр Васильевич заметил Ивана, то сделал вид, что не знаком с ним, продолжив при этом наказание. Тогда, главный герой почувствовал себя дурно, в его сердце возник страх и стыд.

Всю оставшуюся дорогу до дома он пытался найти оправдание увиденному. Но каждый раз. Когда он вспоминал отца Вари, перед его глазами вставал образ деспотичного и жестокого человека, с кровавыми руками. Все это не покидало его еще долгое врем, шок от увиденного не прошел ни на следующий день, не спустя неделю.

Краткое содержание

Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.

Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае», предлагает послушать историю из его жизни.

Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой.

Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его старинными, с четвероугольными носками и без каблуков, сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир.

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.

Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.

Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег.

Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки.

Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд.

По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.

Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел.

Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого». Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником.

Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.

Лев Николаевич Толстой написал небольшой рассказ «После бала» о встрече двух молодых людей, об их планах на будущее, и о том, как один случай может нарушить устоявшийся порядок вещей.

Мы узнаём эту историю от самого рассказчика, который, оказавшись в кругу друзей, делится размышлениями о влиянии общества на человека. Основные события и сюжет рассказа нашли свое отражение в кратком пересказе от Многомудрого Литрекона.

Здесь же Вы найдете не только кратчайшее содержание книги, но и отзыв о ней, который необходим для создания читательского дневника. Полный анализ рассказа располагается здесь.

Краткий пересказ (400 слов): Рассказ начинается с беседы Ивана Васильевича и его слушателей о том, что влияет на судьбу человека: случай или среда. Он вызвался рассказать эпизод из своей юности.

Главный герой произведения получил приглашение на бал у губернского предводителя. Иван Васильевич был молод и сильно влюблён в прелестную Вареньку Б. Она была грациозной, величественной и ласковой девушкой. Они танцевали весь вечер, а потом рассказчик познакомился с отцом своей возлюбленной.

Полковник был очень красивый, высокий, статный, с румяными щеками, пышными белыми бакенбардами и усами. На губах его дрожала такая же ласковая улыбка, как у Вари, а на груди висели ордена. У него была выправка «старого николаевского служаки», и его фигура привлекала внимание всех в зале.

Особенно хорошо они смотрелись вместе с дочерью, когда закружились в танце. Пётр Владиславович сначала отказывался стать кавалером, а затем пригласил Варю на танец, говоря, что «всё должно быть по правилам».

Рассказчик чувствует воодушевление и бесконечную любовь к миру, в котором есть такие красивые пары и такие высокие отношения. Он обращает внимание на старомодные сапоги полковника и делает вывод, что тот отказывает себе во всём, лишь бы его дочь была счастлива и жила в достатке.

Видя нежный взгляд девушки и ее охотное согласие на танцы, Иван был счастлив. Отец тоже благоволил богатому кавалеру дочери.

Вернувшись домой после бала, герой не мог уснуть и решил пройтись по улице. Но вот наступает утро, и герой видит на площади странную картину. Пётр Владиславович, всё такой же представительный серьёзный офицер, командует экзекуцией.

Он наблюдает за тем, как наказывают беглого солдата. На его лице ни следа вчерашней учтивости и доброты. На нем лишь гнев и ненависть. Полковник безжалостно требует самого сурового наказания и даже даёт пощёчину солдату, который «мажет» и не бьет достаточно сильно.

Его не трогают мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Отец Вареньки лишь распоряжается подать свежих шпицрутенов. Ивана Васильевича поражает это зрелище.

Он чувствует тоску, тошноту, недоумение, и не может понять, как и почему этот человек моментально преобразился? Понуро он возвращается домой, а полковник сделал вид, что не заметил знакомого.

Теперь рассказчику трудно смотреть на Вареньку. У него не получается объяснить поведение полковника. Наверное, это не очень сложно: Пётр Владиславович привык жить по уставу, так, как ему приказано.

Он дорожит мнением общества и видит в солдатах не людей, а подчинённых. Дочь для него − свет в окне, но, пожалуй, единственный.

Но как бы там ни было, Иван Васильевич меняет свою судьбу: он отказывается от предполагаемой военной службы и от Вареньки, которая вышла замуж за другого.

