Рассказ борхеса роза парацельса

Хорхе луис борхес. роза парацельса майядата: понедельник, 03.11.2014, 17:03 сообщение 1 aka fiona - мастер-учитель, в рейки с

Хорхе Луис Борхес. Роза Парацельса

Майя Дата: Понедельник, 03.11.2014, 17:03 | Сообщение # 1
931472

aka Fiona — Мастер-учитель, в Рейки с 2000

Рассказ борхеса роза парацельса

Группа: Администраторы

Сообщений: 12980

Статус: Offline

    Хорхе Луис Борхес. Роза Парацельса

В мастерской, занимавшей весь подвал, Парацельс молил Бога, своего неопределенного Бога, любого Бога, чтобы тот ниспослал ему ученика. Смеркалось. Слабый огонь камина ложился на пол беспорядочными бликами. Встать и зажечь железный светильник не было никаких сил. Усталость сморила Парацельса; он забыл о своем молении. Когда ночь стерла пыльные перегонные кубы и горн, в дверь постучали. Полусонный Парацельс встал, вскарабкался по короткой винтовой лестнице наверх и приоткрыл дверь. Вошел неизвестный. И он выглядел уставшим. Парацельс указал ему на скамью. Тот сел и стал ждать. Некоторое время сидели молча.
Первым заговорил учитель.
– Я помню лица Запада и лица Востока, – не без вызова произнес он, – а твоего не помню. Кто ты такой и чего тебе нужно от меня?
– Суть не в том, как меня зовут, – ответил тот. – Я шел три дня и три ночи, чтобы попасть к тебе. Возьми меня в ученики. Отдаю тебе все, что у меня есть.
С этими словами правой рукой он извлек мошну и вывернул ее на стол. Дублонов было много, и все золотые. Парацельс стал к нему спиной и зажег светильник. Когда он повернулся, в левой руке у гостя он увидел розу. Роза его смутила.
Парацельс сел и сложил кончики пальцев.
– Ты считаешь, я могу изобрести камень, превращающий все элементы в золото, и предлагаешь мне золото. Нет, не золота я ищу, и если тебе важно золото, тебе никогда не стать моим учеником.
– Не нужно мне золота, – ответил гость. – Эти монеты – знак моей жажды труда. Обучи меня Искусству. Дай пройти рядом с тобой по дороге, ведущей к Камню.
Парацельс проговорил с расстановкой:
– Камень – это и Путь , и начало Пути. Если ты этого не уразумел, то ты еще ничего не понял. Каждый твой шаг будет целью.
Гость подозрительно взглянул на него:
– А разве существует цель?
Парацельс засмеялся:
– Мои хулители, скорей ничтожные, чем многочисленные, утверждают, что нет, и называют меня лжецом. Я с ними не спорю. Однако вполне вероятно, что я – фантазер. Да, Путь существует.
Воцарилось молчание. Потом заговорил гость.
– Готов идти с тобой, даже если идти придется долгие годы. Помоги мне пересечь пустыню. Дай хоть издали взглянуть на землю обетованную, даже если ступить на нее не доведется. Но прежде чем стать на Путь, хочу доказательств.
– Когда?
– Прямо сейчас.
Беседа началась на латыни; теперь перешли на немецкий. Юноша поднял розу:
– Все знают, что ты можешь сжечь розу и силой своей магии возродить ее из пепла. Дозволь мне увидеть это чудо воочию. Сотвори его, и я твой.
– Ты так доверчив, – ответил учитель. – А мне не нужна доверчивость, я требую веры.
Ученик упорствовал:
– Именно потому, что я недоверчив, хочу сам увидеть смерть и воскрешение розы.
Парацельс взял у него розу и стал говорить, вертя ее между пальцев.
– Ты так доверчив, – сказал он. – Думаешь, я могу ее уничтожить?
– Это все могут.
– Ошибаешься. Неужели нечто может быть обращено в ничто? Неужели Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок или травинку?
– Мы не в Раю, – упрямился юноша. – Здесь, под луной, все смертно.
Парацельс поднялся.
– Так где же мы по-твоему? Неужели божество может создать что-нибудь, кроме Рая? И разве это не грех – полагать, что мы не в Раю?
– Роза может сгореть.
– Останется огонь в очаге, – ответил Парацельс. – Если бросить розу на угли, ты решишь, что она сгорела, а пепел подлинный. Но я тебе отвечу, что роза вечна и что меняется лишь ее облик. Стоит мне сказать одно лишь слово – и ты снова увидишь ее.
– Одно слово? – удивился ученик. – Но ведь горн потух и перегонные кубы покрыты пылью. Как же ты воскресишь ее?
Парацельс печально взглянул на него:
– Горн потух, и перегонные кубы покрыты пылью. На этом участке моего долгого пути я пользуюсь другими средствами.
– Не смею спрашивать какими, – то ли трусливо, то ли смиренно сказал ученик.
– Я говорю о том, что послужило божеству для создания неба, земли, незримого Рая, где мы обитаем, сокрытого от нас первородным грехом. Я имею в виду Слово, которому учит нас каббала. 
Ученик холодно ответил:
– Сжалься, покажи, как исчезает и вновь появляется роза. Не имеет значения, воспользуешься ты перегонным кубом или словом.
Парацельс задумался.
– Если б я и поступил так, ты бы сказал, что это – одна видимость, обман зрения. Чудо не даст тебе веры, которую ищешь, оставь розу в покое.
Юноша глядел все так же недоверчиво. Учитель заговорил громче.
– Кстати, кто ты такой, чтобы входить в дом к учителю и требовать чуда? Что ты совершил, дабы заслужить такой дар?
Ученик затрепетал:
– Я знаю, что не совершил ничего. Во имя тех долгих лет, когда я буду учиться в твоей тени, молю, дозволь увидеть пепел и затем розу. Больше ни о чем не прошу. Своим глазам я поверю.
И вдруг он схватил живую розу, оставленную Парацельсом на подставке, и швырнул в огонь. Цветок обуглился; осталась одна щепоть пепла. Бесконечно долгое мгновение он ждал слов и чуда.
Парацельс лукаво произнес:
– Все медики и аптекари Базилеи твердят, что я – мошенник. Боюсь, они попали в точку. Этот пепел был розой, но розой больше не будет.
Юноше стало стыдно. Парацельс – шарлатан, убогий мечтатель, а он, наглец, ворвался к нему и требует признаться, что вся его знаменитая магия – ложь.
Он опустился на колени.
– Я вел себя непростительно. Мне недоставало веры, которой требует от верующих Господь. Пусть пепел останется пеплом. Я вернусь, когда окрепну, и стану тогда твоим учеником, и в конце Пути увижу розу.
Говорил он с чувством, но то было чувство жалости к старому учителю – такому почтенному, жалкому, знаменитому и в конечном счете такому пустому… Да кто он такой, Иоганн Гризебах , чтобы осмелиться кощунственно сорвать маску, под которой пустота?
Оставить Парацельсу деньги значило унизить его подаянием. Уходя, он сгреб их в мошну. Парацельс проводил его до лестницы и сказал, что в этом доме ему всегда будут рады. Оба знали, что больше им друг друга не увидеть.
Парацельс остался один. Но прежде чем загасить лампу и опуститься в усталое кресло, он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес какое-то слово. Роза воскресла.


К дискуссии после  Статьи «Кому вы служите? Последний выбор» http://astrostream.ucoz.org/publ/11-1-0-90

Не ожидала такого количества комментариев.


Рассказ борхеса роза парацельса

Когда люди уходят — отпускай. Судьба исключает лишних. Это не значит, что они плохие. Это значит, что их роль в твоей жизни уже сыграна.

 
Алиса Дата: Понедельник, 03.11.2014, 17:24 | Сообщение # 2
28268020

В Рейки с 2010

Рассказ борхеса роза парацельса

Группа: Активные

Сообщений: 4603

Статус: Offline

Цитата Сэйен (Рассказ борхеса роза парацельса)

А мне не нужна доверчивость, я требую веры.

вот,вот!

Цитата Сэйен (Рассказ борхеса роза парацельса)

он высыпал в горсть нежный пепел и тихо произнес какое-то слово. Роза воскресла.

ахах, клаасс))

 
Участники, которые были сегодня
online
Счетчики

stats

Ближайшие события и акции

astrol

Рассказ борхеса роза парацельса
Разрушение иллюзий — добро пожаловать в реальный мир — астроконсультации

Рассказ борхеса роза парацельса
Разбор хорарных карт с известным исходом


Прочесть: для Рейки 1 — обязательно, остальным — полезно


Рассказ борхеса роза парацельсаПериоды ретроградности планет в 2022 году

Периоды ретроградного Меркурия

• 14.01.2022 – 04.02.2022
• 10.05.2022 – 03.06.2022
• 10.09.2022 – 02.10.2022

Периоды ретроградной Венеры

19.12.2021 – 29.01.2022 в Козероге

Периоды ретроградного Марса

30.10.2022 – 12.01.2023 Марс в Близнецах

Периоды ретроградного Юпитера

• 29.07.2022 – 24.11.2022

Периоды ретроградного Сатурна

05.06.2022 – 24.10.2022
Читайте: Золотое время года — периоды ретроградного Меркурия

Рассказ борхеса роза парацельса Луна без курса Существуют периоды времени, когда человека в реализации даже прекрасно продуманных и хорошо организованных планов настигает провал. В астрологии это время известно как периоды Луны «без курса». Редко когда отдельный астрологический фактор имеет столь масштабное и всеобъемлющее влияние. Как правило, астрологические влияния очень индивидуальны, но действие Луны «без курса» ощущается всеми. Даже самые простые бытовые вопросы не удается решить сразу. Например, купленная вещь оказывается бесполезной или в ней обнаруживается брак, внимание — рассеивается, возрастает опасность несчастных случаев, аварий, опрометчивых и поспешных решений.

Никакие
сведения, методики, настройки, инициации,
размещенные на Портале «Звездная река», не предназначены никогда,
явно или косвенно, в качестве замены профессиональной врачебной
помощи.
Мы ни в каком случае не можем быть
ответственными, прямо или косвенно,
за ущерб, полученный при использовании
информации о настройках, методиках или
инициациях или предоставленных
настройках и инициировании или через
их использование, небрежность или другие
действия.
Практик
Рейки, астролог или рунолог, не имеющий профессионального
медицинского образования, не имеет права
ставить диагноз вмешиваться или
изменять лечение, назначенное врачом. При
любой, физической или психологической,
болезни рекомендуется консультация
врача.

Информация о материале Категория: К сочинению Нелли Михайловна Пащук Итоговое сочинение на тему: Цели и средства Опубликовано: 02 октября 2017 Итоговое сочинение на тему: Цели и средства

Наблюдая за литературными героями, мы обращаем внимание на их жизненную позицию. Что движет ими, какие цели ставят перед собой, какой путь выбирают? Одни путешествуют по жизни «с казенной надобностью», задаваясь вечными вопросами «зачем я жил? для какой цели я родился?»

Другие бегут под защиту Захара, на свой мягкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достает». Третьи вообще смысл своего существования видят в обретении богатства и получении удовольствия.

Однако симпатизируем мы все-таки тем героям, кто не превращает свою жизнь в тлен.

Согласимся здесь с Иммануилом Кантом, который считал, что «жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и нравственности, не имеет никакой цели».

Итак, цель – это то, к чему стремится человек, чего он хочет достигнуть в жизни. Синонимы: стремление, намерение, жизненные ориентиры, идеал, мечта… Средство: способы, приемы, методы достижения цели.

  • Счастлив тот, кто имеет цель
  • и видит в этом смысл жизни.
  • Фридрих Шеллинг.

В словаре В.И. Даля читаем: «Цель – конечное желанье, стремленье, намеренье, чего кто силится достигнуть. Без цели ничего не делают. У него была добрая цель, да не так вышло. Цель, начало или корень дела, побужденье; за ним идет средство, способ, а вершит дело конец, цель, достиженье ее».

Говоря о жизненных ориентирах человека, следует затронуть и вопрос о смысле бытия. Античные философы, к примеру, Аристотель видел основу существования человека в познании и мышлении, а Диоген – в стремлении к покою и созерцанию. Мы легко найдем литературных героев, чья жизненная позиция отражает суть их идей.

С древнейших времен известна и философия гедонизма, полагавшая смысл жизни в получении удовольствия. Иммануил Кант видел смысл жизни в стремлении человека выработать в себе добрую волю. Имея волю, человек будет ставить перед собой те цели, которые сделают его жизнь свободной и счастливой.

Как мы помним, к свободе  стремился лермонтовский герой Мцыри. Немецкий философ Фридрих Ницше выдвинул теорию сильной личности, «духовной аристократии». Он считал, что только гении должны служить примером во всем для остальных людей.

Наш небольшой экскурс в историю философии можно продолжать, но уже видно, что смысл жизни определяется теми целями, которые ставит перед собой человек.

Какие же это цели? Попробуем их классифицировать. К первой группе, без сомнения, отнесем благородные (благие), высокие, возвышенные цели.  Человек, преследуя их, стремится: служить добру, правде, Отечеству; изменить мир в лучшую сторону, избавить его от страданий и пороков; применить свои знания, способности на благо людей; реализовать свои творческие способности.

  1. В следующую группу определим те цели, о которых принято говорить «благими намерениями вымощена дорога в ад»; когда человек, движимый эгоизмом, тщеславием, желанием славы, богатства, власти, вступает на ложный путь. 
  2. В последней группе окажутся низкие, утилитарные, корыстные цели, которые в конечном итоге уродуют человека, превращают его в обывателя с низменными интересами и страстями.
  3. * * *
  4. Верный путь — тот, который ведет к жизни, к солнцу.
  5. Альбер Камю

Какие произведения выбрать для сочинения на эту тему?

Здесь локомотивом могут стать программные тексты, которые изучаются в школе, «прицепом» пойдут схожие по проблематике произведения (из классической или современной литературы). Можно выбирать книги по принципу сближения или контраста.

При этом важно помнить, что межтекстовые коммуникации сами по себе не возникают: следует найти смысловые элементы соединения – сходные темы, мотивы, аллюзии, даже художественный прием может стать опорой для перехода от одного текста к другому.

Например, «Белую гвардию» М.Булгакова можно соединить с  «Капитанской дочкой» А.Пушкина. У Булгакова «все меряется Пушкиным и вдохновляется Пушкиным» (И. Золотусский). «Белая гвардия» начинается эпиграфом, взятым из «Капитанской дочки»:  «Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель.

В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, — закричал ямщик, — беда – буран!» Буран, о котором предупреждал ямщик Гринева, стал предвестником новой исторической беды – революции и гражданской войны.

   Как поведут себя русские офицеры, их близкие – наследники Гринева и Маши Мироновой? Алексей Турбин, полковники Малышев и Най-Турс, юнкер Николай Турбин, Елена, смешной и нелепый Лариосик.

Какая идея их объединяет? Может быть, идея сохранения Дома как оазиса культуры, вечных ценностей, традиций? Идея сохранения семьи, нравственной чистоплотности человека? Заметим, благородные герои Пушкина и Булгакова – гвардейские офицеры, дворяне, «белая кость», цель которых –  служение Отечеству, своим внутренним идеалам.