Отзыв (302 слова): Мне очень понравился рассказ «После бала», потому что автор учит читателя важным вещам: гуманизму, отзывчивости и прямодушию.

Лицемерие и двойные стандарты полковника осуждаются, как и его жестокость.

А отказ Ивана Васильевича от военной службы заставляет задуматься о том, как важно быть таким же принципиальным и последовательным. Только так можно стать тем, кого можно уважать.

Главная мысль рассказа «После бала» заключается в том, что один случай может изменить судьбу человека, если он умеет чувствовать и думать. Никакая среда не сможет вытравить из него доброту и совесть, если он убедится на собственном опыте, что общепринятые догмы лживы.

Так произошло и с Иваном Васильевичем: он увидел изнанку военной службы и семейной жизни полковника, поэтому не пошел по военной карьерной лестнице и не женился на Варе. Он отказался от призвания и женщины, так как увидел в них фальшь, с которой он не смог бы мириться.

Мое мнение о герое стало еще лучше, когда он не стал бурно осуждать Петра Владиславовича, а попытался вникнуть в его ситуацию и даже в чем-то оправдать его. Но он не пошел по его стопам и не стал связывать с ним свою жизнь. Это и было его интеллигентным и вежливым протестом против того, что он считал неприемлемым.

А вот мое отношение к полковнику нельзя назвать хорошим. Этот человек мыслит узко и относится хорошо лишь к своей семье, а к остальным людям он равнодушен. Истязая солдат, он ласкает дочь и на деньги от истязаний покупает ей веера и туфельки.

Он не замечает, как это дико и жестоко, а значит, не задумывается ни о чем, кроме насущных дел. Его жестокость на службе достойна еще большего порицания, чем робкое осуждение рассказчика.

  Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишневый сад сочинение

Мое впечатление от рассказа «После бала» положительное. Эта книга послужит вдохновляющим примером тому, кто не может освободиться от влияния своей среды. Л.Н. Толстой доказал, что каждый из нас волен выбирать свой путь.

Виктория Арутюнян

О произведении

С рассказом «После бала», созданным в 1903 году, читатели познакомились лишь в 1911, уже после смерти Льва Николаевича . В основу сюжета легли события, произошедшие с братом писателя.

Реализм изображения действительности, необычная кольцевая композиция помогли автору провести параллель между прошлым и настоящим. Ёмкий и лаконичный рассказ заставляет нас сосредоточить внимание на одном основном событии в жизни главного героя.

Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника.

Вывод (мое мнение)

Толстой с необыкновенным искусством смог показать две противоположные картины: веселый бал с нарядными и счастливыми людьми, и страшную картину кровавого наказания.

Он хотел показать, что каждое происшествие, так или иначе, влияет на судьбу.

Главный герой рассказа — уважаемый и известный человек, сам считает, что это происшествие перевернуло его душу и изменило судьбу. Лев Николаевич Толстой

Среди друзей зашёл разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблён в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич «был пьян любовью» и танцевал только с Варенькой.

Там же был и её отец, полковник Пётр Владиславич — «красивый, статный и свежий старик». После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью.

Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошёл бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки.

В конце поля, где стоял её дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира.

Пётр Владиславич шёл рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и «любовь так и сошла на нет». Пересказала

Юлия Песковая

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблён в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя.

Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Пётр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары.

Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира- татарина.

Пётр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: «Будешь мазать!».

Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным.

Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу — ни на военную, ни на какую-нибудь еще.

И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

Краткое содержание «После бала» « Краткие содержания литературных произведений « Краткое.ru

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: После бала

Число страниц: 10. Толстой Л. Н. «После бала». Издательство «Литера». 2020 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1903 год

  Краткое содержание «Сын полка» Катаев —4 класс

Главные герои

  • Иван Васильевич – молодой дворянин, пылкий, восторженный, влюбленный, порядочный и совестливый, которому пришлось во многом изменить свои взгляды на взаимоотношения между людьми.
  • Варенька – милая, наивная, обворожительная девушка восемнадцати лет.
  • Петр Владиславич – полковник, отец Вареньки, прекрасно воспитанный, галантный собеседник, заботливый отец, но вместе с тем жестокий, хладнокровный истязатель.
  • Обратите внимание, ещё у нас есть:
  • для самых рациональных — Краткое содержание «После бала»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых компанейских — Главные герои «После бала»
  • для самых любопытных — Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых — Читать «После бала» полностью

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа — противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал — праздник молодости, любви и красоты.

Он проходит в последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения.

Затем — тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва — инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

  1. “Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь.
  2. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра.
  3. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна.

На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся.

Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью.

Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”.

  Лингвистический анализ: Ягоды (Варлам Шаламов)

Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ.

Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле.

Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка.

Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”.

Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво.

Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на ба^у. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого.

Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю.

Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”.

А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

Сюжет

Как-то раз друзья, люди умные и умудренные жизненным опытом, принялись дискутировать о том, способна ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из присутствующих, Иван Васильевич, заметил, что все в жизни зависит от случая, и в качестве доказательства привел пример из собственной жизни.

В молодости Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную дочь полковника Петра Владиславича. В те годы герой учился в университете, и свободное время беззаботно проводил на балах и вечерах.

На одном из таких балов, устроенным губернским предводителем, Иван Васильевич танцевал только с Варенькой, и от любви к ней у него кругом шла голова. На балу присутствовал и Петр Владиславич, которого хозяйка уговорила пройтись один тур мазурки в паре с дочерью.

Гости были в восторге от этой пары, и Иван Васильевич не стал исключением. Он искренне считал, что отец Вареньки – редкий образчик благородного, тонкого, деликатного человека.

В ту ночь влюбленному герою не спалось, и он отправился бродить по улицам. Услышав странные звуки, он отправился на площадь, где стал свидетелем отвратительной сцены. Пойманного дезертира прогоняли через строй солдат, которые били его палками по спине.

За жестоким наказанием внимательно следил Петр Владиславич. Он даже лично ударил малорослого солдата, посчитав, что тот с недостаточной силой опустил палку на окровавленную спину провинившегося.

Встретившись глазами с Иваном Васильевичем, полковник сделал вид, что они незнакомы.

Столь чудовищное, радикальное перевоплощение из галантного кавалера и заботливого отца в жестокого, равнодушного мучителя настолько потрясло героя, что его чувства к Вареньке быстро остыли. После этого инцидента Иван Васильевич уже не мог поступить ни на военную, ни на какую-либо другую службу.

Эпилог

Иван не мог отойти от увиденного. Сцена избиения стояла перед глазами. Он не понимал, почему все молчали. Неужели это правильно истязать человека до полусмерти. Так и не смог Иван найти оправдание жестокости полковника. Одно теперь парень знал четко, на военную службу он ни ногой.

Любовь к Вареньке вместе с этим эпизодом пошла на убыль. Вот так жизнь человека перевернулась в одночасье, изменив планы и направив по другому пути.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «После бала», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь. 2. Описание бала. Влюбленность героя. 3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки. 4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание.

Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались.

О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

  Краткое содержание «Мещерской стороны» Паустовского

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие.

Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е.

несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания.

Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого — постоянные нравственные поиски.

В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» — все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях.

Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

Вывод и свое мнение

В своем произведении Лев Николаевич с филигранным мастерством продемонстрировал разительный контраст между двумя мирами, двумя реалиями – веселым, легкомысленным, искрящимся, словно брызги шампанского, балом, и картиной страшного, кровавого наказания. Таким образом писатель хотел показать, что любое происшествие в жизни, так или иначе, влияет на судьбу человека. Герой, ощутивший этот контраст, стал совсем иначе смотреть на мир, на окружающих людей, и это предопределило всю его жизнь.

Очень краткое содержание рассказа «После бала» Л.Н.Толстого

«После бала» — одно из лучших произведений Льва Николаевича Толстого. Оно отличилось невероятным реализмом действительности, отражённом в рассказе, что помогает провести параллель соотношения прошлой и настоящей России. В рассказе отображается вся суть времени Николая I, его вопиющая жестокость, поражающая даже современного читателя.