Выбирая эпизоды, где речь идет об этих героях, следует обратить внимание на их жизненную позицию: кто они, каковы их стремления, поступки, надежды, разочарования, ошибки. Можно поразмышлять над такими вопросами:

  1. В романе есть эпизод, где один из героев задумывается над словами Достоевского: «Русскому человеку честь – одно только лишнее бремя». Как Вы понимаете смысл этой цитаты в контексте романа «Белая гвардия»? С какими героями романа вы свяжете это высказывание? И почему?
  2. Роман заканчивается жизнеутвержающе, но остается нерешенным один вопрос: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Как бы вы ответили на финальный вопрос автора?

Если роман «Белая гвардия» не прочитан, можно посоветовать ученикам тексты небольшого объема, которые легко восстановить в памяти или прочитать заново.

  Благие цели ставят перед собой, к примеру, герои Экзюпери и Ричарда Баха – Маленький принц и чайка Джонатан Ливингстон. Цель первого – познание мира и осознание степени своей отвественности за него.

Чайкой Джонатаном Ливингстоном движет желание самосовершенствоваться, изучить все возможности полета для того, чтобы свободно перемещаться в пространстве и времени.

Проблематику сказки Экзюпери помогут осмыслить наводящие вопросы:

  • Почему возникли доверительные отношения между летчиком и Маленьким принцем?
  • О чем задумывается Маленький принц, совершая путешествие на ту или иную планету? Какие проблемы он там видит?
  • Кто из героев, по мнению Маленького принца, служит благу, а чья деятельность является бессмысленной?
  • Какой смысл вкладывет автор в размышление Маленького принца: «Вот бы с кем подружиться…Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих…»
  • Какое открытие делает Маленький принц после встречи с Лисом?
  • В чем видит свое предназначение главный герой?

Повесть Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» можно рассмотреть на другом смысловом уровне, связав её с рассказом . Персонаж Л.Андреева, опытный офицер-летчик Юрий Михайлович Пушкарев, стремился в мир безграничной свободы, в сверхреальность, где стирается граница между жизнью и смертью. Этот новый мир у писателя и драматурга Андреева открывается человеку созерцательному через любовь, общение с природой; человеку, способному увидеть чудесное в обыденном через интуитивное прозрение. Нетрудно заметить, что оба текста содержат «идею сверхчеловека», повествуют о сверхвозможностях героев – реального и фантастического. Но если чайка возвращается на землю и передает свой духовный опыт другим птицам, то у героя Леонида Андреева жизнь трагически обрывается.

Спасением вечных ценностей озабочены герои книги М.Зуссака «Книжный вор» и рассказа Р. Брэдбери «Улыбка». Можно и на этой параллели выстроить свое размышление о благородных стремлениях литературных героев.

  • * * *
  • Никакой  человек не может быть средством
  •  для целей другого человека.
  • Эрих Фромм

Произведения можно объединять и по принципу контраста. Возьмем повесть А.Пушкина «Пиковая дама», главный герой которой для достижения своей цели вступает в игру с потусторонними силами. Германн – небогатый военный инженер, сын обрусевшего немца, живущий на одно жалованье. Личность целеустремленная, с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля».

Его жизненное кредо – «расчет, умеренность и трудолюбие». Очевидно, что в доме конногвардейца Нарумова, где собирались любители сыграть в карты, он был частым гостем, при этом карт в руки никогда не брал. Игра занимает его, но Германн «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде получить излишнее».

Тем не менее, мистическая история о трех картах, рассказанная Томским, захватила его «огненное воображение». В голове рисовались планы, как подступить к старой графине и выведать у нее тайну. Здесь следует обратить внимание на историю взаимоотношений графа Сен-Жермена и графини Анны Федотовны.

О Сен-Жермене в высшем свете ходили разного рода «чудесные слухи»: «он выдавал себя за вечного жида, изобретателя жизненного эликсира и философского камня». Заметим, Германн в характеристике графа выпускает важные слова – «вечный жид» и «выдавал себя»; слух уловил «философский камень» и «жизненный эликсир». Остановимся на этом ключевом моменте текста.

В понимании средневековых алхимиков, изобретатель философского камня способен неблагородные металлы превращать в золото, а жизненный эликсир обеспечит ему вечную молодость. Уместно вспомнить и средневековую легенду о «вечном жиде» Агасфере, который отказал в просьбе Иисуса Христа отдохнуть у его дома – слишком тяжел был путь на Голгофу.

По одной версии, Агасфер прогнал неверного и даже ударил его, по другой – зная о том, какая участь уготована Сыну Божьему, издевательски предложил ему передохнуть на обратном пути. За свой поступок Агасфер был осужден на  проклятие и скитание. Он никогда будет знать ни смерти, ни покоя, ни прощения.

Не зря графиня неохотно приняла дар «вечного жида» Сен-Жермена – знала, какой путь может быть уготован ей. Возможно, для того, чтобы избавиться от тяжелой ноши, она раскрыла тайну трех карт Чаплицкому, но и того не спас выигрыш – закончил жизнь в нищете. И эта история прошла мимо Германна.

Так к чему же стремится он? Какой путь избирает для достижения своей цели?

Сказать, неблаговидный, ложный, неправедный – значит, ничего не сказать. Путь этот дьявольский. Что стоит за разгадкой «тайны трех карт» (философского камня), для Германна вполне очевидно –  богатство, власть и вечная жизнь. Но автор повести смысл трех карт понимает иначе.

Вспомним, Томский как будто невзначай бросает, что на счету Германна было три злодейства. Какие же злодейства, где и когда, совершает он? Не знаем, что было в прошлой жизни пушкинского героя, но к своей цели он  идет кривой дорогой – так ходит тот, кто пытается обмануть, обольстить.

Бедная воспитанница графини Лизавета Ивановна становится жертвой коварных планов военного инженера.

Влюбленная Лиза, сама того не ведая, указала в записке этот кривой путь: идите прямо, затем налево, потом опять направо… Так, Германн через предательство любви оказался в покоях старой графини, где и совершилось убийство, пусть и невольное. Три злодейства – это три карты, за которыми стоит ложь, предательство и убийство…

Посоветуем ученикам найти те сюжетные линии, детали, художественные приемы в «Пиковой даме», которые помогут им связать одно произведение с другим по принципу контраста. Например, а) с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита; б) с рассказом Х. Л. Борхеса «Роза Парацельса».

В первом варианте связующим звеном может стать мотив «иного измерения». Обратим внимание на любопытные детали в «Пиковой даме», с первого взгляда незаметные, но о многом говорящие. В сцене ожидания Германна у дома графини мы читаем: «Швейцар запер двери. Окна померкли». Буквально через несколько строк: «Германн вошел в ярко освещенные сени».

На это несоответствие указал читателям С.Г. Бочаров в книге «Сюжеты русской литературы». Вряд ли можно упрекнуть Пушкина в стилистической небрежности – смысл здесь литературный, пишет он. Германн, проникая в дом сквозь запертые двери, оказывается вне времени, где человеческие жизни повязаны дьвольским договором.

Этот же прием использован Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита» в главе «Великий бал у Сатаны» (гл. 23). «Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним – звука и запаха». Гости Воланда – воскресшие фальшивомонетчики, алхимики, государственные изменники, детоубийцы – выходят из камина, напоминающего «холодную пасть».

Как Германн проникает в потусторонний мир сквозь «ярко освещенные сени», так и на Маргариту «бал падает в виде света». Только задачи у них разные: Германн совершает «три злодейства», продав душу дьяволу, Маргарита, движимая любовью, вступая в сговор с Воландом, спасает своего Мастера.

Герой Пушкина в поисках разгадки философского камня, желании обладать целым миром, проходя через ложь, предательство, коварство, обречен на сумасшествие.  Герои Булгакова, Мастер и Маргарита, пройдя через испытания, страдания, любовь, обретают  вожделенный покой.

У аргентинского писателя-интеллектуала Хорхе Луи Борхеса в рассказе «Роза Парацельса» иное представление о человеке, который пытается познать тайну  философского камня. Ученик, пришедший к знаменитому алхимику Парацельсу, не просит у него ни золота, ни излечения от болезни, ни любви, ни веры… Им движет желание обучиться «искусству, ведущему к Камню».

Готов заплатить за обучение,  проделать долгий путь вместе с учителем, пересечь пустыню – все для того, чтобы увидеть землю обетованную. То есть, Камень в представлении ученика – место, где человек обретает полное душевное равновесие, счастье и покой.

Но для того чтобы он поверил алхимику, что философский камень им изобретен, Парацельс должен продемонстрировать чудо – оживить брошенную в огонь розу. «Мне нужна Вера», – говорит ученик, вкладывая в это слово свой смысл. Не обретение веры в свои возможности, силы, а вера в чудо. Так возникает тема сделки: в «Пиковой даме» – с дьяволом, в «Розе Парацельса» – с великим магом.

И там, и там вмешательство потустронних сил должно привести к желанному результату. Однако мудрый Парацельс отказывается демонстрировать путнику свои магические способности, говоря, что Камень – это Путь и начало Пути.

  В художественной картине мира Борхеса метафоры пути и встречи обладают символическим значением: путь – это «порядок вещей», из чего складывается жизнь человека, движение к истине; встреча – «озарение», «просветление». Ни того, ни другого мудрый Парацельс не заметил в ученике. Он слишком недоверчив, слаб, поддается соблазнам. Камень в «Розе Парацельса» – это  путь к истине.

Какую дорогу человек выберет, какие цели поставит, на каком её отрезке откроются/не откроются «вещие зеницы», наступит/не наступит просветление души, зависит дальнейшая его жизнь. Парацельс после ухода ученика оживляет цветок. Смысл его финального жеста в том, что человек сам творит свой образ. Роза – это жизнь: она может сгореть, превратиться в тлен, а может и воскреснуть в руках творца. 

Нелли Пащук

Итоговое сочинение на тему цели и средства

Подготовка к итоговому сочинению-2017.
«Цель и средства»

Комментарий ФИПИ
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов.

Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Значение понятий
Цель – это то, чего мы хотим. Она может быть любого масштаба. Целью мы называем желание, которое хотим воплотить в ближайшее время.
Средства – это методы, которыми мы будем достигать цель.

Рассмотрим понятия «цель» и «средство» с разных сторон
. Цель как основополагающая часть жизни человека.

О роли и важности наличия цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает человеку на пути к его целям
. Цель оправдывает средство? Здесь можно порассуждать о том, можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем, о важности человеческой жизни, о способах достижения цели и об этической оценке методов и средств достижения цели. Цель — это воображаемая вершина, индивидуальная для каждого человека, к которой он стремится, и пытается выполнить для этого все необходимые, зависящие от него условия, требования, обязанности
Синонимы
«Цель»: намерение, окончание, задание, задача, замысел, план, проект, расчёт, мишень
«Средство»: способ, возможность, метод; орудие, приспособление, оружие; панацея, инструмент, система, путь, актив, ресурс, состояние, метода, рецепт, снадобье

Темы

1. Все средства хороши для достижения цели.
2. Все ли средства хороши для достижения благородной цели?
3. Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
4. К чему приводит отсутствие цели в жизни?
5. Как общество влияет на формирование целей?
6. Как цель, поставленная человеком перед собой, влияет на его судьбу?
7. Что для человека важнее – духовные или материальные цели?
8. Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго: «Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало»?


Работа над композицией сочинения

1. Вступление. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме (например, слова академика Д.С.Лихачёва: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».
2. Основная часть. Ответ на вопрос, заданный в теме сочинения:
1) тезис 1+ иллюстрация (рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»);
2) тезис 2 + иллюстрация (цели Пьера Безухова и Андрея Болконского, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
3. Заключение. Призыв, обращение к читателю//рассуждение об актуальности темы.


ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ

Л.Н.Толстой,
роман «Война и мир»
Пьер Безухов
Князь Василий Курагин
Спасение жизни любимого человека, членов семьи, своей страны, человечества
Деньги, материальные ценности
Ф.М.Достоевский,
роман «Преступление и наказание
Сонечка Мармеладова
Христианская любовь
М.Горький,
рассказ «Старуха Изергиль»
Данко
Ларра
Жизнь ради людей
Жизнь ради себя
«Горе от ума» А.Грибоедов
Средства, избираемые «фамусовским обществом», низкие. Яркий пример тому — А.Молчалин, человек, который ради продвижения по службе, денег, благополучия готов пойти на всё. Он пытается всем угодить, нравиться, льстить, лицемерить. Герой хорошо усвоил уроки своего отца, который учил сына :

Во- первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья;
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Если для достижения цели нужно сыграть роль влюблённого человека — он и это средство использует, ловко обманув Софью в искренности своих чувств, мечтая жениться на ней, породниться с влиятельным Фамусовым. Что ж, скорее всего какие-то средства всё же приведут его к желаемой цели. В этом уверен Чацкий, говоря о герое: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…»
Цель Чацкого – достойно прожить жизнь. Он хочет служить Отечеству честно, без лести и угодничества ( «…Служить бы рад , прислуживаться тошно…»), мечтает об искренней любви, стремится быть честным, иметь свою позицию, принципы и не изменять им, как бы они ни противоречили обществу. Да, его цель и средства благородны, однако какой гнев вызывают они в обществе! «Горе от ума» испытывает Чацкий, непонятый окружающими, признанный ими сумасшедшим. Но именно так, по мнению автора, надо жить – честно, достойно.
Выбрать достойную цель в жизни, использовать для её достижения соответствующие средства, не ошибиться, не пойти по пути мнимых ценностей — это так важно, чтобы стать личностью, быть честным перед самим собой и людьми. Именно к этому выводу приходят читатели пьеса А.С.Грибоедова.

Пишем сочинение вместе
(практикум)

Тема: «Все ли средства хороши для достижения благородной цели?»
Пишем вступление
Цель и средства… Эти понятия часто идут рядом. Цель – это… На пути к цели каждый человек выбирает свои средства. Для одного это… Для другого … Третьи выбирают…
(далее переходим к тезису)
Все ли средства хороши для достижения благородной цели?
Вступление

Цель и средства – эти понятия всегда идут рядом. Мы мечтаем о чем-либо и планируем, как нам добиться этого, какими средствами достичь цели. И часто слышим: «Цель оправдывает средства», а некоторые добавляют: «Если она благородная». Я с этим не согласна.

Даже ради благородной цели нельзя идти на предательство, измену, преступление. Ведь благородная – значит чистая, нравственная. Невозможно идти к благородству безнравственным путем. Русская литература не раз предупреждала читателя об опасности такого пути.

Аргумент

Обратимся к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Герой Родион Раскольников – бедный студент, человек исключительного ума и воли. Понимая несправедливость общественного устройства, он создает теорию, согласно которой делит всех людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Себя, конечно, он хочет отнести ко вторым.

Но как проверить эту теорию? Надо убить никому не нужную старуху-процентщицу, испытать себя, – решает герой. Будут терзать муки совести – значит, ты обыкновенный человек, сможешь «переступить» – значит, «право имеешь». Но не только желание проверить правильность теории движет Раскольниковым, но и очень благородная цель – помочь «униженным и оскорбленным».