В рассказе имеется главный герой и два дополнительных. Рассказчик (брат Толстого) Иван Васильевич, вспоминающий молодые студенческие годы. Отец Вареньки — Пётр Владиславович, отличившийся двуличностью: заботливый отец на балу и жестокий полковник на службе. И собственно Варенька — дочь полковника, влюбившая в себя героя.

Рассказ можно разделить на две части: события до бала и после него. Повествование начинается с разговора хороших друзей. Вопрос дискуссии был таков: может ли окружение повлиять на судьбу и характер человека? Иван Васильевич согласился с данной мыслью, предложив рассказать историю из жизни.

Это были студенческие времена, когда Иван Васильевич учился в провинциальном университете, будучи молодым амбициозным парнем, влюблённым в девушку восемнадцати лет по имени Варенька. Главным его развлечением являлись вечерние балы.

В один из таких вечеров, когда состоялся бал в доме губернского предводителя, Иван Васильевич наслаждался времяпровождением с любимой дамой. Они общались, танцевали. Всё в этот момент казалось прекрасным, начиная от музыки, заканчивая гостями. Герой восхищается Варенькой.

С уважением и почтением наблюдает за её отцом. Пётр Владиславович выглядел статно. Свежий старик с белыми бакенбардами, румяным лицом, счастливой улыбкой и блестящими глазами. Его походка была ровной и подрагивающей, с выпячивающейся грудью.

Всё это помогало ему создавать образ авторитета и примера для подражания.

Тот вечер произвёл на Ивана Васильевича немалое впечатление. Желания спать не наблюдалось, поэтому под утро герой решает прогуляться. Обстановка вокруг продолжала быть очаровательной. Город только начал просыпаться, первые лучи солнца показывались из-за горизонта. Ноги юноши невольно несли его к дому Вареньки.

Вот только в определённый момент всё меняется. Подходя к дому возлюбленной, Иван Васильевич наблюдает следующую картину: солдаты прогоняли татарина-дезертира, били палками по его спине. Всем этим заправлял не кто иной, как офицер — отец Вареньки. Тот самый Пётр Владиславович, которым герой так восхищался на вчерашнем балу.

В этот момент не осталось ничего от вчерашней эйфории. Только крики наказуемого, глухие звуки ударов. Спина татарина — что-то мокрое и неестественное. Она была ярко-красная и пёстрая. Бедняга молил о пощаде. Его крики были жалостливыми, пробивающие до дрожи.

Пётр Владиславович игнорировал мольбы татарина. Один солдат решил сжалиться, за что сразу получил удар палкой от полковника. А за ним ещё один и ещё один.

Увиденное потрясло Ивана Васильевича. Восхищение и уважение сменились стыдом, отвращением и страхом. Не теряя надежды, юноша пытался отыскать оправдание действиям полковника, однако потрясение напрочь отрицало всевозможные доводы. Вот так за одно утро изменилась вся жизнь. Любовь к Вареньке «так и сошла на нет». Цель стать офицером и чиновником тоже исчезла.

  • На этом можно сделать вывод, что окружающие люди и события действительно влияют на человека, что мы видим на примере истории Ивана Васильевича.
  • Насколько публикация полезна?
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Авторские афоризмы

  1. «…Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она…»
  2. «…для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…»
  3. «…Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае…»
  4. «…Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите…»
  5. «…Я обнимал в то время весь мир своей любовью…»

Толкование непонятных слов

  • Губернский предводитель (дворянства) — выборное лицо, представитель дворянского самоуправления в губернии.
  • Дагерротипный портрет — предшественник фотографии, изображение, полученное на серебряной пластинке.
  • Кадриль — танец из пяти—шести фигур, с четным количеством пар, расположенных одна против другой.
  • Ломовые — извозчики, перевозившие тяжелые грузы.
  • Штрипки — полоски ткани или тесьмы, пришитые к низу панталон.
  • Эполеты — наплечные знаки различия в военных мундирах.
  • Фероньерка — подвеска, кулон из драгоценного камня в оправе.