Не случайно уже в начале романа Достоевский проводит нас по улицам Петербурга, где сильные мира сего творят беззаконие. Мы знакомимся с людьми, подобными Мармеладову. Мы становимся свидетелями нищенской жизни, которую ведут члены его семьи, а старшая дочь Соня вынуждена пойти «по желтому билету», иначе ее братья и сестры умрут с голоду.

Да и сестра Раскольникова тоже вынуждена принести себя в жертву, чтобы помочь брату закончить университет.

Видя это, желая помочь тем, кто влачит жалкое существование, Раскольников совершает убийство. Но даже ради благородной цели не все средства хороши! Как настоящий писатель-гуманист, Достоевский развенчивает теорию героя. Совершив преступление, Раскольников буквально сходит с ума: его охватывает лихорадка, он отдаляется от людей, даже самых близких, внутренне сближается с людьми, которые ему ненавистны (такими, например, как Свидригайлов). Не выдержав мук совести, герой идет с повинной. Но только на каторге он окончательно осознал пагубность своей теории. Писатель привел его к Библии, главной заповедью которой является: «Не убий». Раскольников понял всю опасность своей теории: нельзя идти к высокой цели низкими средствами.
Заключение
ПЕРЕЧИТАЕМ ВСТУПЛЕНИЕ, ОБРАТИВ ВНИМАНИЕ НА ТЕЗИС:
Цель и средства – эти понятия всегда идут рядом. Мы мечтаем о чем-либо и планируем, как нам добиться этого, какими средствами достичь цели. И часто слышим: «Цель оправдывает средства», а некоторые добавляют: «Если она благородная». Я с этим не согласна. Даже ради благородной цели нельзя идти на предательство, измену, преступление. Ведь благородная – значит чистая, нравственная. Невозможно идти к благородству безнравственным путем. Русская литература не раз предупреждала читателя об опасности такого пути.
ЕЩЕ РАЗ АКЦЕНТРИУЕМ ВНИМАНИЕ НА ТЕЗИСЕ:
Таким образом, герои русской литературы заставляют нас задуматься о том, какими средствами можно идти к цели. Ответ один: только путь нравственности приведет тебя к благородной цели. Нельзя забывать об этом.
«Мёртвые души» Н.В.Гоголь

«Цель оправдывает средства». К герою поэмы Н.В.Гоголя Чичикову так подходят эти слова! Цель поставлена героем чётко (она уже в детстве была указана его отцом : «больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…») – богатство, знатность, положение в обществе. Шаг за шагом идёт герой к своей цели.

Уже в школьные годы он использует определённые средства для её достижения, занимается накопительством: продаёт товарищам угощенье, снегиря, которого слепил из воска, бережно зашивает в мешочки по 5 копеек. А позже любые махинации, если они приводили к деньгам или продвижению по службе , для героя были хороши.

Вспомним, как ловко он обманул начальника, пообещав жениться на его дочери. Но после получения очередного чина забыл об этом ( «…надул, надул, чертов сын!») Казалось, что может быть ужаснее продажи «мёртвых душ», а Чичиков продаёт их, не брезгуя ничем, ведь это может принести ему значительный доход.

Даже светское общество, развращённое погоней за деньгами, не понимает героя, и ему чужд такой метод наживы. Чичиков может найти подход к любому, буквально очаровать собой всё общество. Входя в доверие к помещикам, он совершает противозаконные сделки.

И всё бы хорошо, если бы не Коробочка, решившая в городе узнать , не продешевила ли она при продаже мёртвых душ, если бы не Ноздрёв с его прямотой, прилюдно поинтересовавшийся , как идут дела с покупкой этих душ. На этот раз афера не удалась. Но впереди у героя ещё столько возможностей, и, кто знает , может, очередное сомнительное предприятие ему удастся.

Конечно, автор надеялся, что может измениться человек. Не случайно он написал 2-ой том, в котором показал положительных героев. Но сам Н.Гоголь понял, что слишком нереальными получились герои, что очень трудно изжить в людях их пороки, поэтому он сжёг этот том.

Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом должен думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы быть уважаемым и достойным человеком в обществе.

«Война и мир»
Л.Н. Толстой

Характер человека формируется всю жизнь. Порой одни цели и ценности сменяются другими. Многое зависит от окружения, от изменений как в жизни самого человека, так и всей страны, народа. Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский постоянно находится в поисках своего места в жизни. Автор показывает, как менялись его цели, средства, которые он использовал для их достижения.
В начале романа герой мечтает о славе, идёт на войну с Наполеоном, чтобы найти свой «Тулон», то есть ту точку отсчёта, которая положит начало его известности( “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”). Однако война показала ничтожность его мечтаний. Увидев огромное небо, облака, плывущие по нему, он понял, что надо жить по законам природы, что все его цели такие низменные, никчемные. Встреча с Наташей в Отрадном, подслушанные её слова о красоте ночи, в которых столько желания жить полной грудью, — всё это повлияло на Андрея. Ему захотелось быть полезным людям, приносить им пользу( «…надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе). Он продумывает и средства для этого, входя в законодательную комиссию А.Сперанского. В конце романа это уже совсем другой человек, понявший, что человек счастлив , живя единой жизнью с народом, Отечеством, внося свой вклад в великие дела. А ещё ой осознал, что надо уметь прощать, ведь именно то, что он не сумел когда-то понять и простить Наташу, лишило его любви такой женщины! Перед смертью Андрей понял это, «…ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!»
Обо многом заставляет задуматься автор своих читателей и прежде всего о том, как нужно жить на этой земле, каким быть человеком. Любимые герои Л.Толстого словно подсказывают ответы на эти вопросы.
Вывод.
Цель в жизни, средства для её осуществления. Как их выбрать ? Это непросто. Человеку свойственно и ошибаться при выборе жизненных ориентиров. Но главное — сможет он или нет найти верный путь, поставить перед собой достойную цель, используя справедливые средства для ей достижения. По делам, поступка ценят человека. Жить нужно прожить не бесцельно, а с пользой для себя, близких, народа и Родины. Только тогда человек будет поистине счастлив.

Темы итогового сочинения 2022 г. Направления тем и произведения, по которым можно писать сочинения

(дорога реальная, воображаемая, книжная)

Первое направление — «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». В пояснении сказано, что в этом направлении будут темы, посвящённые «дороге реальной, воображаемой, книжной». Тема благодатная для тех, кто всерьёз интересуется литературой и даже, может быть, собирается связать свою жизнь с филологией.

Разумеется, речь может идти и о какой-то реальной дороге. Тогда, скорее всего, тема старшеклассников ожидает очень лёгкая, более подходящая для семи-восьмиклассника, что-то типа таких:

  • Зачем человек путешествует?
  • Самое интересное путешествие: какое оно?
  • Куда я хотел бы поехать?
  • Правда ли, что путешествие расширяет кругозор человека?

И тому подобное.

Что касается воображаемой дороги, то это в первую очередь тема, связанная с жизненным путем.

Жизнь человека традиционно сравнивается с дорогой, и произведений, в которых рассматривается жизнь именно с этой точки зрения, огромное множество.

Кроме того, предполагается, что школьники обратят внимание на те произведения, которым свойственен хронотоп «дорога». Их очень много, в том числе и поэма Некрасова — юбиляра этого года —«Кому на Руси жить хорошо?».

В названном произведении мы встречаем именно этот хронотоп, поскольку все события «нанизаны» на путешествие мужиков-правдоискателей, которые вознамерились узнать,«кому живется весело, вольготно на Руси».

К произведениям, построенным таким же образом, можно отнести «Мертвые души» Гоголя, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Очарованный странник» Н. С.

Лескова. Из более поздних произведений литературы это, разумеется, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Жёлтая стрела» В. Пелевина, «Кто услышит коноплянку» В.

Лихачева и другие.

Можно обратиться и к каким-то произведениям, прочитанным старшеклассниками самостоятельно, ведь это действительно интереснейшая тема для тех, кто много читает и интересуется особенностями построения литературных произведений.

Примерные темы, которые могут быть предложены в рамках этого направления, кроме тех, что уже были названы:

  • Как определиться с выбором жизненного пути?
  • Река жизни — что это значит?
  • Что помогает не заблудиться на жизненном пути?
  • «Жизнь прожить —не поле перейти». Согласны ли вы с этим утверждением?
  • Правда ли, что все мы в этом мире странники?

В третьем понимании направления, где дорога рассматривается как хронотоп, могут быть предложены темы, связанные с вышеуказанными произведениями, — темы, имеющие некоторый крен в литературоведение:

  • Зачем автор показывает своего героя как путешественника?
  • Согласны ли вы, что жизненный путь героя — это своего рода путешествие?
  • Какой путь проходит герой произведения, совершив путешествие?
  • Особенности пути героя.

Произведения, которые можно порекомендовать, — те, которые связаны, может быть, с профессией, выбранной старшеклассниками, или произведения, в которых поднимается проблема выбора.Их огромное множество, трудно даже что-то назвать, но, чтобы свести количество тех книг, которые стоит перечитать при подготовке к сочинению, к минимуму, хотелось бы назвать следующие:

«Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина. В этом произведении каждый из героев делает свой выбор, который и определяет его дальнейший жизненный путь: один для Тамары Ивановны, другие — для её мужа, дочери или сына.

Разумеется, можно обратиться также и к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», где выбор, сделанный Раскольниковым, определяет и его судьбу, и судьбы других героев.

Из современных произведений, не изучаемых в школе, можно было бы порекомендовать книгу Эдуарда Веркина«Герда», в которой каждому герою приходится совершить какой-то выбор, и это очень тяжело, и за ошибки приходится платить очень дорого.

Направление №2 «Цивилизация и технологии– спасение, вызов или трагедия?»: список тем и произведений

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные)

Второе направление формулируется так: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» И в пояснение сказано: «Достижения ириски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные». В этом пояснении как раз очерчен круг проблем, которые могут быть подняты в темах.

Нам видится это направление одним из самых интересных и удобных для проработки, но в тоже время и очень дискуссионных.

Это позволяет, с одной стороны, школьникам выразить свои мысли, поделиться какими-то переживаниями, а с другой — продемонстрировать способность вести полемику с воображаемым собеседником.

При этом надо иметь в виду, что при проверке итогового сочинения оценивается неправильность мыслей выпускника, а способность в принципе иметь какие-то мысли, как-то их формулировать и аргументировать. Поэтому не надо бояться, если точка зрения, которую решит отстаивать выпускник, будет отличаться от общепринятой.

Впрочем, мнения по поставленной проблеме могут быть диаметрально противоположными: от восхищения цивилизацией, технологиями до их неприятия. Однако не забываем, что требуется не только аргументированное мнение, но и его этичное выражение. То есть надо избегать каких-то резких, неуважительных замечаний в адрес своих оппонентов, в том числе воображаемых.

Сразу надо отметить, что на основании художественной литературы будет намного проще аргументировать мнение, которое не несёт в себе восхищения благами цивилизации. Как можно предположить по формулировке направления, темы будут формулироваться тоже дискуссионно и диалектически (то есть «с одной стороны» — «с другой стороны»).

Приведем примеры возможных тем сочинений:

  • Всегда ли цивилизация — это благо?
  • Могут ли технологии решить проблемы человека?
  • Всегда ли технический прогресс приносит счастье?
  • Как вы думаете, есть ли будущее у человечества в мире технического прогресса?
  • Что принесла в наше общество пандемия? И т.п.

То есть собственно вопрос будет касаться как каких-то достижений, так и того, что технологии дать не могут, и того, что мы считаем негативными последствиями прогресса: экологические проблемы, эпидемии, техногенные катастрофы, компьютерная зависимость, оружие массового поражения и т.п.

В качестве литературного материала нам оптимально подходят антиутопии и фантастика.

  • Это могут быть произведения Сергея Лукьяненко, у которого есть целый цикл рассказов «Прекрасное далёко». И это название ироничное: в рассказах, изображающих наше «далёко», ничего прекрасного нет.
  • Интересно можно построить рассуждения, обратившись к произведениям А. и Б. Стругацких (например, «Хищные вещи века»).
  • Можно обратиться к многочисленным антиутопиям:«Кысь» Татьяны Толстой, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «О дивный новый мир!» О.Хаксли и тому подобное.
  • Если тема будет касаться коронавируса, то можно порекомендовать книги Е. Водолазкина «Сестра четырёх» и Я. Вагнер «Вонгозеро» (и вторая часть дилогии —«Живые люди»).
  • Из произведений, традиционно входящих в школьную программу, можно порекомендовать «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентина Распутина и «Прощание с Матёрой» того же автора.
  • Возможно, кого-то заинтересует роман нобелевского лауреата в области литературы Исигуро Кадзуо «Не отпускай меня». Это тоже своего рода антиутопия.
  • Может быть, если кто-то предпочитает зарубежную литературу, стоит обратиться к роману «Цветы для Элджернона» Д. Киза.

Направление №3 «Преступление и наказание – вечная тема»: список тем и произведений

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)

Третье направление, которое, скорее всего, и будет лидером среди выбранных выпускниками тем, — это «Преступление и наказание — вечная тема».

В качестве объяснения тут сказано, что речь пойдёт про «Преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние».

То есть очевидно, что произведение, которое в первую очередь должен быть затронуто, — это «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. А все темы, которые подняты в этом романе, ещё несколько расширены.

Формулировки, возможно, будут указаны конкретно, но, возможно, мы увидим темы, которые сталкивают понятия уголовного и нравственного порядка, или речь пойдёт о внешнем и внутреннем преступлении(преступление против самого себя, своих убеждений), может быть, будут затронуты проблемы вины, которая не подлежит уголовному преследованию, но мучает совесть человека и т.д.

Темы сочинений, возможно, будут вроде таких:

  • Согласны ли вы с утверждением, что совесть — самый строгий судья?
  • Может ли быть оправдано убийство?
  • Как вы понимаете выражение «Закон — костыли для морали»?
  • В чем заключается наказание Раскольникова?
  • Совесть — это горе или благо для человека?
  • Почему равнодушие иногда называют худшим из преступлений?
  • Можно ли считать эгоизм преступлением?

Если речь идёт всё-таки об ответственности уголовной, о действиях, противоречащих закону, то можно обратиться романам Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Стоит обратить внимание на уже названную выше повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемизирует с книгами Достоевского.

Разумеется, можно выбрать и какие-нибудь ещё произведения детективной литературы («Приз» Полины Дашковой, «Восторженный вор» или «Перстень прелюбодеев» Г. К. Честертона, «Десять негритят» Агаты Кристи и другие классические детективные произведения.

Если предложенная тема будет касаться именно нравственных переживаний, то есть наказания как мук совести, то все вышеназванные произведения тоже годятся: и в повести Распутина, и вроманах Достоевского герои не только подлежат уголовному суду, но и так или иначе решают свои отношения с собственной совестью.

Если же речь идет о вине, так сказать, вообще не уголовной, а об ответственности за нехороший, бесчестный, безжалостный поступок, то такого рода мотивы можно найти почти в любом произведении. Например, в «Евгении Онегине» А. С.