На чтение 10 мин Просмотров 78
Обновлено

Ценителям русской драматургии рекомендуем читать краткое содержание трагедии «Борис Годунов» – знаменитого произведения А. С. Пушкина. Великий поэт взял сюжет из одного из самых трагичных и судьбоносных периодов русской истории – Смутного времени.

Главные герои

Борис Годунов – русский царь, правивший в 1598-1605 гг. По одной из версий, по приказу Годунова был убит царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного).

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) – беглый монах, объявивший себя спасенным Дмитрием и вступивший в борьбу за престол с Годуновым.

Василий Шуйский – князь, сыгравший большую роль в политике в годы Смуты; в 1591 г. возглавлял расследование по делу об убийстве царевича Дмитрия.

Краткое содержание

Кремлевские палаты

Князья Шуйский и Воротынский обсуждают политическую ситуацию в стране после смерти Федора Иоанновича. В это время народ идет в монастырь, чтобы уговорить Бориса Годунова занять престол.

Шуйский уверен в том, что царевич Дмитрий был убит в Угличе по приказу Годунова. Он возглавлял следствие по этому делу. Изобличить преступника он в свое время не смог, потому что покойный царь полностью доверял Годунову.

Воротынский говорит, что у них с Шуйским гораздо больше прав занять престол, чем у Годунова. Однако Борис уже успел «очаровать» народ.

Увидев возвращающихся из монастыря людей, князья идут узнать, чем закончились переговоры.

Красная площадь

В народе с сожалением говорят об очередном отказе Годунова от престола. На крыльцо дворца выходит Щелкалов и объявляет, что завтра бояре и духовенство еще раз попробуют уговорить царицу благословить Бориса на царство.

Девичье поле. Новодевичий монастырь

Собравшийся народ ждет результатов переговоров с Годуновым. Внезапно люди, стоящие у стен монастыря, начинают вставать на колени. Задние ряды поступают так же, даже не зная причины. Постепенно всех облетает новость: Борис согласился стать новым царем.

Кремлевские палаты

Годунов выступает перед патриархом и боярами. Те клянутся хранить ему верность. Царь повелевает готовиться к торжественному пиру по поводу его воцарения.

Воротынский останавливает Шуйского и напоминает ему о недавнем откровенном разговоре о Годунове. Шуйский отвечает, что ничего не помнит. К тому же, обсуждая Годунова, он хотел испытать верность Воротынского новому царю.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Старый монах Пимен пишет летопись. Проснувшийся молодой инок Григорий рассказывает приснившийся ему в очередной раз страшный сон. Он стоял на высокой башне, с которой мог видеть всю Москву. Собравшийся внизу народ смеялся над Григорием. Он упал с башни и проснулся.

Пимен говорит, что избавиться от кошмаров помогает молитва. Ему самому часто снится бурное прошлое: битвы, пиры, веселье.

Григорий завидует старику, который до пострижения в монахи смог сполна насладиться мирской жизнью. Молодой человек попал в монастырь еще в детстве.

Григорий спрашивает у Пимена об убийстве царевича Дмитрия. Старик в то время был в Угличе. Он видел зарезанного ребенка и слышал признание убийц в причастности Годунова. Пимен замечает, что царевич был примерно одного возраста с Григорием.

Когда старик уходит, Григорий со злостью обдумывает донос на Бориса.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о побеге Григория. Этот молодой человек из рода Отрепьевых принял постриг в детстве, побывал в нескольких монастырях. Григорий очень умен, но его ум – от дьявола. Чего только стоит заявление: «Буду царем на Москве!».

Патриарх велит разыскать «еретика» и навсегда заключить его в Соловецкий монастырь.

Царские палаты

Борис Годунов с горечью размышляет о своем царствовании. Он правит Россией уже шестой год, но не может добиться счастья и расположения народа. Его обвиняют в смерти Федора Иоанновича, неурожаях и пожарах. Щедрая помощь Годунова нищим и обездоленным не смягчает сердца людей.

Борис вынужден признать, что все его беды – расплата за страшное преступление («мальчики кровавые в глазах»).