Пушкина, главный герой себя наказывают за убийство Ленского. Или в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова Понтий Пилат не может самому себе простить то, что он отправил на казнь невиновного.

Можно опираться также на какие-то произведения малой формы.

Направление №4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»: список тем и произведений

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)

Четвёртое направление формулируется немного неожиданно: «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». В качестве пояснения сказано, что это высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника.

Пояснение не очень раскрывает смысл формулировки направления.

Всё-таки думается, что речь идёт о об интерпретации в сочинении какого-то текста или основанного на тексте представления(фильма, спектакля), который для автора сочинения является важным.

При кажущейся легкости подготовки направление может содержать в себе самые разнообразные темы.

И, если они, действительно, окажутся ориентированы на личностную важность, то будет недостаточно рассказать о какой-то книге, спектакле или фильме, которые понравились и запомнились.

Они должны быть каким-то образом связаны с представлениями автора о собственной личности. В этом случае едва ли темы будут простые и лёгкие для раскрытия, поскольку трудно даже представить себе, как это может выглядеть.

Все же рискнем предположить что-нибудь:

  • Фильм (книга, спектакль), который заставил меня задуматься о будущем.
  • Книга (и т.д.), которая перевернула моё мировоззрение.
  • Как театральное представление обращается к сердцу человека?
  • Какими качествами должна обладать книга, чтобы стать для человека самой главной?
  • Согласны ли вы с мнением, что читатель — соавтор писателя?

Или что-то в этом духе.

И рассуждать на эту тему, скорее всего, будет очень непросто, потому что необходимо не только высказать какие-то мысли об этом произведении, но и связать с какими-то особенностями своей собственной личности. Кроме того, это тема явно будет предполагать значительное самораскрытие, что не всегда удобно и не всегда хорошо удаётся старшеклассникам.

Едва ли получится предположить, какие книги здесь могут помочь. Очевидно, что в принципе можно взять абсолютно любое произведение, утверждать, что оно-то как раз и помогло тебе сформироваться как личности.

Проблема только в том, что надо будет объяснить, каким образом этот процесс произошёл и почему именно эта книга, а не какая-то другая.

Во всяком случае, необходимо выбрать книгу, которая нравится и которую хорошо помнишь.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова.

Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»).

В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

В какой день пройдет итоговое сочинение в 2022 г.?

В текущем учебном году итоговое сочинение пройдет 1 декабря.

Напомним, что выпускникам будет предложено пять тем, каждая тема принадлежит к одному из вышеперечисленных направлений.

Сколько времени будет дано на итоговое сочинение в 2022 г.?

Если правила не изменятся в 2022 году, то на выполнение работы выпускникам будет дано 3 часа 55 минут (ребятам с ОВЗ — на полтора часа больше). За это время выпускник обязан написать сочинение-рассуждение на выбранную им тему. Объём сочинения должен быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем — 350 слов.

Даты повторной сдачи

В том случае, если выпускник не смог с первого раза набрать необходимое количество баллов, он может сдать сочинение ещё дважды: 2 февраля и 4 мая (в этот день написать сочинение могут также выпускники прошлых лет).

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.




Борхес — не иронический конструктор лабиринтов письма, а поэт в том смысле, как то понимал Кьеркегор: тот, кто на жизненном пути одержимо стремится к пределам этического и религиозного поведения, всегда остающимся вдали.

Бонфуа, французский писатель



Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес



(1899, Аргентина — 1986, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт, филолог, критик, переводчик, философ и публицист. В 1920-е годы — один из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии. Возможно, это был самый значимый автор мировой испаноязычной литературы со времен Сервантеса. Борхес — один из основоположников классической латиноамериканской литературы. И принадлежит к числу редких счастливчиков, литературное творчество которых по достоинству оценили ещё при жизни.


Борхес — одушевлённый оксюморон: необразованный эрудит, мистический атеист, аполитичный политик, слепой библиотекарь, слепой путешественник, англоязычный испанский писатель и поэт. Стиль Борхеса сочетает в себе как фантазийные, так и поэтические методы, среди тем его творчества — противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел, смерть.



Ключевые слова:



литература, писатель



,



проза, поэзия, фантастика.

В его поэтических работах и прозаических фантазиях, часто принимающих форму приключенческих либо детективных историй, маскируются рассуждения о серьёзных философских и научных проблемах. Известен широкому читателю прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. Наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века, обратившихся к проблематике человеческой памяти. Борхес оказал огромное влияние на многие жанры литературы — от романа абсурда до научной фантастики, и на творчество таких признанные мастеров пера как Курт Воннегут, Филип Дик и Станислав Лем.

С рождения страдал наследственным заболеванием глаз, плохо видел, перенёс несколько операций на глазах, но к 1955 году в возрасте 56-ти лет полностью ослеп. Потерю зрения писатель приравнивал к старости, используя метафору «животное умерло или почти». Большинство людей потеряли бы вкус к жизни и сам смысл бытования, но только не Борхес! Вот его строка строки Борхеса в книге «Хвала тьме»: «В моей жизни всегда было слишком много вещей». Так автор предположил, что потеря зрения может быть (и, отчасти, для него самого стала) благословением, способом заставить поэта увидеть то, что важно в жизни. С потерей зрения приходит больше понимания: «Демокрит из Абдеры вынул глаза, чтобы подумать. Время было моим Демокритом», — так писал автор. Многое из того, что мы видим, отвлекает нас от наших собственных мыслей». По мнению Борхеса, у него проявилось время подумать о том, на что раньше он не обращал внимания.

Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, норманнская, английская (по отцу), португальская и еврейская (по матери) кровь. В родительском доме разговаривали по-испански и по-английски. Первые прочтённые им книги были английскими: Марк Твен, Льюис Кэрролл, Стивенсон, Диккенс… Он и «Дон-Кихота» прочёл вначале по-английски, а испанский подлинник впоследствии его разочаровал. Сам Борхес так описал свой литературный порыв: «С самого моего детства, когда ослеп отец в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся. Ожидалось, что я буду писателем».

Рамки обычной школы для будущего писателя оказались тесны. Хорхе Луиса взяли сразу в 4 класс в 9-летнем возрасте. Ему было скучно в обучении: что касалось знаний — ничего нового учителя не могли ему предложить. Свой первый рассказ написал в возрасте 7 лет. В 10 перевёл сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц». В начале творческого пути Хорхе Луис отдавал предпочтение не прозе. Первое опубликованное его произведение было стихотворным — оно вышло в 1919 году в Испанском журнале «Греция» (к этому моменту Борхес жил в Испании). Через два года писатель вернулся на родину — в Аргентину — и там продолжил писать нерифмованные стихи в духе ультраизма — авангардного направления в поэзии.

В 1923 году Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли уже 33 произведения. Со временем отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу». На этом раннем этапе своей жизни Борхес был весьма плодовитым автором: за первые десять лет он опубликовал больше 250 произведений. Так, большинство рассказов сборника «Алеф и другие истории» относятся к жанру фэнтези, затрагивая такие темы, как личность и бессмертие, бесконечность времени. Сложно, но при этом интересно — одновременно.

С 1930-х в своих произведениях начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. п. В это время Борхес активно публиковался в крупнейшем аргентинском литературном журнале «Sur» и переводил для него произведения Вирджинии Вульф.

Эффект подлинности вымышленных событий достигал путем введения в повествование подлинных эпизодов аргентинской истории и имен литераторов-современников, а также фактов собственной биографии.