Корчма на литовской границе

В корчме в одежде мирянина сидит Отрепьев и два беглых монаха – Мисаил и Варлаам. Хозяйка рассказывает, что на границе царские люди ловят какого-то еретика, сбежавшего из монастыря. Григорий узнает от нее, как можно тайно пробраться в Литву.

В корчму заходят два пристава и приглядываются к спутникам Отрепьева. Они дают ему указ о поимке беглеца и просят прочесть его вслух. Григорий, делая вид, что читает, описывает приметы Варлаама. Пристава собираются его арестовать, но Варлаам вырывает бумагу и читает сам. В указе описана внешность Григория.

Отрепьев достает кинжал и, угрожая им, убегает через окно.

Москва. Дом Шуйского

Завершается ужин. Выпив в последний раз за царя, многочисленные гости расходятся по домам. С хозяином наедине остается Афанасий Михайлович Пушкин. Он по секрету рассказывает о том, что в Литве объявился человек, объявивший себя спасенным царевичем Дмитрием. Король Сигизмунд обещает ему помочь занять российский престол.

Шуйский поражен новостью. Он уверен, что этот человек – самозванец. Однако недовольство Годуновым настолько велико, что Лжедмитрий способен одержать над ним победу.

Царские палаты

В царских палатах сидит царица (супруга покойного Федора Иоанновича), а также дочь и сын (Ксения и Федор) Годунова. Заходит Борис и хвалит сына за изображенную им карту России. Царица и Ксения уходят.

С докладом к царю приходит Семен Годунов. Он рассказывает, что вчера к Шуйскому приезжал гонец из Литвы с какими-то важными сведениями. У Шуйского было много гостей, а после застолья хозяин о чем-то разговаривал с Пушкиным.

Годунов требует доставить к нему Шуйского, но тот уже пришел сам. Шуйский рассказывает о появлении в Литве самозванца, который объявляет себя царевичем Дмитрием.

Годунов заметно встревожен. Угрожая страшным наказанием, он спрашивает Шуйского: действительно ли в Угличе был убит Дмитрий? Князь заверяет царя, что абсолютно уверен в этом. Он сам видел мертвого царевича.

Борис успокаивается и готовится к борьбе с самозванцем.

Краков. Дом Вишневецкого

Отрепьев собирается начать поход на Москву. Католическому священнику он обещает, что займет российский престол в течение двух лет.

К самозванцу приходит целая партия новых сторонников. Среди них бежавшие из Москвы знатные люди, опальные бояре, поляки, казаки. Окрыленный широкой поддержкой Григорий не сомневается в своей победе над Годуновым.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

В замке проходит праздничный вечер. В главном зале танцует множество пар. Все обращают внимание на Григория и Марину Мнишек. Хозяин замка признается Виншевецкому, что сам посоветовал дочери завлечь в любовные сети будущего русского царя.

Ночь. Сад. Фонтан

Григорий с нетерпением дожидается Марины, которой он назначил ночное свидание. Когда девушка появляется, он признается ей в страстной любви. Марину не интересуют признания молодого человека. Она твердит ему о необходимости как можно скорее начать борьбу за царский престол. В этом заключается главная цель законного наследника.

Отрепьев признается, что обманул всех. На самом деле он – беглый монах. Марина с презрением смотрит на самозванца и угрожает раскрыть его обман.

Григорий оскорблен гордостью полячки. Он заявляет, что сможет позабыть любимую в кровавых сражениях за престол. Затеянное им дело настолько серьезно, что никому нет дела до того, настоящий он царевич или нет.

Марина одобряет решимость Григория. Она призывает его немедленно выступать в поход. Только после победы над Годуновым и воцарения самозванца она даст согласие на свадьбу с ним.

Граница литовская

Первыми границу пересекают самозванец и князь Курбский. Курбский мечтает отомстить за отца, который был вынужден бежать из России при Иване Грозном.

Отрепьев понимает, что совершает преступление, начиная военные действия против своего народа. Однако он успокаивает себя тем, что вступает в борьбу с цареубийцей Борисом.

Войска самозванца переходят границу.

Царская дума

Годунов совещается с патриархом и боярами по поводу борьбы с самозванцем. Войско Лжедмитрия одерживает победы, на его сторону переходит все больше людей. Царь посылает двух своих лучших воевод. Те клянутся привезти самозванца в клетке.

Патриарх рассказывает историю о том, как один слепой старец прозрел, посетив могилу царевича Дмитрия. Он предлагает перенести святые мощи убитого ребенка в Кремль.

Заметив смущение Годунова, Шуйский выступает с другим предложением. Он намерен обратиться к народу с речью, в которой расскажет всю правду о самозванце. Царь одобряет замысел Шуйского.

Равнина близ Новгорода-Северского

Идет битва между войсками Лжедмитрия и Годунова. Самозванец одерживает верх. Нанятые царем иностранцы не пользуются авторитетом среди русских. Многие солдаты считают Отрепьева законным наследником и бегут с поля боя.

Сражение заканчивается полной победой Лжедмитрия.

Площадь перед собором в Москве

В народе обсуждается предание Гришки Отрепьева анафеме. Многие считают, что наступающий на Москву самозванец – действительно чудом спасенный Дмитрий.

Из собора выходит Годунов, окруженный боярами. Царя останавливает юродивый. Он жалуется на мальчишек, которые обижают его. Юродивый просит Годунова зарезать обидчиков так же, как он зарезал царевича. Бояре хотят схватить бродягу, но царь приказывает не трогать его.

Севск

Лжедмитрий допрашивает пленника. Тот рассказывает, что Годунов назначил новым главнокомандующим над войсками Шуйского. Царь принимает крутые меры против Смуты. В Москве каждый день проходят казни. Люди боятся говорить правду, опасаясь царских шпионов. По словам пленника, царское войско состоит из пятидесяти тысяч человек.

Закончив допрос, Лжедмитрий назначает на следующий день битву. Он намерен разгромить царские войска до прибытия Шуйского.

Лес

В очередной битве войска самозванца терпят поражение. В бою убит князь Курбский. Лжедмитрию с ближайшими сподвижниками удается сбежать и спрятаться в лесу. Отрепьев не унывает и готовится к продолжению войны.

Москва. Царские палаты

Годунов обсуждает с Басмановым последние события. Самозванец был разбит, но сумел собрать новое войско и опять угрожает Москве. Царь собирается назначить главнокомандующим Басманова.

Годунов уходит, чтобы принять иностранных гостей. Оставшись один, Басманов размышляет об открывающихся для него широких возможностях. Внезапно раздается какой-то шум. Бегущие придворные сообщают, что царю стало плохо.

Царь при смерти. Он приказывает оставить его наедине с сыном Федором. Годунов дает наследнику последние советы по управлению государством.

К умирающему царю приходят бояре. По его требованию они присягают на верность Федору. Священнослужители во главе с патриархом начинают обряд пострижения Годунова.

Ставка

К Басманову приезжает Гаврила Пушкин и уговаривает его перейти на сторону самозванца. Пушкин утверждает, что хотя войско Лжедмитрия и невелико, он пользуется мощной поддержкой в народе. Рано или поздно самозванец одержит победу над молодым и неопытным Федором.

Басманов обещает дать ответ завтра. Оставшись один, он мучительно размышляет над трудным выбором.

Лобное место

Пушкин выступает перед народом. Он говорит, что Басманов перешел на сторону законного наследника. Царевич Дмитрий обещает щедро вознаградить всех, кто признает его царем.

Речь Пушкина производит большое впечатление на собравшихся людей. Народ приветствует самозванца и отправляется в Кремль «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

В дом Годунова приходят несколько бояр и стрельцов. Стоящие поблизости люди слышат какой-то шум и крики. Один из бояр выходит и объявляет, что Федор и его мать отравились. Он призывает всех собравшихся прославлять нового царя – Дмитрия Ивановича. Пораженный ужасом «народ безмолвствует».

  • Рассказ более увлекательнее или увлекательный
  • Рассказ большой шлем андреев
  • Рассказ богомолов иван читать краткое содержание
  • Рассказ богомолова иван краткое содержание
  • Рассказ богомолова иван читать