История, рассказанная от первого лица, — «Тлён, Укбар, Орбис Терциус» — сосредоточена на описании автором таинственного вымышленного мира Тлёна, жители которого верят в форму субъективного идеализма, отрицающего реальность мира, и говорят на языке без существительных. Непривычно длинный для Борхеса (приблизительно 5600 слов в оригинале), этот содержательный рассказ стал одной из самых поразительных авторских выдумок. Здесь упоминаются многие ведущие интеллектуальные деятели Аргентины и цивилизованного мира в целом, затрагивается ряд тем, более типичных для романа, нежели для рассказа. Большинство затронутых идей относятся к области метафизики, теории лингвистики, эпистемологии и литературной критики. Но при этом чтение станет интересным даже при отсутствии специального филологического образования и недопонимании ряда (а, возможно, и большинства) употреблённых терминов.

Вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо он участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. В начале 1950-х годов Борхес вернулся к оставленному им было ранее жанру поэзии. Стихи этого периода написаны в классических размерах, с рифмой, носят в основном элегический характер. В них преобладают темы лабиринта, зеркал и мира в образе бесконечной книги.

В 1955-м, после военного переворота и свержения режима Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины и занимал этот пост до 1973. В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

С начала 30-х писатель увлёкся литературным наследием скандинавов, готов и англосаксов, что стало его страстью до конца жизни. Сборник новелл «Наставления» — это цикл лекций, эссе, онтологий, метафор и образов по результатам изучения эпосов прозы и поэзии старинных северных народов с точки зрения Борхеса-читателя, Борхеса-толкователя и, конечно Борхеса-творца. Увлечение скандинавскими поэтическими творениями, литературой Северной Европы и её интерпретаторов (Парацельса и сэра Вальтера Скотта) помогло Борхесу в создании самой необычной его книги — о вымышленных существах.

Слепому писателю необходимы были если не соавторы, то помощники и соратники. В течение одного 1967 года свет увидели созданные Борхесом в содружестве с Эстер Самборайн и Торрес Дугган два издания сборника «Фантастическая зоология»: первое, а затем и дополненное второе под названием «Книга вымышленных существ». Работу над этим сборником Борхес начал с 1954 года и в содружестве с М. Герреро, тщательно и методично подбирал «персонажи» для историй, многократно дорабатывал и перерабатывал сюжеты своего оригинального замысла.

Изначально книга была задумана как брошюра из серии образовательных пособий, которые издавал во множестве Фонд экономической культуры одновременно в Мехико и Буэнос-Айресе.

Вот и работа Борхеса, опубликованная впервые в 1957 году под названием «Введение в фантастическую зоологию», стала 125-й книгой учебной серии. Со сменой названия в сборнике поселились: валькирии, гномы, феи, эльфы, всевозможные обитатели подземного царства, ангелы и демоны, злые и добрые духи различных религий. Герои книги были почерпнуты из мусульманских традиций, из Библии, из китайской хрестоматии и этнографической индуистской литературы. Как археолог без лопаты, Борхес вынимал из-под земли то, что хотел видеть сам и показать своему читателю, поселив на страницах книги. А книгу, из которой автор позаимствовал персонаж, можно узнать по точному описанию.

Метод собирания обитателей этого удивительного зоологического сада подчинён чёткой системе, понятной, правда, одному автору. Принцип искать бесполезно, поскольку в основе — отсутствие какой бы то ни было системы. И в этом Борхес весьма последователен.

Он был не первым, кто взялся за описание вымышленных существ. Задолго до жили и творили подобное Плиний-Старший — великий натуралист Римской империи, энциклопедист Исидор Севильский — автор очень популярной в Европе Средних веков «Книги этимологий», монах-доминиканец Винцент, в ХIII создавший «Великое зерцало» — всеобщий свод знаний. Нельзя не упомянуть также зоолога I-II вв. Клавдия Элиана, автора «Истории животных» и «Пёстрых рассказов», учёного-естественника ХIII в. В сочинении Борхеса можно обнаружить даже имена Аристотеля и Леонардо да Винчи, особенно там, где статьи о животных завуалированы под изображения человеческих чувств. На своих предшественников Борхес охотно ссылается, хотя честно признаётся, что сам читал только Плиния.

Алфавитную упорядоченность, т. е. расположение рассказов по имени персонажей в алфавитном порядке, Борхес тоже позаимствовал. Располагать статьи энциклопедии внутри разделов по буквам алфавита начали в XIII веке — классическим примером является энциклопедист Варфоломей Английский. Вот и Борхес предпочёл азбучный метод всем другим классификациям. Не заботясь при этом о повторах и охотно ссылаясь на самого себя. Благодаря этому книгу можно начинать читать с любой страницы, открыв наугад. Малые литературные формы автора очень хороши и этим своим малым форматом. Его рассказы можно с интересом усваивать даже при неусидчивости или отсутствии большого запаса времени.

Борхеса нередко почитают званием пророка и предсказателя: клонирование, семантические классификации — всё, что в настоящее время стало достоянием учёных-биологов придумано им одним. Но здесь хочется отметить не столько дар авторского предвидения, сколь недальновидность фантазий учёных обладателей дипломов и титулов, которым пригодились литературные образы. Например, «Сад расходящихся тропок» — великолепное произведение Борхеса с оригинальным видением «разветвлении путей», которое стало не только источником вдохновения для многочисленных начинающих литераторов Латинской Америки, особенно в жанре фантастики. Искусствоведы уверены, что тема этой новеллы описывает интерпретацию квантовой механики (множество параллельных миров). Возможно, она была вдохновлена работами философа и писателя-фантаста Олафа Стэплдона. Стало быть, Борхес — не дилетант мира научной фантастики. Ему свойственно природное чутьё, успешно сочетаемое с эмпирическим подходом к изложению выбранной темы.

Спустя годы после смерти Борхес — единственный писатель XX века, символизирующий эстетические ценности, необходимые для выживания канонической всемирной литературы. Он занимает это положение не только по отношению к латиноамериканской словесности, но и ко всей литературе западного мира и, возможно даже, мировой. Борхес последовательно сознательно и успешно воплощал саму идею традиционной литературы. Если кому из наших творческих современников и предназначено литературное бессмертие, то, конечно же, ему, страннику по разным эпохам и мирам.

Признание как на родине, в Аргентине, так и во всём мире, пришло к писателю одновременно с потерей зрения, к его удивлению. И это подтвердилось присуждением ему 17-ти разнообразных литературных премий (только одна — посмертно). Самую первую из — Гран-при ассоциации аргентинских писателей — автор получил в 1944 году, через 12 лет — Государственную премию Аргентины по литературе. Также он был удостоен самой престижной в испаноязычных странах премии Сервантеса, а ассоциация детективных писателей США наградила Борхеса премией Эдгара Аллана По.

Литература:

  1. Борхес Х. Л. Наставления. С-Пб., «Азбука классики». 2005. 384 с.
  2. Борхес Х. Л. Книга вымышленных существ. С-Пб., «Азбука классики». 2003. 384 с.
  3. Сабато Э. Современники о Борхесе: Эрнесто Сабато, Беатрис Сарло, Джулиан Барнс, Харольд Блум, Хосе Анхель Валенте, Сьюзен Сонтаг. // Иностранная литература, № 9, 1999.
  4. Тейтельбойм В. В. Два Борхеса: Жизнь, сновидения, загадки. — СПб.; «Азбука классики». 2003. 440 с.
  5. Чистюхина О. П. Творчество Х. Л. Борхеса в контексте философии культуры. Автореферат диссертации. Ростов на Дону. 2000. 23 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потеря зрения, писатель, I-II, автор, время, история, книга, литература, научная фантастика, первое.

  • Рассказ брат и сестра и другие
  • Рассказ булгакова морфий читать
  • Рассказ брат и младшая сестра
  • Рассказ буква ты для читательского дневника
  • Рассказ белый квадрат захар прилепин